Иран и курдский платок

45
Иран и курдский платок

17 сентября в Иране начались массовые протесты, которые грозят впервые за многие годы перерасти в нечто большее, чем очередной всплеск недовольства, вызванный традиционными для Ирана экономическими и политическими причинами. Протесты в Иране – явление если не заурядное, то точно не редкое. В каких-то случаях они стихали сами, в каких-то государство применяло специальные средства, но с начала 2000-х годов ни одно такое выступление не могло претендовать на статус триггера фундаментальных изменений. Однако, если еще несколько дней назад протесты можно было бы просто занести в очередной перечень внутренних неурядиц, то сегодня уже понятно, что Иран столкнулся с чем-то более серьезным и требующим нестандартной реакции.

На выходе из метро в столице республики Тегеране неравнодушные информаторы т. н. «полиции нравов» или «патруля назидания» – отдаленного аналога нашего «отдела по профилактической работе», заметили девушку, которая шла в «небрежно надетом хиджабе». Небрежно надетый, просто накинутый на голову, означал, что он не подвязан и плохо прикрывает шею и открывает волосы. Не то, чтобы это являлось каким-то вопиющим преступлением, но в Иране несколько своеобразное отношение к дресс-коду.



Женщина, к примеру, может носить брюки, но сзади ее должна покрывать накидка минимум до середины бедра, щиколотки и запястья покрыты, как и шея и грудь. Лицо оставляют открытым. За незначительное нарушение тот самый «патруль назидания» может провести воспитательную беседу и выписать штраф. В более сложных случаях, которые нашему читателю показались бы невинными шалостями: «обнимашки» в парке или в авто, поцелуи на людях, виновники уже рискуют получить не только штраф, но и меры вполне конкретного физического «назидания».

Вряд ли 22-летняя курдянка из города Секкез (пров. Курдистан) Махса Амини подозревала, чем может обернуться небрежно надетый головной убор, тем более что в ее провинции традиционно такого жесткого дресс-кода нет, курдянки носят в основном платки, повязанные вокруг головы и с открытой шей, хиджабы же у них редкость. Но дело в том, что 5 июля президент Ирана подписал закон «О хиджабе и целомудрии для женщин» об ужесточении дресс-кода для женщин в общественных местах. Но к таким нововведениям привыкнуть смогли далеко не все даже в столице. Закон, мягко говоря, суров: неправильно одетые женщины не могут ездить в транспорте, пользоваться услугами банков, входить в государственные учреждения и т. п.

Неизвестно, что конкретно произошло в отделе «патруля назидания», но увезли М. Амини в медицинское учреждение уже при смерти. В официальном заключении причиной смерти назван «сердечный приступ» и, возможно, что на этом все и закончилось бы, если бы не ее брат и свидетели, которые стали утверждать, что девушку в отделе били палками. Палки, кстати, там не резиновые, а деревянные. Дальше уже версии удвоились и утроились: и что били головой об автомобиль, и били в автомобиле, и били до полиции, и в полиции и т. д.

Через два часа в городе Секкез население вышло на улицы, к концу дня протесты пошли по всей провинции Курдистан, в особенности ее столице Мехабаде. Дело в том, что курды и иранская правящая элита имеют довольно специфические отношения. Тегеран настороженно относится к провинции, население которой в целом лояльно к сепаратистским идеям и воззрениям Рабочей партии А. Оджалана (РПК). Показательные казни курдов за антигосударственную деятельность не редкость. Поэтому известие разом всколыхнуло все прошлые проблемы. Вообще, с исторической точки зрения есть даже что-то символическое в том, что именно курдский платок породил именно в Иране самые крупные беспорядки за полтора десятилетия.

Но Курдистаном все не ограничилось, и на следующий день полыхнули уже персидский Мешхед на востоке, прикаспийский Решт на севере и Хамадан по центру. Женщины массово выходили на улицу, срывали с себя платки и хиджабы, жгли их, скандируя нелицеприятные лозунги. Проблема заключается в том, что как только силы правопорядка начинали задержания, они, естественно, получали серьезный отпор от мужского населения. Еще через день зазвучали выстрелы, произведенные неизвестными, что уже напоминало определенную и знакомую по другим регионам схему. Протесты, понятное дело, были поддержаны на Западе и официально, и через различные НКО, которые сегодня прилагают недюжинные усилия наладить управление протестом и канализировать его.

Если в прошлом иранцы в целом отторгали такую «помощь», возмущаясь ей, то сегодня особенность протестов такова, что значительная часть иранцев вполне может с западной поддержкой и согласиться, тем более что все эти специфические структуры влияния на Иран в Европе состоят из представителей иранской же эмиграции и потомков уехавших еще в период Исламской революции. Нам может показаться странным, что когда речь шла о решении экономических и социальных проблем, возглавить и канализировать иранский протест западным представителям практически никогда не удавалось, а в ситуации «с платком», пусть и трагичной – такая возможность появилась, но это взгляд со стороны.

«Модерация нравов»


А изнутри вот эта самая «модерация нравов» по-персидски является своеобразной иранской ахиллесовой пятой. Тем чердаком, куда годами складировалось нерастраченное общественное недовольство, и сегодня его запасы могут обрушить перекрытия, потянув за собой клубок и традиционных проблем. Блюстители общественной нравственности в Иране не только зорко наблюдают за тем, чтобы молодые не ходили, державшись за руки, они еще плотно связаны с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), которые с каждым годом набирали вес, и в итоге превратились не просто в корпорацию, а в отдельное квазигосударство со своим бюджетом, нормами, фактически прямым подчинением верховному духовному лидеру Ирана, слабым контролем со стороны гражданского общества.

КСИР не только представляет собой отдельную армию, но включает в себя подразделения по функциям, напоминающим нечто среднее между Росгвардией и народными дружинниками – Басидж. По сути дела это армия в армии и полиция в полиции. Басидж популярен как своеобразный карьерный лифт в одной части общества, религиозной, и одновременно весьма непопулярен в другой части – назовем ее умеренной гражданской.

КСИР, постоянно осуществляя внешнеполитические операции в Ливане, Сирии, Йемене, Ираке, Афганистане практически забрал под себя сферу внешней торговли и, что очень важно на Ближнем Востоке, трансграничные каналы валютной выручки, в том числе наличной. Сложилась ситуация, когда продукция во внутренних провинциях, особенно сельскохозяйственная, стоит буквально копейки, но на приграничных терминалах и хабах она уже перепродается в разы выше, маржа уходит одной экономике – военной, а копейки другой – гражданской.

При этом получить для операций иностранную валюту в Иране не так-то просто – надо взять разрешение, пройти аукцион, выкупить лот, подождать. Вот только вопрос, а получив ее, как расплатиться с контрагентом из другого государства? Ведь для этого (Иран отключен от SWIFT) надо иметь весьма нетривиальную систему расчетов. Куда идти, к кому? К военным. Круг замкнулся. Про трансграничные операции с наличностью, наверное, тоже все понятно. При этом вам только ленивый не расскажет об отдыхе детей военной элиты на курортах вроде о. Киш.

И вот на этом фоне блуждающие по улицам агенты полиции нравов, автобусы с видеокамерами, видеоконтроль в метро и на улицах, осмотры машин, нравоучения, пусть и далеко не с таким печальным исходом, все это привело к тому, что у почти половины иранского общества, в особенности молодежи, сложилась своя какая-то особая социальная модель поведения. Наверное, маркером такого «строгого социума», можно было бы назвать аналоги наших «музыкальных квартирников» 80-х годов. Вот в Иране все происходит на таких квартирах, где не только молодежь занимается тем, чем ей и положено по возрасту, но и вполне себе взрослые люди могут собраться, посидеть и выпить в купальниках. Есть целая система туров в Турцию, Европу, Белоруссию, куда едут большими компаниями с целью «просто провести неделю без этих каракатиц».

Особенность Ирана в том, что подавляющая часть этой молодежи, в отличие от отечественных белоленточных офисных хомячков со стаканчиком латте, не являются какой-то пятой колонной, не преклоняются перед западной культурой и вообще на сам запад смотрят крайне критично. Т. е. это довольно-таки патриотичное общество и при любой критике даже тех же басиджей на вас посмотрят и скажут: «ты ничего не понимаешь, я – перс», и сказано это будет так, что все вопросы отпадут. Это действительно модернистская часть общества, но не зависимая от прямого влияния обычных западных нарративов. В силу этого обстоятельства у США долгое время никак не получалось пристроиться там, чтобы оказывать влияние, подобное тому, что есть у нас в стране, не говоря уже об Украине, но это же обстоятельство и есть причина того, что именно такой «платочный протест» является для системы Ирана вполне осязаемой угрозой.

А как же раньше Иран справлялся?


А как же раньше Иран справлялся с этой культурной дихотомией? А справлялся он тем, что режим умел находить баланс между военными ястребами и гражданскими либералами. Так, либеральное крыло долгое время представлял хорошо известный в России бывший президент Х. Роухани. Он умел находить подход к верховному лидеру. Верховный аятолла А. Хаменеи, с одной стороны, возвел теневого кардинала Ближнего Востока, главу КСИР, К. Сулеймани почти на пьедестал, но вот, когда КСИР потребовал выделить России в пользование авиабазу Хамадан, несколько вольно подойдя к конституционным нормам, то самому К. Сулеймани было оказано противодействие со стороны гражданских либералов и генералитета «обычной» армии. В итоге А. Хаменеи согласился с доводами «гражданских», К. Сулеймани пришлось сдать назад, а российским самолетам развернуться.

При Х. Роухани началось строительство портовых терминалов, куда вошли представители гражданских администраций и аффилированных с ними лиц, крупные внешнеторговые сделки стали чаще заключать гражданские торговцы, не из военной экономики. Т. е. он умел пробивать бреши в круговой обороне «второй экономики Ирана». Х. Роухани шел под лозунгами открытия именно европейских рынков и привлечения европейских инвестиций, многие предприятия начали упаковывать товар не абы как, а по международным стандартам и т. д. Вообще, при нем сильно расширилась номенклатура экспортных товаров Ирана. При этом он умудрялся сводить бюджет таким образом, что колоссальная экономическая помощь Сирии долгое время критически не влияла на сам Иран и даже во время протестов под лозунгами: «Не Сирия, не Ливан – наш дом Иран» Х. Роухани смог мягко погасить возмущение. А ведь на его президентство пришелся еще и водяной кризис с засухой. А вот на интеграцию с ЕАЭС Х. Роухани принципиальных надежд не возлагал, для него первичны были ядерная сделка и европейский рынок.

После гибели К. Сулеймани и с учетом практически нулевых шансов на реализацию ядерной сделки верховный аятолла А. Хаменеи не счел нужным поддержать на выборах гражданских либералов, рассудив, что в последующих геополитических баталиях страной должен руководить «ястреб». Причем не военспец, а ястреб в плане идеологическом и религиозном, которым в итоге стал нынешний иранский президент И. Раиси – давний конкурент Х. Роухани и критик «западничества».

Стал им, несмотря на весьма острую зачастую критику со стороны «гражданского сектора», поскольку было очевидно, что И. Раиси не переносит на дух «либеральные свободы», а также, что немаловажно, не видит серьезных перспектив экономического сотрудничества на этом направлении с Европой. При этом все отмечают его крен в сторону «буквы богословия», точного соблюдения предписаний и норм, и высокий личный моральный облик. Впрочем, не лишен И. Раиси и определенного честолюбия, одно время называя себя титулом «аятолла». И был казус, когда выяснилось, что его ему не присваивали.

Поэтому неудивительно, что Басидж и те самые «патрули назидания» получили при нем дополнительные полномочия, льготы и бюджеты. Вот только гражданское общество на фоне мировых экономических потрясений и объективно понятного уже сворачивания с политики экономического сотрудничества с Евросоюзом такой «нравственный императив» не очень оценило. Еще во время выборов в Иране часто говорили, что при всех моральных достоинствах есть опасения, что новый президент на ниве общественной нравственности перегнет палку. Собственно, это и произошло.

Для России проблема в том, что по случайному совпадению, а это действительно трагическая случайность, смерть М. Амини произошла в момент серьезных проблем со здоровьем верховного лидера Ирана. А. Хаменеи перенес тяжелую операцию, и паблики быстро погнали слухи о его смерти. И вот здесь уже точно можно сказать, что разгонялись они в обществе извне. Слухи оказались преждевременными, и верховный лидер Ирана 21 сентября провел несколько встреч и выступил публично, но ни одним словом не обмолвился о протестах.

А между тем их участники от общих обвинений в бездействии правительства перевели речевки конкретно в адрес А. Хаменеи, и это можно уже считать началом того, что протест понемногу начитает напитываться нарративами западных кураторов. В противном случае протестанты требовали бы «разбора полетов». Сопротивляемость иранцев в массе этим нарративам традиционно высока, но признак уже не очень здоровый. Сегодня по улицам Мешхеда – второго по величине города Ирана, носятся толпы женщин не только без платков, но зачастую в нижнем белье. Много погромов, стычек с басиджами со смертельным исходом.

Помимо активного участия в механизмах и программах ШОС, Иран сегодня – одна из немногих стран, которая прямо нацелена на глубокое сотрудничество с Россией. Именно моралист И. Раиси заявил, что он намерен привести Иран в ЕАЭС и углублять коридор Север – Юг. Автор уже писал, что коридор «Север – Юг» – это в нынешнее время практически дорога с односторонним движением в пользу иранского экспорта, возможности ЕАЭС еще больше открывают перспективы для Ирана в условиях неработающих связей с Европой. В нынешней ситуации для России из всех альтернатив открытие рынков Ирану в обмен на южный геополитический щит, по всей видимости, является разумным разменом и наименьшим из зол, хотя с точки зрения торгового баланса это диспаритет в пользу южного соседа. Однако Иран в этом случае очень хорошо сбалансирует Казахстан, который претендует на экономическое и политическое лидерство в Средней Азии со следующего года. Правда, сами казахи по этой же причине, скорее всего, будут тормозить такую версию «расширенного ЕАЭС».

Проблема также в том, что с каждым витком гражданского противостояния И. Раиси все сложнее купировать накал эмоций – множатся трагические случаи, а дать «второй армии» волю на жесткое подавление демонстрантов в условиях болезни верховного лидера означает для общества претензию на диктатуру – табу в современном Иране. Поколение первых аятолл Исламской революции также постепенно уходит, а с ними и часть морального авторитета первого из них – Р. Хомейни.

Сдать резко назад президент Ирана тоже не в состоянии, поскольку его главная опора – вторая армия и экономика, без них геополитика Ирана невозможны в принципе. Реалистичный шанс для Тегерана – это показать обществу, что протест начал управляться извне и продемонстрировать наглядно, даже нарочито, это позволит традиционно взять паузу для формирования гражданскому обществу «компенсационного пакета», если это не получится, то уже остается вариант жесткой зачистки протестующих.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. kim
    +4
    27 сентября 2022 04:34
    Однако вчера власти выкатили собственный «антимайдан» на сотни тысяч участников в Тегеране, а КСИР пригрозил, что к участникам беспорядков будет относиться жёстче (впрочем, в них и так уже погибли более 40 человек, включая пятерых правоохранителей). Поступают сообщения о том, что протесты «жестоко подавляются», Боррель уже пообещал жёсткую реакцию ЕС. И хотя ситуация там весьма динамичная — есть основания полагать, что аятоллы снова устоят (массовые протесты в Иране, в том числе с большим количеством жертв — это не столько ЧП, сколько традиция).
    1. +4
      27 сентября 2022 06:02
      Ну технически они делают правильно, ведь среди сторонников силовики и значительная часть общества. Вопрос в том, чтобы палку не перегнуть. Тема уж больно щепетильная для Ирана. А ЕС И.Раиси нужен больше номинально. Это другой вектор
      1. kim
        +2
        27 сентября 2022 06:18
        Иран 40 лет под санкциями. Я с вопросом не разбирался, реальны ли угрозы со стороны ЕС, сказать не могу. Но :
        1) Руководитель европейской дипломатии Боррель официально констатировал, что переговоры по иранской ядерной сделке остановлены:
        «Я боюсь, что из-за политической ситуации в США и стольких направлений, по которым нет решения, мы теперь останемся в своего рода патовой ситуации», — сообщил он AFP.
        2) буквально недавно Израиль торжествовал победу.
        «Вслед за американцами вчера страны Е3 (Франция, Британия и Германия) объявили, что в ближайшее время не будет подписано соглашение с Ираном. Израиль проводит успешную дипломатическую кампанию, чтобы остановить ядерное соглашение и предотвратить отмену санкций в отношении Ирана. Это ещё не конец. Ещё предстоит пройти долгий путь, но есть обнадёживающие признаки».

        -------------------
        в общем, больше похоже на классическое "они пугают, а мне не страшно"
        1. +2
          27 сентября 2022 15:05
          Боррель, как обычно, проснулся вечером. Потому что уже с избранием И.Раиси было понятно, что Иран не особо стремиться к этой ядерной сделке. Эти дискуссии, тут я лично свое мнение выскажу, были больше направлены на гражданских проевропейских иранцев, поскольку именно с ней ассоциировалась не то, чтобы свобода и радужные флаги, а интеграция среднего бизнеса в европейскую торговлю. Поэтому переговоры шли, тянулись, чтобы надежды не рубить с плеча. Это иногда чревато.
      2. +4
        27 сентября 2022 11:22
        Цитата: nikolaevskiy78
        Вопрос в том, чтобы палку не перегнуть

        Кстати сегодня в Мешхеде связь включили и по моим данным...протесты пошли на спад.
        Вы правы, эти протесты, ответ Запада на желание Ирана войти в ЕАЭС! Девушка лишь повод, не она, так другой бы повод нашли.
        Часть иранцев желает жить "как в Германии" ...знакомые позывы, только кружевных трусиков не хватает....так вот на таких Запад и давит кисельными берегами и молочными реками!
        1. +3
          27 сентября 2022 14:59
          Американцы пока не очень понимают как найти подход к иранцам, которые в массе своей довольно патриотичны, но при этом находятся зачастую на антиклерикальных позициях. Украинский, молдавский сценарий здесь не работают. Страну валить общество тоже не хочет. Но понятное дело, что в любой чих они свои пять копеек втыкают всегда. Вопрос в тонкости, если нарративы удается проводить без прямой отсылки к США, то оно работает, как только уши США становятся очевидны, то протест сдувается. В Тегеране это хорошо знают и обычно традиционно "разоблачают", здесь правда сам по себе протест очень глубокий и персы могут бузить долго вообще без Твиттера, Фейсбука и прочих "помогаев". Вот в этом для иранской власти эта ситуация сложна.
          1. +2
            28 сентября 2022 07:50
            Цитата: nikolaevskiy78
            Американцы пока не очень понимают как найти подход к иранцам

            Ну от чего же, Михаил....деньги имеют возможности находить подход к многим людям! Много иранских бизнесменов находятся за пределами своей страны и я среди них патриотов мало встречал...в основном это люди мечтающие об Америке и почему то Германии. Именно через них и есть лазейка в иранское закрытое общество!
          2. +1
            28 сентября 2022 11:50
            Американцы пока не очень понимают как найти подход к иранцам, которые в массе своей довольно патриотичны, но при этом находятся зачастую на антиклерикальных позициях.

            Они и к СССР с Россией не знали с какой стороны подойти, целые институты занимались этим. Нашли простое решение, они сделали жителей России похожими на них - с мерилом в виде денег. Оглянитесь вокруг, девушки и женщины оценивают достоинство мужчины по его кошельку, мужчины меряются размерами авто, и все они целиком в своём эгоизме. "Культура потребительства", или эго над социо стало тем ядом.

            Однако, я надеюсь, что у общества выработается иммунитет раньше, чем оно погибнет и исполнит давнюю мечту запада - освободит огромные территории с ресурсами. Чтобы жирные бесы спустя сотню-другую лет печально качая головой сетовали что они "уничтожили такую великую нацию, опять", наблюдая как остатки народов России проживают в резервациях, Индейцев северной америки, к тому времени, я думаю, уже окончательно не останется, из-за наркомании и прочих ядов, которыми их активно травят под видом "свободы" и "льгот".
            1. +1
              28 сентября 2022 13:55
              Я рискну предположить, по крайней мере, если ориентироваться на ряд интервью и воспоминаний, что эффект рычага тут сыграла закрытость границ. Можно разные нюансы тут привести вокруг этой темы, но протолкнуть два простых нарратива: "мы не такие как он нас говорят" и "у нас все замечательно, но от вас скрывают", оказалось довольно просто. Тут получилось каждое лыко в строку: у нас цензура, цензура, скрывают, скрывают, может на западе быть все хорошо, хотя нам говорят, что плохо? Конечно. Примитивность нарратива не помешала как колючему кусту цепляться за разные части одежды.

              Сегодня с этим гораздо сложнее. Нарратив про изначальную лояльность Запада к России больше не работает, про плохо и хорошо жить тоже.т Поэтому смещение идет в сторону того, что власть некомпетентна и коррумпирована. И тут запад имеет хорошую почву, потому что и некомпетентность и коррупция это реальный бич России.

              В Иране же еще сложнее, потому что обвинить военный блок аятолл и военный блок в отсутствии патриотизма не получится, коррупция не выходит за рамки, остается просто некомпетентность и религиозная зашоренность. Но в таком плане уже не очень понятно как проталкивать тезис о лояльности к самим США. Это такие когнитивные аспекты пропаганды.

              А так, вы правильно написали, что осел, груженный золотом, может открыть много дверей.
              1. 0
                29 сентября 2022 09:39
                Спасибо за Ваш ответ, я всё таки надеюсь, что они просчитаются и у нас в народе ещё остались нитки того светлого, что прививали нашим отцам. И их нарратив сыграет нам на руку заставив власть избавится от коррупции, недаром ведь последнее время часто слышу призывы к тов. Сталину и просьбы вернуть СМЕРШ. Хотя, я полагаю, в том же виде их вернуть не получится, да и не стоит, ибо люди поменялись с тех времен, многое взяли и от запада тоже. Так что нам нужно похожее, но не идентичное. Коммунизм в том же виде тоже вряд ли "взлетит", люди привыкли иметь личное, да и "занавес" не оптимальное решение, тут Вы 100% правы. Могу лишь сделать вывод, что курс В.В. Путина очень правилен, однако, всё же он больше занят внешней политикой, нам бы второго гениального управленца, заняться внутренней, убрать из "уравнения" коррупцию, дуболомство и вахтеризм.
            2. +1
              28 сентября 2022 21:10
              Цитата: SincerityX
              Нашли простое решение, они сделали жителей России похожими на них

              Вот тут, я считаю, они жестоко просчитались. Запад это капиталистический монстр. С ним боролся СССР какими-то своими методами. И проиграл. В итоге появилась Россия. И сейчас она превращается в такого же монстра, если уже не превратилась. Только Запад - более менее сытый монстр. А Россия - голодный хищник.
              Увы, в политике ещё иногда действуют по каким-то советским лекалам, но тут проблема людей, которых обучили в то время. Объективно Россия, как по мне, голодный капиталистический хищник, которому нужна еда: рынки сбыта, источники сырья, сферы влияния. Пока отрастили коготочки и небольшие зубочки: Цирконы, Калибры, Т-90 всякие. Но всё ещё впереди. Уверен, когда к власти придёт поколение, не знающее социалистической солидарности с другими странами, Запад очень сильно пожалеет, что пожелал видеть Россию капиталистической. Если, конечно, не произойдёт чего-то экстраординарного, отменяющего все прогнозы.
              1. 0
                29 сентября 2022 09:43
                Спасибо за Ваш комментарий, приятно видеть все грани восприятия вопроса
  2. +13
    27 сентября 2022 04:36
    Хорошая статья,автору плюс. Буду ждать ваши работы. А по ситуации в Иране, вроде союзник и критиковать не прилично. Но проблем накопилось много и они требуют решений. Девушку жалко.
    1. +7
      27 сентября 2022 06:06
      Благодарю за оценку.
      Да вот сегодня это уже что-то близкое к реально партнерским отношениям. "Свой своему поневоле брат". Политика И.Раиси нам сегодня благоприятна. Движение задано хорошее, правда Иран тут в большей выгоде. А курды в Иране это большая и больная тема, конечно. Вообще курдский вопрос довольно сложный - один из узловых.
      1. +3
        27 сентября 2022 06:31
        Курдский вопрос актуален и в Сирии и Ираке а уж в Турции особенно. Крупным политическим игрокам выгодно использовать курдский вопрос.
      2. 0
        27 сентября 2022 13:17
        Судя по тому региону, "курдский вопрос" это заноза в заднице у всех стран где они есть. Когда я в Турции, спросил у молодого офицера про этот вопрос и его отношение. Он был краток: это порождение порока на нашей земле. И в Иране судя по всему их любят "не меньше".
        1. +3
          27 сентября 2022 14:55
          Курдский вопрос можно отдельно осветить. Только придется это делать в разрезе каждой конкретной страны - Ирана, Ирака, Турции или Сирии. Иначе материал будет неподъемный для чтения. По Ираку и Сирии есть много наработок и статей за прошлый период, в принципе все актуально и поныне, просто надо освежить фактурой.
          1. 0
            27 сентября 2022 17:54
            Цитата: nikolaevskiy78
            По Ираку и Сирии есть много наработок и статей за прошлый период, в принципе все актуально и поныне, просто надо освежить фактурой.

            Было бы очень интересно.
  3. +1
    27 сентября 2022 05:14
    Граница между либерастией и либеральностью у каждого государства своя, но она - есть. Власть обязана эту границу видеть, иначе - революция какого нибудь цвета.
  4. -1
    27 сентября 2022 06:11
    Этак у нас последнего более-менее верного союзника отожмут и что мы будем делать без беспилотников и легковых автомобилей !
    американцы по любому здесь руку приложили и приложат ещё, для них это шанс .
  5. +1
    27 сентября 2022 06:22
    Решить ситуацию в Иране можно традиционно кнутом и пряником... соблюдая баланс интересов... тут правда могут вмешаться американцы и евреи со своими спящими агентами.
    Посмотрим как руководство Ирана выкрутится из этого кризиса.
    Благодарю автора за редкую статью об жизни иранского общества.
  6. +6
    27 сентября 2022 06:50
    Спасибо автору. Действительно - АНАЛИТИКА!
  7. +5
    27 сентября 2022 06:51
    Бабий бунт,жестокий и беспощадный,но не всегда бессмысленный.В РИ бабий бунт, закончился свержением монархии, например.
  8. 0
    27 сентября 2022 06:51
    Главное,знать настроение общества. У нас раньше было равновесие между умеренным консерватизмом села и прогрессивными настроениями города.Интересно,такой парадокс,чем строже законы,тем больше появляется людей,желающих их нарушить.При Хрущеве появились дружины,куда вступало много нехороших людей.И тем не менее они навязывали нашим людям соблюдение нравов.Достали всех.И стиляг,и обычных людей.Потом появились рабочие дружины. Иран ,как и Китай открытое общество.Многие иранцы ездили на учебу в страны запада. И возвращались с пользой для общества. Это был не туризм,а взятие всего передового.Вот в таких условиях и живет мир,в котором с обной стороны хотят сохранить традиции,а с другой стороны получить развитие.
  9. -3
    27 сентября 2022 07:56
    Есть видео, как погибшую девушку даже не задерживают, а просто просят пройти и ей становится плохо. То есть про то, что её били, это просто притянутые и лживые инсинуации именно для разогрева протестов и раскачивание ситуации в Иране, искусственно созданные из за рубежа. Не трудно догадаться, чьих рук это дело и кому это выгодно.
    1. -1
      27 сентября 2022 10:21
      Вероятнее всего подтолкнули к накалу ситуацию извне, выбрав подходящее время, но и почва есть для этого. В исламской религии (в Иране есть специфика, но тем не менее) нет принуждения к вере. Каждый должен выбирать свой путь и участь. В этом и кроется весь смысл религии - личный и осознанный выбор быть праведником или грешником. А под палкой можно и обезьяну заставить платок носить. Поэтому, когда появляются всякие полиции нравов и тд - это рано или поздно приведет к народным протестам.
    2. Комментарий был удален.
    3. +7
      27 сентября 2022 13:42
      "8 Февраля 2022 года в иранском городе Ахваз мужчина обезглавил 17-летнюю жену на многолюдной площади и позже прогулялся с ее головой по улицам. Об этом сообщает Iran International" и вот еще "По данным женской правозащитной неправительственной организации в Ахвазе, за последние два года около 60 женщин стали жертвами убийств в защиту чести, в том числе в возрасте 10-15 лет. Ни один из виновных не был привлечен к ответственности, так как большинство семей даже не подавали в суд." Это тоже дело рук кого-то из-за рубежа?
      1. kim
        0
        28 сентября 2022 04:00
        предлагаете начать там операцию насаждения демократии ? как в Ливии, Ираке и Сирии ?
  10. -1
    27 сентября 2022 09:47
    Автор написал большую статью, хотя можно было ограничиться парой строк))) курды - постоянная проблема в Иране, Ираке, Турции, Сирии. Кто - то хотел раскачать ситуацию в Иране, и тут подвернулся подходящий вариант.
  11. 0
    27 сентября 2022 09:55
    Хорошая статья, лайк!
    когда КСИР потребовал выделить России в пользование авиабазу Хамадан, несколько вольно подойдя к конституционным нормам, то самому К. Сулеймани было оказано противодействие со стороны гражданских либералов и генералитета «обычной» армии. В итоге А. Хаменеи согласился с доводами «гражданских», К. Сулеймани пришлось сдать назад, а российским самолетам развернуться.
    - ИМХО, все же основным триггером "покидания" Хамадана стала неуместная публичность с нашей стороны, чуть ли не "большие птицы проносятся мимо смотрящих с удивлением иранцев".

    По САБЖу - ИМХО, есть еще трения других "нац меньшинств" в Иране. И ощутимое влияние выгод примирения монархий Залива с Израилем на фоне постоянных "трений" с монархиями Залива вплоть до обмена ударами КР и ВВС через йеменские прокси....
  12. +2
    27 сентября 2022 10:17
    Вся проблема исключительно в курдском национализме.Это самый большой народ без своего государства(~40 миллионов человек), и ни одна из стран в которых живут курды не хочет дать им построить собственное государство или хотя бы полноценную автономию. Тут им можно посочувствовать. Обвинять западные спецслужбы я бы не спешил, просто Иран сам перегнул палку, все-таки Рабочая партия Курдистана это марксисты-ленинисты и широко поддерживались СССР, противостояние с "исламскими духовными скрепами" вполне логично.
    1. +2
      27 сентября 2022 11:13
      Вообще никакого отношения к марксизму. Это мимикрия.под поддержку СССР. У меня был цикл статей на этот счет несколько лет назад
      https://riataza.com/2017/05/15/chto-stroyat-pod-vidom-demokraticheskogo-konfederalizma/
      https://riataza.com/2017/05/23/federatsiya-severnaya-siriya-beg-po-krugu/
      https://riataza.com/2017/07/08/mihail-nikolaevskiy-afrin/
      Заодно по прошествии 7ми лет можно сравнить анализ и что получилось в реальности
    2. 0
      27 сентября 2022 14:00
      С другой стороны, курды куда ближе по своему происхождению к персам, нежели к арабам и туркам. Полноценная автономия курдов есть в Ираке. Но значительная часть населения её это арабы, а часть курдских территорий не входит в её состав. Впрочем. в Ираке очень непросто провести чёткие и устраивающие всех внутренние границы ввиду большой перемешанности арабов и курдов. Арабские и курдские анклавы зачастую расположены чересполосно. Плюс масса потомков от смешанных браков. В принципе, в Турции, Сирии, Иране во многом похожая ситуация, хотя и со своей спецификой. С другой стороны, отнюдь не все курды в этих странах так уж мечтают о независимости.
      1. +1
        27 сентября 2022 14:51
        Далеко не все мечтают, согласен. И в Турции, где они по бизнесу очень хорошо представлены и даже в Иракском Курдистане. В время референдума там общество испытало своеобразный шок, когда после смерти Д.Талабани верхушка Сулеймании не поддержала присоединение Киркука.
    3. +2
      27 сентября 2022 20:45
      "и ни одна из стран в которых живут курды не хочет дать им построить собственное государство или хотя бы полноценную автономию"
      Ага, одному такому народу позволили построить собственное государство в середине прошлого столетия. То-то их соседи сейчас нарадоваться немогут. В основном Иран, к слову.
      1. kim
        +1
        28 сентября 2022 04:01
        да и у нас хороший пример под боком
        слева по карте, если север расположить сверху ...
        1. 0
          28 сентября 2022 09:27
          Ну дык в обоих случаях мы и виноваты. В первом случае залезли куда не звали, во втором сами начали строить нацию вокруг людей "с хвостами на головах", не городской русской интеллигенции.
          1. kim
            0
            28 сентября 2022 10:17
            вот да
            "сама виновата, неча было короткую юбку носить и рожу мазать" ...
  13. +1
    28 сентября 2022 11:02
    Во-первых, Михаил (надеюсь Вы не обидитесь за панибратство), поздравляю Вас с тем что Ваш материал наконец-то попал в раздел "Аналитика", а то уже порядком достало что такие хорошие обзорно-аналитические статьи тонут в разделе "мнения", в то время как в "аналитике" публикуются материалы, никакого отношения к этой самой аналитике не имеющие. Во-вторых, как политолог по образованию не могу не вернуть "ответку" на отчасти справедливое замечание, встречающееся в ваших статьях, что мы - исследователи-политологи при своем анализе не учитываем религиозный фактор. В то же время Вы почему-то тоже решили опустить тот факт, что первые протесты (как и сам повод к ним) возникли в суннитской среде, известной своим менее ортодоксальным характером (который в том числе проявляется более вольным отношением к женскому дресс-коду), а уже затем перекинулись на шиитские области, продемонстрировав удивительную солидарность в данном вопросе. И это, на мой взгляд, самое интересное. Понятно что водораздел между суннитами и шиитами лежит скорее в политико-управленческой, чем в религиозной плоскости, но сам факт того, что одни признают в качестве безусловного лидера высшее духовное лицо, в то время как другие разделяют условно светский подход, определяет разную степень следования властным распоряжениям среди этих двух групп. Грубо говоря, если мусульманин суннит воспринимает закон исключительно как правовой акт, то для шиита это ещё и внутренний, религиозный императив, преодолеть который значит не только повлечь наложение административных или уголовных санкций, но и моральное порицание (причем необязательно внешнее). Конечно, я несколько упрощаю, ибо в обоих направлениях ислама традиционно сильно превалирование общественного над частным и институт общественного мнения весьма и весьма развит в обоих общинах, но то единодушие, которое проявляет иранский социум по отношению к трактовке одного из важных элементов их вероисповедания, заставляет серьезно задуматься о неизбежной трансформации ключевых постулатов традиционных религий в современном мире. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
    1. 0
      11 октября 2022 02:47
      Добрый день! Не заходил долго на сайт, занят был. А такой замечательный комментарий пропустил! Вы уж извините, что так поздно отвечу. Вопросы заданы очень подробно. Я с утра постараюсь на некоторых примерах развернуто ответить. Еще раз сорри, что так поздно.
    2. 0
      13 октября 2022 04:44
      Тут, что называется, совпало. Курды просто в основной массе своей сунниты. Шииты-курды тоже встречаются (шабак в Ираке), но процент к основной массе невелик. Если память не изменяет максимум 600тыс человек. В Иране курды сразу попадают под горячую руку, потому что в основе этнической власть в основном персы и азербайджанцы.

      В принципе, если вот проводить такие сопоставления, то хорошо видно как религиозные предпочтения распределяются согласно по этническому параметру. Курды, белуджи, туркмены восточные (азербайджанец), туркоманы иракские - сунниты. Персы, азербайджанцы (туркмены-западные), таджики памирские, хазареи, потомки филистимлян на сирийском побережье - шииты. С арабами сложнее, потому что они не столько этнос сколько сообщность родовая. Роды разбросаны по всему Ближнему Востоку. Кто-то из одной фамилии может жить своим сообществом и в Ираке, и в Сирии, и в Саудовской Аравии одновременно. В сирийской войне все это было очень ярко выражено, кого инкорпорировали и куда можно было прямо по фамилиям смотреть. Хоть матрицу политическую составляй.

      Вот тут есть хороший беглый обзор https://kurdistan.ru/2016/09/12/articles-27260_SHiitskoe_sodruzhest.html Но сразу предупреждаю, что сайт политически ангажированный в плане отдачи предпочтений Иракскому Курдистану и партии DPK. Соответственно материалы будут весьма критического содержания относительно режима Асада и рабочей партии Курдистана. ))

      Вообще в плане торговли различие между суннитами и шиитами минимально. В бытовом плане - ну замуж могут не выдать. А вот, когда политика и выборы - тут туши свет.

      Насчет духовного лица. Как бы тут палка о двух концах. С одной стороны у суннитов и шиитов есть понятие "праведный халиф" как термин, с другой султан он какие полномочия халифа прошлого может исполнять? Ведь верховный лидер Ирана (рахбар) он по Конституции своего рода арбитр, но он не светская власть. Это высшее духовное лицо, прошедшее обучение и получившее духовное звание, которое как бы надзирает с точки зрения "благочестия" над властью светской, а она выборная. А султан у суннитов, наследственный, а сегодня президент тоже выборный, а есть просто короли. Вот тут получается, что Рахбар не равно Халиф. Вот выборы в Иране - рахбар не решает кто будет президентом, но, понятное дело, что его мнение крайне важно, ключевое, но юридически не определяющее. А так поправить он может любого.

      В плане различий важно вот что - у суннитов нет практики, когда одно лицо может по религиозным вопросам выступать от имени всех духовных деятелей. У суннитов есть частный призыв или определение, но в основе это консенсус. В этом плане зачастую не всегда понятно, когда говорят "тот объявил", а насколько это обязательно для всех, вопрос. Там нет патриархов, рахбаров и пап, есть главы суфийских орденов и признанные имамы, есть еще авторитетные богословы из того же Аль Азхар, которые могут свое квалифицированное мнение выносить. Т.е. система принятия важных решений и определений очень разветвленная. Но считается, что именно она страхует от ошибок. У института аятолл (факих), конечно, полномочий тут больше в разы. Но и тут есть совещание и коллективные институты, да и в том же Ираке аятоллы традиционно свои и напрямую Тегерану не подчинены. Получается, опять-таки, что все равно в целом коллегиальные органы, но рупор в отличие от суннитов здесь один.

      Сунниты вполне официально называют шиитов - секта, сектанты. Даже в документах. Но они не могут их называть неверующими. Потом есть еще судебная практика. По идее, есть шария-закон, который может трактовать только имам, а лучше муфтий, т.е. человек, который может отличит верное от ложного. Судиться вы как бы тоже должны получается при мечети, поскольку как разбирать дело по высшему закону иначе? Но ведь гражданское судопроизводство никто не отменял, даже в старое время в Османской империи существовал институт судей-кади, которые назначались Халифом, а потом Султаном. Вот в позднее время какой у него был статус, например у Верховного Кади? Назначен султаном, султан это далеко не халиф, а такой кади уже был далеко не из избранного лучшего круга первых времен. А статус гражданского судьи? А вот в Иране судьи просто избираются из корпуса имамов. Получается, что вроде как даже более канонично)) А вот даже в Саудовской Аравии есть суд гражданский и есть шариатский, который подчинен полностью совету муфтиев. Но все равно различение есть.

      В общем, я бы резюмировал так - сунниты и шииты различаются в плане вероисповедания как духовной практики и эсхатологии, но в плане политики и торговли все эти жесткие рамки становятся внешними маркерами, а в реальности работают связи торговые, политические и бизнес-интересы, как собственно везде. Когда в политике наступает "затык" и договориться не получается, то в бой вступает "тяжелая кавалерия" - суннит\шиит
  14. -1
    28 сентября 2022 11:29
    за уточку в окне арестовывали, за лист бумаги пустой, некоторые себя жгли, другие жгли дверь фсб.. но теперь всем интересны только украинские националисты
  15. 0
    30 сентября 2022 18:00
    Просто говоря - закручивание гаек по совершенно дурному поводу персов достало. Убивать женщину за небрежно повязаный платок - самоубийство для власти. А ситуация вполне знакомая, в СССР тоже некоторые работники НКВД шалели от вседозволенности. Хорошо, что Берия их пачками принялся стрелять, а то бы неизвестно, чем кончилось.
    Если аятоллы не опомнятся, в Иране бабахнет, и сильно. Но сейчас... Общественная психология устроена так, что при всенародных возмущениях власти не должны давать слабину, иначе государству попросту крышка.
    В общем идеальным вариантом будет, как это ни печально, жесткое подавление беспорядков. А когда все поуспокоится, это дерьмо с видеоконтролем и патрулями по хиджабам должно отойти в прошлое. Эдак ненавязчиво, но быстро. Иначе нынешний режим не устоит.
    1. 0
      8 октября 2022 22:06
      Идеальный вариант для них отказаться от религиозного безумия. Или перечитать коран и найти там доказательства того, что молодая девушка должна носить короткую юбку или облегающие брюки, и достаточный вырез в платье или блузке, чтобы демонстрировать красоту, созданную аллахом. А отчего бы и нет?
      1. 0
        9 октября 2022 09:08
        Безумец не может отказаться от безумия. Американцы вон всю планету разрушают, но от демократического безумия отказаться не могут.