Антибиотик и марля из тополиного пуха: открытия советских фармацевтов в годы Великой Отечественной войны

15
Антибиотик и марля из тополиного пуха: открытия советских фармацевтов в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война стала одним из наиболее тяжких испытаний для нашей страны. В один день, 22 июня 1941 года, изменились судьбы миллионов людей.

В первые месяцы и годы фашистской агрессии многие отрасли СССР оказались в крайне сложном положении. Не стали исключением и медицина с фармацевтикой. Так, объем производства медпрепаратов и лекарственных средств уже к концу 1941 года упал почти на 90%.



Между тем благодаря оперативной эвакуации химических предприятий из прифронтовых городов, а также недюжинным усилиям фармацевтов, которым помогали студенты и просто добровольцы, отрасль удалось удержать наплаву, а затем и вывести на приемлемые показатели.

В то же время, советские фармацевты в столь тяжкие для страны времена сумели сделать ряд важных открытий, которые спасли жизни десяткам тысяч военных РККА и мирных граждан СССР.

Несомненно, важнейшим из них стало создание антибиотиков на основе имевшихся в распоряжении материалов.

Так, профессор Зинаида Ермольева и ее группа в 1942 году вывели пенициллин, а Георгий Гаузе и Мария Бражникова смогли вывести еще более ценный антибиотик – грамицидин, который был выделен из бактерии, обнаруженной в подмосковной почве.

В то же время Николай Красильников со своей группой создали актиномицин и стрептомицин, полученные из леглистых почвенных грибков.

Впрочем, одними антибиотиками открытия фармацевтов во времена ВОВ не ограничились. При этом, пожалуй, одним из самых необычных, но в то же время простых и незаменимых средств, стал заменитель марли, которую получали из обработанного тополиного пуха.

В целом, за годы Великой Отечественной войны помощь была оказана порядка 22 миллионам больных.

Более того, по некоторым данным, 70% бойцов Красной Армии, получающих лечение в наших госпиталях, могли вернуться на службу, в то время как немецкие медики возвращали только 40% раненых.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 июля 2023 17:13
    Слава нашим предкам, гордимся и стараемся соответствовать
  2. +7
    22 июля 2023 17:26
    Да, антибиотики спасли миллионы жизней, а наши врачи это золотое наследие СССР, всем им здоровья и благополучия soldier
    1. +5
      22 июля 2023 17:59
      . антибиотики спасли миллионы жизней


      Наши в ВОВ покупали у амеров пенициллин за валюту. Попросили продать лицензию на производство - так "союзники" отказали. Коммерческая тайна и все в таком духе. Америга не причём. Вот же..... (нецензурно).
    2. 0
      30 июля 2023 12:35
      Цитата: air wolf
      Да, антибиотики спасли миллионы жизней, а наши врачи это золотое наследие СССР, всем им здоровья и благополучия


      Многих в ходе разработки и покалечила.
      Знал человека,у него была аллергия на пеницилин, хотя сам он в трудармии не был. Были его родители. Передалось по генам.
  3. +2
    22 июля 2023 17:41
    Что сказать... богата земля наша на героев, гениев и вообще, ВЕЛИК РУССКИЙ НАРОД!!!
    Русски это даже не национальность, это общность духа, стремление, идей, это одно общее на нас всех!
    1. +3
      22 июля 2023 19:38
      Цитата: rocket757
      Русски это даже не национальность, это общность духа, стремление, идей, это одно общее на нас всех!

      Да, за исключением исключений.
      Старый анекдот еще времен т.н. "застоя". Модеры, вчитайтесь в текст, прежде чем удалять, никакого разжигания нет и в виду не имелось. И вообще первый раз я это услышал в синагоге на Лермонтовском, куда заехал купить мацу для себя и всех желающих родственников с еврейской стороны (я был один из немногих в родне при машине, а зимой не боялся ездить пожалуй что я один).

      Торгаши и снабженцы - җӥдӹ.
      Инженеры, врачи, юристы - евреи.
      Ученые, писатели, артисты, музыканты - деятели советской (ныне российской) науки и культуры.
  4. +6
    22 июля 2023 17:53
    У этих людей была "Родина" и "Идея".
    А сейчас только
    1. +3
      22 июля 2023 18:29
      НАШИ ЛЮДИ и сейчас про Родину не забывают... а остальное потом, когда разберёмся с этой напастью.
  5. +3
    22 июля 2023 22:21
    Так, профессор Зинаида Ермольева и ее группа в 1942 году вывели пенициллин, а Георгий Гаузе и Мария Бражникова смогли вывести еще более ценный антибиотик – грамицидин, который был выделен из бактерии, обнаруженной в подмосковной почве.

    Чисто пропагандистская история - грамицидин оказался сверхтоксичным, и на практике не применялся, а получить работоспособную технологию производства пенициллина у нас так и не сумели, даже задействовав методы промышленного шпионажа. Он был во время войны исключительно импортным, для ВИП пациентов, а отечественный стал производиться только после покупки лицензии в США где-то в конце 40-х (даты могу и перепутать - давно читал про эту историю).
    Более того, по некоторым данным, 70% бойцов Красной Армии, получающих лечение в наших госпиталях, могли вернуться на службу, в то время как немецкие медики возвращали только 40% раненых.

    Когда учился, ещё оставались из преподавателей в мединституте те, кто застал военные годы. Рассказывали, что такая красивая статистика получалась просто из-за того, что у немцев лучше была организована медицинская помощь на поле боя, а особенно - сбор и эвакуация раненых. И раненым по их статистике считался любой, кто был ещё жив, когда до него добрался санитар, а у нас - те, кого живым доставили на медпункт. Поэтому у них доезжали до этапов медицинской эвакуации (не знаю, как у них назывался аналог наших медсанбатов) более тяжёлые, которые у нас просто умирали на поле боя, попадая в статистику убитых. Понятно, что и смертность, и увольняемость с военной службы среди более лёгких раненых куда меньше, чем среди тяжёлых. Раненые аналогично (по тяжести) тех "лишних" 30%, которые у них были уволены со службы, у нас просто умерли на поле боя.
    1. +1
      22 июля 2023 23:03
      Что-то кто-то опять слышал от кого-то и пересказал. А воспоминания немцев и их мнение о советских врачах вам не встречались? Например, при каких показаниях немцы конечности ампутировали и как долго советские врачи боролись за жизнь и здоровье раненных. Даже при разном подходе в трактовке ранен-убит, сравнивать нужно количество вернувшихся в строй после лечения. Я думаю, что с нашей стороны не всё царапины регистрировали как ранения. У немцев эта статистика тоже может отличаться. Что это меняет? Примеров возвратов на фронт после ранений огромное количество в биографиях фронтовиков. Лучше ли наши медики работали чем фашисткие на 10-20 или 30 процентов для меня не важно. Это важный вклад советской науки, образования, экономики в дело победы.
      1. +1
        22 июля 2023 23:11
        Извините, но я больше доверяю тем своим преподавателям, которые во времена своей молодости и были этими самыми советскими врачами, про которых Вы пишите. Они ничего не пересказывали и не слышали - это они сами там и тогда работали. И по сравнению с услышанным из первоисточников, ни воспоминания немцев, ни статистика (а мы знаем, как с ней можно "работать"), ни даже Ваше авторитетное мнение мне интересны в гораздо меньшей степени.
        1. +2
          23 июля 2023 00:15
          Во-первых моё мнение не является авторитетным. Я не то что бы далёк от медицины, но никак не медик. Есть разные уровни достоверности источников. Так вот, воспоминания и пересказ чьих-то слов является источником очень низкой достоверности. Такие источники могут работать только когда вообще никаких других нет, и то они всегда должны восприниматься критически. Нужно понимать кто это говорил, кому и зачем. Второй случай они используются как вспомогательные, когда их можно сравнить с другими. В вашем примере пока что это звучит как пересказ воспоминаний. Мне, а может быть и вы, точно не знаем занимался ли ваш преподователь специальным исследованием проблемы. Он мог что то так же от кого-то услышать, может даже не так понять. Мы пока с ваших слов знаем что он медик, воевал и преподавал медицину. Изучал ли он как со стороны СССР так и фашистов статискику возврата на фронт после ранений из различных госпиталей (по удалённости и сложности лечения), выживаемость общую, сколько увольнялись из армии по ранениям, сколько увольнялись, но возвращалось на производство, какие были логистические возможности у сторон, как влияло на медицину наступает страна или обороняется? Рассматривались при этом подходы к организации системы лечения? Изменялись ли подходы к организации всей системы, если менялись, то как это повлияло на её результативность? Наверняка есть ещё какие-то вопросы которые нужно рассматривать, что-бы дать объективную всестороннюю оценку эффективности двух систем.
          1. 0
            23 июля 2023 00:33
            В принципе, подтвердить или опровергнуть мною приведённую причину статистической разницы исходов лечения раненых Вермахта и РККА могла бы цифра соотношения боевых санитарных и безвозвратных потерь у двух армий. Понятно, что если причина в недостатках помощи на поле боя, неудовлетворительной организации сбора и эвакуации раненых, то будет замечательная статистика выживаемости раненых и возвращения их в строй, но вот соотношение убитых (и пропавших без вести) и раненых будет смещено в сторону безвозвратных потерь. Вот только в одном источнике мне эти цифры не попадались, а сравнивать из разных, когда у нас собственно цифры потерь у разных исследователей отличаются на миллионы - достоверность будет на уровне пол-палец-потолок.
            1. +1
              23 июля 2023 00:50
              Я согласен. Мне бы тоже хотелось увидеть такое исследование.
              когда у нас собственно цифры потерь у разных исследователей отличаются на миллионы -
              вы про какие? Общие потери? С 30-50-100 миллионами? Ну так на это есть наука. Точных цифр мы конечно не узнаем. Но общепризнаными среди специалистов, которые занимаются этим вопросом являются 27 миллионов населения СССР. Боевые потери СССР примерно равны потерям фашистов (германия, италия, румыния...) на восточном фронте.
  6. +2
    23 июля 2023 00:18
    Цитата: Hipper
    Во-первых моё мнение не является авторитетным. Я не то что бы далёк от медицины, но никак не медик. Есть разные уровни достоверности источников. Так вот, воспоминания и пересказ чьих-то слов является источником очень низкой достоверности. Такие источники могут работать только когда вообще никаких других нет, и то они всегда должны восприниматься критически. Нужно понимать кто это говорил, кому и зачем. Второй случай они используются как вспомогательные, когда их можно сравнить с другими. В вашем примере пока что это звучит как пересказ воспоминаний. Мы, а может быть и вы, точно не знаем занимался ли ваш преподаватель специальным исследованием проблемы. Он мог что то так же от кого-то услышать, может даже не так понять. Мы пока с ваших слов знаем что он медик, воевал и преподавал медицину. Изучал ли он как со стороны СССР так и фашистов статискику возврата на фронт после ранений из различных госпиталей (по удалённости и сложности лечения), выживаемость общую, сколько увольнялись из армии по ранениям, сколько увольнялись, но возвращалось на производство, какие были логистические возможности у сторон, как влияло на медицину наступает страна или обороняется? Рассматривались при этом подходы к организации системы лечения? Изменялись ли подходы к организации всей системы, если менялись, то как это повлияло на её результативность? Наверняка есть ещё какие-то вопросы которые нужно рассматривать, что-бы дать объективную всестороннюю оценку эффективности двух систем.