Финские оборонительные рубежи, линии долговременных укреплений. Линия У (U-asema)

42
Финские оборонительные рубежи, линии долговременных укреплений. Линия У (U-asema)

Так давно повелось у нас в народе, что обычно каждый финский дот в Ленинградской области и Карелии относят к так называемой линии Маннергейма, в девичестве линии Энкеля. А то и не финский вовсе, а вполне себе наш, например, Карельского укрепрайона. И в общем-то, упрекнуть обывателей не в чем, понастроили финны оборонительных линий много, если брать по отдельности, то, пожалуй, больше, чем все прочие.

Вот схематичное расположение финских линий укреплений (7 шт.) на карте из Большого советского атласа мира 1939 года (заодно и как проходила государственная граница до советско-финляндской войны 1939–1940 гг.).



Это, кстати, не все линии-рубежи, одна из них находится в районе Медвежьегорска и станции Масельской и просто не попала на фрагмент атласа, так же как и линия укреплений на полуострове Ханко. Не считая отдельных групп дотов, находящихся на важных с точки зрения обороны направлениях, которые финны просто не выделили в отдельные именные оборонительные рубежи.

Основные финские линии укреплений


В данной статье мы опустим наиболее известную линию Маннергейма, которая, несмотря на многочисленные публикации, в том числе в «Военном обозрении», продолжает представлять интерес, особенно в свете современного подхода к инженерному обеспечению. И начнём рассказ о финской фортификации периода Великой Отечественной войны или по историографии, принятой в Финляндии – войны-продолжения.

Оборонительные линии, построенные финнами в период 1941–1944 гг., на оккупированных территориях в своих названиях в основном носили географические привязки к местности, на которой они находились. Такие названия, как Свирская и Масельская, говорят сами за себя ( для справки: обе местности – это исконно русские земли Карелии и Ленинградской области).

Или вот другие линии:

VT – asema (или как её ещё называют «Карельский вал») несет в себе названия Vammelsuu – Taipale, сейчас это Серово – Соловьево;

VKT– asema (недостроенная), Vipuri – Koparsaari – Taipale (Выборг – остров Ждановский на реке Вуокса – Соловьево);

PSS – asema, Pisi – Saarinmaki – Sammatus (Обжа – Сармяги – Самбатукса).

Линия «Н» была построена немного раньше в 1940–1941 гг., но в её названии также зашифрована географическая точка – полуостров Ханко.

Кстати, линия Салпа, также начатая строиться в 1940, уже не имеет как таковой привязки к местности в названии и по-фински означает – запор, задвижка, засов (линия длиной от Балтийского моря до Северного Ледовитого океана, на минуточку, несмотря на то, что основные сооружения построены на участке, что обозначен на нашей карте, как самый важный).

Сегодня же наше повествование о ещё одной малоизвестной оборонительной линии финнов в Северном Приладожье, с названием которой не всё однозначно.


У (U)


Летом 1943 года после разгрома фашистов на Курской дуге военное руководство Финляндии поняло, что войну Германия проиграет, и тут надо было задуматься, как сохранить Суоми, ведь понятно, что, разгромив немцев, Сталин обязательно обратит свой взор на финнов.

И в это время к маршалу Маннергейму (он же Карл Густав Маннергейм или КГМ) с предложением обратился генерал-лейтенант Эдвард Ф. Ханелл (Edvard Fritjof Hanell), курировавший в годы войны строительство укреплений и возглавлявший основные фортификационные работы. Он предлагает КГМ на случай прорыва Свирских укреплений построить линию обороны на рубеже Лоймола – Кориннойя.

КГМ утвердил этот проект, и в конце 1943 года начинается строительство линии У (U-asema).


Взгляд Ханелла направлен туда, где будет линия У.

В ходе строительства линия изменила точку начала, и вместо Кориннойя началом стал г. Питкяранта.

Откуда такое странное название линии?

Во многих публикациях пишут, что название она получила по фамилии строителя, который руководил работами, военного инженера майора Урье Уртона. Но так ли это на самом деле? В финском Генштабе решили отказаться от географических имен и назвали линию именем майора, которого мало кто знает?

В большом труде Рейно Аримо «История финской фортификации 1918–1944 гг.» в разделе «линия У» майор У. Уртон не упомянут. Исходя из всего этого, мы делаем вывод, что он к названию линии У не имеет никакого отношения. Но только к названию. Возведенные под его руководством долговременные оборонительные сооружения летом 1944 года сыграли важную роль. Но это уже тема нашей следующей публикации.


Урье Уртон с трубкой телефона

Если мы возьмем мемуары КГМ, то там можем прочитать про боевые действия летом 1944 года.

Маршал пишет, что в Северном Приладожье Красная Армия начала массированное наступление на «линию Уукса». Спросите, что такое Уукса? Это река, которая протекает в предполье перед передовыми финскими позициями на этой линии. Если сократить её название, вот и получим искомую букву «У». Уксунйоки, русское Укса.



Нетрудно заметить, что рубеж перекрывает три основных автомобильных дороги Северного Приладожья с востока на запад и две железных. Финны в полной мере осознавали важность и опасность данного направления, ведь в предыдущую Советско-Финляндскую войну 1939–1940 гг. почти в точности на этих рубежах происходили трагические события, связанные с наступлением РККА, такие как окружение и гибель 18-й стрелковой дивизии в районе Леметти, а в 1941 в районе Лоймолы против финских войск и 163-й пехотной дивизии вермахта сражались в обороне части 71-й стрелковой дивизии и пограничники. Последующие события лета 1944 года, также развернувшиеся в этих местах, будут не менее драматическими, но о них в следующей части статьи, а пока ограничимся описанием оборонительной линии.

Оборонительный рубеж общей протяжённостью 55 км к советскому летнему наступлению 1944 года не был завершен, на нем насчитывалось до 25 дзотов, 12 железобетонных дотов, траншеи полного профиля (в том числе вырубленные в скалах) и проволочные заграждения вдоль всей линии обороны. На танкоопасных направлениях были сооружены противотанковые препятствия (так называемые «зубы дракона») и минные заграждения.

Заблаговременно были подготовлены многочисленные основные и запасные позиции артиллерии, созданы запасы боекомплекта, пристреляны ориентиры, организован в том числе огонь береговой батареи, прикрывающей побережье Ладожского озера, по наземным целям. Серьезно подошли и к организации противовоздушной обороны, прикрыв боевые порядки полком ПВО.

Следует отметить, что общей тенденцией для финских оборонительных линий, строительство которых было начато после 1941 года, стало увеличение количества убежищ и укрытий для личного состава, их обороняющего, относительно непосредственно сооружений для ведения огня. Конкретно на этой линии укреплений много внимания при строительстве было уделено окопам полного профиля, в том числе перекрытым, и щелям. Для их устройства, даже в скальной породе, выделялись серьезные силы и ресурсы.




С другой стороны, часть дотов получила более упрощённую конструкцию с явным влиянием немецкой школы фортификации. Пулемёт устанавливался во вращающемся бронещитке.










Конструкция напоминает немецкие железобетонные доты, условно называемые «Тобрук», «Рингштанд».



Однако присутствуют и сооружения более серьёзной конструкции, в том числе с применением броневой стали толщиной более 7 см.





Противотанковые же препятствия, учитывая близость карьеров по добыче камня, выполнены из врытых в землю обломков гранита – «зубов дракона».


Лес до сих пор хранит добротно выполненные укрытия и позиции для стрельбы из дерева (нам знакомы участки обороны, на которых дзоты и блиндажи находятся практически в первозданном виде и отличной сохранности), такова специфика региона. Чего, к сожалению, нельзя сказать про доты, большинство из которых взорваны после завершения боёв.


Этой статьей про малоизвестную линию укреплений мы начинаем цикл публикаций о финских оборонительных рубежах, включая как достаточно известные, так и те, информация о которых обсуждается в узких кругах любителей военной истории, фортоведов, профессиональных историков и поисковиков.

В следующей части статьи мы расскажем о штурме линии У советскими войсками, начиная от событий незадолго до его начала и заканчивая его итогами, которые повлияли в том числе и на те, что разворачивались очень далеко от Карелии.

Кроме того, мы считаем, что опыт прошлого, в данном случае – практика инженерного обеспечения боя, будет актуален в нынешних реалиях, тем более что некогда условно спокойная территория Ленинградской области и Карелии вполне реально становится потенциальным ТВД, специфику которого необходимо вспоминать.

Список литературы:
1. Рейно Аримо «История фортификации Финляндии 1918–1944» (Reino Arimo «Suomen linnoittamisen historia 1918–1944»).
2. Маннергейм К. Г. «Мемуары».
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    14 июня 2023 05:37
    Прочитал и восхитился стилем Автора! Никакого косноязычия. Лаконично и прозрачно, складно и легко, словно и не читаешь вовсе, а просто как очевидец смотришь на описываемую Автором картину своими собственными глазами. Побольше бы авторов на ВО с таким вот стилем...
    1. +9
      14 июня 2023 07:54
      Спасибо, коллега! В нашем случае Автор это совместное творчество единомышленников из команды ВА-ПОИСК, а Вадим и Дмитрий это наши руководители из Петрозаводска и СПб соответственно.
  2. +13
    14 июня 2023 06:23
    Автору спасибо за интересную и грамотную статью. smile
    Доводилось в советское время бывать на Карельском перешейке и полазить по "Линии Маннергейма", но все эти укрепления относились к войне 1939-40 гг.
    Несколько раз были в районе озера Муола-ярви (Глубокое), в подземелья было не попасть, всё взорвано, но под воду ходили. На "Пятиозёрке" вообще было двойное дно, как на озере Топлиц, на глубине примерно метров трёх сплошной слой притопленного леса, который тут же приходил в движение стоило коснуться лишь одно ствола, так что идти глубже и рисковать там остаться недоумков не было.
    На берегу, на болотах, в оклпах и блиндаже, было много интересного, включая кучу штыков от финских Трёхлинеек, пулемёта Максим без станка и патронов в картонных пачках для винтовок, нашли пару дисков от Суоми, полные патронов и зарядную машинку для Лахти-Солоранта. Но потом в наши похождения вмешались ребята с Литейного и пришлось собирать манатки. Ездили ещё пару раз, но примерно с тем же успехом. Это было в середине восьмидесятых.

    1. +6
      14 июня 2023 07:13
      Вам не кажется что черно белый снимок- муляж ДОТа?обманка? Слишком неправильной формы отверстие для пулемета, да и сам пулемет повернут вокруг горизонтальной оси.Отсутствие приборов наблюдения или просто обзора для прицельной стрельбы

      Металлисты еще не добрались- броняжка валяется по лесу.
      1. +6
        14 июня 2023 08:08
        Вам не кажется что черно белый снимок- муляж ДОТа?обманка?

        Конкретно это снимок в данной статье носит иллюстративный характер, этот бронещит устанавливался в другом месте, также как и чертеж аналогичного ДОТа с таким бронещитком выполненный советскими военными инженерами описывает ДОТ в районе деревни Самбатукса, и относится к линии укреплений Обжа-Сармяги-Самбатукса (PSS по финской классификации, как отмечено в статье).
        Но тем не менее, это реальная конструкция, не обманка. К сожалению, оригинальных бронещитов на ДОТах этого типа не осталось в России.
        1. +3
          14 июня 2023 10:08
          Но у него отверстие под пулемет неправильной формы!!!
          На снимке выше и чертеже ниже четко видно их прямые линии и закругления в углах.А на этом - такое ощущение что броняжку пробил осколок- даже края рваные!!!! - и в эту дыру сунули пулемет.Наклонив при этом тело пулемета влево градусов на 20
          1. +8
            14 июня 2023 12:03
            Дорогой коллега, бронещитки могли отличаться друг от друга.Их выпускали несколько заводов.


            1. +2
              14 июня 2023 12:45
              Да сколько угодно их могло заводов выпускать- но заводы делали отверстия правильной симметричной формы!!!.
              А здесь - дыра (!!)с рваными краям(левый верхний край надорванный и с отколом на 10 часов и правый нижний отогнутый внутрь) неправильной формы + тело пулемета вывернуто.
              Как мне кажется- точно в амбразуру попал снаряд, пролетел ее насквозь- повредив края(надорвав и вывернув их).А потом туда сунули пулемет....
              Вполне могли наши- для военкора после штурма для антуража
              1. +4
                14 июня 2023 12:51
                Вполне могли наши- для военкора после штурма для антуража

                Вот только это финский военкор делал фото. Оно из финского архива.
                1. 0
                  14 июня 2023 15:03
                  Цитата: Blue Fox
                  Вполне могли наши- для военкора после штурма для антуража

                  Вот только это финский военкор делал фото. Оно из финского архива.

                  Точно та же самая ситуация - разница в подписи к фото только условно "Ура, устояли!!" вместо "Ура прорвали!"......
                  Естественно сейчас не узнать- но все таки мне кажется что я прав
    2. +5
      14 июня 2023 07:58
      Спасибо!
      Это было в середине восьмидесятых.

      В описываемый вами период так все и обстояло. Кстати, в Глубоком есть несколько затонувших танков.
      1. +6
        14 июня 2023 15:28
        Кстати, в Глубоком есть несколько затонувших танков.

        Мы слышали про это и по приезде вошли в контакт с местными парнями из соседнего посёлка. По рассказам танки были наши и переправлялись с берега на остров по льду, был артобстрел (или бомбёжка) и танки ушли под лёд. И наши московские историки и местные ребята указали примерно одно и то же места. На надувных матрасах подтянули туда акваланги и дважды за два дня ходили вдвоём на грунт, прочесали довольно большую площадь и ничего не нашли, из ила торчат только стабилизаторы 8 см. миномётных мин. А глубины там небольшие 4-5 метров, расход воздуха небольшой, а аппараты "съедали" полностью.
        Ещё была байка про затонувший финский самолёт, но это мы и проверять не стали.
        Ребята, пишите ещё, читая вас приятно вспомнить свою молодость. smile good drinks
        1. +2
          14 июня 2023 19:34
          По рассказам танки были наши и переправлялись с берега на остров по льду, был артобстрел (или бомбёжка) и танки ушли под лёд

          20.02.1940г при переправе через о.Муоланярви л/с 236-го ОРБ 24-й СД при поддержке танков 3-й роты 155-го ОТБ 40-й ЛТБР, подбито и сгорело 5 танков БТ и 4 танка утонуло в полыньях. Вместе с танками утонул командир роты ст. лейтенант Зубков, погиб командир взвода мл. лейтенант Торгобоев, а 5 танкистов пропали без вести.
          Ещё была байка про затонувший финский самолёт, но это мы и проверять не стали.

          С 2020 по 2022 год наши коллеги нашли и подняли фрагменты Ил-2 из озера.
          Ил-2 из 566 ШАП, 277 ШАД 13 ВА майора Зеленко Тимофея Константиновича и старшины Анашкина Александра Ивановича. М-р Зеленко погиб, старшина Анашкин выпрыгнул с парашютом и выжил.
          1. +2
            14 июня 2023 19:44
            Спасибо, таких деталей я не знал, жаль, что мы не смогли найти эти машины.
            Что до самолёта, то утверждали конкретно, что самолёт был финский, вроде бы там находился ледовый аэродром, а наши его накрыли. Но, это, понятно, слухи. Но в отношении танков они оказались верными. У нас в то время, как Вы понимаете, информации был минимум и проверить её было очень сложно, хоть я и работал тогда в Отделе оружия ГИМа.
            1. +2
              14 июня 2023 19:58
              У нас в то время, как Вы понимаете, информации был минимум и проверить её было очень сложно

              Меньше документов в доступе, зато, если повезёт, больше очевидцев ,а главное, много что было ещё не растащено варварски на металл. sad
              У каждого времени свои нюансы...
              1. +2
                14 июня 2023 21:01
                У каждого времени свои нюансы...

                С этим не поспоришь... smile
  3. +3
    14 июня 2023 08:02
    Можно предположить, что "финские скалы" и сейчас испещрены военными сооружениями. Новый член НАТО не дремлет .
    1. +6
      14 июня 2023 08:16
      Можно предположить, что "финские скалы" и сейчас испещрены военными сооружениями. Новый член НАТО не дремлет

      Конечно. Начиная с того, что линии укреплений построенные на территории Финляндии специально не уничтожались, часть ДОТов в хорошем состоянии, а некоторые и вовсе законсервированы как было ( до начала 90-х годов прошлого уже века) и на нашем Карельском укрепрайоне.
      Инфраструктура финских береговых батарей вообще в хорошем состоянии, кое где даже башни от танков Т-54/55 в рабочем состоянии сохранили.
  4. +3
    14 июня 2023 08:22
    Интересная статья, много узнал, спасибо.
  5. +6
    14 июня 2023 09:17
    Добрый день! Очень интересно!
    В следующей части статьи мы расскажем о штурме линии У советскими войсками,

    Blue Fox


    ,,про наступление 114 СД (763-й стрелковый полк) и 272 СД ?
    1. +5
      14 июня 2023 09:29
      про наступление 114 СД (763-й стрелковый полк) и 272 СД ?

      Да.В том числе. И обязательно упомянем про окружение наших войск у озера Ниетъярви.Не из-за любви к финнам, а как пример гибкого подхода к организации обороны. А такие примеры и в современной войне ой как нужны. Тем более, что учиться у противника не зазорно.
  6. +5
    14 июня 2023 09:47
    Если мы возьмем мемуары КГМ, то там можем прочитать про боевые действия летом 1944 года.

    Маршал пишет, что в Северном Приладожье Красная Армия начала массированное наступление на «линию Уукса». Спросите, что такое Уукса? Это река, которая протекает в предполье перед передовыми финскими позициями на этой линии. Если сократить её название, вот и получим искомую букву «У». Уксунйоки, русское Укса.

    Между U-asema и рекой Ууксунйоки расстояние больше десяти километров.

    В финской литературе по теме пишется, что по реке Uuksunjoen они держали оборону специально, чтобы дать время занять и подготовить к обороне U-asema.
    А искомую букву "У" можно получить и из названия деревни Uomaa, которая находится сразу за линией укреплений.
    1. +6
      14 июня 2023 10:17
      Спасибо за внимание к теме! Но…
      В финской литературе по теме пишется, что по реке Uuksunjoen они держали оборону специально, чтобы дать время занять и подготовить к обороне U-asema.

      А разве не в этом в том числе смысл предполья? Вы ведь наверняка в курсе, что предполье перед главной полосой линии Маннергейма достигало порой десятков километров?
      А искомую букву "У" можно получить и из названия деревни Uomaa, которая находится сразу за линией укреплений

      Только название небольшой деревушки не особо отражает такой объект как линия, ведь в проведённых нами примерах-других линиях это или имя собственное-Салпа, не привязанное к географии, или исчерпывающее, как Ханко-целый полуостров, или конкретное тип PSS, VT,VKT с включением заглавных пунктов географических пунктов через которые они проходили. Свирская линия-тоже понятно, по реке Свирь. Разве что с Масельской (Масельгской) не так однозначно, но там и уровень значимости объекта другой ( как никак станция на Октябрьской ж/д) и попутные географические названия со словом Масельга рядом, да и необходимость отделить от комплекса оборонительных сооружений непосредственно Медвежьегорска.Тем более, что бои на этом участке были ожесточенными и продолжительными.
      1. +3
        14 июня 2023 11:03
        Спасибо за внимание к теме!

        Тема как раз интересная, не избитая. Один вопрос. Может я ошибаюсь, конечно, но показалось, что финские первоисточники Вы не используете.
        А разве не в этом в том числе смысл предполья? Вы ведь наверняка в курсе, что предполье перед главной полосой линии Маннергейма достигало порой десятков километров?

        Смысл предполья в этом, но у Pitkärannan–Loimolan linja (U-linja) предполья не было. Его просто не успели оборудовать. Работы на линии начались в декабре 1943 - го, зимой там особо не пофортифицируешь. Да и сама линия была далека от завершения. Наиболее готова она была как раз у Uomaa и Pitkäranna. Вот финны и импровизировали, используя рельеф.
        1. +7
          14 июня 2023 11:56
          что финские первоисточники Вы не используете

          Используем материалы из известных изданий в том числе печатных, информацию профильных форумов. Перевод выполняем по мере сил или помогают единомышленники. Так как фортификация это одно из двух главных направлений нашей деятельности, а второе-поисковая работа, то в совокупности объем обрабатываемой информации значительный.
          Pitkärannan–Loimolan linja (U-linja) предполья не было. Его просто не успели оборудовать.

          Как сказать, долговременных сооружений не было, но траншеи, пулеметные гнезда из валунов, даже кое где окопы для минометов, и у дорог для гранатометчиков есть. Не забывайте, что отвод войск на рубеж реки Свирь с ее левого берега и подготовку к дальнейшему отводу войск КГМ приказал Талвела осуществить еще 15 июня. И лишь к 13 июля 7-я армия с боями подошла к линии У, куда за это время была оттянута основная масса финских войск.
          Опять же, надо рассматривать всю линию. Не забывайте, что, например, в районе Лоймолы восточнее позиции линии У оставались позиции и «Коллы» и советские окопы, как с Зимней войны, так и лета 1941 года.
          Вы правы, рельеф это то, что финны использовали на все 100%.
          А главное, река Уксунйоки, наиболее точно описывает своим руслом начало рубежа тянущегося условно от берега Ладоги, до района Лоймолы.
          На наш взгляд, это наиболее точная трактовка названия линии укреплений, ведь конкретной его истории нет.
          1. +3
            14 июня 2023 14:24
            На наш взгляд, это наиболее точная трактовка названия линии укреплений, ведь конкретной его истории нет.

            Она есть, но ее, находясь вне Финляндии, собрать практически невозможно. С одной стороны, финский язык требует профессионального перевода, с другой - финны не торопятся оцифровывать свои архивы и открывать их для всеобщего изучения.
            На наш взгляд, это наиболее точная трактовка названия линии укреплений, ведь конкретной его истории нет.

            Насколько я знаком с финнами, они не склонны к спешке и озвучиванию сомнительных версий в области истории. Следовательно, финская версия названия родилась не на пустом месте. Но найти это место будет не просто.
            1. +5
              14 июня 2023 15:25
              финны не торопятся оцифровывать свои архивы и открывать их для всеобщего изучения.

              Но найти это место будет не просто.

              То есть, переводя на русский язык. Реальной истории названия, отличной от наших выводов, на текущий момент нет. Максимум, это версии про майора У или как у вас про деревушку с названием на У.
              Собственно название и его предыстория в нашем повествовании это далеко не самое важное, мы прежде всего популярным языком хотим рассказать читателям о некоторых событиях военной истории.
              Насколько я понимаю, вы осведомлены о дальнейших событиях, поэтому будет интересно обсудить после выхода следующей нашей статьи, боевые действия на этой линии.
  7. +6
    14 июня 2023 10:05
    Большое спасибо автору за статью.
    P.S. Администрация, краткость - сестра таланта.
  8. +6
    14 июня 2023 10:50
    Противотанковые же препятствия, учитывая близость карьеров по добыче камня, выполнены из врытых в землю обломков гранита – «зубов дракона».

    Для их устройства, даже в скальной породе, выделялись серьезные силы и ресурсы.

    ,,интересно, фины сами строили,возводили или с привлечением пленных?
    1. +5
      14 июня 2023 11:16
      интересно, фины сами строили,возводили или с привлечением пленных?

      Основные работы по возведению оборонительных сооружений выполнялись силами армейских инженерных подразделений( на некоторых ДОТах, например , есть даже знаки каким подразделением выполнялись работы) и гражданскими трудовыми отрядами из Финляндии. Но есть фотоматериалы, что и советские военнопленные были задействованы на таких работах, так что очень возможно, что и надолбы в том числе строились пленными.
      1. +4
        14 июня 2023 12:49
        А вам не попадалась информация сколько наших пленных вернули финны после войны?
        Почему то не встречал- ни сколько у нас ни сколько у них было пленных.
        1. +5
          14 июня 2023 13:13
          свой1970 (Сергей) Сегодня, 13:49

          Добрый день!
          ,,,извините , вопрос не ко мне,просто сейчас искал тоже по пленным и вот что:
          По статистическим данным управления по делам военнопленных финскими воинскими подразделениями взято в плен общей сложностью 64 188 человек. Согласно договору о перемирии из них в Советский Союз было возвращено 44 453 военнопленных или интернированных. По статистическим данным получается, что из всей массы пленных в наших лагерях погибло 29,1 процента. Это одна из самых высоких цифр в мире.

          Военнопленные в Финляндии 1941-1944.Эйно ПИЭТОЛА
        2. +7
          14 июня 2023 13:37
          Цитата: свой1970
          А вам не попадалась информация сколько наших пленных вернули финны после войны?
          Почему то не встречал- ни сколько у нас ни сколько у них было пленных.

          Галицкий, один из наших исследователей, пишет о 2475 пленных финнов взятых в плен в 1941-1944 гг. и возвращенных домой.По финским источникам наших пленных было примерно 67 тыс. человек.
          Есть очень важная информация, финны в начале 90-х передали поименные списки погибших в их плену советских солдат, там почти 11 тыс.фамилий. Это не все погибшие, но все же..
          Подробности можно прочесть у Игоря Ивановича Ивлева на сайте солдат.ру.https://www.soldat.ru/search/fin_plen_all/
      2. +8
        14 июня 2023 12:56
        Приятно smile когда автор участвует в обсуждении hi .
        1. +9
          14 июня 2023 13:10
          автор участвует в обсуждении

          Мы стараемся не только рассказывать о том,что знаем или видели, но и учиться у других людей, а это возможно только в форме некого диалога.Тем более,что стремимся получить статус общественной организации, а это обязывает. smile
          1. +4
            14 июня 2023 16:24
            стремимся получить статус общественной организации,

            Искренне желаю успеха. smile
            1. +4
              14 июня 2023 16:26
              Искренне желаю успеха

              Спасибо,коллега!
      3. +4
        14 июня 2023 19:57
        Как строителю, стало интересно, для чего нужен слой кладочной сетки под основной арматурной вязкой? Для предотвращения разлета осколков бетона при попадании?
        Спасибо за материал!
        1. +3
          14 июня 2023 20:32
          слой кладочной сетки под основной арматурной вязкой? Для предотвращения разлета осколков бетона при попадании?

          Да, это так называемый противооткол. Но по-настоящему серьезно он выполнялся, когда перекрытие изнутри было выполнено из стальных листов усиленных стальными балками. Вот, например, как в другом финском ДОТе или в советском ДОТе.

    2. +4
      14 июня 2023 16:44
      Цитата: bubalik
      ,,интересно, фины сами строили,возводили или с привлечением пленных?

      Вполне возможно, ведь фины тоже строили концлагеря - Петрозаводск самый известный и печальный пример, есть и другие печальные примеры - Медвежьегорск, Олонец, Сортавала...
      В итоге в финских концлагерях погибло от 20 до 30 тысяч человек, большая часть из них - пленные военнослужащие. Вечная им (погибшим) память!
  9. +2
    15 июня 2023 18:42
    Спасибо за статью. Читал с интересом. Удачи).
  10. +1
    7 ноября 2023 21:59
    Поздновато после выхода статьи,но...Довелось полазать по японским казематам на одном из Курильских о-вов. Строили военнопленные,и в одном из казематов на стене обнаружил множество отпечатков ладоней скорее по сырому бетону. Последняя память о себе...Поразило то,что бронезаслонки по направляющим поворотом штурвала легко перемещаются,все было в смазке. В столь сыром,влажном климате механизмы крутились. Уже потом узнал,что японская смазка на основе китового жира...а в атмосфере нет микроорганизмов,разлагающих китовый жир.