В западных СМИ вспомнили об инциденте со столкновением советской и британской АПЛ в Баренцевом море

57
В западных СМИ вспомнили об инциденте со столкновением советской и британской АПЛ в Баренцевом море

В западных СМИ решили вспомнить об инциденте с советской субмариной. Речь идёт о случае, который произошёл 23 мая 1981 года в Баренцевом море. Долгое время он был строго засекречен, а некоторые его детали не раскрыты и по сей день. Советская АПЛ К-211 «Петропавловск-Камчатский», вооружённая 16-ю баллистическими ракетами P-29P, несла боевое дежурство, двигаясь на глубине около 50 м со скоростью в 9 узлов.

Обозреватель Себастьян Роблин пишет, что миссия данной субмарины заключалась в незаметном перемещении на протяжении нескольких месяцев в ожидании сигнала о возможном начале ядерной войны. В случае получения приказа, АПЛ должна была обрушить всю свою ядерную мощь на военные базы и другие объекты противника, расположенные на расстоянии до 4 тыс. морских миль.



Естественно, такие субмарины были приоритетной целью для Запада, который направлял свои малошумные атомные «подлодки-охотники», чтобы выслеживать советские АПЛ и в случае начала глобального противостояния торпедировать их.

Помня о вышеупомянутой угрозе, командир К-211 остановил свою подлодку и развернул ее так, чтобы носовая гидроакустическая установка МГК-400 «Рубикон» могла засечь субмарины, крадущиеся за ней в «слепой зоне». На тот момент аппаратура не сообщила ни о какой опасности.

Однако уже через несколько минут советская субмарина получила три мощных скользящих удара сзади и снизу. Затем гидролокатор К-211 поймал шум гребного винта. Объект идентифицировали как подводную лодку, но через несколько минут контакт был снова утерян.

Позднее экипаж советской субмарины обнаружил повреждения вертикального руля и резиновой звукопоглощающей плитки на корме. Кроме того, осколки металла, несомненно, с западной подводной лодки, застряли в правом винте и даже пробили балластную цистерну.

Советское расследование впоследствии пришло к выводу, что найденный металл, вероятно, принадлежит подводной лодке ВМС США. Однако позднее, в том же году, в западной прессе вышел материал, повествующий о столкновении британской «подлодки-охотницы» Scepter, или SS-104 с айсбергом в Баренцевом море.

Несложно догадаться, что «врезался» Scepter тогда не в ледяную глыбу, а в советскую К-211. Однако известно об этом стало лишь через 10 лет благодаря рассказу бывшего офицера, служившего на SS-104.

Как оказалось, в мае 1981 года, Scepter в течение некоторого времени следил за K-211, используя свой гидролокатор Type 2001, который имел дальность обнаружения под водой от 25 до 30 морских миль или от 6 до 17 миль при быстром движении.

Внезапно «АПЛ-охотница» потеряла контакт (судя по всему тогда, когда К-211 выполняла разворот), но продолжила движение вперед и ее нос врезался снизу в хвост «Петропавловска».

Один из гребных винтов советской подводной лодки «пропорол» переднюю часть корпуса «Скипетра», отбив от его носа кусок длиной свыше 7 м и оторвав переднюю часть боевой рубки. Обычно такое повреждение вызвало бы автоматическое отключение реактора подводной лодки, но командир вручную «вырубил» систему безопасности и «увел» свою субмарину подальше от места происшествия.

Столкновение советской и британской АПЛ в Баренцевом море могло привести к трагедии, но, к счастью, всё обошлось. Обе субмарины вернулись в строй после ремонта и служили еще достаточно долго: К-211 до 2013 года, а Sceptre до 2010.

Правда, последняя после инцидента уже не могла «похвастать» пресловутой малошумностью. В ее силовую установку попал мусор из К-211, из-за чего она стала более шумной в определенных режимах работы.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. +30
      27 июля 2021 18:38
      американские и британские ударные подлодки постоянно слонялись неподалеку от советских военно-морских баз. при обнаружении советской субмарины они «пристраивались» в ее «мертвой зоне» за кормой.

      Там натовские АПЛ были недоступны для советских сонаров - шум собственных винтов мешал идентификации противника.
      Однако русские моряки, зная об этом, разработали тактику противодействия - резко замедлив ход, подлодка разворачивалась и «прощупывала» гидролокатором зоны, ранее бывшие недоступными.

      У наших подводников такой маневр назывался «очистка мертвой зоны», а американцы уважительно прозвали его «Сумасшедший Иван».
      1. +1
        28 июля 2021 02:05
        Цитата: Atlant-1164
        американские и британские ударные подлодки постоянно слонялись неподалеку от советских военно-морских баз. при обнаружении советской субмарины они «пристраивались» в ее «мертвой зоне» за кормой.

        Там натовские АПЛ были недоступны для советских сонаров - шум собственных винтов мешал идентификации противника.

        Вопрос: а что мешало буксировать акустоантенны для обзора с тыла?
      2. +2
        28 июля 2021 07:07
        Гидролокатор - это активные посылки с целью получения эхо-сигнала. Эти посылки слышно на все море, поэтому для контроля слежения гидролокатор не используют!!!
    3. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
  2. +1
    27 июля 2021 18:37
    Чет не состыковка,когда англичане нашу лодку потеряли и вообще они ее видели?
    1. PN
      +21
      27 июля 2021 20:12
      Потеряли тогда, когда она к ним носом развернулась. Винты (как наиболее большой источник шума) оказались "прикрыты" корпусом лодки. И пошли они навстречу друг-другу, наша чуть выше, их чуть ниже.
      1. +3
        27 июля 2021 20:16
        Вот это другое дело,растолковали.Спасибо! hi
  3. +1
    27 июля 2021 18:50
    Прочитал и что то "Курск" наш вспомнил . hi ..Ведь его потопили и замяли это ,Россия тогда слаба была и доказать сложно было все Да и нельзя особо было .Ведь это войну означало бы . . hi
    Сейчас падлы боятся уже и правильно делают ..
    1. +2
      27 июля 2021 18:57
      Цитата: Utes
      Прочитал и что то "Курск" наш вспомнил . ..Ведь его потопили и замяли это

      Вот уж точно, но может лет через 50 правду откроют
      А вот интересно, а что это вдруг западники про этот инцидент вспомнили? Парад посмотрели и сон потеряли? Захотели показать, что и русские подлодки уязвимы?
      1. +14
        27 июля 2021 19:11
        может лет через 50 правду откроют"

        Может быть. Но я думаю что вся правда в аварии на борту. На Курске были инженеры Дагдизеля, намечались испытания то ли новой, то ли модернизированной торпеды. Думаю дело в этом, иначе им там делать нечего. Всё остальное,- домыслы любителей конспирологии и межпланетных заговоров.
        1. -14
          27 июля 2021 19:52
          верьте дальше телевизору
        2. +5
          27 июля 2021 20:43
          Олег, а с каких пор торпеды, хоть новые, хоть модернизированные, испытывают на учениях? Во вторых, по "официальной " версии взорвалась "старая" торпеда. Лично я, даже если рассекретят через 50 лет, не доживу. Если б Вы видели, как я переживал за тех ребят...Мне всего было 33 года...Тем ребятам уже никогда не будет больше, чем было тогда...
      2. Комментарий был удален.
    2. +14
      27 июля 2021 19:56
      ."Ведь его потопили и замяли это"(с)

      Кто потопил и откуда информация? Дайте ссылку. hi
      1. +9
        27 июля 2021 20:02
        Цитата: Морской Кот

        Кто потопил и откуда информация? Дайте ссылку.

        Вы это кстати у очередной реинкарнации Михана спрашиваете.
        1. +11
          27 июля 2021 20:07
          Спасибо за предупреждение smile , был не в курсе. hi
      2. +4
        27 июля 2021 20:22
        Ведь его потопили и замяли это

        как обычно, после подобных заявлений ссылок не будет hi
      3. 0
        31 июля 2021 00:54
        Цитата: Морской Кот
        Кто потопил и откуда информация? Дайте ссылку.
        да сама себя
        , с круглой впалой вмятиной в борту... дай думает воды забортной наберу побольше, чтоб даже в Норвегии пара "всплесков шума" (по наростающей сейсмологами) .... и от сотни раз проверенной торпеды ... belay ..ГЛАВНОЕ НЕ наружу, А воВНУТРЬ !!!...
        всё по-честному ... и буй зелёный натовский потом случайно нашёлся, ... и внешний долг простили и сразу же !!!... чтобы на этом аспекте пресса внимание не акцентировала ... и [b]Толедо [/b]по горячему нашли в Норвегии, но кадры с палаткой над местом потерянного буя "порекомендовали не освещать в СМИ" ...
        "Случайный гектар - случайных совпадений" .... Да ровно всё ... ровно...
        1. 0
          31 июля 2021 03:52
          Владимир hi , а подробней можете и, желательно, откуда информация.
    3. +3
      27 июля 2021 20:22
      Цитата: Utes
      Прочитал и что то "Курск" наш вспомнил . ..Ведь его потопили и замяли это ,Россия тогда слаба была и доказать сложно было все Да и нельзя особо было .Ведь это войну означало бы

      Во время данного инцидента в 1981 году СССР был практически на пике военного могущества, однако всё засекретили и спустили на тормозах. Скорее всего военно-морской атташе СССР посидел в пабе за кружкой доброго эля с представителем ВМС Британии и решили шум не поднимать lol И подобных происшествий во времена СССР было несколько, но войны никто не начинал,хотя сил тогда у Союза хватало.
      1. -1
        29 июля 2021 00:06
        А что надо было войну начать из-за того, что две лодки столкнулись?

        И на что у СССР сил хватало?

        Просто удивляет ваша логика.

        В 1981 году СССР на пике своего могущества покупал по 40-45 млн.тонн зерна, потомучто сам не мог накормить свое население.

        Через 10 лет СССР и без войны развалился, потомучто "могучие" советские руководители довели народ до нищеты без войны.

        А теперь попробуйте представить, если бы ещё в 1981 году начали войну против Британии, по сути против НАТО.

        Чтобы тогда осталось от СССР?

        Война - это крайняя мера и поэтому и так без всяких посиделок с кружками эля никто лишнего не болтал.
  4. +9
    27 июля 2021 19:43
    "Скипетр" за свою карьеру пережила несколько тяжелых несчастных случаев. 23 мая 1981 года она столкнулась с советской подводной лодкой ( K-211 ) и системой защиты ее реактора было выполнено автоматические аварийное отключение (scrammed реактора), но ее капитан механизмы безопасности выключил ( battleshort включен). Экипажу сказали, что они столкнулись с айсбергом. Об этом инциденте стало известно , когда Дэвид Forghan, бывший офицер с этой лодки, дал телевизионное интервью , которое транслировалось 19 сентября 1991 года.

    "Scepter" SS-104
  5. +20
    27 июля 2021 19:51
    Один из гребных винтов советской подводной лодки «пропорол» переднюю часть корпуса «Скипетра», отбив от его носа кусок длиной свыше 7 м и оторвав переднюю часть боевой рубки.

    Правда, последняя после инцидента уже не могла «похвастать» пресловутой малошумностью. В ее силовую установку попал мусор из К-211, из-за чего она стала более шумной в определенных режимах работы.

    Коллеги! Я далеко не подводник, но каким боком эта авария могла сказаться на малошумности английской лодки и как "мусор" попал в ее силовую установку?
    1. +15
      27 июля 2021 20:02
      Такой-же вопрос возник. Мусор,в реактор,как?
    2. +15
      27 июля 2021 21:33
      НИкак. Последний абзац- дичь дичайшая, на уровне детского садика.
      Жаль, что военное обозрение публикует эти строки.
  6. 0
    27 июля 2021 20:15
    служили еще достаточно долго: К-211 до 2013 года, а Sceptre до 2010.
    Правда, последняя после инцидента уже не могла «похвастать» пресловутой малошумностью. В ее силовую установку попал мусор из К-211, из-за чего она стала более шумной в определенных режимах работы.
    (с)
    Наши моряки действовали по принципу - сколько смогу съем, остальное понадкусываю. Уж если не утопили, то проблем на всю оставшуюся жизнь доставили laughing
    1. +6
      27 июля 2021 20:29
      Правда, последняя после инцидента уже не могла «похвастать» пресловутой малошумностью. В ее силовую установку попал мусор из К-211, из-за чего она стала более шумной в определенных режимах работы.
      тут согласен - бред. КАК (???) сквозь прочный корпус , при пробитии которого лодке практически хана (как минимум легла бы на грунт при затоплении отсеков силовой установки) могли попасть в силовую установку??? Ну, возможно, от удара какие-то механизмы сместились с фундаментов, нарушилась центровка каких-то валов. .Но все это лечится в базе как бы....
      1. 0
        27 июля 2021 20:35
        Водометный движитель у англичанки повредили.
        1. +8
          27 июля 2021 20:37
          ну это не совсем то что сказано в новости -
          В ее силовую установку попал мусор из К-211
          А водометный двигатель - это на самом деле не двигатель а движитель.
          А двигатель (турбина, дизель, ВНЭУ) это то, что вращает движитель - винт, гребное колесо, воздушный винт... hi Я про "статью" а не по факту
          1. +7
            27 июля 2021 21:04
            Цитата: Region-25.rus
            Я про "статью" а не по факту

            В статье на ВО изначально было написано реактивный двигатель. Там комменты потерли в начале. Это был кривой перевод с аглицкого. Потом на силовую установку поменяли. И смысл вообще потерялся.
            1. +1
              27 июля 2021 21:07
              "вон оно шо Михалыч". Теперь понятно! Благодарю! drinks
            2. +1
              27 июля 2021 21:09
              Потом на силовую установку поменяли
              ну как бы...тоже не фонтан
              1. +4
                27 июля 2021 21:16
                В 2020 атомный подводный крейсер К-211 проекта 667бдр разделан на ОАО "ДВЗ Звезда" (г. Большой Камень).

                1. +18
                  27 июля 2021 21:34
                  А я на ней в море ещё ходил...
                  1. +3
                    27 июля 2021 21:45
                    Фото К-211 у пирса за февраль 2020


                2. +2
                  28 июля 2021 05:21

                  Башкирхан
                  Вчера, 21:16
                  НОВЫЙ

                  +4
                  В 2020 атомный подводный крейсер К-211 проекта 667бдр разделан на ОАО "ДВЗ Звезда" (г. Большой Камень)
                  Это не ОАО "ДВЗ Звезда" г. Большой Камень. Могу сказать место разделки лодки. Но только в личку или по л/тлф. hi
                  1. -1
                    28 июля 2021 06:48
                    Цитата: a.s.zzz888
                    Могу сказать место разделки лодки. Но только в личку или по л/тлф.

                    Вы правы, это Бухта Чажма, поселок Дунай, БПД-41. В группе в ВК "Русский подплав" ошибочно указали Большой Камень.
                    1. +1
                      28 июля 2021 09:09

                      Башкирхан
                      Сегодня, 06:48
                      НОВЫЙ

                      0
                      Цитата: a.s.zzz888
                      Могу сказать место разделки лодки. Но только в личку или по л/тлф.

                      Вы правы, это Бухта Чажма, поселок Дунай,
                      Таки да.
            3. +4
              27 июля 2021 21:32
              Башкирхан
              ...В статье на ВО изначально было написано реактивный двигатель. Там комменты потерли в начале. Это был кривой перевод с аглицкого. Потом на силовую установку поменяли. И смысл вообще потерялся.

              hi Вот и я не понял, почему, ради ещё бОльшей бессмыслицы, тогда был удалён мой безобидный комментарий лишь с предположением, что, наверное, речь идёт о водомётном движителе у "англичанки"! what
              1. +2
                27 июля 2021 21:48
                Цитата: пищак
                ради ещё бОльшей бессмыслицы, тогда был удалён мой безобидный комментарий лишь с предположением, что, наверное, речь идёт о водомётном движителе у "англичанки"!

                А могли и забанить.
                1. +3
                  27 июля 2021 21:54
                  hi Благодарю за фотки "К-211" и дружеское напоминание! good
                  Уже "плавал"-знаю! wink

                  Кстати, в начале 1990х в журнале "Моделист-Конструктор" были напечатаны чертёжики модели подводного ракетоносца проекта 667.
        2. +9
          27 июля 2021 23:54
          Цитата: Башкирхан
          Водометный движитель у англичанки повредили.

          Англичанка относилась к классу СВИФТШУР, а они были еще без водомета.
          Цитата: tralflot1832
          англичане нашу лодку потеряли и вообще они ее видели?
          Держали видимо не пределе, потому как после потери контакта, они через полчаса влезли под К-211.
          Цитата: Atlant-1164
          резко замедлив ход, подлодка разворачивалась и «прощупывала» гидролокатором зоны, ранее бывшие недоступными.
          У наших подводников такой маневр назывался «очистка мертвой зоны», а американцы уважительно прозвали его «Сумасшедший Иван».

          Пара ремарок.
          1. Никто на БС гидролокатором зоны, "ранее недоступные" не прощупывает. Режим ИД -- только перед торпедной стрельбой, да и то вряд ли...
          2. Маневр, который вы описываете, сомнителен, но возможен. Обычно проверка отсутствия слежения происходила по-другому. Не суть.
          Но "сумасшедший Иван" это когда , лодка поворачивала на 180* и рывком сокращала дистанцию с визави. Расчет на изменение противником режима движения или курса (г/а сечения цели), а также на сокращение дистанции, чтобы таки зацепить супостата своим ШП (ГАК).
          Как то так, однако.
          АГА.
          1. -4
            28 июля 2021 06:50
            Цитата: Удав КАА
            Англичанка относилась к классу СВИФТШУР, а они были еще без водомета.

            Конкретно "Скипетр" вроде был с водометным движителем.

          2. 0
            28 июля 2021 19:01
            Тоже модель субмарины класса Свифтшур. На англоязычном форуме написано водометный движитель.

            1. +1
              28 июля 2021 21:14
              Приведенный мной в посте чертеж является ОФИЦИАЛЬНЫМ. Да, я встречал упоминание о том, что ПЛа т. СВИФТШУР были первыми, на которых установили водометы. Но это было в ходе модернизации при замене активной зоны реактора.
              Иллюстрация лодки серии "Свифтшур". (см выше)
              Это официальный чертеж ф. Виккерс судостроение и инжиниринг. Он был опубликован в книге Фридмана «Проектирование и разработка подводных лодок»...

              С уважением, hi
            2. +1
              28 июля 2021 22:01
              Цитата: Башкирхан
              На англоязычном форуме написано водометный движитель.

              Вы правы. Но есть еще и англоязычные иллюстрации...

              Их очень часто путают с другой ПЛА типа ТРАФАЛЬГАР, которая с рождения несет водомет.

              Поэтому трудно что -либо однозначно сказать...
              1. 0
                29 июля 2021 17:42
                Цитата: Удав КАА

                Поэтому трудно что -либо однозначно сказать...

                Согласен. Фотографии субмарины в сухом или плавучем доке только могут дать ответ на этот вопрос. И то желательно в хорошом качестве со стороны винторулевой группы . Вот фото свитшура к примеру, но самая интересная часть не снята.
                1. +1
                  29 июля 2021 21:11
                  Цитата: Башкирхан
                  Фотографии субмарины в сухом или плавучем доке

                  Спасибо за фото. Но я ушел уже от темы.
                  Когда листал И-нет, видел фото СВИФТА в сухом доке при постановке на модернизацию. Там винты были закрыты брезентом, но по углам видно, что это не круглый кожух водомета.
                  С уважением.
  7. +5
    27 июля 2021 20:24
    "В ее силовую установку попал мусор из К-211, из-за чего она стала более шумной в определенных режимах работы."- ерунда какая-то! Как мусор мог попасть в силовую установку? fool fool negative
    1. +1
      27 июля 2021 20:49
      Николай, ну тут всё просто!
  8. 0
    27 июля 2021 22:15
    В ее силовую установку попал мусор из К-211, из-за чего она стала более шумной в определенных режимах работы.
    Не понимаю, что это значит. Объясните пожалуйста, кто может, как в силовую установку, ядерную, может "попасть мусор из К-211"?! Простите, вначале написал, потом почитал, что не только меня это вдохновило! laughing
    1. +9
      28 июля 2021 00:50
      как в силовую установку, ядерную, может "попасть мусор из К-211"?!


      Мусор может попасть в систему охлаждения реактора соответствующего контура. Лодка забирает заборную воду насосами, отправляет на теплообмен, и уже "подогретую" выбрасывает обратно. Если и мог мусор какой-то попасть, то только в эту систему охлаждения. Ну и "бренчать" там. Или "крыльчатку" насоса помять, изменить геометрию. Отсюда возможны изменения уровня шума.
      Заборное устройство чем то похоже на "уши" запорожца. Выступает над корпусом и имеет приличные размеры. На входе стоят решетки для предотвращения попадания посторонних предметов.
      У реактора несколько контуров охлаждения. Мусор не может попасть из одного в другой. Поэтому непосредственно реактору в этом случае механические повреждения не угрожают.
      Теплоноситель-это первый контур. Вода в парогенераторе и отработанный пар в главном конденсаторе-второй контур. Далее третий контур -вода которая охлаждает конденсатор. Все это вода высокой чистоты. И только в последнем, четвертом контуре, циркулирует забортная вода, забирающая тепло из 3-го и отводящая его наружу, создавая при этом тепловой след. Пробовали, кстати, сажать АПЛ на грунт. Образовывалось приличное пятно теплой воды. Демаскировало АПЛ.

      Надеюсь понятно объяснил?
      1. +1
        28 июля 2021 10:02
        Пробовали, кстати, сажать АПЛ на грунт. Образовывалось приличное пятно теплой воды. Демаскировало АПЛ.

        Про демаскировку понятно. Слышал ,что атомная лодка технически не может лежать на дне.Так ли это?
        1. +2
          28 июля 2021 15:26
          . атомная лодка технически не может лежать на дне.Так ли это?


          Совершенно верно. Именно из-за того, что при покладке на грунт, в частности, забьются заборные устройства воды на охлаждение реактора.

          КПД реактора очень маленький. Сравним с паровозом. Подавляющая часть энергии отводится наружу впустую. При отсутствии охлаждения придется экстренно "выводить реактор" и принимать меры для расхолаживания. Иначе активная зона из за отсутствия теплосъема может выйти из строя. Там и до ядерной аварии недалеко.

          Это все касается "обычных" АПЛ. Если провести спец мероприятия и подготовку, то лечь на грунт можно. Такие вещи имели место быть. Но они признаны нецелесообразными. Мороки много, да и смысла нет.
          1. +1
            31 июля 2021 01:17
            Цитата: Podvodnik
            . атомная лодка технически не может лежать на дне.Так ли это?


            Совершенно верно. Именно из-за того, что при покладке на грунт, в частности, забьются заборные устройства воды на охлаждение реактора.

            прошу прощения, что встрял, но Ваши разъяснения показались наиболее логичны (хотя бы для обывателя, с инженерной точки зрения)... Возникает вопрос, это "таким образом получается бОльше конструктивная проблема" .. ?!! На ниодной из наших лодок нет водозаборников в верхней (минимум срединной, смещённой вверх), части корпуса ... ?!!!
            Именно это обстоятельство, пока не позволяет создавать МЦАПЛ (охотник), в размерениях 3000-5000 т. ( по ВИ), как "Карп" или даже "Варшавянка", но к примеру с малыи реактором "РИТМ-2000" ... Там какие-то непреодолимые конструктивные проблемы ... ?!!
            Как лично Вы, считаете ... ?!!
            1. 0
              31 июля 2021 07:56
              Там какие-то непреодолимые конструктивные проблемы ... ?!!


              Да нет проблем непреодолимых. Заборные устройства действительно в нижней трети корпуса, вертикальное перо руля торчит из за габаритов кстати, да и водоизмещение приличное. При покладке можно "тупо помять ".
              АПЛ все таки не прибрежные, как дизелюхи. На больших глубинах работают. Смысла нет ложиться не грунт. Зачем? Задача не ставилась, конструктора не предусматривали.
  9. PPD
    +3
    27 июля 2021 23:25
    Эх, Кострома с Баттон Руж встретилась так, что сейчас на рубке законная цифра 1 в звезде.
  10. +3
    28 июля 2021 04:55
    РПК СН "К-211" в сентябре - ноябре 1984 года совершил подлёдный, трансарктический переход по маршруту Оленья Губа - Камчатка - бухта Крашенинникова. Вошел в состав 25-й дивизии ПЛ 2-й флотилии ПЛ КТОФ, город Вилючинск. 15 сентября 1998 года РПК К-211 присвоено наименование «Петропавловск-Камчатский».
    По воспоминаниям ком.состава:
    "Столкновение РПК СН "К-211" (СФ) с иностранной подводной лодкой 23 мая 1981 года. "К-211" 667БДР "Кальмар" ("Дельта-3" класс). Атомный подводный крейсер следовал в базу из полигона боевой подготовки. Лодка находилась на глубине 50 метров и двигалась со скоростью 9,5 узлов курсом 180°. Командир советского атомохода формально проверил отсутствие слежения за своим кораблем и лишь в 19 часов 30 минут приказал произвести замер уровня гидроакустических помех. В 19 часов 51 минуту на "К-211" неожиданно ощутили три последовательных кратковременных удара/толчка продолжительностью до 10 секунд. Командир советской субмарины принял решение всплыть на перископную глубину, но в ходе всплытия получил доклад гидроакустика о шумах винтов на курсовом угле 127° левого борта. Акустик классифицировал подводную цель, как атомную подводную лодку. В 19 часов 58 минут на "К-211" отвернули вправо от предполагаемой цели и через две минуты контакт с иностранным атомоходом был утерян. В 20 часов 11 минут "К-211" всплыла но ни визуально, ни на экране радиолокатора надводных целей не было обнаружено. Осмотр корпуса лодки в базе показал наличие незначительных повреждении резинового покрытия корпуса советского атомохода от скользящего столкновения."

    "Наша лодка всплыла, и своим ходом пришла в базу. Здесь её ожидала комиссия, состоявшая из специалистов флота, промышленности, науки и проектанта. Комиссия, смоделировав ситуацию маневра двух лодок, осмотрев места повреждения, установила, что американская лодка следила за нашей лодкой в её кормовых секторах, оставаясь для неё в акустической тени. Как только наша лодка изменила курс, американская лодка потеряла контакт и вслепую врезалась своей рубкой в корму советской лодки. Её поставили в док, и там при осмотре были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждение лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плекса от рубки американской субмарины. Более того, по отдельным деталям комиссии удалось установить, что столкновение произошло именно с подводной лодкой класса "Стёрджен", что потом и подтвердилось появлением в Холи-Лох лодки с повреждённой рубкой именно этого класса."


    16 ноября 2010 года, в 18:20 местного времени (камчатского), РПК "Петропавловск-Камчатский" вышел в "последний путь", в Приморье, на разделку.
  11. Комментарий был удален.
  12. 0
    28 июля 2021 16:11
    Цитата: Podvodnik
    Надеюсь понятно объяснил?

    Абсолютно, коллега! Спасибо большое за толковый и подробный пост! Использование забортной воды понятно, но даже вода, используемая на теплоходах очень неплохо фильтруется, прежде чем попасть в систему охлаждения и частицы, которые могут повредить лопатки насосов должны быть немаленькими. В любом случае, спасибо! hi
  13. Комментарий был удален.