Аракчеев и Александр I

138

Александр I и А. Аракчеев

Очень неожиданное и любопытное свидетельство об Аракчееве и Александре I можно найти в повести М. Горького «В людях». Писатель вспоминает слова своего деда:

«А при Благословенном государе Александре Павлыче дворянишки, совратясь к чернокнижию и фармазонству, затеяли предать весь российский народ римскому папе, езуиты! Тут Аракчеев-генерал изловил их на деле да, невзирая на чины-звания, – всех в Сибирь в каторгу».

Давайте поговорим об «Александровском» периоде службы Алексея Андреевича Аракчеева.



Возвращение графа Аракчеева в Петербург


В 1803 году император Александр I вернул Аракчеева на службу, снова назначив его инспектором всех артиллерийских частей.

Удивления это не вызывает, ведь административные таланты Алексея Андреевича, его честность и добросовестность не отрицались даже врагами.

А. И. Михайловский-Данилевский характеризует Аракчеева следующим образом:

«Трудолюбие его было беспримерное, он не знал усталости, и, отказавшись от удовольствий света и его рассеянностей, он исключительно жил для службы, чего и от подчиненных своих требовал».

О степени ответственности Аракчеева можно судить и по такому свидетельству генерал-майора П. А. Угрюмова:

«Граф Аракчеев всякий раз с удовольствием показывал мне Высочайшие повеления с выговорами графу Витту, говоря:

«Ежели б Государь написал мне или тебе хотя один такой выговор, мы бы с тобой умерли с отчаяния. А вот – поляк – ему все ничего».

Сам Аракчеев любил говорить:

«От нас русских нужно требовать невозможного, чтобы достичь возможного».

А также:

«Касательно же толков людских, то на оное смотреть не должно, да они ничего важного не сделают».

Просто преступно было не использовать такого человека.

Аракчеев и Александр I

Неизвестный художник. Портрет Аракчеева, Русский музей, Петербург

К тому же хорошие отношения между Аракчеевым и Александром сложились ещё при жизни Павла I.

По приказу императора он курировал обучение наследника военному делу и, по свидетельству современников, часто буквально спасал его от гнева отца.

Было у этой пары также одно общее и одинаково любимое ими занятие.

Вдвоем они часто плакали, вспоминая незабвенного императора Павла I, которого Александр, по меткому выражению Герцена, «приказал убить, но не до смерти». Однако исполнители опытным путем установили, что когда человека убивают, он обычно, всё-таки, умирает.


Убийство Павла I, французская гравюра

Деятельность Аракчеева в период Наполеоновских войн


В то время, благодаря стараниям Аракчеева, значительно улучшилось снабжение артиллерийских частей боеприпасами, что проявилось уже во время кампании 1805 года. Сам Аракчеев во время Аустерлицкого сражения состоял при Александре I. Вернувшись в Россию, он лично составил «Наставление батарейным командирам», которое военными историками оценивается достаточно высоко и, по общему мнению, способствовало повышению качества обучения кадров для артиллерийских частей.

Активно работала в то время Артиллерийская комиссия, в состав которой, помимо ее председателя А. Аракчеева, входили И. Г. Гогель, А. И. Кутайсов и X. Л. Эйлер. Была выработана единая система артиллерийских орудий, получившая название «Аракчеевской» (или «Системы 1805 года»).

Для 12-фунтовой пушки (в пересчёте на современные единицы) устанавливался калибр 121 мм, масса ствола – 800 кг, масса лафета – 670 кг. Калибр 6-фунтовой пушки был определен в 95 мм, масса ствола должна была составлять 350 кг, лафета – 395 кг. Полупудовый единорог теперь имел калибр 152 мм, массу ствола – 490 кг и массу лафета – 670 кг. Калибр четвертьпудового единорога был определен в 123 мм, масса его ствола – 345 кг, лафета – 395 кг.

Уже во время кампаний 1806–1807 годов французы были неприятно удивлены и количеством пушек в русской армии (а ведь только при Аустерлице армия Кутузова оставила на поле боя 133 орудия), и значительно возросшей эффективностью действий российских артиллеристов.

Заслуги Аракчеева были оценены по достоинству: в 1807 году он становится генералом от артиллерии – «за доведение до превосходного состояния артиллерии».

В январе 1808 года следует новое повышение. Тогда в отставку был отправлен военный министр С. К. Вязмитинов. На его место и был назначен Аракчеев.

Дело в том, что российское дворянство, основу благосостояния которого составляла торговля с Англией, было крайне недовольно согласием Александра на Континентальную блокаду этой страны. Ходили упорные слухи о возможности нового дворцового переворота, и Александр прекрасно знал, как легко договариваются англичане с компрадорской элитой его государства. Сам ведь участие в заговоре против отца принимал.

На роль своего спасителя он и выбрал Аракчеева, опрометчиво отправленного когда-то в отставку Павлом I.

Но произошло неожиданное: разобравшись с делами, Аракчеев вдруг подал прошение об отставке. Свое решение он аргументировал тем, что его предшественник был отставлен «с позором», для чего не было никаких оснований. И потребовал от императора либо отрешить от должности также и его, либо изменить формулировку увольнения Вязмитинова. В результате тот задним числом получил отставку «по прошению», право ношения мундира и полное денежное содержание в соответствии с воинским званием.


С. К. Вязмитинов, портрет из Военной энциклопедии И. Д. Сытина, 1912 г.

Аракчеев же, помимо поста министра, получил должности инспектора русской пехоты и артиллерии, начальника Военно-походной канцелярии императора и фельдъегерского корпуса.

В это же время он стал и сенатором. Ростовский мушкетерский полк был переименован, став Гренадерским и получив имя графа Аракчеева.


Портфель-папка для бумаг военного министра Аракчеева

«Синекурой» должность военного министра тогда не была. Россия вела войны с Ираном (1804–1813), Турцией (1806–1812), со Швецией (1808–1809), а с 1809 года находилась ещё и в состоянии войны с Австрией.

Зимой 1809 года во время войны со Швецией именно новый министр, вопреки мнению командования Финляндской армией, настоял на походе к вражеским берегам по замерзшему льду Ботнического залива. Эта дерзкая операция решила исход войны, однако Аракчеев, сославшись на то, что не принимал в этом походе непосредственного участия, отказался от ордена святого Андрея Первозванного. А ранее, в 1807 году, он отказался и от ордена Святого Владимира 1-й степени.

При Аракчееве началось реформирование русской армии, в ходе которого были учреждены учебные батальоны (для подготовки унтер-офицеров) и так называемые рекрутские депо, в которых проходила подготовка личного состава перед отправлением в линейные части. Была введена дивизионная организация, появилась должность дежурного генерала. Артиллерию выделили в отдельный род войск и свели в роты и бригады. Для придания этим частям большей мобильности, были уменьшены калибры орудий и размеры лафетов.

Кроме того, была продолжена работа по их стандартизации, благодаря чему теперь армейские оружейники в полевых условиях из двух или трёх разбитых орудий могли быстро собрать одно боеспособное. Появился Артиллерийский комитет и стал издаваться «Артиллерийский журнал».

Сам Аракчеев написал тогда статьи, посвященные вопросам технологии изготовления пороха и селитры, а также выполнения боевых стрельб.

В 1810 году Аракчеев подал в отставку, заявив, что время требует «более просвещенных министров». Свой пост он уступил М. Барклаю-де-Толли, а сам занял должность председателя Департамента военных дел Государственного совета.

В Отечественную войну 1812 года Аракчеев, как сейчас бы сказали, возглавил тыловую службу российской армии, занимаясь ее снабжением и подготовкой резервных частей.

Объективные исследователи, оценивая деятельность Аракчеева в 1812 году, утверждают, что по заслугам он должен бы быть поставлен в один ряд с такими героями Отечественной войны, как Кутузов и Барклай-де-Толли. Считают также, что именно Аракчеев уговорил Александра I отказаться от поста главнокомандующего и способствовал назначению на эту должность Кутузова.

С декабря 1812 года и до окончания военных действий в Европе Аракчеев находился при Александре I. В Париже он отказался от звания генерал-фельдмаршала, которым должен был стать одновременно с Барклаем-де-Толли. Не принял он и высшую награду Пруссии – орден Большого черного орла.


А. А. Аракчеев, портрет работы А. Доу. 1820-e гг.

Часто приходится слышать разговоры о «трусости» Аракчеева, который неизменно отказывался от командных должностей в действующей армии.

По этому поводу следует сказать, что недостатка храбрых офицеров и генералов в России тогда не было. Гораздо хуже обстояли дела с талантливыми и толковыми (да ещё и честными) организаторами и администраторами, к числу которых и принадлежал Аракчеев.

И, пожалуй, нам стоит поблагодарить его за то, что он, осознавая свое призвание, не старался изображать из себя Николая Каменского или Петра Багратиона. И тем более не пытался заменить их, встав во главе какого-нибудь крупного военного соединения или целой армии.

«Александровщина»


В конце 1815 года Аракчееву было поручено осуществлять «надзор за ходом дел» в Комитете министров. Фактически он стал правителем России – вместо императора, которого дела в Европе интересовали гораздо больше внутренних.

В 1818 году Аракчеев составил и представил Александру I проект выкупа казной помещичьих имений «по добровольно установленным ценам», чтобы «содействовать правительству в уничтожении крепостного состояния людей в России». Таким образом, он мог войти в историю России, как благодетель и «освободитель».

Увы, Александр уже давно отказался от псевдолиберальных идей, которыми так любил щеголять в молодости.

В первой статье («Черная легенда» графа Аракчеева) мы уже отмечали, что идея военных поселений принадлежала именно Александру I, и цитировали его фразу, сказанную еще в 1816 году:

«Военные поселения будут основаны во что бы то ни стало, даже если мне придется устлать дорогу от Петербурга до Чудова трупами».

Аракчеев возражал против этого замысла, справедливо указывая, что военные поселения будут убыточными в экономическом отношении, а качество подготовки их личного состава – низким.

Утверждают, что Аракчеев буквально стоял на коленях перед императором, умоляя его «не образовывать новых стрельцов». Но в итоге вынужден был принять на себя все заботы по их обустройству.

В 1819 году император назначил Аракчеева «начальником штаба над военными поселениями». И в том же году вспыхнуло восстание в переведенном на поселение Чугуевском полку, вызванное спущенным сверху нереальным планом по заготовке сена.

Это выступление было поддержано окрестными крестьянами и для его подавления пришлось использовать 4 регулярных полка и 2 артиллерийские роты. Только что назначенному Аракчееву, который к этому делу отношения не имел (другие люди принимали возмутившее чугуевцев решение), пришлось возглавить карательную операцию. И получить огромную порцию презрения, стать объектом насмешек, а также героем эпиграммы, авторство которой приписывают Пушкину:

«В столице он – капрал,
В Чугуеве – Нерон:
Кинжала Зандова
Везде достоин он».

Кстати, вы ошибаетесь, если думаете, что немецкий студент Карл Занд убил какого-то короля или хотя бы генерал-губернатора – всего лишь известного своими симпатиями к России драматурга Августа Коцебу.

И откуда же у него такая популярность в среде русских либералов?

И Максимилиан Волошин в стихотворении «Северо-восток» ставит Аракчеева в один ряд с Петром I и Павлом I:

«Жгучий свист шпицрутенов и розг,
Дикий сон военных поселений,
Фаланстер, парадов и равнений,
Павлов, Аракчеевых, Петров.

Жутких Гатчин, страшных Петербургов,
Замыслы неистовых хирургов
И размах заплечных мастеров».

Два амбициозных императора и Аракчеев, который политические решения не принимал, самостоятельной фигурой никогда не был: лишь беспрекословно и очень добросовестно исполнял поручения правящего в тот момент монарха. Гораздо логичней и справедливее было бы поставить в один ряд с Петром и Павлом Александра I, даже стихотворный размер бы в этом случае не пострадал: «Павлов, Александров и Петров».

С 1821 по 1826 годы Аракчеев пошёл на повышение: стал исполнять обязанности главного начальника Отдельного корпуса военных поселений. Сам он прекрасно осознавал, что должность ему досталась практически «расстрельная».

А. П. Ермолов вспоминал его слова:

«Много ляжет на меня незаслуженных проклятий».

Это, кстати, понимал и Александр, который как-то сказал Клейнмихелю:

«Вы не можете знать, что значит для меня Аракчеев; он берет все плохое на себя и приписывает все хорошее мне».

Однако брать на себя вину и ответственность император благоразумно не стал, позволив Аракчееву дочерна измазаться, воплощая в жизнь его глупые и вредные идеи.


Вид военного поселения Кречевицы

Труд по организации и обустройству военных поселений был поистине титаническим.

Численность личного состава, переводимого на поселение, вместе с членами семей в 1817 году составляла около 400 тысяч человек (а максимальная численность доходила до 700 тысяч).


Карта военных поселений из Военной энциклопедии издательства И. Д. Сытина, 1912 г.

При этом Аракчеев, проводя по поручению императора крайне жесткую линию на подавление любого сопротивления, условия жизни в военных поселениях старался облегчить – насколько это было возможно, конечно. Стараясь сделать службу в поселениях более престижной, он добился повышения жалованья офицерам. Но тщательно контролировал выполнение ими своих обязанностей, стараясь свести злоупотребления к минимуму.

Он писал:

«Строгость нужна более для штаб-офицеров и обер-офицеров, …когда строгость – разумеется, справедливая, без интриг… – употребляется на начальников, то все пойдет хорошо, и солдаты будут хороши».

Наконец, по его приказу 300 лучших выпускников школ, в которых учились солдатские дети, были отправлены на учёбу в кадетские корпуса, выйдя из них офицерами.

Остается лишь с горечью констатировать, как нерационально использовался недюжинный административный талант этого человека, и сколько времени и сил потратил он на внедрение в России этой нежизнеспособной системы. При этом свою работу он выполнил так хорошо, что военные поселения просуществовали ещё много лет. Ликвидированы они были в 1857 году – при императоре Александре II.

Последние годы жизни Аракчеева


На протяжении десятилетий А. Аракчеев работал в среднем по 17 часов в сутки, но подкосил его не этот нечеловеческий труд, а известие об убийстве дворовыми людьми Настасьи Минкиной (о ней было рассказано в статье Российский помещик граф Аракчеев).

Эта женщина, несмотря на крестьянское происхождение, быстро привыкла к неограниченной власти. С каждым годом она все сильнее придиралась к крестьянам, придумывая новые причины для издевательств и новые способы мучений. В 1825 году Василий Антонов, брат девушки, которой особенно доставалось от Минкиной, решил «пострадать за общество» и убил новоявленную Салтычиху.

На ее надгробии Аракчеев распорядился сделать надпись:

«Здесь погребен 25-летний мой друг, Настасья Федоровна, убиенная своими людьми в сентябре 1825 года».

Расследование по этому делу, вели такие высокопоставленные лица, как новгородский губернатор Д. Жеребцов и начальник штаба Отдельного корпуса военных поселений генерал-майор П. Клейнмихель. На законы Российской империи они особо не полагались и работали по принципу: «главное результат, а не методы». «Своих» тоже не щадили, и новгородский земской исправник В. Лялин, посмевший проявить снисхождение к одной из женщин (Дарья Константинова) по причине ее беременности, был арестован на 2 месяца – «за пособничество преступнице».

В результате были даже получены признания обвиняемых о неудачных попытках отравления Минкиной. Но к этим показаниям все же надо относиться с осторожностью, поскольку под пытками человека можно вынудить сознаться в чем угодно.

Наказание было чрезвычайно жестоким.

Из 22 человек, проходивших по этому делу, трое были забиты насмерть (в том числе Василий Антонов и его сестра Прасковья). Многих отправили в Сибирь на каторгу.

Аракчеев же впал в депрессию, все буквально валилось у него из рук. Некоторые считают, что именно по этой причине он не довел до конца следствие по доносу на будущих декабристов.

Окончательно добили Аракчеева бумаги Минкиной, из которых он узнал, что любимая женщина была не верна ему, да к тому же ещё от его имени брала взятки. Граф стал возвращать эти незаконные подарки и столкнулся с неожиданной проблемой: дарители отказывались их принимать! Пришлось пригрозить им публикацией фамилий в газете.

Уйдя в отставку (20 декабря 1825 года), он некоторое время лечился в Европе, а потом жил в своем имении, где поставил бронзовый памятник Александру I.


Грузино, памятник Александру I

Незадолго до смерти, он внёс в государственный заемный банк 50 тысяч рублей. Эти деньги должны были пойти на оплату труда автора, который к столетию смерти Александра I напишет историю царствования этого императора, а также переводчикам книги на французский и немецкий языки.

Умер Аракчеев 21 апреля (3 мая) 1834 года – с портретом Александра I в руках и, попросив прощения у всех, кого обидел. Перед смертью он вернул в герольдию все свои ордена за исключением одного, лично врученного ему Павлом I (орден святого Александра Невского).

Полтора миллиона личных средств Аракчеев завещал на благотворительные цели.

Пожалованное ему когда-то имение Грузино отошло государству и, по распоряжению Николая I, право пользоваться доходами с него получил Новгородский кадетский корпус, который с тех пор стал называться Аракчеевским. В этот корпус была передана и библиотека графа.
138 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    10 сентября 2021 05:10
    Валерий за поднятую тему и продолжение цикла однозначный плюс! Всем доброго дня!!!
    1. +10
      10 сентября 2021 05:24
      От всей души присоединяюсь!
      Всем доброй пятницы, хорошего настроения и бодрости духа перед грядущими выходными. smile
      С наступающим Праздником, дорогие сотоварищи Танкисты! drinks
      1. +10
        10 сентября 2021 07:58
        Тихий Ангел улетел,
        Помахав крылом.
        Возвращаюсь с песнею
        В наш родимый дом.

        Всем-всем-всем поклон и наилучшие пожелания на выходные! love )))
  2. +15
    10 сентября 2021 06:29
    Подал в отставку .. отказался от звания .. не принял орден ..
    В наше время звучит как-то нереально.
    Валерию спасибо, очень интересный цикл,!
    1. +12
      10 сентября 2021 08:30
      Подал в отставку .. отказался от звания .. не принял орден ..
      В наше время звучит как-то нереально.
      Тоже об этом подумалось O tempora, o mores!
      Валерию спасибо, очень интересный цикл,!
      Присоединяюсь!
  3. +10
    10 сентября 2021 06:30
    [quote][quote]И откуда же у него такая популярность в среде русских либералов?[/quote[/quote]]В России Занда воспел Пушкин в стихотворении "Кинжал":
    О юный праведник, избранник роковой,
    О Занд, твой век угас на плахе;
    Но добродетели святой
    Остался глас в казнённом прахе.
    В твоей Германии ты вечной тенью стал,
    Грозя бедой преступной силе -
    И на торжественной могиле
    Горит без надписи кинжал.
    Занд вошёл в дом к Коцебу и со словами: "вот изменник отечества!" ударил его кинжалом в грудь. В это время в комнату вбежала девочка 4 лет, не в состоянии видеть, как девочка плачет и зовет Коцебу, Занд ударил себя в грудь кинжалом, затем выбежал на улицу и нанёс себе ещё одну тяжёлую рану в грудь. Коцебу,был крайне не популярен в Германии,эта "не популярность", не была связана с его прорусскими взглядами, его взгляды были в целом реакционы, но в в Сибири свой срок отмотал. В1800 году фон Коцебу выехал из Веймара в Россию, для свидания с родственниками своей жены и детьми от первого брака, воспитывавшимися в Петербурге, но по Высочайшему повелению был арестован на границе, так как попал под подозрение, что он - "якобинец" и сослан в Сибирь. Освобожден так же по высочайшему повелению. Своими постоянными издевательствами над академической свободой навлёк на себя подозрение в том, что путём доносов враждебно настраивает немецких государей и русский кабинет против немецкой молодежи. "Запутанная история.Как это верно, Ватсон."(с)
    1. +7
      10 сентября 2021 06:56
      ... не в состоянии видеть, как девочка плачет и зовет Коцебу, Занд ударил себя в грудь кинжалом, затем выбежал на улицу и нанёс себе ещё одну тяжёлую рану в грудь.

      Истерик, а точнее истеричка. Нашел же Пушкин кого в стихах воспевать.
      1. +6
        10 сентября 2021 08:00
        Кто ищет, тот всегда найдет!
        Пусть это даже будет кот! wassat )))
        1. +6
          10 сентября 2021 08:08
          Доброе утро, Люда. love

          Так кто кого найдёт, кот найдёт, кота найдут, или кто-то вместе с котом чего-то найдёт? smile
          Мы с моим котом жаждем конкретизации. wink
          1. +6
            10 сентября 2021 08:15
            Костя, сейчас ещё раз пройдусь по статье и законкретизирую. Представьте, места отметила и пока отвлеклась на кофе, забыла, где они, что они, помню только, что что-то сказать хотела wassat )))
      2. +7
        10 сентября 2021 10:57
        Истерик, а точнее истеричка. Нашел же Пушкин кого в стихах воспевать.

        Как ты помнишь, дядя Костя, Пушкин был вообще не самым приятным человеком...
        И вот хочется что сказать, в том числе, и про А.С. "наше Все" Пушкина.
        Часто приходится слышать разговоры о «трусости» Аракчеева, который неизменно отказывался от командных должностей в действующей армии.

        Вот смотрите. Факт 1. Накануне Аустерлица "бабушкин любимчик", мнящий себя Цезарем, предложил Аракчееву возглавить одну из злополучных колонн. Аракчеев отказался, сославшись на свою нервозность. И правильно сделал...
        Факт 2. В позапрошлой статье Валерий (за цикл - огромное спасибо!) упомянул, что Алексею Андреевичу какой-то деятель прислал вызов, а тот отказался...
        Как бы поступил Пушкин? Да он сам бы первым вызов прислал! И, насколько мы помним, своим крайне неумным поведением, а именно, многочисленными вызовами, рассылаемыми по любым малозначимым поводам, поэт настолько задолбал своего ангела-хранителя, что, когда нужна была именно серьезная схватка - "всерьез, насмерть завалить мерзавца!" - ангел-хранитель, пробубнив тихонько под нос: "Занимайся со своими проблемами сам!", отошел в сторонку...

        И вот какой вывод... Думается, как крайне педантичный человек, Аракчеев прекрасно знал и свои сильные, и свои слабые стороны. И иногда поступал просто разумно и логично - как с тем вызовом. Ибо нечего.

        мы уже отмечали, что идея военных поселений принадлежала именно Александру I, и цитировали его фразу, сказанную еще в 1816 году

        Все корни проблем Александра во взаимоотношениях с набором кроются в "родовой травме" - Аустерлице. Слишком сильно остудил Бонапарт самоуверенного царя, слишком много народу потеряли из-за страшной глупости. Потом нашествие Наполеона в Россию - наших изначально было гораздо меньше. Вот и желание иметь побольше подготовленного резерва! Который сам себя бы и кормил при этом...

        Артиллерию выделили в отдельный род войск и свели в роты и бригады. Для придания этим частям большей мобильности, были уменьшены калибры орудий и размеры лафетов.

        А вот артиллерию Аракчеев начал "обкатывать" еще в Гатчине, при цесаревиче Павле Петровиче! Вот и говори, что оба - дундуки...
        1. +7
          10 сентября 2021 11:25
          Утверждают, что Аракчеев буквально стоял на коленях перед императором, умоляя его «не образовывать новых стрельцов».

          Ну так очередная глупость Александра, мало этого, так ещё и подставил человека служившего ему верой и правдой. А если вспомнить что он ещё папу убил... Гаденький человечешко.
          1. +6
            10 сентября 2021 11:43
            А если вспомнить что он ещё папу убил... Гаденький человечешко.

            Знаешь... Вот ты знаешь мой интерес к Пал Петровичу.. Но, сопоставляя его с его же папенькой, есть ряд общих поступков. Стоит ли их садить на един шесток? Вряд ли. Главные отличия, что бросаются в глаза - 1. Павел был, несомненно, более умный и образованный, и кругозор его был шире. 2. В отличие от суперчудилы-папеньки Павел был, как ни парадоксально... именно русским!
            1. +4
              10 сентября 2021 11:54
              Коль, если о Павле я до недавнего времени судил по фильму "Суворов" и "Подпоручику Киже" Тынянова, то про папеньку Павла вообще ничего толком не ведал. Так что тебе и карты в руки. smile
              1. +4
                10 сентября 2021 11:55
                Так что тебе и карты в руки. smile

                Будет, будет, тьфу-тьфу-тьфу. drinks Но действительно, есть очень похожие поступки... Похоже, глупости совершают все государи - время от времени. request
                1. +5
                  10 сентября 2021 12:05
                  Похоже, глупости совершают все государи...

                  Так они ж люди, а не роботы, и тем более не божества-небожители. А то у нас порой обожают наших правителей обожествлять, ни сучка де, ни задоринки и всё делают правильно. Типа, как тот "барин, который придёт и рассудит", прав был Чехов: "Раба из себя нужно выдавливать по каплям", но поди объясни это леммингам с хомячками. request
                  1. +3
                    10 сентября 2021 13:43
                    Так они ж люди, а не роботы, и тем более не божества-небожители.

                    Я тебе рассказывал, как мне в октябре 2019-го между Чудово (как раз усадьба Аракчеева километрах в 20 оттуда) и Зуево лось под колеса хотел кинуться?
                    1. +4
                      10 сентября 2021 14:35
                      лось под колеса хотел кинуться
                      ("Некоторые аспекты суициидальных наклонностей у лосей", к-н Михайлов, из серии "Зоопсихология для всех", изд. Сытина, 1909г.)
                      1. +5
                        10 сентября 2021 14:41
                        "Зоопсихология для всех", изд. Сытина, 1909г.

                        Антон! Я только что в двух форматах - дореволюционном, издания типографии Суворина 1903 года, и в современно-текстовом, скачал записки Саблукова. Поверь, это - сокровище! good
                        Портрет самого Саблукова из издания 1903 года:
                      2. +3
                        10 сентября 2021 15:04
                        Верю! Но тебе проще. То, что интересно мне - в основном на вражеских языках написано, и хорошо если это английский! crying
                      3. +3
                        10 сентября 2021 15:15
                        То, что интересно мне - в основном на вражеских языках написано, и хорошо если это английский!

                        А что, русскоязычной (переводной) литературы мало?
                      4. +4
                        10 сентября 2021 15:35
                        "Мало" - не то слово!
                    2. +2
                      11 сентября 2021 00:00
                      Не рассказывал, и не понятно причём здесь лось. request
            2. +5
              10 сентября 2021 12:50
              Цитата: Пане Коханку
              Павел был, несомненно, более умный и образованный, и кругозор его был шире.

              Николай, а не был ли Павел в действительности излишни мягким человеком? hi
              1. +3
                10 сентября 2021 13:14
                Николай, а не был ли Павел в действительности излишни мягким человеком?

                Павел был слишком полярным. Холерик. Нетерпеливый с детства. Когда почувствовал власть - недовольство стало перерастать во вспышки гнева. Правда, когда отходил, и чувствовал себя неправым - мог стремиться загладить вину. Надо сказать, что и вести себя в обществе Павел тоже умел, в отличие от папеньки - тот был просто клоуном. Как мы помним, при вхождении в Зимний дворец наследник вежливо оказывал всем знаки внимания. На самом деле, о нем написано много и добрых слов. Но... все "заслонил собой прусский мундир" из учебников истории!
                Есть воспоминания, что Нелидова могла много себе позволять в его покоях...
                1. +3
                  10 сентября 2021 13:48
                  Цитата: Пане Коханку
                  Павел был слишком полярным. Холерик. Нетерпеливый с детства.

                  Тогда, Николай, у меня к Вам такой каверзный вопрос: если бы все пошло по-другому и Павел остался на троне, как оно все бы повернулось, на ваш взгляд? hi
                  1. +5
                    10 сентября 2021 14:00
                    Тогда, Николай, у меня к Вам такой каверзный вопрос: если бы все пошло по-другому и Павел остался на троне, как оно все бы повернулось, на ваш взгляд?

                    Сергей, пусть на это ответит Н.А.Саблуков!

                    Хотя вспыльчивый характер Павла и был причиною многих прискорбных случаев (многие из которых связаны с воспоминанием о Гатчине), но нельзя не высказать сожаления, что этот безусловно благородный, великодушный и честный государь, столь нелицеприятный, искренно и горячо желающий добра и правды, не процарствовал долее и не очистил высшую чиновную аристократию, столь развращенную в России, от некоторых ея недостойных членов. Павел I всегда рад был слышать истину, для которой слух его всегда был открыт, а вместе с нею он готов был уважать и выслушать то лицо, от которого он ее слышал.
                    Хотя раздача наград и милостей царских и зависала от личной благосклонности императора к данному лицу, но милостями этими никогда не определялись повышения по службе, вследствие чего суд над начальниками и подчиненными был справедлив и нелицеприятен. Корнет мог свободно и безбоязненно требовать военного суда над своим полковым командиром, вполне разсчитывая на безпристрастное разбирательство дела. Это обстоятельство было для меня тем щитом, которым я ограждался от великаго князя Константина Павловича во все время его командования (шефства) нашим полком и при помощи котораго я мог с успехом бороться против его вспыльчивости и горячности. Одно только упомянание о военном суде приводило его высочество в настоящий ужас. Тем не менее, я должен здесь упомянуть, что, много лет спустя, а именно в декабри 1829 года, когда я свиделся с Константином Павловичем в Дрезден, он принял меня с распростертыми объятиями и, в присутствии своего побочнаго сына П. Александрова, вспоминая о происходивших между нами ссорах, чистосердечно сознался, что он был постоянно неправ и с полным благородством признал совершенную правильность моих действий относительно него. Мне особенно приятно писать эти строки и засвидетельствовать здесь, на земле, что великий князь, котораго обыкновенно очень строго осуждали, не был лишен, как уверяли многие, добродетелей, и прежде всего смирения и доброжелательства.


                    Вот и все! Вот Павел, вот Вам и Константин. Еще раз повторю - Саблуков и его отец успели пострадать от Павла, но - ни одного плохого слова! Хотя и писал эти строки, находясь в Англии (он был женат на англичанке), где, собственно, Павла и любить не должны были.
                    Отдельно выделил фамилию Александрова - в его дворце-замке находится администрация поселка Стрельна.

                    Бюст перед дворцом - это князь Львов в пожарной каске. Один из последующих владельцев.
                    1. +4
                      10 сентября 2021 14:14
                      Цитата: Пане Коханку
                      Хотя и писал эти строки, находясь в Англии (он был женат на англичанке), где, собственно, Павла и любить не должны были.

                      А по поводу войны с Францией?
                      Ведь есть мнение, что личное участие Александра Павловича во многом предопределило эту войну, хотя на мой взгляд, причины конечно стоит искать глубже. hi
                      1. +6
                        10 сентября 2021 14:29
                        Ведь есть мнение, что личное участие Александра Павловича во многом предопределило эту войну, хотя на мой взгляд, причины конечно стоит искать глубже.

                        Глубже, несомненно.
                        А вот что думает печально-известный доцент Соколов:
                        Таким образом, Александр не просто с конца 1803 г. думал об организации коалиции против Франции, не только делал в этом направлении конкретные шаги, но уже тогда был, буквально, одержим войной с Наполеоном. Он навязывал ее всем: прусскому королю, австрийскому императору, он требовал ее, несмотря на то, что англичане не особенно просили русских бросаться на защиту Лондона. Он жаждал ее любой ценой, не обращая внимания на то, нужна она интересам России или нет, желает ли ее или нет большинство элиты российского общества. Он не советовался уже практически ни с кем, кроме нескольких страдавших навязчивой идеей англофилов и, прежде всего, канцлера А. Р. Воронцова.

                        В общем, доцент говорит о большом участии Александра в обострении с Францией.
                    2. +3
                      10 сентября 2021 15:20
                      Цитата: Пане Коханку
                      князь Львов в пожарной каске

                      Кросивое! wassat
                      1. +5
                        10 сентября 2021 15:31
                        Кросивое!

                        Большой оригинал был! wink Он был сыном дочери искомого Павла Александрова - Александры Павловны. Обратите внимание, Константин назвал своего внебрачного сына в честь своего же отца! hi


                        А та вышла замуж за Д.А. Львова. Их сын-наследник, Александр Дмитриевич, был большим фанатом пожарного дела. Из вики: В 1892—1895 годах был председателем Петергофской уездной земской управы. В 1881 году устроил в Стрельне на собственные средства пожарную команду, ставшую школой для подготовки брандмейстеров и старших чинов пожарной службы. Составил первое руководство для пожарных «Городские пожарные команды» (1890). Ему же принадлежит инициатива устройства первой всероссийской пожарной выставки, проведённой в 1892 году в Санкт-Петербурге. С 1894 года состоял председателем Главного совета Соединенного российского пожарного общества и редактором ежемесячного журнала общества «Пожарное дело» (до весны 1919 года).
                        И прочее, и прочее! Так и подмывает сказать: "всегда тушил пожары, а если пожара не было, что-то поджигал сам". wassat Шутка. drinks


                        Кстати, Вы знаете, что орден Святой Анны сделал популярным в России именно Павел Петрович?
                      2. +4
                        10 сентября 2021 15:34
                        Цитата: Пане Коханку
                        Кстати, Вы знаете, что орден Святой Анны сделал популярным в России именно Павел Петрович?

                        "Анна на шее"
                        Нет, если честно, не знал. hi
                      3. +4
                        10 сентября 2021 15:42
                        "Анна на шее"

                        Ну да. А у князя на нижнем фото - на шее, возможно, "Станислав".
                      4. +3
                        10 сентября 2021 15:35
                        Цитата: Пане Коханку
                        Так и подмывает сказать: "всегда тушил пожары, а если пожара не было, что-то поджигал сам".

                        Так вот кто Рим спалил!
                        А то Нерон, Нерон! wassat
                      5. +4
                        10 сентября 2021 15:44
                        Так вот кто Рим спалил!

                        Петр III, кстати, очень любил смотреть на пожары. Прям хлебом-салом не корми, дай поглазеть.
                      6. +4
                        10 сентября 2021 15:48
                        Цитата: Пане Коханку
                        Петр III, кстати, очень любил смотреть на пожары. Прям хлебом-салом не корми, дай поглазеть.

                        На скрипке при этом играл? drinks
                      7. +5
                        10 сентября 2021 15:59
                        На скрипке при этом играл?

                        Естественно! drinks Есть ряд воспоминаний, что этот чудо-монарх... практически никогда не бывал трезвым!
                        В отличие от него, Павел не пил. Максимум, пару бокалов вина.
                        Я вот думаю... Можно ли провести аналогию между тем, как папенька хотел двинуть войска в Данию, ради того, чтобы вернуть Шлезвиг родимой Голштинии, и то, что Павел начал войну с французами, и предлогом была Мальта, как его "новое сакральное владение"?
                        С одной стороны, есть ясная аналогия.
                        С другой... все же, Петр III был голштинцем, и именно Голштиния занимала его мысли. На Россию ему было плевать с высокой колокольни. Как Вы думаете, можно ли было Мальту уравнять с Россией в мыслях Павла?
                      8. +4
                        10 сентября 2021 16:06
                        Цитата: Пане Коханку
                        Как Вы думаете, можно ли было Мальту уравнять с Россией

                        Думаю нет: Россия - Мальта: 2-0. wassat
                        Павел не пил. Максимум, пару бокалов вина

                        ну почти как я сейчас drinks
                        Петр III был голштинцем, и именно Голштиния занимала его мысли.

                        Обратимся к "библии историка":
                        После Елизаветы на престол взошел Петр Третий. Управляли все, кто жил при Петре -и кому только было не лень.
                        hi
                      9. +5
                        10 сентября 2021 16:08
                        Обратимся к "библии историка"

                        Тот же самый наш маститый историк Павленко считает, что указы Петра - всего лишь то, что ему сунули на подпись "добрые люди". Заинтересованные добрые люди... Охотно верю!
                        Думаю нет: Россия - Мальта: 2-0.

                        Чем больше начинаешь сравнивать поступки "отца и сына", тем чаще обнаруживаешь аналогии, и меня это сильно пугает... Потому что должен найти разницу!
                      10. +3
                        10 сентября 2021 16:15
                        Цитата: Пане Коханку
                        Чем больше начинаешь сравнивать поступки "отца и сына", тем чаще обнаруживаешь аналогии, и меня это сильно пугает... Потому что должен найти разницу!

                        Я считаю, что Павел все-таки родился и вырос в России и был все-таки чисто русским человеком. hi
                      11. +4
                        10 сентября 2021 16:22
                        Я считаю, что Павел все-таки родился и вырос в России и был все-таки чисто русским человеком.

                        Сам он считал себя именно русским! Согласимся, что в нем и русской крови было больше, чем в последующих царях...
                      12. +5
                        10 сентября 2021 16:13
                        Вот насчёт алкоголизма Петра III Вы несколько преувеличиваете. Его НИКОГДА не видели пьяным ДО ОБЕДА. И это было нетипично: при дворе Елизаветы было принято "разминаться красненьким" или чем покрепче начиная с ЗАВТРАКА. А при Екатерине I - процесс "употребления" и вовсе проходил в режиме "нон-стоп". Трезвым императорский двор был при Анне Иоанновне, которая сама не употребляла и другим не давала. Вот за это ее, наверное, и выставили потом тиранкой "престрашного зраку" - потому как больше, в общем-то, не за что было. Шучу: на самом деле ее оклеветали за то, что она была представительницей конкурирующей ветви Романовых - Иоанновичей. И законный император этого рода (неканонизированный продажными иерархами невинный мученик) в темнице сидел - при Елизавете, Петре III, Екатерине II - пока не убили.
                      13. +5
                        10 сентября 2021 16:20
                        Трезвым императорский двор был при Анне Иоанновне, которая сама не употребляла и другим не давала.

                        Серьезно? То есть, алкоголь ей заменяли шуты и охота?
                        И законный император этого рода (неканонизированный продажными иерархами невинный мученик) в темнице сидел - при Елизавете, Петре III, Екатерине II - пока не убили.

                        Ну как, законный... drinks Бог знает. Упорядочил престолонаследие только Павел, до этого был бардак и шатание. Интересно, что Екатерина после мятежа приказала подготовить для Петра III "апартаменты" в Шлиссельбурге. За ради этого Иоанн Антонович должен был оттуда "переехать" в Кексгольм. Переезд водным путем начался, но напротив Морья на Ладоге разыгрался шторм, и судно потерпело крушение. Несколько дней "узник происхождения" со своими конвоирами уныло просидели на берегу, а там пришло и известие о "геморроидальных коликах в Ропше". Иоанна вернули взад, в стены Орешка! request
                      14. +5
                        10 сентября 2021 16:27
                        Цитата: ВлР
                        Вот насчёт алкоголизма Петра III Вы несколько преувеличиваете. Его НИКОГДА не видели пьяным ДО ОБЕДА

                      15. +3
                        10 сентября 2021 16:32
                        Его НИКОГДА не видели пьяным ДО ОБЕДА

                        Дружеская шутка - может, он к обеду только просыпался! laughing drinks
                      16. +3
                        10 сентября 2021 16:33
                        Цитата: Пане Коханку
                        Дружеская шутка - может, он к обеду только просыпался!

                        Николай, данная историческая гипотеза представляется мне вполне обоснованной. hi
                      17. +4
                        10 сентября 2021 16:37
                        Николай, данная историческая гипотеза представляется мне вполне обоснованной.

                        Согласитесь, Сергей, четко и логично, правда? yes Зенки продрал, умылсу, паричок поправил, а тут тебя и рюмочка с лимончиком поджидают - "извольте-с, монсеньор!" good drinks Ты ее - хоп, тебе уже гораздо веселее, и начинаешь тихонько под нос насвистывать на голштинском наречии: "Ах, мой милый Августин, Августин, Августин...." lol
                      18. +3
                        10 сентября 2021 16:40
                        Цитата: Пане Коханку
                        паричок поправил

                        А вот это лишнее, сразу - к следующему пункту drinks
                      19. +3
                        10 сентября 2021 16:41
                        Цитата: Пане Коханку
                        рюмочка с лимончиком

                        Кстати, Николай, а что он пил?
                      20. +3
                        10 сентября 2021 16:42
                        Кстати, Николай, а что он пил?

                        Пиво - точно пил. Насчет остального Валерий точно знает.
                      21. +2
                        10 сентября 2021 16:46
                        Цитата: Пане Коханку
                        Пиво - точно пил

                        Мальвазию, небось какую-нибудь вкушал? drinks
                      22. +4
                        10 сентября 2021 16:52
                        Мальвазию, небось какую-нибудь вкушал?

                        Думаю, что к тогдашним царственным столам полагалось вино! drinks а вот за более крепкие напитки - не рискну сказать. request Но такому тощему доходяге, как Петр III, думаю, много и не надо было... wassat
                      23. +3
                        10 сентября 2021 16:55
                        Цитата: Пане Коханку
                        Думаю, что к тогдашним царственным столам полагалось вино!

                        Петр 1 вроде как водочку уважал drinks
                        Но такому тощему доходяге, как Петр III, думаю, много и не надо было..

                        Один set с вашей картинки? wassat
                      24. +3
                        10 сентября 2021 17:08
                        Один set с вашей картинки?

                        Примечание - понюхать один сет. wassat drinks
                      25. +3
                        10 сентября 2021 17:17
                        Цитата: Пане Коханку
                        Примечание - понюхать один сет.

                        Зачем его вообще надо было свергать?
                        Ой, поспешили! hi
                      26. +2
                        10 сентября 2021 17:19
                        Зачем его вообще надо было свергать?

                        Чудил много, а шутки были несмешными при этом! request У Екатерины был железобетонный козырь - Павел. Мол, защитим наследника от козней выжившего из ума папеньки! angry Прокатило! hi
                      27. +2
                        10 сентября 2021 17:22
                        Цитата: Пане Коханку
                        а шутки были несмешными при этом!

                        Просто у остальных не было чувства юмора! wassat
                      28. +2
                        10 сентября 2021 17:24
                        Потом рывком перешел на амброзию.
                        "Вот что значит глаз налитый,
                        По утру!" (С)
                      29. +2
                        11 сентября 2021 00:09
                        Требую специальной статьи про алкогольные предпочтения российских монархов! drinks
                      30. +5
                        10 сентября 2021 16:55
                        Да, Анна Иоанновна почему-то страшно боялась пьяных. Может, по молодости в Митаве история какая-то нехорошая была? И потому пьяным являться ко двору категорически запрещалось.
                        Что касается Иоанна Антоновича, пока он был жив, все остальные монархи (Елизавета, ПетрIII, Екатерина II) были, в общем-то, самозванцами. Ситуация, как с папами римскими император и антиимператрицы.
                        Ситуацию с камерой Иоанна Вы перевернули. На самом деле, улучшить содержание узника приказал Петр. А Екатерина и ее сообщники решили, что для неё "помещение" готовят - и сильно испугались. Этот страх стал одним из катализаторов переворота. Который так плохо был подготовлен, что, будь на месте Петра III хотя бы его сын Павел, через два-три дня все заговорщики висели бы на дыбах.
                      31. +3
                        10 сентября 2021 17:07
                        Ситуацию с камерой Иоанна Вы перевернули.

                        Надо перечитать... Пока тайм-аут.
                        На самом деле, улучшить содержание узника приказал Петр.

                        Про улучшения наскидку не помню, но да, Петр навестил Иоанна, и даже немного поболтал с ним.
                        Который так плохо был подготовлен, что, будь на месте Петра III хотя бы его сын Павел, через два-три дня все заговорщики висели бы на дыбах.

                        У меня смутное ощущение, что все заговоры (апофеоз - декабристы) были настолько через заднее место кувырком подготовлены, что могли сорваться в любой момент. Трагедия Павла в том, что защитить его пытались лишь.. два лакея, одетые в форму камер-гусар, один из которых был убит! Беннигсен упоминает про одного камер-гусара, несущего службу... Леонтий Леонтьевич просто очень не хотел брать на себя еще одну жизнь! Он и при убийстве Павла, дескать, не присутствовал, а тут еще убитый лакей...
                      32. +4
                        10 сентября 2021 16:57
                        Цитата: ВлР
                        в темнице сидел - при Елизавете, Петре III, Екатерине II - пока не убили.

                        Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором "Освободителе", при Александре Третьем "Миротворце", при Николае Втором "Кровавом". При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при НЭПе! Как я сидел при НЭПе! Это были лучшие дни моей жизни!
                        wassat
          2. +3
            10 сентября 2021 13:07
            hi Константин
            Цитата: Морской Кот
            Гаденький человечешко

            Другие сыновья Павла: Константин, Николай и "порфирородный" Михаил несомненно достойнее Александра оказались...
            1. +4
              10 сентября 2021 13:16
              "порфирородный" Михаил

              Андрей Борисович, про порфирородного несколько не соглашусь... Есть мнение, что он много сделал для артиллерии. А вот в пехоте продолжали процветать парады и внешняя показуха, что и привело не к самым лучшим последствиям в Крымской войне.
              ЕМНИП, Михаилу принадлежал Ораниенбаум?
              1. +3
                10 сентября 2021 14:01
                Вот не знаю, если честно, об Ораниенбауме, кроме того, что принадлежал он Михаилу Павловичу после 1831. Знаю, что Михаил основал артиллерийское училище, в котором потом Засядко А.Д. управлял.
                А вот Михайловский дворец для него был построен изначально (Русский музей)
                1. +3
                  10 сентября 2021 14:03
                  Знаю, что Михаил основал артиллерийское училище, в котором потом Засядко А.Д. управлял. А вот Михайловский дворец для него был построен изначально (Русский музей)

                  Да, Вы абсолютно правы!
          3. +3
            10 сентября 2021 16:11
            Цитата: Морской Кот
            Гаденький человечешко.

            Да, нехороший человек. smile
            Но внешнюю политику именно благодаря этим нехорошим качествам вёл превосходно. Двуличный, хитрый, циничный - просто находка. smile
            Был бы на внутреннем фронте посмелее и провёл бы нужные буржуазные реформы - был бы велик без лести. Из наполеоновских войн единственный, наверное, вышел с плюсом. А вот у себя порядок навести не смог.
            1. +2
              10 сентября 2021 16:47
              Но внешнюю политику именно благодаря этим нехорошим качествам вёл превосходно. Двуличный, хитрый, циничный - просто находка.

              Да, как сказать, Михаил... Он ее стал вести превосходно только тогда, когда Бонапарт явился в Россию. До этого - одни провалы. Последующие после наполеоновских войн союзы с германскими государствами нам тоже никакой пользы не принесли. Единственный плюс - со Швецией больше не воевали!
              1. +2
                10 сентября 2021 20:49
                Провалы... Я лично провалов не вижу. Вижу неудачи, но не дипломатические, а военные. Наполеон лупил всех в хвост и в гриву - дипломатия бессильна. smile
                А так по шумок успели Финляндию прихватить и чего-то ещё, не помню сейчас. Молодец, короче.
      3. +8
        10 сентября 2021 11:22
        Истерик, а точнее истеричка. Нашел же Пушкин кого в стихах воспевать.

        Август Коцебу, кстати, и про Павла оставил записки. А его сын, на наш манер называемый Отто Евстафьевич Коцебу, стал нашим замечательным мореплавателем. На бриге "Рюрик" он сотоварищи совершил кругосветное путешествие. Во время оного пытались они зайти и на остров Св.Елены, где держали Наполеона, но англичане прогнали "Рюрик" пушечными выстрелами! laughing
        Отто Коцебу:
        1. +6
          10 сентября 2021 11:35
          Во! А я-то подумал, не родственники они, случаем, а это оказывается сын , капитан 1-го ранга Российского Императорского флота за плечами которого аж целых три кругосветных путешествия. good
          Бриг "Рюрик"
  4. +5
    10 сентября 2021 06:56
    Либералам в Царской России , даже молодому Пушкину , Аракчеев и аракчеевщина было тем раздражителем , который показывал , что есть люди в России , которые ,и кроме Императора , достойны Императорской короны России . Тогда даже ходила поговорка , что не зря на Российском гербе орёл имеет две коронованные головы,-потому что у России два Императора-Александр Первый и Аракчеев.
    И вот Пушкин , в молодости ,написав про Аракчеева :
    Всей России притеснитель,
    Губернаторов мучитель
    И Совета он учитель,
    А царю он-друг и брат.
    Полон злобы , полон мести,
    Без ума , без чувств , без чести. ...
    то повзрослев Пушкин после смерти Аракчеева своей жене сокрушался что,- ...об этом во всей России жалею я один-не удалось мне с ним свидеться и наговориться ...
    Так надо представлять , как одного из столпов Императорской власти при Павле Первом и при Александре Первом , с грязью смешивала коммунистическая историческая наука и пропаганда в Советское время .Или ,в лучшем случае, про заслуги Аракчеева просто умалчивали А по сути , Аракчеев есть один из самых заслуженных людей в истории Российского государства и Российских Вооружённых Сил . А его вклад в победу в войне 1812 года велик!
    1. +8
      10 сентября 2021 08:13
      В России, к сожалению, есть всегда действующее правило:
      Если кого-то очень сильно ругают "рукопожатные" либералы - надо тщательно присмотреться, могут быть неожиданности. Как с Аракчеевым, о котором я написал.
      Если очень сильно хвалят - тоже. Как Солженицына, например, о котором напишу, хоть и противно: очень уж много мерзкого за гнилой и мелкой душонкой этого, навязанного нам, лжеклассика - рвотный рефлекс срабатывает.
      1. 0
        10 сентября 2021 08:43
        Цитата: ВлР
        В России, к сожалению, есть всегда действующее правило:
        Если кого-то очень сильно ругают "рукопожатные" либералы - надо тщательно присмотреться, могут быть неожиданности

        Как говорили в определенный период у Вас ведиколепно развито классовое чутье.
        Замечательные признаки вражеского нелегала:

        Знание иностранного языка
        Знание наших законов в той мере, в какой их не знает обыкновенный советский гражданин
        Внешний вид: всегда подтянут, аккуратен, проявляет качества культурного, необычно вежливого человека
        Предупредителен, особенно по отношению к женщине
        Малое употребление хлеба за обедом
        Пьет небольшими дозами, как бы смакуя
        Выработанная привычка на производстве работать только хорошо
      2. +7
        10 сентября 2021 11:12
        Как Солженицына, например, о котором напишу, хоть и противно: очень уж много мерзкого за гнилой и мелкой душонкой этого, навязанного нам, лжеклассика - рвотный рефлекс срабатывает.

        Соглашусь. Валерий, еще раз - кланяюсь за цикл! К слову, от Грузина уцелел лишь постамент искомого памятника с надписью. И тот - посечен осколками.
      3. +5
        10 сентября 2021 16:26
        Цитата: ВлР
        Как Солженицына, например, о котором напишу, хоть и противно:

        Ох, Валерий, страшно уже...
        Попробуйте, всё-таки не съехать на публицистику и сохранить объективность. Хотя именно в этом случае это будет сложно - персонаж действительно премерзкий - но всё-таки... smile hi
  5. +8
    10 сентября 2021 08:10
    Предыдущую статью Валерия про Грузино и Аракчеева в нём даже не смогла дочитать до конца...
    Боже! Из какого дерьма вылез мой народ! Так и хочется воскликнуть:
    " Власть, очнись, остановись в своих зверствах, прекратити! Хватит воспроизводиться в лучших традициях крепостничества! У нас есть другие традиции!"
    Ну, это я так... Наболело за эти дни.
    1. +8
      10 сентября 2021 08:30
      Такого "добра", которое в прошлой статье, у каждой нации навалом. Современники Ивана IV - Генрих VIII и Елизавета, так отжигали, что бедному "Грозному" Ванюше и не снилось. Первый 60 тысяч человек по самым скромным оценкам казнил (причем, не убийц, не разбойников и не шпионов), вторая - 90 тысяч.
      А один французский плантатор из колонии Сен-Доминго (западная часть острова Эспаньола, сейчас – Гаити) от чернокожей рабыни прижил 4-х сыновей, которых продал в рабство, когда уезжал во Францию. Самого старшего выкупил через 4 года (а трое других так и остались рабами). Этот выкупленный папашей мулат стал отцом и дедом двух известных писателей. Фамилию угадаете?
      О нем будет упомянуто в следующей статье - о генерале Жубере.
      1. +6
        10 сентября 2021 09:30
        Фамилию угадаете?

        Дюма старший и Дюма младший?
        1. +8
          10 сентября 2021 09:39
          Конечно. Вот этот мулат, родом из Сен-Доминго:

          1. +5
            10 сентября 2021 11:17
            Ну прям Симон Боливар, да и только... laughing
            1. +5
              10 сентября 2021 11:36
              Ну прям Симон Боливар, да и только...

              Или Николай Палыч...
              1. +5
                10 сентября 2021 12:11
                К слову, первая двухопорная конная статуя в Европе.
                1. +6
                  10 сентября 2021 12:26
                  К слову, первая двухопорная конная статуя в Европе.

                  Петр Клодт действительно был гением от скульптуры, и его памятники - уникальны. Как я повторюсь, ему принадлежит и самая уникальная намогильная фигура - памятник генералу Бистрому в Ямбурге (ныне - Кингисепп).
                  1. +4
                    10 сентября 2021 13:19
                    Петр Клодт действительно был гением от скульптуры
                    Однако, почтеннейшая публика не сразу это осознала. laughing
                    1. +3
                      10 сентября 2021 13:22
                      Однако, почтеннейшая публика не сразу это осознала.

                      Лучшая награда его памяти - это памятник И.А.Крылову.
            2. +3
              10 сентября 2021 15:16
              Цитата: Морской Кот
              Ну прям Симон Боливар, да и только...

              А что у него за рукомойник в руке? wassat
              1. +4
                10 сентября 2021 16:02
                А что у него за рукомойник в руке?

                Дуршлаг, лапшу на уши недругов щедро навешивать. wassat Изображен в позе "раздавателя лапши". drinks
                1. +4
                  10 сентября 2021 16:04
                  Цитата: Пане Коханку
                  Дуршлаг, лапшу на уши недругов щедро навешивать. wassat Изображен в позе "раздавателя лапши

                  Мне кажется - в позе "просящего подаяние". Или это просто ракурс фотографии такой неудачный получился? wassat
                  1. +4
                    10 сентября 2021 16:04
                    Мне кажется - в позе "просящего подаяние". Или это просто ракурс фотографии такой неудачный получился?

                    Позировал Киса Воробьянинов? wink
                    1. +4
                      10 сентября 2021 16:10
                      Цитата: Пане Коханку
                      Позировал Киса Воробьянинов?

                      Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод.
                      Хотя там должно быть по испански.
                      Как это звучит по испански? wassat
                      1. +4
                        10 сентября 2021 16:11
                        Как это звучит по испански?

                        - Подайте бывшему депутату государственной думы! hi
              2. +5
                10 сентября 2021 23:37
                Это кепочка типа "треуголка", хотя согласен, выглядит очень странно.
                На картине более понятно как она выглядит, но всё равно мажет на "рукомойник", или на другой предмет повседневного обихода. wink
                Но, грешно смеяться над национальным героем целого континента..
      2. +3
        10 сентября 2021 09:36
        Дюма? )))
        Для власти рядовой гражданин всего лишь расходный материал. Ощущая собственные страдания разнообразного рода, властные особы не способны приписывать такие страдания простому человеку.
        И, Вы знаете, они правы! Не способен простой человек ощущать глубокое страдание от неудовлетворённости алчности космического масштаба -- он всего лишь голоден!
        Не способен простой человек испытывать дикие мучения от отсутствия абсолютной власти над сонмом людей -- он всего лишь хочет достойного порядка в небольшом ближайшем окружении и наводит этот порядок по мере сил и возможностей, а если не получается, то не испытывает титанических мук.
        Не способен простой человек жадно требовать лести от окружающих -- он хочет достойной оценки его скромных возможностей и действий, он хочет всего лишь любви и доброжелательности...
        Ну, и прочее такое же.
        Но если простой человек выбился из этого ряда, то, к своему удивлению, через короткое время мы уже видим его во власти. И с этой точки зрения, Аракчеев -- это исключение, "простой человек", которого природа охранила от перечисленных пороков, наградив титанической уверенностью в том, что он в силах изменить существующее положение вещей к лучшему. Не жалостью к людям, а неким государственного масштаба наивным благородством в отношении -- нет не каждого отдельного человека, ибо он, Аракчеев, -- человек власти, а группы людей как единицы измерения. Тем не менее, улучшая положение отдельных человеческих групп в отведенных ему рамках, в конечном итоге он способствовал выживаемости каждого. По крайней мере в армии это просматривается. Власть для него была не способом безнаказанной реализации собственных пороков через подавление всех, а инструментом действенного улучшения положения вещей, его природным свойством.
  6. +6
    10 сентября 2021 09:02
    "От нас русских нужно требовать невозможного, чтобы достичь возможного"

    Если не ошибаюсь, Че Гевара похожую фразу озвучил :" Будьте реалистами, требуйте невозможного"
    1. +5
      10 сентября 2021 12:12
      hi Аракчеев работал по 17 часов в сутки. У него была чудовищная работоспособность, и от других требовал максимальной отдачи.
      "Для великих свершений надобны две вещи: план действий и недостаток времени" (с) Л. Бернстайн.
    2. +5
      10 сентября 2021 13:19
      "Будьте реалистами, требуйте невозможного"
      Нет, это не Че Гевара, это - из разряда:


      smile
      На самом деле, этот лозунг придумали в 1968 году студенты Сорбонны Дювиньо и Лерис.
      А сейчас этот лозунг специально переделали под то ли афериста, то ли "блаженного" Илона Маска с его невыполнимыми маниловскими проектами:
      "Будьте реалистами - ОБЕЩАЙТЕ невозможное".
  7. +1
    10 сентября 2021 09:40
    Интересная статья, только хотелось бы в ряде утверждений пояснений/уточнений:
    1) Вернувшись в Россию, он лично составил «Наставление батарейным командирам», которое военными историками оценивается достаточно высоко и, по общему мнению, способствовало повышению качества обучения кадров для артиллерийских частей. - несколько фамилий было бы хорошо.
    2) Уже во время кампаний 1806–1807 годов французы были неприятно удивлены и количеством пушек в русской армии (а ведь только при Аустерлице армия Кутузова оставила на поле боя 133 орудия), и значительно возросшей эффективностью действий российских артиллеристов. - с чего такой вывод? Французы об этом писали? Кто? Или вывод сделан исходя из эпизода с корпусом Ожеро при Эйлау?
    3) Объективные исследователи, оценивая деятельность Аракчеева в 1812 году, утверждают, что по заслугам он должен бы быть поставлен в один ряд с такими героями Отечественной войны, как Кутузов и Барклай-де-Толли. Считают также, что именно Аракчеев уговорил Александра I отказаться от поста главнокомандующего и способствовал назначению на эту должность Кутузова. - опять же кто?
  8. -2
    10 сентября 2021 09:45
    Александр, по меткому выражению Герцена, «приказал убить, но не до смерти»
    .
    этот русофоб , конечно, сам слышал этот " меткий" приказ...

    жил в своем имении, где поставил бронзовый памятник Александру I.

    где этот красивейший памятник? И тысячи других памятников русских усадеб? Где сами эти усадьбы, скульптуры, библиотеки, картины их парки, каналы, пруды, теплицы, оранжереи?

    Все уничтожено, растоптано , загажено, разграблено, разрушено: там , где до ВОРов были центры экономической, культурной жизни русской провинции теперь заросшие травой и деревьями развалины, болота, пустоши,буш, безлюдье и одичание....
    1. +6
      10 сентября 2021 10:02
      У Александра Блока тоже сожгли усадьбу и библиотеку. О чем упоминает и Маяковский:
      "Кругом
      тонула
      Россия Блока…
      Незнакомки,
      дымки севера
      шли
      на дно,
      как идут
      обломки
      и жестянки
      консервов.
      И сразу
      лицо
      скупее менял,
      мрачнее,
      чем смерть на свадьбе:
      «Пишут…
      из деревни…
      сожгли…
      у меня…
      библиоте́ку в усадьбе».
      И Александр Блок ответил на Ваш вопрос
      - еще в феврале 1918 года , в статье «Интеллигенция и революция»:
      «Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах?
      - Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
      Почему валят столетние парки?
      - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной... Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности».
      1. -5
        10 сентября 2021 12:20
        Цитата: ВлР
        И Александр Блок ответил на Ваш вопрос

        Да, помню описание крышки рояля из Шахматово в виде топчана.

        Но это не ответ, ибо усадьбы после ВОРа попали в распоряжение именно новой т.н. "власти" в результате "умелого" хозяйствования которой дворцы превращены в руины, пруды в болота, парки вырублены и выродились , хозяйства порушены, а люди бежали в страхе куда глаза глядят из когда-то обжитых красивейших благодатнейших мест.

        например, усадьба Скугорёво (Скугарёво), темкинского района Смоленщины. В середине XVIII в. это было сельцо С.М. Воейкова, который в 1776 г. на возвышенном живописном месте построил двухэтажный дворец, соединявшийся боковыми крыльями с флигелями. Ансамбль усадьбы сформировали служебные и хозяйственные постройки, обширный парк с системой прудов, оранжереями и цветниками. Усадьба славилась богатством художественных коллекций.

        В 1812 г. в Скугорёве размещалась первая база партизанского отряда Д. Давыдова.

        В 1894 г. село перешло в руки министра юстиции Н.В. Муравьёва, к которому часто приезжал его друг, известный адвокат Ф.Н. Плевако. За свой счет они открыли для крестьянских детей две школы — общеобразовательную и школу молочного хозяйства.

        Национализированное в 1918 г., богатейшее имение было преобразовано в «Музей-усадьбу Скугорёво». Через два года ценности были расхищены, сохранилось немногое. К середине столетия усадебные постройки оказались полностью уничтоженными..

        Сегодня там ЛЕС, БОЛОТА и БЕЗЛЮДЬЕ , а всего сто лет назад там кипела вполне европейская комфортная ( в т.ч. для селян) жизнь...

        Вот такие вот "хозяева" пришли....
        1. +5
          10 сентября 2021 12:49
          Вот такие вот "хозяева" пришли....

          Надо сказать, что Грузино было взято под охрану. ЕМНИП, до войны там помещалась какая-то военная часть. Из особняка Аракчеева сделали "музей дореволюционного быта". Хотя к 30-м годам относятся докладные записки следующего содержания, мол, "мы постарались снять или намертво закрепить художественные металлически детали, ибо вороватые советские граждане пытаются все скрутить, и сдать в пункты приема". Прошу меня не ругать, если у кого свербит, это суровая правда жизни!
          Усадьбу разрушила уже война. Снаряд не разбирает, куда ему лететь...
          И еще раз, про суровую правду жизни. Вот этот бюст стоял еще при Аракчееве на территории усадьбы. Нашли его... году то ли в 1947, то ли 1949-м... в ларьке приема металлов! Сейчас он украшает экспозицию Новгородского музея. А львы из усадьбы - украшают вход этого же музея.
          1. -1
            10 сентября 2021 14:38
            Цитата: Пане Коханку
            Усадьбу разрушила уже война. Снаряд не разбирает, куда ему лететь...

            сотни усадеб выглядят, как после бомбежек ВОВ, в тех местах, куда она не добралась вообще-Владимирщина, Рязанщина и пр и пр.- у Солоухина , напр, в "Владимирских просёлках" есть зарисовки о том, ЧТО за разорение осталось после "хозяйствования" новых властей от парков, прудовых систем, усадеб
            1. +8
              10 сентября 2021 15:49
              Здесь ещё такая проблема: все эти барские усадьбы с большими домами, которые надо постоянно ремонтировать и отапливать, прудами, зимними садами, оранжереями, псарнями, многочисленной дворней и прочим, были убыточными в экономическом отношении. Содержаться они могли только за счет жёсткой эксплуатации крестьян. Кризис барских усадеб (и очень серьезный) начался сразу после отмены крепостного права. Помните "Вишневый сад" Чехова? Никакой революции, а усадьбе конец: барыня ещё не уехала, а мужики с топорами уже пришли. Барские усадьбы умирали и были обречены. Еще лет 30 - и без всякой революции их бы практически не осталось (за исключением имений самой высшей аристократии). В тех, которые располагались на бойком месте (как в пьесе Чехова) барские дома были бы снесены, территории - распроданы под жилое строительство, дачи, фабрики, склады и так далее. Располагавшиеся в глубинке стояли бы пустыми и потихоньку разрушались. Советская власть, на самом деле, спасла многие исторические усадьбы. Самые лучшие превратились в музейные комплексы. Не представлявшие особой культурной и архитектурной ценности использовались в качестве домов отдыха,
              профилакториев и пансионатов выходного дня крупных предприятий, так называемых "лесных школ", загородных психинтернатов - и поддерживались в порядке. А вот когда советская власть кончилась, тогда пришел конец и этим усадьбам. В Калужской области практически все эти объекты сразу же - в начале 90-х, были закрыты. Как стыдливо говорили - "законсервированы". Стоят пустыми, разворовываются и разрушаются.
              1. +7
                10 сентября 2021 16:38
                Браво, Валерий. Подписываюсь. good
                1. +6
                  10 сентября 2021 17:11
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Браво, Валерий. Подписываюсь

                  Присоединяюсь! drinks
              2. -5
                11 сентября 2021 09:03
                Цитата: ВлР
                Здесь ещё такая проблема: все эти барские усадьбы с большими домами, которые надо постоянно ремонтировать и отапливать, прудами, зимними садами, оранжереями, псарнями, многочисленной дворней и прочим, были убыточными в экономическом отношении.

                проблема в том, что это полнная ерунда: усадьбы были ЦЕНТРОМ экономического развития провинции, ЦЕНТРОМ применения
                и внедрения самых передовых мировых технологий с/хозяйства в крупных хозяйствах и -именно они производили ТОВАРНОЕ ЗЕРНО, ТОВАРНУЮ продукцию животноводства и пр.

                Насколько это было успешно-видно по экспорту этой продукции , где Россия-мировой лидер.

                Естественно, что как при любом капитализме, кто-то и разорялся, но, в целом, все было успешно. Содержание усадеб-это копейки по сравнению с получаемыми прибылями
                Цитата: ВлР
                Еще лет 30 - и без всякой революции их бы практически не осталось

                lol крупные хозяйства-до сих пор основа товарного производства с/з продукции
                Цитата: ВлР
                Советская власть, на самом деле, спасла многие исторические усадьбы. Самые лучшие превратились в музейные комплексы. Не представлявшие особой культурной и архитектурной ценности использовались в качестве домов отдыха,

                "музейные" комплексы беспощадно ГРАБИЛИСЬ и перестраивались под всякие хознужды ( в т.ч. как каменоломни) представителями т.н. сов. власти (Скогарево и пр) , уцелел мизер в коллекциях краеведческих музеев.
                Цитата: ВлР
                Не представлявшие особой культурной и архитектурной ценности использовались в качестве домов отдыха,

                те, что уцелели от уничтожения, но и они были беспощадно перестроены и изуродованы
                Цитата: ВлР
                А вот когда советская власть кончилась, тогда пришел конец и этим усадьбам. В Калужской области практически все эти объекты сразу же - в начале 90-х, были закрыты. Как стыдливо говорили - "законсервированы". Стоят пустыми, разворовываются и разрушаются.

                Почитайте Слоухина, хотя бы, чтобы узнать , ЧТО осталось от прудов, парков, каналов еще а 50х годах.

                И да- хозяев-то нет: перебила их власть, перевоспитала народ ,который сбежал оттуда, как от чумы-от тех диких порядков и нравов новой т.н. власти
    2. +8
      10 сентября 2021 16:34
      Цитата: Ольгович
      Все уничтожено, растоптано , загажено, разграблено, разрушено

      Кем? Народом. Крестьянами.
      А почему? Злы были сверх меры на владельцев этого всего.
      Многие из этих владельцев ещё тогда всё поняли. Вы до сих пор никак не поймёте. request
      1. +1
        10 сентября 2021 18:01
        А это такой переход к идеологии, при который подневольный становится хозяином. Победителю признаки бывшей подневольности всегда хочется уничтожить. Чтоб не напоминали о прошлом. А также простая месть.
        "Отречемся от старого мира! Отряхнём его прах с наших ног..."
        В 17-м к власти пришли подневольные помещиков и пожгли помещичьи усадьбы.
        В 91-м к власти пришли подневольные слуги народа и обратили в руины заводы, фабрики, колхозы и целые города как напоминание об их, слуг, подневольности.
        Возможности инверсии исчерпаны?
        А, нет! Есть кое-что, что просится быть обращенным в руины. Всего одно здание. И, может, тогда колыхания успокоятся.
        1. +2
          10 сентября 2021 18:57
          Всего одно здание.
          Стало интересно какое? По Вашей версии...
          Мое почтение, Людмила Яковлевна! hi
          1. +3
            10 сентября 2021 19:33
            Добрый вечер, Антон!)))
            Если коротко -- Ельцин-центр.
            1. +4
              10 сентября 2021 20:03
              Ааа, это... Лет через десять начнет разваливаться. Это я как строитель говорю.
              1. +1
                10 сентября 2021 20:14
                Я Вам верю! )))
                Но его, конечно же, будут ремонтировать.
                С другой стороны, Вы напомнили о том, что периодически возникает в мыслях, -- какова естественная продолжительность жизни современных зданий? Не слишком ли они хлипки? Эти псевдоколоссы будто отражение непрочности и неупорядоченности созданного человечеством мира. На фоне пирамид.
                Фараонов нет, пирамиды есть. Значит есть память. Что от нас останется?
                1. +3
                  10 сентября 2021 20:19
                  Что от нас останется?
                  От меня - пепел над Невой.
                  1. +1
                    10 сентября 2021 21:12
                    Антон, голубчик, да что с Вами такое творится уже больше недели?
                    Понимаю, что Вы можете не ответить. Но судя по всему, это заметили многие люди, и вашим настроением они обеспокоены.
                    Вы здоровы?
                    Я спрашиваю, Вы здоровы? С учетом эпидемиологической обстановки?
                    1. +3
                      10 сентября 2021 21:26
                      Оставьте, Людмила Яковлевна! Не беспокойтесь! Мои "болезни", сугубо внутренние, эпидимиологической обстановки не касающиесея.
                      Решение "морг-крематорий-Нева" было принято более десяти лет назад.
                      1. +1
                        10 сентября 2021 22:43
                        Не устраивает жизнь, лишенная какого-то важного для Вас фактора. Да, есть недостижимые вещи. Уговаривать бесполезно. Иногда у меня тоже возникают подобные настроения -- без какой-либо паники. Настроения холодные и равнодушные. Главная мысль -- лишь бы не больно, раз и всё. Однако мои настроения разбиваются о суровую необходимость жить, я обязана волочить свою лямку, ибо на мне ответственность за другую жизнь. У Вас, как видно, нет. Ну, так взвалите!
      2. +4
        10 сентября 2021 19:01
        Многие из этих владельцев ещё тогда всё поняли.
        Например, Набоковы...
      3. -3
        11 сентября 2021 09:34
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Кем? Народом. Крестьянами.

        ложь: тупой новой властью уничтожено, растоптано , загажено, разграблено, разрушено, к народу отношения не имевшей никакого.
        Цитата: Хозяин Трилобита
        А почему?

        мозгов не было у нее.
        Кстати, на усадьбах ( а это были высокорентабельные передовые хозяйства в России ) пытались устроить совхозы (на всем готовом и чтобы сразу-тоже передовые).

        Но-полностью обдлись-большинство в убытках
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Многие из этих владельцев ещё тогда всё поняли. Вы до сих пор никак не поймёте

        многие из крестьян еще тогда все поняли ( тысячи восстанийпротив т.н. "нагодной" власти в 1930) , но было уже поздно.
        А некоторые, как вы, до сих пор не поняли НИЧЕГО, в т.ч. что власть, теряющая при борке ТРИДЦАТЬ процентов урожая не имеет права на жизнь (крестьяне-то поняли)
        1. +5
          11 сентября 2021 15:07
          "Ложь" - ваше второе имя. Если не "Глупость", конечно. Я ещё не разобрался. Но то, что одно из двух - точно, а может и оба сразу.
          Я, честное слово, мог бы попытаться вам что-то объяснить, как это сделал давеча Валерий, но мне жалко терять время на это бесполезное занятие - завтра вы всё равно продолжите выступать со своей надоевшей до боли песней на старый лад, так стоит ли тратить время, тем более, на ветке, которую уже никто не читает? Думаю, ответ очевиден.
          Удачи. laughing
          1. -4
            11 сентября 2021 15:50
            Цитата: Хозяин Трилобита
            "Ложь" - ваше второе имя.

            А ваше-первое, при отчестве
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Глупость

            Цитата: Хозяин Трилобита
            Я, честное слово, мог бы попытаться вам что-то объяснить, как это сделал давеча Валерий,

            вы ничего объяснить не в силах (ибо не знаете ничего, иначе не мололи бы с умным видом чушь), как и Валерий, которому все было разъяснено выше
            Цитата: Хозяин Трилобита
            но мне жалко терять время на это бесполезное занятие - завтра вы всё равно продолжите выступать со своей надоевшей до боли песней на старый лад,

            тупая надоевашая песня -это об "успешном" с/хозяйстве "нагодной" власти, полностью обдлвшся в этой области и абсолютно проигравшей по рентабельности кариталистической усадьбе, разрушенной вандалами, но выигравшей.

            Цитата: Хозяин Трилобита
            , так стоит ли тратить время

            Цитата: Хозяин Трилобита
            жалко терять время

            не стоит на вас терять время, вы не знаете ничего.
            когда узнаете -приходите.

            hi
  9. +2
    10 сентября 2021 10:00
    Валерий:
    Такого "добра", которое в прошлой статье, у каждой нации навалом. Современники Ивана IV - Генрих VIII и Елизавета, так отжигали, что бедному "Грозному" Ванюше и не снилось.


    Есть разница. Климат и географический рельеф.
    Сформировавшись там, где сформировались, мы вынуждены были тянуться за близкой теплой Европой, превозмогая тяжесть гирь, навешанных на нас резкой континентальностью и мрачным безмолвием гигантских равнин и плоских лесов. У нас не было гор и не было морей. И нет их, с их сияющими вершинами и прибоем манящих океанских далей, за которыми скрываются волшебные острова. У нас, у русских, очень печальный архетип. Смех наш часто горек и сквозь слезы, песни либо разухабисты и вызывающи -- как бы наперекор судьбе (частушки), либо тоскливы -- "Степь да степь кругом, путь далек лежит..." Нам оставалось лишь смотреть в небо, на звёзды и среди них искать смыслы нашего существования.
    Мы -- другие.
    1. +6
      10 сентября 2021 10:21
      Принципиальное наше отличие - мазохистское стремление бить себя в грудь и посыпать голову пеплом, утверждая, что Россия - "страна рабов" и нет в нашей истории ничего хорошего - не то, что "за бугром" у "цивилизованных и культурных" европейцев. То, о чем писал А. К. Толстой:
      "Бывает,- промолвил свет-солнышко князь, Неволя заставит пройти через грязь, Купаться в ней свиньи лишь могут!"
      Те же британцы сквозь грязь прошли и теперь у них кровавая "девственница" Елизавета - великая королева. А пираты, которые при ней грабили кого ни попадя, а потом с ней, как с барыгой, добычей делились - герои и романтики.
      А в России - раз за разом лезут в одну и ту же лужу.
      1. 0
        10 сентября 2021 11:04
        Валерий, нам некуда было лезть раньше и некуда лезть теперь, кроме лужи!
        Вот лезешь и лезешь, а там всё такое же дерьмо или ещё хуже. Либо степь да степь, либо... неприветливые степняки и совсем чуждые нам горцы! Посмотрите на карту Европы и на нашу карту. У нас многие губернии больше многих европейских стран. Отделенные друг от друга горами, они, эти малые клочки европейских территорий, сумели сформироваться, сохранив этническое и языковое разнообразие, многообразие культур. Но, вынужденные жить вместе и воюя друг с другом часто, помногу и подолгу, они на своей благоприятной, оптимистично теплой георгафии и именно благодаря ей, оптимистичной, смогли получить резкое развитие. На громадной, географически депрессивной территории России, вынужденно прираставшей враждебными ареалами с юга и востока, не блиставшими европейским развитием, вдобавок ко всему географическому несчастью очень быстро начала осуществляться колониальная система правления. Страны Центральной Европы, с которыми мы сравниваем себя, никогда не были колониями! А если и были очень давно когда-то, то с мягкой системой зависимости. Начиная со Средневековья, они всегда были метрополиями. Мы, пытаясь быть мягкой метрополией по отношению к завоёванным, очень быстро сами стали колонией благодаря Петру Первому. Может, он и не желал, но...
        И впоследствии Аракчеев вынужден был радеть о том, что если уж так, то пусть хоть порядок будет.
  10. +7
    10 сентября 2021 10:17
    Уважаемый, Валерий! Большое спасибо за этот цикл статей. Аракчеев был темой моей дипломной работы в 1995 году. Приятно, что выводы об этом государственном деятеле у нас совпали. Прошло уже 30 лет после того, как стали появляться первые статьи о том, что исторический образ Аракчеева не соответствует реальному (я помню статью Ячменева, которая вышла в Вопросах истории где-то в 1991 году). К сожалению, стереотипы в истории так живучи, что ваши статьи для многих настоящее открытие. Творческих успехов!
    1. +7
      10 сентября 2021 10:25
      Большое спасибо за Ваш отзыв. Я всегда стараюсь быть именно объективным. Но, парадоксальным образом, многим моя объективность не нравится и следуют обвинения как раз в излишней субъективности. Такова сила стереотипов, ничего не поделаешь.
      1. +2
        10 сентября 2021 21:07
        Валерий,Вы совершенно праввы,когда говорите об стеретипах. Меня саму,временами,подмывает сказать,что Вы субьективны и нарочно передергиваете. Тогда не будут рушиться стеретипы,но уже узнала Вас.: Вы не будите сознательно враить. Просто у Вас другой взгляд на некоторые факты
  11. +1
    10 сентября 2021 11:06
    военные поселения это ведь не от хорошей жизни...наполеоновские войны разорили страну до такой степени и её финансы были в таком упадке что империя просто не могла себе позволить содержать себе огромную армию совершенно не обходимую для защиты своих огромных территорий, по этому решили перевести большую часть войск на "самоокупаемость"...
    части которые переводили на военные поселения не только должны были сами себя содержать но и ещё прибыль государству приносить
  12. +3
    10 сентября 2021 12:12
    Спасибо за цикл статей о неординарном человеке! Прочитал с огромным удовольствием!!!!
  13. +2
    10 сентября 2021 13:42
    Вид военного поселения Кречевицы

    Ты смотри, в Советское время в этих Кречевицах был опытный аэродром в годы моей "шальной юности" когда я учился в НовоселицаХ. там стоял полк транспортной авиции на Ил-76...
  14. +1
    10 сентября 2021 14:54
    Отвлеклась от статьи на реальности жизни, а сейчас передышка, и кляузно не могу отстать от вопроса: а с какой, собственно, Россией Аракчееву приходилось иметь дело?
    Возьму этот вопрос голобально. Вот, скажем, Европа. Валерий сказал, мол, гнусная Елизавета и всё такое. Пираты, колонизаторы, грабители чертовы...
    А теперь давайте посмотрим, где были колонии и где были их европейские метрополии. Может быть Северная Америка имела общую границу с Европой? Или Южная? Может быть Африка своими границами непосредственно прилегала к европейским странам или архипелаги Азии примыкали к ним? Нет! И потому, как только расходы на содержание колоний превысили доходы от них, европейские страны одна за другой с легкостью их отпустили. Идите, мол, на все четыре...
    Отпустили без опасения, что те пойдут войной на бывшую метрополию. Ну, действительно, трудно допустить, чтобы какая-нибудь Бразилия, тактично объединённая в своё время с метрополией в единое государство, всерьез отправилась воевать с Португалией. Испытывая собственные трудности, они развивались каждая по-своему, и Португалии ничего не стоило отпустить "бывших" -- не сядут на корабли, не приплывут, не начнут брать штурмом Лиссабон.
    И совсем другое дело -- Россия. Гранича с опасными воинственными народами, примыкающими к исторической Руси своими границами, Россия вынужденно включала их в свой состав, имея в качестве "дохода", колониальной маржи, так сказать, всего лишь относительное внутриполитическое спокойствие. И в те времена это было, в основном, всё! Понимаете? Всё!
    Но история показывает, что включение в состав государства такой территории, которая населена варварами, получающими при этом статус полноценного гражданина, неизбежно снижает цивиллизационный уровень самой присоединяющей территории. Вот так было с Россией. Помимо географических, климатических и прочих особенностей исходной территории наш потенциал цивиллизованного развития в русле Европы по мере вынужденного присоединения того, что лежало южнее и восточнее, неизбежно становился ниже и был ниже, чем в тех же Англии, Франции, Германии, прочих. Такое даже деньгами не решается. Аракчеев это как-то почувствовал, понял.
    1. +3
      10 сентября 2021 15:22
      Испытывая собственные трудности, они развивались каждая по-своему, и Португалии ничего не стоило отпустить "бывших" -- не сядут на корабли, не приплывут, не начнут брать штурмом Лиссабон.

      Уже садятся, плывут и берут штурмом. Если брать отношения европейских стран и их бывших североафриканских колоний, например. angry
      И потому, как только расходы на содержание колоний превысили доходы от них, европейские страны одна за другой с легкостью их отпустили. Идите, мол, на все четыре...

      Игорь Можейко бы с Вами не согласился. Тут есть одна недосказанность, Людмила Яковлевна. Расходы начинали превышать доходы вследствие подъема неких "освободительных движений" в данных колониях. А когда ты вынужден кормить войска в какой-то местности на бОльшую сумму, нежели ты получаешь с этой местности плюшек - да, это невыгодно. hi
      Моя речь идет только о европейских колониях! stop
      Политику расширения Российской империи, и что из этого получилось на данный момент, даже трогать палкой не хочу... так, от греха подальше.
      1. +2
        10 сентября 2021 15:31
        Николай, мне понравилось:
        Политику расширения Российской империи, и что из этого получилось на данный момент, даже трогать палкой не хочу... так, от греха подальше.

        Такое надо бы обходить стороной, но мы уже в этом. Прямо по анекдоту. Вчера вступил в г..., а сегодня ещё нашёл куда wassat )))
        И поговорка: не трогай г..., пока не в...
        А оно уже в... Даром, что ли Шойгу озаботился города строить.
        Но какова была возможность у предков? Прикидывала. Выхода нет. Вот же не повезло!
        1. +4
          10 сентября 2021 16:03
          Даром, что ли Шойгу озаботился города строить.

          Посреди Финского залива есть старинное "золото без ручки" - форты. И сейчас ими очень озаботилась Ксюша Шойгу...
          1. +3
            10 сентября 2021 16:22
            Шойгу набирает обороты, не отпуская президента ни на шаг. Опять в Сибирь повёз.
            Кто его знает, кто кем играет, кто позволяет думать, что им играют, и чем все закончится. В Сибири есть интересные места. Например, плато Путорана.
  15. +2
    10 сентября 2021 20:50
    Коллеги,Валерий. Так получилось,что лишь сейчас смогла прочесть.
    ,
    Читала и думала : Аракчеев был ,честным и глубоко несчастным человеком. Беда Аракчеева в том,,что он был порядочным человеком,а Александр 1 злоупотреблял порядочностью Аракчеева.
    Мне стало жаль Аракчеева как человека и я думаю :он при любом царе добросовестно тянул свой воз, но кто из царей не злоупотреблял бы добросовестностью Аракчеева? Возможно,ошибаюсь,но это:Петр1(хоть Валерий его недолюбливает) и Николай 1
  16. 0
    12 октября 2021 11:51
    Про его огромную роль в создании современнейшей и сильнейшей на тот момент артиллерии известно давно. Остальное, новость даже для меня!
    Идеальный, практически, администратор и честнейший человек.
  17. 0
    6 октября 2022 15:58
    Как нам не хватает Аракчеевых. Изумительно честный и порядочный человек, гениальный организатор.