Ла-9: Достоинства и недостатки первого советского истребителя с полностью металлическим фюзеляжем

28
Ла-9: Достоинства и недостатки первого советского истребителя с полностью металлическим фюзеляжем

Несомненно, лучшим советским истребителем времен Великой Отечественной войны был легендарный Ла-7. Между тем имелся у творения КБ «Лавочкина» и существенный недостаток, впоследствии вылившийся в проблему.

Все дело в том, что корпус самолета был выполнен из дерева. В итоге, крылатая машина была непригодна для полетов в плохую погоду, так как, попадая под дождь, впоследствии быстро выходила из строя. Естественно, и хранить Ла-7 можно было только в сухом, закрытом ангаре, что в боевых условиях удавалось далеко не всегда.



Решать вышеописанную проблему советские конструкторы начали уже в 1945 году. При этом модель истребителя под номером 130, в дальнейшем ставшая серийным Ла-9, успешно прошла финальные испытания в октябре 1946-го.

Стоит отметить, что перед моделью 130 были две промежуточные – 120 и 126.

Касательно Ла-9, самолет во многом превосходил своего легендарного предшественника. В частности, новый истребитель отличался более высокой продолжительностью и дальностью полета, а благодаря корпусу из металла удалось не только решить проблему быстрого выхода из строя крылатой машины, но и снизить ее вес на целых 150 кг.

Кроме того, в Ла-9 были удалены предкрылки, которые в Ла-7 выдвигались несинхронно и затрудняли управление. К слову, о последнем, как тогда заявляли летчики-испытатели, управлять новым истребителем было в целом гораздо проще, кабина была лучше оборудована. В частности, пилоту были доступны: аппарат опознавания «свои-чужие» СЧ-3М, радиополукомпас, авиагоризонт и пр.

Также у нового самолета повысилась устойчивость при взлете и наборе высоты.

Наконец, к «мелким» преимуществам, которые отметили летчики, можно отнести удобное кресло.

Впрочем, в ходе испытаний был выявлен и ряд недостатков. Среди них: недостаточная скорость для пикирования, плохой задний обзор из-за антенны, отсутствие автоматической винто-моторной группы, неприспособленность для ночных вылетов и слабая (по сравнению с Як-3) маневренность.

Между тем, после прохождения испытаний и начала серийного выпуска, Ла-9 еще не единожды модернизировался.

Об истории создания и судьбе первого в СССР истребителя с полностью металлическим фюзеляжем:

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    11 июня 2023 06:07
    Истребитель ла7 типичные машины военного времени. Конечно же, ни в каких ангарах их никогда не хранили, но и из строя от попадания в дождь он не выходил.
    1. +7
      11 июня 2023 06:12
      Дельта-древесина (многослойный клееный эпоксидкой шпон, клеился под давлением) к влаге была устойчива. И горела эта древесина плохо. Вот щепки от неё летели при попадании пуль, потому гансы ехидно и называли наши самолёты "рус фанера" (с) И тяжелая была - деталь тяжелее была аналогичной детали из металла.

      (с) Яковлев "Свои самолёты, свои моторы"

      зы по современным классификационным признакам дельта-древесину можно отнести к прообразу первых композитных материалов.
      1. 0
        11 июня 2023 21:15
        Дельта- древесина использовалась на ЛаГГ-ах, в дальнейшем от неё отказались из-за использования дефицитного химсырья, упрощения технологии и для снижения веса.
    2. +2
      11 июня 2023 06:33
      Цитата: certero
      Истребитель ла7 типичные машины военного времени

      Это отличный истребитель! Особенно, на малых и средних высотах, на которых и велись все бои на Восточном фронте...
  2. +7
    11 июня 2023 06:09
    Главный недостаток-он опоздал! Цельно- металлические самолеты строились уже давно.В небе уже были реактивные машины и со стреловидным крылом.
    Машина бы неплохо показала бы в ВОВ.Лет 5 назад. Прогресс тогда был стремительным. hi
    1. +1
      11 июня 2023 06:21
      да, еще Ju-52 был уже цельнометаллическим (если не путаю).
      а это 1930е годы.
      1. +4
        11 июня 2023 06:55
        Не путаете, но был J.1 1915 г. и ТБ-1 1925 г.
    2. +3
      11 июня 2023 07:31
      Главный недостаток-он опоздал! Цельно- металлические самолеты строились уже давно.В небе уже были реактивные машины и со стреловидным крылом.

      Он не опоздал. Единственным средством доставки атомной бомбы были летающие крепости Б-29, вот для перехвата их и построили в пожарном порядке перехватчик с гермокабиной и мощным вооружением. Реактивные самолеты еще не были достаточно освоены авиапромышленностью, чтобы выпускаться в требуемом количестве.

      Машина бы неплохо показала бы в ВОВ.Лет 5 назад

      В маневренном бою на виражах она бы проиграла Мессершмиту, но могла бы уйти от него на скорости. Этот истребитель был уже специализированным перехватчиком.
  3. +9
    11 июня 2023 06:21
    Впрочем, в ходе испытаний был выявлен и ряд недостатков. Среди них: недостаточная скорость для пикирования, плохой задний обзор из-за антенны, отсутствие автоматической винто-моторной группы, неприспособленность для ночных вылетов и слабая (по сравнению с Як-3) маневренность.

    После этого абзаца расхотелось смотреть видео от очередного "эксперта". Про фанеру под дождем даже цитировать стыдно.
  4. +15
    11 июня 2023 06:44
    Прям распадался на составляющие под дождём, ага ага. И ангары прям для всех самолётов строили. Ну и лажа, автор, незачёт.
    1. 0
      11 июня 2023 06:48
      В самом лучшем случае брезентом тогда накрывали самолеты. Какие нафик ангары на полевых аэродромах?
      Мало-мальски ровное поле подходящего размера - вот и весь аэродром. Это гансы на поле клали металлически полосы чтобы в дождь не раскисала земля - наши зело удивлялись гансовской хитрости.
      Отбить у гансов полевой аэродром без особых повреждений - считалось удачей. Гансы любили с комфортом летать и обустраивали свои аэродромы по полной. Но и у них ангаров не было на полевых аэродромах.
  5. Eug
    +3
    11 июня 2023 06:45
    Странно, что автор не упомянул крыло ламинарного профиля, установленное на Ла-9. По маневренности уступал Як-3 в горизонтальной маневренности в
    диапазоне высот от 2000 до 5000 метров. Но вооружение - 4 х 23 мм.пушки - говорит о том, что это скорее был истребитель "против бомбардировщиков", да и с высотностью у него было получше, чем у других советских истребителей того времени.
  6. +4
    11 июня 2023 06:55
    На Ла-7 заканчивал войну Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. И предпочитал его всем другим типам истребителей. О нём также хорошо отзывался великий советский ас Александр Иванович Покрышкин. Так что в отношении трудностей управления этим самолётом мнение весьма спорно.
    1. +2
      11 июня 2023 07:40
      На Ла-7 заканчивал войну Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. И предпочитал его всем другим типам истребителей

      Он и начинал на Ла-5. И летчики не выбирали на чем им летать. Предпочтения не учитывались. Тем более ему тяжело было бы переучиваться, например, на Аэрокобру с ее задней центровкой, на которой летал Покрышкин и другие самые результативные асы ВОВ, но они все имели опыт пилотирования сложного в управлении И-16 со схожей центровкой, поэтому и освоили Аэрокобру, в отличии от американских и английских летчиков. Наши молодые летчики, не прошедшие обучения на И-16 тоже трудно осваивали Аэрокобру.
      Так что в отношении трудностей управления этим самолётом мнение весьма спорно.

      Этот "эксперт" вероятно перепутал с Аэрокоброй.
  7. 0
    11 июня 2023 07:01
    Цитата: Eug
    Странно, что автор не упомянул крыло ламинарного профиля, установленное на Ла-9. По маневренности уступал Як-3 в горизонтальной маневренности в
    диапазоне высот от 2000 до 5000 метров. Но вооружение - 4 х 23 мм.пушки - говорит о том, что это скорее был истребитель "против бомбардировщиков", да и с высотностью у него было получше, чем у других советских истребителей того времени.

    Это уже был почти настоящий истребитель-перехватчик очень нужный в то время, заточенный на летающие крепости бывшего союзника, которые были уже носителями атомных бомб и ему нужны были огневая мощь и скорость, а не маневренность как у И-16, который был поманевреннее МиГ-1, но перехватить Ю-88 ему было из-за недостаточной скорости трудно, а вот зарубиться с Мессером на виражах он мог лучше МиГа.
  8. +2
    11 июня 2023 07:17
    ... истребителя с полностью металлическим фюзеляжем:
    Тут надо добавить: "КБ Лавочкина," Так как Первый цельнометаллический советский истребитель носил имя - АНТ-5 (И-4)

    А затем был и такой
    И-12 (АНТ-23) "Бауманский комсомолец"⁠⁠
    1. -1
      11 июня 2023 08:29
      Тут надо добавить: "КБ Лавочкина," Так как Первый цельнометаллический советский истребитель носил имя - АНТ-5 (И-4)

      Вас автор ввел в заблуждение Ла-9 не был с металлическим фюзеляжем как И-4. Он был с металлокаркасом планера вместо дельта-древесины как у Ла-7 и также обшитым фанерой и обклееным перкалью хвостовым оперением.
      1. 0
        11 июня 2023 09:41
        Цитата: Konnick
        Вас автор ввел в заблуждение Ла-9 не был с металлическим фюзеляжем как И-4.

        Странно, но ладно этот автор, но о том же говорит и Шавров в своей "Истории конструкций самолетов в СССР"1938-1950 гг.
        "... Ла-9 ("130") с АШ-82ФН - развитие Ла-7 с небольшими различиями во внешнем виде... Конструкция цельнометаллическая..."
        1. +2
          11 июня 2023 13:09
          Странно, но ладно этот автор, но о том же говорит и Шавров в своей "Истории конструкций самолетов в СССР"1938-1950 гг.

          Фюзеляж и конструкция планера разные вещи, несущая конструкция фюзеляжа, центроплана, крыльев, хвостовой балки металл, а обшивка фанера и перкаль, поэтому цельнометаллический фюзеляж отсутствовал на Ла-5. Посмотрите картинки цельнометаллического МиГ-15 и Ла-9 и найдите на Ла-9 заклепки как у МиГ-15.
          1. +1
            11 июня 2023 19:06
            Цитата: Konnick
            Посмотрите картинки цельнометаллического МиГ-15 и Ла-9 и найдите на Ла-9 заклепки как у МиГ-15.

            А есть ли они на АНТ - 5 и АНТ-23? И даже на МиГ-9 я их вижу только в центроплане...



  9. +2
    11 июня 2023 07:22
    Все дело в том, что корпус самолета был выполнен из дерева. В итоге, крылатая машина была непригодна для полетов в плохую погоду, так как, попадая под дождь, впоследствии быстро выходила из строя.

    Это был самолет с металлическим каракасом и фанерной обшивкой, кроме хвостового оперения с перкалем. За счет этого удалось снизить вес и жесткость, а не избавление от гниения было целью.
  10. +2
    11 июня 2023 07:37
    Ла-9: Достоинства и недостатки первого советского истребителя с полностью металлическим фюзеляжем

    Даже с названием беда
    Не было цельнометаллического фюзеляжа, была цельнометаллическая несущая конструкция планера с фанерной обшивкой и хвостовым оперением, обклеенным перкалем.
    1. 0
      11 июня 2023 09:47
      Цитата: Konnick
      Не было цельнометаллического фюзеляжа, была цельнометаллическая несущая конструкция

      Из-за недоведенности двигателя АШ-83 ОКБ-301 переключилось на разработку самолета "126" с двигателем АШ-82ФН. В серии "126-й" не строился, но стал предшественником цельнометаллического истребителя "130". Первый экземпляр истребителя "130" построили в январе 1946 года на заводе N21, выпускавшем Ла-7.
      От Ла-7 у истребителя "130" мало что осталось. Прежде всего новый самолет был цельнометаллической конструкции, что позволило снизить вес планера. Крыло стало однолонжеронным с работающей на кручение обшивкой. Как и у Ла-7 оно состояло из центроплана и двух консолей. Угол поперечного V 6 град. На задней стенке крыла навешивались элероны типа Фрайз с полотняной обшивкой и неуправляемыми триммерами, а также посадочные щитки с углом отклонения до 60 град., расположенные между фюзеляжем и элеронами. Обшивка щитков выполнялась из электрона толщиной 1,2 мм. Выпуск и уборка щитков осуществлялись с помощью гидравлических приводов. Ламинарный профиль крыла с улучшенным сопряжением его с фюзеляжем за счет установки зализов, или как их тогда называли ферингов, способствовал снижению лобового сопротивления.

      Фюзеляж типа полумонокок состоял из лафета, передней и хвостовой части. На лафете, в пиле сварной фермы, кренились двигатель и пушечное вооружение. Передняя, с более просторной кабиной чем у Ла-7, и задняя части фюзеляжа стыковались между собой четырьмя узлами на болтах по 7-му шпангоуту.

      Улучшили температурный режим кабины шикни благодаря герметизации ее и отсека силовой установки, а также регулировки всасывания воздуха, подводящегося в мотор из специального заборника.

      Фонарь летчика состоял из козырька с передним бронестеклом, средней подвижной и задней частей. Средняя часть фонари открывалась и закрывалась с помощью лебедки, установленной на правом борту, и имела устройство аварийного сброса в полете.

      Вертикальное оперение состояло из киля, выполненного за одно целое с фюзеляжем и руля поворота, а свободнонесущее горизонтальное оперение симметричного профиля - из двух консолей стабилизатора с рулями высоты. Угол установки горизонтального оперения: + 1 град. На серийных машинах этот угол увеличили до +1,5 град.. Рули высоты и поворота с металлическим каркасом и полотняной обшивкой имели аэродинамическую компенсацию и весовую балансировку. Для снижения усилий на командных органах управления они оснащались триммерами.
      Это из "Уголка Неба"
      1. +3
        11 июня 2023 13:29
        Это из "Уголка Неба"

        Таких писателей в интернете завались. Цельнометаллический самолет это самолет где нет других материалов кроме металла в несущей конструкции и обшивке.
        1. 0
          11 июня 2023 18:46
          Цитата: Konnick
          Таких писателей в интернете завались.

          Хорошо, а Шавров В.Б. Вас чем не устроил? Он так же говорит о ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ конструкции этого самолета, не взирая на то, что небольшая часть имела не металлический состав
  11. +2
    11 июня 2023 20:00
    Все дело в том, что корпус самолета был выполнен из дерева. В итоге, крылатая машина была непригодна для полетов в плохую погоду, так как, попадая под дождь, впоследствии быстро выходила из строя. Естественно, и хранить Ла-7 можно было только в сухом, закрытом ангаре, что в боевых условиях удавалось далеко не всегда.
    - бедные англичане. Создали свой "Москито" из дерева, а он летать, оказывается, в дождь не имел права, и требовал укрытия ненастной погоды?
  12. +3
    12 июня 2023 08:44
    Цитата: Konnick
    В маневренном бою на виражах она бы проиграла Мессершмиту, но могла бы уйти от него на скорости.


    Спорное утверждение. На чем оно основано?
    Кстати, немецкие пилоты предпочитали бой на вертикали, виражи - не их стихия.
  13. 0
    14 июня 2023 18:02
    Автор как- то пренебрежительно отнесся к предкрылкам. Как будто их дураки ставили на Ла-5/7. Потребность в них отпала из- за нового крыла.