Слабое место истребителей Messerschmitt Me.262

39
Слабое место истребителей Messerschmitt Me.262

Немецкий Messerschmitt Me.262, поднявшийся в воздух 18 июля 1942 года, стал первым самолетом с турбореактивным двигателем, который применялся в боях.

В Красной Армии и в ВВС союзников использовались истребители с поршневым двигателем, которые значительно уступали новым немецким машинам, получившим название «Ласточка» и «Буревестник».



Согласно немецким данным, Messerschmitt Me.262 мог разгоняться до 875 км/ч. Для сравнения, данный показатель у советских ЛаГГ-3 составлял 575 км/ч, у МиГ-3 – 640 км/ч, а у Як-1 – 560 км/ч.

В связи с этим, летчиками Люфтваффе, которые управляли Me.262, применялась тактика, когда немецкий истребитель совершал молниеносную атаку с высоты пикирования до строя бомбардировщиков по ширине и быстрый уход от цели. Из-за высокой скорости нападавшего, истребители прикрытия попросту не успевали стягиваться.

Помимо максимальной скорости, Messerschmitt Me.262 превосходил конкурентов в скороподъемности и мог совершать вертикальный набор высоты, что на то время было нереальным для авиации СССР и союзников.

В целом, по мнению экспертов, немецкий Messerschmitt Me.262 по своим техническим характеристикам значительно опередил свою эпоху. Между тем было и у него свое слабое место.

Согласно мемуарам немецкого летчика-испытателя Герда Линднера, единственным слабым местом первого турбореактивного истребителя был его двигатель.

У серийных моделей ресурс силовой установки составлял лишь 25 часов. Если же он не выходил из строя за это время, к данному периоду добавляли еще столько же.

Однако как писал Линднер, сохранить движок Messerschmitt Me.262 в рабочем состоянии сверх нормы было крайне сложной задачей.

Все дело в том, что для этих истребителей резкая смена режима двигателя была практически смертельной. Это и было их слабым местом.

Например, со слов немецкого летчика-испытателя, если самолет атаковали при заходе на посадку, то совершаемая пилотом резкая смена режима работы силовой установки практически неизбежно приводила к выходу её из строя.

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 июля 2023 09:58
    Ткм не менее наш ас в ВОВ завалил эту вундервафлю именно на поршневом истребителе.....
    А так то да, попили они крови своими "кинжальными атаками" сверху.
    Куснуть и быстро свалить.
    Но третьему рейху это не помогло.
    1. +5
      15 июля 2023 10:04
      Совершенно точно! Кожедуб Иван Никитович, причём именно на пикировании, т. е. Той же тактикой по тому же самому
      1. +1
        15 июля 2023 10:05
        Самолёт Ла-5 ФН, кстати
        Ттттттттть
    2. +5
      15 июля 2023 10:31
      Цитата: Nexcom
      Ткм не менее наш ас в ВОВ завалил эту вундервафлю именно на поршневом истребителе.....

      Но если сравнить сколько смогли немцы на "Ласточках" завалить самолетов союзников, то счет явно в их пользу
      В ВВС РККА победы над Ме-262 имеют семь пилотов:
      - 19 февраля 1945 года Кожедуб, на Ла-5фн
      - В середине марта 1945 года старший лейтенант Марквеладзе, на Як-9
      - 22 марта 1945 года лейтенант Сивко, на самолете Як-9.
      - В апреле 1945 года капитан Владимир Егорович, на Як-9Т
      - 27 апреля 1945 года старший лейтенант Долгунов, на Як-3
      - 30 апреля 1945 года старший лейтенант Иван Кузнецов, на Як-9
      - Апрель 1945 года майор Яков Околелов, на Як-3
      В Королевских ВВС Великобритании только летчики воевавшие на Hawker Tempest имеют 11 побед, но были же еще пилоты на других типах самолетов.
      И на всем этом фоне...Лучшим асом Люфтваффе - пилотом реактивного самолета, считался обер-лейтенант Курт Вельтер, одержавший 29 побед на реактивном самолете. Капитан Франц Шалл одержал 17 побед на реактивном самолете. Лейтенант Рудольф Радемахер и подполковник Гейнц Бэр имели по 16 побед . Всего было более 22-х асов Люфтваффе, добившихся 8 и более побед в воздушных боях на реактивных самолетах.
    3. 0
      15 июля 2023 10:56
      Т-34 - лучший танк войны, тем не менее немецкие танкисты и прочие панцергренадеры нахерачили их в сумасшедших количествах.
      1. +5
        15 июля 2023 11:07
        С оговоркой. Условно лучшим можно считать Т-34-85, 44 года выпуска. Причём марта 44-го, с орудием С-53, который на фронт поступил, хорошо если к началу мая. 4 года войны лямку тянули Т-34-76, Су-76, КВ, Т-60, а вся слава в итоге досталась Т-34-85 и Су-100, как машинам войны.
        1. +1
          15 июля 2023 11:31
          Цитата: DMFalke
          а вся слава в итоге досталась Т-34-85 и Су-100, как машинам войны.

          А "танком Победы" вообще назвали ИС-3 ))). Но такова жизнь. "У Победы полно родственников, это Поражение круглая сирота"
      2. 0
        15 июля 2023 11:33
        Цитата: Von_Schmidt
        Т-34 - лучший танк войны, тем не менее немецкие танкисты и прочие панцергренадеры нахерачили их в сумасшедших количествах.

        Это вы отчётов именно панцергренадеров начиталась или сюда ещё танкистов из ТТБ добавили? А можно поконкретнее, в штуках? И почему именно панцергренадеры? А остальные мух ловили? Почитайте выводы комиссий РККА, начиная с 43 года, когда поле боя в основном оставалось за РККА. Так там % потерь наших танков в основном колебался от 60 и выше от мин, ПТ артиллерии 5,0/7,5 см, того же калибра танковых пушек Pz. 3/4/5, зенитных 8,8 флак поставленных на прямую наводку, корпусных пушек. Процентов 5-10
        приходилось на авиацию противника. А ещё % 5-10 на наш долбо.... авось - утопили в болоте/речке и т. д. Потери от ручного ПТ оружия в лице всяких разных панцершреков и фаустпатронов резко пошло в гору к 45 году, при штурме городов в Германии.
    4. +2
      15 июля 2023 11:45
      У него была ещё куча косяков. Как у любого самолёта с движками под крыльями - очень низкая скорость крена, как следствие - манёвренность. Неудовлетворительные характеристики разгона - долго набирал максимальную скорость.. И тд. Как правильно заметил кто-то из наших асов - действия истребителя отнюдь нельзя свести к одному приёму "мячик на резинке".. Более того - обеспечение действий своих бомбардировщиков не менее, а то и более важная задача, чем уничтожение вражеских.

      Но - самолёт конечно был эпохальный, несмотря на многочисленные недостатки. Как не крути - а первый серийный реактивник..
      1. +1
        15 июля 2023 13:40
        Цитата: paul3390
        У него была ещё куча косяков.
        И один из них, при превышении разрешённой максимальной скорости уход в пике, из которого самолёт выйти не мог.
        1. +1
          15 июля 2023 14:40
          Цитата: Bad_gr
          И один из них, при превышении разрешённой максимальной скорости уход в пике, из которого самолёт выйти не мог.

          Просто он "перешагнул" "черту известного" в аэродинамике в то время...
          1. 0
            30 июля 2023 18:02
            С этим явлением - срыв в неуправляемое отвесное пикирование,столкнулся летчик испытатель НИИ ВВС Кочетков Андрей Григорьевич.Вышел из ситуации интуитивно убрав РУД на холосой ход и только потом двумя руками удерживал ручку НА СЕБЯ,пытаясь удержать машину от сваливания.При падении скорости управление восстановилось...На кадрах немецкой трофейной кинохроники,наши летчики наблюдали,что немецкие пилоты при превышении скорости 880 км в час,когда машина валится в отвесное пике,пытаются двумя руками удержать ручку,не реагируя РУДами,а при пикировании нагрузки на ручке таковы,что физически выбрать ручку невозможно,да и перегрузка при таком выводе разрушит конструкцию.
  2. +5
    15 июля 2023 10:08
    Согласно немецким данным, Messerschmitt Me.262 мог разгоняться до 875 км/ч. Для сравнения, данный показатель у советских ЛаГГ-3 составлял 575 км/ч, у МиГ-3 – 640 км/ч, а у Як-1 – 560 км/ч.
    / Уровень статьи показан наглядно. negative
  3. +1
    15 июля 2023 10:29
    Согласно мемуарам немецкого летчика-испытателя Герда Линднера, единственным слабым местом первого турбореактивного истребителя был его двигатель.
    А затягивание в "смертельное пике" на высоких скоростях, это так... просто недоразумение
  4. +3
    15 июля 2023 10:40
    Me.262A-1/U-4 — «Пулькцерштёрер» (нем. Pulkzerstörer, Разрушитель строя — Вариант Me.262A-1 с 50-мм пушкой MK214A с 26 снарядами в носовой части.
  5. +6
    15 июля 2023 10:49
    данный показатель у советских ЛаГГ-3 составлял 575 км/ч, у МиГ-3 – 640 км/ч, а у Як-1 – 560 км/ч.
    - а где данные по И-16 и по И-153? можно еще с И-5 сравнить, а то что самолеты разных поколений так это фигня, мелочи.
    и в ВВС союзников использовались истребители с поршневым двигателем
    - английские метеоры куда делись?
  6. +4
    15 июля 2023 10:55
    Непонятно, а почему автор приводит для сравнения ЛаГГ3, МиГ3 и Як1? К моменту применения в товарных количествах Ме262 у ВВС РККА уже были совсем другие самолёты. Есть такое дурацкое кинцо - "Истребители", это то, где сволочь замполит, вроде капитан ( а это для современных либерастов обязательно сволочь) шастает с орденом Суворова (или Кутузова, точно не помню). Так там Дюжев такие перлы задвигал и про Ме262, и про Пе2. Жесть.)))) Но даже там его полк уже как бы на Як3 был. С камо правда промахнулись, черно-зеленый. Хоть бы в тырнете поинтересовались об окраске советских самолётов, где, как и когда.)))
    1. +1
      15 июля 2023 11:31
      Цитата: lukash66
      Непонятно, а почему автор приводит для сравнения ЛаГГ3, МиГ3 и Як1? К моменту применения в товарных количествах Ме262 у ВВС РККА уже были совсем другие самолёты

      ЛаГГ-3 закончили выпускать в июле 1944 года.
      1. 0
        15 июля 2023 12:03
        Цитата: Maxim G
        Цитата: lukash66
        Непонятно, а почему автор приводит для сравнения ЛаГГ3, МиГ3 и Як1? К моменту применения в товарных количествах Ме262 у ВВС РККА уже были совсем другие самолёты

        ЛаГГ-3 закончили выпускать в июле 1944 года.

        Да, но в основной массе в ИП ВВС РККА уже занимали совершенно другие самолёты.
        1. 0
          15 июля 2023 12:16
          Цитата: lukash66
          Да, но в основной массе в ИП ВВС РККА уже занимали совершенно другие самолёты.

          Как и Люфтваффе wink
          1. 0
            15 июля 2023 12:22
            Цитата: Maxim G
            Цитата: lukash66
            Да, но в основной массе в ИП ВВС РККА уже занимали совершенно другие самолёты.

            Как и Люфтваффе wink

            Уговорили)))
  7. -1
    15 июля 2023 11:04
    История идёт по спирали.
    Уральская компания «Беспилотные аппараты» представила на военной выставке на ВДНХ образец первого в России реактивного FPV-дрона-камикадзе самолетного типа К-5.
  8. +1
    15 июля 2023 11:04
    Доводилось общаться с механиком ме262. Говорил, что не для маневренного он боя, а быстрого сближения по горизонтали, очередь и досвидос.
    1. +6
      15 июля 2023 11:20
      В WarThunder общались? lol
      Цитата: Kusja
      Доводилось общаться с механиком ме262.
      1. 0
        15 июля 2023 12:18
        людям надо верить, в теории, если Кузе около 70ти и больше, то он вполне мог общаться с механиком 262ого. Плюс есть летающие 262ые и сейчас, почему невозможно знакомство с современным спецом. hi
        1. +2
          15 июля 2023 12:33
          Цитата: faiver
          людям надо верить, в теории, если Кузе около 70ти и больше, то он вполне мог общаться с механиком 262ого.

          Анекдот на эту тему вспоминается:
          Учительница (видать году в 1945) спрашивает детей:
          - Дети кто и как из вас помогал фронту?
          Настя:
          - Я высылала на фронт кисеты с табаком.
          Маша:
          - Я помогала маме делать перевязки.
          Учительница:
          - Молодцы!
          Вовочка:
          - А я подносил солдатам снаряды!
          - Вовочка, да ты же настоящий герой! Тебя благодарили?
          - Да, мне говорили: "Гут, гут, зер гут, Вольдемар!"

          P.S. летающих Ме-262 насколько мне известно нет, есть реплики, с современными гражданскими двигателями.
          1. 0
            15 июля 2023 14:01
            ну наши после войны тоже ведь эксплуатировали какое то ограниченное количество трофейных 262ых yes
            вы думаете у реплик сильно измененные ЛТХ?
            1. 0
              15 июля 2023 14:12
              Цитата: faiver
              ну наши после войны тоже ведь эксплуатировали какое то ограниченное количество трофейных 262ых
              вы думаете у реплик сильно измененные ЛТХ?

              Я думаю, когда человек делает такие заявления, то первая мысль о нем, которая придет в голову, та и правильная.
      2. -2
        15 июля 2023 12:31
        Цитата: Maxim G
        В WarThunder общались? lol
        Цитата: Kusja
        Доводилось общаться с механиком ме262.

        Я люблю союзников на нем долбашить в совсем древних пошаговых панцер генерал2 и панцеркорпс. Классика жанра, етить его мать.))))
      3. 0
        16 июля 2023 21:19
        Да нет, дружище, не 100 мне лет, а под 60. На WW2.ru никогда не бывали?
  9. +1
    15 июля 2023 13:57
    Опус очередного графомана.
    "...Messerschmitt Me.262 мог разгоняться до 875 км/ч. Для сравнения, данный показатель у советских ЛаГГ-3 составлял 575 км/ч, у МиГ-3 – 640 км/ч, а у Як-1 – 560 км/ч..."
    А чего с И-16 и И-153 не сравнить? разница была бы еще больше.
    "...единственным слабым местом первого турбореактивного истребителя был его двигатель..."
    А про "затягивание в пикирование" автор не слышал? У Шелеста описано было давным-давно.
    1. 0
      15 июля 2023 14:24
      + ну, не нашел, как по другому "плюсик" поставить.
  10. 0
    15 июля 2023 14:20
    Летчик-испытатель Стефановский, который испытывал Ме-262 писал, что у самолета была одна проблема в управлении. На максимальной скорости он самопроизвольно уходил в пикирование и вывести его было практически очень сложно. После такого полета техник спросил его: "Что с управлением? У самолета тросы тяг рулей управления вытянуты." "Из пикирования выводил. Ногами в приборную доску упирался и тянул."
  11. 0
    15 июля 2023 19:50
    В конце Второй мировой войны из-за частых авианалетов на немецкие промышленные центры производство самолетов было разделено на большее количество более мелких заводов. Дошло производство и до территории тогдашнего протектората, где также проходило производство некоторых деталей самолетов Ме 262. На заводе «Авиа» в Летнянах производились передние части фюзеляжей, в бывшей прачечной в Семиле ремонтировались двигатели Jumo 004. и некоторые их части также производились здесь, как и на ЧКД Прага-Высочаны. В Подмокле созданы испытательные лаборатории для испытаний реактивных и ракетных двигателей со встроенным испытательным тормозом. Работа над реактивными двигателями велась также в Розтоках, Цвикове, в туннелях в Повлтави и Посазави. Механическое оборудование этих туннелей было приобретено компанией «Авиа» после освобождения с разрешения маршала Конева. am
  12. +1
    15 июля 2023 23:59
    Что за бред? Ресурс в 25 часов, это не недостаток самолёта, а головная боль инженеров и техников занимающихся эксплуатацией.
    Кроме того, ресурс, это не время до износа, или поломки, как полагают диванные стратеги, а время в период которого производитель гарантирует приемлемую надёжность.
    Короче, ресурс на ЛТХ не влияет.
    А вот в чём реально была проблема от двигателей, так это в том, что в силу разноса оных время перекладки крена значительно увеличивалось. Кроме того, у ТРД подобного типа так же был большой гироскопический момент, что так же не лучшим образом сказывалось на управление по тангажу.
  13. 0
    17 июля 2023 18:31
    Цитата: svp67
    Цитата: Bad_gr
    И один из них, при превышении разрешённой максимальной скорости уход в пике, из которого самолёт выйти не мог.

    Просто он "перешагнул" "черту известного" в аэродинамике в то время...

    Дружно все забыли про помпаж и пожар форкамер и низкую приёмистость первой летающей турбины! Я читал там стояли пусквые 2Т ПД стартера и не было ТАЗ. Такое впечатление,что,как у ротативных движков( в т.ч. из-за боязни залить турбину топливом с пожаром) РУД выводили после старта на максимум и не трогали без крайней нужды. А так статья кране ниочёмная и не к месту вовсе во время теракта.
  14. 0
    17 июля 2023 18:35
    Цитата: faiver
    людям надо верить, в теории, если Кузе около 70ти и больше, то он вполне мог общаться с механиком 262ого. Плюс есть летающие 262ые и сейчас, почему невозможно знакомство с современным спецом. hi

    Чушь какая-то. Да я знаком с механиком Ту-4 которому под 90-лет. А тут обслуга реактивного самолёта куда пацанов не пускали.
  15. 0
    20 июля 2023 17:09
    "...и мог совершать вертикальный набор высоты, что на то время было нереальным для авиации СССР и союзников.." все могли совершать вертикальный набор высоты) А сравнивать нужно с Глостер Метеором, у того похожие характеристики, скорость у земли даже выше.
  16. 0
    1 сентября 2023 16:16
    У Ме-262 было одно очень неприятное свойство - самопроизвольное затягивание в пикирование