О важности формирования культуры взаимодействия

53
О важности формирования культуры взаимодействия

Комментарии к моей предыдущей статье сподвигли (спасибо авторам под никами Народник и nikolaevskiy78) меня вновь подступиться к этому непростому, надо сказать, предмету.

И хотя у меня был практически готовый вариант, простой переработки с завершением однозначно не хватало, пришлось писать с нуля.



Бесконфликтное взаимодействие


Многие вопросы, так или иначе относящиеся к организации, если мысленно продолжить этот вектор, рано или поздно будут выводить нас к одному – к вопросу о понятии культуры взаимодействия.

Культуры выстраивания иерархических отношений, командой работы, вообще к практике бесконфликтного взаимодействия или, коль скоро конфликт имеет место, к моделям его максимально грамотного разрешения с наилучшим для общего дела результатом и наименьшим осадком для сторон.

Исторически одни социумы были более организованы, чем другие. Тут не только была существенна роль личностей, занимающихся организацией (хотя она, бесспорно, и была важна или даже стала ключевой), но и сам уровень «низовой культуры» тех, кто подчинялся приказам и реализовывал задуманное.

Всем известны немецкая педантичность и исполнительность, японское упорство и трудоголизм и т. д. И хотя отдельные представители этих наций (да и группы в целом) со временем могут выказывать угасание этих свойств, в восприятии вовне именно эти качества недаром отмечались как одни из самых специфических и характеризующих эти нации на фоне прочих.

В то время как одни народы создавали первые цивилизации и строили огромные постройки, пережившие тысячелетия, другие утопали в распрях, не создавали письменности или значительных материальных свидетельств, прославивших бы их в веках.

Сейчас я вовсе не желаю определить большую или меньшую способность тех или иных наций в комплексе – я указываю на то, что какие-то культурные или воспитательные качества, существовавшие на бытовом уровне, были одним из факторов, создававших цивилизации из хаоса, позволивших им выживать и расширяться, способствующих их успеху.

Какие-то из этих качеств могла внести религия, какие-то шли из глубины веков через традиции, фольклор и историческую память народов.

Тут мне важно выделить именно то, что традиции конструктивного взаимодействия, которыми охвачены массы, как правило, позитивно влияют на качество этого взаимодействия, лучшее понимание ими своих соратников.

Проблема нашей страны, как я ее вижу, в том, что у нас такая культура (если она вообще была, во-первых, значительной, а во-вторых, позитивной как опыт) была разрушена, на ее месте пытались выстроить нечто, куда более масштабное, нежели утилитарно ориентированный инструмент, но и сложность построения, соответственно, была неизмеримо большая, и времени, и методичности не хватило.

В итоге к развалу Союза традиционная культура взаимодействия уже была утрачена большей частью, наносная была неспособна давать грамотные ответы на повседневные, острые вопросы в отрыве от политики.

Понимание «хорошо» и «полезно» для граждан стали значительно расходиться, как и взгляды на методы.

В результате мы имеем до сих пор значительное нравственно-понятийное расслоение общества, одну часть которого фактически парализует фрагментарный, местами противоречивый гибрид из наносного, традиционного менталитета и представлений, другая часть уже привыкла действовать в широких границах, в том числе и вообще вне всяких границ морального плана (в том числе по причине того, что в какой-то период этих границ было слишком много, и пользы они не несли).

Хуже всего то, что эти группы людей, разного возраста, убеждений и воспитания, теряют способность эффективно и бесконфликтно взаимодействовать друг с другом. Часики их восприятия вещей и друг друга показывают «разное время», понятия о «нужно, правильно, допустимо и компромиссно» – для взаимодействующих расходятся, и у нас зачастую получается оркестр со скрипкой, балалайкой и барабаном.

В случае конфликта также возникает расхождение – я думаю, многие из вас сталкивались с ситуацией, когда с точки зрения «старой, советской морали» прав один, а с точки зрения «новой, капиталистической» – прав другой.

Такого рода конфликт, к сожалению, заканчивается часто на повышенных тонах, каждый остается при своем, и дальнейшее взаимодействие усложняется.

Но я сейчас не про мораль – я про сам принцип.

Проблема в том, что у нас в обществе необходимо с детского сада и до окончания школы прививать людям культуру утилитарного общения (не неформального!), взаимодействий при решении задач в паре или коллективе, органичного выстраивания иерархических отношений на основе объективных способностей или сведущности в вопросе.

Культуру адаптации вердиктов решающего и принятию его выводов участниками. Наконец, систему выстраивания пользоориентированных дискуссий, гашения и разрешения конфликтных ситуаций.

Сейчас многие читатели могут подумать, что «у нормальных людей все как-то само».
И верно, у значительной доли – да, этот опыт худо-бедно направляется в процессе жизни в более-менее креативное русло. Но такой процент людей внутри общества медленно и неуклонно уменьшается – многочисленные проблемы и хвори, сваливающиеся на общества (и наше в том числе) по всему миру, указывает на этот печальный факт.

Все больше людей живут и думают так, как будто они одни в мире полном ботов, задумываться не склонны, и вопрос неправильности собственных действий или ошибочности личной точки зрения для них в принципе не встает.

В той или иной мере сейчас этим ультрацентрическим эгоизмом поражены многие, и прочтение комментариев на ВО раз за разом убеждает меня в этом.

Есть люди, которые просто не умеют признавать свою неправоту или изменять свою точку зрения перед лицом фактов, просто потому, что их с детства никто не научил этому, или в их понятиях о вещах какая-либо гибкость подхода считается слабостью.

Вопрос в том, как с увеличивающимся количеством таких граждан поднимать науку, промышленность и вообще создавать человекоориентированное общество, внедрять что-либо или быть первопроходцами в каких-то областях.

Культура умения слушать, говорить, спорить и принимать, коллегиально именно решать (а не для галочки) и всесторонне обдумывать – вот это в данный момент на широком бытовом уровне у нас фактически отсутствует.

Именно поэтому я хотел заострить внимание на данном вопросе.

Мы почти утратили важнейший, хотя и самый, наверное, незаметный кирпичик устойчивости общности. История, культура, балет – это все волшебно, но когда два человека не могут услышать друг друга, не способны объективно сойтись на некой общей точке зрения, понять, что полезно или хорошо – они не смогут ничего построить или создать.

Такое общество будет существовать только за счет «жесткого каркаса», вынужденного сдерживать, контролировать и подавлять этот бушующий внутри океан потенциальной энтропии.

Что делать?


Что, собственно, я предлагаю в общих чертах?

Во-первых, это осознание что проблема есть. Огромная, всеобъемлющая, проникающая в каждую пору деятельности, где-то делающую ее неэффективно организованной или вялотекущей, где-то саботирующую в корне, через пассивное или активное принципиальное сопротивление общества или бюрократов.

Во-вторых – просто написанные методички, пронизывающие каждый аспект нашей общественной (не частной) жизни и рутинное взаимодействие, прививаемое в виде игры с детского сада, позднее в виде игры и тренингов в младшей школе, потом с выходом на командное взаимодействие и выстраивание рабочих иерархических отношений в средней школе и так далее – все это впоследствии будет масштабными позитивными инвестициями в буквально все сферы деятельности.

Когда люди объединены более-менее единым пониманием подходов к вещам (именно подходов, а не личного отношения!), они могут эффективно решать задачи без несогласий относительно элементарных аспектов.

В-третьих – просто представьте мир, в котором большинство с детства будет унифицированно обучено, как грамотно выстраивать дискурс и вести поиск решений.

Не будет этих бесконечных перекрикиваний, для большинства это станет бесполезным моветоном. Практически исчезнет демагогия, т. к. если детей с малолетства учить, что задача дискурса – поиск рабочих и полезных решений, то любой демагог очень быстро в глазах общества угаснет.

Если детям прививать культуру объяснения мотива своих действий, то рано или поздно эта культура просочится и на самый верх – и власть имущие будут вынуждены объяснять обществу те или иные свои спорные решения.

Значительно уменьшится количество ситуаций с «выяснениями отношений», когда люди не могут найти общий знаменатель или определить, кто прав в модельной ситуации. Это не значит, что конфликты исчезнут – но если оба участника будут иметь «под коркой» память о тренингах и моделировании поведения в конфликте, их действия будут в целом логичнее, чем внутри «terra incognita», где за каждым стоит бог знает какой принцип.

То, о чем я говорю – это не вожделенная многими «высокодуховность» или восхваляемое с придыханием «воспитание», нет.

Я бы назвал это «фольк-этикетом» (народным этикетом) по назначению – массив понятных правил утилитарно-эстетического назначения, призванных внести порядок и логику действий туда, где на данный момент царит хаос и его величество случай.

В свое время этикет как культура высшего общества возник не только из эстетических соображений, но в том числе и как средство погашения потенциально конфликтных ситуаций в среде, где зачастую принято было сразу хвататься за шпаги. Многие мировые религии пестрят притчами, по факту представляющими собой эти самые «модельные ситуации», предоставляющие более-менее готовые решения по широкому кругу вопросов.

Другое дело, что религий на свете много, а этикет перегружен нагромождениями лишнего, не относящегося к утилитарной, рабочей стороне жизни. Объективно необходимость не столько обучению правилам взаимодействия в обществе, сколько внедрения некой единой эстетическо-философской психологической модели перед нашим многонациональным и многоконфессиальным государством со значительным миграционным притоком – возникла еще позавчера.

Сейчас моей задачей было именно обозначение постулата о целесообразности пути к этому.

Какое отношение это может иметь к «Военному обозрению», да и в целом к обороне? Самое прямое – это вопрос положительной однородности и устойчивости общества.

Если вспомнить Украину 2014 года – ряд граждан, науськиваемых элитами, вышли «решать вопросы» так, как умело их коллективное бессознательное (при поддержке заинтересованных кукловодов) – и никто, включая официальную власть, не был един в понимании того, что с этим делать и как это разруливать.

Некой общей практической и эстетической базы как это делать – не существовало. Что участники внутри конфликта, что лица вовне его – не могли найти некий полезный всем знаменатель, потому что у них не было для этого не только реальных, но и прежде всего когнитивных инструментов.

Всем нам знакомо то, что человек знающий, как действовать в критических ситуациях, реагирует более уверенно и с лучшим исходом, нежели человек не знающий. Поэтому есть предметы типа ОБЖ, оттого полезно знать, как делать искусственное дыхание или останавливать кровь. Наш мир, наше общество расширяется и усложняется, и теперь приходит время, когда однозначно необходимы прививаемые навыки социального взаимодействия.

Альтернативой этому будет миф о Вавилонской башне на современный лад, когда в бесплодных разговорах люди перестанут понимать друг друга, слова утратят силу, и каждый, привыкнув оставаться при своем, просто разберет по куску или обесценит то немногое общее, что еще осталось.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 июля 2023 05:27
    Проблема нашей страны, как я ее вижу, в том, что у нас такая культура (если она вообще была, во-первых, значительной, а во-вторых, позитивной как опыт) была разрушена
    Вы тут определитесь.Если была,то была разрушена, если не было,то и разрушать было нечего.
    1. +7
      21 июля 2023 10:54
      Предельно определенно написал :-) Как явление неких "традиций взаимодействия и взаимоотношений" - да, существовало. Сложилась во времена крепостного права т.е во многом была основана на прямом подчинении одних участников- другими. Не могу в связи с этим судить о ее позитивности, степени охвата и так далее. Потому что множество худож.произведений тех лет указывают на то , что "верхи" вообще не понимали "низы" ,презирали их и совершенно не желали опускаться до их чаяний. Внизу же да, понимали что наверху нужно ,но истории крестьянских бунтов хорошо показывают , что принятие было весьма зыбким и однозначно не добровольным.
      Учитывая то, что период с 1861 до 1917 был ничтожно мал (2 поколения) и то, что бОльшую часть традиций восприятия и взаимоотношений общество сохранило (убрали лишь наиболее архаичные факторы) - я склонен считать что полноценной компромиссной культуры взаимодействия (со знаком "+") не сложилось. Однако в традиционной историографии принято ,зачастую, воспевать некие "особые ,коллективные качества" ,якобы сложившиеся в русской общине. То, что эти "качества" были результатом прямого ,косвенного и неусыпного принуждения практически полностью несвободных людей огромной иерархической структурой ,как правило, остается за скобками размышлений.
      Однако, повторюсь - тут моя точка зрения расходится с существовавшей долгое время и активно постулируемой из каждого утюга.
      1. +1
        22 июля 2023 00:00
        Цитата: Knell Wardenheart
        Не могу в связи с этим судить о ее позитивности, степени охвата и так далее. Потому что множество худож.произведений тех лет указывают на то , что "верхи" вообще не понимали "низы" ,презирали их и совершенно не желали опускаться до их чаяний.

        Для понимания прочтите рассказы Подъячего. Он создал пласт жизни русских низов. Мамин-Сибиряк создал срез жизни русской промышленности и отчасти среднего класса и элиты русской уральской и сибирской помышленности. Если поверить Мамину-Сибиряку, то проблемм с взаимодействием было на порядок больше во второй половине 19 века, чем в наше время.
  2. +4
    21 июля 2023 06:10
    Мир настолько несправедливый,что в нем трудно найти согласие.Здесь есть несколько причин.Возвышая одних людей над другими,мы тем самым культивируем зависть в людях,которые находятся на нижней социальной ступеньке.Есть ли у нас культура.Скорее всего это междусобойчик.Все наверное заметили,что человек,обладающий большими знаниями и культурой, спокойно воспринимает то,с чем он даже не согласен. По ТВ идут фильмы только с насилием.Когда молодая девочка говорит, кого надо убить,то о чем может идти вообще речь? Такая совокупность всего,что нас окружает,не может вести нас к согласию.
    1. +6
      21 июля 2023 11:05
      Нет иллюзий относительно построения общество повального согласия ) Однако есть предположение, что степень энтропии можно уменьшить через привитие массива простых и понятных правил а также готовых модельных решений по наиболее часто встречающимся ситуациям.
      В случае если человек сталкивается с отсутствующим в его опыте, он ,зачастую , импровизирует , и в силу ограниченных способностей , может проявлять худшие черты своей натуры чисто рефлекторно.
      Если необходимые детали внести в его опыт и проработать - это способно "снизить градус" ,и ,в масштабе, со временем это снизит градус во всей системе.
      Тут нет задачи прийти к утопии - есть задача упредить тот Вавилон , который потенциально висит над нами . Нечто вроде 90х, когда общество предельно атомизировано в связи с распадом политической,сдерживающей их позывы модели.
      Мы излишне полагаемся на жесткий каркас , и когда с ним что-то не так, наши дряблые потроха ,привыкшие к удержанию панцирем ,вываливаются кто-куда. Без инструментов наведения мостов между теми абсолютно разными людьми ,что составляют нашу страну (религии, убеждения, расы,менталитет) у нас много рисков ,что в необходимый момент они просто не поймут друг друга , а плетку-семихвостку на все случаи жизни использовать с каждым разом все менее эффективно.
    2. +3
      21 июля 2023 15:09
      Этот мир такой, какой он есть. В нем постоянно кто-то кого-то поедает. Самоорганизация живых существ подчиняется таким же законам мироздания, как, к примеру, закон Ньютона. В любой живой среде сразу возникает иерархия. В человеческом обществе многое происходит по таким естественным законам. Эти законы еще далеко не изучены.
      Лидер (или вожак) в обществе очень редко бывает самым умным и самым образованным, здесь работают другие качества. Самые умные и образованные чаще - советники лидеров, иногда - уходят в сторону, вплоть до полного отчуждения. Основная часть человеческого общества - управляема такими лидерами с советниками, вне зависимости от строя и времени.
      Известен также такой феномен, как "стадный инстинкт". В этом случае зачастую интеллект этого "стада" бывает намного ниже интеллекта большинства его членов. В бытовом случае нередка ситуация, когда любой человек, независимо от пола, вероисповедания, расы, происхождения и т.д. прекрасно общается с другим человеком - один на один. Но как только появляется несколько человек из какой-то "стаи", как ситуация кардинально меняется.
      В общем, вопрос очень сложный, требует и изучения, и грамотного применения таких законов.
      1. +4
        21 июля 2023 18:51
        Вот сегодня я гулял по району и мне на ум пришла еще одна хорошая аналогия того, о чем я пишу.
        Возьмем автовладельцев - раньше был небольшой период когда можно было управлять машиной без "прав". Соотв. в какой-то момент наступил хаос , т.к каждый понимал правила в меру своего уровня и исходя из своих личных качеств. Это -аналогия того хаоса в культуре взаимодействия ,который мы наблюдаем сейчас. Если экстраполировать эту ситуацию на современный уровень количества машин , и допустить ,что у всех водителей не будет неких унифицированных знаний ,необходимых для взаимодействия друг с другом и пешеходами - представьте какой был бы хаос. Возрос бы и уровень негатива,и уровень насилия. Можно наблюдать отдельную аналогию подобного треша в Азии , где на узких улочках разные транспортные средства и пешеходы,зачастую, вытворяют что хотят.
        Однако ,система была упорядочена (разумеется,не на 100%), и за счет этой упорядоченности функционирует успешно (относительно того, как могла бы ,не будь упорядоченной) .

        По этой аналогии внесение элементов упорядоченности во взаимоотношения разных людей внутри современного общества могут нести только благо . Насчет границ того ,насколько тут далеко следует зайти -тут да, вопрос дискуссионный.
  3. +4
    21 июля 2023 06:14
    Со всем уважением к автору, но смешно читать о научном подходе к формированию навыков общения, а унификация - научный подход, пока в стране и капитализм, причём корявый, и клерикализм, причём агрессивный, и чёрти что с миграционной политикой. Но мне мысли автора интересны.
    1. +7
      21 июля 2023 11:16
      При чем тут капитализм и навыки общения ? Не стоит путать круглое с теплым.
      Вот вам простой пример того , о чем я пишу - наше унылое ,сонное внутриполитическое пространство.
      Люди НЕ могут скооперироваться и найти общий знаменатель для того, чтобы появились не гомеопатические силы взамен основательно одряхлевших говорилен из 90х. Да, эти устремления подавляются, да,они "не ко двору". Но положа руку на сердце - уже-ль они прям такие мощные и витальные ? Вот прошлая моя статья была про КРП (Клуб Рассерженных Патриотов) - у меня был скепсис относительно их способности договориться и выработать общую позицию. И что произошло ? Произошел конфликт между Стрелковым и "Обыкновенным Царизмом" ,вылившийся в публичное пространство. Казалось бы ,у людей есть ПРЕДЕЛЬНО ЯСНОЕ понимание необходимости перемен и осознание резкости ситуации. Нооо ... но их способности договариваться ,находить компромиссы и вырабатывать позиции, разруливать конфликты -в зачаточном состоянии.
      При том что "не пацанва". Просто - у нас НЕТ таких традиций. И их отсутствие пронизывает ВСЕ.
      Мы хотим создавать малый бизнес ? Вот они, вылезают. Мы желаем заниматься прорывной научной деятельностью ? И снова они.
      До "капитализма" все те же проблемы были при СССР - у нас давили и душили любое инакомыслие, даже с позитивными идеями. Тот же самый ОГАС задушили , хотя мы вполне могли бы быть страной запустившей первый интернет.
      А почему ? Потому что дубовые головы не пожелали попытаться понять инициатора. Их никто не учил этому, вся среда ,что при комунистах, что сейчас, дрессует их по максимуму надувать щеки и наводить пафосу . И так -сверху до низу.
      Тут проблема не в капитализме - это как раз тот пласт , который подэкономический. Пласт человеческих взаимоотношений и способности или неспособности договариваться и находить решения.
      1. +3
        21 июля 2023 11:25
        Цитата: Knell Wardenheart
        При чем тут капитализм и навыки общения ? Не стоит путать круглое с теплым.

        Капитализму в любом виде, не говоря о нынешнем российском - горизонтальные связи населения не нужны, а умение общаться сильно способствует установлению таких связей. Вот и вся путаница...

        Цитата: Knell Wardenheart
        А почему ? Потому что дубовые головы не пожелали попытаться понять инициатора. Их никто не учил этому, вся среда ,что при комунистах, что сейчас, дрессует их по максимуму надувать щеки и наводить пафосу . И так -сверху до низу.
        Очень жаль, что Вы только сейчас свою мысль продвигаете, а не тогда. Я серьёзно, без малейшей иронии это пишу...
  4. +4
    21 июля 2023 06:40
    культура просочится и на самый верх – и власть имущие будут вынуждены объяснять обществу те или иные свои спорные решения.
    Это серьезно? Я думал что в данный момент образование призвано сделать из человека потребителя не способного мыслить, делать далеко идущие выводы. В общем чем глупее народ, тем умнее ему кажется правительство. Греф на одном форуме фактически высказал подобную мысль, дескать трудно умными управлять.
    1. +5
      21 июля 2023 11:22
      То о чем я говорю имеет эквивалент прямой экономической выгоды ,как бы вас это не забавляло.
      Даже в том, что на дороге сменяют место расположение светофора -происходит изменение к лучшему или худшему, к большей или меньшей выгоде .
      Вопрос каким быть нашему общество -потребительским или высокодуховным за скобками моих предложений т.к эти предложения исходят из необходимости повышения параметра комфортности жизни внутри социума (любого !) . Вы думаете в обществе потребления нет запроса на эту ценность ?
  5. +4
    21 июля 2023 08:54
    Если вспомнить Украину 2014 года – ряд граждан, науськиваемых элитами, вышли «решать вопросы»
    Может элиты решали вопросы,используя при этом граждан,которые и не ведали что творили и от чьего имени?
    1. +6
      21 июля 2023 11:34
      Так или иначе ряд граждан выступил в качестве инструмента. У меня один знакомый ,человек не глупый ,тогда бегал по Майдану с "обрезом" потому, что ему не нравился Янук. Какие-то связанные с ним люди отжали бизнес у его брата , и ,разумеется, повода любить Янука у него не было.
      Однако прошло не так много времени и он пишет мне что "а ну его нафиг, в этой стране никогда не будет порядка, как не меняй" - и уезжает с женой на ПМЖ в Германию.
      И таких как он - сотни были. Люди ,которые вышли "бузить" вовсе не потому, что ненавидели москалей или не за европейский выбор. А по примерно тем же мотивам, из которых у нас посылали подальше Горбачева. Другое дело что всех этих недовольных чем-либо достаточно эффективно сумели замешать в одном тестушке так, что вышла однородная бузящая масса с четким устремлением.
      Вопросы кто там и ради чего это комбинировал - не суть важны, важно то, что людьми воспользовались ,"сыграли втемную" и сыграют так еще не раз ,к сожалению.
      Воззвать к такой толпе было бы однозначно невозможно т.к для этого понадобился бы Авторитет ИЛИ совокупность неких общих паттернов (а лучше и то, и то) . И вот я задаю себе вопрос - случись что-то подобное у нас , найдется-ли у нас этот, Авторитет для большинства ? И за неимением такового - будет-ли у нас достаточное количество общих паттернов ?
      Если с авторитетом в точки времени все всегда непросто , то формирование паттернов куда более простая задача ,требующая лишь методичности . Разойдись Майдан в 2014 , глядишь и не было бы дальнейших кровавых событий ... упреждение и профилактика это ведь тоже разноуровневые вещи. Можно упреждать "Росгвардией" , а можно более деликатно.
      1. +4
        21 июля 2023 15:11
        Так или иначе ряд граждан выступил в качестве инструмента
        Верно,движущей силой,организующей и руководящей были другие.
  6. +3
    21 июля 2023 10:43
    1. «фольк-этикет» - лучше бы «нравственость», уменьшив абстрактность понятия, потребуется и разъяснение природы нравственности.
    2.«этикет как культура высшего общества» и «фольк-этикет» - в одних случаях это неразделимое целое, в других – без органической связи. Природа этих вещей биологического уровня, без ясности в котором ментальные надстройки малозначимы.
    3. «унифицированно обучено, как грамотно выстраивать дискурс и вести поиск решений.» - это настораживает. Не предложено и не обосновано авторство «унифицированного обучения».
    4. «…вопрос положительной однородности и устойчивости общества» - актуальная тема. Если это инициировать «сверху», получается манипуляция массовым сознанием, имеем это (цели «верха» и «низа» не совпадают). Если положительная однородность не абстрактного общества, а народа – получится национальная самоорганизация. Чем хороша национальная самоорганизация? Тем, что восстановит органичность социума-народа. В едином организме полнота движения информации внутри и в обмене с внешним окружением. Это важнейшее условие для эволюционного развития, это выведет страну с суицидного пути. Она приведёт к смене типов обменов в стране, к ликвидации подавляющего паразитизма, восстановит адаптационные возможности граждан. С какой-то точки зрения дезорганизация своего народа абсурдна, а с какой-то - высоко эффективна.
    1. +5
      21 июля 2023 11:54
      1)Специально выделил ,что это не имеет отношение к нравственности. Видимо,недостаточно. Я говорю о внесении в популяцию массива эффективных решений по коммуникации, гашению конфликтов или взаимодействию. Это как если бы вам подарили инструменты и научили бы ими пользоваться. Нравственность - это когда вам дарят инструменты, учат ими пользоваться и четко регламентируют что в определенный момент вы ДОЛЖНЫ достать то-то и делать то-то - а иначе вы аморальны. Более того,в этом подходе есть фанатическое стремление к повальной регламентации , т.к нравственность подразумевает дуализм - нравственно/безнравственно.
      В школе учат писать и писать грамотно - это привитие инструментов. Если после этого учат писать высокодуховные тексты - вот это условно "нравственность". Я же предлагаю просто научить людей писать -они сами разберутся зачем оно надо.

      2)Также разделил эти понятия. Этикет как таковой перегружен эстетикой и в целом лишним. Есть стиль одежды вычурный , а есть функциональный. Так как я функционалист я считаю что главная доблесть вещи -ее функционал. Соответственно и содержание предлагаемой мной идеи - я предлагаю сформировать инструмент без излишеств или с минимум таковых. Для решения утилитарных,повседневных задач. Если 5 человек знают правила ,но 4 из них им следуют а 1 нарушает - у них будет четкое понимание того, кто дезорганизует деятельность. И более того, через общую базу они смогут (в идеале,конечно же) объяснить этому человеку в чем проблема.
      Это куда как проще , если у всех участников есть комплекс представлений о чем,собственно,речь.

      3)В стране есть единые правила написания, несмотря на значительные количества диалектов . Это нужно для того, чтобы все понимали всех без искажений. Если вас не напрягает это -не понимаю что может напрягать тут !

      4)Для "самоорганизации" должна быть база , УЖЕ существующая общность и унификация какой-то части мышления. Ряд народов имеет это в бОльшей степени , через не убитую культуру и традиции ,успевшие грамотно приспособиться к современности. Ряд -в меньшей степени. Речь о том, чтобы ВНЕСТИ это искусственно и наиболее продуманно ,с научно-психологической точки зрения. Чтобы был минимум шаманизма и пустой историко-культурной мишуры. Подобно тому как вносят рабочие кишечные бактерии или прививают деревце . Если есть осознание что текущая конструкция лишена необходимых элементов - формирование и внесение таковых ,это ли не научный подход в противовес надежде на случай и авось ?
      1. +2
        22 июля 2023 00:38
        Цитата: Knell Wardenheart
        Специально выделил ,что это не имеет отношение к нравственности. Видимо,недостаточно.

        С точки зрения математики принятие политических, дипломатических, межличностных решений просто метод перебора. Людей много. Кто принял правильное решение, тот продолжит свой род, создаст процветающий бизнес, сохранит народную культуру и родное государство.Неудачник останется бездетным, помрет с голоду, погибнет в проигранной войне или будет убит в драке. Люди смотрят на тех, кого считают успешными и пытаются им подражать. Поэтому бизнес и государство пытаются сделать удобных им людей успешными. Поэтому Нобель создал фонд Нобелевской премии для награждении ученых, Сталин награждал летчиков-испытателей и авиаконструкторв, Хрущев прославлял космонавтов и соратников Королева, Путин награждал высокими гонорарами через минкульт и приглашением на корпоративы естественных монополий Пугачеву, Галкина, Чулпан Хаматову.
  7. +5
    21 июля 2023 10:56
    Да, вопрос поднят не самый простой. Достижение однородности общества, даже в плане тезиса сразу встретит несколько вполне себе идеологических препятствий и каждое из них в общем-то не ново
    Сторонники "нео-марксизма" скажут, что все основано на классовых (или уже стратных) интересах, которые в условиях капиталистического строя заведомо противоречат друг-другу.
    Сторонники либеральной модели капитализма (да и не либеральной тоже) скажут, что однородность в обществе не достижима по причине того, что способности и перспективы у всех разные. То, что сын главы Министерства Х заведомо "выше" по способностям это "изюминка", которая в их понимании на вкус булочки не влияет.
    Что мы имеем в итоге - и в первом, и во втором случае все по ленинской классике - идеология это принуждение. Вопрос, конечно, количества и соотношения принуждающих и принуждаемых.

    Собственно здесь видимо кроется секрет таких ожесточенных споров в плане общественных идей, идеологем, тезисов и т.д. Это всегда принуждение. А принуждение рождает нетерпимость.

    Задача умной государственной головы (обычно коллективной, вроде разного рода идейного ближнего круга или структур, близки к принятию решений) сформировать такой механизм выработки решений, который бы эти противоречия максимально сглаживал, находил в разночтениях общий корень.

    На Западе и у нас этот вопрос решили следующим образом: если мы не можем найти общее, надо объединиться против чего либо. Проблема в том, что даже ультра либералы не могут обойти такой аспект западной культурной уже парадигмы как Билль о Правах или его аналоги, вроде разных там исторических Хартий. У нас же ничего, кроме "общего врага" нет. Хотели поставить на место Билля Патриотизм, но не выходит никак. Элиту патриотизм не прельщает, у интеллигенции он разный, а народ просто хочет, чтобы от него отстали все: и западные либералы, и украинствующие, и собственные интеллектуалы, даже патриоты, которые не могут договориться между собой даже о Зое Космодемьянской.

    Что поставить в основу для такого Билля или какой-нибудь Ясы Чингисхана, это важный вопрос. Может ли народная этика в этом помочь - да, как ориентир. Но тут где-то внутри наших элит должно созреть некое ядро мотивированных людей. Пока же наша элита это "г...но нации". Причем отборное, в прямом и переносном смысле этого слова.
    1. +6
      21 июля 2023 12:05
      Наше многонац. общество невозможно объединить религией -у нас как минимум 4 конфессии. Невозможно политикой - развал СССР в том числе показал утопичность этого подхода.
      Остается Идея - но у любой идеи есть разные периоды, и чтобы переживать периоды плохие , нужно чтобы людей связывало нечто традиционное, общее. ПОЛЕЗНОЕ и НЕ истощающее. То, что практически невозможно выворачивать в ту или иную сторону в тех или иных интересах.
      То есть, некий базис . В нашем случае -однозначно привитой , т.к у нас культуры и традиции также разные. Однако по опыту прошлых лет и тому, что удалось привить один язык - могу предположить что базис также удастся привить. Главное чтобы это был аполитичный базис ,чтобы не было тяги выкинуть его "до кучи" в случае смены коньюктуры.
      Там не должно быть какого-то единого отношения к истории ,религии,политике - нет. Однако должны быть общие инструменты КАК можно выстраивать дискуссию в таких ,острых вопросах. Что из за того , хорош Сталин или плох вовсе не обязательно лезть давить друг другу глаза , и как можно построить дискуссию о том, хорош он был или плох так (если оно надо), чтобы каждый участник нашел в этом ЧТО ТО развивающее (если это возможно, ахаха) .
      Потому что язык как средство коммуникации все больше превращается в инструмент спама,брани и демонстративного проявления неуважения или принципа . Мы теряем связывающие его свойства , а те немногие паттерны что "вроде как общие" бесконечно затираются до дыр .
      1. +4
        21 июля 2023 15:28
        Базис желательно иметь не политизированным, это правда. Но для выработки такого базиса его надо наполнить общим экономическим смыслом. В данном случае имеется ввиду, что классическая экономика это наука, изучающая общественное хозяйство.
        Вот то самое хозяйство общественное должно иметь некие общие принципы, нормативы, основы и т.п. Если у вас хозяйство построено на одних принципах, а у меня на других, мы не сможем сформировать общую систему - мы можем торговать, но иметь общую систему хозяйствования вряд ли.
        Если у одной части общества способ хозяйствования "приватизационный", а у другого традиционный, они могут сосуществовать некоторое время, но общности не будет и прочности связей тем более. Европейские хартии прошлого и билли о правах это не просто "политика" или "идеология", это кодифицированные принципы (именно принципы) ведения совместного хозяйства в обществе.
        1. +3
          21 июля 2023 19:00
          Но для выработки такого базиса его надо наполнить общим экономическим смыслом

          Общий экономический смысл - понимаемость происходящего и традиции мирного разрешения конфликтов - есть неизбежные составные такого полезного во всех отношениях явления как "Стабильность +". Стабильность+ это когда у вас есть достаточно устойчивый фундамент ,где превалируют позитивные тенденции надо негативными.
          В такую среду хочется вкладывать деньги и силы,в ней хочется жить и в ней есть уверенность в завтрашнем дне.

          Без выработки культуры взаимопонимания ни "приватизаторы" не поймут что не так, ни "приватизируемые" не поймут что это хорошо или плохо. У них будет винегрет мнений,они будут разноориентированы как магнитные частицы .

          Одна часть общества живет представлениями о том, что "хорошо бы их всех на вилы..." , другая часть постоянно боится ,что и их зацепит "до кучи" в случае чего. Третья часть готова костьми лечь,только бы этого не произошло. Четвертая часть ... и так далее. Общие силы находятся в состоянии подавления друг друга и общий вектор системы работает скорее против нее, нежели на.
          Подобно змее которая жрет свой хвост , недостаток порядка и винегрет из запущенных представлений способствует усугублению негативных тенденций внутри нашей страны, а не наоборот.
  8. +1
    21 июля 2023 11:18
    Какоето растекание мыслью по деореву. Имхо , похоже это все увод памяти в сторону. От реальных дел и экономики.

    Империалисты должны хапать и давить простолюдинов. Иначе какие они империалисты?

    " грамотно выстраивать дискурс и вести поиск решений. ???"
    Кто? Это и делают например, власти, депутаты, карманные партии.
    Чтото там решают за спиной народа, протаскивают вопреки, защищают себя от мобилизации, и потом пиарят: вперед! записывайтесь! питайтесь макарошками! а мы вам Возраст пенсионный поднимем, да мобилизацию объявим...
  9. +1
    21 июля 2023 15:21
    Я все-таки думаю, что люди слишком разные, чтобы для них можно было подобрать единый для всех "коммуникационный протокол", который устроил бы всех и везде работал бы с приблизительно одинаковой эффективностью. Не каждому человеку подойдут какие-то принципы взаимодействия, и не в каждой среде они приживутся, а их навязывание, что и визит в монастырь со своим уставом, приведет только к тому, что вспыхнут новые конфликты, усилятся недоверие и страх перед внешним миром, который станет выглядеть как источник угрозы привычному образу жизни.
    Полагаю, общество должно быть устроено не как один большой зал, просматриваемый от стены до стены и продуваемый сквозняками, а как множество комнат, собранных под одной крышей: тогда каждый человек сможет подобрать себе подходящее место, а каждая группа – самостоятельно определить, как ей быть устроенной внутри самой себя, кто должен в нее входить, а кто не должен, и как должны регулироваться отношения между ее членами.
    1. +4
      21 июля 2023 19:05
      Это красивая точка зрения и ныне довольно популярная. Но она все равно ПОДРАЗУМЕВАЕТ КУЛЬТУРУ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ. Только она подразумевает ее как нечто ЕСТЕСТВЕННОЕ. По-логике ученых средних веков, те кто рассуждает так полагают, что мухи зарождаются из миазмов и мусора , вотпростотак , сами собой.
      К сожалению так оно не бывает. Человек рождаясь не обладает даже минимальным набором для выживания , практически все его навыки -плод наущения. И разные культуры учат взаимодействию В СВОЕЙ СРЕДЕ по-разному. Вот только проблеме в том, что глобализм теперь старается смешать все это . Когда внутри СССР все преимущественно жили по своим республикам - проблемы были не столь очевидны. Теперь - очевиднее некуда. И более того, сейчас у нас полный шведский стол ценностей и идеек, без обучения тех ,кто им внимает тому, Как себя вести с теми,кто разделяет иные точки зрения.
      Отсюда корень кучи конфликтов -потому что есть "паладины 80 уровня" и есть "еретики,которых надо сжечь". Трудно выстраивать диалог когда накал страстей постоянно сводится к какому-то трешу , а треш только нарастает. Достаточно включить ТВ или почитать комментарии к любым резонансным событиям.
      1. +1
        21 июля 2023 23:19
        Конечно, человек не из воздуха получает опыт, знания, навыки, характер и культурный багаж, но он и существует не в пустоте, где нет ни других людей, ни источников информации, а среди людей – воспитывается в своей семье, посещает какие-то учебные заведения, видит вокруг себя людей из определенных этнических, классовых, конфессиональных групп, у которых учится, и в том числе перенимает культуру взаимодействия (с поправкой на врожденную предрасположенность, случайности и все прочее, конечно), которая сама является одной из составляющих как бы рельсового пути для этого человека и определяет, членом каких групп он с наибольшей вероятностью станет в зрелом возрасте.
        Это никак не отменяет необходимость искать пути к налаживанию контактов поверх часто пересекаемых "границ", но и здесь я вижу возможность применения все того же подхода, когда к людям предъявляются определенные требования и разрешаются спорные ситуации в рамках их группы, но уже более высокого порядка – например, местной общины, профессионального коллектива, сословия, нации в целом или вообще международного сообщества. И проблема, как я считаю, сводится только к вопросу о разумном распределении "веса" между группами разных уровней, то есть к определению того перечня проблем, которые не могут быть решены в пределах "элементарных" групп. Конечно, неправильно замыкаться только на свой хуторок и отказываться считать посторонних людей реально существующими и обладающими правами, но и неправильно, на мой взгляд, пытаться самолично уладить все проблемы в мире, не считаясь с мнением тех, кого они касаются в первую очередь.
        День же сегодняшний – это, по-моему, и есть кризис границ: государственных, этнических, семейных: то миграции, то интернет, то вигиланты, то камеры и заботливая бюрократическая машина. Немудрено, что пока один вешается, другой хочет побить всех "понаехавших" и "доставших".
        1. +2
          22 июля 2023 10:43
          Зачастую проблема опыта - это проблема его интерпретации. Люди разного интел.уровня и разного воспитания из одной, даже предельно однозначно истолковываемой ситуации могут сделать абсолютно разные выводы , а далее, на основании этого, их разность будет прогрессировать еще больше.
          Многим я думаю знакома ситуация когда один человек делает фигню и забывает о ней, а второму это западает в душу и жжет его какое-то время. Я упоминаю об этом не потому ,что есть надежда как то это предотвратить - скорее как механизм проблемности этой разности в плоскости взаимопонимания. Допустимые мелочи для одних (по воспитанию, по культуре) -могут являться недопустимыми для других . Например с моей точки зрения многие выходцы с Кавказа излишне фамильярны в общении ,и уже одно это задает такой стиль этого общения, который интуитивно неприятен. Привитие некой общей культуры с одной стороны научило бы людей быть несколько более толерантными К МЕЛОЧАМ , с другой стороны - несколько более корректными в том,как они выражают мысли на общественном пространстве.
          Как минимум это снизит накал потенциальных страстей на этом самом пространстве.
          1. +2
            23 июля 2023 16:47
            Это, безусловно, важно, чтобы люди могли найти точки соприкосновения и не наброситься друг на друга с кулаками вместо приветствия. Это, думаю, в первую очередь всегда основывается скорее даже не на ценностях, а на простом желании, во-первых, не столкнуться с проблемами и ненужными для себя конфликтами, а во-вторых, не оказаться в изоляции и не прослыть в обществе опасным преступником или просто неприятным человеком, с коим никто не захочет иметь дел. И для понимания этого человеку даже не нужно постигать какие-то "универсальные" подходы к общению, а достаточно в полной мере освоить некоторую отдельно взятую культуру, каждая из которых, будучи созданной людьми на базе некоторых "предшествующих" культур, которые тоже выработаны людьми, основывается на чем-то общем если не для всех людей, то точно для большинства: культурные люди при необходимости договорятся друг с другом без синяков, будь они даже с разных континентов.
            А для всех иных ситуаций я бы сформулировал подход так: в общем поле следует исходить из принципа добровольности контактов, а в пределах групп – из принципа не стесняющей посторонних людей самобытности.
            1. +2
              23 июля 2023 17:57
              Вот в том числе и эти простые правила нужно объяснять и прививать) Потому что даже кажущиеся очень простыми и разумеющимися вещи ,зачастую, либо человек не умеет применять , либо его им не научили . Иногда предки жужжат что-то как комар и это абсолютно не усваивается , так как проходит мимо уха реклама . Иногда человек что-то такое слышал и в целом согласен, но КАК ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ это у него не обозначено, отдельные элементы пребывают в хаосе, а так как большинство по жизни задумываться над вещами не приучены, это состояние хаоса может продлиться вплоть до старости (а у некоторых и до смерти).

              Даже такое простое дело как почистить апельсин для многих является концептуальной проблемой , они и пальцы измажут и все вокруг. Интуитивно грамотного подхода не придет им на ум пока они не окажутся в условиях,когда апельсинов надо почистить сотню-две.
              1. +1
                24 июля 2023 12:36
                Достучаться и добиться если и не принятия, то хотя бы осмысленного понимания – эта проблема, наверное, вечна из-за непостоянства культуры и человеческой изменчивости.
                Какая-то всеобщая (а скорее просто затрагивающая достаточно многих) работа по универсальным методикам, на мой взгляд, может понадобиться только для некоторой "подстраховки" в тех случаях, когда совершенно не справляется, например, семья, и продуктом ее воспитательной деятельности является опасный для общества человек с отрицательным культурным багажом. А в остальных случаях та же семейная традиция, уверен, будет работать куда эффективнее ввиду своей изначальной направленности на воспитание не абстрактного человека, а обладателя более-менее конкретных унаследованных черт характера, свидетеля конкретных примеров поведения, обитателя конкретного кусочка действительности и претендента на уже примерно понятное место в обществе.
    2. +3
      22 июля 2023 09:17
      Цитата: Moonlight
      Я все-таки думаю, что люди слишком разные, чтобы для них можно было подобрать единый для всех "коммуникационный протокол", который устроил бы всех

      Абсолютное заблуждение. Таких протоколов человечество изобрело множество. Самым известным из таких протоколов является язык на котором говорит народ. Ещё есть язык жестов, математика, профессиональные языки и пр. Изобретая языки общения в разных областях жизни человечество поднималось по ступеням развития.
      Цитата: Moonlight
      а каждая группа – самостоятельно определить, как ей быть устроенной внутри самой себя, кто должен в нее входить, а кто не должен, и как должны регулироваться отношения между ее членами.

      Вы пропагандируете вредное и опасное разобщение в народе. Собственно это и есть меньшизм, являющийся сейчас главным орудием порабощения человечества.
      1. +1
        22 июля 2023 14:06
        Цитата: народник
        Абсолютное заблуждение. Таких протоколов человечество изобрело множество. Самым известным из таких протоколов является язык на котором говорит народ. Ещё есть язык жестов, математика, профессиональные языки и пр. Изобретая языки общения в разных областях жизни человечество поднималось по ступеням развития.

        Не только в словах и их формальном понимании дело, на них разные люди по-разному отреагируют, и что обрадует одного, то другого огорчит, а третьим вообще не будет воспринято как что-то стоящее внимания. И кроме того, способы выстраивания отношений, которые окажутся эффективными в конкретных случаях или просто будут удобны для разных людей, тоже, скорее всего, будут отличаться: кто-то, например, предпочтет быть частью иерархической структуры, а кому-то будет комфортно в более эгалитарной среде; кого-то нужно "вести за руку", а кто-то разберется сам.

        Цитата: народник
        Вы пропагандируете вредное и опасное разобщение в народе. Собственно это и есть меньшизм, являющийся сейчас главным орудием порабощения человечества.

        А я думаю, что атомизация – это как раз практически неизбежный результат бескомпромиссной унификации и попыток стереть все структуры, стоящие между человеком и государством, большим обществом и т.п. Толпа, где вокруг одни незнакомцы – это та питательная среда для неприязни абсолютно ко всем людям и принятия убеждения, что это только один субъект действительно живет, а все остальные являются роботами и не более. И поработить такого человека, не имеющего ни своей среды, ни самоидентификации, ни уверенности в безопасности и предсказуемости мира за дверью, поставить в полную зависимость и убедить, что его единственная опора в жизни – это какой-нибудь фюрер, становится проще простого.
        1. +1
          22 июля 2023 23:02
          Цитата: Moonlight
          Не только в словах и их формальном понимании дело, на них разные люди по-разному отреагируют, и что обрадует одного, то другого огорчит, а третьим вообще не будет воспринято

          Думать и представлять для себя человеки могут всё, что угодно, даже самую невероятную хрень. Например, что можно лететь на Солнце. Для совместной же деятельности выработаны определённые языки и действовать можно только пользуясь ими.
          Назову ещё два относительно общих языка без которых не может существовать современное человечество. Это чертежи и ЕСКД. Но Вы вероятно, гуманитарий.
          Цитата: Moonlight
          и убедить, что его единственная опора в жизни – это какой-нибудь фюрер, становится проще простого

          можно убедить и в том, что его единственная опора самый демократичный президент Байден.
  10. +3
    21 июля 2023 17:27
    Золотые слова ! Согласен на 10000%. И идея и реализация на мой взгляд вполне реальны. Да это работа в долгую -плоды и эффекты появится через пару поколений. Первые плоды уже при моей жизни через лет 5 , если начать сегодня.
    Культура и навык коммуникации выиграл выиграл как с самим собой так и с другими предполагает большой багаж навыков и достаточно зрелую личность.
    1. +3
      21 июля 2023 19:07
      Подобно тому как людей учат вытирать попец или держать ложку, их можно и нужно учить правильно общаться друг с другом . Альтернативой этому будут детские пеленки ,намертво прилипшие к задницам уже взрослых людей am
      1. +1
        22 июля 2023 00:17
        Цитата: Knell Wardenheart
        Подобно тому как людей учат вытирать попец или держать ложку, их можно и нужно учить правильно общаться друг с другом .

        Меня в школе и в институте учили как надо правильно надо жить в обществе 15 лет. А когда ястолкнулся в общении с представителями афганского этноса -пуштунами и таджиками меня примерно за три года научили жить совсем по другому, что я теперь считаю более правильным. Когда я сталкиваюсь с представителями тех, кто в отличии от меня после института работал только на оборонных предприятиях, я даже не пытаюсь с ними установить близкие доверительные отношения. Сейчас идет трансформация культуры и в производственных отношениях и в личностных. Лет через 20-30 все устаканиться. Надо признать, что и Стрелков и Пригожин вели себя не совсем адекватно и рано или поздно толжны были уступить свое место в политическом поле. Другое дело, что это могло было произойти естественным путем без ареста Стрелкова. Система последнее время начала идти вразнос. Законопослушного Стрелкова легко посадить, но кто осмелиться посадить приближенного к Кадырову чеченского бизнесмена кинувшего армянского подрядчика? И между прочим, как правильно учить людей себя вести когда их разоряют приближенные высокопоставленных политиков. Например мой бывший начальник смог сохранить и развить свой бизнес обратившись за крышеванием к специалисту по применению боевых ядов для устранения противников государства. Этому тоже надо учить в школе? А представляете себе реакцию владельца ограночной фирмы когда его конструктор-лузер ушедший на самостоятельную работу и которого он слегка припугнул закопать в икшанском лесу если он не вернется снова пахать на босса вдруг направляет к нему на переговоры человека красочно рисующего смерть главы ограночной фирмы от действия современных ядов?
        1. +3
          22 июля 2023 10:58
          Надо признать, что и Стрелков и Пригожин вели себя не совсем адекватно

          Вот в частности и об этом я тоже. Когда фигуры ,претендующие на лидерство общественных мнений, опускаются до потока хамства и неуважения ,настолько увлекаются этим , что теряются все границы - это противно, это играет против них. Притом в отношении Игоря Ивановича я уважаю его интеллект и честно говоря НЕ понимаю ,зачем он опускается до таких глубин.
          Истолковываю это сообразно написанному - разница в воспитании. Человеку с детства не объяснили досконально как нужно вести себя с хамами , не создали такую систему , не привили самоанализ и.т.д. Он нашел эти вещи по кусочку и собрал как смог ,что то упустил ,разумеется. И так -каждый. Вот он ,конкретно (Стрелков) , собрал именно так. А Пригожин - этак.
          И по этому вроде взрослые и не глупые люди ,и вроде бы на словах одного хотели, но по факту не общение вышло а тупо лай.
          Полезно-ли это было для каждого из них и для решения дела о котором они оба говорили ? Нет.
          И более того -учитывая закостенелый принцип и его культ , какой-либо арбитраж был бы вряд ли возможен в этой ситуации,хотя бы потому,что лай начался буквально сходу.
          Это и есть пример того, о чем я говорю. Когда культура взаимодействия НЕ прививается -у нас будут ситуации аналогичные непониманию Королева-Глушко, с печальными последствиями для общего дела,вне зависимости от его важности.

          Вы отметили интересный момент, спасибо вам за него - вопрос анализа уже готовых традиционных решений из других социумов.
          Однако как и многие комментаторы -вы ,к сожалению, пытаетесь и этот вопрос свести в политическое поле.
          Это прискорбно т.к то, о чем я говорю будет эффективно ТОЛЬКО В ОТРЫВЕ ОТ ПОЛИТИКИ. Сколь быстро ушло мощнейшее пионерское движение ,лишь потому, что являлось ПОЛИТИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТОМ , и ассоциировалось соответствующе ! Все хорошее спустили в унитаз "до кучи" ,просто потому, что это было "творение красных" и ассоциировалось как инструмент их интересов. Система о которой я говорю - должна быть лишь в интересах общества , а не сменяемой полит. коньюктуры. Людей должны учить общению друг с другом НЕ ради того, чтобы холопы не побили буржуев , а ради того, чтобы решения (везде !) находились там , где ныне стена непонимания. В том числе на каждом уровне общества - не только между такими уровнями.
          Когда я говорю о понимании - я не уравниваю это с "принятием". Понимание - это когда 10 человек имеют сформированные нейтральные инструменты, позволяющие им на аналогиях определить что полезно а что нет. И к бесполезным вещам у них будет примерно одинаковое отношение .
          Соответственно у них будет со временем формироваться мощный сонаправленный запрос на фиксы тех проблем , на которые сейчас в обществе существует 360 градусовое восприятие и толкование.
      2. +3
        22 июля 2023 00:49
        Цитата: Knell Wardenheart
        Подобно тому как людей учат вытирать попец или держать ложку, их можно и нужно учить правильно общаться друг с другом .

        Карнеги написал книгу как надо заводить друзей. Доктор Спок как правильно воспитывать детей. Но Карнеги в старости остался без детей, а дети Спока в его старости оставили отца в одиночестве. Между прочим развал в США крепких семейных отношений связывают часто с произведениями доктора Спока.
        1. +3
          22 июля 2023 11:02
          Книга - это слишком монолитно. Я скорее за грамотную компиляцию простых и однозначных правил и подбор модельных ситуаций, демонстрирующих конфликт извне . Когда мы внутри проблемы -мы часто видим ее куда сложнее, чем она видится извне. Если мы обработали модель извне - оказавшись внутри мы будем действовать куда осознаннее и увереннее.

          Вопрос не в самом подходе -вопрос в качестве. Можно сделать пельмени хорошо, а можно так, что один раз откушав их возненавидишь на всю жизнь lol
  11. +4
    21 июля 2023 17:52
    Давно ждал таких слов . Спасибо автору.
    К вопросу "что делать?" - м.б. будет не лишним восстановить систему дошкольного воспитания. Это ведь целая наука была, и были воспитатели, выпускники соответствующих вузов, со своими конкретными занятиями по развитию и т.п. , и нянечки. А сейчас остались одни няньки, похоже. Надо возрождать этот институт, и желательно с привлечением современной науки о психологии, а для массовости детские сады должны быть бесплатными, но с заботой об авторитете воспитателя. Чтоб дети наряду спервой учительницей помнили и воспитательницу свою, как один из авторитетов. Такое раньше было. Безусловно, все люди разные, и различия проявляются уже с рождения - это так . Но я бы не стал привязывать их специфику к биологии , национальности или генам. В конечном счёте - причина различий не так важна - важны способы , с помощью которых эти разные люди могут (при желании) найти общий язык и делать общее дело. Это вопрос раннего обучения. В семье этого могут и не дать, потому как семьи - разные, даже в пределах одной национальной традиции.
    1. +5
      21 июля 2023 19:11
      И Вам спасибо !
      В семье этого могут и не дать, потому как семьи - разные, даже в пределах одной национальной традиции.

      Именно так ! Семьи разные , степень обученности детей навыкам социальной адаптации также разная. Тогда как это не бог весть какие навыки , нужно только грамотно свести их в пособия и грамотно преподать.
      Общественное пространство это не сливная яма , эта логика -что реки не являются выгребными ямами ,преобразила города и их санитарию в свое время. Также логика о том, что с общественным пространством и его упорядочиванием нужно работать -преобразит наше общество, уберет хотя бы часть той депрессухи и неуважения,которым все сейчас пропитано.
  12. +3
    21 июля 2023 18:19
    Статья интересная, полезная и правильная в своей идее, а также в деталях. Очень нужная.
    Что предлагает автор? Научить людей позитивному общению для принятия позитивных решений. Для этого дать людям набор правил, методов и навыков позитивного общения. Это может быть своеобразная наука общения.
    Как арифметика (математика) служит людям для решения разных практических задач, так и наука общения (в диапазоне от арифметики до высшей математики) могла бы служить людям в разных практических действиях.
    Такая наука вообще-то есть, но она особо не афишируется и не распространяется. Дабы "хамы и плебеи" (народ) не подвинули господ манагеров " с места.
    1. +4
      21 июля 2023 19:19
      Если мы посмотрим на историю общности , то упорядочивание внутри - это неизбежный элемент развития общностей. Упорядочили некую часть - шагнули на ступень выше. "Нишмагли" - застряли во вчера , а то и вовсе распались.

      По сути нужно всего лишь посадить большие коллективы психологов писать несколько пространных методичек, потом посадить редакторов выделять из этого некое общее и "компилировать". ППотом снова посадить психологов - чтобы они подтвердили что то что вышло, не взрыв мозгов .
      Потом уже общественные "тестинги", когда методички обкатываются и обсуждаются с родительскими сообществами в разных регионах , принимаются предложения и дополнения. Потом с этим снова работают редакторы и компиляторы -потом снова визируют психологи , и только после этого можно запускать курсы для преподавателей этого дела ,в среде воспитателей.

      Понятное дело что тут необходимо разбитие курса, подобно тому как школьный разбит на классы. Что то можно начинать уже с детского сада , даже НУЖНО начинать. Какие-то вещи неизбежно придется повторять раза по 3-4 за весь период обучения. Какие-то навыки целесообразно вносить уже в средней школе+. Возможно что-то и вовсе стоит выделить в факультатив ,потому что минимум знаний подразумевает , что будет хорошая,годная и нужная , но необязательная часть. Кто захочет большего -милости просим . Вот туда уже можно включить и этикет и правила хорошего тона и так далее. Тоже было бы не лишним ,на самом деле. Но ДЛЯ ВСЕХ - явно избыточным.
  13. +1
    21 июля 2023 19:14
    В то время как одни народы создавали первые цивилизации и строили огромные постройки, пережившие тысячелетия, другие утопали в распрях, не создавали письменности или значительных материальных свидетельств, прославивших бы их в веках
    В то время, как одни народы, вынужденные хозяйствовать в рамках оросительного земледелия (не могли уйти с берегов великих рек), были покорены грабившими их негодяями и были вынуждены строить огромные, бессмысленные для них постройки, пережившие тысячелетия, другие тысячелетиями отбивали попытки корыстных негодяев стрясти с них дань и барщину, а в случае неудачи, уходили глубже в леса, на новое место жительства, но не сдавались.
    По сабжу: ничего у автора не выйдет. Какие методички не втолковывай, во время разборок от грубостей будет эффективно сдерживать только перспектива поножовщины. Кроме того, в эти методички обязательно внесут утверждения типа "должен уступить" (она девочка, он старше, ты умнее и т.д.), которые, как только мозги заработают (это ее половые трудности, морщины еще не извилины, я не такой , чтобы быть умнее и т.д.), заставят отвергнуть эту методичку вместе с ними.
  14. +1
    22 июля 2023 05:44
    Культура взаимодействия в каких делах?
    Даже в различных слоях общества в одной стране--культуры взаимодействия разные. И культы, ценности -разные.

    Если в данной стране объективно совместное ведение хозяйства рационально--будет культура совместного ведения хозяйства.

    А если рациональна добыча из имеющихся природных ресурсов--будет культура совместного воровства.

    Не случайно Делягин назвал государство, появившемся в 1991--машиной для разграбления природных ресурсов России. Это просто логическое следствие объективно, в имеющихся условиях--сложившихся отношений в обществе.

    Например, в Японии нечего продать, кроме рабочей силы японского народа-это одна культура: покупай сырье и делай товар. .

    В России можно много чего продать, если добыть, отнять и разделить "по чинам"--это другая культура :покупай товар и добывай сырье.... .
    Вот когда все разворуем, тогда и подумаем как быть дальше....
  15. +2
    22 июля 2023 08:49
    Можно создать науку о взаимопонимании и взаимодействии, и даже нужно. Но преподавать такую науку детям и подросткам будет невозможно. Дети и подростки воспринимают мир очень примитивно, в двоичной системе счисления. Для них существует только хорошо или плохо, один или пусто. Такая уж у детей психология.
    Преподавание такой науки будет возможно только старшеклассникам 10-11 классов и уже взрослым людям.
    1. +2
      22 июля 2023 11:08
      Вот по этому я указываю на необходимость разделения подаваемой информации. Каждой вещи под солнцем есть свое время , какую то информацию и форму поймут и усвоят и дошкольники, какую-то -старшеклассники. Дерево не появляется одномоментно -оно растет снизу вверх , с корня и до ветвей.
      Корень нужно формировать как можно раньше ,тогда дерево будет крепким.

      Дети хорошо усваивают информацию в виде полуфабрикатов , этим объясняется большая притягательность клиповых решений и культуры комиксов. Визуализировав модельные ситуации и доработав их с целью большей воспринимаемости , мы добьемся возрастания впитывания .
      Это не более чем техническо-психологическая задача ,ничего невозможного.
      1. +1
        22 июля 2023 23:06
        Цитата: Knell Wardenheart
        Визуализировав модельные ситуации и доработав их с целью большей воспринимаемости , мы добьемся возрастания впитывания .
        Это не более чем техническо-психологическая задача ,ничего невозможного.

        Вряд ли получится прививать коммуникационный язык с раннего детства. Внедрив такие модели общения мы почти наверняка выбьем у детей более нужные модели поведения. Подобные эксперименты уже были. Они приводили к плохим последствиям.
        То есть, дело не в возможностях привития, а в несовместимости моделей.
        1. +2
          23 июля 2023 01:26
          Нет задач прививать "коммуникационный язык" т.е некую всеобьемлющую модель общения с раннего детства. Есть задача внести порядок в те области, хаос и неопределенность в которых способствует конфликтным ситуациям и напряжению на уровне коллективного взаимодействия.

          Их круг друзей и знакомых, их семья и традиции - это одно. А общество - это условно нейтральная среда , и мы не задумываясь можем вносить в нее какие-то негативные нотки ,способствуя общему изменению ее заряда на более отрицательный.
          Не должны прививаться модели общения как некий абсолют - но должны предлагаться некие базовые рабочие модели разрешения наиболее распространенных ситуаций.
          Вася взял игрушку Пети и сломал ее. У Пети истерика. Вася не знает что он сделал плохо и не знает почему, для Пети из за такой фигни и своего незнания он теперь враг #1 .
          Если мы проработаем эту модельную ситуацию - мы уменьшим вероятность того, что из за подобной фигни (и в дальнейшем) между людьми будет возникать невидимая стена из негатива ,препятствующая их взаимной деятельности или пониманию.

          Понимаете какая штука, куча людей просто не формирует этой нужной модели поведения. Они тупо плодят себе врагов из за какой-то мелкой противной фигни ,из за такой же пополняют и свой список постоянно. Пара простых моделей в детстве и мы ,помимо всего прочего, приучаем человека думать о том, что и как он делает. А еще смотреть как это выглядит со стороны.
          Это не может быть плохо, хотя,конечно, если считать наши ссаные пеленки частью нашей индивидуальности - то да, этого поубавится .
        2. +3
          23 июля 2023 01:42
          На самом деле все вокруг нас так или иначе манипулирует нами сызмальства , подталкивая по тем или иным направлениям. Просто это как правило чистый хаос, даже если есть большая претензия на порядок и целенаправленное наущение.
          В силу генетических склонностей ,семьи, мутаций и ряда иных факторов , да, может значительно разниться и выбор и поведенческая реакция. И нет нужды это корректировать через инструменты дрессуры - однако есть нужда привития неких общих моделей в нашем обществе .
          Подобно тому как детей учат писать , но не прививают им индивидуальный почерк силой - также и тут, нужно учить их выстраивать деловые и практичные отношения (не дружеские ,именно деловые !) на едином для всех языке , но в тоже время и без заставления их действовать именно так. Наоборот, многие механизмы будут предоставляться им именно как "базовый,компромиссный" способ разрешения ситуаций , не как самый лучший или совершенный ! Просто, чтобы два человека оказавшись в модельной ситуации уже имели под коркой как минимум 1 готовое решение .
          Потому что складывание их "типа самих собой" - есть иллюзия , а коллективное творчество тут может родить кучу вещей ,прямо скажем не самых хороших.
          1. +2
            23 июля 2023 10:04
            Цитата: Knell Wardenheart
            Наоборот, многие механизмы будут предоставляться им именно как "базовый,компромиссный" способ разрешения ситуаций , не как самый лучший или совершенный !

            Вот это внедрение уже подорвёт лидерские качества в какой-то степени. Детям будет трудно разобраться в каком случае допустимо компромиссное решение, а в каком надо держаться принципа.
            Глубоко мы забрались в своих рассуждениях. Благие намерения всего этого я понимаю, но заостряю внимание на возможных и очевидных опасностях при формировании психотипа детей до 15 лет.
            Конечно, окончательный ответ могут дать только практические эксперименты. Человечество занималось формированием психотипов в детстве ещё со времён Спарты или раньше. В настоящее время перед подобными экспериментами с детьми необходимо проводить серьёзную дискуссию с привлечением педагогов, психологов детства, исторического опыта и опыта выдающихся педагогов.
            Со взрослыми всё проще ( с 15-16 лет и далее). Они могут усвоить, как минимальную необходимую часть языка взаимодействия, так и весь язык. Наверное, есть какой-то минимальный набор навыков положительного (позитивного, конструктивного) общения. Для начала хорошо бы знать и усвоить этот набор хотя бы частью здравомыслящих людей.
            1. +2
              23 июля 2023 13:35
              Тут согласен с Вами ,все озвученное не более чем полезный на мой взгляд концепт. Есть проблема ,подходы к ней могут быть самые разные.
    2. +4
      22 июля 2023 13:38
      В детском саду происходит вырабатывание навыков общения с другими детьми. Простейшие ситуации - спор за игрушку , поведение в групповых играх - могут и должны быть преподаны. Родители могут сказать : "Не даёт игрушку ? А ты возьми и не отдавай". Воспитатель такого не скажет. Эти навыки даются в практике, с момента, когда ребёнок только начинает говорить. Такое воспитание потом многими не осознаётся, но оно служит каркасом для более позднего формирования личности. Даже сейчас, среди пенсионеров, можно иногда различить людей "детсадовских" и домашних.
  16. Комментарий был удален.