Россия и русские в Англо-бурской войне 1899-1902 гг.

90

Германские волонтеры в бою под Эландслаагте 21 октября 1899 г. Рис. Фрица Нейманна

«Суровы и хмуры...
С винтовками буры.»
Ахматова А. Бег времени. Л., 1965, с. 288.

«Генералу Девету удалось разомкнуть кольцо англичан и дать Кронье возможность вывести из окружения людей, пожертвовав, разумеется, обозом Кронье отказался. На помощь Девету подоспел генерал Бота. Оба они посылали гонца за гонцом к генералу Кронье, умоляя его выйти из окружения через прорыв, который они обязались удерживать еще в течение суток. Кронье презрительно отказался, в выражениях столь грубых, что генерал Девет не решился даже опубликовать его дословный ответ в своей книге. И небольшие отряды Девета и Бота, после тщетного ожидания выхода Кронье из окружения, вынуждены были отойти под натиском англичан».
Капитан Сорви-голова. Л. Буссенар

Неизвестные войны. Мы продолжаем наш рассказ о такой «неизвестной войне», как Вторая англо-бурская война. И сегодня ещё одна «неизвестная страница» – об участии в этой войне наших соотечественников. А участвовали они в ней по-разному. Например, ей интересовались самые разные слои нашего тогдашнего общества и на этом интересе начали делать деньги. Едва кончилась война, в продаже появились «пиккертоновского формата» бумажные книженции «Роза Бургер, бурская героиня, или Золотоискатели в Трансваале». За год с небольшим вышло 75 выпусков, 190 глав по цене пять копеек за книжку! Содержание (а писалось это всё, понятно, второпях!) было примерно таким: «Ах! – воскликнула она, падая в обморок. – Они погибли! погибли! – Вы не смеете обижать даму, воскликнул он, выхватывая носовой платок. – Дым заволок арену военных действий, но его бледное лицо стояло у неё перед глазами. – Я умираю! – прошептала она, – Передайте нашим, что буры не сдаются!.. – Несметные сокровища испепелили его разум...». Интеллектуалы поносили эти «приключения», но гимназисты лишали себя денег на завтрак, лишь бы купить очередную «розу», а многие (правда, это было ещё до окончания войны) сбегали из дома «в Африку» на помощь бурам.



Россия и русские в Англо-бурской войне 1899-1902 гг.
Обложка одной из книг про Розу Бургер

Причём бурам тогда действительно помогали многие государства, хотя и весьма своеобразно. Император Вильгельм, например, всячески науськивал Николая Второго на Англию, но сам бурам реальной помощи так и не оказал. Хотя и грозился. Русские и голландские, немецкие и французские добровольцы, а то и просто люди, питавшие неприязнь к англичанам, отправились в Африку сражаться с ними с оружием в руках. Среди стран, подданные которых воевали в Африке на стороне буров, были представители Голландии, Германии, а также таких стран, как Ирландия, Франция, Италия, Россия, включая волонтеров из Соединенных Штатов Америки, и даже совсем уж далёкой от Африки маленькой Черногории. Но глядя на впечатляющий список стран, нельзя не заметить, что самих волонтеров было не более 2,5 тысяч. То есть не так уж и много и «погоды они не делали». Причём голландцев было больше всего (что понятно), но тоже всего 650 человек, немцев 550, французов 400, американцев 300, итальянцев 200, норвежцев, шведов – 150. Русских волонтеров в этом списке числится 225 человек. То есть тоже очень немного. И это при том, что общество Российской империи было настроено «пробурски» сверху донизу.


Один из английских добровольцев: Артур Конан Дойл

Вот, например, что по поводу войны с бурами написал не кто иной, как наш самодержец государь-император Николай Второй в своём дневнике от 14(27) октября 1899 г.:

…я всецело поглощен войною Англии с Трансваалем; я ежедневно перечитываю все подробности в английских газетах от первой до последней строки и затем делюсь с другими за столом своими впечатлениями. Я рад, что Аликс во всем думает, как мы; разумеется, она в ужасе от потерь англичан офицерами, но что же делать – у них в их войнах всегда так бывало!

Не могу не выразить моей радости по поводу только что подтвердившегося известия, полученного уже вчера, о том, что во время вылазки генерала White целых два английских батальона и горная батарея взяты бурами в плен!

Вот что называется влопались и полезли в воду, не зная броду! Этим способом буры сразу уменьшили гарнизон Лэдисмита в 10 тысяч человек, на одну пятую, забрав около 2000 в плен.

Ты знаешь, милая моя, что я не горд, но мне приятно сознание, что только в моих руках находится средство вконец изменить ход войны в Африке. Средство это очень простое – отдать приказ по телеграфу всем туркестанским войскам мобилизоваться и подойти к границе. Вот и все! Никакие самые сильные флоты в мире не могут помешать нам расправиться с Англией именно там, в наиболее уязвимом для нее месте.

Но время для этого еще не приспело: мы недостаточно готовы к серьезным действиям, главным образом потому, что Туркестан не соединен пока сплошной железной дорогой с внутренней Россией


А это очень интересная написанная им книга. И дворянское и рыцарское звание он получил именно за неё, а не за Шерлока Холмса

Российская пресса, и, в частности, газета «Новое время», также была единодушна в своих симпатиях к бурам:

«Прямые религиозные фермеры, решившие своей кровью отстоять свободу Отечества, всегда будут ближе сердцу святой Руси, чем наш исконный враг — холодная и эгоистичная Англия. По своей глубокой вере в Бога буры нам родные братья.»
16 октября 1899 года, № 8490

Можно подумать, что наши газетчики сразу же забыли – буры кальвинисты по вере быть близкими сердцу святой Руси не могут по определению. Но… когда речь заходит об одних интересах, некоторые другие сразу забываются. О рабстве негров – основе благополучия буров, также в российских газетах предпочитали не говорить.


Журнал «Нива» о медицинской помощи бурам

Прославляя бурский консерватизм и осуждая британский либерализм, российские газеты тут принялись рассуждать о консерватизме и либерализме вообще:

«Буры составляют одну семью, чуждую всякой партийности и всяких либеральных «отрицательностей». Они живут в привычках строжайшей дисциплины, и старшие являются прирожденными и бесспорными руководителями младших.»
Московские новости, 27.11.1900. Подпись: «Мысли русского читателя»

А как же быть с известной исстари нашей народной поговоркой: «Считай старше себя и молодого, если он умен». Но нет, естественно, про неё тогда забыли.


Вот так в то время на поле боя собирали раненых!

А вывод, сделанный газетами, был таков:

«Глубокий исторический смысл теперешней войны в том, именно, что вера, патриотизм... патриархальная семейственность, первобытная племенная сплоченность, железная дисциплина и полное отсутствие «современной цивилизованности» оказались уже... такой несокрушимой силой, такой твердыней, перед которой затрепетал организм старинной, первоклассной, считавшейся непобедимой Англии.»
Новое время, 18.Х. 1899

Трудно сказать, читал ли это В. И. Ленин. Наверняка читал. Потому что уже скоро, а именно после разгрома России в Русской-японской войне именно он в своей статье «Падение Порт-Артура» написал следующее:

«Никакая выносливость, никакая физическая сила, никакая стадность и сплоченность массовой борьбы не могут дать перевеса в эпоху скорострельных малокалиберных ружей, машинных пушек, сложных технических устройств на судах, рассыпного строя в сухопутных сражениях.»

То есть рассыпной строй, родившийся в той же бурской войне – это хорошо, но время доминирования стадности и сплочённости кануло в Лету!


Легкораненые шли сами, тяжелых везли на повозках

Как бы там ни было, а симпатии к бурам в России проявлялись по-разному. Стали переименовывать кабаки и рестораны, давать им «бурские» названия, и даже новым улицам. Так, в Городскую управу города Харькова поступило сразу несколько предложений от граждан назвать три новые улицы, что называется, «на тему дня»: «Трансваальская», «Жуберовская» и «Крюгеровская». В театрах уже в 1900 году шёл спектакль: «На высотах Драконовых скал или война буров с англичанами».


Прибытие бурского поезда Красного Креста с ранеными

Интересно, что сбор пожертвований в пользу далёких буров начался и в российских православных храмах. А кроме того, помощь туда пошла ещё и в виде… почтовой корреспонденции. Им (кальвинистам) посылались иконы, роскошно изданные Библии, резные складни, и – дань новациям времени – граммофонные пластинки с записанными на них русскими стихами и песнями в честь буров. Потом, когда бурского генерала Кронье англичане взяли в плен, в России начался сбор средств, с целью подарить ему… братину – огромную чашу из порфира, отделанную по краю серебряным орнаментом. И деньги на это собрали, и порфировую братину в серебре изготовили и отправили в Африку вместе с подписными листами и подписями... 70 тысяч человек! Поистине, прав был драматург К. Тренёв.ю который в своей пьесе «Любовь Яровая» сказал так:

«Ни в любви, ни в ненависти мы меры не знаем!»

Кстати, и братина эта, и подписные листы сохранились, и сегодня находятся в Претории в Историческом музее. Ну а некоторые из русских книг, присланных тогда по почте бурам, и сегодня можно посмотреть в библиотеке Стелленбошского университета. Хотя надо сказать, что правды, как и почему генерал Кронье попал в плен к англичанам, подавляющее большинство россиян в ту пору попросту не знало, да и роман «Капитан Сорви-голова», где об этом событии написано очень подробно и без тени преувеличений, в Россию в то время ещё не попал!


Британский санитарный поезд

Важную роль в сборе средств в помощь бурским республикам на территории России играл Голландский комитет по оказанию помощи раненым бурам. Под руководством пастора голландской общины в Санкт-Петербурге Хендриак Гиллота этот комитет выступил с тремя воззваниями к народу России. В первом, в октябре 1899 г. содержалась просьба начать собирать средства для помощи раненым бурам. Во втором, опубликованном уже в ноябре, сообщалось о том, что собрано 70 тыс. рублей и на эти средства уже организован санитарный отряд на 40 коек, который называется: «Русско-голландский походный лазарет». В декабрьском воззвании речь шла уже о сумме более 100 тыс. рублей, и также сообщалось, что госпиталь на эти средства сможет функционировать шесть месяцев, и что врачи и сёстры милосердия уже в пути: голландские едут в Африку из Амстердама, а русский персонал – из Санкт-Петербурга.


Бурский санитарный поезд

Мы знаем имена многих российских добровольцев, оказавшихся в Южной Африке. Это прежде всего подполковник запаса и военный журналист Евгений Яковлевич Максимов, который после гибели его командира, французского полковника и трансваальского генерала, графа Вильбуа-де-Марей, принял командование сборным отрядом иностранных добровольцев – «Иностранным легионом» (сборным отрядом иностранных добровольцев).


Гибель отряда трансваальского генерала, графа Вильбуа-де-Марей

Потом он возглавил «Голландский корпус», получил тяжелое ранение в голову, причём спас его от смерти как раз врач из русско-голландского санитарного отряда фон Ренненкампф, а поправившись, стал «фехт-генералом» (боевым генералом) у буров. То есть стал вторым среди иностранцев, удостоенных этого звания. Причём Максимов сумел вернуться на родину, но с началом Русско-японской войны ушёл на неё добровольцем, и, командуя батальоном в сражении под Мукденом, погиб 1 октября 1904 года. Такую вот прожил человек по-настоящему боевую жизнь!


Вот он какой – «русский фехт-генерал» Максимов (справа). Стоит генерал П. Кольбе

Воевали на стороне буров и грузинский князь Николоз (Нико) Багратиони-Мухранский (1868–1939), которого прозвали «Нико Бур»; и Александр Гучков вместе с братом Федором, и журналист А. Вандам, опубликовавший в России о войне в Трансваале 28 материалов, и будущий большевик, а затем и крупный хозяйственный деятель советской эпохи Александр Эссен, будущий лётчик Николай Попов, полковник М. А. фон Зигерн-Корн (также написавший об этой войне книгу воспоминаний). Словом, там были и посланные туда военными наблюдателями офицеры Генштаба, и просто военные отставники, и множество гражданских.


Не было хороших лекарств, но зато был хороший уход. «Полоскание горла в госпитале выздоравливающими»

А вот о ком мы практически ничего не знаем, так это… о бурах-русских. А ведь они были и в немалом числе. Например, в Трансвааль эмигрировали из России евреи, и даже самые обыкновенные русские мужики. Между тем ещё 28 марта 1897 г. министр иностранных дел России М. Н. Муравьев в своём письме Ю. С. Витте указывал, что в Трансваале находится до восьми тысяч бывших россиян, и что каждый десятый житель Йоханнесбурга имеет российское происхождение. Самое главное, что люди они в целом не бедные: общий размер капитала у них 500 тыс. фунтов стерлингов. То есть это были и торговцы, и промышленники, и золотодобытчики, и фермеры. Возможно, не все они бросились сражаться с англичанами с оружием в руках. Но у них были дети, которые вполне могли пойти в бурские коммандо. Те же русские евреи, что сражались в этих коммандо, как русские не учитывались. Но попав в плен к англичанам, они учитывались как подданные Российской империи, и во время войны таковых было репатриировано около 3 тысяч человек. То есть их было больше, чем всех остальных добровольцев, вместе взятых! Вот только своими подданными российским властям считать их не хотелось. Но ведь там ещё и литовцы были, а они также являлись подданными Российской империи.


Носильщики Индийского корпуса скорой помощи во время войны. На этом фото (средний ряд, пятый слева) стоит не кто иной, как Мохандас Карамчанд Ганди – будущий легендарный Махатма Ганди. Во время Англо-бурской (1899-1902) и Англо-зулусской (1906) войн именно Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, он считал справедливой борьбу именно буров и зулусов. Но ему было важно показать лояльность индийцев британской короне

За шесть с половиной месяцев только лишь один отряд Российского Красного Креста в Южной Африке оказал стационарную медицинскую помощь 1090 больным и раненым, а амбулаторную – 5716. Русско-голландский госпиталь действовал исключительно на пожертвования, собранные в России. Работал в Трансваале с февраля по май 1900 г.

В целом странные вещи творились в то время и в нашей стране, и на всём белом свете. Сами буры скептически смотрели на пришедших к ним на помощь иностранцев и не слушали их советов, о чём пишут многие из волонтеров. В отечественной печати провозглашали примат патриархальных духовных ценностей, но при этом забывали о специфике ценностей государственных, ратовали за патриархальщину, но тут же стремились к политическому сближению со странами, давно не патриархальными. А ещё, как писала в декабре 1900 г. петербургская газета «Новое время», наши добровольцы «увеличили сумму абсолютного добра на земле». И это тоже вполне справедливая точка зрения, свободная от какого бы то ни было прагматизма!

Продолжение следует…

Использованная литература:
1. Давидсон, А. Б., Филатова, И. И. Англо-бурская война и Россия. Новая и новейшая история. №1, 2000 г. http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/AFRIQUE.HTM#84
2. Шубин, Г. В. «Желаю отправиться в Южную Африку». Участие русских офицеров-добровольцев в англо-бурской войне 1899—1902 гг. // Военно-исторический журнал. — 2001. — № 1, 2.
3. Шубин, Г. В. «Российские добровольцы в англо-бурской войне 1899—1902 гг. (по материалам Российского государственного военно-исторического архива)». Москва: ХХ век согласие, 2000. — 223 с.
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    26 марта 2022 04:08
    Помогали, сопереживали, сами ехали в неизвестные дали воевать за справедливость, во всяком случае им так казалось.
    В 1899 г. российская поэтесса опубликовала стихотворение "Бур и сыновья" впоследствии слова были немного переделаны и положены на музыку, появилась известная песня:
    Трансвааль, Трансвааль, страна моя!
    Ты вся горишь в огне!
    Под деревом развесистым
    Задумчив бур сидел.
    ..................
    1. +3
      26 марта 2022 05:59
      Император Вильгельм, например, всячески науськивал Николая Второго на Англию, но сам бурам реальной помощи так и не оказал. Хотя и грозился.
      Интересно, как это Вильгельм науськивал? request Как к.и.н., автор должен бы знать, что отказ от вмешательства Германии в бурские дела был обусловлен соглашением с Англией, о возможном разделе португальских колоний в Африке. Доверчивых Михелей, как всегда надули.
      Например, ей интересовались самые разные слои нашего тогдашнего общества и на этом интересе начали делать деньги. Едва кончилась война, в продаже появились «пиккертоновского формата» бумажные книженции «Роза Бургер, бурская героиня, или Золотоискатели в Трансваале».
      Любопытный подход, господина историка. На интересе к войне, делать деньги - аморально, а на интересе к ржавым кирасам, утонченная просветительская работа и забота о ближнем?
      1. +7
        26 марта 2022 06:55
        Цитата: Mavrikiy
        Любопытный подход, господина историка.

        Чем? Констатацией вышеприведенного факта? Где речь об аморализме? Впрочем, он, безусловно подразумевается. Но лишь в том, что касается формы подачи материала. Статьи про "ржавые кирасы" написаны профессионально. Они интересны и для 75-летнего и понятны 14-летнему. Их все можно вставлять, снабдив ссылками, в любой научный журнал. Писания про Розу - "литературная пошлятина", никудышная по форме и крайне примитивная по содержанию. Рассчитана на самые посредственные умы. Надо уметь различать, не так ли?
        1. 0
          26 марта 2022 07:01
          Цитата: kalibr
          Рассчитана на самые посредственные умы. Надо уметь различать, не так ли?
          Так господин историк. Но и вы уж научитесь различать бульварную литературу, которую способны усвоить мещане и литературу для "исторических" эстетов. request
          1. +4
            26 марта 2022 07:05
            Так я и различаю и ничего подобного "Розе" не пишу. Можете зайти на author. today и собственноглазно убедиться.
            1. +1
              26 марта 2022 07:27
              Цитата: kalibr
              Так я и различаю и ничего подобного "Розе" не пишу. Можете зайти на author. today и собственноглазно убедиться.
              Убедился.Пишете, не только бульварно, но и подло.
              Можно подумать, что наши газетчики сразу же забыли – буры кальвинисты по вере быть близкими сердцу святой Руси не могут по определению
              Как это по-вашему, по-английски "разделяй и властвуй".
              Каждое инославное исповедание имеет свои недостатки, но имеет также и свои хорошие свойства, частью общие с Православною Церковью, частью составляющие характерную особенность каждого из них.

              В частности, одно из протестантских обществ, названное по имени своего основателя кальвинистическим и составляющее ветвь реформатского исповедания, кроме многих других недостатков, имеет тот очень заметный порок, что оно внедряет в своих последователей религиозный и вероисповедный фанатизм. За то оно же сообщает им нравственную строгость. Правда, эта последняя часто получает у них несимпатичный, даже отталкивающий отпечаток нравственного ригоризма, фарисейского самоуслаждения своею праведностью и чрезмерной строгости к грешникам, тем не менее ее нельзя не признать характерной, а в значении противовеса распущенности нравов, особенно распространенной в больших и богатых городах, даже хорошей чертой этого исповедания.

              В настоящие дни об этом характерном свойстве кальвинизма напомнила миру одна из кальвинистических общин, переселившаяся некогда в Южную Африку и основавшая там две республики – Оранжевую и Трансвааль. Буры по вероисповеданию кальвинисты
              .
              1. +6
                26 марта 2022 08:06
                На Руси во времена Алексея Михайловича активно искоренялась "кальвинщина" и накал борьбы лишь при Петре угас. То есть со временем церковная нетерпимость иноверию снижается, это Вы правильно подметили. При Алексее же Михайловиче было принято Соборное уложение, где ко всему прочему обговаривалась и борьба за чистоту православия. А то, что церковь ради своих и госинтересов готова и хаять и обелять кого угодно - этому есть достаточно примеров. Скоро будет об этом цикл статей.
    2. +7
      26 марта 2022 06:36
      Всем здравствуйте!
      С утра по-раньше нет желания касаться моральной стороны добровольного участия наших соотечественников в англо-бурских войнах. Однако, как не крути - это было не наёмничество. Ради денег поданные Российский Империи в Африку не ездили.
      Есть желание переключить камрадов, на чисто военно-тактическую тематику.
      Вячеслав Олегович пишет
      То есть рассыпной строй, родившийся в той же бурской войне – это хорошо, но время доминирования стадности и сплочённости кануло в Лету!

      Люди все равно остались стадными организмами и «сбились» в шеренги, траншеи, штурмовые группы и т.д.
      В начальный период Великой Отечественной войны, показал пагубность «стрелковых ячеек» именно с психологически-моральной устойчивости солдата. Хотя с тактической стороны стрелковая ячейка на порядок устойчивее при огневом воздействии.
      И с августа 1941 начали копать траншеи.
      Ну последнее. Вячеславу традиционное спасибо. Пища для ума получаемая одновременно с энергией для организма материальной - это пропорциональный заряд энергии на весь выходной день!!!
      1. +6
        26 марта 2022 07:00
        Цитата: Коте пане Коханка
        показал пагубность «стрелковых ячеек»

        Так окопы именно с этих самых стрелковых ячеек начинаются. Сначала для себя стрелковую ячейку, затем начинают копать траншею в сторону соседа. А как иначе?
        1. +7
          26 марта 2022 08:20
          hi Владимир. Иначе - это когда есть резерв времени, то есть когда позиция готовится на много заранее огневого контакта. В отличие от стрелковых ячеек "ходы сообщения" далеко не всегда были "полного профиля"... да и сами ячейки то-же.
          1. +7
            26 марта 2022 08:27
            Так и было. При наличии времени оборону так и строили стрелковые ячейки соединялись ходами сообщения, сначала для скрытного переползания, далее все больше и больше их углубляя. Окопы полного профиля редко были, только когда было достаточно времени, сил и средств для их оборудования. В глубине обороны создавали такие траншеи.
          2. +2
            26 марта 2022 13:49
            "не всегда были полного профиля" Борисыч, доброго здоровья.
            Как я понял :иллюстрация из какого-то наставления, где-то 10 - годы 20 века
            1. +4
              26 марта 2022 14:00
              Приветствую, Слав. Это из руководства для британской пехоты 1914 года. yes
              1. +2
                26 марта 2022 16:16
                Значит не ошибся в дате
          3. +3
            26 марта 2022 16:35
            это когда есть резерв времени


            Когда есть время и деньги, то и не такое можно отрыть. smile
            1. +3
              26 марта 2022 16:56
              Приветствую, Константин. Все так, думаю, линия Сталина была не менее "крутой". smile
              Но в 1914-18 годах было попроще, хотя и бетонные укрытия имели место быть.
              Обычно все выглядело примерно так

              1. +4
                26 марта 2022 17:20
                хотя и бетонные укрытия имели место быть.

                Андрей, привет! hi
                В любом случае понятно, что у государства всегда больше возможностей, чем у одного пехотинца. Кто бетон льёт, а кто лопаткой орудует. request
                И это тоже ломали, а ещё смешнее -- просто в обход.
      2. +3
        26 марта 2022 07:34
        Доброе утро. Ну на счёт ячеек это от лукавого. Когда надо быстро создать линию обороны, выкопать траншею не реально, вспомним "Они сражались за родину", а "Упавшего духом в бою, сдерживает локоть товарища..", но ведь индивидуальные ячейки не располагались друг от друга на версту, а в нескольких шагах. Так, что думаю проблема несколько выдуманная. К стати финны во время боев и отступления в 1944, так же использовали индивидуальные ячейки.
      3. +3
        26 марта 2022 15:01
        Строго говоря, "рассыпной строй" известен со времен античности.
        С развитием огнестрельного оружия возродился в виде егерей. Потом была тактика "колонн и рассыпного строя", введенная у нас еще Румянцевым.
  2. +1
    26 марта 2022 05:16
    Как всегда богато иллюстрированная статья, но....
    А как же быть с известной исстари нашей народной поговоркой: «Считай старше себя и молодого, если он умен». Но нет, естественно, про неё тогда забыли.
    Как Шпаковский любит все передергивать. И поучать с высоты послезнания.... аж до вранья.
    Считай старше себя и молодого, если он умён.
    © Казахские пословицы и поговорки
    1. 0
      26 марта 2022 07:03
      Цитата: Mavrikiy
      Считай старше себя и молодого, если он умён.
      © Казахские пословицы и поговорки

      Ну это просто замечательно, что у них она есть, а у нас не было.
      1. +6
        26 марта 2022 07:25
        Я если честно, думал, что поговорка узбекская. Постоянно слышал от мужиков из Средней Азии.
        По поводу казахов. Последние постоянно проживают на территории Пензенской области (около 0,03%). Так что, есть достаточная степень вероятности введения в словарный оборот подобного изречения на региональном (местечковом) уровне.
        Это как попробуй убедить чуваша, что первыми пельменями баловались китайцы. Не понаслышке знаю, что последний продукт не раз и не два фигурировал в милицейских сводках, как предмет драк между сибиряками и уральцами! Водка она русская, а «пельмень» требует конкретики.
        Псы… улыбну камрадов!
        Самый первый опрос в практике потерпевшего, был как раз, мужика башкира по национальности, который пытался разнять собутыльников выяснявших кулаками родину пельменей!
        Дословно, «нахрена я полез к ним со своими «мантами»!!! laughing
      2. 0
        26 марта 2022 15:09
        Цитата: kalibr
        Ну это просто замечательно, что у них она есть, а у нас не было.

        И опять передергивание и вранье ибо утверждение :
        А как же быть с известной исстари нашей народной поговоркой
        лживо! Вы гордый казах? Поздравляю. Мы русские в 1899 г. ее и не слыхивали. Даже казахских сказок не ведали. Для этого потребовалось 70 лет советской власти.
        1. +1
          26 марта 2022 15:48
          Цитата: Mavrikiy
          Вы гордый казах?

          Я как Маяковский!
    2. +2
      26 марта 2022 13:51
      " и поучать" дак он же был учитель, а учителя такие и есть
  3. +2
    26 марта 2022 06:09
    принял командование сборным отрядом иностранных добровольцев – «Иностранным легионом» (сборным отрядом иностранных добровольцев).
    Повторение - мать учения. (известной исстари нашей почти народной поговоркой)
    Русские и голландские, немецкие и французские добровольцы, а то и просто люди, питавшие неприязнь к англичанам, отправились в Африку сражаться с ними с оружием в руках. Среди стран, подданные которых воевали в Африке на стороне буров, были представители Голландии, Германии, а также таких стран, как Ирландия, Франция, Италия, Россия, включая волонтеров из Соединенных Штатов Америки,
    Прям беспомощность какая то. request
    Русских волонтеров в этом списке числится 225 человек. То есть тоже очень немного. И это при том, что общество Российской империи было настроено «пробурски» сверху донизу.
    Ехали отставные военные, у кого были деньги, увы они были не у всех желающих. Для объективности, сколько их нужно было на снаряжение и чтобы добраться до ЮА. Капитан Сорви-Голова был миллионером. feel
    1. +4
      26 марта 2022 15:18
      Цитата: Mavrikiy
      Капитан Сорви-Голова был миллионером.

      Капитан Сорви-Голова был выдумкой Буссенара.
      А скажите, вы всерьез полагаете, что во всей России нашлось только 225 человек, у которых были деньги на билет и на снаряжение? Может дело все-таки не в деньгах?
      1. +2
        26 марта 2022 15:24
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Капитан Сорви-Голова был выдумкой Буссенара.

        belay Как интересно и познавательно.
        Цитата: Хозяин Трилобита
        А скажите, вы всерьез полагаете, что во всей России нашлось только 225 человек, у которых были деньги на билет и на снаряжение? Может дело все-таки не в деньгах?

        Конечно не в деньгах. А скажите, вы всерьез полагаете, что во всей России нашлось только 225 человек, готовых бороться за свободу в далекой Африке? feel К стати, Россия, страна крестьян и уж они то "страшно далеки были от мировых дел.
        1. +2
          26 марта 2022 15:52
          В дополнение. Дело не в деньгах. А в том, что число добровольцев из всех стран соизмеримо. Правительства не хотели связываться с таким дерьмом как Англия и естественно запрещали своим подданным участвовать в войне. И эти сотни, просто прорвавшиеся. request
        2. 0
          26 марта 2022 16:28
          Цитата: Mavrikiy
          Конечно не в деньгах.

          А в чём?
          Цитата: Mavrikiy
          вы всерьез полагаете, что во всей России нашлось только 225 человек, готовых бороться за свободу в далекой Африке?

          Именно так я и полагаю. Только я написал бы "225 взрослых, деятельных и авантюристично настроенных человек". Остальные, были, видимо, лишены таких качеств.
  4. +4
    26 марта 2022 06:32
    Интересно, а когда появились первые предшественницы книг вроде «Розы Бургер»? Неужели любое печатное слово человек способен проглотить? Это Плиний Старший считал, что из любой Книги можно пользу извлечь.

    Наверное, и условная Донцова тоже слепок определенный с нашего времени.
    1. +5
      26 марта 2022 07:01
      Цитата: Korsar4
      Интересно, а когда появились первые предшественницы книг вроде «Розы Бургер»?

      Надо будет посмотреть. Интересный вопрос Вы задали.
      1. +4
        26 марта 2022 07:07
        Ассоциации только с «Пещерами Лихтвейса», которые упоминаются и у Катаева, и в «Динке».
        1. +6
          26 марта 2022 07:32
          Ну, и "Пинкертон", наверное, Сергей. Я когда читал газеты и журналы начала века, то там... ох, кто только эти издания не ругал. По-моему, я писал об этом в цикле "Отравленное перо". Поносили их все - от гимназических наставников до критиков серьезной литературы. Но...но! Кстати, мне очень повезло. Я в своем доме-музее 1882 года постройки, нашел в свое время несколько выпусков. Прочитал и мне не понравилось. Причем именно форма! Даже не то, что там были ЯТЬ и Фита. С ними я тогда свободно читал журнал "Нива" и публиковавшийся там роман "Остров доктора Моро". Но "Остров" и "Пинкертон" были по форме небо и земля. Надо было сохранить как память, но... на это ума не хватило.
          1. +5
            26 марта 2022 08:04
            Да. И «Пинкертон». Конан Дойл и Агата Кристи, безусловно, литература. А эти выпуски так в поле зрения и не оказались.
          2. +1
            26 марта 2022 13:30
            "надо было сохранить как память" В. О, завсегда :"хорошая мысля приходит опосля". На своём опыте убеждал я и не раз
        2. +5
          26 марта 2022 08:29
          Приветствую, Сергей. Есть у меня подозрение, что "pulp fiction" (бульварный роман) - вечный жанр. smile
          1. +4
            26 марта 2022 08:47
            Приветствую, Андрей! А ведь грань не так просто провести. Тургенев как-то упрекал героя, читающего Поль де Кока.

            Одно дело - если вся жизнь положена на, например «Явление Христа народу». Другое - коммерческая живопись и литература.
            1. +5
              26 марта 2022 09:12
              Цитата: Korsar4
              А ведь грань не так просто провести. Тургенев как-то упрекал героя, читающего Поль де Кока.

              Порой, даже совершенно невозможно: "божественная" "Комедия" Данте и "человеческая комедия" - "Декамерон" Бокаччо yes
              1. +6
                26 марта 2022 09:18
                Для меня «Человеческая комедия» - Бальзак.
                Но многое из того, что считалось низким штилем может потом вызвать восхищение потомков.

                А уж с позиции комиксов - можно любым абзацем восхищаться.
                1. +5
                  26 марта 2022 09:40
                  Это точно! с "позиции комиксов" laughing
                  К стати, "Ла дивина комедия" применительно к произведению Данте Алигьери - это придумка Бокаччо.
                  Декамерон - это десять дней по гречески в противу известному раньше "гексамерону" - шестидневке, за которую Творец создал мир... потому и названа автором, человеческой комедией.
  5. +1
    26 марта 2022 06:59
    наши добровольцы «увеличили сумму абсолютного добра на земле».

    Спасибо, это координально разнится с высказыванием автора в начале публикуемого цикла о участии русских добровольцев в описываемых событиях - "дураков всегда и везде хватало". Предположу, что работа с материалов повлекла корректировку мировоззрения (в хорошем смысле).
    1. +4
      26 марта 2022 07:09
      Цитата: Ermak_Timofeich
      «увеличили сумму абсолютного добра на земле».

      Это мнение чужое. В годы Гражданской войны в США из Европы ехали не только к северянам. К южанам тоже... помогали рабовладельцам. Буры были рабовладельцы еще те... Ах, да "маленький и гордый народ". Ну, а негры... ну кто тогда обращал внимание на их страдания. Вот белые христолюбивые буры - это да! По сути столкнулись да хищника - малый и большой. С разными интересами. Но хищника, живших за счет эксплуатации других! С одной стороны грубой, феодальной, с другой хотя бы немного цивилизованной.
      1. +1
        26 марта 2022 07:17
        Да, - это цитата. Но цитата определяющая отношение современников к описываемым событиям.
        Буры были рабовладельцы еще те... Ах, да "маленький и гордый народ". Ну, а негры...

        Вы правы, но, согласитесь - ещё, на тот период, не было примера, поддержки отстаивания своих прав и независимости. Даже по сравнению с Великой французской революцией. Всё только-только начинало проявляться.
        1. +4
          26 марта 2022 07:24
          Война за независимость США - Лафайет и другие,
          Освободительный поход "краснорубашечников" Гарибальди
          Национально-освободительная война в Венгрии 1848 год...Примеры были.
          Но так, в целом - да, как пример массированного информационного воздействия на общество и возбуждение в определенной его части определенного мироощущения это хороший пример - тут Вы, безусловно, правы.
          1. +1
            26 марта 2022 07:40
            Война за независимость США - Лафайет и другие

            Здесь, скорее - преследование государствами собственных интересов. Проще говоря - противостояние Великобритании.
            Освободительный поход Гарибальди

            А от имени кого выступал Гарибальди, если отбросить всю "шелуху" окружающий этот период литературной романтики? Монархии?
            Национально-освободительная война в Венгрии 1848 год.

            Ну, а в этом случае Россия выступало только в роли "жандарма Европы".О каком-то сочувствии и, тем более - участии различных слоёв военных и интеллигенции нет.
            Не настаиваю на истине, но первым таким проявлением и стала именно Англо-Бурская война.,
        2. +3
          26 марта 2022 15:31
          Цитата: Ermak_Timofeich
          не было примера, поддержки отстаивания своих прав и независимости.

          Не совсем понял, что вы имеете в виду, но возразить все равно хочется. smile
          Если бы вы привели конкретный пример "поддержки отстаивания своих прав и независимости" в настоящем или недавнем прошлом, возражения могли бы быть более конкретными.
          А пока приведу в качестве примера восстание рабов на Гаити.
          Из более ранних - войны Шотландии за независимость, начавшиеся ещё в XIII в., войны швейцарцев против Священной Римской империи в XIV - XV вв.,
          1. +1
            26 марта 2022 17:47
            восстание рабов на Гаити

            Да, пример, с точки зрения "борьбы за независимость", показательный. Но .. Гаитянская революция "варилась в своём котле", не имея международной поддержки. или, проще говоря, - сочувствия и участия.
            войны Шотландии за независимость

            А разве в основе этих войн не было более прозаичной основы - война элит за корону. А проше говоря - за власть. По итогам вся "независимость" вылилась в появление "шотландской короны", до поры, до времени.
            войны швейцарцев против Священной Римской империи в XIV - XV вв.,

            Здесь комментировать затрудняюсь, но, Европа, в те времена, воевала по поводу и без повода,Это было её нормальным состоянием Наёмничество использовалось широко. А разница между наёмниками и сочувствующими добровольными волонтёрами/участниками предположу - есть.
      2. +4
        26 марта 2022 13:41
        "К южанам тоже" Вячеслав Олегович, для меня это совершенно "тарра инкогнито".
        По ТВ смотрела, что русские эмигранты учили парагвайских военных. А чтоб кто-то помогал южанам?
        1. +3
          26 марта 2022 14:09
          Цитата: lisikat2
          "К южанам тоже" Вячеслав Олегович, для меня это совершенно "тарра инкогнито".
          По ТВ смотрела, что русские эмигранты учили парагвайских военных. А чтоб кто-то помогал южанам?

          В начале 2000 читал предисловие к художественной книге Бернарда Корнуолла «Мятежник». В нем редактор (фамилию не помню) ссылаясь на научные работы о Гражданской войне в США перечислял поданных (граждан) европейских государств принимавших участие в данном противостоянии на стороне Конфедерации.
          Как минимум помню о: французах, австрийцах, пруссаках. У первых и вторых были даже терки с последними.
          Книга, хоть и художественная, также разрыв шаблонов. Жалко, что из-за плюрализма в новом свете, продолжения о Нате Старбаке мы видимо так и не увидим.
          1. +1
            26 марта 2022 14:28
            Нат Старбек. Первый раз слышу такое имя
            1. +1
              26 марта 2022 18:41
              Цитата: lisikat2
              Нат Старбек. Первый раз слышу такое имя

              Это выдуманные герой, но на основе реального прототипа.
              Б. Корнуолл, как Дюма вешает свою картинку на гвоздик истории, однако в отличие от последнего, в обязательном порядке в конце книги делает разбор, что выдумано, а что - правда.
        2. +1
          26 марта 2022 14:38
          Цитата: lisikat2
          По ТВ смотрела, что русские эмигранты учили парагвайских военных. А чтоб кто-то помогал южанам?

          У меня здесь была подборка статей про самый первый японский броненосец. Наберите: самый первый японский броненосец, ВО, Шпаковский. Там откроется или одна или все пять статей (ну Вы там сориентируетесь) про этот корабль... Почитайте...
          1. +1
            26 марта 2022 14:51
            Вообще-то конфедереты и японцы - резные вещи
            1. +1
              26 марта 2022 15:57
              Цитата: lisikat2
              Вообще-то конфедереты и японцы - резные вещи

              Вы прочитайте сначала откуда он у них взялся! А уж потом...
  6. +3
    26 марта 2022 12:26
    "патриархальная семественость" камрады, действительно патриархальность свойственна русскому обществу. Религиозность так же присутствовала в тогдашнем русском обществе. Так что репортёр :"Нивы" не преувеличил.
    Вообще-то, консерватизм не такой уж и грех. Здоровый консерватизм должен присутствовать всегда. Но определить, где здоровый консерватизм, а где "больной" сложно. Вероятно, каждый по своему определяет, где грань допустимого консерватизма
    1. +2
      26 марта 2022 14:13
      Влад, Вообще-то это из газеты:"Русская мысль*.
      И, еще:"религиозность так же, присутствовала"не только в русском обществе. В конце 19 века религиозность присутствовала и в странах
    2. +1
      26 марта 2022 14:39
      Цитата: vladcub
      Здоровый консерватизм должен присутствовать всегда.

      Вне всякого сомнения. Главное, чтобы "здоровый".
  7. +4
    26 марта 2022 12:28
    -- Ах! – воскликнула она, падая в обморок. – Они погибли! погибли!

    Отзвуки викторианской эпохи, когда дамы при случае удобно падали в обморок из-за тугих корсетов. Не помню, чтобы в обморок падали персонажи женского пола вскользь упомянутой в комментариях Агаты Кристи.
    Заинтересовало другое.
    Способен ли человек, теряющий сознание, что-то при этом произносить? Тем более осмысленное.
    1. +5
      26 марта 2022 14:15
      Болин, сколько я подобных обмороков видел на строевых смотрах и госэкзаменах, Мама дорогая!!!
      Не только говорить «второй билет, второй билет…», но и стрелять глазками умеют!!! Как говорит моя жена, мы мужики лопухи! К слову, не одного случая падения в обморок при наличии в экзаменационной комиссии женщины, я не наблюдал!!! laughing
      1. +3
        26 марта 2022 14:56
        Я вообще не сталкивалась с обмороками. Иногда бывали случаи когда сознание пыталось уходить из-за отравления. Я себе говорила: "Не сметь!!", -- и оно возвращалось. Но чтобы от волнения... От запредельной боли, от нехватки кислорода -- допускаю. А вообще, как мне кажется, обычай сложился у женщин -- изображать обмороки, от избытка чувств-с как бэ. Мужчинам нельзя, стыдно! Мужчина суров и выдержан )))
        Но и подумать не могла, что в наше время женщины способны использовать обморок как аргумент.
      2. +1
        26 марта 2022 17:53
        Зять вчера рассказывал: «16 летняя школьница на голову жаловалась, и в больницу забралась, чтобы на контрольную не ходить».

        Много у нас Швейков.
        1. +2
          26 марта 2022 18:01
          Цитата: Korsar4
          Зять вчера рассказывал: «16 летняя школьница на голову жаловалась, и в больницу забралась, чтобы на контрольную не ходить».

          Много у нас Швейков.

          Ну в основном нормальные болеют перед зачётом «медвежьей болезнью»! В данном случае не «откосить» нормы морали и все такое, на обсуждение не вытащишь.
          1. 0
            26 марта 2022 19:29
            Жизнь из зачетов состоит. От всего не спрячешься.
    2. +3
      26 марта 2022 14:40
      Цитата: депрессант
      Способен ли человек, теряющий сознание, что-то при этом произносить? Тем более осмысленное.

      У бульварных писателей все возможно!
      1. +4
        26 марта 2022 15:07
        Ну, Дарья Донцова не глупа, хоть и бульварный писатель. Её персонажи в обморок не падают. Нашла на мусорке с десяток её книг в мягкой обложке, они у нас в газетном ларьке продавались когда-то по 300 рублей. Кто-то все их купил, прочел и оптом выбросил! Я возмутилась выбросу . Забрала книжки с бетонной тумбы, прочитала и... выбросила! Потому что единственные персонажи, которые запомнились, -- это мопсы главной героини, обитательницы богатого современного предместья. Читаешь -- невозможно оторваться, дочитал, закрыл и забыл. Нет западающих в душу персонажей, нет мыслей. Там даже эпохи нет. Хотя усердно описывается благотворительность и пропагандируется взаимовыручка. Идея на все времена, за всё хорошее против всего плохого wassat )))
        1. +1
          26 марта 2022 15:54
          Вы загляните на сайт author. today. Там уже есть романа про попаданцев в тело Гарри Поттера, про Гарри Поттера сексуального маньяка и прочих попаданцев коим просто нет числа. И все куда-то попадают... И там таких авторов 35 тысяч. У меня тоже есть два таких романа, а как же!
          1. +5
            26 марта 2022 16:39
            Читала критические отзывы о такого типа литературе, а из самой литературы неоднакратно читан только "Обитаемый остров" Стругацких. Я не знала, что к нему приложим термин "попаданцы", его, термина, тогда просто не было. Но герой "Острова" -- не просто попаданец, он сознательный прогрессор. А смысл романа в том, что негоже нести идеи развитого общества такому, которое пока не сумело к ним прийти самостоятельно. Каждый народ должен прожить все этапы истории самостоятельно.
            Однако... Однако существуют такие народы, которые способны упорно отклоняться от магистрали и нет условий, которые вынудили бы их самостоятельно нащупать трудный путь добра. А путь зла -- он легок, он везде, он манит раскрепощением отвратного в тебе. Он и есть кривые и глухие дорожки (это уже из "Миллиарда лет до нашей эры").
            1. +2
              26 марта 2022 21:13
              Есть ещё в природе виды муравьёв не способных добывать пищю. Способных только воевать. И ищют их матки колонии муравьёв-добытчиков. Внедряются в них и покоряют. Когда "рабочих" становится мало следует разведка и нападение для еражи яиц! Затем оставшиеся "рабочие" выкармливают свою смену!
              И так продолжается до сих пор...
              Но люди не муравьи...
          2. +1
            26 марта 2022 21:19
            Подобно серии книг о "Князе Владигоре".
            Первые 3 книги от Бутякова, а дальше "на кого Бог пошлёт".
            Всего 9 книг. Но некоторые "очень на любителя"...
        2. +1
          28 марта 2022 17:55
          Цитата: депрессант
          ... выбросила! Потому что единственные персонажи, которые запомнились, -- это мопсы главной героини, обитательницы богатого современного предместья. Читаешь -- невозможно оторваться, дочитал, закрыл и забыл. Нет западающих в душу персонажей, нет мыслей. Там даже эпохи нет. Хотя усердно описывается благотворительность и пропагандируется взаимовыручка. Идея на все времена, за всё хорошее против всего плохого wassat )))

          hi добрый вечер, уважаемая Людмила Яковлевна! Вспомнил те книжки и то время, когда они появились.Я их, конечно, не читал, но наблюдал за другими,которые читали wassat
          Появились они в конце прошлого века. Женщины, девушки сразу их полюбили и стали "охотиться " за ними. Когда пошёл работать, то сотрудницы покупали, выменивали как-то, приносили на работу, читали по очереди, в транспорте, в основном. Обсуждали содержание и верили, что всё будет хорошо. Прошёл дефолт, потихоньку жизнь начинала налаживаться и люди опять верили в капитализьм с человечком лицом. А сотрудницы на работе верили, что будет у них , как у героинь Донцовой. Тогда появились люди, которые могли купить себе небольшой коттедж, построенный немцами. Особнячок такой. Типа, как у Донцовой где-то показано. В то время ещё не было такого строительства новых домов, как сейчас. Знаю, что потом, позже, все раздали эти книжки или выбросили.
          1. +2
            28 марта 2022 18:34
            Добрый день, Дима! )))
            Да, такое вот легкое дуновение истории, и уносится прочь только что наработанный, желаемый стать привычным образ жизни целого слоя по-своему счастливых людей. Ну, а жажда истинных перемен -- удел немногих. Мне нравится жизнь, когда большой дом, сад, все вокруг знакомые, и чтоб не менялось всё до моего конца. Разве что вокруг появлялось бы племя младое незнакомое, такое, которое быстро в течение короткого времени превращалось в таких, как я. У Донцовой -- это. Но есть круг людей, очень узкий, ничтожно узкий, но крайне могущественный, устойчивому благополучию которого угрожает благополучие и довольство бесчисленного множества людей, не обладающих могуществом такого же уровня. И тогда могущественные из своей тени при случае запускают атмосферные ураганы, опустошающие человеческий ландшафт. Оставаясь при этом неуязвимыми и неузнанными. А мы обращаемся в пустыню, усеянную осколками надежд.
            1. +1
              28 марта 2022 19:52
              ....желаемый стать привычным образ жизни....

              Именно так. Именно в то время , желая стать богатыми фазендейро(из мексиканских сериалов) многие купили себе красивые удалённые участки для дачи и начали строиться.....А потом всё как-то подорожало, до участков стало не добраться и не продать, и не заплатить за электричество и дороги....многие бросили.
              1. +1
                28 марта 2022 20:25
                О, сколько таких чудесных одно- и двухэтажных коттеджных поселков в моем районе. Проезжая в маршрутке то по одной дороге, то по другой, я наблюдала почти два десятка лет, как выставленные на продажу дома в этих поселках так и остаются непроданными, а ландшафт вокруг дичает. Зародившаяся было новая жизнь так и ушла в небытие. Зато гордо вознеслись вширь и ввысь грандиозные супермаркеты возле трасс. Кто-то же в них отоваривается. Те, кто мог бы, либо стянулись в столицу, либо на окраины МО. Подмосковье почему-то оказалось непривлекательным. Возможно, потому, что хозяева-строители поселков неправильно рассчитали места своих строек.
  8. 0
    26 марта 2022 14:00
    "Трансвальская,", " Жубероская" Вячеслав Олегович, а какие-то названия сохранились?
    1. +1
      26 марта 2022 14:40
      Цитата: lisikat2
      а какие-то названия сохранились?

      Давно не был в Харькове, не знаю...
      1. +1
        26 марта 2022 14:48
        Вы говорите, что это было по всей России. Возможно, Где-то сохранились?
        1. +3
          26 марта 2022 15:55
          Не знаю. После 1899-1902 гг. были ещё и большевики. Чапаевск был, например, Троцком...
  9. +3
    26 марта 2022 14:44
    И сыпануло мелкими градинами по наружному металлическому подоконнику -- будто пшеном, щедро сыпануло! Белое пространство пошло неровными извилистыми полотнищами под ударами ветра. И грохнуло с неба разрывом снаряда -- без сверкания, блеска, но близко и страшно...
    И вдруг всё прекратилось!
    Выглянуло приветливое солнце, мол, простите, что запоздалось, с утра меня не было, дела, понимаете ли... А окрестности снова белым-белы, как и не таяло ничего. И всего-то 5 минут на все про всё понадобилось...
    Вот и докатились градовыпадения от ЮАР до нас. Чего только там град в этом году не натворил! А ведь на этой территории когда-то шла англо-бурская война.
    1. +1
      26 марта 2022 17:57
      Град был мелкий. И, если так про него можно сказать, даже симпатичный.
      1. +2
        26 марта 2022 18:21
        Этот "симпатичный" ещё два раза повторился на бис. Холодно! Бр-р!
        Всего 4 градуса тепла.
        Небесные воинства воюют меж собой лучами солнца, градом, облаками, а я включила газ и греюсь.
        Слаб человек! wassat )))
        1. +1
          26 марта 2022 18:39
          Весна своё возьмёт.
          1. +3
            26 марта 2022 19:00
            Возьмет и лето, а за ним и осень своё возьмет. И вот уже нежданная зима.

            И вспомнилась картинка.
            Какой-то парень в обществе подобных пытался раз за разом вытряхнуть из банки в рот уже несуществующие остатки пива. Растерянно вертел её в руке. И на лице его обозначилась глубокая обида.
            Как краток счастья миг!
            Беда подолгу длится.
            1. +2
              26 марта 2022 19:27
              Сочетание философии и чеканного слога.
              1. +1
                26 марта 2022 20:00
                Гудит тревожно трасса.
                И нотки появились, будто самолеты. А нет их! Тоскую по времени, когда над головой гудели, а я рычала недовольно, мол, путь иной могли бы выбрать. Зачеканишь тут!
                Я чувствую вину. Как будто самолеты я прогнала.
                Курю в своей западной комнате и слушаю воображаемое.
                1. +2
                  26 марта 2022 20:50
                  В детстве машины проезжали мимо дома, и светом фар отбрасывали тени на стену.

                  Любые могут быть картины на стене: из прошлого, грядущего. Повод всегда найдётся.
        2. +3
          26 марта 2022 21:26
          У нас до сих пор вот такие сугробы. Правда, сегодня уже уменьшились
          [center]
          1. +1
            26 марта 2022 21:44
            И у нас были такие же горы. В них вяло ковырялись таджики под присмотром бригадира из нашего МУПа. А потом появились изможденного вида обтрепанные мужчины, видно, беженцы из мест боёв и быстренько все раскидали. Оно и потаяло.
  10. 0
    27 марта 2022 19:20
    "Причём Максимов сумел вернуться на родину, но с началом Русско-японской войны ушёл на неё добровольцем, и, командуя батальоном в сражении под Мукденом, погиб 1 октября 1904 года."Осмелюсь заметить Мукденское сражение развернулась в 1905 году.
  11. 0
    18 мая 2022 20:44
    Российская пресса, и, в частности, газета «Новое время», также была единодушна в своих симпатиях к бурам:

    а потом мы оказались союзниками антанты!
    какая гримаса жизни