Military Review

transport corridors. Is it worth replacing specifics with geopolitics?

9
transport corridors. Is it worth replacing specifics with geopolitics?



Difficulties of logistics


This year, for obvious reasons, the issue of sanctions is being discussed in full swing, which affect not only settlements between trade participants, but also trade routes. It is no particular secret that, just as Russia seeks to create potentially sanction-safe trade logistics, our dear neighbors also periodically think about creating alternative routes to Russia. Calculation of these paths is usually covered by quite complimentary rhetoric, but the diplomacy of words is just the diplomacy of words.

The difference (and significant) of the current period and similar projects from the situation of past years is that in the past the construction of such alternative trade branches was carried out, rather, on the principle of investing free investment funds. Today, players are already trying to look at these routes as something more substantive and concrete. Moreover, in addition to the threat of sanctions, logistics over the past two years has also encountered objective difficulties associated with both a drop in demand and failures in the pricing system for maritime transportation.

Seeing such a change in approaches, a number of economists and political scientists periodically release alarmist materials that these alternative projects threaten Russian interests and form a kind of external, bypass trade belt around our country. However, to what extent do such expectations and assessments correspond to reality, and is there a substitution of concepts here, when the theoretical narratives of geopolitics begin to prevail over everything else in the minds?

Three directions


If we understand this issue in detail, then, in the opinion of the author, these “paths” and “streams” should be divided into three uneven and even not fully dependent on each other directions.

The first direction can be called "energy", and it concerns the generation of electricity and the distribution of this generation.

The second direction is raw materials, it is the extraction and / or transit of the three main types of hydrocarbon raw materials: oil, natural gas and coal. The third direction is already trade and, in turn, is divided into three unequal shares: the movement of goods of own production, imports and net goods transit.

These directions at the upper, political level are mixed, but at the level of practical implementation they do not have direct interdependence, and each of them depends on many specific circumstances, where political strategy and goal setting are necessary, but far from sufficient conditions for their implementation.

If we take it “according to the compass”, then in a broad sense we see two major directions: the so-called. East-West and North-South corridors. Observers, considering these directions, usually single out one starting point of routing - China, and two main end points - the markets of Europe and India.

However, in practice, the globe narrows, and quite significantly - to three main lines. Two of them are directly Russian transit: the ports of Primorye and the north of mainland China - Manchuria to the Trans-Siberian Railway, China - Kazakhstan (Alashan - Dostyk): either a similar connection with the Trans-Siberian Railway, or access to the Saratov region. The third is China - Kazakhstan - Azerbaijan - Georgia - Turkey. Actually, this is all that the regional geography and transport network can seriously offer as a logistical alternative to sea transportation to and from China through the south.

Of course, there are other entry points to the Russian transport network, for example, through Mongolia, but, firstly, everything rests on the same capacity of the Trans-Siberian Railway, and secondly, Mongolia itself is not ready to increase this flow - reconstruction is needed everywhere. Reconstruction and electrification is a natural scourge of Eurasian transportation. We need second tracks, we need to bring generation, build intermediate sorting and overexposure points. In Siberia, there is another problem - bridges and tunnels.

Explosive growth in rail traffic to Europe


And there is no serious alternative for the railway in terms of deliveries to Europe through Eurasia and bypassing Eurasia. Road transportation is at least 2,5 times more expensive, and not at all because of the greed of the carriers, and the Northern Sea Route, for all its purely theoretical attractiveness, does not allow, simply due to climatic conditions, to carry a significant range of goods.

Let's consider those volumes that go along the northern corridor through Russia and to the EU, and along the southern corridor - through the Caspian Sea. In both directions, about 2022 containers will pass through the northern route in 750, and 40 containers through the southern route. In order for the reader to roughly imagine the scale as a whole, it should be said that one port of Shanghai handles up to 18 million units of containers a year in the European direction, and in total - over fifty million. But there is more than one such port hub in China.

The explosive growth of rail transportation to Europe was actively discussed in 2021, when a kind of scissors arose as a result of the Covid-19 pandemic: a decrease in the volume of sea transportation disrupted logistics, some containers were removed from the lines, some went half-empty, the dispatch-acceptance process chains were disrupted, the cost rent has gone up.

On the other hand, fluctuations in the fuel market raised the price of freight directly. The chain reaction in pricing forced logisticians to pay attention to railway routes that are less voluminous in terms of throughput, but more stable in price, which caused an increase in traffic, even according to formal indicators - explosive (due to the "low base"), but about no as we see, it was not and is not necessary to speak of a global alternative.

Therefore, this year, as soon as consumption stabilized and logistics and fuel began to bounce back, the growth of transportation to Europe via land routes stopped. And the point here is not even the beginning of a military special operation in Ukraine, because the southern route also did not grow significantly in scale.

And why, in this case, the growth of traffic along the trans-Caspian (southern) route and the Baku-Tbilisi-Kars (BTK) branch attracts such attention of observers?

But because this branch is now gradually drawing on itself not container, but volumetric cargo transportation from Central Asia and even from Russia itself to Turkey. If earlier the forest without alternative went by sea, today it is more convenient and cheaper to transfer the forest through the BTK, and not only the forest.

But this is a more substantive and concrete problem than the talk that the BTK "will take away the route from China to Europe from Russia." Moreover, it will be a very non-trivial task for the entire “Central Asian” and Turkish consortium to increase the volume of cargo transportation even to the minimum 5 million tons stipulated in the BTK project.

Unique management challenge


And here we are faced with some unique managerial problem of Russian goal-setting. We have a specific task - to find the optimal ratio between the transportation of goods in the southern direction. To prevent a serious redistribution of the flow to the Transcaucasian route. But we can talk about this only in the context of some global schemes and projects. Otherwise, the scale, apparently, is not the same, not interesting.

Similar история with rail transportation via the Trans-Siberian Railway to the European Union. We in Russia need this route, we need to expand it. But not so much for Europe, but for themselves. We have a lot of cargo that we can send to China. For our market, we also need Chinese goods, and we also need to develop Siberia through the railway network.

But logisticians and business are forced to talk about these issues at the level of public administration through the prism of hypothetical geopolitics. Although it is transit along the China-Europe line, as we can clearly see, this is only a kind of logistical "bonus", additional income for our operators, important and necessary, but only as an addition to the main task - our own export, our own import for our market and our own connectivity Russia into one.

Political scientists usually wonder why China is investing so sparingly in the organization of Eurasian transportation. Yes, in principle, because of the scarcity, which considers transshipment from Shanghai and the real potential of transportation by land and gives exactly as much as this potential contains a practical result.

The Russian market of 150 million people is solvent and capacious, but it turns out that its scale and tasks are not enough for our “strategists” if something global is not attached to these issues. They say that now we are reconstructing the Trans-Siberian Railway, and a third of shipping by sea to the EU will go to us. And if it does not leave, then it is not necessary to build? It is similar, after all, with discussions about the Northern Sea Route, if “global commodity flows” do not go along this route, then it seems that it is not really needed, but we, it turns out, are building and preparing for this particular global challenge.

Or maybe we need this route even without a call, because the North is undeveloped, deserted and empty? And when the North comes to life, it is quite possible that some kind of freight traffic will go there as an additional income. And with us, on the contrary, we need to revive the North in order to prepare for transportation. Is it possible to do without a global project?

Corridor "North - South"


This unique ability of our management is to put the cart before the horse, because it manifests itself not only in terms of the Europe-China route. We also have a project for a trade trip to India. It is called the "North-South" corridor and runs in the project through the whole of Iran, then through Pakistan.

The problem, however, is that in India they look with some surprise at this overland route, and no wonder, because even though the railway from Iran to Pakistan exists (Zahedan - Quetta), but the volume of traffic on it per year ... about 50 thousand . tons. This is because Pakistan and Iran each have their own port infrastructure on the coast: Bander - Abbas, Chabahar, Gwadar. It is easier and cheaper to get large volumes from there, acting independently, and then redirect goods deep into your territory, distributing cargo along internal lines.

Does this mean that the southern route for Russia is a theory?

And it depends on how to set the task. If you put it as usual - through the prism of geopolitics, in the form of a hypothetical overland alternative to the world's traditional trade, then it is a theory, but if you set the goal of covering the Iranian market, then a very specific practical meaning appears in all this.

The Iranian market is more than 85 million consumers, and taking into account trade with Iraq and Afghanistan, it is even approaching one hundred million. Today, Iran intends to build the railway network in such a way that from the east it would connect with Chinese supplies through Turkmenistan, and from the north the railway would enter the Russian market through Azerbaijan, and the Caspian ports would fit into it, through which it would be possible to import goods (formerly total food) from Kazakhstan and Russia.

The China-Kazakhstan-Turkmenistan section is working and connected Iran with the Chinese Alashan, and upon completion of the construction of the Rasht-Qazvin section and the Russian-Azerbaijani route will get access deep into the territory of Iran - to Yazd, Isfahan and further - to Beluchistan.

In theory, this will be the very route to India, but in practice, with a minimum of geopolitics, it will make it possible to multiply the volume of deliveries to Iran of specific commodity groups: grain and leguminous crops, vegetable oil, timber and lumber, which our neighbor consumes per year for amount only in relation to Russian selling prices for 16 billion dollars. Half of this volume of agricultural crops is imported by Iran, the timber is imported almost entirely.

Isn't a market size of one third of our exports a self-sufficient target? In this direction, there is room for our exporters to develop, especially since no one interferes with more complex projects, for example, flour for export to neighboring states - a market that Turkey has taken over in the Middle East today.

And here again, geopolitical narratives begin to play a negative role, because you can efficiently load the railway only by launching heavy, bulky cargo along it, but all the rhetoric around trade mega-corridors is the story of creating an alternative to container shipping - strategically unpromising. It turns out that in order to solve specific and really profitable tasks, all questions need to be pushed into the logic of creating monstrous and obviously economically inefficient schemes. And this is how we do it year after year.

If you want to work out the issue of state support for supplies to the south, you need to attach the topic to geopolitics, otherwise it will not take off. Question about specific rates? We need to play this record again. Is there a threat of part of the cargo leaving through the Caucasus to Turkey? This means that we again take into account the story that a route from China to Europe is being created bypassing Russia, and it does not matter that there is actually a small cart of goods from China there in total.

Conclusion


In general, it is time to start looking at the markets of Eurasia, and this is a total of 320 million consumers, as strategically self-sufficient and self-sustaining elements of international trade, without trying to build work there through the prism of European transit and European geopolitics. Our Central Asian neighbors are now building just that - small, but specific connecting sections of 70 km, 90 km, 140 km, maybe we need less, but better?
Author:
9 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Nikolay Malyugin
    Nikolay Malyugin 28 December 2022 06: 09
    0
    A mine laid under the price of hydrocarbons hits not only Russia but also other sellers. All this comes from countries that have stocked up more or less oil and gas. Other countries are also happy with fuel oil. Closer to spring, all this will collapse. First, we need to strengthen the union of hydrocarbon suppliers. As we can see, the union of buyers is quite strong.
    1. Civil
      Civil 28 December 2022 07: 11
      +3
      geopolitics

      As soon as the word pops up in some business projects geopolitics immediately you need to prepare to turn out your pockets, it immediately starts to smell of corruption ...
  2. parusnik
    parusnik 28 December 2022 06: 17
    +1
    In general, it's time to start looking at the markets of Eurasia
    It's time, it's time .. Moreover, the time has already come ...
  3. Vladimir_2U
    Vladimir_2U 28 December 2022 07: 02
    +3
    As long as the government in Russia seeks to sit on the pipe, in a broad sense, and not to develop the country, the cart will always be ahead of the horse.
  4. kor1vet1974
    kor1vet1974 28 December 2022 07: 53
    0
    I understand - this is a hint, I catch everything on the fly, But it is not clear what exactly the author means? How else to export natural resources?
    1. Mikhail3
      Mikhail3 28 December 2022 11: 41
      0
      It is necessary to stop blocking the largest transport arteries, at least the rivers. Stop suppressing all this at the state level. Well, at least stop the destruction...
  5. Mikhail3
    Mikhail3 28 December 2022 11: 39
    +8
    It's time to start watching, of course. It is simply necessary to take into account a simple fact in all calculations of our economic movements. China has assimilated about a trillion dollars into its economy, which has made this country the economic leader of the planet. During this time, our authorities and "business" have exported three, three trillion dollars to the US and Europe.
    Our "economy" is, essentially speaking, no economy at all. This is the infrastructure of theft and robbery. And such a system does not need any improvement in anything, including the transport infrastructure. Being unskilled thieves, our authorities cannot achieve any meaningful results in economic projects. It's just not something they can or can learn. Basically not the same people.
    Therefore, the only way for them to somehow confirm their class, such as they not only occupy their posts because they serve their thieves' pyramids, fighting with others of the same kind for a piece that will be stolen today "for the lads", but really are government officials, is to shoot what an international project. They see such projects as the signing of certain papers and loud headlines in the media. That's enough of their "qualifications".
    The author expects real help from them. Naive uncle) Not only do they not know how, but a significant part of their income consists of very specific money. Look here. We have the only pipeline in the country through which ammonia is pumped. And it is pumped to the Ukrainian port!!
    If we had a capitalist economy, what would a high-level Sberbank manager think? That pipeline transport on the territory of one's own country is a stable, sustainable, fully controlled income for decades to come, with one hundred percent chance of multiple payback. After that, it would only be necessary to find a company capable of laying such a pipeline technically. After Gazprom deftly expelled dozens of high-performance private traders from its facilities with the help of "voluntary certification", there were quite a few such companies. Profit! Reducing costs for the country, increasing income for all participants, security ...
    Only we do not have an economy, we have a continuous robbery on export. So "consultations are going on" already 30 years ago. And our officials receive compensation from Ukraine. So that the "consultations" continue further) From the point of view of the economy, this is madness. And from the point of view of a continuous robbery, everything is beautiful. We have a wonderful state, there are no words ...
    1. nikolaevskiy78
      28 December 2022 16: 45
      +4
      Without arguing that the infrastructure of theft and the "specific" goal-setting of the elites associated with this is a disaster, it should still be said that China, for a long time, regularly invested approximately 50% of its accumulated surplus in Western debt instruments. Those. did exactly the same thing as our native state.
      In general, there are not even any comments or comments on other theses.)
      1. Mikhail3
        Mikhail3 28 December 2022 17: 43
        +2
        China invested. Therefore, now the United States has a type of war with him, to which the Americans are writing to come. Well, lest their shaky financial system collapse. And how many billions do we have in their GKOs? 300? 400? And the remaining two trillion and a half, on which it was possible during this time to build everything that China has now, two and a half times, where are they? That's how it is...

Военное обозрение

Транспортные коридоры. Стоит ли подменять конкретику геополитикой

9
Транспортные коридоры. Стоит ли подменять конкретику геополитикой



Трудности логистики


В нынешнем году по понятным причинам полным ходом обсуждается проблематика санкций, которые затрагивают не только расчеты между участниками торговли, но и торговые маршруты. Не является особым секретом тот факт, что как Россия стремится сформировать потенциально санкционно-безопасную торговую логистику, так и наши дорогие соседи также периодически задумываются о формировании альтернативных России маршрутов. Расчет этих путей обычно прикрывается вполне себе комплиментарной риторикой, но дипломатия слов есть всего лишь дипломатия слов.

Отличие (и существенное) нынешнего периода и подобных проектов от ситуации прошлых лет в том, что в прошлом построение подобных альтернативных торговых веток велось, скорее, по принципу вложения свободных инвестиционных средств. Сегодня игроки уже стараются взглянуть на эти маршруты как на что-то более предметное и конкретное. Тем более что, помимо угрозы санкций, логистика за последние два года столкнулась и с объективными трудностями, связанными как с падением спроса, так и со сбоями в системе ценообразования на морские перевозки.

Видя такое изменение подходов, ряд экономистов и политологов периодически выпускают алармистские материалы, что эти альтернативные проекты угрожают российским интересам и формируют вокруг нашей страны своеобразный внешний, обходной торговый пояс. Однако насколько такие ожидания и оценки соответствуют действительности, и не происходит ли здесь подмена понятий, когда теоретические нарративы геополитики начинают в умах превалировать над всем остальным?

Три направления


Если предметно разбираться в этом вопросе, то, на взгляд автора, следует эти «пути» и «потоки» разделить на три неравномерных и даже не в полной мере зависящих друг от друга направления.

Первое направление можно назвать «энергетическим», и оно касается генерации электроэнергии и распределения этой генерации.

Второе направление – сырьевое, это добыча и/или транзит трех основных видов углеводородного сырья: нефти, природного газа и угля. Третье направление уже является торговым и в свою очередь делится на три неравные доли: перемещение товаров собственного производства, импорт и чистый товарный транзит.

Данные направления на верхнем, политическом уровне смешиваются, но на уровне практической реализации они не имеют прямой взаимозависимости, и каждое из них зависит от множества конкретных обстоятельств, где политическая стратегия и целеполагание являются необходимыми, но далеко не достаточными условиями для их реализации.

Если брать «по компасу», то в широком смысле мы видим два крупных направления: т. н. коридоры «Восток – Запад» и «Север – Юг». Обозреватели, рассматривая данные направления, обычно выделяют одну начальную точку маршрутизации – Китай, и две главные конечные – рынки Европы и Индии.

Однако на практике глобус сужается, и довольно значительно – до трех основных линий. Две из них – это непосредственно российский транзит: порты Приморья и север материкового Китая – Манчьжурия на Транссиб, Китай – Казахстан (Алашань – Достык): либо аналогичная стыковка с Транссибом, либо выход на Саратовскую область. Третья – Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция. Собственно, это все, что региональная география и транспортная сеть может всерьез предложить в качестве логистической альтернативы морским перевозкам в Китай и из Китая через юг.

Существуют, конечно, и иные точки входа в российскую транспортную сеть, например, через Монголию, но, во-первых, все упирается в ту же пропускную способность Транссиба, во-вторых, Монголия сама не готова наращивать этот поток – везде нужна реконструкция. Реконструкция и электрификация – это натуральный бич евразийских перевозок. Нужны вторые колеи, нужно подводить генерацию, строить промежуточные точки сортировки и передержки. В Сибири же есть и другая проблема – мосты и тоннели.

Взрывной рост железнодорожных перевозок в Европу


А альтернативы серьезной для железной дороги в плане поставок в Европу через Евразию и в обход Евразии – нет. Автомобильные перевозки дороже минимум в 2,5 раза, и вовсе не из-за жадности перевозчиков, а Северный морской путь при всей его сугубо теоретической привлекательности не позволяет просто по климатическим условиям возить значительную номенклатуру грузов.

Рассмотрим те объемы, которые идут по северному коридору через Россию и в ЕС, и по коридору южному – через Каспий. В обе стороны через северный маршрут в 2022 году пройдет около 750 тыс. единиц контейнеров, через южный… – 40 тыс. единиц. Чтобы читатель примерно представлял масштаб в целом, следует сказать, что один порт Шанхая в год обрабатывает в европейском направлении до 18 млн единиц контейнеров, а всего – свыше пятидесяти миллионов. Но такой портовый хаб в Китае не один.

О взрывном росте железнодорожных перевозок в Европу активно заговорили в 2021 году, когда в результате пандемии Ковид-19 возникли своеобразные ножницы: снижение объемов перевозок морем нарушило логистику, часть контейнеров было снято с линий, часть шли полупорожними, нарушились технологические цепочки отправки-приемки, стоимость аренды поднялась.

С другой стороны, колебания на рынке топлива подняли цену непосредственно фрахта. Цепная реакция в ценообразовании заставила логистов обратить внимание на менее объемные с точки зрения пропускной способности, но на более стабильные в цене железнодорожные маршруты, что вызвало рост перевозок, даже по формальным показателям – взрывной (в силу «низкой базы»), но ни о какой глобальной альтернативе говорить, как мы видим, не приходилось и не приходится.

Поэтому в этом году, как только потребление стабилизировалось, а логистика и топливо стали приходить в норму, рост перевозок в Европу через сухопутные маршруты приостановился. И дело тут даже не в начале военной спецоперации на Украине, ведь южный маршрут также не прирос существенно по масштабу.

А почему в таком случае рост перевозок по транскаспийскому (южному) маршруту и ветке «Баку – Тбилиси – Карс» (БТК) вызывает такое внимание обозревателей?

А потому, что эта ветка сейчас на себя оттягивает понемногу не контейнерные, а именно объемные грузоперевозки из Средней Азии и даже из самой России в Турцию. Если ранее лес безальтернативно шел морем, то сегодня лес удобней и дешевле перевести через БТК, и не только лес.

Вот только это более предметная и конкретная проблема, чем разговоры о том, что БТК «отберет у России маршрут из Китая в Европу». Тем более что нарастить объемы грузоперевозок даже до минимально заложенных в проекте БТК 5 млн тонн, будет для всего «среднеазиатского» и турецкого консорциума весьма нетривиальной задачей.

Уникальная управленческая проблема


И здесь мы сталкиваемся с какой-то уникальной управленческой проблемой российского целеполагания. У нас есть конкретная задача – найти оптимальное соотношение между перевозками грузов по южному направлению. Не допустить серьезного перераспределения потока на транскавказский маршрут. Но вести об этом речь получается можно только в разрезе каких-то глобальных схем и проектов. Иначе масштаб, видимо, не тот, не интересный.

Аналогичная история с железнодорожными перевозками по Транссибу в Евросоюз. Нам в России этот маршрут нужен, расширять его необходимо. Но не столько для Европы, сколько для себя самих. У нас есть масса грузов, которые мы можем отправлять в Китай. Для своего рынка нам тоже нужны китайские товары, а еще нам надо через железнодорожную сеть развивать Сибирь.

Но вести об этих вопросах речь на уровне государственного управления логисты и бизнес вынуждены через призму гипотетической геополитики. Хотя именно транзит по линии Китай – Европа, как мы наглядно видим, это только своеобразный логистический «бонус», дополнительный заработок наших операторов, важный и нужный, но только как дополнение к основной задаче – собственный экспорт, собственный импорт для своего рынка и собственная связанность России в одно целое.

Обычно политологи удивляются, а почему все-таки Китай так скупо инвестирует в организацию евразийских перевозок. Да, в принципе, оттого и скудость, что считает перевалку из Шанхая и реальный потенциал перевозок по суше и дает ровно столько, сколько в этом потенциале заложено практического результата.

Российский рынок в 150 млн человек платежеспособный и емкий, но получается, что его масштаба и задач для наших «стратегов» не хватает, если к этим вопросам не пристегнуть нечто глобальное. Мол, сейчас реконструируем Транссиб, и треть перевозок по морю в ЕС уйдет к нам. А, если не уйдет, то строить не нужно? Аналогично ведь и с рассуждениями о Северном морском пути, если не направятся «глобальные товарные потоки» по этому маршруту, то вроде бы он и не особо нужен, мы же, получается, строим и готовимся именно к этому глобальному вызову.

А может быть, нам и без вызова этот маршрут нужен, потому что Север не освоен, безлюден и пуст? А когда Север оживится, вполне возможно, что какие-то товарные перевозки будут идти и там, как дополнительный заработок. А у нас, наоборот – надо оживлять Север, чтобы готовиться к перевозкам. А без глобального проекта никак не обойтись?

Коридор «Север – Юг»


Эта уникальная способность нашего управления – ставить телегу впереди лошади, она ведь проявляется не только в плане маршрута Европа – Китай. У нас есть еще и проект торгового «похода» в Индию. Называется он коридор «Север – Юг» и пролегает в проекте через весь Иран, далее через Пакистан.

Проблема, однако, в том, что в Индии с некоторым удивлением смотрят на этот сухопутный маршрут, и не мудрено, ведь хоть железная дорога из Ирана в Пакистан существует (Захедан – Кветта), но вот объем перевозок по ней в год… около 50 тыс. тонн. Все потому, что у Пакистана и Ирана на побережье есть у каждого своя портовая инфраструктура: Бандер – Аббас, Чабахар, Гвадар. Крупные объемы проще и дешевле получить оттуда, действуя самостоятельно, а далее уже перенаправлять товары вглубь своей территории, распределяя грузы по внутренним линиям.

Означает ли это, что южный маршрут для России – это теория?

А это смотря как ставить задачу. Если ставить ее как обычно – через призму геополитики, в образе гипотетической сухопутной альтернативы мировой традиционной торговли, то – теория, но если ставить целью охват иранского рынка, то во всем этом появляется весьма конкретный практический смысл.

Иранский рынок – это свыше 85 млн потребителей, а с учетом торговли с Ираком и Афганистаном – так и вовсе приближается к ста миллионам. Сегодня Иран намерен выстроить железнодорожную сеть таким образом, чтобы с востока она через Туркмению стыковалась с китайскими поставками, а с севера железная дорога выходила бы на рынок России через Азербайджан, и в нее вписывались бы каспийские порты, через которые можно было бы импортировать грузы (прежде всего продовольствие) из Казахстана и России.

Участок Китай – Казахстан – Туркмения работает и связал Иран с китайским Алашанем, а по завершении строительства участка Решт – Казвин и российско-азербаджанский маршрут получит выход в глубь территории Ирана – на Йезд, Исфаган и далее – в Белуждистан.

В теории это и будет тем самым маршрутом в Индию, а на практике, при минимуме геополитики, даст возможность кратно нарастить объемы поставок в Иран конкретных товарных групп: зерновых и зернобобовых культур, растительного масла, древесины и пиломатериалов, которых наш сосед потребляет в год на сумму только в привязке к российским отпускным ценам на 16 млрд долларов. Половина этого объема сельскохозяйственных культур Ираном импортируется, лес импортируется практически целиком.

Неужели объем рынка в треть от нашего экспорта не самодостаточный целевой ориентир? На этом направлении есть где развернуться нашим экспортерам, тем более что никто не мешает делать и более сложные проекты, например, муку на экспорт для соседних государств – рынок, который на Ближнем Востоке к себе прибрала сегодня Турция.

И здесь опять геополитические нарративы начинают играть отрицательную роль, ведь загрузить эффективно железную дорогу можно, только запустив по ней тяжелые, объемные грузы, но вся риторика вокруг торговых мегакоридоров – это история создания альтернативы контейнерным морским перевозкам – стратегически бесперспективная. Получается, что для решения конкретных и реально выгодных задач все вопросы нужно вталкивать в логику создания монструозных и заведомо экономически неэффективных схем. И так получается у нас год от года.

Хочешь отработать вопрос господдержки поставок на юг – надо пристыковать тему к геополитике, иначе не взлетит. Вопрос о конкретных тарифах? Надо опять запускать эту пластинку. Есть угроза ухода части грузов через Кавказ на Турцию? Значит – опять берем на вооружение историю о том, что создается в обход России маршрут из Китая в Европу, и не беда, что собственно из Китая там грузов маленькая тележка в общем объеме.

Вывод


В общем, пора уже начинать смотреть на рынки Евразии, а это совокупность 320 млн потребителей, как на стратегически самодостаточные и самоокупаемые элементы международной торговли, не пытаясь строить там работу через призму европейского транзита и европейской геополитики. Наши среднеазиатские соседи сейчас так и строят – небольшими, но конкретными стыковочными участками в 70 км, 90 км, 140 км, может, и нам надо меньше, но лучше?
Автор:
9 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Николай Малюгин
    Николай Малюгин 28 декабря 2022 06:09
    0
    Мина,заложенная под цену на углеводороды,бьет не только по России но и по другим продавцам.Все это исходит от стран,которые мало мальски запаслись нефтью и газом.Другие страны рады и мазуту. Ближе к весне все это разрулится.Наперед надо укреплять союз поставщиков углеводородов.Как видим,союз покупателей,довольно крепок.
    1. Гражданский
      Гражданский 28 декабря 2022 07:11
      +3
      геополитикой

      Как только в каких-то бизнес проектах всплывает слово геополитика сразу надо готовится выворачивать карманы, сразу начинает пахнуть коррупцией...
  2. parusnik
    parusnik 28 декабря 2022 06:17
    +1
    В общем, пора уже начинать смотреть на рынки Евразии
    Пора, пора..Тем более, что пора, уже настала...
  3. Владимир_2У
    Владимир_2У 28 декабря 2022 07:02
    +3
    Пока власть в России стремится сидеть на трубе, в широком смысле, а не развивать страну, телега так и будет впереди лошади.
  4. kor1vet1974
    kor1vet1974 28 декабря 2022 07:53
    0
    Я понял - это намек, Я все ловлю на лету, Но непонятно, что конкретно автор имеет в виду? Как иначе вывозить природные ресурсы?
    1. михаил3
      михаил3 28 декабря 2022 11:41
      0
      Надо перестать блокировать крупнейшие транспортные артерии, хотя бы реки. Глушить все это на государственном уровне прекратить. Ну хотя бы прекратить уничтожение...
  5. михаил3
    михаил3 28 декабря 2022 11:39
    +8
    Пора бы уже начать смотреть, конечно. Просто надо учитывать во всех расчетах наших экономиченских движений простой факт. Китай ассимилировал примерно триллион долларов в свою экономику, что привело эту страну в экономические лидеры планеты. За это время наши власти и "бизнес" вывезли три, ТРИ триллиона долларов в США и Европу.
    Наша "экономика", это, в сущности говоря, никакая не экономика. Это инфраструктура воровства и грабежа. А такой системе нет нужды ни в каком улучшении ничего, в том числе и транспортной инфраструктуры. Будучи неквалифицированными ворами, наши власти не могут добиться никаких значимых результатов на экономических проектах. Это попросту не то, что они умеют или могут тому научиться. Не те люди в принципе.
    Поэтому единственный способ для них как бы подтвердить свой класс, типа они не потому только занимают свои посты, что служат своим воровским пирамидам, дерясь с другими такими же за кусок, который сегодня украдут "для братвы", а действительно являются государственными чиновниками, это запулить какой то международный проект. Такие проекты они видят как подписание неких бумаг и громкие заголовки в СМИ. На это их "квалификации" хватает.
    Автор же ждет от них реальной помощи. Наивный дядько) Мало того, что они не умеют, так еще существенная часть их доходов состоит из весьма специфических денег. Вот смотрите. У нас в стране есть единственный трубопровод, по которому перекачивается аммиак. И перекачивается он в украинский порт!!
    Будь у нас капиталистическое хозяйство, что подумал бы высокоуровневый менеджер Сбербанка? Что трубопроводный транспорт на территории своей страны, это стабильный, устойчивый, полностью контролируемый доход на десятилетия вперед, со стопроцентными шансами многократной окупаемости. После чего осталось бы лишь найти компанию, способную проложить такой трубопровод технически. После того, как Газпром ловко выгнал со своих обьектов десятки высокопроизводительных частников при помощи "добровольной сертификации", таких компаний было немало. Профит! Снижение издержек для страны, повышение доходов для всех участников, безопасность...
    Только у нас не экономика, у нас сплошной грабеж на вывозе. Так что "идут консультации" уже 30 лет тому. А наши чиновники получаю отступные с Украины. Чтобы "консультации" продолжались и далее) С точки зрения экономики это безумие. А с точки зрения сплошного ограбления все красив. Чудесное у нас государство, нет слов...
    1. nikolaevskiy78
      28 декабря 2022 16:45
      +4
      Не споря с тем, что инфраструктура воровства и связанное с этим "специфическое" целеполагание элит, это беда, следует все-таки сказать, что тот же Китай долгое время примерно 50% от накопленного профицита исправно вкладывал в западные долговые инструменты. Т.е. занимался ровно тем же, что и наше родное государство.
      В общем-то по другим тезисам вашего комментария и замечаний даже нет.)
      1. михаил3
        михаил3 28 декабря 2022 17:43
        +2
        Китай вкладывал. Поэтому сейчас у США с ним типа война, на которую американцы писаются прийти. Ну, чтобы их шаткая финансовая система не упала. А у нас в их ГКО сколько там миллиардов? 300? 400? А остальные два триллиона с половиною, на которых можно было за это время построить все, что в Китае есть сейчас, два с половиной раза, где они? Вот так как то...