Моделизм и война

88
Моделизм и война
Такие вот обложки журнала «Моделист-конструктор» тоже были весьма притягательными для мальчишек советского времени. По разным причинам…


На просторах неба грозы отгремели,
А на поле словно выстроен редут:
Это ждут полётов авиамодели,
А пилоты рядом очереди ждут.
Одна мечта бушует в нас, одна забота,
Она вперёд неудержимо нас ведёт –
Приладить крылья рукотворным самолётам
И совершить на них отчаянный полёт.

«Гимн авиамоделистов», текст Владимира Ягудина

Инерция человеческого сознания. Моделизм в СССР считался хорошим хобби и – вне всякого сомнения, – хорошей подготовкой к будущей деятельности. Грубо говоря: мастеришь авиамодели – станешь летчиком или авиаконструктором; судомодели – моряком, потому что «море зовет»; автомодели – конструктором новых авто или, по крайней мере, зрелым автолюбителем. Ну и так далее по разновидностям технического моделирования. И… примерно так оно и было, с этим не поспоришь.



Но была и ещё одна польза от моделирования, которую человечество осознало далеко не сразу и оценило только лишь сейчас. Об этом и рассказ, но начнется он, опять же, с воспоминаний, впрочем, имеющих к теме самое непосредственное отношение.

Начну с того, что первым моим детским техническим журналом стал «Юный техник» 1964 года. Почему-то мама выписала его со второго номера и… Полюбил я его за одну только обложку.

Прочитаешь журнал, и судьба твоя изменится?



«Юный техник» № 2 за 1964 г.

Свой первый журнал «Моделист-конструктор» номер 4 за 1966 год я увидел в газетном киоске, и картинка на его обложке буквально запала мне в душу. Начал покупать, а потом мне его выписали. И выписывал я его долго. Многие годы…

Не успокоился, пока в районном Доме пионеров не нашел предыдущие выпуски, а также выпуски «Юного моделиста конструктора». Дело в том, что с 1962 года по 1966 год у нас был ЮМК, а вот с 1966 – стал М-К.

Все время пытался что-то сделать по чертежам в этом журнале, но… сделать сумел только модель плота «Кон-Тики» и самую простую модель ракеты (и не одну!) для запуска в школе на день 12 апреля. И все!

Судьбу мою журнал не определил, равно как и посещение авиамодельного кружка, поскольку с математикой было плохо, а без неё какой инженер? Но вот информации к размышлению (и исторических знаний) я получил из этого журнала выше крыши.


«Моделист-конструктор» номер 4 за 1966 г.

Так, меня очень интересовало радиоуправление авиамоделями, хотя в радиоделе я соображал ещё меньше, чем в математике. Но вот такой нашел я в ЮМК материал – «Шестиканальная аппаратура управления моделями» (№ 5, 1963). Подробное описание, принцип работы и конструктивные особенности самодельной аппаратуры радиоуправления различными моделями.

В этом же журнале как раз и была описана модель одноступенчатой ракеты со стандартным пороховым двигателем, а ещё в статье подробно разъяснялось изготовление самодельного порохового двигателя для моделей ракет. Чем я уже в 9-м классе и воспользовался, имея под руками школьный химический кружок.

А вот статьи из «Юного моделиста-конструктора», 1964, № 8: «Как построить передатчик «РУМ-1» (шестиканальная аппаратура управления моделями «РУМ-1»); «Летающее крыло» – о различных моделях этого типа.

Но больше всего меня потряс «Юный моделист-конструктор», 1965, № 11. В нем рассказывалось, как сделать кордовую модель-копию самолёта L-29 с самодельным реактивным двигателем, вернее – с обычным модельным ДВС, но встроенным в корпус и с импеллером!


Вот схема такого «реактивного» двигателя с импеллером на основе пятикубового калильного ДВС. Чем не готовый привод для очередного современного боевого БПЛА

Дальше – больше: статья «Реактивный пульсирующий» (журнал М-К № 5 за 1967 год), где рассказывалось уже о том, как сделать настоящий ПУВРД – пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, и поставить его на модель.

Статья «Электролётам пора в полёт» (из журнала М-К № 11 за 1980 год) – тоже была очень интересна. Ну не было тогда у нас ни микродвигателей на неодимовых магнитах, ни литиевых батареек, и электролеты летали на форсированных ДП-1) и ДИ-1-3 на… кордах, по которым ток подавался от трансформатора-выпрямителя. Примитивно? А что делать? А корпус L-29 и вовсе делался из деревянных шпангоутов и стингеров – сплошные дрова, да и только!

Жутко мне не нравились такие модели и, попав в деревню, начал для школьного кружка придумывать свои. А дальше были передачи на местном ТВ и работа на ОблСЮТ, где я тоже увидел много всего интересно.

Направления непонятные, но… в целом полезные


Например, у нас там регулярно проходили соревнования по таймерным моделям (на мой взгляд, совершенно глупая это модель). По сути это был планер с резинмотором или ДВС. Поднималась такая модель в вышину и парила как планер. Заказанное время. А затем таймер освобождал крепление руля высоты, и модель шла на снижение.

Три попытки, максимальное время 15 минут, но есть всего 45. Как-то таймер у нас отказал, и модель летала 1,5 часа. Ребята из сельских СЮТ делали эти модели из реек и папиросной бумаги. Но наш «авиамодельщик» имел доступ в НИИ, и… наши «облсютовские модели» были из углепластика. Корпус, например, весил всего 9 г! При очень высокой прочности. А это уже 1980–1982 гг.


Разработка современного реактивного беспилотника с ПУВРД. Фото popmech.ru

Также были популярны соревнования по запуску моделей ракетопланов на время: те же «таймерки», но с ракетным движком. Было их два вида: с раскрывающимся гибким крылом v-образной формы, которое перед стартом убиралось в раскрывающийся корпус ракеты, а по достижении максимальной высоты расправлялось. И ракетопланы с жестким крылом, тоже складывающимся по потоку.


А вот это разработка из М-К. Правда, и очень похоже, и… просто?!

Одно время – читал об это в М-К, у нас в СССР стали популярны совершенно идиотские (на мой взгляд) модели однолопастных вертолетов. Уже в наши дни читал о проектах таких машин в американском журнале «Популярная механика» 30–50-х годов. Уже тогда было понятно, что это никуда не пойдет, кстати, о том же писали и в М-К, но… Соревноваться с ними продолжали.

Взлетали они на одной лопасти очень высоко и долго держались в воздухе. Были ещё соревнования по моделям аэросаней… на одном коньке (непохожие на настоящие совершенно!), но и они, вне всякого сомнения, техническое творчество у нас развивали. Накапливались знания, опыт, выходили книги – словом, создавалась научно-техническая база.

Полезно это было? Вне всякого сомнения, хотя сами эти модели (однолопастные вертолеты и одноконьковые аэросани) ни на что не были похожи.

И вот прошли годы. Давно нет СССР. Никто уже однолопастные вертолеты не запускает, как и аэросани. На ОблСЮТ приоритеты отданы робототехнике – тоже мне творчество – все собирается из наборов по готовым схемам. Уровень самостоятельности в работе минимален. Таково уж наше время. Но… вся наработанная научно-техническая база осталась!

И опять все происходит по принципу «все новое – хорошо забытое старое». Вот какое-то НИИ хвастается тем, что сделали летающую мишень с ПУВРД! Нашли чем хвастаться, когда М-К ну точно про такую же модель писал ещё в 1967 году. Там были и схемы, и подробные чертежи – бери и делай. Даже рецепты топливных смесей – и те давались.


А вот и схема устройства этого аппарата, опять-таки, из журнала М-К многолетней давности

Чего не было? Как уже отмечалось: малогабаритных рулевых машинок, миниатюрных видеокамер, мощных микроэлектродвигателей, современных пластиков и… мощных источников тока. В принципе, все это сегодня можно поставить даже на стрелу для обычного спортивного лука и получится у нас оружие, описанное А. Казанцевым в романе «Пылающий остров» (вариант 1966 года).

Пенопластовый супер-мини-ФАУ


А теперь так: берем и штампуем из пенопласта крылья и оперение, склеиваем корпус из углепластика и устанавливаем на все это наш самодельный ПВРД из дюраля и стали. В головной части блок управления, батарея питания и поворотный блок с видеокамерой. А ещё там внутри обтекателя, сделанного также из пенопласта, находится цилиндрический боезаряд: кумулятивная воронка, облицованная медью, и стенки из сваренных стальных прутьев толщиной 3,5 мм, насеченные на готовые осколки.

Вес боезаряда порядка 6–7 кг. То есть получается снаряд старой доброй российской «трехдюймовки». И все… Даже красить не надо!

Запускается эта «штука» в один конец, управляется джойстиком через монитор, а летит… низко и с очень приличной скоростью от 150 до 200 км/ч в зависимости от мощности ПУВРД и применяемого топлива.

Такой летающий «снаряд» ФАУ-Супер будет даже дешевле, чем «Герань», а перехватить его будет и вовсе невозможно. И… получилось у нас отличное средство для боя в оперативной глубине. И делать «такое» сегодня по силам очень многим предприятиям. По сути, и делать-то надо только сам ПУВРД, боеголовку и корпус, а все остальное – «кубики», которые сегодня можно купить.

Однолопастным повторный взлет!


Пригодиться нам может и однолопастный вертолет, да ещё как!

Берем пластиковую водопроводную трубу, открытую с обоих концов. Вставляем в неё ракетный блок с раскрывающимися после вылета стабилизаторами. На этот блок крепится боевая цилиндрическая часть, отлитая из чугуна в форме «лимонки», т. е. с насечками на корпусе.

Вес собственно боевой части около 750 г. Иными словами, как у русской гранаты модели 1914 года. Только вот в донной части имеется кумулятивная воронка, рассчитанная на пробитие 20 мм брони, и… портативная видеокамера от «мобильника». Выше – заряд гексогена с алюминиевой пудрой и… батарейка питания вместе с блоком управления.

Ещё выше – вращаемое микроэлектродвигателем кольцо с двумя вертикальным стойками. На стойках закреплен аэродинамической формы обтекатель, который может наклоняться влево-вправо. Верхнюю часть обтекателя вращает микроэлектродвигателем, причем на ней имеется всего лишь одна лопасть (дешевизны ради), которая управляется ещё одной рулевой машинкой и может складываться по потоку.

Работает это УОП («универсальное оружие пехотинца») так: труба крепится за спиной так, чтобы выстрел из неё не задевал ни голову, ни ноги. Стартовый угол задается наклоном корпуса. Управление – джойстиком через экран монитора. При запуске ракетный блок забрасывает боевую часть вместе с управляемой частью весом около одного килограмма на высоту порядка 180–200 м и на расстояние 1–2 км, в зависимости от угла запуска.

Там ракетный блок отбрасывается, вертолетная лопасть раскрывается и начинает вращаться, удерживая боевую часть в воздухе, а видеокамера передает изображение на монитор. При желании можно спуститься и пониже, если требуется переместиться – поворотное кольцо задает направление, а наклон обтекателя с лопастью – необходимую тягу.

15 минут в воздухе, скажем так, должно вполне хватить, чтобы оператор этой летающей гранаты нашел себе цель. Ну а, найдя её, он отключает двигатель, лопасть автоматически ставится по потоку, и… граната летит вниз. Причем, если цель подвижна, всегда можно подкорректировать ещё полет, до тех пор, пока она в неё не попала.

Дорого? Да, может быть, это оружие и получится дорогим. Но сейчас все оружие дорогое. А со временем станет и ещё дороже.

Ну, а тренд, так сказать, подсказан развитием технического творчества и моделирования в нашей стране много-много лет назад. Остается только лишь найти что-то подходящее, насытить старые разработки новым технологическим содержанием, и в нашем распоряжении может оказаться эффективное, а возможно, что и не слишком дорогое, оружие сегодняшнего дня.
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    23 октября 2022 16:07
    Спасибо! Хорошая статья ! Окунулся в детство, отец выписывал себе "Технику молодежи", мне "Юный техник". "Моделист конструктор" я читал в библиотеке и занимался в авиамодельном кружке...
    1. +16
      23 октября 2022 16:18
      Эти журналы были интересными не только для детей но и для взрослых, а в последствии стало известно, что и капстраны "не брезговали" изучать их вдоль и поперёк.
      Хорошее начинание и нужное дело с возвращением России в капитализм потеряло массовость и накрылось медным тазом. Жаль.
      Теперь в приоритете ЕГЭ, ОГЭ, допзанятия и репетиторы, вместо дпш, дворцов творчества и бесплатных кружков для приобщения детей к техническим наукам.
    2. +6
      23 октября 2022 16:31
      Именно так ИГИЛ беспилотники на коленке в Сирии клепал.
      Вырезали из пенопласта корпус с крыльями, на него навешивали дешёвенький моторчик и китайскую плату радиоуправления. Самое сложное - рули управления, сопряжённые с платой, там надо было электромагниты вручную на тяги установить. Ну и аккумулятор со взрывчаткой. Один человек с руками за день в гараже и несколько штук склепать мог.
      После этого совершенно непонятен дефицит разведывательных БПЛА на фронте.
      Кроме радиоуправляемой модели там только видеокамера добавляется, и всё.
      1. -2
        23 октября 2022 18:01
        Цитата: Shurik70
        Именно так ИГИЛ беспилотники на коленке в Сирии клепал.

        Цитата: Shurik70
        После этого совершенно непонятен дефицит разведывательных БПЛА на фронте.

        Косяк совершенно понятен потому что где брать камеры и чипы???
        Теперь к автору - хоть раз слышал как рычит ПВРД, даже такой игрушечный? И для его запуска нужно стартовое ускорение...Где взять? На спине пехотинца можно разместить даже танк, но это плохо работает.
        1. +3
          23 октября 2022 19:38
          Цитата: НДР-791
          И для его запуска нужно стартовое ускорение..

          В статье в М-К все рассказано. И как сделать, и как запускать!
        2. +3
          24 октября 2022 08:04
          простите конечно, но вы совсем не знаете, что творится в авиамоделизме. всё продаётся на модельных сайтах, на наших даже дешевле чем на китайских, пересыл дорогой. мой двухметровый планер с апгрейдом с руки свечой вверх уходит. потащит ф1 легко, камеры нет, после инсультов не доделал, но поставить её легко и поверьте недорого. он неразборный, поэтому на войну даже не предлагаю, дешевле выписать и собрать на месте, почему это не делается, вопрос. хотя такие вещи у нас практически под запретом. https://www.parkflyer.ru/ru/product/460704/ так на вскидку.
    3. +11
      23 октября 2022 16:53
      Цитата: Бонифаций
      отец выписывал себе "Технику молодежи", мне "Юный техник". "Моделист конструктор" я читал в библиотеке

      А я выписывал "Технику молодёжи" и "Моделист-конструктор"..."Юный техник" ,бывало,покупал в киоске ,если там попадались интересные идеи... А по "большому счёту"...разве всё упомнишь ! "Наука и техника" , "Техника и вооружение", "Зарубежное военное образование", "Радио" , "Радиолюбитель"... Эпоха ельцинского бардака отучила выписывать журналы и газеты ! И дело было не столь в повышении стоимости подписки ,сколь в нерегулярности доставки ,когда получал раз в квартал тощий журнальчик с "номерами" за 3 месяца !
    4. +3
      24 октября 2022 08:58
      Цитата: Бонифаций
      Спасибо! Хорошая статья ! Окунулся в детство, отец выписывал себе "Технику молодежи", мне "Юный техник". "Моделист конструктор" я читал в библиотеке и занимался в авиамодельном кружке...

      Так проходило наше детство. Это развивало мышление.
    5. +4
      24 октября 2022 23:50
      Лучше молодеж с ето заниматса, чем с наркотики, алгоголя и безразборном сексе....
  2. +4
    23 октября 2022 16:10
    Не помню, чтобы на станции ЮТ при создании авиамоделей использовали чертежи из МК...
    1. +13
      23 октября 2022 16:24
      СЮТ и Дворцы пионеров обеспечены были многочисленными учебными пособиями, да и подшивки журналов тоже были ...
      Конечно, не везде одинаково, это зависило от людей, тех кто там работал и все организовывал.
      Когда в поселки организовывали типа СЮТ, свои подшивки таких журналов туда передал, другого увы не было, тогда.
      1. +7
        23 октября 2022 16:28
        У нас в тюменской, на улице Геологоразведчиков была, если я правильно помню там была своя библиотека с литературой.
        Но вот самолетов сделанных по журналам я не помню, это начало 90-х.
        Машинки уже стали делать на радиоуправлении, а самолеты еще кордовые были.

        А в МК меня помню впечатлили новости о модели МиГ-25 с реактивным двигателем, и большом радиоуправляемом Ми-8.

        Впрочем там для ребенка было столько всего вкусного. особенно на цветных фото).
        1. +9
          23 октября 2022 16:53
          Главное, подростков учили работать руками и головой!
          Потом выставки, соревнования, слеты и прочее.
          Внеклассная работа была выстроена чётко и это давало свои положительные плоды.
          1. +4
            23 октября 2022 16:57
            Да.
            Кстати, у нас сейчас есть бесплатная школа робототехники, тоже проводятся соревнования).
            1. +2
              23 октября 2022 17:22
              Кое что есть и сейчас ...
              Сложнее подростков вытянуть из их компов и смартфонов.
              Увы, виртуальные дела затягивают в себя многих, больших и малых.
              1. +2
                23 октября 2022 17:25
                Это да, к сожалению, в виртуальном мире куда интереснее чем в реальном зачастую, подросткам.
                1. +4
                  23 октября 2022 20:11
                  Их туда (в виртуальный мир)отправляет наша система образования и родители.
                  Ничего руками делать нельзя (даже убрать/помыть свой класс), подхзатыльник нельзя, в угол нельзя, выгнать из класса нельзя.
                  А потом они неожиданно все в грузии казахстане и других местах прячутся от мобилизации....
                  1. +3
                    23 октября 2022 20:26
                    Сейчас развитием человека не озабочены - лишь бы работу работал, и покупал, что рекламируют и вообще поменьше отсвечивал.
          2. +5
            23 октября 2022 19:41
            Цитата: rocket757
            Внеклассная работа была выстроена чётко и это давало свои положительные плоды.

            Я бы не сказал, что так уж четко. Как и всегда многое зависело и от людей и от их связей. И результаты тоже были неоднозначные. Где-то были, а где-то нет.
            1. +3
              23 октября 2022 21:40
              Мы все, которые от туда, из СССР, знаем, что везде одинаково не было. Тут и спорить не о чем.
              Деревня, город, большие промышленные центры, СТОЛИЦЫ!!!
              По разному было, увы.
    2. +3
      23 октября 2022 17:30
      Maxim G В школе посещал СЮТ, авиамодельную и потом судомодельную секцию. Чертежи там были 1:1,вероятно, многократно перечерченные-перекопированные, на ватмане и кальках. Сложно было в них разобраться, приходилось импровизировать. Сейчас-то для моделистов раздолье, делай -- не хочу, пратически любые чертежи. Но тогда всё было на халяву :))) В смысле материалы и инструмент. Не хватало только двигателей, а аппаратуры Р/У не было вообще :(
      PS это середина-конец 1970-х.
      1. +2
        23 октября 2022 17:34
        У нас тоже не было, только двигатели, которые ставили перед полетами).
      2. +2
        23 октября 2022 18:45
        Так рулевые машинки, радиоуправление, сами и делали ... т.е. модель была сделана своими руками от и до!
        Моторчик, понятно, были промышленного изготовления, эт если не на резиномоторе она работала, аккумуляторы/батарейки тоже выдавали, если они были в наличии, конечно.
        Впрочем, не везде были большие радиозаводы, которые брали шевство и помогали СЮТ и Дворцам пионеров, увы.
        1. 0
          23 октября 2022 19:38
          У нас почему-то только кордовые, планеры, резиномоторы были.
          Радиозавода у нас не было.
          Хотя даже двигатели для военных самолетов производили.
    3. +3
      23 октября 2022 19:31
      Кто хотел, тот использовал... У нас в сельской школе, в авиамодельном кружке аж 5 человек контурную модель Як-3 собрали!!! Правда не полетели, моторов на всех не хватило...
  3. +3
    23 октября 2022 16:10
    очему-то мама выписала его со второго номера и… Полюбил я его за одну только обложку.
    Странно как то вообще то подписки были годовые или полугодовые, но заранее до начала года. Может первый номер "ушел куда то"?
    1. +4
      23 октября 2022 16:46
      Частенько "уходили". Причём непонятно, то ли с почты, то ли из почтового ящика...
  4. +2
    23 октября 2022 16:13
    ГН Шпаковский Вы там по аккуратней с рецептами, сейчас не Советская власть. Могут и пособничество террористам пришить. sad
    1. +10
      23 октября 2022 16:21
      Да, это легко. Удивляюсь, как учебники химии еще не кастрировали - там просто справочник начинающего подрывника
    2. +9
      23 октября 2022 16:47
      Цитата: Ua3qhp
      Могут и пособничество

      Откройте сайты по техническому творчеству. Там много больше, чем у меня включая размеры. Сказать - "сделай из пенопласта" не значит рекомендовать. Сделайте, если так просто. Вообще все просто если умеешь!
  5. +4
    23 октября 2022 16:15
    Этими дешевыми моделями самолетов можно беспокоить круглые сутки позиции ВСУ и пусть тратят на них патроны
    1. +4
      23 октября 2022 18:27
      А вот такой дрянью противника можно просто свести с ума:
  6. +7
    23 октября 2022 16:18
    Для детского творчества, развития, обучения и профф ориентации, лучшего и придумать нельзя было. К томуж, все это подкреплялось многочисленными вне школьными организациями, где можно было воплощать свои идеи в натуральном исполнении!
  7. +7
    23 октября 2022 16:25
    Мдааа уважаемый Вячеслав... what вы бы поосторожнее с такими статьями...а то какой нибудь юнец шизанутый на голову решит воспользоваться вашими идеями с недобрыми намерениями.
    А так я перечитал все старые журналы Моделиста-Конструктора... на флэшку скинул все номера которые удалось настричь в инете... очень увлекательное чтиво... читаешь как поэму Пушкина.
    Слыхал что идеи из этого журнала тырили и присваивали наши зарубежные соседи... японцы, китайцы, европейцы.
  8. +13
    23 октября 2022 16:27
    . Так, меня очень интересовало радиоуправление авиамоделями,


    Захватывает. Это точно. Лежат дома три модели, запускаю периодически. Жаль, моделистов все меньше. Государству мы не интересны. Денег с нас никаких. Только "палки в колеса" вставить норовят. Одна только регистрация чего стоит! Даже сюжеты по телеку были-руководители кружков авиамоделизма сокрушались, что без регистрации с ребятами на полеты в поле не выехать. А выедешь- штраф. Вот она, истинная поддержка технического творчества юных!
    Осталось подождать, когда и на судомодели регистрацию введут. Мало ли что... . Вдруг на акваторию какую зайдут, дворец чем-нибудь снимут, непосильным трудом нажитый... .
  9. +4
    23 октября 2022 16:27
    эх пойду покачаю по настольгирую, с того номера что обложку запостили и начну
  10. +5
    23 октября 2022 16:35
    Свой первый журнал «Моделист-конструктор» номер 4 за 1966 год я увидел в газетном киоске

    Немного в более поздний период подобные журналы днем с огнем не купишь! Помню, как мой отец с большим трудом выписывал журнал "Наука и жизнь". По очень большому блату...
    1. +4
      23 октября 2022 17:46
      зато всякая партийная макулатура издавалась десятками миллионов
      1. +1
        23 октября 2022 18:18
        зато всякая партийная макулатура издавалась десятками миллионов

        На хорошей мелованной бумаге... wink
        1. +6
          23 октября 2022 19:44
          Цитата: Luminman
          На хорошей мелованной бумаге...

          Нет, журналы "Политагитатор", "Партийная жизнь", "Вопросы истории КПСС", "Коммунист" - как раз издавались на желтой газетной бумаге, это уж Вы мне поверьте. Но тиражами действительно очень большими.
          1. +1
            23 октября 2022 20:12
            как раз издавались на желтой газетной бумаге

            Эти может. А вот избранные речи членов Политбюро или материалы какого-нибудь съезда - непременно на бумаге мелованной! И тоже большими тиражами...
            1. +3
              23 октября 2022 20:30
              Цитата: Luminman
              А вот избранные речи членов Политбюро или материалы какого-нибудь съезда - непременно на бумаге мелованной!

              Просто на хорошей белой бумаге. У меня были издания "КПСС о научно-техническом прогрессе", Ленин о научно=техническом прогрессе". Сами материалы съездов тоже были на белой бумаге, но не мелованной. Ох, сколько у меня их дома было...
  11. +9
    23 октября 2022 16:39
    Я в детстве тоже в ДПШ принимал участие в запуске модели с ПуВРД. Только у нас он был с лепестковым клапаном на входе. Модель была кордовая. Это была бомба! А как она выла! Особенно когда запускали на стенде в помещении! Как грешная душа в аду! И летала со страшной скоростью... Даже модели ракет на его фоне не впечатляли. Если б не радиокружок по соседству, быть бы мне авиа-инженером... Возможно.
    1. HAM
      +7
      23 октября 2022 17:26
      Помню в сельском магазине лежал именно такой воющий ДВС для авиамоделей ценой аж 6 рублей crying ,да и топливо на основе эфира-где брать?А радиодетали было достать проще_так и стал,сначала,"свободным радиолюбителем".....и так уже последние почти 50 лет...
      САМОЕ главное в Союзе занимались будущими инженерами с детства..кружок в школе направил в правильное русло..не дал "хулиганить" дальше.
  12. +6
    23 октября 2022 17:08
    Да только успел Вячеслава Олеговича утром обвинить в хулиганских наклонностях, а он в наставники юным террористкам подался!!! laughing
    Спасибо за настолки М-К родители мне не выписывали. С четвёртого класса отец настоял вместо журнала «Звездочка» переходить на «Технику молодежи» и «Юного тезникс». С пятого класса по ошибке выписали «Зарубежное военное обозрение». Сказать, что я жестко подвисал (не делал домашку, сидел дома и т.д.) после появления в почтовом заветных журналов, это наверное даже приуменьшение эмоционального состояния школьника 80-х! Впрочем с Вячеславом Олеговичем я заочно познакомился в далёких 90-х открыв приложение ТМ «Танкомастер»!

    1. +6
      23 октября 2022 19:47
      В ЮТ Вы тоже могли читать мои статьи... Они там после 1980 года стали появляться.
  13. +1
    23 октября 2022 17:15
    заряд гексогена с алюминиевой пудрой

    а разве такое бывает? Гексоген, он вроде как "самодостаточный", зачем ему алюминий?
    Свой первый журнал «Моделист-конструктор» номер 4 за 1966 год я увидел в газетном киоске, и картинка на его обложке буквально запала мне в душу.

    Мой старший брат выписал журнал (вроде в 1974 г.) и обложка первого номера, с парусником "Святой Петр", тоже меня заворожила и хорошо запомнилась . А вот обложки последующих номеров, увы, не помню.
    1. +4
      23 октября 2022 19:48
      Алюминиевая пудра повышает зажигательное действие боеприпаса.
      1. -1
        23 октября 2022 21:19
        Алюминиевая пудра повышает зажигательное действие боеприпаса.

        вот это ближе к теме, именно "присадка-зажигалка", сгорающая в кислороде воздуха, а не гексогена. Т.е. гексоген детонирует сам по себе, тратя свой кислород на окисление углерода, азота и водорода. Во как!
      2. +2
        24 октября 2022 09:19
        Нет
        Никакого зажигательного действия она не оказывает.

        Она снижает скорость детонации (бризантность), но увеличивает теплоту взрыва (фугасность).
        1. 0
          24 октября 2022 16:54
          Цитата: Lex_is
          теплоту взрыва (

          "Некоторые любят погорячее..."
  14. +9
    23 октября 2022 17:31
    Автор вернул меня в далекое детство/юношество. Эти журналы я покупал регулярно. У нас (в Болгарии) они доставлялись и продавались в киосках.
    1. +7
      23 октября 2022 19:49
      Цитата: m_silenus
      У нас (в Болгарии) они доставлялись и продавались в киосках.

      А мне очень нравился болгарский журнал "Моделист". Кстати, в нем даже как-то вышла моя статья про модель минного катера 1877 года. Причем - из бумаги, но плавающая.
    2. +2
      23 октября 2022 23:51
      До сих пор храню подшивки "Радио". И радиоинженером работаю smile
  15. +1
    23 октября 2022 17:39
    Цитата: МБРШБ
    а разве такое бывает? Гексоген, он вроде как "самодостаточный", зачем ему алюминий?

    Алюминиевая пудра увеличивает температуру вспышки. Смесь гексогена с алюминиевой пудрой и ещё с определёнными добавками называется А-IX-X применяемая с отечественной войны. У данной взрывчатки мощность взрыва выше чем у тротила. Рецептуру и технологию производства разработал Ледин.
    1. +1
      23 октября 2022 18:57
      2112vda Ясно. Просто считал, что порошок Al только в аммонале и РДТТ используется.
  16. +2
    23 октября 2022 18:05
    впк в руках коррумпированных кланов которым это не нужно
  17. +2
    23 октября 2022 18:06
    Моделист-конструктор я выписывал себе несколько лет начиная с 4-го класса. По чертежам из него сделал несколько моделей кораблей (крейсер "Аскольд", миноносец "Страшный", пинас Тасмана). Первые сведения по истории нашего флота и линкоров получил из него. Из него же почерпнул сведения, которые тогда тщательно скрывались. С удивлением узнал, что в фашисткой Италии нам построили самый лучший лидер "Ташкент", что в фашистской Германии перед самой войной приобрели недостроенный тяжелый крейсер "Лютцов", названный "Петропавловском", интересная информация была и по торпедным катерам, самолетам. Великолепный был журнал.
    1. +4
      23 октября 2022 19:51
      Цитата: Силуэт
      Великолепный был журнал.

      Моя первая статья в нем появилась в апреле 1980 года.
      1. 0
        24 октября 2022 17:13
        А Вам не попадались какие-нибудь журналы такого профиля
        из союзных республик? И были ли они вообще? hi
        1. 0
          24 октября 2022 17:59
          Цитата: Ruslan67
          И были ли они вообще?

          Вы знаете, в свое время пытался найти. Знаю, был журнал "Пломушек", но где, в какой стране? Интересно, что кажется в Казахстане в ГАЗЕТЕ, выходили копии моих статей из пензенской газеты Молодой Ленинец и Ю-Т. И называли меня в ней "Учитель свободного времени". Что за газета, в какой республике, точно - не помню. Но это было, кто-то мне прислал эту газету. Но время 92-93 год и было не до поисков авторства. Но вот были ли журналы - увы, не знаю.
          Зато знаю, что после выхода моего журнала "Танкомастер" стали выходить: Авиамастер, Флотомастер, Мастер+Авиация, Мастер-ружье, Стендмастер, Минимастер, Масштаб 72-35, и Мастер-нож. Во-о-от чего было!
          1. 0
            25 октября 2022 01:39
            Цитата: kalibr
            . Знаю, был журнал

            Вот с журналами какой то затык не только по такой тематике what На национальных языках видел и читал только украинский Перец(аналог Крокодила ) Знаю узбекский Звезда Востока,белорусский Неман и...всё. Оба на русском . А были ли литературные журналы ? Может вам как пропагандисту попадались? Да и география перемещений у вас побогаче .чему меня request
            Цитата: kalibr
            Мастер-ружье,

            Когда то постоянно покупал ,в период увлечения охотой ,так же,как Оружие и Калашников .Пока количество не превратилось в бедствие квартирного масштаба laughing
            1. -2
              25 октября 2022 01:44
              Цитата: Ruslan67
              Может вам как пропагандисту попадались?

              Добый ведмедь... здорово, полотер!! ))) Я телефон потерял, не напомнишь? wink
            2. 0
              25 октября 2022 07:08
              Цитата: Ruslan67
              Может вам как пропагандисту попадались? Да и география перемещений у вас побогаче .чему меня

              Тут проблема: когда много где был, на это внимания не обращал, а потом, увы. Даже не думал на эту тему... А дальше тоже самое - нет места хранить.
  18. +5
    23 октября 2022 18:59
    Моделизм это:
    1) Умение разбираться в технике и читать чертежи.
    2) Умение работать руками и решать технические задачи
    3) Пробуждение интереса к теории и истории техники...
    В Союзе это понимали...
    Кстати сейчас на старости лет воспроизвожу модель торпедного катера с которой я в своё время выигрывал зональные соревнования в классе "радиоуправляемых моделей копий фигурного курса"
  19. +4
    23 октября 2022 20:15
    Кроме журналов много компонентов для моделирования было вполне доступно в магазинах. Я помню в наших "Спорткультоварах" свободно продавались, например, микродвижки для модельных самолётов.
  20. +2
    23 октября 2022 21:27
    Одно время – читал об это в М-К, у нас в СССР стали популярны совершенно идиотские (на мой взгляд) модели однолопастных вертолетов.
    Они не идиотские, а приближенные к идеалу: люди, близкие к вертолетной тематике, говорили, что оптимальный винт состоит из одной лопасти бесконечной длины. А много лопастей делают из-за того, что одна имеет ограниченную прочность и не удержит тяжелый вертолет, сломается.
    1. 0
      24 октября 2022 00:22
      Цитата: bk0010
      оптимальный винт состоит из одной лопасти бесконечной длины.

      А дисбаланс?
      1. +1
        24 октября 2022 08:56
        А дисбаланс?
        Вращение вокруг центра масс, по типу кленового семени.
        1. 0
          24 октября 2022 09:55
          Цитата: Авиатор_
          Вращение вокруг центра масс, по типу кленового семени.

          Дисбаланс массы можно устранить противовесом, но как устранить дисбаланс тяги?
          1. 0
            24 октября 2022 17:12
            Что Вы называете дисбалансом тяги, поясните.
            1. 0
              24 октября 2022 17:18
              Цитата: Авиатор_
              Что Вы называете дисбалансом тяги, поясните.

              Лопасть создает тягу. Или, если угодно, подъемную силу. И сила эта приложена где-то в стороне от оси вращения. Если лопастей, скажем, две, подъемная сила обеих уравновешивается. Если лопасть одна - должен возникать дисбаланс. Как у самолета с одним крылом.
              1. +1
                24 октября 2022 17:57
                Если лопасть одна - должен возникать дисбаланс. Как у самолета с одним крылом.
                У самолёта крыло неподвижно. У однолопастного вертолёта дисбаланс будет осредняться за время одного оборота, что приведёт к колебаниям с периодом, равным обороту. В принципе, можно поставить демпфер. Только и всего. Модели-то летают. Естественно, я не предлагаю применять эту схему где-нибудь помимо моделизма.
                1. 0
                  24 октября 2022 18:05
                  Цитата: Авиатор_
                  У однолопастного вертолёта дисбаланс будет осредняться за время одного оборота, что приведёт к колебаниям с периодом, равным обороту.

                  Именно.

                  Цитата: Авиатор_
                  В принципе, можно поставить демпфер. Только и всего.

                  Только и всего? Интересное решение.

                  Цитата: Авиатор_
                  Модели-то летают. Естественно, я не предлагаю применять эту схему где-нибудь помимо моделизма.

                  В исходном сообщении упоминался "тяжелый вертолет".
                  1. 0
                    24 октября 2022 18:43
                    В исходном сообщении упоминался "тяжелый вертолет".
                    Я к этому сообщению никакого отношения не имею. А насчёт демпферов - в вертолётах традиционных схем их хватает.
  21. +1
    24 октября 2022 08:25
    Лет 5 назад собирал танк "Т-72", сейчас, до сих пор в процессе "Волга" - все партворки. "Бисмарк" от Ашетте Коллекшен завис на стадии корпуса - нет номеров :(. Да, к "ЮТ" было хорошее приложение - "Левша". Я оттуда кучу моделек в 90-е собрал
    1. 0
      24 октября 2022 10:34
      Все эти ашеты- разводка в чистом виде! Собираются единицами . Потому как цена не рассчитана на среднестатистического россиянина.... Ага, купи первый номер за 99 рублей, а дальше сколько будет стоит номер с одной деталью???? 200? 300? 500? И лови потом сотню другую выпусков....и выходит такая модель от 50 тысяч и выше.... Много детей собрать сможет? Проще более адекватные модели собирать....
  22. 0
    24 октября 2022 08:54
    у нас в СССР стали популярны совершенно идиотские (на мой взгляд) модели однолопастных вертолетов.
    И в чём же их "идиотизм" состоит? Неужели вот это -
    Взлетали они на одной лопасти очень высоко и долго держались в воздухе.
    1. +1
      24 октября 2022 18:07
      Цитата: Авиатор_
      И в чём же их "идиотизм" состоит?

      В том, что это не совсем модель, а скорее спортивный снаряд. Модель это в определенной степени копия чего-то. А однолопастный вертолет? Я знаю только его рисунок на обложке американского журнала "Популярная механика". Прототипа в жизни нет. То есть это не вполне модель и не вполне моделизм. На мой взгляд.
      1. 0
        24 октября 2022 19:51
        Цитата: kalibr
        Я знаю только его рисунок на обложке американского журнала "Популярная механика". Прототипа в жизни нет.

        Как выяснилось, были и прототипы:
        1. 0
          24 октября 2022 20:13
          Интересно.Не видел раньше. Но я же писал по материалам М-К...
          1. +1
            24 октября 2022 20:15
            Цитата: kalibr
            Не видел раньше

            Я тоже. Я ожидал, что вибрация будет зубодробительной, но её не заметно.
  23. 0
    24 октября 2022 10:19
    Цитата: DenVB
    Цитата: Авиатор_
    Вращение вокруг центра масс, по типу кленового семени.

    Дисбаланс массы можно устранить противовесом, но как устранить дисбаланс тяги?

    Типичный "сферический конь в вакууме". Страшно подумать даже, как его будет мотать... Представь, вместо ещё одной лопасти таскать противовес. А если учесть плечо, то он и весить должен...
    1. +1
      24 октября 2022 18:09
      Не видел, чтобы те вертолеты мотало. Они взлетали очень ровно и плавно и шли, вращаясь вверх. А когда топливо кончалось, также медленно, вращаясь, опускались вниз. Посмотрите подшивку М-К. Там их полно.
  24. 0
    25 октября 2022 14:42
    Цитата: Nikolaevich I
    Зарубежное военное образование",

    зарубежное военное обозрение а ещё изобретатель-рационализатор, техническая эстетика, автомобильная промышленость сша...
  25. 0
    26 октября 2022 10:34
    ну не могу молчать. по пунктам. шум, зачем двс, не понимаю, современные электродвигатели по мощности не уступают и не излучают тепло и не орут, если как разовый, то и батарея недорогая. есть такой блок ардуино, тоже недорогой, не тупой старшеклассник его запрограмирует как надо. не нужно предприятие, сборку можно организовать в поле. на вопрос почему не делаю, после 3 инсультов, могу только рассуждать. ни одна рлс не засечёт пенопластовую дрянь, а танк уничтожить она сможет. как украинцы до такого не додумались. и это не закрытые военные технологии. купить можно через интернет недорого.
  26. 0
    27 октября 2022 11:17
    Цитата: acetophenon
    Я в детстве тоже в ДПШ принимал участие в запуске модели с ПуВРД. Только у нас он был с лепестковым клапаном на входе. Модель была кордовая. Это была бомба! А как она выла! Особенно когда запускали на стенде в помещении! Как грешная душа в аду! И летала со страшной скоростью... Даже модели ракет на его фоне не впечатляли. Если б не радиокружок по соседству, быть бы мне авиа-инженером... Возможно.

    Как похоже - до деталей! Вы, прям, взяли и описали мой выбор профессии: авиакружок - планеры, таймерки, "корда", ПВРД, "копии", радиокружок-техникум-институт, ДОСААФ - Д1-8 сер.6, УТ-15, Арбалет, Парафойл, Як-18Т, Цессна и вот она - пенсия! fellow
  27. 0
    27 октября 2022 18:55
    В СССР и книжные обложки были иногда очень привлекательны для школьников, пример на этом же сайте -
    https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/6017144732.jpg