История одного авиаполка

В одном маленьком московском сквере есть памятник. Среди увядших цветов, глядя в окна новых многоэтажных домов, шагают две бронзовых фигуры, два летчика, один из которых русский, а другой – француз. Этот памятник посвящен пилотам славного авиаполка «Нормандия-Неман». Неподалеку от сквера расположено Введенское кладбище. Там похоронены погибшие в 1944 году французский летчик Бруно де Фальтан и советский авиамеханик Сергей Астахов. Здесь же лежит прах неизвестного французского пилота, останки которого были найдены лишь в 1964 году возле Орлова. Мемориал был открыт в 2007 году в присутствии президентов обеих стран – Владимира Путина и Николя Саркози.

История одного авиаполка
Группа летчиков авиаполка «Нормандия-Неман» у истребителя Як-3 в Восточной Пруссии. Отличительной особенностью полка, видимой на этой фотографии является кок истребителя Як-3, раскрашенный в цвета французкого флага(красный-белый-синий)


Авиаполк «Нормандия-Неман» был единственной воинской частью другой страны, воевавшей на территории СССР в годы Великой Отечественной. Англичане и американцы отправляли в Советский Союз лишь технику, продовольствие, горючее. Оккупированная Франция ничего этого дать не могла. В 1942 году генерал Шарль де Голль предложил советскому руководству помощь в виде эскадрильи французских летчиков. Сталин принял предложение. Для Иосифа Виссарионовича это имело очень существенное политическое значение, поскольку глава нашего государства надеялся на то, что прибытие союзников ускорит открытие второго фронта. Де Голль в свою очередь хотел заручиться помощью французских коммунистов, участвующих в Сопротивлении. Помимо этого, признание его Советским Союзом в качестве лидера движения освобождения Франции было необходимо генералу как противовес давлению Черчилля. К тому времени англичане уже приняли ряд важных решений о французских колониях, даже не поставив в известность знаменитого государственного деятеля.


29 ноября 1942-го на аэродром в городе Иваново прибыли пятнадцать французских пилотов, тридцать девять авиатехников и четыре штабных офицера. 4 декабря из них уже сформировали авиационную эскадрилью. Летчики назвали ее «Нормандия» в честь одной из французских провинций. Таким образом, они показали свое отличие от авиаполков Виши, которые имели лишь номерные названия.

Из воспоминаний Жоржа Мазюреля, ветерана авиаполка «Нормандия-Неман»: «Я хорошо помню, как после месяцев в пустыне мы перебрались в Иваново. Военные и гражданские встретили нас радушно, оказав такой теплый прием, что вскоре мы все стали друзьями, несмотря на языковой барьер».


Большинству французских летчиков к тому времени едва-едва исполнилось двадцать лет. Из пятнадцати прибывших пилотов только семеро имели опыт воздушных сражений, участвуя в одиночных боях над Северной Африкой. Поскольку летчиков свободной Франции обучали специалисты из Англии, Черчилль был против того, чтобы отпускать асов с Западного фронта. Лишь трое из французов налетали больше трехсот часов, которые были необходимы, чтобы получить летное удостоверение. У прочих эта цифра колебалась около 150. Чтобы оказаться на Восточном фронте, пилоты сжульничали, приписав себе недостающие часы.

История одного авиаполка
Командир эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия-Неман» Марсель Лефевр (Marcel Lefevre) и его советские товарищи (техник-лейтенант Тарасов и старший сержант Колупаев) у истребителя Як-9 №14. Марсель Лефевр в 105 успешных боевых вылетах, участвовал в 30 воздушных боях, в которых лично сбил 11 немецких самолетов. 28.05.1944 г. истребитель Лефевра был подбит, а сам он ранен. Семь дней спустя французский летчик умер от полученных ран в советском госпитале. 4 июня 1945 года лейтенанту Марселю Лефевру было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно

Из воспоминаний летчика-аса «Нормандии-Неман» Ролана де ля Пуапа: «Мы хотели сражаться вместе с русскими. Гибели не боялись, военные летчики всегда готовы к смерти. Мы желали тяжелых боев, трудностей, испытаний. И всё это получили сполна».


После прибытия в Советский Союз французам было предложено самим выбрать модель самолета для сражений. Среди вариантов были английские «Харрикейны», американские «Эйркобры», советские Ла-5 и Як-1. Пилоты остановили свой выбор на Як-1. Вскоре все французские летчики-истребители успешно сдали экзамен и отправились с тренировочной базы в распоряжение полка бомбардировщиков на аэродроме Полотняного завода. Их заданием стало сопровождать медленные Пе-2.

После первых боев пилоты открыли счет сбитым фашистам. Однако были потери и немалые. Только за 13 апреля эскадрилья лишилась троих человек. Обнаружились нешуточные проблемы. Французы не могли ориентироваться в заснеженных степях России. Это стоило жизни Жану Рею, который вместе с Луи Астье во время задания в августе 1943-го года оказался над территорией врага и был обстрелян. Кроме этого высокое мастерство французских летчиков имело одну нелицеприятную особенность. Друзья на земле, на высоте они были каждый за себя. Пилоты изначально обучались для ведения одиночных боев. Однако такая тактика на самом страшном фронте приводила лишь к тому, что они превращались в пушечное мясо для немцев.

Отсиживаться в тылу французы вовсе не собирались, но разрешить им дальше принимать участие в боях советское командование тоже не могло. Стране нужна была живая и боеспособная эскадрилья, а не несколько мертвых героев. Поэтому «Нормандию» прикрепили к 303-й авиадивизии четвертой эскадрильей в восемнадцатом авиаполку. Гвардейцы из 18-го взялись «поставить на крыло» иностранцев, на личном примере обучив их боевому взаимодействию. 17 апреля 1943 года состоялся первый совместный боевой вылет советских и французских летчиков.

Из воспоминаний одного советского аса: «Французы показали нам свою тактику одиночного боя. А мы их потом долго критиковали. Сидя у землянки, рисовали на земле руками. Объясняли, как мы друг друга в воздухе защищаем».


Советские пилоты потратили немало времени, чтобы обучить французов не теряться в незнакомой местности. Генерал-майор Захаров лично объяснял иностранцам тактику ведения группового боя с взаимоприкрытием на примере веника. Он ломал по одному прутику и тут же показывал, что если все прутики вместе, то веник не сломать.

Немало неудобств союзникам доставляли языковой барьер и обычные бытовые трудности. Например, французы отказывались есть повсеместно распространенную у нас гречневую кашу, называя ее «птичьей едой».

История одного авиаполка
Младший лейтенант Роже Соваж (Roger Sauvage) из полка «Нормандия-Неман» в кабине истребителя Як-3. Всего на советско-германском фронте (с января 1944 г. и до окончания боевых действий) Роже Соваж сбил четырнадцать немецких самолетов. Еще два немецких бомбардировщика он сбил в 1940г. над Францией


Из воспоминаний де ля Пуапа: «Каждую весну мы собирали одуванчики, чем приводили русских в недоумение. Только в России можно увидеть такое чудо, как громадные желтые одуванчиковые поля. А еще я грибы люблю собирать. Меня так и прозвали – «грибник-истребитель».


Еще одной проблемой являлся суровый климат нашей страны. Летчикам приходилось несладко во время российских холодов. А механикам было еще сложнее. В рукавицах у них не получалось подкрутить ни один винтик, а без варежек работать в мороз они и вовсе не могли. В конечном итоге по обоюдному согласию французских механиков заменили на наших.

Вскоре между русскими и французами завязались товарищеские отношения, переросшие в настоящую мужскую дружбу. Когда Василий Сталин захотел забрать к себе ставших известными «нормандцев», то французы категорически воспротивились этому переводу. Командира 303-й авиационной дивизии, Георгия Захарова, они разве что не боготворили. Именовали его «старшим братом» и «отцом». А по приказу начальника восемнадцатого авиаполка Анатолия Голубова беспрекословно могли отправиться и в пекло, и на край света.

В 1944-ом фашисты подбили самолет, в котором находились пилот-француз Морис де Сейн и советский механик Владимир Белозуб. Пилоту приказали прыгать, но он знал, что у механика нет парашюта. Де Сейн не оставил друга, до последнего момента пытаясь выровнять машину. Они погибли вместе. Другим менее печальным примером дружбы союзников стали любовные романы французских пилотов с местными девушками. Один из них – Александр Лоран – даже женился.

В июле 1943 года эскадрилью переформировали в истребительный полк. Первым командиром назначили майора Пьера Пуйяда. Вскоре самолеты Як-1 заменили на Як-9. А в августе 1944-го полк получил Як-3.

Со слов бывшего пилота, коллекционера Макси Гайнза: «Пилоты «Мессершмиттов» имели приказ не ввязываться в одиночный бой с Як-3, так как по маневренности ему не было равных. В честном бою он не давал немцам ни одного шанса на победу».
Из воспоминаний французского летчика: «На Як-3 двое могли успешно сражаться против четверых, а четверо – против шестнадцати. На таких машинах мы чувствовали себя в воздухе полными хозяевами».


История одного авиаполка
Командир 303-й истребительной авиадивизии генерал-майор Георгий Нефедович Захаров, лейтенант Жозеф Риссо (Joseph Risso) из авиаполка «Нормандия-Неман» и советские офицеры у истребителя Як-3. Истребитель на фотографии с изображением «Георгия Победоносца» на фюзеляже — Як-3 с двигателем ВК-105ПФ2 — личная машина Г.Ф. Захарова


Истребительный полк «Нормандия» участвовал в битве на Курской дуге, в Белорусской и Восточно-Прусской операциях. Пилоты помогали освобождать Орел, Брянск, Смоленск, Кенигсберг, Гумбиннен (ныне Гусев), Пилау, Инстенбург и другие города. Летом 1944 года за неоценимую помощь в форсировании реки Неман и освобождении Литвы Иосиф Виссарионович присвоил авиаполку почетное название «Нормандия-Неман».

Но основной результат действий истребительного полка – свыше пяти тысяч вылетов, около 900 воздушных боев, 273 зафиксированные победы (не считая восьмидесяти подбитых самолетов) с марта 1943-го по апрель 1945-го. Однако судьба не баловала французов. За время боевых действий из девяноста шести пилотов погибло сорок два (из них тридцать пять в воздушных боях). Из пятнадцати человек первой команды в живых осталось лишь трое: Ролан де ля Пуап, Марсель Альбер и Жозеф Риссо. Восемьдесят три летчика полка «Нормандия-Неман» были награждены советским руководством, а полк удостоился орденов Красного Знамени и Александра Невского. Четырем французам присвоили звание Героя Советского Союза. Его получили: лейтенант Марсель Альбер, лейтенант Ролан де ля Пуап, командир третьей эскадрильи Марсель Лефевр (посмертно) и лейтенант Жак Андре. Правительство Франции наградило «Нормандию-Неман» Военным крестом, орденом Почётного легиона, Военной медалью и Орденом Освобождения.

Ролан де ла Пуап был в числе первых пилотов, отправившихся в нашу страну. В составе авиаполка «Нормандия-Неман» произвёл более ста двадцати вылетов, одержав восемнадцать побед! За один день он смог уничтожить два фашистских самолета. Указом Президиума Верховного Совета СССР за воинскую доблесть и мужество Ролану было присвоено звание Героя Советского Союза. Много позже в 2008 году отставной полковник, граф де ла Пуап удостоился одной из главных наград Франции – Большого креста ордена Почетного легиона. После окончания войны Ролан служил в ВВС Франции до 1947 года, потом стал бизнесменом. Заработанное состояние потратил на создание морского зоопарка «Marineland» на Лазурном побережье Франции. Скончался знаменитый ас «Нормандии» по естественным причинам 23 октября 2012 года в городке Сен-Тропе на девяносто третьем году жизни.


После окончания военных действий пилоты и семьи погибших летчиков получили денежное вознаграждение от СССР. Общая сумма составила около 250 тысяч долларов. Наша страна также подарила самолеты, на которых французы сражались с немецко-фашистскими захватчиками (сорок один Як-3). Для сравнения, английское министерство военных дел согласилось не отдать, а продать всего-навсего бомбардировщики, на которых воевали пилоты из Франции. 20 июня 1945-го французы вернулись домой.

История одного авиаполка
Французский летчик полка «Нормандия-Неман» и советские техники готовят истребитель Як-3 к вылету. Летчик на фото — лейтенант Роже Марки. По окончании войны на его счету было 13 сбитых немецких самолетов. На крыле также стоит авиамеханик старший сержант Леонид Иванович Санин


У себя на родине «Нормандия-Неман» стала элитной частью. Полк участвовал в войне в Индокитае, в бомбежке Югославии в составе войск НАТО.
«Каждый, поступающий к нам на службу, проходит тестирование на знание полковой истории. Мы очень гордимся прошлым, оно является частью нашего престижа», – из речи бывшего командира «Нормандии-Неман» Франсуа Трико.


В 1995-ом в России в честь пятидесятилетия полка почетное название «Нормандия-Неман» было присвоено восемнадцатому гвардейскому авиаполку, воевавшему в прошлом вместе с французами. Полк базировался на аэродроме поселка Галёнки, расположенном в Приморском краю. К сожалению, в связи с очередной реформой Вооруженных Сил нашей страны в 2009 году ряд полков прекратил свое существование. В их число попал и восемнадцатый гвардейский. Его правопреемницей назначили авиационную базу на Дальнем Востоке под номером 6988. В том же году из-за сокращений численности французской армии приостановили деятельность одноименной французской истребительной группы, размещавшейся в городе Кольмар. Часть пилотов и самолётов вместе с полковым флагом присоединили к военной базе в Реймсе. Это произошло как раз накануне отмечавшегося в 2010-ом года франко-российской дружбы.

«После роспуска эскадрилий «Лотарингия» в 2005 и «Эльзас» в 2009 – это уже третья часть, созданная де Голлем, которая исчезла», – возмущенно писали французские газеты. А вот, что говорит по этому поводу ветеран войны Ж. Мазюрель: «Мы испробовали все, чтобы сохранить «Нормандию». Это решение не может оставить никого из летчиков равнодушными ни во Франции, ни в России».


К концу 2012 года власти обязались восстановить полк на базе Монт-де-Марсан. Он примет на вооружение истребители «Рафаль».

История одного авиаполка
Французский летчик полка «Нормандия-Неман» лейтенант Роже Марки у кабины своего истребителя Як-3. По окончании войны на счету Марки было 13 сбитых немецких самолетов


В 2012 исполняется семьдесят лет прославленному авиационному полку. Что это значит на сегодняшний день? Кто бережно хранит в сердце память о «Нормандии-Неман»? В 2010 году музей авиаполка в родном городке М. Лефевра Лез Андели закрылся из-за отсутствия финансовой поддержки. Музей работал за счет денег городской администрации, а также продажи книг и проведения собраний. Работники заведения говорили, что вырученных средств едва хватало на зарплату. В итоге власти приняли решение перенести экспозицию в Ле Бурже в Музей авиации и космонавтики. Сегодня там хранится единственный экземпляр подлинного «Як-3» полка «Нормандии-Неман». Экспозицию откроют для публики в 2013 году. В то же время в России на сегодня существует около двадцати музеев прославленных «нормандцев» на базе школ. В столице их пять. Здесь проходят встречи детей с ветеранами, круглые столы и выставки. Патриотическим воспитанием детей занимается Ассоциация ветеранов полка, возглавляемая Анатолием Фетисовым. Причем занимается без государственной помощи. Только полгода назад у Ассоциации появилось небольшое собственное помещение на территории завода им. В. Ильича.

Надо заметить, что во Франции об истории легендарной «Нормандии-Неман» очень мало известно широкой публике. Школьные учебники по истории вообще не упоминают об авиаполке. К французским ветеранам часто приезжают журналисты и гости, но по большому счету все они из стран бывшего Советского Союза. Такое отношение можно объяснить тем, что Франция в целом очень слабо привязана к памяти о той страшной войне. Да и как сравнить то, что пережило это государство, с невообразимыми страданиями советского народа. Для стран бывшего Советского Союза Вторая Мировая с двадцатью семью миллионами погибших значит гораздо больше, чем для Франции, потерявшей около пятидесяти тысяч человек.

Хочется надеяться на то, что в будущем наши потомки по всему миру будут помнить истинных героев той страшной войны, а не думать, что Вторую Мировую выиграла дюжина американцев с автоматами.

История одного авиаполка
Советские военнослужащие и французские летчики третьей эскадрильи полка «Нормандия-Неман» у истребителя Як-3


История одного авиаполка
Французские летчики из состава эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшиеся с немцами на нашем фронте: младший летчик Жозеф Риссо, лейтенант Дервиов и лейтенант Ноэль Кастелен. На заднем плане истребитель Як-1Б


История одного авиаполка
Французские летчики из состава эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшиеся с немцами на нашем фронте: младший летчик Жозеф Риссо, лейтенант Дервиов и лейтенант Ноэль Кастелен. На заднем плане истребитель Як-1Б


История одного авиаполка
Самолет-истребитель Як-3 полка Нормандия-Неман на аэродроме Штутгарта проходит техобслуживание советскими техниками перед перегоном во Францию. После окончания войны 41 боевой самолет-истребитель Як-3, на которых воевали французские летчики полка Нормандия-Неман, был передан в дар Франции. 20 июня 1945 года французские летчики на этих самолетах вернулись на родину. Эти истребители стояли на вооружении Франции до 1956 года


История одного авиаполка

Самолет-истребитель Як-3 полка Нормандия-Неман уже во Франции (на самолете закрашены советские опознавательные знаки)


История одного авиаполка
Самолет-истребитель Як-3 полка Нормандия-Неман перед перелетом во Францию. Американский техник осматривает кабину самолета. Аэродром в пригороде Штутгарта, июнь 1945 г


История одного авиаполка


История одного авиаполка
Капитан Жозеф Риссо у своего Як-3 №1 из полка «Нормандия-Неман». Интересная деталь: отсутствие белой полосы на руле. Обычно руль французских самолетов раскрашивался в цвета национального флага (красный, белый, синий), и в здесь по неизвестной причине отсутствует белая полоса.В 1940 году Жозеф Риссо вместе со своим другом Никлоссом попытались сбежать из вишистской Франции на захваченном самолете Кодрон «Самун». Заблудившись, беглецы приземлились в Испании, где были взяты под стражу. После Риссо все же удалось добраться до Англии, откуда с первой группой французских летчиков — добровольцев отправился в СССР для формирования группы GC 3 «Нормандия». Первую официальную личную победу одержал 14 сентября 1943 года, всего одержал 11 официальных побед (5 из них — в составе группы) и 4 неподтвержденные
Автор: Игорь Сулимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 75
  1. Милафон 24 ноября 2012 09:59
    Приятно читать такие статьи!
    Милафон
  2. omsbon 24 ноября 2012 09:59
    Очень жаль, что с уходом из жизни ветеранов войны, уходит и память о больших жертвах и страданиях людей в той войне.
    К сожалению, не только во Франции, но и у нас стали забывать и принижать величие подвига народа.
    1. Громобой 24 ноября 2012 21:36
      живой пример
      в Самаре есть ул.В.Фадеева.наэтой улице жена в школе работает.случайно зашёл разговор в честь кого названа.результат-0.и это 7 класс.а Фадеев один с12 мессерами бой принял и 2сбил,но сам погиб.вот фото:
      1. vikontas56 25 ноября 2012 03:16
        Фадеев летал в одном полку с Покрышкиным,который писал о нем в своей книге "Небо войны".Однажды,возвращаясь с задания обнаружил румынскую кавалерийскую часть и атаковал ее!Румыны врассыпную!Оставшиеся после задания боеприпасы быстро закончились и тогда на бреющем Фадеев стал настигать всадников и рубить винтом!Добрался до аэродрома с пустым баком! Был близким другом Покрышкина,ругавшего его за стремление к одиночным полетам,что и стало впоследствии причиной его гибели!
        vikontas56
        1. алекс 241 25 ноября 2012 03:20
          Это байка,извините при всем уважении,может гонять,а не рубить?И ведомым у него был Глеб Голубев,книга в ПАРЕ С СОТЫМ.
          алекс 241
          1. vikontas56 26 ноября 2012 02:28
            Цитировал книгу А.Покрышкина "Небо войны".Если считаешь,что он врет - претензии к нему!Лично я верю!Скорость И-16 была всего 450 км/ч,посадочная - 120.На такой настигнуть всадника и срубить его винтом - легкое дело!А ведомым Фадеева в день его гибели был Андрей Труд!Голубев был ведомым Покрышкина,чей позывной был СОТЫЙ!
            vikontas56
            1. алекс 241 26 ноября 2012 02:31
              А повреждение винта?Можно уйти вслед за всадником?
              алекс 241
  3. Братец Сарыч 24 ноября 2012 10:04
    А, собственно говоря, почему единственной частью? А поляки, чехи? Их-то зачем забывать?
    А история с французами просто показательная - настоящая воинская дружба, во всех проявлениях...
    Братец Сарыч
    1. Арон Заави 24 ноября 2012 11:41
      Совершенно верно. Кстати чешский батальон под командованием п/пка Свободы ,стал действительно первой иностранной частью полноценно вступивший в бой с нацистами в составе РККА. Британских летчиков дравшихся над Мурманском в октябре-декабре 41, все таки к таковым отнести трудно ибо это скорее была экспедиционная группа.
    2. Сахалинец 24 ноября 2012 17:13
      Цитата: Братец Сарыч
      А, собственно говоря, почему единственной частью? А поляки, чехи? Их-то зачем забывать?


      Вы совершенно правы. Польские и чехословацкие части достойно воевали бок о бок с нашими войсками и щедро поливали землю кровью и они так же достойны всеобщей памяти и благодарности.
      1. алекс 241 24 ноября 2012 17:36
        Большинство людей интересующихся историей воздушных войн знают о советских лётчиках - интернационалистах сражающихся в небе республиканской Испании в 1936 - 1939 года. Однако, лишь немногие знают о том, что в период Великой Отечественной войны плечем к плечу с советскими людьми на фронтах и в партизанских отрядах мужественно сражались против фашистских захватчиков более 600 испанских эмигрантов, нашедших в нашей стране свою вторую родину. Ещё осенью 1941 года, в тяжёлые дни обороны Москвы, был создан батальон специального назначения из испанских добровольцев. По плану обороны столицы ему предназначалось защищать участок Красной площади.

        В Советском Союзе жили в ту пору многие опытные командиры испанской республиканской авиации - Леопольдо Маркильяс ( фото справа внизу ), Мануэль Сарауса, Антонио Ариас, Ладислао Дуарте, Марсиано Диас, Франсиско Мероньо, Хоакин Диас и многие другие.

        Все они отдавали свой приобретённый в почти трёхлетних воздушных схватках боевой опыт делу подготовки молодых лётчиков - бойцов Великой Отечественной войны.


        Говорят в народе: долг платежом красен. И движимые тем же чувством, которое вело на подвиги советских соколов в пылающем небе Испании, платили молодые испанские лётчики свой интернациональный долг нашей Родине, отважно сражаясь против общего врага на различных участках огромного фронта.

        Так, в боях под Сталинградом Ансельмо Сепулведа штурмуя на своём Ил-2 немецкие танки, будучи подбитым, не выводя машину из пикирования обрушил её на вражескую колонну. Там же, над Волгой, на Мамаевом кургане, покоятся останки отважного пилота 788-го истребительного авиаполка Хосе Паскуаля Сантамария, имевшего на своем счету 14 воздушных побед и награждённого посмертно орденом Ленина.


        Под Моздоком погиб в воздушном бою истребитель Исидоро Нажера, а на кладбище в Баку высится памятник другому отважному защитнику Кавказа, командиру истребителей Мануэлю Сараусе ( фото слева ), погибшему при аварии самолёта.

        В Феврале 1942 года был сбит в воздушном бою над украинской землей истребитель Альфредо Вильялон. Он был захвачен фашистами и расстрелян в Житомире. В небе Украины погиб в Декабре 1943 года и Антонио Урибе.

        Лётчик 153-го Гвардейского истребительного авиаполка Хосе Креспильо пал в воздушном бою над территорией Польши. При штурмовке вражеских танков в Венгрии, близ озера Балатон, погиб Сеферино Муньос. В 1944 году в боях над землей Эстонии пал смертью героя Игнасио Агирре Бекито
        алекс 241
        1. алекс 241 24 ноября 2012 17:38
          ................................................................................
          ........................................
          алекс 241
          1. EvgAn 25 ноября 2012 11:40
            Так нелюбимые здесь лаймы тоже воевали с территории СССР - у них были эскадрильи в Мурманске и Архангельске, которые занимались разведкой и прикрытием морских конвоев.
            EvgAn
    3. Dikremnij 27 ноября 2012 05:35
      Во многие польские и чешские части поначалу призывали солдат и офицеров из западных Белоруссии и Украины, так что чешскими и польскими они назывались условно, скорее для пропаганды. По настоящему чешскими и польскими они стали чуть позже.
      Заметьте, при этом я не отрицаю вклада в победу над фашистской Германией наших союзников, просто расставлю все точки над "i".
      Dikremnij
  4. Ринго 24 ноября 2012 10:40
    Французы, такие французы. Они воевали и за Гитлера и против него. Читал книгу французского парня служившего в вермахте Ги Саера «Последний солдат третьего рейха» и про его отношение к русским как к недочеловеком.
    Ринго
    1. СеТ 24 ноября 2012 13:25
      Ринго ты статью прочитал.
      СеТ
  5. predator.3 24 ноября 2012 12:48
    Никак не пойму, как через внутреннюю полость храповика проходит ствол автоматической пушки ШВАК ?
    predator.3
  6. Yuri11076 24 ноября 2012 12:50
    Спасибо за статью, нужно помнить свою историю...
  7. predator.3 24 ноября 2012 12:56
    Никак не пойму, как через внутреннюю полость храповика проходит ствол автоматической пушки ШВАК ?
    predator.3
    1. Братец Сарыч 24 ноября 2012 14:20
      Храпово́й механи́зм (храпови́к) — зубчатый механизм прерывистого движения, предназначенный для преобразования возвратно-вращательного движения в прерывистое вращательное движение в одном направлении. Проще говоря, храповик позволяет оси вращаться в одном направлении и не позволяет вращаться в другом. Храповые механизмы используются достаточно широко — например, в турникетах, гаечных ключах, заводных механизмах, домкратах, лебёдках и т. д.

      Храповик обычно имеет форму зубчатого колеса с несимметричными зубьями, имеющими упор с одной стороны. Движение колеса в обратную сторону ограничивается собачкой, которая прижимается к колесу пружиной или под собственным весом.

      Или вы подразумевали редуктор?
      Насколько я помню ствол проходил через редуктор, а не храповик...
      Братец Сарыч
      1. Инсургент 24 ноября 2012 19:38
        Еще сложней через синхронизатор через винт самолета фрицы придумали первые
        Инсургент
    2. алекс 241 24 ноября 2012 17:43
      Вот ознакомтесь.....................
      алекс 241
  8. Navuxonastupil 24 ноября 2012 13:36
    Цитата: predator.3
    Никак не пойму, как через внутреннюю полость храповика проходит ствол автоматической пушки ШВАК ?

    what Думаю там для этого специальная дырочка предусмотрена..
    1. predator.3 24 ноября 2012 17:53
      ну дырочка это понятно, а как коленвал крутится ?
      predator.3
      1. алекс 241 24 ноября 2012 18:28
        Вооружение одновинтовых истребителей с моторами воздушного охлаждения может оказаться проблемой. Не так легко найти место для пушек и пулеметов и сохранить при этом хорошую аэродинамику. Лучше всего ставить оружие в носовой части. Но если и удастся не выйти за габариты мотора, проблема не решена. На пути снарядов — вращающиеся лопасти винта. Это и заставляло авиаконструкторов располагать оружие на крыльях. Пока были невелики скорости полета и калибр оружия, наросты на консолях лишь незначительно увеличивали сопротивление воздуха. Но число пулеметов на крыльях неуклонно росло и достигло перед второй мировой войной двенадцати. Назревал переход количества в качество — замена пулеметов пушками.

        Патент на пушку, стреляющую через полый вал редуктора, взят фирмой «Даймлер» еще в 1913 году, а на пулемет, синхронизированный с мотором, тогда же немецкой фирмой LVG. Однако впервые пулеметный синхронизатор появился на французских истребителях времен первой мировой войны, и его изобретатель Гарро ошеломлял немцев, с легкостью сбивая невооруженные «фоккеры».

        Первую синхронизированную пушку установил на советском истребителе И-16 конструктор Герой Социалистического Труда Б. Шпитальный. При скорости вращения трехлопастного винта 1500 об/мин скорострельность пушки должна быть 1500 Х 3 = 4500 выстрелов в минуту. Оружейники создали синхронизатор, позволяющий производить один выстрел на один оборот винта. Они доказали, что синхронная пушка безопасна для истребителя и снаряд, случайно пробивший лопасть, не погубит самолет. ЛА-5 нес две пушки ШВАК. А вскоре машина ощетинилась реактивными снарядами и бомбами на внешней подвеске...
        алекс 241
      2. Братец Сарыч 24 ноября 2012 18:35
        Э, где коленвал, и где пушка!
        Коленвал внутри двигателя, а пушка снаружи, в развале блока цилиндров...
        Братец Сарыч
        1. cherkas.oe 24 ноября 2012 18:55
          Цитата: Братец Сарыч

          Братец Сарыч

          Правильно. Так и написано У Яковлева в книге "Записки конструктора" ,которую прочёл в 68-м году :" пушка была размещена в развале блока цилиндров ,а ствол проходил через вал редуктора".
  9. И-16М 24 ноября 2012 16:24
    Как сказал один персонаж в фильме Чокнутые "... в России иностранцев любют" Забыты герои, полки, дивизии, воздушные армии. Не каждый, кому 25 и меньше, знает кто такой Покрышкин. А французы в почёте. Помним и чтим легендарную и доблестную французскую эскадрилью! Обязательно упомянут в документальном фильме, не пройдут стороной в художественном. Как то само собой эскадрилья Нормандия-Неман стала вехой Великой Отечественной...
    Молодцы французские лётчики, не отсиделись за проливом, громили фашистов и погибали. Дрались с врагом, как и подобает солдатам.
    Но!
    Это лишь капля в море воздушной войны, в которой тысячи наших лётчиков выстояли и одержали безоговорочную победу! Сколько было эскадрилий в Красной Армии? ... Зато Нормандию знают. Потому, что политика. Потому, что иностранцы, а их здесь "любют" больше, чем русских, пускай и трижды героев.
    И-16М
    1. Karlsonn 24 ноября 2012 17:03
      И-16М
      уважаемый, сейчас скорее про "Красных хвостов" молодь гораздо больше знает, чем про ту же Нормандию-Неман.

      Автору - спасибо drinks .
      на фото: Истребитель Як-3 полка Нормандия-Неман в полете.
      1. И-16М 24 ноября 2012 17:14
        Кстати, а кто такие "хвосты красные"? smile
        И-16М
        1. Братец Сарыч 24 ноября 2012 17:35
          Дык это ж кино смотреть надо! Есть еще кое-какие развесистые клюквы про войну в воздухе, и просто про войну...
          Братец Сарыч
        2. Karlsonn 25 ноября 2012 01:29
          И-16М
          страшно сказать:
          - негры в воздухе fellow , причем отнюдь не баскетболисты laughing
          ну а если серьезно, то - 332-я летная группа из Таскиги.
          на фото:
          Чернокожие пилоты 332-й истребительной эскадрильи ВВС США на предполетном инструктаже на итальянском аэродроме Рамителли (Ramitelli).

          про них Голливуд два фильма заснял:
          - "Пилоты из Таскиги" - весьма не плох;
          - "Красные хвосты" - гуано, на мой личный вкус.
          1. алекс 241 25 ноября 2012 01:38
            Доброй ночи уважаемый,рад Вас в идеть,жаль что на такие статьи так мало откликов,тема интереснейшая!Вот нарезка из Пилотов.........у нас шел под названием ЧЕРНЫЙ ТОП ГАН.
            алекс 241
            1. алекс 241 25 ноября 2012 01:41
              .......................................
              алекс 241
              1. алекс 241 25 ноября 2012 01:45
                Красные хвосты-трейлер,о художественных достоинствах спорить не буду,но посмотреть нужно оба фильма.
                алекс 241
            2. Karlsonn 25 ноября 2012 01:48
              доброй hi
              это "пилоты из Таскиги" и есть
              http://www.rutor.org/torrent/139496/piloty-iz-taskigi_the-tuskegee-airmen-1995-d
              vdrip-ot-generalfilm
              1. алекс 241 25 ноября 2012 01:51
                У меня кассета до сих пор жива ЧЕРНЫЙ ТОП ГАН,видимо дал пиратам подзаработать,но фильма это не умаляет good
                алекс 241
                1. Karlsonn 25 ноября 2012 01:56
                  алекс 241
                  вижу болеете авиацией, тогда вот единственный фильм о Нормандии-Неман, как для ценителя:
                  http://www.rutor.org/torrent/68478/normandija-neman-1960-dvdrip
                  1. алекс 241 25 ноября 2012 01:59
                    Это моя жизнь,спасибо буквально два дня назад пересмотрел,ссылку на фильм выложил выше,перефразируя:у людей определенного склада мысли сходятся soldier good
                    алекс 241
          2. Пупырчатый 25 ноября 2012 21:59
            По фильмам соглашусь. Вообще - весьма боеспособная часть получилась.
            1. алекс 241 25 ноября 2012 22:00
              Привет Жень люди осознанно шли на это.
              алекс 241
              1. Пупырчатый 26 ноября 2012 00:09
                Привет Саш.
                Да, причем большинство - с универами и прочим, по сути - верхушка, элита афро-американская. Кстати, как я читал, в отличие от того, как это показано в фильмах, ребята получали поддержку со стороны непосредственного командования.
  10. Волосатый сибиряк 24 ноября 2012 16:46
    Статья начинается со слов :"В одном маленьком московском сквере есть памятник." Вот памятник:

    А вот памятник Морису де Сейну и Владимиру Белозубу на юге Франции в г. Оранж на авиобазе НАТО.

    Кстати :«Нормандия-Неман» формировался не из простых летчиков, а из представителей дворянства, которые шли на фронт добровольно.
  11. алекс 241 24 ноября 2012 17:00
    http://kinofilms.tv/film/normandiya-neman/22239/ ссылка на фильм.рекомендую посмотреть.
    алекс 241
  12. halter 24 ноября 2012 17:14
    они конечно настоящие мужчины, но гречневую кашу надо кушать, она полезнее и питательнее, чем земноводные и виноградные слизняки.
    halter
    1. Братец Сарыч 24 ноября 2012 17:36
      Кстати, гречневая крупа есть и во Франции, и кажется именно в Нормандии...
      Братец Сарыч
  13. Егоза 24 ноября 2012 17:33
    Цитата: halter
    но гречневую кашу надо кушать

    Так у них это в подсознании....Еще в 18 веке во Франции кормили свиней гречкой, чтоб они жирными не были. Отсюда и пошло отношение к этому продукту!
    По поводу иностранцев....Поляки и чехи, которые потом формировали свои части, в основном уже были на территории СССР (не будем уточнять где, как и по каким причинам). А французы прорывались в СССР, чтобы драться\ с фашистами. потому так их и отличают.
  14. vladimirZ 24 ноября 2012 18:12
    Читал, что во Франции восстановили авиаполк "Нормандия-Неман".
    А у нас Сердюков практически всю именную гвардию уничтожил.
    1. valokordin 24 ноября 2012 21:56
      А с чьего позволения?
  15. igordok 24 ноября 2012 18:43
    Меня заинтересовали опознавательные знаки полк Н-Н.
    По некоторым фотографиям я понял: на фюзеляже большая звезда, на киле лотарингский крест, а кок окрашен цветами флага. На двух фотография под кабиной присутствует французская эмблема ВВС. Где бы можно найти полную информацию?

    И еще французы отмечали победу эмблемой государства, которого сбили. Наши отмечают звездочкой, не указывая кого. У кого корректней, а то ведь кто то из французов в Африке посбивал британцев, как бы наших союзников. Немцы победы рисовали на киле черточками, иногда рисуя эмблему страны.
  16. алекс 241 24 ноября 2012 18:47
    вот ссылка
    .....................http://nor-neman.ru/
    алекс 241
  17. Громобой 24 ноября 2012 19:19
    уже после ВОВ А.Покрышкин говорил,что уверенней всего он чувствовал себя на" аэрокобре".и даже усовершенствовал управление огнём ,огоннь из всех пушек отрывался нажатием ,только на одну гашетку.интересно,как оцениваете вы эффективность и надёжность советских и союзнических истребителей(с мнением Покрышкина можете и не соглашаться:) ).
    1. алекс 241 24 ноября 2012 19:26
      Кобра при перетягивании ручки,легко входила в штопор из коего трудно выводилась,достоинство хорошая радиостанция,мощное вооружение,и двигатель за спиной летчика,как защита.
      алекс 241
      1. алекс 241 24 ноября 2012 19:32
        .....................
        алекс 241
        1. алекс 241 24 ноября 2012 19:34
          .........................
          алекс 241
    2. Инсургент 24 ноября 2012 19:40
      Кинг кобра удачней была
      Инсургент
      1. алекс 241 24 ноября 2012 19:48
        Мне это ближе
        алекс 241
  18. Yazov 24 ноября 2012 19:21
    ,,Французы не могли ориентироваться в заснеженных степях России. Это стоило жизни Жану Рею, который вместе с Луи Астье во время задания в августе 1943-го года оказался над территорией врага и был обстрелян.,,
    Какие снега в августе?
  19. vladimirZ 24 ноября 2012 19:32
    А французские авиатехники в наших условиях не смогли работать, пришлось заменить на русских специалистов ИАС.
    Тяжёлая работёнка у техсостава, что скажешь, и в наше время приходится на морозе, на ветру голыми руками работать, так что пальцы иногда попросту перестают двигаться.
  20. halter 24 ноября 2012 19:38
    слышал, что гречневая каша усваивается организмом в значительном обьеме, и была рекомендована летчикам дальней авиации именно по этой причине.(какать не хочется.) прошу физиологов подтвердить или опровергнуть.
    halter
  21. Громобой 24 ноября 2012 23:17
    в кинофильме Озерова есть эпизод про Нормандию.посмотрите кто не видел.разрывает!
    1. алекс 241 24 ноября 2012 23:18
      Леш ссылка есть?
      алекс 241
  22. Громобой 25 ноября 2012 00:03
    у меня диск.гуглить надо.в серии про форсирование Днепра.
    1. алекс 241 25 ноября 2012 00:14
      Леш Освобождение?Ромашишка.................?
      алекс 241
      1. Karlsonn 25 ноября 2012 01:43
        лови
        http://www.rutor.org/torrent/15944/osvobozhdenie-poslednij-shturm-1971-dvdrip-ot
        -rusfilm
        1. алекс 241 25 ноября 2012 01:54
          Но тем не менее спасибо,есть неравнодушные люди.
          алекс 241
      2. Братец Сарыч 25 ноября 2012 21:42
        Ромашишка - это Беспокойное хозяйство...
        Братец Сарыч
        1. Братец Сарыч 25 ноября 2012 23:23
          И это первый наш фильм, в котором речь заходит о французских летчиках и о боевой дружбе с французами!
          Братец Сарыч
  23. Громобой 25 ноября 2012 01:20
    освобождение ч.2
    1. алекс 241 25 ноября 2012 01:23
      Леш я нашел,спасибо!
      алекс 241
      1. Karlsonn 25 ноября 2012 01:50
        эть, опоздал ... feel
    2. Karlsonn 25 ноября 2012 01:46
      вроде последняя часть belay
      1. алекс 241 25 ноября 2012 01:49
        Уточню-КРАЙНЯЯ good
        алекс 241
        1. Karlsonn 25 ноября 2012 01:59
          с определением согласен lol
  24. алекс 241 25 ноября 2012 02:02
    Последние в очереди в парикмахерской laughing
    алекс 241
    1. Громобой 25 ноября 2012 02:39
      промашка вышла.ч3,ане ч.2
      1. алекс 241 25 ноября 2012 02:41
        Леш я нашел,спасибо.Я эту эпопею как стишок помню.
        алекс 241
  25. xan 25 ноября 2012 02:24
    читал, что во франции после войны устроили показательные воздушные бои между спитфайрами и як-3. во всех случаях победила нормандия-неман на як-3.
    если будет существовать французская "Нормандия-Неман", значит во франции будут серьезные люди, знающие кто на самом деле довел гитлера до самоубийства
    xan
  26. алекс 241 25 ноября 2012 02:37
    Вот небольшая нарезка,не по теме,но тем не менее,как это было!
    алекс 241
    1. Karlsonn 25 ноября 2012 21:41

      ну и мои пять копеек drinks .
      1. алекс 241 25 ноября 2012 21:44
        Какие же это пять копеек?Тянет на золотой червонец good drinks
        алекс 241
  27. алекс 241 25 ноября 2012 21:47
    это Вам drinks ...................
    алекс 241

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня