«Болото опасное, танки начинают буксовать!»: эстонские учения 1969 года

49

Учения, которые так и не завершились


Для обеспечения повседневной боевой подготовки в воинской части необходимо, помимо специальных классов, иметь учебные поля: танкодромы (автодромы), стрельбища, огневые городки, полигоны и т. д. Третий отдельный танковый батальон или, как мы его называли, плавающий батальон, в пункте дислокации в эстонской Клооге имел танкодром, огневой городок и чуть в отдалении, на берегу моря – вододром. Но для того, чтобы стрелять из танковых пушек (штатным снарядом или из вкладного ствола), проводить взводные или ротные учения, надо было выезжать на полигон Аэгвийду, в 80 км от Клооги. Сейчас это танковый полигон войск НАТО в Эстонии.

В соответствии с регламентом личный состав подразделений перевозили на автомобилях или по железной дороге, а вот с танками была проблема: мало того, что по дорогам общего пользования им запрещалось ездить, чтобы не разрушать покрытие, так ещё следовало беречь разрешённый на год пробег в километрах. Если память не изменяет, норма годового пробега для танков боевой группы составляла 250 км. Да и перемещение боевой техники не вызывало бы, скорее всего, патриотического энтузиазма у местного гражданского населения. Поэтому танки и другую гусеничную военную технику перевозили по железной дороге.



К сожалению, за давностью лет я не помню точно, в каком году происходили ниже описываемые события. Вероятнее всего, в 1969-м, то есть всего на второй год моей офицерской службы. Но произошедшее надолго врезалось в мою память.

Последовательность была примерно такой.

Летним утром роту подняли по тревоге, вывели на станцию погрузки и вывезли по железной дороге на полигон Аэгвийду. Танковая рота была не полностью укомплектована – 70 % от штатного состава: семь танков Т-55, то есть по две машины в каждом взводе и танк командира роты. Весь личный состав перемещался вместе с техникой, в специально оборудованном вагоне-теплушке (пришлось в таких вагонах изрядно «покататься» за годы службы).

Погрузка танка на железнодорожную платформу – тоже достаточно трудоёмкая и непростая операция, но сейчас не буду на ней подробно останавливаться. Упомяну только, что малейшая неточность механика-водителя может надолго парализовать процесс погрузки.

Итак, проделав марш по железной дороге, рота выгрузилась и выдвинулась в назначенный район. Учениями руководило командование батальона во главе с майором Романенко, а мои действия, как зампотеха роты, оценивал зампотех батальона капитан Арапов.

«Счастливая» семёрка


В моё распоряжение был выделен тягач БТС-2, имеющий радиостанцию, настроенную на частоту боевого управления. Управление ротой взял на себя комбат Романенко.

И вот под управлением командира батальона (в дальнейшем – КБ) рота пошла в наступление. Я, как и положено наставлением по танкотехническому обеспечению – позади боевого порядка, на расстоянии видимой связи.

Рота развернулась в боевую линию, чуть позади – командир роты (в дальнейшем – КР), и вышла на рубеж перехода в атаку. Мне по радиосвязи слышно всё, что происходит в эфире.

КР: «Вижу впереди болото!»

КБ: «Я тоже вижу. Оно проходимое, спокойно, на второй передаче, без рывков – вперёд!»

Тем временем рота вся уже заходит на болото, но застреваний пока нет.

КР: «Болото опасное, танки начинают буксовать!»

КБ: «Я сказал, вперёд! Пройдёшь, не бойся!»

А я из своего тягача уже вижу первый забуксовавший танк. Он остановился метрах в 70–90 от твёрдого берега. Затем, чуть погодя, останавливается второй танк, затем третий, четвёртый…

Вскоре все семь танков роты встали посреди болота! О чём там дальше и на каких тонах переговаривались по радио комбат с ротным, я не знаю, потому что я приступил к своей работе – подготовке к вытаскиванию танков. Ведь у меня танковый тягач с мощной лебёдкой!


Загонять тягач в болото, чтобы и его посадить, я, конечно, не стал, а решил вытаскивать технику с помощью лебёдки. Включили и стали разматывать трос. Нас постигло жестокое разочарование, когда оказалось, что троса на лебёдке всего метров 35–40 вместо положенных двухсот!

Тягач имел приличный возраст, и много чего повидал на своём веку, трос неоднократно обрывали, но виновных отыскать было практически невозможно. Экипажи, командиры приходили и уходили, увольнялись в запас, переводились к новым местам службы, а бедный тягач оставался со своими проблемами, последствия которых пришлось испытать и мне в том числе.

Пришлось собирать буксирные тросы со всех танков, каждый по 5 метров длиной, и соединять их в нить с помощью специальных серег. Представьте такую картину: экипажи по кочковатому мокрому болоту таскают на берег тяжёлые диаметром 32-мм тросы, спотыкаясь и падая. Но получившейся длины импровизированного составного троса всё равно не хватило даже до ближайшего танка!

В это время подъехал зампотех батальона капитан Арапов. Он долго ругался нехорошими словами сначала в адрес командира роты, а потом перенёс гнев на свой ремвзвод, когда узнал про «укороченный» трос тягача. И Арапов принимает решение – посылает меня в Клоогу, в парк батальона. В дальнем углу, за стоянкой учебно-боевых машин, лежит большая бухта троса такого же диаметра. Он поручает мне её привезти. Дело близилось к вечеру, до Клооги 80 км, но делать нечего, надо ехать. Арапов пишет начальнику склада и командиру ремвзвода записку, с которой и я поехал.

ЗИЛ-157 – не самая быстроходная машина, и прибыл я в часть уже глубокой ночью. Пока «вытащил» нужных людей из квартир, пока грузили летучкой с краном трос, стало светать. Летние ночи короткие. Привёз я трос на место происшествия, и мы стали думать, как его приладить к тросу тягача, ведь на бухте, которую я привёз, не было коушей (петель), с помощью которых можно было бы соединить оба троса.

Ничего другого, кроме как банально привязать, придумать не удалось. 32-миллиметровый трос не так-то просто завязать в узел, но, помучившись, все-таки сумели это сделать. Однако образовавшийся толстый узел не пролезал в узкий направляющий жёлоб лебёдки. Намотка троса из-за этого оказалась невозможной! В ремонтной летучке оказалась, к счастью, ножовка по металлу, чтобы отрезать трос нужной длины, на другой конец привязали танковый буксирный трос, появилась возможность цепляться к крюкам танков.


А теперь представьте ещё вот такую картину.

Получившийся трос длиной более сотни метров надо было дотащить до застрявшего танка. Затем тягач был вынужден тянуть танк, удаляясь от берега, пока тот не выйдет на твердый грунт – узел на стальном тросе не позволял лебедке работать. Этой сцепкой нужно было руководить, чтобы не случилось наезда буксируемого танка на трос, если его скорость вдруг превысит скорость тягача. Вытянув одну бронемашину, весь личный состав роты, включая офицеров, как муравьи соломину, тянут трос с берега к следующему танку. Тягач при этом медленно движется задним ходом.

И всё это происходит не на ровной лужайке, а на кочковатом, вязком болоте. Некоторые Т-55, управляемые не очень опытными механиками-водителями, увязли в болоте по самые надгусеничные полки. Их пришлось вытаскивать сцепкой тягача с ранее вытащенным танком. И так семь раз: сто с лишним метров по болоту до застрявшего танка с тросом на плечах, на берег налегке, и снова с тросом к следующему танку…

Вся эта эпопея заняла весь остаток дня и всю короткую летнюю ночь. Уже утром приехала полевая кухня с завтраком, но люди настолько устали, что, когда был вытащен последний танк на берег, вместо завтрака легли на траву и заснули.

Случай этот мне запомнился на всю жизнь.

И ничего похожего в дальнейшей службе не случалось.

А о комбате Романенко, который фактически и загнал «семёрку» Т-55 в болото, я вспоминаю с благодарностью. Он в 1971 году, уже зная, что переходит к новому месту службы, подписал мой рапорт для поступления в бронетанковую академию и подписал ещё Васе Ельникову, зампотеху роты танков ПТ-76. Из четырёх зампотехов рот отпустил в академию сразу двух!

Капитан Арапов через пару лет был назначен зампотехом танкового полка той же дивизии, в соседний город Кейла. Городок с населением чуть более 4 тысяч. В этом городе, к слову, находился роддом, в котором в августе того же года родилась моя дочь. Когда мы учились в академии, Арапов заезжал к нам. Хорошо посидели, вспоминая совместную службу.

Продолжение следует…
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    17 декабря 2021 06:09
    Да уж порезвился комбат на славу... зато технарей в деле проверил.
    Сам таскал такие троса... тяжеленные черт и все время надо смотреть чтобы в лоб не прилетело... прибьет сразу.
    Благодарю автора за статью... жду продолжения.
    1. +21
      17 декабря 2021 06:19
      "Ничего другого, кроме как банально привязать, придумать не удалось" - перепасовать трос лебёдки? Или очень сильно отличались диаметры тросов?
      Автору - спасибо за ЖИВЫЕ статьи об армейской службе! good
      1. +4
        17 декабря 2021 11:04
        Автор как всегда - интересно и познавательно, ждем продолжения.
      2. +7
        18 декабря 2021 00:08
        А ты попробуй его продеть обратно. Там два четырех ручьевых шкива плюс троссоукладчик на барабан. Чтоб новый трос на барабан намотать пол БТСа разобрать надо.
        1. 0
          19 декабря 2021 08:16
          Цитата: Танкист
          пол БТСа разобрать надо.

          Это если очень хочется разобрать по инструкции предложенной заводом изготовителем, то да, полный ..... belay .
          Выше - сложный способ, требующий навыков. Если использовать "протяжку" - дело пяти минут. Самое главное что бы трос (основной) был соответствующего диаметра - толстый в тонкое не впихнуть laughing
          Приходилось запасовывать и более сложные схемы. В статье указан большой плюс - есть "короткий" трос на барабане.
          1. +2
            19 декабря 2021 23:04
            А вы сами пробовали, как указано на схеме?
          2. +1
            23 декабря 2021 01:42
            На коленке такое сделать тяжело. И вообще, по картинке, если не видеть, как делает опытный человек тяжело вдвойне.
            1. +2
              23 декабря 2021 06:42
              Цитата: mmaxx
              если не видеть, как делает опытный человек тяжело вдвойне.
              drinks
              Цитата: Serg Koma
              Выше - сложный способ, требующий навыков.
  2. +11
    17 декабря 2021 06:14
    "Ничего другого, кроме как банально привязать, придумать не удалось." - перепасовать трос лебёдки? Или диаметр троса(привезённого со склада) не соответствовал (значительно) клиновому(?) креплению троса на лебёдке?
    АВТОРУ - огромное спасибо за ЖИВЫЕ статьи о службе!
  3. +29
    17 декабря 2021 06:36
    Всем доброго утра! smile
    Автор hi , спасибо Вам искреннее за живую статью, читая, я словно вернулся в свои молодые годы и вспомнилась служба. Я тоже служил в танковых и в то же время, с 1966 по 1069 годы. Сначала "учебка" в Бикине, потом 54 ОТП в ЕАО с. Бабстово. Машины -- "Полстачетвёрки".
    На последних учениях в июне 69-го года наш батальон "сел" почти полностью, там не было даже откровенно видимого болота -- просто с виду обычный травяной ковёр между сопок, а под ним... а под ним была просто жижа, куда танки проваливались буквально по башню. Моему экипажу повезло, просто участки с топким (проваливающимся) грунтом отличались более тёмным цветом травы, мы с наводчиком стояли на башне и по ТПУ направляли нашего мехвода, так и ехали, от сопки к сопке. Из всей роты только два танка добрались до назначенной точки.
    А с вытягиванием засевших были те же проблемы, решил их наш зампотех Генрих Рытов, ребята рассказывали, что вытаскивающая машина стояла на месте, а засевшая наматывал два троса прямо на гусеницы. Я этого не видел, когда получили приказ выйти на дорогу, то пролетели мимо засевших на пятой передаче. Такая вот история, как вчера было. Ещё раз спасибо! smile drinks

    Из моего "дембельского" альбома. smile
    1. +14
      17 декабря 2021 07:57
      И я служил в Бабстово зампотехом роты в 1973-1974. И на всю жизнь запомнил те луга-болота. Учения были только зимой.
      1. +14
        17 декабря 2021 08:05
        Доброе утро, Виктор! smile

        Надо же, вот уж никогда не думал, что встречу "земляка" по армейской службе. Неожиданно и приятно.
        А в каком батальоне - роте проходили службу? Как там девочки из общежития техникума, всё так же были бескорыстны и приветливы к нашему брату? wink
    2. +19
      17 декабря 2021 07:57
      Доброго утра.
      Сразу же хочу поблагодарить автора. Иго рассказы, как и Михаила Беза - отдушина среди засилья заполитизированных, однобокий "полуреклам".
      За время службы троса тягать пришлось, может, раза два. А вот за двенадцать лет работы на буровой... Хоть "либхер", хоть "Бауэр" рвут 32, как нити. Была даже, вначале статистика сколько смен отработает очередной отрезок и мы очень удивлялись, если были отклонения)))
      Вот пытаюсь представить как можно 32 мм трос связать "простым" узлом... У нас всегда "серьги" были нужного диаметра. Три "серьги" плюс винтовое перекручивание - готовый коуш. Ну, в смысле, петля для зацепа.)))
    3. 0
      17 декабря 2021 17:53
      Наматывая тросы на гусянки? Это совсем не в какие ворота, никто этому не верьте. Хоть бы никто в это не поверил.
      1. +7
        17 декабря 2021 23:47
        Ну, товарищ не совсем верно рассказал. Просто собираются две ветви по три троса, один конец крепится к гусенице при помощи тросиков для крепления бревна самовытаскивания так, чтобы гусеница наезжала на трос, а второй конец троса к другому танку, который используется как анкер. застрявший танк сам выезжает. Главное, чтобы трос не дошел до ведущего колеса. Несколько раз я так делал. Впервые зимой 83-го на Юргинском полигоне на глазах у представителей УВЗ.
        1. +3
          18 декабря 2021 19:34
          Такой способ годится только для легкого застревания, и если до "берега" рукой подать. А если по полки и в ста метрах и более?
          1. +8
            18 декабря 2021 20:41
            Каждое застревание по своему уникально и метод применяется исходя из сложившихся условий. Имел удовольствие вытаскивать провалившийся танк в болоте, когда гать под ним разошлась. До твердого места было около 950 метров. Вытаскивал почти сутки. Тягач приходилось отводить каждый раз метров на 10, если ставили дальше, то нос танка уходил вниз, поэтому делали так, чтобы трос поднимал нос танка. Самые неприятные моменты, это когда танк проваливается в солончак, а на улице -30. Да всякое было, за 26 лет накувыркался в волю.
  4. +11
    17 декабря 2021 07:49
    Хороший стиль, интересные истории, жду продолжений.
  5. +11
    17 декабря 2021 08:40
    Очень интересно, респект автору! Жду продолжения.
  6. +12
    17 декабря 2021 10:13
    . Некоторые Т-55, управляемые не очень опытными механиками-водителями, увязли в болоте по самые надгусеничные полки. Их пришлось вытаскивать сцепкой тягача с ранее вытащенным танком. И так семь раз: сто с лишним метров по болоту до застрявшего танка с тросом на плечах, на берег налегке, и снова с тросом к следующему танку…

    "Ох, не лёгкая эта работа, из болота тащить бегемота!".
    .Привёз я трос на место происшествия, и мы стали думать, как его приладить к тросу тягача, ведь на бухте, которую я привёз, не было коушей (петель), с помощью которых можно было бы соединить оба троса.

    Жаль, не было у вас опытного боцмана или матроса...Это такелажные работы. Нужна была кувалда, свайка, слесарные тиски и пара коушей, + человек, который может с помощью всего этого сделать сплесень из двух тросов.
    1. +13
      17 декабря 2021 10:23
      Первое дело любого матроса - уметь выбирать канаты и тросы!
      Боцманское царство – свайка, драйка, мушкеля, шлюпки, тросы, шкентеля!
      Автору спасибо - не только танкистам интересно читать!
      1. +1
        17 декабря 2021 20:53
        А вы свайкой умеете пользоваться , срастить канаты.- стальные тросы я не смогу. чекеровать
    2. +5
      17 декабря 2021 10:41
      Цитата: Brylevsky
      Жаль, не было у вас опытного боцмана или матроса...Это такелажные работы. Нужна была кувалда, свайка, слесарные тиски и пара коушей, + человек, который может с помощью всего этого сделать сплесень из двух тросов.

      Сейчас это всё можно посмотреть в видеозаписи в сети, перед тем как заезжать в болото. Раз уж нет в программах обучения танкистов и водителей этих самых такелажных и стропальных работ, что нехорошо, учитывая как распространены застревания всякого рода, погрузки.
    3. +3
      18 декабря 2021 19:37
      Вот коушей, к сожалению, не полагалось по нормам снабжения запчастей для войсковых частей.
    4. +1
      23 декабря 2021 01:48
      По-быстрому, надо иметь зажимы. Все же разрыв троса - обычное дело. А плести надо уметь.
  7. +13
    17 декабря 2021 10:32
    Спасибо автору за статью! Окунулся в молодые годы, тоже натягался тросов по самое не хочу! Помню, коуш взвешивали - как гиря спортивная! На наших 80-ках вытаскивали застрявших "товарищей" почти всегда цугом, одного танка-тягача не хватало. Да и БРЭМа никакого в батальоне не было, всё сами.
  8. +6
    17 декабря 2021 11:02
    наше советское разгильдяйство - приняв тягач , не проверил длину троса лебедки !!!
  9. +17
    17 декабря 2021 11:02
    Декабрь 81-го года. Молдавия, полигон Бульбоки. Связисты 14 Армии проводят сборы. Полигон танкистов и десантников. Мы стоим в расположении танкистов, развёрнут большой узел связи. В один из дней потребовалось переставить аппаратную на базе ЗиЛ157. Зила засадили в грязищу по брюхо. Тянули Уралом, но ни фига не вышло. Связались с танкистами, те прислали танк. Подогнали зверюгу, накинули троса на клыки, танк потянул и опа!, бампер с клыками плавно отделился.... Мат стоял совершенно невероятный! Зампотех(майор) дал команду цеплять троса за передний мост. Окопали, зацепили. Майор подскочил к танкисту-мехводу и долго ему орал : -Только не газуй! Тот плавно взял внатяг, танк дрожал, Зил тоже. И вдруг гусеницы провернулись. Нога механика продавила педаль газа, рывок и мост вместе с колёсами оказался на башне. Танкиста послали далеко. машину долго выкапывали. Выкопали...
    1. +3
      17 декабря 2021 17:49
      Навряд ли. Буксеруемый авто, то же должен помогать. Скорее всего рама была уже лопнувшая. Была у них такая болезнь. За серьгой передней рессоры лопаться, гусеницы провернулись, тяга падает, хоть забуксуйся.
    2. +2
      19 декабря 2021 02:00
      За мост зацепили? Мда. Видать в автошколе лишь учился майор. За кронштейны рессор то не судьба зацепить трос,? Раз уж бампер выдрало с крюками...
    3. 0
      23 декабря 2021 01:50
      Ооооо! Там мост держатся ни на чем. Можно было даже не гадать, чем кончится.
  10. +2
    17 декабря 2021 14:10
    hi автору
    Их пришлось вытаскивать сцепкой тягача с ранее вытащенным танком.
    А такого нужного приспособления как полиспаст тоже не было?
    Пришлось собирать буксирные тросы со всех танков, каждый по 5 метров длиной, и соединять их в нить с помощью специальных серег.
    Это ж на сколько они удалились? Семь танков по два троса длинной пять метров, это СЕМЬДЕСЯТ метров, плюс два троса БТС, уже ВОСЕМЬДЕСЯТ, прибавить тридцать метров лебедки, итого СТО ДЕСЯТЬ МЕТРОВ
    1. +5
      17 декабря 2021 17:48
      Вот на столько и "удалились", что не хватило.
  11. +2
    17 декабря 2021 16:00
    Засадить танк по самую башню, увы это от командира зависит, а не от мех вода, дали команду буксуй, он и буксует. Надо в сельпо сходить, попозже ещё напишу кое что.
  12. -2
    17 декабря 2021 18:28
    Сказать по правде . странные чувства. Но в основном негативные. Человек загнал танки в болото, причем осознанно, ТАМ ВСЕ НОРМАЛЬНО, это предательство. уж извините. Простота, хуже воровства. Командир должен исследовать всю ему подконтрольную местность. ОН ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДУЮ КОЧКУ. А тут , как бы интересное провал боевого задания. Он должен знать куда поставить бойца, зачастую и советовались с бойцами. Если нет то нет , твое место на рее.
    1. 0
      23 декабря 2021 01:52
      А также уметь вытаскивать танки wink
  13. 0
    17 декабря 2021 21:27
    нижеприведенный — нижеуказанный, нижеописанный, приведенный, нижележащий, нижеупомянутый, нижерасположенный, нижеприводимый, нижеизъясненный, нижестоящий, ниженазванный, нижеизложенный, следующий, нижеследующий, нижеозначенный Словарь русских синонимов.…
  14. +2
    17 декабря 2021 23:33
    Получились реальные учения.
  15. +5
    18 декабря 2021 00:25
    Была у меня такая история во вторую компанию в Борзое, Шатойский район. Две шестьдесят двойки по башни засадили. Подогнали БТС-4, сошник в землю, стали трос разматывать. Решил полиспаст на 50 т. развернуть, чтоб фрикцион на лебедке не сжечь. Солдат вытягивает трос (там система хитрая, если трос не тянуть, то лебедка его выдавать не будет, так как трения в ручьях шкивов не хватает и трос будет стоять на месте, а шкивы просто проворачиваться), а потом как заорёт: " Товарищ капитан, трос кончился!" Я, поначалу, подумал херня, щас его обратно вставим. Начали вставлять, про-сь минут сорок, ничего не выходит. Надо на БТСе крышу снимать, чтоб доступ к шкивам был. Короче, связали на обоих концах троса петли, одну петлю на БТС, вторую через блок на третий танк, который не застрял, а блок через короткий трос к застрявшему танку. БТС как анкер, на месте стоит, а незастрявший танк назад сдает, трос тянет. Так и вытащил.
  16. +4
    18 декабря 2021 01:16
    После погрузки эшелона в ремзавод, сдох БТС 2 полковой. Что-то с ДВС. И это в грязи, поздней осенью. Пары тёплых дней для ремонта не хватило, и пришёл писец. Он вмерз в суглинок.
    Пригнали БТС с танкового полка, ни с места, уехал. Пытались выдолбить ломами, куда там. Придумали выдалбливать лунки и закладывать ИМ82))), херушки. А начальство то знает, полк без дежурного тягача перед проверкой остался. В итоге разбили гусли ему, вторым БТС с полиспастами 100т усилия дали и кое как выкатили на рампу. Вот тогда зампотех нашего полка, БТС ( Т. Полка) на попа поставил.) Жаль в то время телефонов не было с камерами, эпично смотрелось. БТС на сошнике свечкой стоит. Обошлось и с проверкой, и тягач починили позже.
    Очевидец с КТЛ-2.
  17. +3
    18 декабря 2021 08:38
    У нас пусковая застряла в болоте (Новгородская, область- сплошное болото).
    Смогли довольно быстро найти помощников- танкистов. Два Т-72 тащили одну 2П19.
    Один из тросов лопнул. Я конечно слышал, какие бывают последствия, но масштаб не представлял.
    Искра проскочила как вполне себе грозовая молния. Баздахнуло так, что в кишках отдалось и уши заложило.
    Второй удар- по броне танка был сильный, но не такой громкий. Наша ПУ
    к счастью не пострадала, тем более, была без ракеты. Танк тоже остался целым, даже навесное не задело.
    В итоге репку вытянули часов через 5-6.
    Вымазались как черти, устали как собаки, аппетит был волчий.
  18. +1
    19 декабря 2021 01:53
    А проверить вверенную ему технику зампотех даже на втором году службы так и не удосужился..пока жареный петух не клюнул....в боевых условиях - гибель всего батальона в болоте. Было такое в болотах в 41-ом...
    1. +3
      19 декабря 2021 09:59
      Ваше замечание справедливо. Но лишь отчасти. Тягач был роте ПРИДАН за час-два до начала учений. Кто бы дал время проверять длину троса на лебедке? К тому же у зампотеха в это время значительно более важная задача: подготовить танки к бою. Вот за плохую подготовку в настоящем бою точно к стенке бы поставили.
      1. +2
        22 декабря 2021 13:45
        . Тягач был роте ПРИДАН за час-два до начала учений.

        Ну, как обычно.. .))
        laughing
        Эх, только сегодня статью увидел....
        Как же я её пропустил???

        Все было, и цугом тягали, и полиспасты разворачивали.
        Самый опасный случай был, когда натянутый трос порвало, у самодельного коуша.
        Звук как бич, сухой. Повезло тогда......

        Фёдор, очередное СПАСИБО за воспоминания!!
        hi
        Как и родной Мазуте в коментах!
        drinks
        ...............................
        С огромным удовольствием читал и статью и коментарии. Прям как в старые времена, на зарождении ВО.
        Браво.
        good good good
  19. +1
    22 декабря 2021 01:38
    Снова плюс автору статьи . За искренность воспоминаний . Но погрузка происходит спокойно ,
    а разгрузка эшелона - на аврале . Проволоку 5мм жгутом завитую на ушах на платформе
    порубить зубилом и кувалдой , колодки тормозные ( полчурбана диаметром в 40-к см .) из под
    колес аппаратной и тягача (22 тонны вместе) от обшивки платформы ломом отодрать , греть
    двигатель механику водителю . Нас задержали на разгрузке на 6 часов . Именно Т-55 с
    предыдущего эшелона танкистов умудрился съехать левой гусеницей с платформы , мы ,
    связисты , от нечего делать на экскурсию посмотреть ходили . Но это гораздо более
    позднее время и КДВО .
    А когда наша Т-222 заползла задними колесами в болото , её шестью машинами
    вытаскивали . Две крутят лёбедки , и ещё по две их сзади страхуют , чтобы те не
    сползали за нами в болото .
  20. +1
    22 декабря 2021 11:10
    Как танковые тросы на барабан лебёдка намотать? Как тросы через полиспаты пропустить?
    ----------------------------------------------------------------------------
    "БТС-2 ...устанавливалась лебедка с тяговым усилием 25 т. Для увеличения тяги лебедки -
    придаются два блока полиспаста. Два блока усилие 50 т, три ветви троса с двумя блоками — до 75 т"
  21. -2
    23 декабря 2021 19:22
    Меня всегда удивлял деб... неумность некоторых военных служивших в мех. частях.
    Перепасовать трос на лебёдке никак?
    Столько лет прошло, а даже оправдаться как-то не придумал.
    Про бревно уже молчу.
  22. 0
    26 декабря 2021 13:04
    Из серии "погладь котика он не кусается!".
    Я в подобной эпопее участвовал, слава богу были не танки а техника полегче и количество поменьше. Зато ночью. И грунт ещё хуже чем болота.
    Поржал.
    "Да Славик не сцыы дави !"

    А вот если бы реально такой расклад под огнем противника?
  23. 0
    29 декабря 2021 04:25
    Будучи ЗКВ батальона мне довелось три БМД-1п из луговины похожем способом доставать с помощью БРЭМ-Ч, троса штатного в лебедке не хватило собирали со всего батальона... Всегда удивлялся отцам командирам как они умудрялись так заганять технику в такие места... в эти же учения комбат засадил БМД-1кш она зависла на переднем нижнем наклонном листе и на заднем листе, весело лязгая гусеницами! Я у него спрашиваю как? а он да вот как-то....