Герои арктических конвоев

Герои арктических конвоев

Неуклюжая стальная коробка, пришвартованная у причала №45 в порту Сан-Франциско, ничем не выделяется на фоне современных судов, проходящих под мостом «Золотые ворота». Лишь чуть архаичная конструкция надстроек выдает солидный возраст корабля. Плакат на пирсе гласит: «Джереми О’Брайен» - один из 2710 транспортов типа «Либерти», построенных в годы Второй мировой войны.

Когда «волчьи стаи» немецких подлодок ежемесячно топили суда союзников общим водоизмещением полмиллиона тонн, на заседании Морской комиссии США прозвучало предложение строить корабли с такой скоростью, чтобы немцы не успевали их топить. Разумеется, это была шутка – из 2710 транспортов типа «Либерти» немцы и японцы смогли потопить «всего лишь» 300 единиц, но владельцы верфей правильно поняли намек – производственная гонка началась.

Носители свободы и демократии


Смысл постройки столь иррационального количества транспортных судов за 4 года вполне очевиден: США, спрятавшись за спинами воюющих государств, взяли на себя роль главного поставщика техники, материалов и сырья для стран антигитлеровской коалиции. Доставка огромного количества ленд-лизовских грузов через океан требовала специальных решений – грузопоток рос день ото дня, и все острее чувствовался дефицит транспортных средств. Но где взять дополнительные корабли, если время не ждет, а под холодными волнами Атлантики затаились сотни подлодок Кригсмарине, жаждущих англосаксонской крови?
Американцы решили проблему с помощью своей национальной традиции – стандартизации и крупносерийного строительства.
27 ноября 1941 г. были спущены на воду 14 судов, ставших первыми в огромной серии, получившей громкое имя «Либерти» («Свобода»). Что касается выбора названий для самих судов, американцы подошли к процессу наречения со свойственным им прагматизмом – любой, кто пожертвовал на нужды военной промышленности 2 миллиона долл. получал право назвать транспорт своим именем.

«Либерти» размножались с неудержимой быстротой – 18 верфей круглосуточно молотили новые корабли, в результате к 1943 году темп постройки составил 3 судна в день. С точки зрения технологии, процесс постройки судна типа «Либерти» в среднем занимал 30-40 суток, но однажды был установлен удивительный рекорд: транспорт «Роберт К. Пири» был спущен на воду через 4 дня 15 часов и 29 минут после закладки. Через 9 суток «Роберт К. Пири» принял на борт 10 тыс. тонн груза и отправился в свой первый трансокеанский рейс!
Герои арктических конвоев

Но порой спешка оборачивалась катастрофой: 12 «Либерти» ранних выпусков развалились прямо посреди океана. Срочно прибывшие специалисты из Кембриджа, определили, что технология в целом верна, проблема в сортах стали. Но, даже после внесения корректив в технологический процесс, «Либерти» периодически продолжали разрушаться от дуновения ветра.

Америка России подарила пароход!!!! Ча-ча-ча-ча!!!! Огромные колеса, но ужасно тихий ход!!!!

Как обрадовались советские моряки, получившие от американцев новенький пароход «Валерий Чкалов». Корабль, конечно, не красавец, зато какой большой и вместительный! Радость была недолгой – через несколько дней пароход развалился пополам во время шторма. К счастью, обошлось без жертв - обе части корпуса сохранили плавучесть и были отбуксированы назад к берегам США. Американцы извинились за нелепую подставу и… вручили морякам новый пароход «Валерий Чкалов» (его корпус переломился в Охотском море 5 марта 1951 г.).
Всего по ленд-лизу в СССР передали 40 «Либерти». Наши моряки с улыбкой вспоминают процесс получения зарубежной техники: «Хелло, капитан. Вот вам ключи. Маленькие — от ящиков, большие — от дверей. До свидания, желаю удачи!». На этом процесс приемки заканчивался – судно вставало под погрузку, чтобы через пару дней отправиться в дальнее плавание, полное рисков, тревог и приключений.
Герои арктических конвоев

Длина судна - 134,5 м. Ширина - 17 м. Высота борта - 11 м. Осадка - 8,5 м. Дедвейт - 10 600 тонн. Полное водоизмещение - 15 000 тонн

Несмотря на то, что изначально срок эксплуатации «Либерти» был определен в 5 лет, большая часть судов этого типа продолжало активно эксплуатироваться после войны, например, известный греческий магнат Аристотель Онассис купил 635 «Либерти» по цене металлолома и использовал их до середины 60-х.
«Либерти» стали базой для многочисленных экспериментов: на основе конструкции этих судов были построены 24 железобетонных сухогруза (на полном серьезе!), шесть «Либерти» в годы Второй мировой были переоборудованы в вертолетоносцы, один из корпусов в послевоенные годы использовался как плавучая атомная электростанция, а на палубах других судов разместились рыбоперерабатывающие заводы, склады и мастерские. Еще 490 танкеров типа Т2 были построены с использованием технологий и конструкторских решений транспортов типа «Либерти».
Герои арктических конвоев

Бывшая официантка Истин Каунер, верфь в Ричмонде, 1943

Стоимость корабля типа «Либерти» в процессе крупносерийного строительства снизилась до 700 тыс. долл. в ценах тех лет – корабль стоил меньше, чем 10 истребителей P-47 «Тандерболт»!
Инженеры выработали комплекс специальных мер на всех этапах строительства корабля – от проектирования до покраски корпуса. В качестве базы для сухогруза проекта ES2-S-C1MK (настоящее название «Либерти») использовались конструкции грузовых судов конца ХIХ века.
Трудоемкость сборочных работ удалось снизить в разы, благодаря отказу от заклепочных соединений – корпуса «Либерти» были цельносварными, кроме того это давало экономию порядка 600 тонн стали. Повсеместно применялся секционный метод сборки – многие элементы конструкции «Либерти» собирались из готовых секций массой от 30 до 200 тонн. Все жилые помещения были компактно сгруппированы в надстройке корабля – сокращалась длина кабелей, длина труб водопровода, отопления, канализации.
Герои арктических конвоев

В качестве главной энергетической установки применялась единственная паровая машина с двумя котлами на мазуте. Мощность ГЭУ - 2300 л.с. – достаточно чтобы развивать при полной загрузке 10-11 узловую скорость. Разумеется, ничего хорошего в этом нет – весьма скромный результат даже по меркам тех лет, с другой стороны «Либерти» создавались не для рекордов. Рекордом был сам процесс их создания.
Куда важнее для «Либерти» была огромная дальность плавания – 13000 миль на 10 узлах. (из Мурманска на Сахалин и обратно без дозаправки)!

В пяти грузовых трюмах парохода могли поместиться:
- 260 средних танков
- 2840 джипов
- 600 тысяч снарядов калибра 76 мм
- 14 000 кубометров насыпных грузов
Для погрузочно-разгрузочных операций на верхней палубе транспорта были смонтированы две мощные стрелы грузоподъемностью 15 и 50 тонн, а также 10 легких кранов грузоподъемностью 5 тонн.
Пароход «Либерти» управлялся экипажем из 50 моряков.

Каждый пароход был вооружен 102 мм орудием, а также десятком 20 и 37 мм автоматических пушек для защиты от вражеской авиации. Уважаемый читатель напрасно улыбается, представляя как эта тихоходная посудина, сотрясаясь и скрипя всем корпусом, отбивает вражеские атаки.
27 сентября 1942 г. сухогруз «Стивен Хопкинс» типа «Либерти» был перехвачен в Южной Атлантике двумя немецкими рейдерами «Штир» и «Танненфельс». Двенадцать 150 мм орудий немцев против одного 102 мм орудия, немецкие станции РЭБ заглушили американские призывы о помощи. «Стивен Хопкинс» погиб, но перед смертью он утащил с собой на дно Атлантики одного из преследователей. Немцы долго не могли поверить, что эта уродливая посудина смогла уничтожить рейдер «Штир».

Герои арктических конвоев

Второй день с момента закладки. Сформирован набор корпуса.

Герои арктических конвоев

6 дней с момента закладки. Формируются палубы и внутренние переборки

Герои арктических конвоев

14 дней с момента закладки. Продолжается насыщение корпуса оборудованием, установлена ГЭУ, идет процесс монтажа верхней палубы.

Герои арктических конвоев

24 день с момента закладки. Судно готово к спуску на воду.
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Сахалинец 26 сентября 2012 08:00
    Интересная статья, об интересных транспортниках. Можно сколько угодно говорить нехорошие слова об нагло-саксах, но надо отдать им должное за умение организовывать крупносерийные производства даже таких трудоемких вещей, как пароходы.
    Эти трудяги войны, притащили не мало грузов нам во время войны, щедро оплаченной полновесным золотом.
    1. Кариш 26 сентября 2012 08:10
      Цитата: Сахалинец
      , щедро оплаченной полновесным золотом.

      Статья о ленд-лизе и его оплате уже была.
      К оплате подлежало только военное имущество , оставленное в СССР после победы в ВОВ, потерянная техника( в боях ) или возвращенная в США , к оплате не предназначалась
      Кроме организации строительства громадного флота для перевозок , военного производства , погибли тысячи американских моряков ( конвойного флота ) и кораблей сопровождения . Надо им за это то же сказать спасибо.
      Кариш
      1. Клик-Кляк 26 сентября 2012 12:46
        Организация производства вообще сильная сторона Америки. Был случай, когда японцы сильно повредили американский авианосец. Его нужно было ставить на капремонт на полгода, но он был очень нужен и немедленно.
        Рабочие трудились двое суток с небольшими перерывами на сон.
        Всех потребителей отключили от электросети - электричество было необходимо для работы. Через двое суток авианосец вышел в море. Нет, он не был исправен. Скорость упала вдвое от паспортной. Но его худо-бедно можно было использовать.
        Что касаемо ленд-лиза, во время войны оплата не предусматривалась. Всё в долг.

        Часто приводимый в пример крейсер "Эдинбург" вёз золото за летние поставки Великобритании (вне рамок ленд-лиза).
        А вот СССР помогал республиканской Испании за реальное золото. Более того, с предоплатой.
        Клик-Кляк
  2. саша 19871987 26 сентября 2012 08:31
    ленд лиз все равно в начале войны нужен был,банально лишь потому,что пахотные поля остались за противником... ох и время было
    1. Клик-Кляк 26 сентября 2012 12:58
      Не только поля - хотя поставки сельхозтехники, семян и т.д.из США тоже свою роль сыграли.
      Позарез был нужен порох, взрывчатка, алюминий, метизы. Мало кто знает, но Катюши использовали не только машины американские. Мы довольно долго получали специальный порох для Катюш из США. Завод по его производству остался на Украине, а то, что получалось на скорую руку было жутким эрзацем.
      Мы отдали США технологии и они довольно быстро освоили производство.
      Большую роль сыграли поставки нефтепродуктов. Мы получили пять заводов - полностью всё оборудование с новыми технологиями.
      Вот бы сейчас так. А то Америка из тонны нефти делает бензина в разы больше чем мы.
      Клик-Кляк
  3. Братец Сарыч 26 сентября 2012 09:17
    Кроме Либерти была еще серия - в 1944 году в крупную серию пошли быстроходные транспорты типа «Виктори» (VC2-S-AP2 – обозначение этого типа).

    Судно типа «Виктори» обладало водоизмещением 15580 тонн (длина около 141 метра), имело максимальную скорость 17 узлов и дальность 25000 морских миль. Как правило судно вооружалось 5-дюймовой пушкой на корме, 3-дюймовой на носу и восьмью 20-мм зенитными автоматами.

    За всё время войны из 379 построенных судов этого типа погибло всего три: «Логан», «Хоббс» и «Канада». Все они погибли от атак камикадзе у берегов Окинавы.
    Братец Сарыч
  4. Tirpitz 26 сентября 2012 09:48
    24 дня и спуск на воду! Поистине нереальный темп. Научиться хотя бы за 2 года фрегат строить. Мечты мечты.
    Tirpitz
    1. Lazer 26 сентября 2012 11:05
      Это же Америка!!! Великая страна, не смотря на моё личное отношение к ней.
  5. SWEET_SIXTEEN 26 сентября 2012 11:34
    Не понимаю, как, зная такие факты, можно было поссориться с Америкой (внешняя разведка СССР вне всякого сомнения знала о темпах производства в США в годы войны - 150 авианосцев и т.д.)
    Надо было как то дипломатически разруливать ситуацию; втягиваться с ними в гонку вооружений было безумием
    1. Волхов 26 сентября 2012 14:10
      С ними и не ссорились, договор о союзе действовал 20 лет с 42 по 62 года, Хрущёвско - кубинская авантюра пришлась на формальный конец договора, потом всё выровнялось, а сейчас, как и тогда мы в единой политической системе.
      "Холодная война" - элемент стратегической маскировки для обмана нацистов (чтобы вечно надеялись на конфликт внутри системы сионизма) и третьих стран (чтобы могли "выбирать" между добрым и злым следователем, но всегда получали геноцид), кроме того, собственные патриоты не расслаблялись и готовились к войне.
      Реальный противник - нацисты, но всё как -то стеснялись сказать, что они есть, слишком большой технический разрыв, могут мысли неправильные появиться.
      Волхов
    2. Клик-Кляк 26 сентября 2012 16:28
      Ну а Гитлер как? Он ведь прекрасно понимал что США не та страна, которую можно иметь своим врагом. Ещё в двадцатые он высказывался в том духе что в войне побеждает тот на чьей стороне США.
      Ну, он и пытался подружиться, только Рузвельт его раскусил и ни в какую дружить не захотел.
      Клик-Кляк
      1. SWEET_SIXTEEN 26 сентября 2012 17:09
        Цитата: Клик-Кляк
        Ну а Гитлер как?

        Гитлер был наивным идиотом.
        Он первый открыл стрельбу, начал продвигать свои расистские идеи - какой после этого может быть диалог??

        СССР тоже хотел получить кредиты от США после ВМВ, но америка отказалась помогать стране, на чьем гербе изоображен весь мир. Советскому союзу припомнили Коминтерн (эта международная организация была закрыта в начале войны - одно из основных требований США при включении в программу "ленд-лиз")...так что по сравнению с Гитлером у нас был шанс подружиться, как это было в 30-е годы, не стоило ввязываться с амерами в гонку вооружений и противопоставлять себя во всем
    3. Kars 26 сентября 2012 17:46
      Может все дело что СССР континентальная держава.А до Москвы на авианосце не доплывешь.
      А насчет ссоритса-не ссоритса---атомная бомба изменила все мировые расклады.
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      вооружений было безумием

      что да то да.В гонку морских вооружений уж точно.
      1. Kibb 26 сентября 2012 23:26
        Трудно поспорить, можно было провозгласить "железный занавес" и продать СССР двигатели, без которых" Красный император" не появился бы...
        Kibb
  6. Наводлом 26 сентября 2012 11:59
    19 сентября 1942г из порта Кейптаун в направлении Южной Америки отправился американский сухогруз "Стивен Хопкинс"(грузоподъёмность 7182 брт, экипаж 58 человек, капитан Пол Бак). По случаю войны судно имело вооружение: одно 102мм орудие, две 37мм зенитки и 6 пулемётов..27 сентября, находясь в Атлантическом океане на полпути между Кейптауном и Южной Америкой, в 8ч 52м в условиях тумана на расстоянии нескольких кабельтовых были обнаружены 2 неизвестных судна, которые выстрелами из пушки приказали сухогрузу остановиться. Оказалось, что это были германский рейдер "Штир", замаскированный под прерыватель минных заграждений, и вспомогательное судно "Танненфельдс". Рейдерами называют лёгкие быстроходные крейсеры или специально переоборудованные и хорошо вооружённые коммерческие суда, которые в одиночку занимались охотой за транспортными и торговыми судами противника. "Штир" - вспомогательный крейсер, вооружение: 6 орудий 150мм, две 37мм зенитки, 4 зенитных автомата 20мм, 2 торпедных аппарата, 2 гидросамолёта. Экипаж 324 человека, капитан - фрегатен капитан Хорст Герлах. Учитывая огромную разницу в вооружении и в скорости хода, у сухогруза не было ни единого шанса спастись. Радист "Хопкинса" передал сигнал о помощи. Рейдер начал обстрел сухогруза из 150мм орудия. Снаряды разрушили ходовой мостик и радиорубку. Командир артиллерийского расчёта "Стивена Хопкинса" был ранен в живот, но добрался до пушки и командовал артиллеристами. Вражеский снаряд разорвался в машинном отделении, транспорт практически лишился хода, почти вся машинная вахта погибла, начался пожар, но паники на "Хопкинсе" не было. Уже через несколько минут артиллеристы "Хопкинса" начали отвечать на обстрел из своего 102мм орудия. Один из первых снарядов заклинил руль - " Штир" лишился возможности управлять. Один из следующих снарядов попал в машинное отделение, разрушил двигатель и топливопровод. На рейдере начался пожар. Но огневое превосходство рейдера всё равно сохранялось. После взрыва очередного снаряда погибли все артиллеристы "Хопкинса". Но к орудию бросился самый юный член экипажа , 18-летний кадет Эдвин Джозеф О.Хара. Хотя он был приписан к машинному отделению, но в свободное время он обучился основам артиллерийской науки. Оставалось всего 5 снарядов, но кадет сумел в одиночку 5 раз попасть в цель. Но через несколько минут он погиб. Капитан Бак приказал покинуть судно. В единственную уцелевшую шлюпку перешли оставшиеся в живых 19 человек, 5 из которых были тяжело ранены. Ещё несколько человек разместились на спасательных плотах. В 10 часов "Стивен Хопкинс" затонул.На борту остался капитан Бак и двое тяжело раненых, которые отказались покинуть судно. 15 человек из 19 через месяц добрались до побережья Бразилии, проделав путешествие длиной 1800 миль. На рейдере бушевал пожар, который потушить не смогли. Команда "Штира" перебралась на "Танненфельдс"., а рейдер подорвали. Уже после войны стало известно, что капитан Герлах приказал принять экипаж "Хопкинса" на "Танненфельдс", но команда отказалась это сделать.
    1. Ramses_IV 27 сентября 2012 05:24
      Снимаю шляпу перед экипажем транспорта, особенно перед артиллеристами. Очевидно, стреляли хорошо да и знали куда стрелять - если заклинили рейдеру руль, выбили машинное отделение и очевидно подожгли топливные баки рейдера при таком превосходстве противника в артиллиерии....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня