Странные шлемы, показавшие себя в бою

120
Странные шлемы, показавшие себя в бою
Кадр из фильма «300 спартанцев» 1962 года

Защищающие голову шлемы появились достаточно давно. Первые их изображения историки относят сегодня к III тысячелетию до нашей эры, то есть даже задолго до периода Античности. На протяжении всего этого временного интервала и вплоть до наших дней назначение шлемов не меняется – это защита головы воина.

Первые шлемы были простыми и могли изготавливаться практически из чего угодно: дерева, шкур животных, выделанной кожи и даже сплетенных прутьев. Со временем их начали делать из металла.



Первые железные шлемы появились на рубеже VIII–VII веков до нашей эры. Если первые шлемы защищали голову в бою от повреждений, которые наносились главным образом холодным оружием и стрелами, то позднее стали охранять от огнестрельного оружия и мелких осколков.

Многие защитные шлемы, использовавшиеся в битвах, выглядят сегодня необычно и даже странно, в первую очередь они удивляют своим внешним видом. В разные исторические периоды и в различных культурах шлемы украшались разнообразными декоративным и геометрическими узорами, гребнями, конским волосом и другими элементами.

Драгунский шлем


Если говорить о необычных защитных шлемах, то нельзя обойти драгунский шлем.

Большинству граждан, получивших образование в СССР и России, такой шлем знаком по стихотворению Лермонтова «Бородино». Строчка «драгуны с конскими хвостами» отпечаталась в сознании многих. Описание абсолютно точное: в оформлении французских драгунских шлемов начала XIX века присутствовали настоящие конские волосы.

Само слово драгун восходит к французскому языку. Считается, что оно произошло от французского слова dragon, которое обозначало короткий мушкет. Драгуны представляли собой кавалерию, которая вооружалась по пехотному образцу и могла использоваться как в конном, так и в пешем строю. Для этого воины были хорошо подготовлены и обучены.


Французский драгунский шлем, современная реплика, фото: www.sergeantique.com

Знаменитый драгунский шлем, который запомнился многим, ввели в середине XVIII века французы. К такому шлему они перешли в 1762 году, до этого драгуны использовали обычные треуголки. При его изготовлении французы, очевидно, вдохновлялись античными образцами периода армий Древней Греции и Древнего Рима.

Шлем изготавливался из медного сплава и отличался наличием массивного гребня из латуни. Этот тяжелый гребень с конской гривой из черного волоса, который венчал шлем, впоследствии перекочует на драгунские каски практически всех европейских государств. Но необычным французский шлем делал не массивный латунный гребень, а дополнительное декорирование.

Шлем был окружен меховым тюрбаном. У офицеров и гвардейских драгун мех был леопардовым. У рядовых шлем обтягивался похожим мехом, но коричневым, или тюленей кожей. Примечательной особенностью было то, что у рядовых и офицеров конская грива была черного цвета, а у трубачей – белого. Ещё одной отличительной чертой французского шлема был кожаный подбородочный ремень, который дополнительно мог усиливаться медной чешуей.

Беотийский шлем


Свое место в рейтинге странных шлемов занимает и беотийский шлем.

Это открытый кавалерийский шлем, получивший свое название по месту появления. Историки считают, что он изобретен в Беотии – одном из регионов Греции. Вероятнее всего, это произошло в V веке до нашей эры. Прославили эти шлемы воины Александра Македонского, который вооружил ими свою конницу.


Кавалерист из Александровского саркофага в беотийском шлеме, фото: wikimedia.org

Беотийский шлем открытого типа внешне напоминал шляпу древнегреческих крестьян, которая отличалась наличием широких полей для защиты от солнца. Особенно это заметно при рассматривании скульптур той эпохи.

Изготавливался шлем из цельного листа бронзы с использованием шлемовидного «каркаса» из известняка, один из них уцелел до нашего времени. Сохранились до нынешних дней и шлемы, один из которых был найден в реке Тигр и сегодня хранится в Британском музее.


Сохранившийся беотийский шлем из реки Тигр, фото: wikimedia.org

Так как шлем был открытым, он не ограничивал обзор и слух воина, что было важно в боевой обстановке. При этом наличие расширяющихся наклонных полей со складками обеспечивало дополнительную защиту. Поля отчасти прикрывали шею от ударов мечом сверху.

На момент своего использования шлем считался вполне комфортным для длительного ношения, в том числе в жарком климате.

Шлем из клыков кабана


Пожалуй, к самым необычным шлемам можно отнести шлемы из клыков диких животных.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что шлемы из клыков дикого кабана применялись в Древней Греции ещё в бронзовом веке, во II тысячелетии до нашей эры. Шлемы такого типа принадлежали Минойско-Микенской цивилизации.

Удивительным образом до нашего времени сохранилось несколько таких шлемов, один из которых хранится в Национальном археологическом музее в Афинах. Сохранность клыков, которые использовались при изготовлении шлема, можно назвать идеальной, если учесть, что подобные шлемы описывались в «Илиаде» Гомера и использовались при осаде Трои.

Шлем из клыков вепря существовал параллельно с бронзовыми шлемами. Их использование ученые и исследователи объясняют тем, что бронза на тот момент считалась редким и дорогим сплавом. Хотя и создание шлема из клыков нельзя было назвать простым. Для производства одного такого шлема на охоте необходимо было добыть 12–14 кабанов-секачей.


Шлем из клыков кабана. Национальный археологический музей Афин, фото: wikimedia.org

Добытые клыки кабана ценились по той причине, что их легко можно было обрабатывать – они достаточно хорошо раскалывались вдоль длины. Одновременно с этим внешняя поверхность клыков была очень твердой, она превосходила по твердости слоновую кость. Основой для шлема была кожа, на которую воины нашивали подготовленные клыки. Размещать клыки можно было и внахлест.

Коринфский шлем


Коринфский шлем, хотя и отделяют от нас тысячелетия, также хорошо знаком многим, в том числе благодаря кинематографу.

Различные виды коринфского шлема можно было увидеть в многочисленных экранизациях истории 300 спартанцев. В этом нет ничего удивительного, сегодня коринфский шлем – это настоящий символ Древней Греции. В боевом применении такие шлемы прославились в V веке до нашей эры во время греко-персидских войн.

Свое название шлем получил по городу Коринфу на Пелопоннесе, где было налажено их производство. Соседями Коринфа были воины Спарты, которые также предпочитали использовать эти полностью закрытые шлемы. Считается, что первые подобные шлемы появились еще в VII веке до нашей эры.


Шлем коринфского типа после VI века до н. э. фото: wikimedia.org

Шлем олицетворял собой подъем ремесленного производства после «Темных веков», которые сопровождались закатом Микенской цивилизации.

Шлем был глухим и целиком защищал голову бойца, лицо обычно полностью не скрывалось. Конструкция отличалась сложными обводами, вырезами для глаз. В качестве украшений на шлеме часто использовался гребень из конских волос, такие изображения шлема сохранились на многочисленных дошедших до нас вазах.

Чаще всего шлем разделялся в области рта, но во многих греческих полисах производились шлемы совсем сплошные – только с прорезями для глаз. Большинство же дошедших до нас шлемов внешне напоминают котелок, в котором имелись прорези для глаз и дыхания – характерной Т-образной формы.


Коринфский шлем, примерно 500 года до н. э. из коллекции Британского музея, фото: wikimedia.org

Глухой коринфский шлем давал античным воинам хорошую защиту, но ограничивал обзор. Отчасти именно поэтому спартанцы воевали в плотном построении – фаланге, где не было нужды постоянно следить за действиями противника на флангах.

Имперский шлем


Римский шлем Галеа или Кассис также знаком сегодня практически каждому.

Шлем был важным атрибутом защитной экипировки любого солдата Древнего Рима. Чаще всего подобные шлемы использовались с подшлемником из ткани, кожи или войлока. Первые такие шлемы использовались в римской армии с IV века до нашей эры. Вершиной их эволюции можно назвать имперский шлем, который появился на заре нашей эры.

Римские шлемы защищали голову бойца не целиком. Обычно лицо оставалось полностью открытым, что не составляло особой проблемы, учитывая используемую римлянами тактику. При этом у некоторых воинов, к примеру, всадников и представителей знаменной группы, лицо могло быть защищено маской.

Большинство шлемов изготавливались из железа, но встречались и бронзовые экземпляры. Также можно было встретить железные шлемы с накладками в виде бронзовых украшений.


Имперский шлем центуриона, периода I–II века нашей эры (современная реплика), фото: wikimedia.org

Шлем хорошо защищал голову воинов, открытыми оставались только уши и лицо, все остальные части головы прикрывала надежная металлическая защита.

Имперские шлемы внешне выглядят как цельный металлический купол, к которому с двух сторон крепились металлические нащечники, подвижно закрепленные на шарнирах. Для дополнительной защиты лица воинов использовались козырьки, а заднюю часть головы и шеи прикрывал массивный назатыльник.

Для придания дополнительной прочности купол шлема мог укрепляться наложенными сверху круглыми в сечении полосами металла, позднее эти накладки стали делать в виде выступающих рёбер жесткости.

А на заре нашей эры ушные вырезы шлема полукруглой формы стали обрамлять отогнутым наружу краем, чтобы дополнительно защитить уши воинов от рубящих ударов холодного оружия, направленных сбоку или сверху.
120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    2 ноября 2021 05:43
    яьзурд ,орту еорбоД

    Всё как всегда, но, тем не менее, всех с добрым утром!))

    Прочитал и сразу почему-то вспомнилась Лысая гора и центурион Марк Крысобой.

    Ни черта ничего не грузится, долго ещё бездельники-админы будут издеваться над нами!!!

    1. +18
      2 ноября 2021 05:49
      Блин! Только с четвёртого раза загрузить смог! am

      Правда, когда читал книгу, представлял его несколько иным.
      1. +7
        2 ноября 2021 06:14
        Цитата: Морской Кот
        Правда, когда читал книгу, представлял его несколько иным.

        Да не, там все в точку, за исключением Воланда - этот не тянет. Даже, внезапно, Безруков wink У этого Крысобоя даже взгляд мертвый
        1. +18
          2 ноября 2021 07:15
          Вы Басилашвили имеете в виду? Так Лавров там настолько стар, что ему впору играть не Пилата, а его дедушку.
          А вот Ульянов в этой роли действительно хорош.
          1. +12
            2 ноября 2021 07:23
            Цитата: Морской Кот
            Так Лавров там настолько стар, что ему впору играть не Пилата, а его дедушку.

            Во-во))) Пилат тоже, "шамкающей кавалерийской походкой", но так он и в книге показан больным человеком, крепко больным. А Воланд вышел каким-то... ТП в мужском роде, он не "князь тьмы", а типичный богемный понторез.
            А про Ульянова - согласен
            1. +11
              2 ноября 2021 07:36
              Пилат по книге болен, но не дряхл. Да и Воланд у Гафта вышел лучше чем у Басилашвили, хотя вряд ли можно найти актёра который осилит подобную роль.
              1. +6
                2 ноября 2021 07:44
                Цитата: Морской Кот
                хотя вряд ли можно найти актёра который осилит подобную роль.

                Как и Азазелло.
              2. +2
                3 ноября 2021 22:51
                Как-то, весьма давно, по ТВ показывали небольшой отрывок из "МиМ", не помню, кто играл Бездомного и Берлиоза, а вот Воланда представил Юрий Яковлев - на мой, сугубо субъективный взгляд, лучший Воланд!
                1. 0
                  3 ноября 2021 23:34
                  Жаль что я не видел. request
      2. +7
        2 ноября 2021 06:27
        Вторая картинка - кадр из сериала "Рим".
        1. +1
          3 ноября 2021 10:05
          Вторая картинка - кадр из сериала "Рим".

          Приветствую, добрый человек! drinks
          Антон, несколько лет назад я смотрел какой-то исторический документальный фильм (иностранный), так вот по поводу этого
          Для придания дополнительной прочности купол шлема мог укрепляться наложенными сверху круглыми в сечении полосами металла, позднее эти накладки стали делать в виде выступающих рёбер жесткости.

          там были разъяснения.
          Римские шлемы начали укрепляться сверху полосками крест-накрест после "боевого знакомства" с даками. Ибо даки очень любили орудовать фальксом - а против него стандартная римская защита не очень-то и помогала. Более того, этим "серпом" можно было вырвать из рук или разрубить щит, или достать владельца щита и за ним.

          Столкнувшись с тяжелыми потерями, легионеры Траяна впервые за долгое время были вынуждены модернизировать свой доспех. Накладные ремни на плечи и ключицы должны были защитить легионера по рубящего удара сверху, грозящего разрубить того пополам. Шлемы также пытались укрепить поперечными железными полосами, вероятно без этого римский шлем не выдерживал удара фалкса.
          https://leta-media.ru/falks-ubiyca-rimskih-legionov/

          Насколько я понимаю, помогали эти усиления защиты не очень эффективно...
          1. +1
            3 ноября 2021 10:16
            В "Риме" описываются события несколько более ранние.
            1. +2
              3 ноября 2021 10:22
              В "Риме" описываются события несколько более ранние.

              Вполне возможно, я не смотрел. yes Но ты ссылаешься на сериал, а я на научный фильм, хотя и по памяти! request
              1. +1
                3 ноября 2021 10:51
                Я не ссылаюсь, я просто определил происхождение картинки. А сериал классный, особенно в гоблинском переводе
                1. 0
                  3 ноября 2021 11:01
                  А сериал классный, особенно в гоблинском переводе

                  Если бы не Гоблин, я никогда бы не посмотрел "Властелин колец". Не выдержал бы. В начале этого года, наконец, посмотрел вторую и третью часть "Хоббита" - мутотень мутотенью... Не мое, короче. Самый главный вопрос - почему тролли, которые на свету должны превращаться в камень, вовсю воюют днем в битве пяти воинств? what
                  1. +1
                    3 ноября 2021 11:53
                    Потому что, "хороший эльф - мертвый эльф, и вкусный!"
                    1. +1
                      3 ноября 2021 11:57
                      Потому что, "хороший эльф - мертвый эльф, и вкусный!"

                      Это понятно, что диетический эльф полезнее немытого жирного гнома с повышенным холестерином. А троллей Саурон лично кремом от загара мазал?
                  2. +2
                    5 ноября 2021 02:39
                    Потому что Вы путаете троллей, которых оживил Моргот, вселив в камни души орков с другими троллями. Вы говорите про троллей Эриадора.
                    А есть куча других, например, тролли Мории, тролли Холмов и прочие. И на них свет вовсе не так действует.
                    Надеюсь понятно ответил.
                    И да дарует Вам Валар своё благословение. :)
                    1. 0
                      7 ноября 2021 19:52
                      И да дарует Вам Валар своё благословение. :)

                      Ох, Денис, Вы меня с Никитой-Рязанцем (ниже) умыли по толкиенознанию и троллеведению! good Надо мне подтянуть матчасть, хотя тема и не моя. drinks
                  3. +1
                    7 ноября 2021 18:02
                    почему тролли, которые на свету должны превращаться в камень, вовсю воюют днем в битве пяти воинств?

                    Потому что это олог-хай, результат селекции.
                    "В отличие от других троллей олог-хай были достаточно сообразительны и не боялись солнечного света. Также они были выносливее, быстрее и злее других видов троллей."
                    Параллельно появятся и урук-хай. Помесь орков и людей. И умнее, и сильнее, и солнечного света не боятся.
                    1. 0
                      7 ноября 2021 19:53
                      Параллельно появятся и урук-хай. Помесь орков и людей. И умнее, и сильнее, и солнечного света не боятся.

                      Умыли, умыли Вы меня с Денисом812 (выше по ветке)! yes Сдаюсь, Никита! drinks
      3. +6
        2 ноября 2021 08:01
        Костя, приветствую. Я"Крысобоя" не помню, вероятно, мы не встречались или я бухой был и не запомнил его фамилию?
        ПС. Есть же дурацкие фамилии : Крыса, Зрака, мы у последнего в фамилии, поменяли букву:З на С. Хохма была. Он потом фамилию поменял :взял фамилию жены.
        1. +7
          2 ноября 2021 09:49
          "Я *Крысобоя* не помню...."
          Слав,да ладно! wink С таким серьёзным видом...Я почти поверил,но...

          Шутник Вы,Ваше благородие. laughing
        2. +5
          2 ноября 2021 14:24
          Привет всем!
          И я свои 3 коп.
          Думаю все знают о финском пиве Koff. Есть и история названия оного.
          Был купец по фамилии Краснобрюхов,который занимался пивоварением и у него так хорошо пошли дела,что он стал купцом I гильдии,но вот фамилия ему стала уже не очень нравится и он подал прошение царю о смене фамилии.
          Но на беду Павел Петрович был не в духе и на прощении начертал:"Цвет изменить, брюхо оставить».  drinks
          1. +4
            2 ноября 2021 14:52
            Я об этом читал, но там были уточнения:в Гельсенфоргсе жил купец Краснобрюхов, а император Александр 3. В результате стал:"Синебрюхов".
            В Финляндии и сейчас существует фирма:"Синебрюхофф"
            1. +2
              2 ноября 2021 15:04
              Есть несколько вариантов истории смены фамилии с Краснобрюхов на Синебрюхов.
              Мне нравится,та что привел я! wink
              Есть история про женитьбу
              1. +5
                2 ноября 2021 17:23
                Я слышал эту историю применительно к Александру III и фамилии Семижoпов с финальной резолюцией царя "Хватит и пяти". smile
                Всегда оценивал это как байку по типу той, почему в России железнодорожная колея шире. Царя спросили: "Как делаем? Как в Европе или шире?" Он ответил: "На (слово из трёх букв) шире!" И стало так.
                1. +2
                  2 ноября 2021 17:43
                  Убедительно!
                2. +2
                  3 ноября 2021 05:55
                  Слыхал, что один из царей повелел - Ранцев-Зас лучше чем Зас-Ранцев!
                  И точка. И генералу Засу пришлось уступить будующему зятю Ранцеву!!!
                  1. +2
                    3 ноября 2021 07:30
                    Об этом было на сайте.
                    Барон фон Зас был туповатый дядя и хотел, чтоб будущий зять его фамилию ставил впереди своей, а Николай 1 решил, чтоб Зас был позади
                    1. +1
                      3 ноября 2021 07:53
                      Об этом было ещё в журнале Техника-Молодёжи (80-е, 90-е 20 века) в рубрике исторических казусов и интересных случаев. В конце каждого номера. hi
                      1. +4
                        3 ноября 2021 09:35
                        Помню в "Вокруг света" тоже была прикольная рубрика:старые публикации или как-то так.
                        Уже давно давно не видел этих журналов
          2. +1
            9 ноября 2021 09:30
            Краснобрюхов- это древняя Новгородская фамилия. Кстати, мои далёкие предки были из новгородцев, ушедших на северо восток, после разгрома Новгорода и носили фамилию Широбрюховы.
            1. 0
              9 ноября 2021 09:47
              Круто! Вы знаете историю своей семьи так глубоко!
    2. +5
      2 ноября 2021 06:36
      Уберите это .
      1. +6
        2 ноября 2021 07:11
        Что, куда и зачем?
        1. +8
          2 ноября 2021 09:57
          Что?Это.
          Куда?Туда.
          И зачем?И затем. laughing laughing laughing
          Привет,дружище! bully
          1. +9
            2 ноября 2021 10:27
            Привет, Сергей. hi
            Даже с твоей помощью я так и не постиг всей глубины этого перла. request
            1. +8
              2 ноября 2021 12:17
              “Разве я выразил восхищение? – спросил маг у Фагота.
              – Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали, – ответил тот” (c).
          2. +3
            2 ноября 2021 12:03
            Цитата: Вольный ветер
            Уберите это .

            Цитата: Морской Кот
            Что, куда и зачем?

            Цитата: Фил77
            Что?Это.
            Куда?Туда.
            И зачем?И затем.

            " Что за гадюшник вы здесь развели ?!
            Подошёл,приблизился,заглянул в гадюшник." laughing (с) А.Покровский "Каким на службе нужно быть"
  2. +7
    2 ноября 2021 06:00
    А в чем странность? Внешний вид описаных шлемов обусловлен либо технологией и материалами, либо тактикой, либо необходимостью отличать комсостав. И только у французов понты! laughing
    1. +5
      2 ноября 2021 07:24
      Доброе утро,коллеги,"только у французов понты"вообще-то автор описал "драгунский"шлем 1762 г,а 18 в позволял и дизайнерские изыски. Если бы автор описал европейские шлемы 18 в.еще не известно у кого было больше понтов
      1. +2
        2 ноября 2021 08:05
        Цитата: Astra wild2
        Если бы автор описал европейские шлемы 18 в.еще не известно у кого было больше понтов
        Согласен hi , но я то оговорочку сделал:
        Цитата: Владимир_2У
        Внешний вид описаных шлемов
      2. +13
        2 ноября 2021 08:28
        Если бы автор описал европейские шлемы 18 в.еще не известно у кого было больше понтов

        Почему неизвестно? Известно. У итальянцев и в веке 20-ом. Одна шляпа берсальеров чего стоит. laughing
        1. +11
          2 ноября 2021 08:40
          Кстати,нечто похожее на шляпу берсальеров однажды спасло жизнь маршалу Ожеро.Все-таки лучше,когда на тебе в бою хоть что-то на голове есть - хоть шляпа,хоть ведро!
          1. +11
            2 ноября 2021 08:45
            Это точно, хоть что-то прикроет. wink
            1. +10
              2 ноября 2021 08:54
              Тоже вариант!Только дырки для глаз надо сделать,а то как ты поймешь - победили наши или улепетывать пора...
              1. +10
                2 ноября 2021 09:09
                Дырки для глаз... Так глаза-то на голове вроде? belay wink
            2. +2
              2 ноября 2021 15:26
              класный тюнинг!
        2. +1
          3 ноября 2021 05:57
          "Птичку жалко..."
          1. +1
            3 ноября 2021 15:14
            "Птичку жалко..."


            И не одну. laughing
            1. +1
              3 ноября 2021 16:27
              Так точно. Не стану вставлять фотографии, но есть в интернете фото головных уборов 21 и 12 уланских полков британской армии - перьев не меньше, чем у итальянского берсальера!!!
              Или 9-й уланский полк британской армии в форме от 1842 года! На шлеме офицера просто "фонтан" из чёрных перьев...
              1. +1
                3 ноября 2021 16:37
                А зря не вставил. request
                Тут другой момент -- у англичан перья были в позапрошлом веке, а у итальянцев в нынешнем, это-то и смешно. smile
                1. 0
                  3 ноября 2021 18:33
                  Смешно?
                  А британские кавалерийские шлемы с плюмажем из конского волоса (Лейб-гвардия и "Блюз энд Роялз") и "медвежъи кивера" гвардейских гренадер (только выходцам из "колоний" позволено по религиозным нормам не носить кивер из шкуры - сикхи носят ЧЁРНЫЕ тюрбаны) и в 21 веке являются атрибутами парадной формы!
    2. +6
      2 ноября 2021 08:24
      "либо тактикой" - римская фаланга.
      "необходимостью комсостав" была бы хорошая тема для сайта :"как отличались командиры в различные эпохи"
      Мы все знаем погоны, в петлицах б..м ориентируемся, поздний период, а как отличали:командира отделения или ротного у Дмитрия Донского или у тех же монголов?
      1. +6
        2 ноября 2021 09:06
        Привет, Слава.
        Там всё просто было. Войско состояло из дружин феодалов, сравнительно небольших, в которых все друг друга знали. Сами феодалы тоже знали друг друга, как правило, лично, но уж во всяком случае, по словесному портрету. smile
        Ну и был ещё один способ отличить "командира". Он был лучше экипирован, сидел на более дорогом коне и т.п.
        Так что "понты" в этом плане имели сугубое практическое значение. Чем богаче ты выглядишь - тем у тебя, значит, больше людей на содержании, тем ты более важный командир.
        Ну а самых богатых, конечно, знали все и так. smile
        1. +2
          2 ноября 2021 11:25
          Приветствую. Командиры дружин - аналог комполка, а нижнее звено?
          1. +2
            2 ноября 2021 12:35
            Точно так же. Если ты командуешь хотя бы десятком воинов - ты их содержишь, значит, ты уже богатый человек и по экипировке будешь выделяться.
            В городском ополчении разница могла быть не столь заметна, конечно, но в профессиональных дружинах командир был виден сразу, к тому же и сами эти дружины были по нескольку десятков человек, не более.
            Грубо говоря, социальная пирамида "рыцарь - барон - граф/герцог - король" повторялась и в военном отношении, где рыцарь - командир отделения.
            На Руси было несколько иначе, но смысл тот же: мелкий землевладелец - боярин - князь - великий князь.
            1. 0
              28 декабря 2021 17:27
              Ещё у каждого владетеля/командира были свои знаки/флажки/знамёна.

              Собственно итальянское/испанское обращение signor/senior произошло от слова "signa" - значок на древке, выполнявший роль знамени. То есть с(и/е)ньор, буквально - держащий знак (стоящий у знака).
      2. 0
        2 ноября 2021 15:22
        римская фаланга

        ???
    3. +5
      2 ноября 2021 10:05
      Конский хвост - не понты .
      1. +2
        2 ноября 2021 10:13
        Цитата: sivuch
        Конский хвост - не понты .
        Хвост нет, особенно для коня laughing , а вот штырь с огрызком плюмажа, гребень такой формы и расположения и меховая оторочка ещё какие.
      2. +3
        2 ноября 2021 11:29
        Хвосты имели практическую пользу :защита от ударов рубящим оружием
  3. +6
    2 ноября 2021 06:14
    Изготавливался шлем из цельного листа бронзы с использованием шлемовидного «каркаса» из известняка, один из них уцелел до нашего времени

    Может кто-то пояснит это предложение. В смысле модель-матрица из известняка и что уцелело, шлем или так называемый "каркас".
    Статья как-то резко начинается и резко обрывается. Даже не объяснено применение конского волоса во французском драгунском шлеме, а волос тот хорошо предохранял от удара саблей сзади...и никакие это не понты.
    1. +13
      2 ноября 2021 06:35
      Статья как-то резко начинается и резко обрывается.
      Да просто статья из разряда "5 самых знамениты мечей (топоров, щитов, чайников, пипифаксов... нужное подставить).
    2. +6
      2 ноября 2021 07:48
      А что, бронза разве бывает листовой? Т.е. в понимании автора бронзу можно было гнуть, ковать, штамповать. Я всегда считал, что бронза исключительно хрупкий металл с соответствующей технологией обработки. Я что-то пропустил при изучении материаловедения?
      1. +5
        2 ноября 2021 09:23
        Бывает. Бронзы с низким содержанием олова отлично обрабатываются давлением.
        Изготовление шлема. Видно что бронза куется отлично, причем без значительного нагрева

        Греки умели катать такую бронзу в листы.
        1. +2
          2 ноября 2021 11:22
          Имеется в виду мышьяковистая бронза?
          Денис! hi
          1. +4
            2 ноября 2021 11:28
            Хеллоу)
            Речь идет о шлемах поздней классики - эллинизма. Насколько я знаю, это время господства оловянистых бронз.
            Плюс мышьяковистые бронзы на материаловедении не изучают)
            1. +3
              2 ноября 2021 13:52
              А какое содержание олова должно быть в сплаве, чтобы бронза была ковкой?
              1. +2
                2 ноября 2021 13:55
                До 8% вроде бы
    3. +7
      2 ноября 2021 09:43
      Может кто-то пояснит это предложение. В смысле модель-матрица из известняка и что уцелело, шлем или так называемый "каркас".


      Рельефная каменная основа, копирующая форму шлема , на которой формовали лист
      1. +3
        2 ноября 2021 10:06
        Известняк, limestone, бывает разный, для ковки, мне кажется, он недостаточно стойкий, возможно шлем формовали из листа в горячем состоянии, на пределе текучести, используя не только основу-матрицу, но и пуансон.
        1. +3
          2 ноября 2021 10:16
          Ясно, что нагревали.
          Ответный полноразмерный пуансон просто не нужен. Обстучал на форме, в углубления формы метал вогнал при помощи металлического стержня как на видео выше.
          1. +2
            2 ноября 2021 11:04
            Скорее выколотил поверхность, а это шаблон по которому идет примерка.
            1. +3
              2 ноября 2021 11:09
              Копируется форма целиком. Весь процесс идет на ней. Это вполне очевидно. Особенно важно при формовании складок
              1. +1
                2 ноября 2021 12:49
                Не совсем так. Для выколотки требуется обратная форма.
                https://tech.wikireading.ru/14787
                А по указанной уже делали примерку. Или показанное на картинке это мастер модель, по которому собственно и изготавливали формы для выколотки или литья.
                1. +2
                  2 ноября 2021 13:32
                  Она и есть обратная - для прилегающей к ней внутренней поверхности шлема. Это же очевидно.)
                  Версия с примеркой не выдерживает никакой критики- примерять лучше сразу на слепок головы, имитирующую человеческую, а у нас зачем-то полости под складки явно функционального характера.
                  Мастер-модель сомнительно. Делаем каменную модель, делаем глиняные разъемные формы по ней .Собираем, заливаем бронзу, извлекаем, счищаем литник, шлифуем. Только для того чтобы получить тоже самое, но в бронзе. Продукт единичный на одну мастерскую. Зачем такие сложности?
                  Самое простое объяснение обычно самое верное. Можно получить шлем обстукиванием нагретого листа по форме на фото? Можно.
                  Единственное, известняк не держит температуру, если для изготовления шлема нужен нагрев заготовки на 150+ градусов версия с моделью для изготовления металлической копии оправки имеет право на существование.
                  1. +1
                    2 ноября 2021 14:01
                    А сложности за тем что литье более технологичный способ изготовления,особенно в условиях Греции.
                    1. 0
                      2 ноября 2021 14:08
                      Литье не технологично по определению в большинстве случаев ибо куда более энергозатратно. Особенно в условиях Греции с ее дефицитом деревьев). Ваш кэп
                      1. +2
                        2 ноября 2021 15:00
                        Литье самый экономичный способ:)Поэтому и используется до сих пор гораздо шире чем ковка :).Вы пару постов назад собирались обогревать заготовку углями:).Я вообще то занимаюсь литьем,кэп:).А за ссылку спасибо только на иллюстрациях литые бронзовые шлемы.Вообще ковка железа в существенных масштабах это уже Рим I-II века нашей эры с водяными молотами.
              2. +2
                2 ноября 2021 13:54
                Нет не очевидно.Поковка сядет после остывания и кердык. На фото не болван для ковки,он бы развалился в два счета.
                1. +3
                  2 ноября 2021 13:59
                  Усадка бронз ничтожна. Бронза хорошо проводит тепло. Подогрел немного и снял. Нет проблем
                  1. +3
                    2 ноября 2021 14:08
                    А чем греть-паяльной лампой?Известняк,как впрочем и мрамор от нагрева и остывания быстро разрушается.Кроме того мужик в ролике кует половинку шлема-то есть в результате будет сборный шлем а коринфский шлем-монолитный,потому как литой:).
                    1. +2
                      2 ноября 2021 14:22
                      1.Греть углями.
                      2.Про уязвимость известняка от нагрева я написал. Я не исключаю версию о мастер-модели для изготовления бронзовой оправы, но меня многое смущает- например плохо отделан низ. Это значит литейная форма, сделанная по такой модели, внизу будет плохо заполнятся расплавом.
                      3. Ранние коринфские шлемы именно сборные из двух половинок. Собраны заклепках. Как в видео выше.
                      https://www.thecollector.com/ancient-greek-helmets-8-types-and-their-characteristics/
                      Видео преследовало единственную цель - показать что бронзы куются.
                      4 Обсуждаются беотийские шлемы и возможность использования оправок для изготовления. Беотийские шлемы кованые, а не литые. Тем более большинство из них их железа.
                      1. +2
                        2 ноября 2021 14:31
                        Не разу не видел клепаных коринфских-иллирийские,ранние италийские и греческие -литые.Что касается бронзы то бронзы бывают разными,в том числе и ковкими это зависит чем легировать.Поэтому данный аргумент не очень убедительный.Про нагрев углями я комментировать не буду и так все ясно. что возможности применения литья то есть технология получения оболочек двойной кривизны.Изготавливаешь форму с полостью по болвану,нагреваешь ее да и заливаешь туда металл.Не дожидаясь полного остывания внутренних слоев отливки выливаешь лишний металл и всего делов. Так отливают памятники например до сих пор.
                      2. +3
                        2 ноября 2021 14:48
                        Греки были отличными литейщиками бронзы. Это общеизвестно.
                        Уголь, древесный, позволяет плавить бронзу и тем более нагревать ее для ковки.
                        Про сборные коринфские и иллирийские шлему указано в том числе и в ссылке в посте выше.
                        Проблема в том, что беотийские шлемы это 4-3 века до н.э. Литье уступало место ковке. Значительная часть шлемов уже из железа. Это позволяет предположить с большой долей уверенности сходство технологий, ведь железо не льется. Мнение о том что беотийские шлемы ковали, а не лили общепринято

                        Еще одна каменная оправа для ковки шлемов. Лувр

                        Бронзовые оправы неизвестны.
                      3. +1
                        2 ноября 2021 15:09
                        По этой фотке однозначно модель для литья. мелкие узоры никаким обстукиванием на внешнюю поверхность шлема не перейдут, а внутри они никому не нужны.
                      4. +2
                        2 ноября 2021 15:32
                        Ясно, что не перейдут и меня это изрядно смущает. Но внятного техпроцеса не вырисовывается.
                        1.Если лить шлем, то это формирует наружную поверхность, нужна еще форма для внутренней поверхности. Мажем обе глиной, снимаем. Теперь надо стыковать полуформы правильно, чтобы поверхности эквидистантны были. И так для каждого шлема.
                        2. Если ковать. Это формирует наружную поверхность, но не литейной формы а, оправки для ковки из металла. Но тогда обстукиваем лист изнутри, а это очень неудобно, особенно для формовки складок. Но не исключено полностью .

                        Можно предположить что узор не для кузнеца, а для гравировщика. Он сидит рядом и просто смотрит на камень и режет аналогичный. А то что изнутри узор
                        это издержки.
                      5. +1
                        2 ноября 2021 16:37
                        2. А если ковать, опять нужна ответная форма. Просто если молотком постучать по листу металла он выгибается в сторону молотка.
                        1. форма в виде "головы" отдельно, она позже устанавливается, но она не такая красивая и на эту каменюку внимания могут и не обращать.
                        И так для каждого шлема.
                        . А какие проблемы, форму потом все равно сушить надо. Один льет, другой формы лепит. И сейчас так же.
                      6. +3
                        2 ноября 2021 17:39
                        А если ковать, опять нужна ответная форма

                        Не нужно, если следовать общепринятой точке зрения
                        Просто если молотком постучать по листу металла он выгибается в сторону молотка.


                        А какие проблемы, форму потом все равно сушить надо. Один льет, другой формы лепит

                        У вас две формы (полуформы) на один шлем. Как совмещать их одну в другой по трем координатам чтобы в одном месте не было три мм металла, а в другом 0.5? Как изготовить изначальные две каменные модели под литье с эквидистантным отступом по всей поверхности? Без ЧПУ и 3Д принтеров

                        Нашел мнение историографии и ее доводы для меня убедительны

                        Ковка шлемов прослеживается с 6-5 веков до н.э.:
                        The Illyrian type helmet is thought to be shaped entirely by hammering
                        (Snodgrass, 1967), and the majority of the helmets with clear visible evidence of hammering

                        Доводы в пользу фигурной формовки на особых шаблонах
                        The uniform and precise hammering of the crest-track, which is especially observed on the Illyrian type of the Late Phase III, may suggest that hammering out of the crest-track
                        ridges was undertaken in a mould or on a shaped anvil


                        Это относится к более ранним, чем беотийские шлемы образцам. Не вижу никаких причин не распространить это на позднейшие образцы тем более в свете находок шаблонов выше.


                        Просто если молотком постучать по листу металла он выгибается в сторону молотка.

                        Вот любопытное замечание
                        Overall, hammering was employed from the inner side of the helmets for shaping

                        Били обычно с внутреннейстороны.
                        Значит все-таки скорее всего по каменным шаблонам выше лили ответную форму из бронзы для формовки наружной поверхности. А дальше лист металла вбивали изнутри он и изгбаться будет в сторону молотка куда нам и надо. И узоры на полях получим

                        Я писал выше об этом как о не очень правдоподобном варианте,
                        . Это формирует наружную поверхность, но не литейной формы а, оправки для ковки из металла. Но тогда обстукиваем лист изнутри, а это очень неудобно, особенно для формовки складок. Но не исключено полностью .

                        но видимо надо пересмотреть точку зрения.)
                        Следы ковки на шлемах


                        Источник Shiny helmets: investigation of tinning, manufacture and corrosion of Greek helmets (7th-5th c. BC). Panagiota Manti

                        Некий компромисс между моим и вашим мнением. Но без литья беотийских шлемов)
                      7. 0
                        3 ноября 2021 13:50
                        Цитата: Engineer
                        Били обычно с внутреннейстороны.
                        Значит все-таки скорее всего по каменным шаблонам выше лили ответную форму из бронзы для формовки наружной поверхности. А дальше лист металла вбивали изнутри он и изгбаться будет в сторону молотка куда нам и надо. И узоры на полях получим

                        Скорее всего, но и возможный вариант литья, я бы со счетов не сбрасывал, к сожалению не сильно знаком с технологией тонкостенного бронзового литья, центробежное литье вряд ли тогда доступно было.
                      8. 0
                        3 ноября 2021 14:27
                        Цитата: Engineer
                        У вас две формы (полуформы) на один шлем. Как совмещать их одну в другой по трем координатам чтобы в одном месте не было три мм металла, а в другом 0.5? Как изготовить изначальные две каменные модели под литье с эквидистантным отступом по всей поверхности? Без ЧПУ и 3Д принтеров

                        Есть такая технология, называется литье по выплавляемой модели.
                        Делается внешняя форма по каменной модели, скорее всего разъемная. Потом форма собирается, на внутренние стенки наносится воск пчелиный обыкновенный, толщина 3-5 мм. Потом внутрь набивается глино-песчаная смесь.
                        После высыхания, либо воск вытапливается и выливается, либо металл льется непосредственно в воск, он сам вытечет. Примерно так, в сильно упрощенном виде.
                      9. 0
                        3 ноября 2021 20:18
                        Это технология мне известна, так делались первые металлические топоры-кельты

                        Вы задумывались зачем складки на беотийском шлеме?
                        Они имеют смысл только при изготовлении из листа. Лист сгибаем вглубь и излишек листа убираем в складки.
                        Если лить то они не нужны вообще. Лейте простые формы типа средневекового шапеля. Быстро и технологично.
                      10. 0
                        3 ноября 2021 21:30
                        Задумывался, не сильно понятно. Если шлем изготавливать выколоткой, то складок практически нет, как на барельефе в статье, а на фото шлема это скорее выштамповка под какую то накладную деталь, чем складки излишков листа.
                        А вот глядя на каменные образцы, то возникает впечатление, что это имитация тканевого покрывала на которое надели шишак. Типа арабского платка, только вместо каната, металлический шлем.
                      11. 0
                        3 ноября 2021 22:57
                        Если шлем изготавливать выколоткой, то складок практически нет, как на барельефе в статье, а на фото шлема это скорее выштамповка под какую то накладную деталь, чем складки излишков листа.

                        Какую? тут бы желательно аналогию. Намного ведь проще отлить отверстия, в них вставить рожки а к ним крепить что хочешь.
                        Вы настаиваете на выколотке, когда идет заметное изменение толщины листа. Но на мой взгляд тут суть в том, что толщину для производительности нужно оставить по возможности неизменной. Не нужно методично утонять лист, придавая вогнутую форму. Нужно именно обжать лист вокруг формы. Теперь я склоняюсь,что это делали вставляя лист внутрь бронзовой формы как в ванную . Я не столько формую лист, сколько гну. Поэтому и возникает излишек материала. Я его убираю в складки. А потом обрезаю края. Все. Нет необходимости методично выстукивать. Нужно делать шлемы максимально быстро.
                        Кстати, если выколачивать по вашему предположению , мы не получим узор - поля шлема будут непрерывно ползти- удлиняться в процессе формовки. А для получения узора нам надо именно приложить и постучать
                        Тут работает правило равенства площадей заготовки и детали. хотя бы примерно.
                        А вот глядя на каменные образцы, то возникает впечатление, что это имитация тканевого покрывала на которое надели шишак. Типа арабского платка, только вместо каната, металлический шлем.

                        Зачем? Декор сомнительный, а от солнца проще повязать ткань поверх шлема. Зачем это на самой форме?
                        Кстати, средняя толщина греческого шлема 1 мм.
                        Литье все еще кажется предпочтительным?
                      12. 0
                        4 ноября 2021 10:15
                        Цитата: Engineer
                        Какую? тут бы желательно аналогию.

                        Не силен в фотошопе, как получилось, ремешнь для удержания шлема на голове и защита.

                        И кстати, если обжимать бронзовый лист по каменной форме (прессование?), какое усилие требуется? Плюс все равно ответная часть требуется.
                        Дополнительно, получение бронзового листа толщиной около 1 мм ковкой.
                        По литью сейчас рекомендуют в учебниках для тонкостенного варианта толщину 4-5 мм при гравитационной заливке и 1-2 мм при центробежном литье, но это учебник. Какие методы могли использовать в древности, не знаю.
                      13. 0
                        4 ноября 2021 12:17
                        Для ремня и (или подшлемника) есть отверстия

                        Науши для беотийских шлемов не фиксируются. Шлемы найдены, изображения есть, наушей нет.

                        И кстати, если обжимать бронзовый лист по каменной форме (прессование?), какое усилие требуется?

                        Это не прессование, это ручная гибка по форме , естественно, с локальным обстукиванием, но без утонения металла.

                        Кстати, если складки для излишка металла их как раз должно быть четыре.
                      14. 0
                        4 ноября 2021 19:17
                        Цитата: Engineer
                        Шлемы найдены, изображения есть, наушей нет.

                        Кожа она не сильно стойкая. Подшлемники то же не упоминаются. Но Вы стальной шлем на непокрытую голову одевали?. Я, пробовал, ощущения не самые приятные. подшлемник нужен.
                      15. 0
                        4 ноября 2021 19:21
                        НЕ представляю это технологически. Если на выпуклую форму положить лист металла и бить молотком никогда чашка не получится вниз. Металл при обстукивании будет загинаться вверх
                      16. 0
                        4 ноября 2021 19:23
                        Но по картине науши просятся. Просто требуют их наличие.
                      17. 0
                        4 ноября 2021 22:39
                        Подшлемник почти наверняка был. Просто не сохранился. Ибо разумно и есть отверстия. Наушей почти наверняка не было. В теле статьи есть изображение всадника- наушей нет. Подбородный ремень мог быть мог не быть.
                        На халкидских шлемах науши-нащечники были, на пилосских тоже. На петлях-шарнирах. Естественно, металлические
                        НА беотийских шлемах ничего похожего на крепления нет, наушей на шлемах нет, рядом не лежат, на изображениях нет.
                        Металл при обстукивании будет загинаться вверх

                        Третий раз пишу - закладываем лист в бронзовую форму как в ванну и обстукиваем изнутри. Металл загибается вверх. Никакого противоречия.
                      18. 0
                        9 ноября 2021 09:55
                        Нет, это не литьё и даже не ковка. Эта технология называется выколотка по твердой форме- моделе. Форма может быть каменная, как на фото, а может быть даже из твердой древесины. На видео мастер выколачивает шлем из бронзовой пластины, на железном шаре, стальным молотком. На каменной форме такой финт не прокатит, даже скользящие удары- она будет просто колоться и крошиться. Тут есть один секрет. Если стучать твердым молотком, то бронза будет прогибаться от молотка и не сможет обтянуть каменную форму. Поэтому использовали мягкие свинцовые молотки. От такого мягкого удара, бронзовый лист будет обволакивать каменную форму шлема, повторяя все его очертания и декоры.
    4. 0
      7 ноября 2021 11:33
      Деревянной киянкой выстукивали металлолист на известняковой матрице, которую потом нашли археологи: мастерам приходилось изловчаться - богатыри, которым шлем прямо на голове можно было киянкой формовать уже перевелись а залётные цельнометаллические Терминаторы в те времена на машинах времени не заезжали, по своим роботическим делам.
      На самом деле против легкого оружия должны быть успешны и другие шлемы из композитов, не только из кабаньих клыков - из дерева, из сетки, даже кожаные шапки, набитые металлической сеткой, песком и галькой.
  4. +9
    2 ноября 2021 06:39
    Слово "dragon" в первую очередь означало "дракон", а уже потом так назвали короткий мушкет.
  5. +16
    2 ноября 2021 06:43
    Странная статья. С пятого на десятое, с десятого на третье и сразу на шестнадцатое. Никакой систематизации, нет даже попытки проследить развитие "шлемостроения" в зависимости от имеющихся технологий, материалов, тактики ведения боевых действий и т.п.
    Шлемы бывали разными, этому знаем, но почему они разные и почему именно в то время и в том месте изготавливались именно такие шлемы?
    Короче, халтура.
    И да, сентенция о том, что спартанцы встали в строй потому что научились делать закрытые шлемы - это нечто. Может всё-таки наоборот? Научились воевать строем и придумали для этого особый шлем? smile
    1. +4
      2 ноября 2021 10:36
      Просто автор выделил особую категорию шлемов (Странные) по только ему известным признакам .
      1. +4
        2 ноября 2021 12:39
        Типа того. Странным в этих шлемах кажется только то, что их выбрал автор. Всё остальное - типично. smile
  6. +5
    2 ноября 2021 06:56
    В армейской форме, особенно в той, которую использует на поле боя все должно быть функционально, это касается и защитных шлемов...их форма менялась из года в год, как и материалы используемые при изготовлении, но оставалась главное - это защита головы от оружия противника и возможность индификации, в обстановке, когда надо быстро понять, где свои, а где чужие
  7. +5
    2 ноября 2021 07:16
    Как-то галопом всё,по всему..
  8. +7
    2 ноября 2021 07:30
    Статья не понравилась, заголовок об одном, содержание о другом и вообще скомкано. Вот у Шпаковского была серия статей о шлемах, вот было интересно! И да, там и о шлеме из кабаньих клыков было поподробнее и на мой взгляд более профессионально написано. Там виделся авторский труд, здесь же какая-то перепечатка.
  9. +9
    2 ноября 2021 07:53
    "В качестве украшений на шлеме часто использовался гребень из конских волос" А ничего, что этот гребень служил защитой от рубящего удара? Автор, похоже, не совсем в теме применения доспехов, частью которых являлся шлем, а соответственно функционал его деталей. Тема широченная.
    1. +1
      2 ноября 2021 10:39
      А в русских драгунских и кирасирских шлемах гребень и был из рубленого конского волоса - именно по этой причине .
  10. +4
    2 ноября 2021 08:28
    "12-14 кабанов-секачей", где "зелёные"? Срочно Грету Тунберг и "зелёных" на пустить на древних греков
    1. +3
      2 ноября 2021 09:13
      Мысль хорошая - но увы невыполнимая.Почему ? А все просто - Гретка Тумберг в школу не ходит.Историю ( как и другие предметы ) не учит. laughing
      1. +1
        2 ноября 2021 11:06
        Она считает себя умной и без школы
        1. -1
          2 ноября 2021 18:51
          Это не она шибко умная - это вокруг нее все дурачье собралось! laughing
  11. +8
    2 ноября 2021 09:23
    "Отдал и щит; на главу же героя из кожи воловой
    Шлем он надел, но без гребня, без блях, называемый плоским,
    Коим чело у себя покрывает цветущая младость.
    Вождь Мерион предложил Одиссею и лук и колчан свой,
    Отдал и меч; на главу же надел Лаэртида героя
    Шлем из кожи; внутри перепутанный часто ремнями,
    Крепко натянут он был, а снаружи по шлему торчали
    Белые вепря клыки, и сюда и туда воздымаясь
    В стройных, красивых рядах; в середине же фетром подбит он.
    Шлем сей — древле из стен Элеона похитил Автолик…" (c).
  12. Комментарий был удален.
  13. +3
    2 ноября 2021 14:14
    Автор конечно высказал революционную идею,суть которой - появление плотного построения-фаланги обязано закрытым шлемам коринфского типа.
  14. 0
    22 января 2022 18:08
    Какая прекрасная информация! Автору огромная благодарность! Только я не понял, где мой шлем, где мои рога?