Ракетопланы – в полёт! Или хорошее старое и хорошее новое

23
Ракетопланы – в полёт! Или хорошее старое и хорошее новое
Изображения моделей ракетопланов присутствовали в советское время даже на обложках журнала «Моделист-конструктор», настолько они были популярны



«Лечу на смерть вослед мечте.
Знать, мой удел — лелеять грезы.
И там со вздохом в высоте
Рассыпать огненные слезы.»

Ракета. А. Фет, 1888 г.

От модели к чему-то большему… А было так, что ещё в 1966 году комиссия по ракетно-космическим моделям Международной авиационной федерации (ФАИ) разработала спортивный кодекс, в котором ракетопланы разделили на четыре класса и присвоили им «птичьи» названия: «Воробей», «Стриж», «Орел» и «Кондор». В 1975 и 1989 годах в кодексе ФАИ модели ракетопланов были разделены на категории и классы, которые различались по суммарному импульсу тяги двигателей и по своей стартовой массе.



Были уточнены и требования к каждой категории, а самих классов тогда же стало сначала пять, а затем, с 2001 года, шесть. То есть – всё как в серьёзном спорте. И спорт этот тоже был по-настоящему серьёзным. Не дети, а взрослые дяденьки выходили на старт с моделями ракетопланов с крыльями из наилегчайшей бальзы, которую в СССР было не достать, но мастера и чемпионы где-то доставали. С корпусами из углеволокна, весившего какие-то граммы, тогда как их противники из сельских СЮТ шли с демократичной сосной и фанерой весом в десятки граммов. Словом, всё было в лучших советских традициях, когда все были равны, но некоторые были равнее других. И… пользовались этим своим равенством с максимальной эффективностью.

Но речь сейчас пойдёт о другом. Все эти детско-взрослые самоделки, рассчитанные на развитие массового технического творчества в стране, во многом подготовили базу для разработки конструкций уже сегодняшнего дня, причём на совершенно новом уровне и с новым предназначением.

Взять те же ракетопланы. Какая была суть в соревновании с ними? Чей дальше пролетит? Выше поднимется? Нет! Чей дольше будет планировать! То есть это были ракетные… планеры. Только планер этот должен был запускаться как ракета, не имея при этом другой подъёмной силы, кроме силы ракетного двигателя, потом у него должны были появляться, расправляться, раскрываться крылья, и… сей ракетоплан должен был планировать к земле. Причём не дольше определённого времени. А время это ограничивалось горением бикфордова шнура. Как только его отрезок, зажжённый перед стартом, прогорал, он пережигал нитку, удерживавшую стабилизатор в положении «вверх», после чего резинка-венгерка переводила его в положение «вниз», и ракетоплан по спирали быстро снижался. За три старта, таким образом, нужно было набрать максимум очков, то есть – летать стабильно во всех отношениях!


Простейшая модель ракетоплана с жёстким крылом

Систем ракетопланов было разработано несколько. Самая простая – с жёстким крылом и стабилизатором, подобным самолетным, но не создающим на взлете аэродинамической подъёмной силы. Тут нужно было очень лёгкое бальзовое крыло, которое каким-нибудь способом переводилось бы на высоте на некий угол атаки – и позволяло модели планировать и приземляться.

В 1972 году моделист А. Гаврилов из города Краснозаводска разработал модель с поворотным крылом вдоль фюзеляжа, а моделист С. Морозов из Электростали предложил крыло, у которого консоли складывались по направлению к центроплану. Причём перед стартом крыло ещё и отводилось в хвостовую часть, где в момент взлета играло роль стабилизатора.


Модель С. Морозова

После срабатывания вышибного заряда МРД (микроракетного двигателя) оно перемещалось вперёд, после чего модель начинала планировать. В 1982 году на Всесоюзных соревнованиях появилась ещё одна оригинальная модель, разработки московских моделистов под руководством тренера В. Минакова. У неё и консоли складывалась и поворачивалось крыло. Схема получила название «московской», по месту своего рождения, и получила в СССР самое широкое признание, то есть выполненные на её основе ракетопланы превратились в довольно массовый спортивный «снаряд».


Ракетоплан со складывающимися крыльями

В сложенном виде (на взлете) такой ракетоплан напоминал обычную ракету. Только вот крыло у него располагалось вдоль фюзеляжа. И после того как МРД на высоте около 200 м у него отстреливался, оно с помощью резинок разворачивалось поперёк фюзеляжа, «ушки» (консоли) его раскрывались — и модель начинала парить как обыкновенный планер.

Ещё одну группу ракетопланов составляют летательные аппараты, выполненные по схеме «летающее крыло». Автором и разработчиком её стал В. Хохлов. Отсюда и её название — «хохловская»


Модель ракетоплана класса S4A типа «летающее крыло», выполненная по «хохловской схеме»: 1 – головной обтекатель, 2 – резинка-амортизатор, 3 – контейнер модели носителя, 4 – нить подвески, 5 – стабилизатор, 6 – МРД, 7 – фиксатор МРД, 8 – пилон крыла, 9 – грузики, 10 – резинка раскрытия крыла, 11 – крючок, 12 – резинка, 14 – крыло, 15 – нити крепления, 16 – концевой закрылок, 17 – задняя кромка закрылка, 18 – нервюра, 19 – лонжерон, 20 – законцовка

Схема его оказалась весьма необычной, но довольно интересной. А главное, не слишком трудоёмкой для моделиста. Кроме того, она удовлетворяла всем техническим требованиям для данной категории ракетопланов, могла взлетать с уклоном до 30° от вертикали и устойчиво планировать. Кроме того, она имела небольшую массу собственно планирующей части и, следовательно, ещё и малую нагрузку на крыло.

Ракетопланы, выполненные по такой схеме, относились к контейнерному типу, то есть находились в сложенном виде внутри корпуса ракеты, при этом сам планер — «летающее крыло» — был складывающимся, что позволяло запускать его на очень большую высоту.

Как же тогда этого удалось достичь? Да очень просто: каждое крыло планера состояло из двух половинок, складывавшихся по лонжерону плоскими сторонами друг к другу, а выпуклыми – наружу. То есть стартовал такой ракетоплан, так сказать, «в образе ракеты», но там, высоко в небе, корпус её раскрывался и опускался вниз на парашюте-стриммере. Крылья же раскрывались по ширине и приобретали аэродинамический профиль, после чего разводились в стороны и получали V-образный профиль и характерную стреловидность по передним кромкам. Всё это давало возможность такому планеру (к тому же у него было очень длинное крыло!) находиться в воздухе длительное время и пролетать большое, даже для модели, расстояние.


Ракетоплан с гибким крылом контейнерного типа: 1 – вот такой вид он имел перед запуском, причём головной обтекатель его «ракетного основания», как это очень хорошо видно, смотрит вниз. То есть, если в него поставить видеокамеру, то таким образом можно без особых проблем получить высотный парящий планер-разведчик! 2 – крылья ракетоплана сворачивают для того, чтобы вставить их в корпус ракеты; 3 – с каждым разом крылья всё компактнее; 4 – ракетоплан с полностью сложенным крылом и с головным обтекателем (а ведь это может быть и боеголовка с наведением через ГЛОНАСС) убирается в корпус ракеты

Очень популярны были и ракетопланы с гибким крылом из лавсановой плёнки. Они тоже были контейнерного типа: в корпус ракеты вставлялся фюзеляж ракетоплана с раскрывающимся V-образным гибким крылом, который вместе с головным обтекателем корпуса ракеты выстреливался из него вышибным зарядом МРД. А были и такие модели, у которых гибкие крылья выдвигались из корпуса через сделанные в нём прорези.


Ракетоплан с гибким крылом, которое выдвигается из корпуса

А теперь посмотрим, каким образом всё это накопленное знание может быть применено сегодня в рамках всё той же СВО. Хорошо известно, что там сегодня применяется самое разнообразное ракетное оружие и БПЛА. Почему бы в интересах дела не объединить и то, и другое и не создать боевые ракетопланы дальнего действия разведывательно-ударного предназначения?

Начнём с самого простого: ракетоплан ближнего действия с раскладным крылом. В чём его преимущество перед минометными и тем же «Корнетом»? А преимущество у него в том, что скорость его относительно мала, поэтому не требует противоударных качеств от конструкции электронной начинки, каковая просто необходима той же корректируемой мине «Смельчак». Крылья позволяют поднять такой боеприпас на очень большую высоту при помощи даже довольно слабосильного МРД, а уж оттуда, разглядев всё до последней солдатской латрины, он может запросто туда спикировать. И вот тут его скорость будет несравнимо больше скорости любого «коптера», а значит – и «убежать» противнику от удара с неба будет намного сложнее.

Идём дальше… На основе ракетоплана с гибким крылом можно создать высотный барражирующий боеприпас, имеющий малую ЭПР, но при этом способный долгое время находиться в воздухе над территорией противника. То же самое позволительно будет сказать и относительно ракетопланов типа «летающее крыло». Запущенные ракетами «Смерч» и «Ураган», они смогут пролетать многие десятки, если не сотни километров, достигая при этом самых удалённых объектов противника. Причём конструкция их может быть довольно простой, хотя она, несомненно, потребует современных материалов и электроники, пусть даже простейшей.

Здесь нужно, чтобы серьёзные работники ВПК вспомнили такое наше прошлое и те удачные конструкции, что были тогда созданы и в достаточной степени апробированы, хотя бы и на моделях. Кто знает, какие оригинальные конструкции могут появиться на основе этих вчерашних идей и сегодняшних материалов.

P.S. Вот никогда мне модели ракетопланов особенно не нравились, так же как и таймерные авиамодели. Не видел я в них никакого особого смысла, кроме как «руку набить», а моделизмом я считал всегда нечто совсем другое. Но вот ведь как оно всё обернулось, и какой именно в этих «спортивных снарядах» оказался скрыт немалый смысл!
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    2 января 2023 07:49
    Создать необходимый летательный аппарат для абсолютно любых нужд сегодня может даже и студент старшего курса какого-нибудь авиационного ВУЗа. Я скажу больше - даже и создавать-то ничего не надо. Надо просто пойти в техническую библиотеку, которые имеются при любом учебном заведении и выбрать уже готовую схему планера (планер - самолет без двигателя и авионики) летательного аппарата. Схему со всеми уже готовыми чертежами и расчетами. Так же по каталогу выбирай к нему силовую установку и авионику и уже через час-другой, ваш БПЛА будет готов к серийному производству...

    Но вот есть такая штука, как микроэлектроника, отвечающая за дистанционное управление аппарата и рассчитывающая траекторию его полета и наведения "умного" оружия или оптика с большим разрешением. Вот с этим у нас дела как-бы и не совсем. Да и накопленного опыта, к которому можно было бы обратиться тоже, увы, нет...
    1. +2
      2 января 2023 11:33
      А вот тут то (в оптике и распознавании образов), поле деятельности военных НИИ, продукт которых может быть применен и в гражданской сфере. Возможно этим занимаются, но поле деятельности и объём громадный, особенно в микроэлектронике.
  2. +5
    2 января 2023 09:38
    Всем привет! drinks

    С похмелья пришёл из памяти старый анекдот: "Давайте на все деньги купим хфанеры, построим ероплан и улетим отсюда к едреней матери!"

    1. +3
      2 января 2023 10:19
      Привет! Ничто не ново под луной. Когда то немцы тоже искали варианты "вундерваффе" из говна и палок типа Blohm & Voss BV 40 чтобы что-то противопоставить американским и британским бомбардировкам.

      Пристроить к этому "чудо-оружию" ракетный ускоритель - и готов "боевой ракетоплан дальнего действия разведывательно-ударного предназначения" имени Шпаковского.
      1. +1
        2 января 2023 11:37
        И кстати у немцев во время войны были успехи в этом направлении. Было потоплено несколько кораблей с помощью управляемых самолёто-снарядов.
      2. +2
        2 января 2023 13:35
        Цитата: Passeur
        ракетный ускоритель

        Будет и про это!
        1. +1
          2 января 2023 16:56
          Будет и про это!

          Представляю. Идея Wunderwaffe уходит корнями в глубину веков. Durendal, Excalibur, Gram, Nagelring, Junkers Ju 322 Mammut и прочий "аналоговнет". Так что фонтанировать иденями можно долго.
  3. +5
    2 января 2023 11:30
    Словом, всё было в лучших советских традициях, когда все были равны, но некоторые были равнее других. И… пользовались этим своим равенством с максимальной эффективностью.
    И вроде всё хорошо у автора написано, вспомнил ракетопланный моделизм, надавал наивных советов, как это сейчас можно использовать, но без куска пахучей субстанции в СССР, которого ухе 30 лет как нет, не может.
    1. -4
      2 января 2023 13:27
      Сергей, не расплатился я с ним ещё до конца, так что без куска говна никак невозможно обойтись. А 30 лет это не срок. Мы вон египтян порицаем 3 тысячелетней давности, что зря свои пирамиды строили, бесцельно расходовали ВВП. А тут 30 лет...Смешно даже Вас читать.
  4. +1
    2 января 2023 12:01
    В старые времена был журнал Моделист-конструктор. Там приводились схемы различных ракет, но была проблема где взять топливо для двигателя.
    Можно изготовить но нужные компоненты нужно искать.
    Для пацанов в Кениге, самый простой вариант порох с патронов которые откопали в лесу..
    Только порохА вели себя не предсказуемо. Или пшик или взрыв.
    Самый хороший порох был в виде тонких желтых соломок. У нас его называли венгерским или румынским, не знаю почему.
    Было несколько успешных запусков ракет, но это был район военного аэродрома, приехали дяди и сказали, что так делать не надо. На этом карьера ракетного моделизма закончилась.
    1. +2
      2 января 2023 13:30
      Цитата: agoran
      Было несколько успешных запусков ракет,

      Я сам делал такие двигатели на самодельном порохе с добавлением пыли каменного угля.
    2. +2
      2 января 2023 15:00
      Цитата: agoran
      В старые времена был журнал Моделист-конструктор

      Он и сейчас есть... Выходит ежемесячно!
    3. +1
      2 января 2023 21:46
      Можно изготовить но нужные компоненты нужно искать.
      В каком-то Юном Технике за 1967 год был рецепт чёрного пороха, но где-то через год вышло постановление о запрещении самодельных движков (наверное, были несчастные случаи), а промышленные движки в габаритах гильзы 12 (16?) калибра распределялись централизованно через клубы моделизма при ДОСААФе. По сути это был тот же чёрный порох, но промышленного производства.
      1. +1
        3 января 2023 08:37
        Цитата: Авиатор_
        но промышленного производства.

        Сейчас движки разной мощности можно купить через Али-экспресс. На них все и летают!
      2. 0
        7 января 2023 18:07
        Цитата: Авиатор_
        промышленные движки в габаритах гильзы

        В том кружке, куда я ходил между 8 и 14 годами возраста, самой главной работой было сделать "фальшивый" движок со своими порохом в корпусе стреляного. 10летние ребята сами додумались до заливки смеси перхлората калия и алюминиевой пудры теплой эпоксидкой. Для того, чтобы цвет выхлопа был как у промышленного, в смолу досыпали краску для волос, количество на кончике ножниц, не помню как она называлась, продавалась в хозмаге напротив станции Маленковская.
        До идеи ТПК я додумался в 11 лет, в итоге был вызов деда в школу... А потом уже в взрослом возрасте, с удивлением прочитал что до каких-то годов сама идея стрельбы из контейнера считалась секретной ;)
        Чернопороховые тоже делали, причем по петровской технологии, с увлажнением смеси перед растиркой вином, спертым у алкашей. Растирали на крыше, чтобы вонь вина не впиталась в одежду, на самом ветру работали попеременно. Хотя все же рецепт с декстрином был не такой вонючий в изготовлении. Но все же у ЧП тяга меньше, зато делать было проще.
        Удивляюсь, что современные дети не делают ничего ракетного, ведь все компоненты в продаже в сельмаге.
  5. +3
    2 января 2023 12:05
    Эх, сколько я в своё время ракетопланов построил... и даже не для соревнований, просто интересно было... Кстати большей частью вообще из бумаги. Оправка, клей и бумага - на болване выклеивается любая форма легко.
  6. +2
    2 января 2023 12:12
    Цитата: Авиатор_
    вспомнил ракетопланный моделизм,

    Кстати , у нас в судомодельном обществе , куда я в Советском школьном возрасте
    ходил , ракетопланов не сооружали . Ракетчики ракеты сооружали , и потом
    показательные запуски устраивали .На высоту полёта. А носовой обтекатель не из
    липы , а из бальсы вытачивали на токарном станочке . Крутые судомоделисты
    свои катера с радиоуправлением на скорость по бассейну гоняли в одном из
    городских парков . А модели-копии крейсеров "Варяг" и "Аврора" и броненосца
    "Князь Потемкин Таврический" в витринах в Дворце Культуры городском стояли .
    1. +1
      2 января 2023 15:01
      Цитата: Рядовой СА
      Крутые судомоделисты

      Сейчас тоже самое делают не крутые, а совсем обычные дети!
      1. 0
        7 января 2023 18:10
        Бальсу обычные дети брали со стенок пустых ящиков от фруктов, с наклейкой мужика в сомбреро, ящики таскали со двора овощного. Самым сложным было убежать от грузчика.
  7. 0
    2 января 2023 15:07
    Грустно что в наше время даже из игрушек воображение рисует средства убийства себе подобных..
  8. 0
    2 января 2023 21:52
    Одна из самых плохо/управляемых/летающих конструктивных концепций - требует идеальной жесткости, легкости и геометрии, идеального весового баланса. Из воспоминаний пионерского детства - модели ракетопланов совершенно не летали правильно. Например, ракетоплан моего товарища поджарил мою кроличью ушанку (на мне) - за что получил заслуженный прилет в пах уже моей боевой криворукой поделки. Ближайший пример - украинский стриж.
  9. +3
    3 января 2023 01:56
    Помнится самые простые ракеты мы в школе делали из куска фотопленки и фольги от шоколадки... Потом перешли на стрелы, запускаемые с помощью лука (арбалета), и с пороховым зарядом на носу. Порох имел тлеющий фитиль, пропитанный марганцовкой и высушенный. Он не гас от ветра. Рецепт пороха публиковался в журнале Юный техник... Ну, подожгли одной бабке сарай в деревне. Что было то было... :) Потом перешли на самолетики - крылья для скорости вылепливали по форме из пенопласта... Каждые два часа новые крылья. Без всяких там нервюр и лонжеронов. Так и доигрались до авиационного института. :)
    1. +3
      3 января 2023 09:50
      самые простые ракеты мы в школе делали из куска фотопленки и фольги от шоколадки...
      Это самые простые. А с 1968 года вся фотоплёнка стала негорючей, что сильно подорвало данное ракетомодельное направление.