Трудолюбивое Средневековье

66
Трудолюбивое Средневековье
Праздник цеховых мастеров. Какой это цех, непонятно, но люди вышли на городскую площадь перед ратушей и веселятся вовсю! Иллюстрация из учебника по истории Средних веков для 6-го класса


«Он созвал их и других подобных мастеров и сказал: — Вы знаете, что эта работа даёт нам хорошую прибыль.»
Деяния Апостолов, 19:25

Документы истории. Каким представляется нам Средневековье, какие ассоциации вызывает у нас это слово? Ну, прежде всего, конечно, мы вспоминаем рыцарей, «закованных в металлические доспехи», а ещё их замки, стоящие на холмах, отвесных скалах любо на островке посредине реки или озера. Кто-то вспомнит рассказы туристических автобусных гидов, которые сообщают о Средневековье подчас совершенно удивительные вещи: например, что рыцари, одетые в доспехи, так прямо в них и облегчались, что мечи, которыми они сражались, весили по пуду и более, и что, разумеется, они годами не мылись и прозябали в грязи.

Ну и, конечно, что в Средние века всё время люди только тем и занимались, что воевали. При этом они грабили всех подряд, а жилища и сельские нивы сжигали, дабы причинить вред соседям. Кто-то вспомнит ещё и о феодальном праве «первой ночи» и полном бесправии крестьян перед своим могущественным сеньором.



Одним словом, вся жизнь в то время была ну совершенно беспросветной, «всё было мрак и вихрь». Люди не жили, а выживали, да и ещё вдобавок массами мёрли от чумы. Так что ничего хорошего в ту эпоху вроде бы не было. Но… если люди только тем и занимались, что воевали и грабили, то… когда же они создавали всё то, что потом разграблялось? Следовательно, и воевали не всё время, да и время на производительный труд оставалось, не так ли?

Средневековье – это мир каменных замков, которых в Европе построено более 15 000. Но ведь кто-то же их строил, и кто-то кормил тех, кто строил? А ещё в Европе строились города и соборы, и ведь опять-таки этих людей нужно было кормить. Допустим, что крестьяне в деревнях сами шили себе одежду. Но тем же самым строителям одежду кто-то должен был шить! Носили покупную одежду (и обувь) горожане, как торговцы, так и ремесленники, носили её их жены, прислуга, наёмные солдаты, оберегающие покой горожан. Людям требовались перчатки, кошельки, конская упряжь, сёдла для лошадей, посуда и женские украшения, сундуки и стулья, лавки и двери, а ещё замки к этим дверям, петли, на которые их вешали, иголки и нитки, прялки и ткацкие станки. Словом, всем тем, кто жил в эпоху Средневековья, требовалась масса самых разных вещей, которые должны были производить люди самых разных специальностей.

До нашего времени сохранилась «Книга ремёсел» 1263 года, в которой описываются требования к ремесленникам города Парижа и приводятся законы, регулирующие их деятельность. Так вот, из неё становится ясно, что в это время в Париже существовало более 100 самых разных цехов, объединяющих самых разных производителей, выпускавших тысячи наименований товаров. Причём с каждым годом и цехов, и производимых ими товаров становилось всё больше! А всё потому, что рыночные отношения мало-помалу развивались, и совершенствовались орудия труда.

То есть можно вполне доказательно утверждать, что Средневековье было временем трудолюбивых и мастеровитых людей, которые даже при помощи самых простых инструментов могли создавать (и создавали!) массу прекрасных вещей, начиная от самых простых бытовых предметов утилитарного предназначения и вплоть до настоящих шедевров, сделанных из золота и серебра и украшенных драгоценными камнями.

Однако можно ли сегодня познакомиться с работой тогдашних мастеров-производителей поближе и, прежде всего, посмотреть на них, чтобы иметь возможность представить себе их облик и то, как они в то далёкое время работали? Оказывается, такая возможность у нас сегодня есть. А всё благодаря одному очень важному событию, имевшему место в городе Нюрнберге в 1425 году. А было так, что богатый нюрнбергский торговец Конрад Мендель-старший (Мендель-младший в 1380 году основал монастырь) учредил благотворительное заведение – «Дом двенадцати братьев». Называлось оно так потому, что него приняли двенадцать нюрнбергских мастеров, которые ещё могли работать, но в силу своего возраста и состояния здоровья сами себя обеспечить уже не могли. То есть «неквалифицированную рабочую силу» в это братство не принимали. Не принимали в него и священнослужителей. Кроме того, надо было быть гражданином Нюрнберга не менее десяти лет.

Затем, уже в 1501 году по образцу и подобию предыдущего ещё один «Дом двенадцати братьев» учредил другой нюрнбергский торговец – Маттеус Ландауэр-младший. И вот и в первом, и во втором «домах» братства стали вести книги, в которых изображались те люди, которые в них поступали, причём с портретным сходством и… за работой, соответствовавшей их профессии. То есть все иллюстрации в этих книгах – именные, и на каждой изображён конкретный человек, причём в тексте, сопровождающем рисунок, иногда даже можно отыскать его краткие биографические данные.

«Книги двенадцати братьев» велись с 1425 по 1806 год. То есть эти книги охватывают период почти в четыреста лет. Соответственно, в них последовательно отражались все изменения в моде, особенностях трудовых операций, словом, все они – это своеобразная энциклопедия трудовых операций за четыре века!

Все книги «Домов двенадцати братьев» Менделя и Ландауэра сегодня находятся в городской библиотеке Нюрнберга, и благодаря этому она сегодня является наиболее полным и ценным источником изображений по историческому мастерству в Европе.

От пекаря до плотника, от грузчика и до «производителя сахара» – более 1300 изображений описывают нам многочисленные производственные процессы и показывают ремесленные изделия с XV по XIX века. Изображения мастеров в «Книгах двенадцати братьев» давно известны и любимы в специальной и научно-популярной литературе, как в качестве исследовательского материала, так и в виде иллюстраций.

Всего этих книг пять, и каких только специальностей в них нет, включая и самые для нас экзотические. Но мы сегодня посмотрим лишь на иллюстрации с изображениями мастеров-оружейников. А всё потому, что здесь на ВО было уже предостаточно статей с фотографиями артефактов. Так что наши читатели в этом плане могут считаться уже достаточно «подкованными». Но иллюстрации из книги «Двенадцати братьев» ценны тем, что, во-первых, изображают конкретного человека, занятого конкретной работой, с соответствующим инструментом в руках, а во-вторых, под каждой иллюстрацией указан год, и мы можем проследить, так сказать, генезис любого (в данном случае оружейного) производства и то, как оно изменялось на этих самых иллюстрациях. Итак, перед нами иллюстрации, посвящённые ремесленникам – производителям доспехов и оружия.


Брат-кольчужник Хайнц занят плетением кольчуги, 1425 год . Но, как вы видите, технология у него вполне традиционная. Но… ведь 1425 год – это уже время цельнометаллических готических доспехов. Но значит, спрос на кольчуги по-прежнему был! (Amb. 317.2° Folio 10 recto (Mendel I))


Брат-кольчужник Зейц, 1473 год. Прошло полвека, но опять-таки ничего не изменилось. И по-прежнему существует спрос на кольчуги. (Amb. 317.2° Folio 92 verso (Mendel I))


Готические доспехи следовало тщательно отполировать. И занимались этим специальные мастера-полировщики. Вот мастер-полировщик Ганс вручную полирует шлем «жабья голова» специальным полировальным инструментом. Год 1469. (Amb. 317.2° Folio 87 recto (Mendel I))


Но вот прошло время, и многое в труде полировщика изменилось. На иллюстрации мастер Ганс (распространённое в Германии имя) полирует части доспеха при помощи специальных полировальных колёс, которые приводятся во вращение силой падающей воды. Год 1572. Мы видим несомненный прогресс! (Amb. 317b.2° Folio 27 verso (Mendel II))


А вот здесь мы видим, что как ковали панцири вручную, так и куют! Но при этом нужно посмотреть на латы, которые мастер куёт и которые висят у него на стене. Это же типичные доспехи ландскнехтов. Так вот кто был заказчик в мастерской «12-ти братьев». Год 1535. (Amb. 317.2° Folio 155 recto (Mendel I))


Ещё один мастер Ганс за работой. И работает он также исключительно вручную. Хотя на дворе уже 1572 год! (Amb. 317b.2° Folio 29 recto (Mendel II))


1605 год. Мастер Николаус делает замки для колесцовых пистолетов. Ни кольчужники, ни полировщики, ни доспешники больше на страницах «Книги двенадцати братьев» не встречаются. (Amb. 317b.2° Folio 71 verso (Mendel II)


Опять мастер Ганс и опять за той же работой. Год 1632. Пока что ещё ничего в его работе не изменилось. (Amb. 317b.2° Folio 109 recto (Mendel II))


Мастер-шпажник, брат Эрхардт, изготовитель клинков. Эфесы делал другой мастер. 1669 год. (Amb. 317b.2° Folio 154 verso (Mendel II))
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    12 июня 2023 03:50
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Летопись, да ещё с картинками и четкой датировкой. Что может быть лучше?!
  2. +12
    12 июня 2023 03:55
    Спасибо Вячеслав Олегович за тему! Что-то Вы сегодня пожадничали могли и десять иллюстраций выложить - пять мало!
    С уважением, Влад!
    Всех камрадов с Праздником!!!
    1. +13
      12 июня 2023 05:30
      С Праздником,товарищи!
      Нет прекрасней для меня под небом синим
      Чем твоих просторов дали, леса и поля
      Не объятой красоты, Россия – Родина моя
      Здесь я вырос, здесь мой дом, мои друзья.
    2. +9
      12 июня 2023 07:08
      Проблема в том, уважаемый Владислав, что "военных" иллюстраций в 2-ух томах "Братьев..." больше просто не было. Остальные профессии - мирные. И о них надо писать отдельно. И я напишу, но позднее... Нельзя кузнецов и пахарей валить в одну кучу.
      1. +10
        12 июня 2023 09:37
        Доброе утро и с Праздником всех читателей ВО .
        Вячеслав Олегович , чистое совпадение , но всего неделю назад у меня были гости и я повез их в музей под открытым небом .
        По немецки Freilichtmuseium Kommern .
        Находится он , как уже ясно из названия в городке Коммерн .
        Всех интересующихся приглашаю в Гугл Мапс , найдёте этот музей юго западнее Кёльна .
        Там много фотографий .
        Показаны дома с пр 1400 ых годов и до 1800 .
        Вся домашняя утварь , столы , стулья .
        Как в то время готовили пищу , чем занимались , как отдыхали .
        Показаны работы бондарей, кузнецов , изготовителей тележных колес , как выделывали лён , пчеловодов , и многих , многих других мастеров . Действует даже пекарня , пекут в старинной печи , хлеб можно купить . Вкуснотища .
        Есть и старая школа , как раньше учились дети .
        Дома покрыты в основном камышём .
        Есть даже маслобойка для сливочного масла , и что интересно , она проводилась в движение ..... ! собакой . Как белка в колесе , только колесо метра 1.5 в диаметре . Через шестерёнчатую передачу движение передавалось на маслобойку .
        Я там бывал не раз , но мои гости были очарованы .
        Правда военной темы там почти нет .
        И запастись временем , это экскурс на целый день , много объектов .
        Из за политической ситуации приехать и посмотреть наверное не представляется возможным . Но можно посмотреть хотя бы фото .
        1. +4
          12 июня 2023 10:07
          Цитата: Кузнец 55
          Но можно посмотреть хотя бы фот

          Очень интересно! Спасибо за рассказ. Попробую связаться с ними...
        2. +6
          12 июня 2023 12:50
          Есть даже маслобойка для сливочного масла , и что интересно , она проводилась в движение ..... ! собакой . Как белка в колесе , только колесо метра 1.5 в диаметре . Через шестерёнчатую передачу движение передавалось на маслобойку .

          Антон-Дружище ты читаешь это!!!? Собака в колесе, интересно как ее бедную мотивировали - вешали перед носом сосиску или кота в клетке!
          1. +2
            12 июня 2023 13:30
            Привет, Влад!
            Не поверишь, читаю и плачу!
            А если честно, подобные собаки проживали жизнь получше некоторых людей.
          2. +4
            12 июня 2023 14:34
            Цитата: Коте пане Коханка
            Собака в колесе, интересно как ее бедную мотивировали - вешали перед носом сосиску или кота в клетке!

            ))
            Наверно когда эту породу начали выводить, то была потребность в мотивации. Потом уже не особо.
            Подобную породу начали выводить еще Римляне. В тёмные века её потеряли. Начали возрождать в Англии с века 15. И опять потеряли в конце 19 века.
            Порода не особо вызывала восхищение своим внешним видом. Их описывают как «высокорослых, кривоногих и уродливых, с подозрительными, несчастными глазами». Сейчас подобное может получится если бы папа был немецкой овчаркой, а мама таксой.
            Обучение происходило "на примере" старшего родственника или сородича. В таком случае мотивация не требовалась. Их практически не выпускали из дому. Собаку пробегавшую на тренажёре больше года, научить чему-то другому было не особо возможно.
        3. +10
          12 июня 2023 12:58
          ,,интересно стало.
          она проводилась в движение ..... ! собакой . Как белка в колесе , только колесо метра

          ,,Ве́ртельная собака, также кухонная, или поварская собака (лат. Canis vertigus) — собака, предназначенная для бега в колесе, вращение которого передавалось на вертел.

          Оказывается и такие были belay lol
          1. +7
            12 июня 2023 13:27
            ,,,собаки выполняли довольно тяжелую работу, из-за чего даже использовались посменно,в 19 веке список профессий вертельных собак расширился. Вместо переворачивания вертела собаки могли крутить колесо для подачи воздуха в кузнице и для сбивания масла. Последний вариант был не самым плохим — собака бегала не в колесе, а по своеобразной дорожке, а после работы ее еще и могли накормить пахтой.
            1. +3
              12 июня 2023 13:48
              Цитата: bubalik
              собаки выполняли довольно тяжелую работу, из-за чего даже использовались посменно


              Вал надо было пропускать через стену, чтобы двигаться на дорожке можно было снаружи, в прохладе.
              Даже человеку в горячем цехе вроде кухни или кузницы работать тяжело.
            2. +5
              12 июня 2023 16:26
              "накормить пахтой" домашнее масло и свежий хлеб "замурчательно".
              Домашний хлеб, день ем(пеку себе), а домашнее масло. Почти, 40 лет назад ел. Хоть, и сельский а "сколотить"(нас говорили "сколотить") масла вряд ли смогу. Теоретически, не сложно, а на практике....руки" забыли"
      2. +10
        12 июня 2023 10:27
        Нельзя кузнецов и пахарей валить в одну кучу.

        В Красной Армии так не считали
        фото. Эмблема - кокарда РККА до 1922г. -Плуг и молот внутри красной звезды
        1. +5
          12 июня 2023 16:34
          Дима, доброго сдоровья. У тебя плуг"крутой".
          У нас таких не знали. Кажется, "шведский"? Вику трясти в "лом"
        2. +3
          12 июня 2023 21:43
          Цитата: Ричард
          Нельзя кузнецов и пахарей валить в одну кучу.

          В Красной Армии так не считали
          фото. Эмблема - кокарда РККА до 1922г. -Плуг и молот внутри красной звезды

          Вот и такой боец - и с орлом и со звездой...
          hi
          1. +6
            12 июня 2023 22:02
            Герб Социалистической Советской Республики Латвия (ССРЛ) с 17 декабря 1918г до весны 1920г.
            Молот с Косой.
            hi
    3. +2
      12 июня 2023 15:56
      Уральского кота, взаимно с праздником.
      "могли и десять иллюстраций выложить", а 5 других "зажал" на другой раз
  3. +14
    12 июня 2023 04:56
    Сюда надо еще добавить, что в Нюрнберге появилось самое первое в мире социальное жилье. Одним франконским банкиром была выкуплена земля и на ее месте был построен целый квартал домов для малоимущих, куда переехало около тысячи семей с низкими доходами...
    1. +6
      12 июня 2023 20:20
      Цитата: Luminman
      Одним франконским банкиром была выкуплена земля и на ее месте был построен целый квартал домов для малоимущих, куда переехало около тысячи семей с низкими доходами...

      Можно и глубже. Первое известное "социальное" жилье для бедных воплотил Цезарь (который Гай Юлий, невинно убиенный своим сынишкой). Он освободил от оплаты за проживания в Римских инсулах тех, кто платил до 2000 сестерций в год. Государственные инсулы строились где-то с середины 2 века н.э., правда не для бедных, а для гос служащих.
      1. +3
        12 июня 2023 20:25
        Цитата: haron
        правда не для бедных, а для гос служащих

        Для бедных были хлеб и зрелища... wink
        1. 0
          13 июня 2023 15:49
          Цитата: Luminman
          Цитата: haron
          правда не для бедных, а для гос служащих

          Для бедных были хлеб и зрелища... wink
          телевизор и интернет ... wink
  4. +12
    12 июня 2023 05:56
    То,чем мы сегодня гордимся,это не более как продолжение раннего.Чтобы возвести замок над пропастью,требовалась своя наука.Это потом все было математически обоснованно.Мы представляем средневековое войско,подобно нынешнему.Но в то время даже потери в сотню человек было непоправимой бедой.Мы слишком с зазнайством относимся к тому времени.Многое,что они имели,уже утеряно.
  5. +6
    12 июня 2023 06:02
    Вячеслав, получается, что эта книга (книги)постоянно подшивалась, или это был такой своеобразный альманах из нескольких (пяти) номеров на протяжении нескольких столетий? Т. е. раз выпустили, и до сл столетия ничего не добавляли?hi
    1. +9
      12 июня 2023 07:10
      Цитата: тлауикол
      Вячеслав, получается, что эта книга (книги)постоянно подшивалась, или это был такой своеобразный альманах из нескольких (пяти) номеров на протяжении нескольких столетий? Т. е. раз выпустили, и до сл столетия ничего не добавляли?

      Непрерывно подшивали год за годом! Поэтому налицо даже портретное сходство людей.
  6. +8
    12 июня 2023 06:13
    На шестом (сверху) изображении:
    Ещё один мастер Ганс за работой. И работает он также исключительно вручную. Хотя на дворе уже 1572 год! (Amb. 317b.2° Folio 29 recto (Mendel II))

    Впечатляет ухоженность территории и глубина синевы неба (благо, таблица колористики Kodak там же)

    Вообще, каждую картинку можно долго рассматривать и находить в ней всё новые и новые детали.
    -
    Шикарный материал. Читается на одном дыхании. Вячеславу, самые наилучшие пожелания :)
  7. +5
    12 июня 2023 07:12
    Цитата: Gnefredov
    Gnefredov (Григорий)

    Рад, что Вам понравилось, Григорий. А будет так: сначала цикл статей, потом на их основе книга увеличенного объема. На левой странице будет картинка, на правой в объеме 2400 знаков к ней пояснение и так 200 страниц картинок и порядка 2200 текста.
  8. +3
    12 июня 2023 08:00
    До нашего времени сохранилась «Книга ремёсел» 1263 года, в которой описываются требования к ремесленникам города Парижа и приводятся законы, регулирующие их деятельность.
    Немного поправлю. Этьен Буало, прево Парижа, всего лишь законодательно оформил собственные правила (кутюмы) цехов и гильдий, сформировавшиеся на протяжении долгого времени, сведя их в один реестр.
    К слову, для интересующихся эпохой, "Книга ремесел" полностью доступна на русском языке.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +3
      12 июня 2023 10:09
      Цитата: 3x3zsave
      К слову, для интересующихся эпохой, "Книга ремесел" полностью доступна на русском языке.

      Прочитал её всю, Антон, и... это порядком занудливая вещь, но...да, интересно.
      1. +5
        12 июня 2023 10:38
        Прочитал её всю, Антон, и... это порядком занудливая вещь
        Вячеслав Олегович, Вы наш Трудовой кодекс читали? Тоже малоувлекательное произведение, а ведь по сути аналогичные документы.
    2. +3
      12 июня 2023 11:03
      Типичный пример текста из реестра «Книги ремёсел» 1263 года Этьена Буало:
      Статут XV "О кузнецах и изготовителях буравов, крючков и шлемов"
      Никто не может быть кузнецом в Париже, т. е. кузнецом-изготовителем крючков (greifiers), шлемов, буравов (veilliers) и других железных и слесарных изделий (grossiers, или talandiers), кто не купит ремесло у короля; а продает его от имени короля главный королевский кузнец (mestre marischal), одному дороже, другому дешевле, как найдет нужным вплоть до 5 су, больше которых он не может брать. Каждый член этого цеха может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько пожелает. Кузнецы-изготовители крючков, шлемов и других слесарных изделий, если им нравится, могут работать ночью, и весь этот цех, кроме замочников и ножевщиков. Старшина кузнецов должен вызывать на караул и должен выбирать каждый год шесть прюдомов, которые вызывают на несение караула, а сами свободны от него; никаких других привилегий прюдомы и старшина не имеют...
      1. +5
        12 июня 2023 11:45
        Больше про пиво понравилось, что даже шишкоягоды можжевельника нельзя подмешивать. А, если кто попадётся - то все отдать нищим.

        Представил рейд по нашим магазинам.
      2. +2
        12 июня 2023 12:48
        Мое почтение, Дмитрий!
        Я бы и "Дневник парижского горожанина", и "Парижскую домохозяйку", и "Уголовный регистр крепости Шатле" почитал... К сожалению на русском они не доступны. (((
  9. +3
    12 июня 2023 08:58
    Ну и, конечно, что в Средние века всё время люди только тем и занимались, что воевали.


    Итак, перед нами иллюстрации, посвящённые ремесленникам – производителям доспехов и оружия.


    Да, похоже, так и было. Ремесла развивали прежде всего для того, чтобы успешнее воевать и отобрать у соседей ништяки пожирнее. Так что основные инвестиции от феодалов и шли в тогдашний ВПК плюс смежные отрасли (штаны солдатикам пошить и т.п.).

    Ну, что же... рабочие на заводах Круппа, производившие продукцию для нужд Рейха тоже были трудолюбивыми, не поспоришь.
  10. +5
    12 июня 2023 10:05
    Те, кто построил 15000 европейских замков будут в самой последней статье!
    Обидно слушай...
    1. +4
      12 июня 2023 10:58
      Цитата: hohol95
      Те, кто построил 15000 европейских замков будут в самой последней статье!

      Нет! Где-то в середине цикла.
    2. +5
      12 июня 2023 11:28
      Те, кто построил 15000 европейских замков будут в самой последней статье!
      Да че про таджиков писать! )))
      1. +5
        12 июня 2023 12:14
        Да че про таджиков писать! )))

        А пачему нет, абидна силюшай! sad
  11. +3
    12 июня 2023 11:33
    А всё благодаря одному очень важному событию, имевшему место в городе Нюрнберге в 1425 году. А было так, что богатый нюрнбергский торговец Конрад Мендель-старший (Мендель-младший в 1380 году основал монастырь) учредил благотворительное заведение – «Дом двенадцати братьев».


    Странная разница в датах. Младший не может основать монастырь ранее чем станет совершеннолетним а тут он примерно на 60 лет опередил отца (считая что право распоряжения имуществом могло наступить лет с 16). Либо это младший из предшествующего семейного поколения - дед-младший сын.
  12. +6
    12 июня 2023 11:50
    Всем доброго дня!
    Трудолюбивое средневековье. Шикарная тема! Только жаль не про наши края,а Европу,где остались иллюстрированные книжки и мы рассматриваем их на маневр комиксов (9 картинок + 1 плакат).
    А у нас что? Бездельники были? Уверен- нет. Да, не рисовали картинки, жаль конечно.
    Трудолюбия у наших мастеровых было не меньше, чем у европейцев. Вот только жаль,что про это мало историки пишут.
    Согласно записям в таможенной книге г. Пскова (XVI век, а считается,что таможня во Пскове была с X века) на экспорт в Европу отправляли поташ, мед,топоры,сабли и прочие изделия из железа. Основные артикулы производственного экспорта.
    Нас уверяют,что наоборот железо импортировали.
    1. +3
      12 июня 2023 12:18
      У нас было то же, кроме кучи замков у каждого феодала.
    2. +3
      12 июня 2023 13:00
      Привет Александр!
      По поводу наших, думаю отечественный Домострой, за пояс заткнет пару тройку забугорных трудов!! Хотя привычку спасть после обеда в отпуске изживать из личного обихода не желаю!
      1. +3
        12 июня 2023 13:11
        Допетровский уклад очень бы одобрил такую привычку.

        Как только это осуществить?!
        1. +3
          12 июня 2023 14:22
          Попросите депутата от вашего округа внести данный законопроект в Думу!
          И пусть попробуют не принять!
          1. +3
            12 июня 2023 14:56
            Цитата: ee2100
            Попросите депутата от вашего округа внести данный законопроект в Думу!
            И пусть попробуют не принять!

            С моим валом работы, мне прийдется пахать ежедневно не до 20-21:00, а до 22:00 и так последние лет пять прихожу домой только поесть и поспать, и то если не командировке. С марта по май у меня было 5 выходных на две командировки общей длительностью 32 дня без дороги и 5 суточных дежурств. Сейчас в отпуске, официально с 6, реально с пятницы, уже думаю когда выходить, добивать то, что не добил раньше.
            Причина проста - не хватает людей.
          2. +3
            12 июня 2023 15:06
            «Не верь, не бойся, не проси» и к этому варианту подходит.

            Осталось дождаться вселенской жары и введения сиесты.
      2. +5
        12 июня 2023 14:47
        По поводу наших, думаю отечественный Домострой, за пояс заткнет пару тройку забугорных трудов!!

        Какой то прогрессирующий тренд наблюдается по поводу противопоставления "скрепного" и "забугорного". Рассматривать вопрос в культурной взаимосвязи, как характерное явление своего времени, становится дурным тоном.
        Между тем, Домострой имеет очень обширную историографию, которая показывает, что это компиляция как славянских («Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь»), так и европейских источников,«Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и т.п.
        1. +1
          12 июня 2023 19:03
          Не спорю Виктор Николаевич!
          Но при всех плюшках развития Древнерусского государства в общевосточноевропеской общности перечеркнуло татаро-монгольское нашествие. К слову выметать из европейской семьи начали они нас, а не мы их. С начала крестовых походов на Русь.
    3. +1
      12 июня 2023 16:50
      Цитата: ee2100
      Трудолюбия у наших мастеровых было не меньше, чем у европейцев. Вот только жаль,что про это мало историки пишут.

      С источниковой базой плохо! Есть книга Рыбакова "Ремесло Древней Руси", 1948 год. Но в ней нет цветных иллюстраций.
  13. +3
    12 июня 2023 12:16
    Автор понапридумывали представлений и потом с ними спорит, прикольно.
  14. +2
    12 июня 2023 13:21
    Цитата: hohol95
    Те, кто построил 15000 европейских замков будут в самой последней статье!
    Обидно слушай...


    А что обидного, собственно?
    Ну так и замки... чай, не для загородного отдыха строились, верно?
    Вполне себе военная фортификация.

    То, что война - один из самых мощных стимулов технического прогресса, как раз западными мыслителями продвигается.
    Ну и, прямо скажем, для стимулирования трудолюбия тогда использовали не только позитивные экономические стимулы. Были и негативные, были и не совсем экономические.
    Вряд ли вы сами захотели бы оказаться в числе строителей замка какого-нибудь графа или герцога... премии и надбавки за сверхурочный труд вряд ли выплачивали laughing
    1. +3
      12 июня 2023 13:38
      "...Мастер-каменщик – 4 пенса/день: 1351 год
      Мастер-ткач – 3 пенса/день: 1351 год
      Гильдейское пособие (ткачи) беднейшим членам (вдовы, дети?) – 14 пенсов/неделя: 1333 год
      Ткач (еда своя) – 5 пенсов/день: 1407 год
      Доход приходского священника – 4 фунта 13 шиллингов 4 пенса/год: 1379 год
      Доход сквайра (чистый, без того, чем его снабжал лорд) – 13 шиллингов 4 пенса – 1 фунт/год: XIV век.
      Дворянские слуги (конюшие, уборщики, гонцы, соколятники, конюхи и т.д.и т.п.) – 5 шиллингов – 8 шилингов 8 пенсов/год: XIV век.***
      Кухонные рабочие – 2-4 шиллинга в год: XIV век***
      Пажи и малолетние слуги – 1-6 шиллингов/год: XIV век.***
      Смотрители лондонского моста – 10 фунтов/год на каждого: 1382 год

      *** Чистая зарплата. Лорд традиционно снабжал всех своих слуг одеждой, едой, жильем и т.д."(с)
      1. +2
        12 июня 2023 14:19
        Странно, смотрители мостов больно много получали. Или они что-то уникальное умели делать, либо это типа почетной государственной должности. Сквайер или священник имел меньший доход. Не находите? Увлекательное дело считать чужие доходы.
        1. +3
          12 июня 2023 14:35
          Увлекательное дело считать чужие доходы.
          Что касается Средневековья, очень люблю это дело!
          Смотритель моста - это не технический работник, а скорее налоговый инспектор. "Годовая аренда 138 лавок на Лондонском мосту - 160 фунтов 4 шиллинга/год: 1365 год" (С)
          Мое почтение, Владимир!
          1. +2
            12 июня 2023 17:46
            Смотритель моста - это не технический работник, а скорее налоговый инспектор.

            Смотритель Лондонских мостов - это глава Bridge House Estates - корпорации лондонского Сити, контролировавшей эксплуатацию всех лондонских мостов и, соответственно, все связанные с этим финансовые потоки. А потоки там были очень серьезные.
            1. +1
              12 июня 2023 18:12
              Здравствуйте!
              Я правильно понимаю, что каменных мостов к середине XIV века в Лондоне было два: Лондонский и Кингстонский?
              1. +1
                12 июня 2023 18:24
                До 1750 года, пока не построили Вестминтерский, в Лондоне был один мост, Лондонский. Кингстонский мост расположен не в Лондоне,а в Кингстоне-на-Темзе.
                1. +1
                  12 июня 2023 18:46
                  Да, конечно, я мог бы и сам сообразить...
                  Но, в принципе, я правильно определил функционал "смотрителя мостов". Причем 160 фунтов в год с лавок - это лишь одна из статей доходов.
  15. +4
    12 июня 2023 13:25
    Цитата: Korsar4
    Как только это осуществить?!


    Переехать в Латинскую Америку, например. У них до сих пор сиеста в ходу, что мало отличается от послеобеденного сна в допетровской России.
    Который реально полезен, с точки зрения медиков. В советских пионерлагерях послеобеденный сон был обязательным элементом режима.
    1. +3
      12 июня 2023 15:08
      Помню распорядок дня в пионерлагере.

      Когда замотался - и в общественном транспорте хорошо спится.
  16. +3
    12 июня 2023 13:29
    Цитата: Коте пане Коханка
    Собака в колесе, интересно как ее бедную мотивировали - вешали перед носом сосиску или кота в клетке!


    А надо было? Под лапами непривычная (вогнутая) опора, опять же взаперти. Инстинкт говорит -надо выбираться, для это надо бежать.
    Ну, белку в колесе ведь орешками нужды нет стимулировать? И тут то же самое...
  17. 0
    12 июня 2023 13:32
    Цитата: ee2100
    А у нас что? Бездельники были? Уверен- нет. Да, не рисовали картинки, жаль конечно.
    Трудолюбия у наших мастеровых было не меньше, чем у европейцев. Вот только жаль,что про это мало историки пишут.


    Уверен, нашим предкам приходилось вкалывать даже больше, причем за меньшую плату.
    В этом отношении мы были близки к средневековым скандинавам.
    Что поделать, география с климатом у нас не самые оптимальные для экономической деятельности.
  18. 0
    12 июня 2023 14:17
    Цитата: 3x3zsave
    Чистая зарплата. Лорд традиционно снабжал всех своих слуг одеждой, едой, жильем и т.д.


    Ну и как, хотели бы в слуги податься? Или стать каменщиком... не "мастер-каменщиком", а просто каменщиком? Или каторжником, чей труд тоже использовался, причем на каторгу можно было угодить за любую мелочь, законы были не очень либеральны.
    1. +3
      12 июня 2023 15:29
      Или стать каменщиком... не "мастер-каменщиком", а просто каменщиком?
      А я практически он и есть.
  19. +1
    12 июня 2023 21:55
    Вячеслав! Спасибо! Но это же только начало объемного массива информации?
    Очень упрощённое, но вместе с тем и легко воспринимаемое начало. Что бы кого то ограбить, кто то другой, ранее, должен был создать предметы грабежа. Что бы разрушить крепость, эта крепость должна быть постороена. Когда то и кем то.
    Спасибо!
  20. 0
    15 июня 2023 09:45
    Цитата: 3x3zsave
    А я практически он и есть.


    Но ведь не в Средние века?
    А тогда вряд ли были 8-часовой рабочий день, сверхурочные, соцпакет, оплачиваемый отпуск и прочие приметы Новейшего времени.
    Не спорю, время тогдашнее было по своему занятное и колоритное. Понимаю тех, кто не отказался бы побывать в той эпохе, а-ля "крестоносец в джинсах". Но приступ аппендицита или обычный кариес (с учетом качества тогдашних медуслуг) враз бы заставили помрачнеть всю романтику. laughing