Благоверный Довмонт, литовский князь русского Пскова

52
Благоверный Довмонт, литовский князь русского Пскова

Литовский «беженец» Довмонт (Домант) правил в Пскове 33 года (с 1266 по 1299). В истории и народной памяти он остался как самый успешный и самый любимый князь этого города. В конце XVI столетия Довмонт был канонизирован Русской православной церковью (лишь немного позже Александра Невского), и на представленном ниже фрагменте иконы из собрания Тверской картинной галереи мы видим его в компании других святых князей.

Фрагмент иконы походной церкви «Святая сень» (1588–1590 гг.). Довмонт – вверху, ниже его стоят (слева направо) Борис, Всеволод, Владимир, Ольга и Глеб.




Однако в самом Пскове Довмонт стал почитаться как святой покровитель и небесный защитник города намного раньше официальной канонизации.

Самое раннее из дошедших до нашего времени изображений Довмонта можно увидеть на иконе Богоматерь Великая Панагия (Оранта – «Молящая») из Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мужского монастыря. Она была написана в XVI веке и является списком с иконы XIII столетия. На ней изображены Довмонт и его жена Мария Дмитриевна (внучка Александра Невского), которая после смерти мужа ушла в Псковский Иоанно-Предтеченский монастырь под именем инокини Марфы. Супругов мы видим предстоящими перед Богородицей.


Псковская икона Мирожской Божьей Матери с изображением Довмонта и его жены Марии

Многие полагают, что Довмонт и Мария представлены здесь как «донаторы» – заказчики иконы. Такой тип икон был широко распространен в Центральной и Западной Европе, но редко встречается на территории Руси. Учитывая некоторые реалистичные особенности этого изображения Довмонта – залысина, слегка выпирающий живот, некоторые исследователи осторожно говорят о том, иконописец XIII века мог лично знать князя. Потому что для абстрактного образа эти детали не обязательны и не характерны.

В дальнейшем Довмонт стал изображаться старцем в княжеской одежде, но без шапки, с длинной бородой и высоким лбом.


«Святой Благоверный Князь Довмонт-Тимофей Псковский», фреска XVII века в храме Николы Мокрого, Ярославль

Изображение князя Довмонта было нанесено и на псковскую «деньгу», которую чеканили в этом городе в XV и начале XVI вв. На оборотной стороне представленной ниже монеты, вероятно, изображён барс.


Ситуация на Руси во второй половине XIII столетия была очень тяжёлой и сложной. Но Псков при Довмонте рос, богател и становился сильнее. Сохраняя формальную зависимость от Великого Новгорода, он проводил самостоятельную внешнюю политику и имел достаточно средств для возведения каменной крепостной стены вокруг «Довмонтова города». А ведь как раз в это время в русских княжествах каменное строительство прекратилось – примерно на 100 лет.


Довмонтов город на иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста, 1784 г.


Псковский Кром и Довмонтов город, реконструкция

Происхождение и молодость князя Довмонта


Существуют две группы источников, повествующих о жизни и деяниях этого князя. Первые – летописные (российские и зарубежные). Вторые – церковные: это различные варианты жития святого Довмонта. Самым ранним из всех этих документов считается «Сказание о Довмонте», которое, как полагают, было составлено в первой половине XIV века. Оно входит в состав трех дошедших до нас списков Псковских летописей. В этом источнике упор сделан на описании военных подвигов князя.

Точная дата рождения Довмонта неизвестна. Полагают, что произошло это между 1227–1240 гг. О его происхождении и жизни до прибытия в Псков учёные спорят до сих пор. Н. Карамзин писал, что Довмонт был родственником Миндовга – первого короля Литовского государства. Распространенная и Средняя редакции «Повести о Довмонте», а также Житие называют его сыном Миндовга.

В. Татищев считал Довмонта выходцем из Полоцка. О том же говорит Новгородская Первая летопись, в которой утверждается, что отцом Довмонта был полоцкий князь Товтивил – племянник Миндовга.

Некоторые полагают, что Довмонт был сыном нальшанского князя Герденя (Готорта), что маловероятно, поскольку тот погиб, сражаясь против предполагаемого сына.

Густынская летопись сообщает, что женой Довмонта была дочь жемайтийского князя Тройната. Здесь же сообщается, что в 1263 году Тройнат и Довмонт «убили спящего в ночи» Миндовга. А в «Хронике Матея Стрыйковского» поясняется, что Довмонт примкнул к заговору, потому что Миндовг якобы отобрал у него жену.

В Галицко-Волынской летописи даётся такая версия событий: жена Довмонта была очень похожа на свою сестру Марту – любимую жену Миндовга. После смерти Марты Миндовг отобрал жену у Довмонта. Оскорбленный нальшанский князь примкнул к заговору против Миндовга, который 5 августа 1263 года был убит вместе со своими младшими сыновьями – Руклей и Репекьей.

Однако многие считают, что причина убийства Миндовга была совсем другой. С одной стороны, его подданные были недовольны «соглашательской» позицией великого князя в отношениях с католиками, а с другой – его попытками централизации. Главным оппонентом Миндовга выступил тогда его лучший полководец – Тройнат.

Так или иначе, после убийства Миндовга, а затем – гибели занявшего его место Тройната, Довмонт, преследуемый Войшелком (сыном Миндовга), вынужден был эмигрировать в Псков. Вместе с ним тогда ушли «300 литвинов со своими семьями».

Прибытие Довмонта в Псков


«Сказание о Довмонте» утверждает, что он в

«6773 (1266 году)... с дружиною своей и со всем родом своим покинул отечество свое, землю Литовскую, и прибежал во Псков».

Но многие относят это событие к 1265 году. На тот момент будущий святой был язычником. Решив, что «Псков стоит обедни», князь крестился, получив имя Тимофей.


Крещение Довмонта

После этого «посадили его мужи-псковичи на княжение». Видимо, Довмонт к тому времени был уже достаточно известен за пределами Литвы и имел хорошую репутацию. Вряд ли жители Пскова выбрали бы князем первого попавшегося иноплеменного авантюриста.


Вокняжение Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в.

Основной функцией князей Новгорода и Пскова традиционно являлся арбитраж и руководство военными действиями. Неугодных горожанам князей регулярно изгоняли из этих городов. Довмонт был счастливым исключением из правил и в Пскове явно пришелся ко двору. Когда в 1270 году великий князь Ярослав Ярославович (брат Александра Невского) попытался заменить его другим литовцем – неким Айгустом, псковичи не согласились и в 1271 году вернули Довмонта. Который, как мы помним, в итоге оставался псковским князем на протяжении 33 лет.

Жена и сын князя Довмонта


Трудно сказать, что случилось с первой женой Довмонта (дочерью жемайтийского князя Тройната). Так или иначе, в Псков Довмонт прибыл «холостым». Согласно сообщению Псковской Второй летописи, между 1270–1280 гг. он женился на княжне Марии, которая была дочерью великого князя Владимирского (с 1276 года) Дмитрия и внучкой Александра Невского. Мария Дмитриевна также была причислена к лику святых. Дата рождения этой женщины неизвестна. Можно предположить, что разница в возрасте между супругами была весьма значительной, и потому, как считается, у этой пары был всего один ребенок. Таковым многие называют родившегося в 1283 году Давида Городненского. Это был удачливый полководец, староста Гродненской крепости, сумевший одержать ряд побед над крестоносцами. В 1323 году он пришел на помощь Пскову, воевавшему тогда с ливонцами. Он был убит изменником в 1326 году во время похода на Бранденбург. Памятник Давиду можно увидеть в Гродно.


Однако Т. Круглова, (сотрудница Псковского музея-заповедника, кандидат исторических наук) в статье «Жена князя Довмонта» высказала сомнения в том, что Давид Городненский был сыном знаменитого псковского князя. Действительно, странно, что единственный сын любимого псковичами князя оказался вдруг на службе в Литве и, за единственным исключением кампании 1323 года, практически не имел никаких связей с Псковом. А вот устная псковская традиция утверждает, что потомки Довмонта жили в городе до XVII века.

Князь боярской Псковской республики


Псков находился в сложном положении: на него оказывали постоянное давление и литовцы, и датчане, обосновавшиеся на территории современной Эстонии, и меченосцы, позже объединенные с Тевтонским орденом. Причем в борьбе с Литвой псковичи часто выступали союзниками орденских рыцарей. Так, в сражении при Шауляе (1236 г.) против литовцев вместе сражались меченосцы, саксонские рыцари («гости Ордена») и псковская дружина из 200 воинов, о которых в «Ливонской рифмованной хронике» говорится очень доброжелательно:

«Гонцов на Русь тогда послал (магистр Фолквин), их помощь вскоре прибыла».

22 сентября 1236 года союзники потерпели сокрушительное поражение: погибли магистр Ордена меченосцев Фолквин Шенке фон Винтерстерн, граф Генрих фон Даненберг, господин Теодорих фон Намбург и еще 48 орденских рыцарей. Большие потери понесли саксонцы и псковичи. В Новгородской Первой летописи сообщается, что из 200 дружинников, посланных Псковом «немцам в помощь» «на безбожную Литву», домой вернулись лишь 20 человек.

Далее были битвы орденских рыцарей и псковичей с литовцами на Камне (1239 г.) и у Изборска (1240 г.).

На принадлежавший Литве Полоцк был направлен и первый поход князя Довмонта. «Сказание...» утверждает, что, воспользовавшись отсутствием князя Герденя (Готорта), Довмонт в 1267 году нанес удар, захватив в плен его жену и детей. Вернувшийся Гердень бросился в погоню и настиг псковичей. Довмонт, отправив часть своих людей в Псков с добычей, принял бой и разбил преследователей, Гердень погиб в бою.

Рассказ об этом походе Довмонта содержится и в Сокращенной литовской летописи, причем он во многом совпадает с Псковской версией. Археологические раскопки подтвердили факт сожжения Полоцка во второй половине 60-х годов XIII века. Упоминается этот поход и в Новгородской Первой летописи. Здесь, правда, утверждается, что он был совершен в союзе с новгородцами, которых возглавлял боярин Олферий Сбыславич.

«Сказание о Довмонте» утверждает, что перед решающей схваткой беглый литовец и недавний язычник обратился к своим воинам с речью:

«Братья мужи псковичи, кто стар, тот отец мне, кто молод, тот брат. Прославилось мужество Ваше во всех странах. Пред Вами жизнь и смерть. Братья мои, постоим за святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество».

Ну как не полюбить такого князя? Мало того, что удачлив, так ещё ревностный христианин и пламенный патриот, который за Псков любому глотку порвет. Ну и политик тонкий.

Раковорское сражение


В 1268 году Довмонт с псковской дружиной участвовал в походе против датских владений, находившихся на землях современной Эстонии. Напомним, кстати, что Таллин в буквальном переводе – это «Датский город». У местных аборигенов в то время была популярна песня о «добрых друзьях из Пскова», за исполнение которой датские власти могли приказать засечь смутьяна до полусмерти, но иногда дело доходило и до смертной казни.

Командующим объединенными войсками нескольких русских княжеств был Дмитрий Александрович Переяславский.

18 февраля того же 1268 года состоялось сражение у замка Раквере (Раковорская битва). Это сражение, которое считают одним из самых кровопролитных в XIII столетии, значительно превосходило по масштабам битву на Чудском озере (Ледовое побоище). Летописец сухо констатирует:

«Бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни деди».


Замок Раквере, Эстония

В русское войско входили дружины Новгорода (под командованием посадника Михаила Федоровича), Пскова (командовал Довмонт), Переяславля (князь Дмитрий Александрович) и Твери (ее вели Святослав и Михаил – племянники Дмитрия, сыновья Великого князя Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича). Были здесь также дружины смоленского князя Константина Ростиславича и оставшегося «неузнанным» князя Ярополка.

Общая численность союзной армии оценивается примерно в 16–18 тысяч человек. К датчанам пришли на помощь ливонские рыцари, в одной из летописей можно прочитать:

«Съвокупилася вся земля Немецьская».

В их объединенном войске насчитывалось, вероятно, воинов меньше, чем в русской армии. Однако у противника был свой козырь – таранный удар рыцарской конницы, едва не опрокинувший новгородцев, которые понесли страшные потери. В числе прочих погибли новгородский посадник Михаил, тысяцкий Кондрат и 15 бояр. Тем не менее новгородцы устояли, дав возможность переяславской дружине нанести удар по одному из флангов, где стояли ополченцы из Ливонии. Заслуги князя Дмитрия признает и Ливонская рифмованная Хроника, где написано:

«Король Дмитрий был героем:
С пятью тысячами русских избранных
Воинов предпринял он наступление,
Когда другие войска его отступили».

По другому флангу ударили псковские воины Довмонта, здесь погиб епископ Дерпта Александр. Немецко-датское войско побежало к замку, три отряда русских гнались за ним на протяжении 7 верст и, по сообщению летописи, преследовать отступающих было трудно из-за множества лежащих на земле трупов.


Битва при Раковоре. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 70-е гг. XVI в.

Остатки вражеской армии укрылись в замке, а русские три дня хоронили павших товарищей. Взять Раквере не удалось, потому что один запоздавший немецкий отряд наткнулся на русский обоз и, пока союзники преследовали неприятеля, уничтожил осадные машины. Перед возвращением в Псков Довмонт нанес удар по ливонским владениям, дойдя до Балтийского моря и взяв хорошую добычу: «пополнил землю свою множеством пленных».

Союзник Дмитрия Александровича


В марте 1268 года ливонцы пошли в ответный поход на Псков. Согласно «Сказанию о Довмонте», псковичи разбили их на реке Мироповне, а тех из них, что попытались спастись на речном острове, «пожгли в траве, – одни побежали, и волосы их горели, а других Довмонт посек».

На этом ливонцы не успокоились. В мае следующего 1269 года ландмейстер Отто фон Лютенберг подошёл к Пскову и осаждал его 10 дней. «Сказание о Довмонте» утверждает, что во время одной из вылазок князь «самого же магистра ранил в лицо». Затем к Пскову подошли союзники во главе с Дмитрием Александровичем, и ландмейстер предпочел заключить мир.

В дальнейшем Довмонт действовал в тесном взаимодействии со своим тестем – Дмитрием Александровичем, который стал Великим князем в 1276 году. В 1282 году, по сообщению Новгородской Первой летописи младшего извода, Довмонт отбил захваченную новгородцами казну своего тестя.

В 1285 году Довмонт участвовал в отражении нападения литовцев на тверские земли.
В марте 1299 года Довмонт сражался с осадившими Псков «немцами», которые тогда захватили Снетогорский монастырь, перебив всех монахов. Если верить «Сказанию...», защищая город, Довмонт «самого командора ливонского ранил в голову».

Это была последняя война и последняя победа этого князя. Через два месяца

«благоверный князь Тимофей нача болети, и в той болезни преставися к Богу в жизнь вечную месяца майя в 20 день, на память Фалелея... Бысть же тогда жалость велика во граде во Пскове мужем же и женам и малым детем по благоверном князи Тимофеи».

Посмертная слава князя Довмонта


Как мы помним, почитание Довмонта в качестве покровителя и святого защитника Пскова началось практически сразу после его смерти. Его заступничеством летописи объясняют победы над немцами в 1341 и 1343 годах. Ещё одно предание гласит, что во время осады Пскова ливонцами в 1480 году князь Довмонт явился к одному из жителей, приказав:

«Возьми одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь».

Этот крестный ход так вдохновил его участников, что они сразу же бросились на вылазку и загнали неприятеля в воду. Осада с города была снята.

Первая церковь в честь Довмонта была построена уже в 1374 году (вторая – через 200 лет, в 1574).

В 1530 году у гроба Довмонта было зафиксировано первое чудо исцеления (слепой женщины).

Официально Довмонт (Тимофей) был канонизирован в 1549 году. Одновременно с ним святым был провозглашен другой князь – Всеволод (в крещении – Гавриил, это внук Владимира Мономаха). Оба стали почитаться как святые воины и заступники Русской земли.


Гавриил и Довмонт Псковские, благоверные князья с образом Успения Богородицы

В 1679 году святые Довмонт и Всеволод явились казакам далеко от Пскова – в долине реки Зеи. Здесь албазинский отряд Гаврилы Фролова встретил двух всадников на белых конях, в которых они и признали псковских святых. Те предсказали им нападение китайцев и победу.


Явление благоверных князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила Псковских во время Албазинской осады

Меч Довмонта висел в Троицком соборе, им торжественно опоясывали новых князей.


Меч князя Довмонта, экспонат Псковского музея-заповедника. Общая длина – 90 см; длина клинка – 75 см; ширина лезвия у перекрестья – 5,3 см; вес – 2,5 кг. Изготовлен в немецком городе Пассау. Это один из 4-х сохранившихся во всем мире мечей XIII века

А это скульптурное изображение Довмонта в Пскове можно увидеть на постаменте памятника святой Ольге.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    7 апреля 2022 05:02
    Славная история о достойном князе, спасибо!
    С уважением, Влад!
  2. +3
    7 апреля 2022 06:08
    Литовский «беженец» Довмонт (Домант) правил в Пскове 33 года (с 1266 по 1299).
    Мне все таки кажется, что уместнее говорить об Довмонте и вообще о людях той поры как о ЛИТВИНАХ, что бы четко показать, что они не являются прародителями нынешних литовцев, так как были СЛАВЯНАМИ.
    1. +5
      7 апреля 2022 07:31
      "Не все балтские народы одинаково родственны славянам, так для эстонцев гораздо больший вклад дали финно-угорские народы, проживавшие по соседству, а у латышей крайне сильным оказалось влияние немецкой колонизации.
      Литовцы же сохранили собственный тип и довольно близкий к славянами."(с)
      1. +5
        7 апреля 2022 08:49
        Цитата: Морской Кот
        так для эстонцев гораздо больший вклад дали финно-угорские народы, проживавшие по соседству, а у латышей крайне сильным оказалось влияние немецкой колонизации.

        Немецкая колонизация сказалась одинаково и на латышах и на эстонцах, это было порабощение как физическое так и духовное, замена католичество на лютеранство, "право первой брачной ночи", крепостничество в жесткой форме, все отразилось на формировании эстонских и латышских народностей. Даже после присоединения территорий современной Эстонии и Латвии Петром Первым, немецко-шведское дворянство имело те же права и владения, до отмены крепостного права. И до сих пор отношение латышей и эстонцев к немцам такое же как и несколько столетий назад. Они преданы немцам, и у многих такой же менталитет. Живя в Российской империи и в СССР, изменило в сторону России только созданную местную интеллигенцию и родившийся только в конце 19 столетия рабочий класс, а хуторской народ, который составлял 90% населения жил прежней жизнью, верный немцам. И сейчас ничего не изменилось, это я вижу постоянно в течении 55 лет.
        1. +3
          7 апреля 2022 08:59
          Доброе утро, Володя. smile

          а хуторской народ, который составлял 90% населения жил прежней жизнью, верный немцам

          Вот с этим определением поневоле напрашивается аналогия с Западенцами на Украине. Немцам, не немцам, но к России там явно никогда тяги не было, да и не будет. Типа, сколько волка ни корми...
          Я по армии помню этих хуторских с Западной Украины, и в то время они были такими же как сейчас.
          1. +2
            7 апреля 2022 09:16
            Цитата: Морской Кот
            Вот с этим определением поневоле напрашивается аналогия с Западенцами на Украине. Немцам, не немцам, но к России там явно никогда тяги не было, да и не будет. Типа, сколько волка ни корми..

            Доброго утра Константин ! Что жители Западной Украины, впитали в себя дух австрийцев и в этом большую роль играла униатская церковь, что Латвии и Эстонии лютеранская церковь. Но в Эстонии и Латвии царское правительство это понимало и людям которые переходили в православие выдавались наделы земли, и это тоже сыграло свою роль, у меня был матрос старый эстонец Иванов Иван Иванович крещенный в православии, так это был совсем другой человек.
            Да и при советской власти, тоже сделали много, для того чтобы народ к ней потянулся. Много людей послевоенного рождения, до сих пор сохраняют память о ЭССР, а молодежь уже живет по европейской линии.
            1. vet
              +2
              7 апреля 2022 09:46
              Бисмарк сказал в парламенте об объединении Германии : "Великие дела совершаются не болтовнёй, а железом и кровью".
              Тютчев по этому поводу написал:
              "Единство, - возвестил оракул наших дней -
              Быть может спаяно железом лишь и кровью.
              Но мы попробуем спаять его любовью, —
              А там увидим, что прочней"
              Прав оказался Бисмарк: немцы так вышколили прибалтов, которых они не считали за людей, что те до сих пор перед ними пресмыкаются. Хотя на момент присоеднинения нынешней Латвии к России, туземцы были так бедны, что у русских в ходу была поговорка: "У него, как у латыша - ... (детородный орган) и душа". А в Российской империи латыши стали богаче русских.
              Поляки так выдрессировали украинцев, которых они считали животными, что те до сих пор любят их больше русских, Между тем, именно русские поставили малороссов наравне с собой: ни в Варшаве, ни в Вене не было галичан - фельдмаршалов и генералов, вице-канцлеров и фаворитов императриц. В Петербурге малороссы на этих "должностях" присутствовали. А толку?
              1. +2
                7 апреля 2022 10:03
                Цитата: vet
                Между тем, именно русские поставили малороссов наравне с собой: ни в Варшаве, ни в Вене не было галичан - фельдмаршалов и генералов, вице-канцлеров и фаворитов императриц. В Петербурге малороссы на этих "должностях" присутствовали. А толку?

                И в Российской империи и в СССР, малороссы были одинаковы с великороссами.
                Сколько в СССР было маршалов, генералов, академиков, Героев СССР и Соцтруда малороссов. А кто они сейчас ?
                1. +2
                  7 апреля 2022 14:27
                  "Сколько в СССР было маршалов, генералов" Не судить меня строго, не искала, а кого вспомнила:Еременко, Рыбалко, Гречко, Кожедуб, Тимошенко, Лысенко, Малиновский. Конечно есть и другие, но я не помню
                  1. +1
                    7 апреля 2022 15:16
                    Цитата: lisikat2
                    "Сколько в СССР было маршалов, генералов" Не судить меня строго, не искала, а кого вспомнила:Еременко, Рыбалко, Гречко, Кожедуб, Тимошенко, Лысенко, Малиновский.

                    Всего в Советском Союзе был 41 маршал, десять из которых (то есть, каждый четвертый) были уроженцами территорий, сейчас входящих в состав Украины.
                    Ну тогда прочитайте на этом сайте от 21 февраля 2019 года статью "Настоящие герои Украины", они все были настоящие советские люди.
        2. +1
          7 апреля 2022 13:26
          "это я вижу постоянно", вероятно, Вы там живете? Сможете, культурный уклад жителей? Типа историко - этнографического очерка.
          Вероятно, это многим будет интересно
      2. +1
        7 апреля 2022 20:49
        Цитата: Морской Кот
        для эстонцев гораздо больший вклад дали финно-угорские народы

        Эстонцам никто и ничего не давал - они и сами угро-финны
    2. +1
      7 апреля 2022 20:46
      они не являются прародителями нынешних литовцев, так как были СЛАВЯНАМИ

      Там была целая каша - славяне, литовцы и жемайты
  3. vet
    +5
    7 апреля 2022 06:16
    Замечательная статья - безупречно написанная и "выверенная до миллиметра". И тема! Много ли людей за пределами Пскова что-то слышали о Довмонте? Литовце (или, точнее - литвине) , ставшем русским князем и героем, которым можно и нужно гордиться. Кто помнит другого персонажа статьи - Дмитрия? Которого даже автор немецкого источника назвал героем в битве, по сравнению с которой распиаренные Невская и "Ледовое побоище" - мелкие стычки. Где-то в школе в учебниках может читали, но кто их помнит, эти школьные учебники. И вот, хоть немного и о них написано в популярном интернет-издании, глядишь, отложится в памяти у людей что-нибудь. Что не только Александр Невский и Дмитрий Донской. Другие достойные герои были.
    1. +6
      7 апреля 2022 23:49
      Цитата: vet
      глядишь, отложится в памяти у людей что-нибудь. Что не только Александр Невский и Дмитрий Донской. Другие достойные герои были.

      Мне повезло: до поступление в кадетку я жил в Пскове, учился в 12 СШ, где был замечательный педколлектив. Классной мамой у нас была АВДОНИНА Антонина Георгиевна -- замечательный, душевный человек. Краевед-историк. Поэтому мы все хорошо знали о вкладе князя ДОВМОНТА в оборону города. В Паганкиных палатах (местный краеведческий музей) мы воочию видели легендарный меч князя-воителя...
      Помню меня тогда очень удивило, что ручка меча "какая-то маленькая" (наверное показалось). Но потом, уже в зрелом возрасте, в Мадридском историческом музее я увидел рыцаря в доспехах "того времени" росточком-то всего 160 см !!! И это , по уверениям гида, был "настоящий рыцарь", в доспехах того времени и на боевом коне...
      Но, вернемся к мечу Довмонта. У нас, мальчишек, было "поверье", что тот, кто подержится за рукоять меча, обязательно станет "большим военным начальником". Я -- подержался. Примета сбылась, но "генералом" так и не стал, хотя должность позволяла...
      А сегодня, прочитал эту замечательную статью и понял, как я , в принципе , мало знал об этой ИСТОРИЧЕСКОЙ личности!
      Огромное спасибо автору за его замечательный труд.
      С уважением, Удав. soldier
  4. +5
    7 апреля 2022 06:58
    Понравилось. Может из-за симпатии к Пскову. Да и сам князь Довмонт заслуживает всяческого уважения.
  5. +5
    7 апреля 2022 07:41
    ... Миндовг отобрал жену у Довмонта. Оскорбленный нальшанский князь примкнул к заговору против Миндовга, который 5 августа 1263 года был убит вместе со своими младшими сыновьями – Руклей и Репекьей.


    Как говорится, Cherchez la femme , вот и здесь та же история, а не будь эти женщины так похожи, то Миндовг так бы не кончил, да и сыновья могли ему унаследовать и кто знает, как бы история пошла дальше, "Эффект бабочки" существовал во все времена.

    Валерий, спасибо за подробное изложение жизни Довмонта, совершенно ничего не знал о нём ранее. smile

    Ещё одно из изображений Довмонта.

  6. vet
    +2
    7 апреля 2022 08:20
    Обратите еще внимание, как все избирательно и суюъективно в оценках. "Призвание" Рюрика со своим родом в Новгород - это скандал и "оскорбление национального достоинства", антинорманисты в истерике. Довмонт приходит в Псков со своим родом (300 литвинов) - это нормально, все в порядке, никто даже и не пытается объявлять литовского князя славянином.
    1. +2
      8 апреля 2022 00:08
      Цитата: vet
      Довмонт приходит в Псков со своим родом (300 литвинов) - это нормально, все в порядке, никто даже и не пытается объявлять литовского князя славянином.

      Псков был городом-государством. Имел свой вечевой колокол. Дума-боярство нанимала князя для охрану этой средневековой русской республики. Довмонт пришел в Псков со своей дружиной в 300 "отдрессированных" в боях оружных воинов. Предложил свои услуги по охране и обороне города. В подтверждении своей верности он крестился в православие, чем отрезал себе пути назад в Ливонию... Так что, все по правилам того далекого времени. Никакого подвоха. Нужно признать, что князь оказался человеком чести и мужества небывалого. Чем и сослужил службу Пскову и возвысил в истории свое доброе имя.
      1. vet
        0
        8 апреля 2022 08:15
        В том-то и дело: в случае с Рюриком - ситуация, практически, аналогичная. Иноземец с дружиной и родными приходит княжить, только уже по предварительной договоренности. Единственный (!) источник прямо и недвусмысленнно называет Рюрика скандинавом. Антинорманисты это оспаривают - непонятно на каком основании. Был бы еще один источник с другой версией - тогда понятно. Но других источников нет.
        А вот по Довмонту, тоже иноземному князю - ни у кого никаких возражений.
        1. 0
          8 апреля 2022 19:03
          Если единственный источник - это ПВЛ, то там он назван варягом, в той же ПВЛ перечислены соседние народы: даны, свеи и норги, т.е. предки нынешних скандинавов, Балтийское море именовали Варяжским, так что, скорее всего варяги -это поморские славяне, заселявшие побережье до "дранг нах остен".
          1. vet
            0
            8 апреля 2022 20:22
            Да четко там написано:
            "Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти".
            То русы - это варяги к числу которых относятся также готы, свеи, англы и норманны.
  7. +3
    7 апреля 2022 08:30
    По заголовку подумал, опять Самсонов, рад что ошибся.
    Прекрасное изложение.
    Первый раз о Довмонта прочитал у Каргалова, после таких хороших статей не попадалось.
  8. +3
    7 апреля 2022 08:34
    Спасибо за статью. Обычно эта информация в разных источниках. А здесь все уместилось в одну статью.
  9. +3
    7 апреля 2022 08:54
    За статью автору мой респект. Спасибо.
  10. +3
    7 апреля 2022 10:24
    В детстве читал в одной книжке ("Судьбы вещей" или как-то так), о мече Довмонта. Высказывалось предположение, что этот меч более позднего времени с рыцарским девизом "Чести моей никому не отдам".
    И еще на происхождение от Довмонта претендовал род Домонтовичей. Одной из представительниц которого была Александра Михайловна. По мужу Коллонтай.
    1. +2
      7 апреля 2022 11:57
      Высказывалось предположение, что этот меч более позднего времени с рыцарским девизом "Чести моей никому не отдам".
      Если обратится к типологии Окшотта, то можно отнести этот меч к типу XV. То есть Довмонту он мог принадлежать, но с очень большой натяжкой.
      1. +2
        7 апреля 2022 13:56
        Специалисты расходятся во мнениях относительно подлинности сохранившегося
        «меча Довмонта» и его датировки (тоже самое относится и к «мечу Всеволода»). Так,
        подлинным (т. е. относящимся к XIII в.) меч был признан М. Г. Рабиновичем [25, с. 83],
        а затем А. Н. Кирпичниковым [26, с. 23, 24, рис. 2, 3, табл. VI, 1, 2]. А. В. Арциховский
        осторожно полагал, что подлинный меч Довмонта до нас не дошел, а сохранившийся
        следует датировать XIV в. [27, с. 50]. С ним частично согласился А. С. Артемьев, по мнению которого, так называемый меч Довмонта появился среди государственных реликвий Пскова не раньше второй половины XIV в. и не позже 1460 г. [17, c. 73], вероятнее всего, в середине XV в. Сдержанная точка зрения на подлинность меча была высказана в XIX в. И. Толстым и Н. Кондаковым. Они сомневались, что после нескольких разрушений4 Троицкий Собор в Пскове смог сохранить меч Довмонта (как и меч Всеволода), и потому полагали, что в качестве утраченных реликвий в позднейшее время5 были подобраны подходящие мечи, как они писали, из «числа средневековых» [28, с. 175].
        Радикальную позицию по вопросу атрибуции меча высказал английский специалист
        Тобиас Кэпвелл, по мнению которого, меч представляет собой произведение XIX в.

        Игина МЕЧ ПСКОВСКОГО КНЯЗЯ ДОВМОНТА-ТИМОФЕЯ:ЛЕГЕНДА, РЕЛИКВИЯ, РЕПЛИКА
        Игина склоняется, что это меч 15 века. Но был "смонтирован" из остатков других мечей еще позже

        Рискну предположить, что сохранившийся «меч Довмонта» был изготовлен специально для культовых целей. Учитывая, что меч укорочен со стороны рукояти [24], а его гарда по отношению к рукояти непропорционально длинна (в сравнении с мечами
        типа XV), допустимо предположить, что он был смонтирован из какого-то парадного
        меча бóльшего размера и с более длинной рукоятью. Необходимость такой монтировки объясняется псковской литературной традицией — меч должен был производить
        впечатление средневекового боевого меча, которым Довмонт успешно сражался против ливонцев и ранил Великого магистра. Изготовить такой меч могли в любой момент
        в XVI–XIX вв., используя более старый меч, и появление меча безусловно было связано
        с историческими условиями, которые требовали предъявления реальной реликвии


        Кэпвелл работает в Музее Уоллеса в Лондоне. Можно с ним связаться через академиа edu, хотя отвечает с большим опозданием.
  11. +10
    7 апреля 2022 11:30
    У меня к статье нет нареканий, как это не странно. smile
    В этот раз Валерий отлично справился с работой, не увлекаясь "альтернативным взглядом".
    Есть несколько даже не замечаний, а дополнений.
    Появление Довмонта именно во Пскове было, скорее всего не случайным выбором. По некоторым церковным источникам он являлся родным племянником княгини Ефросиньи, предположительно Рогволодовны (Евпраксии Псковской). Последняя была женой князя Ярослава Владимировича Псковского, который был изгнан псковичами и долгое время жил у немцев. Его история - тема для отдельной статьи, Валерию на заметку. smile
    Так вот, после изгнания мужа княгиня осталась во Пскове, постриглась в монахини и основала свой монастырь под именем Евпраксии. В 1243 г. поехала в Оденпе на свидание к бывшему мужу и была убита собственным пасынком, по церковным понятиям - мученическая смерть. Во Пскове она, безусловно, была весьма уважаемым персонажем и, если Довмонт действительно был её племянником, то его выбор места, куда можно было отъехать из Литвы, вполне очевиден.
    Учитывая, что браки между литвой и полоцким княжеским домом были достаточно часты, предположение о том, что отец Ефросиньи другую свою дочь выдал за отца Довмонта не кажется столь уж фантастическим.
    Про жену Довмонта.
    Княгиня Мария, возможно, не была дочерью Дмитрия Александровича, а была его сестрой, то есть, дочерью, а не внучкой Александра Невского. Но этот вопрос тоже до конца в историографии не решен.
    В описании Раковорского сражения у Валерия есть небольшая неточность.
    Автор:
    По другому флангу ударили псковские воины Довмонта, здесь погиб епископ Дерпта Александр.

    Довмонт и Дмитрий сражались на одном фланге.
    Расположение русских войск в этой битве реконструируется следующим образом: левый фланг - тверские дружины, центр - новгородский полк и дружина Юрия Андреевича, новгородского наместника, далее, на правом фланге - дружины Довмонта и Дмитрия Александровича. Против тверичей встали датчане, против новгородского полка - Орден, против Довмонта и Дмитрия - крестоносцы из Дорпата и Оденпе, предводительствуемые тем самым погибшим в бою епископом Александром. С началом битвы в центре немцы потеснили и, скорее всего, опрокинули новгородцев, на нашем правом фланге Довмонт и Дмитрий своих противников разгромили (епископ Александр погиб в самом начале сражения), слева тверичи опрокинули датчан и пустились в преследование.
    Видя бедственное положение новгородского полка, Дмитрий развернул свою дружину и ударил во фланг орденскому отряду, тем самым, спас новгородцев от полного разгрома. Далее пошла свалка, прекращенная только с наступлением темноты.
    Что еще сказать по Довмонту?
    Есть сведения, что его родовые владения были в Нальшанской земле, также его называют "князем Утенским". Утена сейчас расположена в 90 км севернее Вильнюса и также в 90 км западнее белорусского Браслава. В XIII в. эти земли находились как раз на границе полоцких земель и собственно литовских.
    В целом, статье плюс, автору спасибо. smile
    1. +1
      7 апреля 2022 15:30
      Михаил, читаю Ваши комментарии и думаю: профессиональный историк или историк любитель, но в любом случае Вы хорошо знаете материал.
      ПС
      Читала Ваши замечания к Ивану Грозному. Убедили на70%
    2. +4
      7 апреля 2022 19:06
      Михаил,охотно поставила +: у Вас интересное дополнение к Валерию. Приятно,что не предвзято оцениваете Валерия. К сожалению некоторые коллеги предвзято читают . В этом плане "везунчик"Вячеслав Олегович
      1. +2
        7 апреля 2022 19:20
        Вера, с Днём Рождения!
        Значительная часть форума ждала Вашего появления.
        Здоровья, удачи, положительных эмоций!
        1. +3
          7 апреля 2022 19:36
          Спасибо за поздравление
          1. +2
            7 апреля 2022 21:28
            hi Вера. Присоединяюсь к поздравлению Сергея. С всем "комплектом" самых добрых пожеланий, с Днем Рождения! love
      2. +2
        7 апреля 2022 21:13
        Добрый вечер, Вера.
        Перво-наперво позвольте присоединиться к поздравлениям коллег. smile

        По поводу творчества Валерия - так он же мне не враг, мне с ним делить нечего. smile
        Некоторые наши коллеги считают Вячеслава Олеговича именно что своим врагом, причем в их ненависти определенно просматривается что-то личное - отсюда и предвзятость. Я же никакой личной неприязни к Валерию не испытываю и поэтому признать его очередную статью хорошим материалом мне ничего не мешает. smile
        Будет плохо - наверное промолчу, чтоб не портить настроение окружающим.
        Будет совсем плохо, что называется, выбесит, - выскажусь, чтобы выпустить пар, но это если появится возможность вдумчиво поработать над комментарием.
        Ну и ещё раз - с днём рождения. smile hi
        1. vet
          -1
          9 апреля 2022 09:22
          У данного автора нет плохих статей. Если Ваша точка зрения не совпадает с авторской - это Ваша личная проблема. И Ваше личное субъективное мнение - это Ваше личное субъективное мнение, к
          тому же - мнение нахватавшегося по верхам дилетанта, которое ни на что не влияет и никем не учитывается.
          1. +1
            9 апреля 2022 10:20
            Цитата: vet
            Ваше личное субъективное мнение, к
            тому же - мнение нахватавшегося по верхам дилетанта, которое ни на что не влияет и никем не учитывается.

            laughing
            Вам не кажется, что вы слишком много внимания уделяете моей ничтожной персоне? laughing
            Признайтесь, вы ко мне неравнодушны... smile
            Мне это, безусловно, приятно, но лучше бы вам занятия собой - вам явно есть над чем поработать. laughing
            Удачи. hi
  12. +1
    7 апреля 2022 12:23
    Есть ли информация, почему на иконе "Небесная сень" не изображен А. Невский, а Довмонт есть ( "Довмонт был канонизирован Русской православной церковью лишь немного позже Александра Невского)? Возможно это псковская икона и свой святой, естественно, "ближе"?
  13. +2
    7 апреля 2022 14:51
    Мне нравится версия, что Довмонт - сын Полоцкого князя Товтевила. Хотя и есть некоторые натяжки. Но если предположить, что Товтевил сын ставшего брата Миндовга, все объяснимо
  14. +2
    7 апреля 2022 15:43
    Валерий, благодаря Вам и Вячеслав Олеговичу я как бы "расту". И у меня иногда появляются дерзкие мысли: придирчиво читать, чтобы с Вами поспорить. Не обижайтесь , когда начну спорить. Вы с Вячеслав Олеговичем меня научили
    Помните, :" Победителю ученику "?
    1. +1
      7 апреля 2022 18:59
      Не исправимся нахалка!
  15. +2
    7 апреля 2022 18:58
    Коллеги,Валерий,добрый день. Читала и примеряла на себя жизнь женщин.:"после изгнания мужа ,осталась в Пскове ,постриглась в монахини",а муж вторично мог жениться .
    Мария,после смерти мужа тоже в монастырь. Разве жизнь кончилась после смерти мужа? Некоторые вторично выходили замуж,но это редкость.
    Насколько сейчас женщинам - вдовам проще: какие хотят выходят замуж,а есть ,как я ,живут ради ребенка. Или сами для себя живут.
    1. +1
      7 апреля 2022 20:51
      Моя Прекрасная Незнакомка, поздравляю с Днем рождения!
  16. +2
    7 апреля 2022 20:29
    Комментарий от Александра Асанова (ее2100):
    "Всегда удивляло число союзных войск в разных источниках и у автора 16-18 тысяч! Откуда столько?​
    И ещё ​ построение "свиньей " упоминается только летописях. Такого построения немецкие хроники не упоминают.
    Да и многие историки подвергают сомненим такое построение.​
    В военно-историчеаком журнале есть интересный разбор данного построения.
    Автор пишет:"Однако у противника был свой козырь – таранный удар рыцарской конницы, едва не опрокинувший новгородцев" . Действительно, против новгородцев выставлены были самые лучшие силы рыцарей.​
    Михаил правильно поправил автора, Довмонт находился в полку правой руки.
    И ещё. "Взять Раквере не удалось, потому что один запоздавший немецкий отряд наткнулся на русский обоз и, пока союзники преследовали неприятеля, уничтожил осадные машины"(с)
    Почему так стыдливо написать про засаду оставленную рыцарями? ​ Значит не только не уважать противника, но себя.Откуда шёл "запоздалый немецкий отряд" и как он оказался в тылу русских?

    С уважением
    Александр" (С)
    1. +3
      7 апреля 2022 21:38
      Приветствую, Антон.
      Приветствую, Александр.
      По поводу "свиньи". Действительно, как таковое эшелонирование конного строя в глубину смысла не имеет - лошади не могут друг друга подталкивать в спины, усиливая натиск передних рядов, в отличие от пехоты. Но вот само клиновидное построение для конной атаки очень даже удобно.
      Во-первых - всем участникам формации хорошо виден командир, легче держать равнение и направление.
      Во-вторых - клин уже во время атаки может изменить направление удара.
      В-третьих - клин, за счет того, что всадники вступают в бой не одновременно, может концентрировать свои усилия в нужном направлении, увеличить, так сказать, плотность всадников на решающем участке, подменить выбывших в первой стычке и т.п.
      Среди обычных рыцарей такие эволюции были невозможны просто вследствие отсутствия дисциплины. Ни один благородный рыцарь не станет следовать в бою за хвостом коня другого благородного рыцаря. Рыцари-монахи - дело другое. Поэтому и отмечено такое построение только у них.
      И ещё.
      Клин формируется очень просто: командир тронулся, за ним по очереди трогаются остальные всадники, затем второй ряд, формирующий второй клин и т.п.
      Кроме того, при атаке сходу, когда конный строй идет походной колонной, развернуть её в клин гораздо проще и быстрее, чем в шеренгу.
      1. +1
        7 апреля 2022 22:10
        "Статья в военно-историческом журнале за 2018 год. Очень интересная.
        Эффективность такого построения крайне мала( что тем кто в средине делать,?)(с)
        1. 0
          7 апреля 2022 22:17
          Цитата: 3x3zsave
          Эффективность такого построения крайне мала

          Мала, если клин "внутри" заполнен. Если клин состоит только из "оболочки", то в бою принимают участие буквально все.
          А что за "Статья"? smile
          1. +1
            8 апреля 2022 06:37
            Михаил!
            Уже от себя. Ссылку на статью здесь приводить не буду, смысла нет, ибо такие комменты обычно удаляют. Скину в вотсап.
            1. 0
              8 апреля 2022 08:36
              Я, кажется, понял, о чем речь. Это, вероятно, статья Нестеренко "Свинья: боевое построение или передвижное укрытие", как-то так, по-моему. Там автор говорит о невозможности и нецелесообразности глубокого построения конницы и я с ним абсолютно согласен.
            2. +1
              8 апреля 2022 09:55
              Вообще тема весьма интересная - как вообще происходило бой рыцарской конницы, конницы катафрактов, да вообще, тяжеловооруженных конных копейщиков. Мы с Денисом по этому поводу не так давно зарубались. smile
              Тактика, которую описывает Назаренко в этой статье: удар, разворот, отход, удар мне кажется вполне реальной.
              1. +1
                8 апреля 2022 10:50
                Мы с Денисом по этому поводу не так давно зарубались.
                Помню, под "Куртрэ", я тоже слегка поучавствовал.
                1. 0
                  8 апреля 2022 12:02
                  Да, у нас долгоиграющая дискуссия была, от статьи к статье. Как это не странно, мы совершенно по-разному понимании механику конного боя... smile