Бронза и оружие музея в Лос-Анджелесе

65
Бронза и оружие музея в Лос-Анджелесе
Музей искусств округа Лос-Анджелес: очень современное здание, не правда ли?


…золото, серебро, бронза,
железо, олово, свинец.

Книга Чисел, 31:22

История в экспозиции музеев. Итак, сегодня у нас визит в Музей искусств округа Лос-Анджелес в штате Калифорния, США. На сегодня это самый крупный художественный музей в западной части страны, в котором ежегодно бывает более миллиона человек. Более того – он входит в число ста самых посещаемых художественных музеев мира – такова популярность этого культурного объекта…



Коллекции музея впечатляют – более 150 000 различных работ, от самых древних времён и до современности.

История его как отдельного музея началась в 1961 году. До этого он был частью Лос-анджелесского музея естественной истории, который в свою очередь был основан в 1910 году рядом с университетом Южной Калифорнии.

Первыми покровителями нового музея стали Говард Ф. Амансон, Анна Бинг Арнольд и Барт Лутон. Только Амансон сделал музею пожертвование в размере 2 млн долларов и убедил специальную комиссию, что новый музей нужно непременно создать. В 1965 году музей переехал в новое здание на бульваре Уилшир и стал крупнейшим музеем после Национальной галереи искусств в США.

В 1980-е годы музей щедро финансировался за счет пожертвований и получил 209 миллионов долларов от одних только частных лиц! Все это дало возможность музею приобретать не единичные артефакты, а целые коллекции, дающие возможность их комплексного изучения. В частности, именно Музей искусств округа Лос-Анджелес обладает совершенно уникальной коллекцией так называемых луристанских бронз, о которой мы сегодня расскажем более подробно.

А началась их история очень давно, еще осенью 1928 года, когда очень необычные бронзовые изделия стали появляться на рынке городка Харсин, что находился в 20 милях к востоку от города Керманшаха. Тогда местный фермер нашел на своем поле несколько очень красивых бронзовых изделий и… продал их. Естественно, о том, как ему повезло, тут же начали говорить его соседи. Молва разнеслась, и в город тут же нагрянули дилеры, начавшие скупать весь бронзовый антиквариат. Разумеется, потом эти предметы втридорога перепродавались музеям и в частные коллекции.

По идее, конечно, правительство должно было бы остановить этот бизнес, который ничем иным, как разбазариванием национального достояния и назвать было нельзя. Но какие-то там позеленевшие железки власти Ирана тогда не заинтересовали. Сделки устраивали очень многих, деньги там закрутились большие, в итоге было очень мало сделано, чтобы остановить «черных копателей» среди местных жителей.

По счастью, про находки узнал Андре Годар, директор Иранской археологической службы. Причем в том 1928 году он описал любопытный метод, которым пользовались местные жители, чтобы найти место для предполагаемых раскопок. Прежде всего они искали источник воды. После этого можно было с высокой вероятностью обнаружить вблизи и поселение, а рядом с ним и кладбище, в могилах которого и находили бронзовые предметы.

То есть технология была на редкость простой, но очень эффективной: находишь источник, и можно не сомневаться, что и древний некрополь будет находиться совсем неподалеку. Технология выяснилась, однако прошло целых семь лет, прежде чем в 1935 году в Луристан приехал немецкий археолог Эрих Шмидт, которому начать раскопки именно здесь предложила его жена Мэри Хелен. Оба были страстными археологами, на этой почве и полюбили друг друга, однако жена в своих археологических устремлениях оказалась даже впереди супруга: купила… самолет, чтобы с высоты небес разыскивать на земле древние поселения.

Иран дал разрешение на разведывательные полеты, и они начали проводиться в 1935–1936 гг., а затем и в 1937 году. Причем самолет этот назвали «Друг Ирана», и начали на нем летать не только над Луристаном, но и провели облеты других иранских объектов, включая Персеполис (древнюю столицу Персидской империи), которые Шмидту также очень хотелось изучать.

В итоге копали в Луристане много лет.

Особенно результативными стали раскопки 1965–1979 гг., которые в западном Луристане проводил Гентский университет и Королевские музеи Брюсселя. Было раскопано множество нетронутых коллективных гробниц, наполненных интереснейшими находками. И поскольку они не были повреждены «черными археологами», их удалось датировать.

Как выяснилось, луристанские бронзы были изготовлены между XI веком до н. э. и серединой VII века до н. э., то есть в эпоху позднего железного века, на территории Луристана.

Вот только кто создавал эти прекрасные изделия, выяснить так и не удалось. Поскольку среди бронз важное место занимают псалии – детали конской сбруи, можно считать, что это народ коневодов. Есть предположение, что это легендарные киммерийцы – кочевой народ, живший на юге России и затем, возможно, переселившийся в Луристан в VIII веке до нашей эры.

Найдены мечи с клинописью, по которой можно судить, что это касситы, поселившиеся в Луристане в XVI веке до н. э., а затем перебравшиеся в центральную и южную Месопотамию. Но опять же, так это или нет, точно сказать невозможно.

Важно, что луристанские артефакты относятся к четырем большим категориям: штандарты, металлические изделия конской упряжи, булавки и… топоры! Кинжалы и копья тоже присутствуют, но не в таком количестве, и они не такие изысканные.

«Штандарты» – это навершия посохов. Очень красивы бронзовые булавки-заколки и совершенно оригинальные псалии – некоторые представляют собой самые настоящие многофигурные композиции! Иконографический репертуар исключительно богат: присутствуют изображения быков, львов и горных козлов, а также грифонов и сфинксов.

В число находок входят и небольшие цилиндрической формы бронзовые сосуды с рельефным декором с внешней стороны.

Одним словом, полная коллекция луристанских бронз – это подлинное сокровище для любого музея. Есть они во многих музеях мира, включая и наш Эрмитаж, но, наверное, больше всего бронзовых изделий из Луристана сосредоточено все же в Лос-анджелесском окружном музее искусств.

Уж как так получилось – это другой разговор, главное – что так получилось, и сегодня о богатстве этой древней луристанской культуры проще всего судить, побывав именно там!

Но вообще-то, там и так много всего интересного, так что давайте посмотрим…


Шлем, Иран, 224–651 гг. Бронза с серебром и накладками из железа. Дарение Джоан Палевски


Зирх гомлак (зирах бактар-багтар), иранская кольчуга XVI–XVII вв. с пластинчатым доспехом. Дарение Джоан Палевски


Турецкое зерцало XVI век. Дарение Эдвина Бинни


Булава с зубами акулы. Гавайские острова, около 1778 г. Приобретено на средства, предоставленные Фондом Эли и Эдит Броуд при дополнительном финансировании Джейн и Терри Семел, Фонда Дэвида Бонетта, Камиллы Чендлер Фрост, Гейла и Эдварда П. Роски и Фонда Ахмансона


Кинжал. Индия, империя Великих Моголов, около 1675–1700 гг. (фурнитура для ножен, около 1800 г.). Рукоять и отделка ножен из белого нефрита, инкрустация рубинами, изумрудами и бриллиантами в золотой оправе; стальной клинок; деревянные ножны с бархатным покрытием. Длина 42,86 см. Из коллекции Насли и Элис Хираманек


Кинжал императора Аурангзеба, 1658 –1707 гг. Рукоять из светло-зеленого нефрита; стальной клинок инкрустирован золотом. Длина 34,93 см. Из коллекции Насли и Элис Хираманек


Кинжал императора Аурангзеба. Его имя на клинке!


Турецкий ятаган с рукояткой из моржовой кости. 1727–1728 гг. Дарение Эдвина Бинни


Булава. Иран, XVIII век. Подарок Камиллы Чендлер Фрост


Турецкий шаффрон


Церемониальный меч. Восточный Тибет или Монголия, XVIII в. Стальной клинок, нефритовая рукоять; серебряные ножны, инкрустированные кораллом и бирюзовой шелковой кисточкой. Дарение Фонда Майкла Дж. Коннелла


Египетский топор. VII–XIII династии (2190–1664 гг. до н. э.). Бронза. Дарение Карла В. Томаса


Бронзовый наконечник копья с острова Кипр, 3000–2400 до н. э. Длина 31,12 см. Дарение Харли Мудда


Кинжал (Пхурпа), Центральный Тибет, XVII век. Позолоченная медь, железо и коралл. Дарение Джерома Л. Джосса


Японский фитильный пистолет. Подарок миссис Г. В. Мид


Японский доспех тосей гусоку


Типичный образец луристанских бронз – псалии и грызло


Кинжал. Иран, около 1350–1000 гг. до н. э. Литая бронза. Общая длина 47,5 см. Длина рукояти 12 см. Длина клинка 35,5 см.


Меч. Иран, Луристан, 1200–800 гг. до н. э. Бронза, длина 80,65 см. Дарение мистера и миссис Джеймс Сандерс


Топор. Северный Иран, около 2350–2000 гг. до н. э. Бронза. Из коллекции Насли и Элис Хираманек


Боевой топор с клевцом. Северо-Восточный Афганистан, 2200–1800 гг. до н. э. Бронза. Подарок Эндрю Хейла и Кейт Фитц Гиббон


Тесло. Иран, Луристан, около 2600–2350 гг. до н. э. Бронза, литьё. Из коллекции Насли и Элис Хираманек


Наконечник копья. Северо-Восточный Афганистан, 2200–1800 гг. до н.э. Бронза. Длина 20,96 см. Подарок Эндрю Хейла и Кейт Фитц Гиббон
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    23 февраля 2023 06:51
    Спасибо Вячеслав!
    Причем в том 1928 году он описал любопытный метод, которым пользовались местные жители, чтобы найти место для предполагаемых раскопок. Прежде всего они искали источник воды. После этого можно было с высокой вероятностью обнаружить вблизи и поселение, а рядом с ним и кладбище, в могилах которого и находили бронзовые предметы.

    После этих строк, любой маломальский археолог начнет рвать волосы и выражаться в адрес местных «предпринимателей». Ни о какой системности и речи нет. Аналогичные методики существовали у «черных копателей» и других стран, в том числе и нашем отечестве. Только вместо источника воды искали курган, снимали сливки - пропивали найденое - шли разорять другой курган.
    1. +11
      23 февраля 2023 09:04
      снимали сливки - пропивали найденое - шли разорять другой курган


      Если бы только пропивали, так нет, они просто гробили найденные вещи, понятия не имея как их нужно сохранять и как реставрировать. Не в меру активных дилетантов нужно просто убивать, от них вреда больше чем от любого внешнего врага. Я сталкивался с такими.

      С Праздником, Владислав! Всех благ и здоровья! soldier drinks
      1. +10
        23 февраля 2023 09:28
        Цитата: Морской Кот
        Не в меру активных дилетантов нужно просто убивать, от них вреда больше чем от любого внешнего врага

        К сожалению "черные копатели" - настоящий бич археологии, масштабы бедствия даже трудно себе представить. hi
        1. +7
          23 февраля 2023 10:25
          Кинжал императора Аурангзеба, 1658 –1707 гг. Рукоять из светло-зеленого нефрита; стальной клинок инкрустирован золотом. Длина 34,93 см. Из коллекции Насли и Элис Хираманек

          1658-1707 - это годы правления императора Аурангзеба (Индия, империя Великих Моголов), а дата изготовления кинжала, согласно каталога -приблизительно 1660-1661 гг.
          Светло-зеленая нефритовая нефритовая рукоять кинжала лучше смотрится тут

          1. +5
            23 февраля 2023 12:24
            Какое хорошее дополнение. Спасибо!
        2. +8
          23 февраля 2023 12:05
          К сожалению "черные копатели" - настоящий бич археологии, масштабы бедствия даже трудно себе представить. hi

          Читал у Бурцева, как наши «кладограбители» нарываясь в курганах на покрашенные охрой кости, банально бросали раскоп, как не перспективный - «рыжья точно нет одни глиняные горшки»!! Многие археологи натыкаясь на подобное «варварство» спустя несколько лет - плакали от бессилия. Древние кости пролежавшие в земле столетия, убивались природой за два-три года.
        3. +6
          23 февраля 2023 13:56
          К сожалению "черные копатели" - настоящий бич археологии, масштабы бедствия даже трудно себе представить.

          Будучи в Крыму под Керчью, видел множество курганов и все они с воронкой на вершине, т.е. вскрытые, только не современными копателями, а еще древними греками и прочими искателями золота из приморских городов, только на территории Керченского полуострова существует более 2,5 тысяч таких вскрытых еще в древности курганов.
          1. +7
            23 февраля 2023 14:42
            Цитата: Konnick
            т.е. вскрытые, только не современными копателями, а еще древними греками и прочими искателями золота из приморских городов,

            Это-то да, в те времена совсем этим не брезговали, но у них не было металлоискателей, которые делают "потрошение" памятника тотальным.
        4. +7
          23 февраля 2023 17:16
          Коллеги, адресно поздравлять не буду - всех с Праздником! Здоровья Вам и Вашим родным!
      2. +8
        23 февраля 2023 11:57
        Дядю Костю выпустили из «бана», значит заживём камрады!!!
      3. +4
        23 февраля 2023 16:16
        Цитата: Морской Кот
        Если бы только пропивали, так нет, они просто гробили найденные вещи.
        Я сталкивался с такими

        Я с такими сталкивался тоже - один мой приятель, у которого большая коллекция оружия и украшений из курганов. Ничего не пропито, все хранится в состояние, которое называют идеальным. Уверен, что такого отношения нет даже у музеев...
        1. +4
          23 февраля 2023 17:33
          Дело не в идеальном хранении артефакта. Для истории - предмет без контекста находки - утраченная страница истории, часто невосполнимая. Поэтому "черные копатели" гробят не только малоценные с их точки зрения вещи, но и саму историю.
          1. +1
            23 февраля 2023 20:39
            Вы абсолютно верно всё разложили. Беда в том, что азарт поиска и гонка за наживой затуманивает даже то, что изначально называлось человеческим мозгом. hi
        2. +7
          23 февраля 2023 17:44
          Уверен, что такого отношения нет даже у музеев...


          И совершенно напрасно. А дилетант, каким бы он ни казался "натасканым", всё равно остаётся дилетантом. Я, за время работы в ГИМе на этих "орлов" насмотрелся и на их деяния тоже.

          С праздником, Коллега! soldier drinks
          1. +2
            23 февраля 2023 18:01
            Цитата: Морской Кот
            А дилетант, каким бы он ни казался "натасканым", всё равно остаётся дилетантом

            Бывает так, что дилетант стоит на голову выше любого профи. да вы и сами, наверное ,с таким сталкивались...
            Цитата: Морской Кот
            С праздником, Коллега!

            И вас тоже!

            Цитата: ИванИванычИванов
            Дело не в идеальном хранении артефакта. Для истории - предмет без контекста находки - утраченная страница истории, часто невосполнимая

            И в идеальном хранении тоже. Вы, наверное, думаете, что у него все валяется в куче и ничего не описано?
            1. +4
              23 февраля 2023 20:48
              Бывает так, что дилетант стоит на голову выше любого профи. да вы и сами, наверное ,с таким сталкивались...

              Знаете, честно говорю -- не встречал. Были ребята с большим желанием, но абсолютно безграмотные в правильности работы и обращения с артефактами. Слава Богу, самых адекватных из них удавалось направить в экспедиции, чтобы там они хоть изначально "поднатаскались" необходимым навыкам. Но таких, к сожалению, было меньшинство, остальным нужно было всё сразу и сейчас.
              Я мог бы кое о ком Вам рассказать, о них писали в советских газетах, но это будет пустой тратой времени и Вашего и моего, потому как толку от этих иди о тов "с горящими глазами" не было никакого, а настряпали они много чего с бестолкового попустильства тупых советских горкомов.
            2. +3
              23 февраля 2023 21:06
              И в идеальном хранении тоже. Вы, наверное, думаете, что у него все валяется в куче и ничего не описано?[/quote]
              Археология - это не кладоискательство и не поиск предметов старины. Если поймете, чем занимается археология, то и поймете, что артефакт без контекста - это потеря для истории, а не находка. А хранение, это вопрос к другому ведомству.
    2. 0
      25 февраля 2023 14:53
      Цитата: Коте пане Коханка
      выражаться в адрес местных «предпринимателей»

      Вот именно! По русским законам, копать нельзя, а застроить "коттеджным поселком" древнее селище можно, залив все бетоном.
  2. +8
    23 февраля 2023 06:57
    Коллеги, всех причастных поздравляю с тройным праздником:
    -С Днем Советской Армии и Военно-морского Флота!
    -С традиционным мужским Днем!
    -И не зависимо от пола, всех Защитников Отечества! Действующих, Ветеранов и будущих
    С ПРАЗДНИКОМ!!!
    1. +7
      23 февраля 2023 07:23
      Присоединяюсь к поздравлению и словам Ричарда! Всем успехов,здоровья и всего того, чем им бы хотелось обладать на этот праздник!
      1. +8
        23 февраля 2023 08:47
        и всего того, чем им бы хотелось обладать на этот праздник!

        Ну, как чем обладать? Хорошее вино и кое-что покрепче, чтоб стоя выпить за павших, плеснув на пол толику, -- пусть знают: помним! И ломтики закуски -- себе и им.
        С Праздником, дорогие друзья!
      2. +4
        23 февраля 2023 09:10
        Вячеслав, спасибо за новую красивую статью и, с Праздником, с моими наилучшими пожеланиями! smile drinks
        1. +4
          23 февраля 2023 12:26
          Цитата: Морской Кот
          с моими наилучшими пожеланиями!

          Дорогой Константин! Рад Вас опять увидеть в седле! Примите и мои наилучшие пожелания.
          1. +2
            23 февраля 2023 17:48
            Спасибо! И Вам всего наидоброго! smile

            Опять скрипит потертое седло…
            И ветер холодит былую рану!
            soldier
  3. +8
    23 февраля 2023 07:43
    Топор. Северный Иран, около 2350–2000 гг. до н. э. Бронза. Из коллекции Насли и Элис Хираманек


    Это, скорее всего, рабочий топор плотника или даже корабела - очень массивен и имеет усиление крепления древка, как у тесла. В Иране климат теплый и пустынный ландшафт, потому там дровосеки невостребованы. Реки Тигр и Евфрат достаточно полноводны, что иметь там речной флот.
    1. +7
      23 февраля 2023 09:23
      Костя, ну наконец-то! Прямо скажу -- помнили, вспоминали, заждались!
      Получается, сегодня двойной праздник. Полагаю, скоро проснётся и явится Сергей-Корсар
      Тройное ура!
      good drinks hi )))
      1. +4
        23 февраля 2023 11:22
        Доброе утро, Люда! love

        Спасибо на добром слове и с Праздником! soldier

        А Сергей уже давно появился на вьетнамо-монголах. smile
        1. +5
          23 февраля 2023 12:51
          А Сергей уже давно появился на вьетнамо-монголах

          Да, я его уже застала там -- буйствует! wassat )))
          1. +5
            23 февраля 2023 19:09
            Да разве так буйствуют?

            Видала я такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха - толковый словарь
    2. +6
      23 февраля 2023 12:15
      Если вы об этом топоре?
      То более вероятно это секира двойного назначения. Защитная планка обуха с обратной стороны. Для плотницкого топора он имеет ярко выраженное серповидное лезвие. Плотничать им будет достаточно не удобно.
      1. +4
        23 февраля 2023 13:02
        То более вероятно это секира двойного назначения.

        Одинарного назначения, оружие - боевой топор - epsilon axe. Как раз на Ближнем Востоке был популярен.
        1. +2
          23 февраля 2023 16:19
          Цитата: Ruyter-57
          То более вероятно это секира двойного назначения.

          Одинарного назначения, оружие - боевой топор - epsilon axe. Как раз на Ближнем Востоке был популярен.

          Мня смутила наковаленка. Впрочем надо смотреть по обуху топорища. Если кругл то секирка боевая, если овальная или треугольная, то могут быть и другие варианты.
          1. +4
            23 февраля 2023 17:39

            Я бы сказал - круглое. И конструкция, характерная для epsilon axe - лезвие крепится к топорищу в трех точках.
            1. +3
              23 февраля 2023 18:08
              Какое замечательное фото! Спасибо!
              1. +5
                23 февраля 2023 18:19
                Причем на фото - не экспонат музея, а лот с японского сайта, специализирующегося на антиквариате. Оценен в 200 000 иен (примерно 1500 долларов США). То есть луристанской бронзы по частным коллекциям очень много.
                1. +3
                  23 февраля 2023 20:46
                  примерно 1500 долларов США
                  В общем-то недорого. Отсюда можно сделать два вывода: либо "луристанской бронзы" на рынке антиквариата дофига и больше, либо они неинтересны коллекционерам. Впрочем, второе может быть следствием первого.
                  1. +2
                    23 февраля 2023 21:08
                    Цитата: 3x3zsave
                    Отсюда можно сделать два вывода: либо "луристанской бронзы" на рынке антиквариата дофига и больше, либо они неинтересны коллекционерам. Впрочем, второе может быть следствием первого.

                    Я думаю - третье: банальное "палево". Китайцы, например, свои "бронзовые древности" производят в товарных количествах. hi
                    1. +1
                      23 февраля 2023 21:21
                      Думаешь японский сайт "фуфло толкает"?
                      1. +1
                        23 февраля 2023 21:51
                        Я думаю - третье: банальное "палево".

                        Ну да, один из самых известных токийских антикваров Микимаса Ёсида решил опозориться на весь мир и опозорить всю фамилию и "толкнуть палево".
                      2. +1
                        24 февраля 2023 10:42
                        Цитата: Ruyter-57
                        один из самых известных токийских антикваров Микимаса Ёсида

                        То есть Вы полагаете что у этих "ребят", торгующих антиквариатом, все экземпляры исключительно подлинники? Когда даже самые солидные музеи мира порой испытывают трудности с определением подлинности экспонатов.
                        Ну, хорошо, так как я совершенно не в теме "рынка антиквариата", то у меня вопрос:
                        если им задать вопрос чем они могут подтвердить подлинность данного предмета, то что они ответят?
      2. +2
        23 февраля 2023 13:25
        Чем больше изгиб лезвия - тем больше проникающая способность - тем легче рубить. У плотницких топоров изгиб всегда больше, чем, например, у столярных.
        1. +2
          23 февраля 2023 16:22
          Цитата: ИванИванычИванов
          Чем больше изгиб лезвия - тем больше проникающая способность - тем легче рубить. У плотницких топоров изгиб всегда больше, чем, например, у столярных.

          Но не до лунообразного изгиба! Учитывая вид топорика предположу, что это орудие всадника.
          1. +2
            23 февраля 2023 17:27
            Что тесло, что топор не похожи на утилитарный рабочий инструмент, много лишнего. Так что скорее всего - боевые.
            1. 0
              24 февраля 2023 08:20
              У антикварного топора корабельного плотника конструкция схожая (изгиб-луна, наковаленка, массивность), остальное видимо можно отнести за счет сопромата, который для железа, стали и бронзы разнится.
              https://archive.violity.com/instrument-korabelnogo-plotnika-29365376
              несомненно боевые топоры есть вот тут:
              https://topwar.ru/152452-luristanskie-bronzy.html
  4. +8
    23 февраля 2023 08:03
    луристанские бронзы были изготовлены между XI веком до н. э. и серединой VII века до н. э., то есть в эпоху позднего железного века, на территории Луристана.

    Явная опечатка - это ранний железный век. hi
    Приветствую все честную компанию и всех в Праздником! soldier
    1. +5
      23 февраля 2023 09:48
      Явная опечатка - это ранний железный век.

      Это не опечатка - общепринятый термин "луристанские бронзы" применяется именно для бронзовых предметов раннего железного века из Лурестана и Керманшаха
      1. +4
        23 февраля 2023 10:21
        Опечатка: "то есть в эпоху позднего железного века, на территории Луристана."
        1. +3
          23 февраля 2023 12:28
          У англичан,где я это брал - "ранний"...
          1. +5
            23 февраля 2023 12:38
            А у Вас, Вячеслав Олегович, написано "поздний"
            Спасибо за статью!
          2. +3
            23 февраля 2023 13:13
            Цитата: kalibr
            У англичан,где я это брал - "ранний"...

            Логично, поэтому я и написал - опечатка. hi
  5. +8
    23 февраля 2023 08:53
    Булава. Иран, XVIII век. Подарок Камиллы Чендлер Фрост

    Булава крайне хороша, особенно эти редкие зубы, эти рожки -- всё по отдельности -- клёво, а в совокупности -- м-да... Не стала бы я такое держать дома. А вдруг рога -- намёк на неверность? Или: а вдруг оживёт и -- топ-топ на длинной ноге. В общем жуть!
    wassat )))
    1. 0
      24 февраля 2023 08:26
      Цитата: депрессант
      Или: а вдруг оживёт и -- топ-топ на длинной ноге. В общем жуть!


      Можно в красном уголке летнего пионерлагеря такую держать - и антураж ребенку запомнится на всю жизнь и историй про черную-черную руку и коричневую-коричневую акулью булаву будет придумано и рассказано немаало...
      Раньше там было место идеологического инвентаря и реквизита а в новых условиях можно так преподавать географию и культурологию, прививать к ним склонность.
  6. +4
    23 февраля 2023 10:51
    Важно, что луристанские артефакты относятся к четырем большим категориям: штандарты, металлические изделия конской упряжи, булавки и… топоры!

    Тут автор несколько ошибся, возможно в процессе перевода. Канонические категории луристанских бронз:
    - удила,
    - навершия в виде животных,
    - штандарты,
    - булавки, бляшки, украшения колчанов.
    Отсюда, очевидно, и вторая неточность
    «Штандарты» – это навершия посохов

    Штандарт - это мужская или женская стилизованная фигурка с добавлением стилизованных же животных.

    Назначение этих фигур до конца не определено, есть версии, что это культовые предметы.

    Бронзовое навершие.
    1. +4
      23 февраля 2023 12:31
      Цитата: Ruyter-57
      Бронзовое навершие.

      Я видел это деление, но поскольку у меня не все изделия попали в иллюстрации, подумал, что... надо добавить топоры. В конце-концов,"классику" всегда можно найти в Сети... а в статью все просто физически не воткнешь.
      1. +3
        23 февраля 2023 12:58
        а в статью все просто физически не воткнешь.

        Вячеслав Олегович, для "втыкания" всего есть комментарии и сообщество знатоков, ценителей древностей и даже уже состоявшихся специалистов. Поднимаю за Вас и за них бокал контрафактного пепси!
        drinks wassat )))
        1. +3
          23 февраля 2023 18:04
          Цитата: депрессант
          Поднимаю за Вас и за них бокал контрафактного пепси!

          Спасибо! Я за Вас рюмку домашнего вина урожая 2022 года. Получилось неплохим. И, кстати, это и впрямь очень хорошо, когда люди делятся имеющейся или найденной информацией. Это обогащает всех нас.
  7. +4
    23 февраля 2023 13:19
    А началась их история очень давно, еще осенью 1928 года

    В эти годы история не началась - это уже пик активного грабежа захоронений. А началась она намного раньше - Британский музей приобрел первую из своих луристанских бронз в 1854 году, потом в 1885, 1900, 1914 и 1920. То есть грабить начали со средины XIX века. Другой вопрос, что до раскопок Эриха Шмидта в святилище Сурх-Дум эти артефакты относили к совершенно разным культурам - киммерийцам, скифам, Урарту.
  8. +2
    23 февраля 2023 14:31
    . Музей искусств округа Лос-Анджелес: очень современное здание, не правда ли?

    Да... Здание-то оно современное, однако....
    В свете последних событий приходится задумываться о таких вещах, как геологическая опасность региона. Насмотрелась я фильмов про Калифорнийский разлом, как хороших, так и плохих -- фантастика, эксплуатация горячей темы, Голливуд исследует всё. А, с другой стороны, хорошего мало, и ведь трясло уже Лос-Анджелес, и рушился мост, падали с него автомобили. Ну да, сейчас скажут, что США -- не Турция, подрядчики не воруют -- да неужели? Помнится, пару лет назад было видео, как в каком-то американском городе внушительная делегация во главе с мэром явилась на открытие долгожданного городского моста, а он прямо у той делегации на глазах взял да и рухнул.
    И вот я смотрю на высотку музея -- где там располагается администрация, выставочные залы, запасники? И если вдруг что, как спасать бесценные артефакты?
    1. +3
      23 февраля 2023 17:37
      Это ж Калифорния. Там большая опасность, от БЛМ и прочих толерастных наркоманов, чем
      от геологии.
  9. +5
    23 февраля 2023 15:12
    Всех причастных к празднику :23 февраля. Поздравляю, желаю вам здоровья.
    Вы, меня знаете : НИ Ко ГО не оскорбляют, а меня случается, за правду,
    Каждый волен называть 23 февраля как ему БЛИЗКО
    ДЕД Муса:"День Красной армии", Отчим :"день советской".Дядя Дауд "день настоящих войнов"
    Мне ближе :"день защитников отечества".
    В 18112 Надежда Дурова воевала В Севастополе "Даша Севастопольскаяя"
    В ПМВ Елена Чорба.
    В ВОВ Павлюченко, Лмля ЛмивякУля Громова, Шевцова, Космодемьянская, женщины Донбасса, забыла фамилию девушки, САМА освоила установки Град командовала
    Так что" день защитников отечества самое точное". Для меня
    Ещё раз с праздником
    1. +2
      23 февраля 2023 21:40
      Видимо действительно Вас кто то здесь крепко обидел, раз Вы так разволновались. Сужу по тексту.
      С Праздником Вас и Ваших близких.
      lisikat2, а не написать ли Вам статью про женщин защитников родины, например ПМВ.
      Интересная тема. Те же Софья де Боде и Елена Чорба в советское время были "под глухим запретом" за службу в белой армии, в изгаживании образа которых особенно переусердствовал придворный "советский граф" А. Толстой.
      Попробуйте - будет интересно.
      PS.Немного о Чорбе

      Кубанская казачка Елена Чорба из станицы Роговской, которая попал на фронт вслед за мужем благодаря ходатайству за нее земляков и заступничеству начальника Кубанской области генерал-лейтенанта М.П Быча. Доброволец-казачка под именем Михаила Чорба заслужила на фронте Георгиевские кресты 3 и 4 степени и Георгиевские медали 2, 3 и 4 степеней.
      1. +4
        23 февраля 2023 22:35
        Женщины редко сражаются за "идею", но насмерть бьются "за свое все". Так биологией заложено.
        1. +3
          23 февраля 2023 23:31
          А если "за всё своё" и есть "идея" за которую стоит сражаться?

          1. +2
            23 февраля 2023 23:41
            Нет, не так. Обычно мужчины сражаются за идею "великого писюна", а женщины - "за свой огород". Биология, и ничего личного...)))
    2. +4
      23 февраля 2023 22:34
      Катя, привет и поздравления с Праздником! soldier
      Здоровья, удачи и счастья! drinks
      Не обращай внимания на не до умков, которых всегда и везде в этой жизни хватало.
      Хвост пистолетом, как говорил мой комбат! wink