«Новые левые» и «революция» 1968 года

28
«Новые левые» и «революция» 1968 года

В предыдущей части материала отмечалось, что вспышка студенческих протестов, получившая название «революции» 1968 года, была тесно связана с «новыми левыми». Новые левые тенденции, популярные в среде молодёжи отстаивали ценности максимальной личной свободы, а старая система ценностей не просто была подвержена сомнению, но стала главным объектом критики. Как впоследствии отмечал французский философ Жан Франсуа Лиотар:

«Мы уже более четверти века живем в состоянии, когда все наши великие нарративы рухнули. Один за другим они опровергались, становились непопулярными и сложными для поддержания. Первым пало объяснение причин нашего существования, которое давала религия – оно разрушалось с XIX века и далее. Затем, в XX веке, вслед за ней последовали секулярные надежды политических идеологий. В конце XX века мы вступили в эпоху постмодерна. Эта эпоха определяла сама себя и определялась другими через ее подозрительное отношение ко всем великим нарративам [5].»

В этой части материала автор постарается ответить на вопросы – чем «новые левые» отличаются от старых и какова их политическая программа? И почему именно благодаря им на Западе стали нормой политкорректность и культура отмены? Почему антирасизм, антиколониализм и культивирование чувства вины за своё прошлое стали нормой на Западе? Каковы результаты антиколониализма и антирасизма?



«Новые левые», политкорректность и культура отмены



Понятие «новые левые» появилось в 1960 году с подачи социолога Райта Миллса. Его знаменитое «Письмо к новым левым» стало источником вдохновения для левых, в частности, для программного документа «новых левых» США – Порт-Гуроновской декларации 15 июня 1962 года [1].

Главным отличием новых левых от старых была утеря веры в революционный потенциал рабочего класса, превратившегося на Западе в часть среднего класса и утерявшего веру в неизбежность краха капитализма [1]. «Новые левые» считали советскую систему такой же репрессивной, как и западную капиталистическую.

Отправной точкой «новых левых» явился тезис о невозможности достижения экономической демократии в рамках традиционной политической системы: когда у власти правые – кормятся частные привилегированные группы, а когда левые – правительственные и государственные чиновники [1]. Как отмечает Олег Пленков, «новых левых» отделяло от старых следующее:

«Во-первых, возвращение в теории к молодому Марксу, который делал акцент на отчуждение человека в процессе капиталистического развития, а не на эксплуатации, как это делали «старые левые». Теория отчуждения создавала возможности сближения с фрейдизмом, который делал похожие акценты. Во-вторых, по убеждению «новых левых», социализм не должен исчерпываться политической и социальной революцией, а должен обеспечить настоящее освобождение человека, его свободного времени, изменение семьи в сексуальном и социальном отношении. В-третьих, индивидуум должен быть освобожден от подчинения традиционным институтам общества, ему должны быть доступны новые формы организации жизни. В-четвертых, должна доминировать не организация, а спонтанные действия. В-пятых, носителем социальных изменений будет не пролетариат, который слился со средним классом, а интеллигенция, всякого рода аутсайдеры в обществе [1].»

Кроме того, «новые левые» потребовали разрыва с буржуазным прошлым, которое было объявлено устаревшим и «порождающим фашизм». Теоретики Франкфуртской школы сконструировали определение «фашизма», которое можно было распространить на всё, что кажется недостаточно прогрессивным.

Философ Франкфуртской школы еврейского происхождения Герберт Маркузе считал, что индустриальный капитализм и коммунизм являются прямыми наследниками нацизма и представляют собой тоталитарные режимы, управляемые бездушными технократами [2]. Парадоксальным образом именно «обличители» нацизма позаботились о продолжении его существования и даже усилили его в форме мифа – им всюду мерещится нацизм, как насильник старой деве за каждой дверью [1].

Как отмечает британский историк Дэвид Пристланд, в своей основе конфликт между новыми и старыми левыми заключался в понятиях равенства и власти: для мыслителей 1960-х годов одного экономического равенства (главной ценности старых левых) было недостаточно. Самыми важными идеями стали отношения с властями, культурная революция и конец всех форм иерархии [2].

Новые революционеры представляли собой союз социальных групп, подвергавшихся законодательной, политической или расовой дискриминации в мире, где господствующее положение занимают США, – союз студентов, афроамериканцев, революционеров «третьего мира», женщин и гомосексуалистов [2].

«В борьбе против отчуждения «новые левые» ломали табу, нормы и традиционные ценности. Они нарушали правила ради провокации и ради того, чтобы сделать действия карательных органов смешными [1]»,

— отмечает, в частности, историк Ингрид Гилчер-Холтей.

При этом, что интересно, именно «новые левые» стали последовательными приверженцами культуры политкорректности. Это привело к тому, что сначала в конце в 1980-х в Германии на радио, ТВ, печатных изданиях возникла леволиберальная монополия, которая продолжает функционировать до сих пор. Данная система работает не как заговор или строгий Минтроп, а как комбинация сообщающихся между собой каналов, дополняющих друг друга по принципу «рука руку моет» [1].

Отклонение от генеральной линии нежелательно, а неудобных людей изолируют или подвергают моральному остракизму. Задолго до того как в США появилось понятие «политкорректность», в Германии уже существовало принуждение к леволиберальной точке зрения, табуизация тем и личностей [1]. Как отмечает Олег Пленков, Ангела Меркель смогла реализовать цель 1968-го – общественную гегемонию «левых». А всё, что относится к «правым», в Германии теперь табу. Но любая гегемония в демократии чревата ответным противодействием [1].

Впоследствии культура политкорректности распространилась и на другие западные демократии. Как отмечает, в частности, профессор Ольга Леонтович, у политической корректности сложные отношения с наукой, литературой и искусством. Учёные отказываются исследовать «опасные» темы, например, сопоставление мужчин и женщин; проблемы, связанные с матерями-одиночками, бездомными, ожирением, алкоголем и наркотиками; высказываться за оценку учёных по их заслугам, а не исходя из принципа равенства, так как могут быть обвинены в политической некорректности, подвержены остракизму со стороны коллег, уволены из университета [12].

Учёные, придерживающиеся традиционных взглядов, обеспокоены тем, что «политически корректные» преподаватели университетов лишают студентов возможности ознакомиться со взглядами величайших учёных прошлого – «мёртвых белых мужчин», таких как Аристотель, и взамен включают в программы труды современных женщин и представителей этнических и сексуальных меньшинств не в силу их значимости, а в угоду мультикультурализму и прочим политическим веяниям [12].

Несмотря на то, что политкорректность ориентирована якобы на защиту дискриминируемых социальных групп, фактически она устанавливает запреты, которые вступают в конфликт с правом человека на свободное выражение своих мыслей.

Кроме того, появился новый вид коммуникативной практики, предполагающий бойкотирование знаменитостей, отказ обращать внимание на их творчество за выражение политически некорректных взглядов, получивший название cancel culture (культура отмены). По сути, культура отмены представляет собой современное проявление остракизма.

Говоря о культуре отмены, нельзя не упомянуть такую концепцию, как спираль молчания, предложенную немецким политологом Э. Ноэль-Нойман. Согласно ей, человек будет опасаться высказать своё мнение, если будет уверен, что находится в меньшинстве, и в связи с этим может столкнуться с общественным осуждением. Если человек не может свободно высказываться или поступать так, как считает нужным, не учитывая позиций и установок своего окружения, чтобы не оказаться в социальной изоляции, речь идёт о проявлении общественного мнения. Возможность оказаться в изоляции пугает людей сильнее, чем невозможность высказать своё мнение по тому или иному вопросу [11].

В том числе и по этой причине практика культуры отмены успешно работает на Западе.

Антиколониализм и культивирование чувства вины как новая нормальность


Под влиянием конфронтации поколений в 1968 году возник ранее неведомый феномен покаяния Запада перед своим прошлым – покаяние США за истребление коренных жителей Америки и угнетение афроамериканцев в годы рабства, покаяние бывших европейских метрополий за колониализм, немцев и в целом европейцев – за истребление евреев, итальянцев – за колонии в Северной Африке, французов – за Индокитай и африканские владения [1].

Французские левые культивировали чувство вины даже по поводу перезахоронения Гектора Берлиоза в Пантеоне. Поскольку Берлиоз написал оперу «Троянцы» по мотивам эпической поэмы римского поэта Вергилия «Энеида», посвящённой истокам и славе племени латинян, получалось, что чествование Берлиоза идентично чествованию Муссолини и фашизма [1]. Интересная постановка вопроса, не правда ли? По мнению нынешних левых, раз Берлиоз придерживался правых взглядов, ему не место в Пантеоне Республики.

В принципе, обязанность покаяния – это общая примета современной Европы. Чувство вины за своё колониальное прошлое и пересмотр некоторых страниц истории, которые могут быть восприняты обществом как неполиткорректные, потребность в «покаянии» и искуплении стали новой нормальностью. Особенно сильно это ощущается в Германии.

Как указывал французский писатель Паскаль Брюкнер, Третий рейх стал со временем матрицей всей истории Европы: всё, что с ним связано, – от массового уничтожения индейцев в Америке, рабства чёрных, всех бед колониализма – всё это наследие и предтечи Третьего рейха. Ныне любая бойня в истории – от альбигойцев до вандейцев, опустошение рейнского Пфальца Людовиком XIV или Тридцатилетняя война в Богемии – всё предвещает СС [6].

Как отмечают историки, большую роль в молодёжном движении Запада играли последствия освобождения африканских государств от колониальной зависимости. Особое значение при этом имела борьба за независимость против французских колонизаторов в Алжире. Именно эти события, как представляется, во многом сформировали взгляды «революционеров 68-го» о природе и последствиях европейского империализма. На таком фоне, несомненно, особый резонанс вызвала книга революционера и философа Ф. Фанона «Проклятьем заклеймённые», это словосочетание он позаимствовал из первого куплета коммунистического гимна «Интернационал» [7].

Эта работа принадлежала к тем опусам, которые не очень богаты смыслом. Вот её основные идеи: во-первых, Европа совершила по отношению к чернокожим немыслимые преступления; во-вторых, Европа умирает; в-третьих, цветное население Земли может «освободиться» только путём насилия. Фанон писал, что «очищающая сила жестокости сплотит массы воедино в борьбе за национальное освобождение» – борьбе, которая изменит сознание народа. Тем не менее эта книга произвела впечатление на студенческую среду: для студентов это было подходящее средство для обоснования радикального противостояния капиталистическому обществу [7].

Молодёжь 1968-го была убеждена, что в бедах стран третьего мира виноват Запад, поэтому развивающиеся страны, во-первых, нужно оставить в покое, предоставив полную свободу выбора, а во-вторых, им нужно дать средства для развития экономики. Однако и то, и другое обернулось для Африки трагедией. Ожидаемый подъём и торжество демократии в условиях самоопределения вылились в бесконечные военные диктатуры, а деньги, которые давал Запад, попросту разворовывались. Молодые же радикалы в 1968 г. не учитывали фактор культуры, полагая, что простых позитивных решений и готовности всё изменить вполне достаточно [7].

На фоне культивирования вины за давно прошедшие времена Западом забывается, что «сердцем тьмы» последние полвека была не колониальная эпоха, а независимая Африка. Жестокое царствование «красного негуса» Мангисту Хайле Мариама, зловещее шутовство Секу Туре и Бокассы, безумие либерийцев Самуэля Доу и Чарльза Тейлора, нескончаемый конфликт Эфиопии и Эритреи, гражданская война в Чаде, Судане, Сомали, Уганде, практика каннибализма в Конго, руандский геноцид, унёсший в 1988 году 4 миллиона жизней. Вчерашние рабы в процессе деколонизации всего за несколько лет сравнялись в зверствах со своими прежними хозяевами [1].

Даже не просто сравнялись, а по мнению автора, превзошли их. В Уганде, например, в 1980-х появилась так называемая «Армия сопротивления Господа» (Lord's Resistance Army, LRA), бойцы которой – жестокие убийцы, людоеды и похитители десятков тысяч человек, главным образом детей, которых делают боевиками, носильщиками и секс-рабами. Военные перевороты стали основным средством смены направления в политике. Всё это можно назвать итогами деколонизации.

Относительно быстрый материальный прогресс, характерный для последней фазы колониализма, с середины 1960-х годов повернул в обратную сторону. Войны, кризисы, конфликты, закрытие границ, разрушение шоссейных и железнодорожных связей, необновление подвижных составов: всё это привело к тому, что характер поездок в Африке становился такой же, как в XIX веке. Разруха была всеобщей – в 1982 году посол Чада в Бельгии жаловался, что правительство не могло связаться с ним в течение года. В конце 1970-х в Африке даже ликвидированная в 1950-е годы малярия стала возвращаться [1]. Таковы были итоги деколонизации.

Антирасизм как новая форма расизма


Как уже было сказано ранее, в 1968 году молодёжь протестовала не только против колониализма и империализма, но и против расизма, расовых различий. «Новые левые» (о чём, в частности, писал Райт Миллз) полагали, что новым носителем революционных преобразований станет не рабочий класс, а этнические группы, притесняемые государством, социальные аутсайдеры. В США, например, борьба за права чернокожего населения стала частью «революции» 1968-го.

Для наследников 1968-го иммиграция представляется не шансом для приезжающих и стран, их принимающих, а банальной реституцией: Франция, Англия, Испания расплачиваются с Африкой за свои долги, принимая её сыновей. Между тем Индия и Китай поставили своё прошлое на его место, стали хозяевами своей судьбы и не пытаются получить кое-что ни за что [1].

Благородная борьба против дискриминации чернокожего населения приводит к развитию «реверсивного расизма», или обратной дискриминации, направленной против белых (anti-white racism). В частности, движением BLM (Black Lives Matter, Жизни черных имеют значение) не признают лозунг White Lives Matter (Жизни белых имеют значение). В США звучат высказывания типа: «The problem in this country are whites» («Проблема в этой стране – белые»). В Великобритании семидесятилетний телеведущий Джон Сноу был вынужден извиняться после того, как, комментируя митинги против Брекзита, произнёс фразу:

«I have never seen so many white people in one place, it's an extraordinary story» («Никогда не видел столько белых в одном месте, это поразительно») [12]

Антирасистская тема в её радикальной интерпретации представляет белого человека как «привилегированное природой создание», а значит, его можно подозревать в расистском поведении. Парадоксально, но такое понимание антирасизма порождает расистское по своей сути утверждение о виновности белого человека, что способствовало радикализации протестных движений. К примеру, в государственном университете стали проводиться собрания, на которые вход белым был запрещён [10].

Именно движение BLM стало движущей силой массовых беспорядков, захлестнувших США и Западную Европу в последние годы. Их активисты нападают на белых, грабят магазины и уничтожают памятники. Основательницы движения Black Lives Matter Патрисс Каллорс, Алисия Гарза и Опал Томети называют себя марксистками. Наиболее радикальные выводы «нового левого» социалистического дискурса о расовом неравенстве сделаны в рамках т. н. критической расовой теории (КРТ). Согласно КРТ, раса – это не биологическая реальность, а некий социальный конструкт, якобы «специально созданный для угнетения и эксплуатации цветного населения».

Распространённая на Западе политическая корректность, которая якобы направлена на защиту социально уязвимых групп населения, на самом деле привела к обратной дискриминации против белых и ограничению свободы слова.

Французский писатель М. Уэльбек в романе «Покорность» (2015), написанном в жанре политической фантастики, писал, что

«закованные в кандалы идейного антирасизма, левые лишены возможности не только бороться с мусульманским кандидатом, но даже критиковать его.»

Ещё один французский писатель и философ Ален Финкелькрот отмечал, что иммигранты жгут автомобили и здания, потому что ненавидят Францию.

«Конечно, существует дискриминация, и есть французские расисты, французы, которые не любят арабов и негров. Они будут любить их еще меньше, когда осознают, насколько их ненавидят иммигранты… Идея войны против расизма постепенно превратилась в чудовищную идеологию лжи [9].»

Происходит то, о чём писал немецкий философ Освальд Шпенглер – слова о «человечестве» и вечном мире, «цветные» воспринимают это как отсутствие воли себя защитить.

«Цветные не пацифисты. Они поднимут меч, если мы его опустим»,

— писал Шпенглер в «Годах решений». Его прогноз оказался точен.

Заключение


Философ-традиционалист Юлиус Эвола, который после молодёжных протестов 1968-го года стал кумиром правой молодёжи, как Маркузе для левых, в своей книге «Оседлать тигра», говоря о современной кризисной ситуации в области морали и мировоззрения, отмечал:

«Отказавшись от признания за «добром» и «злом» абсолютной внутренней основы, нам предлагают для обоснования действующих моральных норм руководствоваться теми же соображениями, к которым прибегают в повседневной жизни для достижения личной выгоды или общественного материального блага. Эта мораль уже несёт на себе стойкий отпечаток нигилизма. Поскольку более не существует никаких внутренних уз, можно попытаться обойти любую внешнюю социально-юридическую санкцию; всякое действие или поступок становятся дозволенными, если они не вступают в прямое противоречие с законом [8].»

Это можно отнести и к «революции» 1968 года – «революционеры» и «новые левые» отвергали старые традиции, мораль, однако не предлагали ничего взамен. К моральным и культурным последствиям 1968 года следует отнести изменение стиля одежды, изменение сексуальной морали, признание сексуальных меньшинств, изменение поведения, отказ от дисциплины во всём. Кроме того, в течение 10 лет после 1968 г. был облегчён процесс развода семейных пар, разрешены аборты и контрацепция, право голоса получили 18-летние [1].

Фарид Закария в книге «Будущее свободы: нелиберальная демократия США и за их пределами» на примере фильма «Титаник» показывает, как реальность массового общества и массовой культуры значительно исказили перспективу, нивелировав представления обо всём. В кино, когда корабль тонет, пассажиры первого класса пытаются забраться в спасательные шлюпки, число которых ограничено, и только решительность моряков, которые отгоняют «плутократов», цепляющихся за борта лодок, позволяет попасть туда женщинам и детям.

Однако, по рассказам выживших в той катастрофе, на самом деле представители высших классов практически без исключений соблюдали правило «сначала женщины и дети». Об этом неопровержимо говорит статистика – в первом классе были спасены все дети и почти все из 144 женщин (за исключением пяти из них, причём трое сами предпочли умереть вместе со своими мужьями), а 70 % мужчин погибли. Во втором классе были спасены 80 % женщин, а 90 % мужчин утонули [3].

При этом среди менее обеспеченных пассажиров в числе выживших оказались практически одни мужчины. Это свидетельствует о том, что в те времена представители высшего класса придерживались неписанного кодекса чести. У Джеймса Кэмерона было основание исказить историю – если бы он показал правду, ему бы попросту никто не поверил.

«Революционеры» 1968 года хотели демократизации элит, и они действительно демократизировались, как и простые граждане. Однако больше моральных качеств у них от этого не стало. По мнению того же Фарида Закарии, как раз наоборот – высшие классы освободились от всякого чувства ответственности и стали «как все». Ведь именно «быть как все» требует от политиков «новая искренность».

В итоге 1968 год ознаменовал собой отказ от старых моральных ценностей, ради «демократизации повседневной жизни», но на их месте возник вакуум, пустота, которая не была ничем заполнена. Как отмечает Д. Пристланд, в сущности, выступления 1968 года ознаменовали начало конца послевоенного общественного уклада [2].

Использованная литература:
[1]. Пленков О. Ю. «Революция» 1968-го: эпоха, феномен, наследие. – СПб.: Владимир Даль, 2023.
[2]. Приcтланд Д. П. Красный флаг: история коммунизма; [пер. с англ.] / Дэвид Пристланд. – М. : Эксмо, 2011.
[3]. Фарид Закария. Будущее свободы: нелиберальная демократия США и за их пределами/пер. с английского под ред. В. Л. Иноземцева. – М. Ладомир, 2004.
[4]. Патрик Дж. Бьюкенен. Смерть Запада. – М.: АСТ, 2003.
[5]. See Jean-Francois Lyotard (trans. Geoff Bennington and Brian Massumi), The Postmodern Condition: A Report on Knowledge, Manchester University Press, 1984.
[6]. Пленков О. Ю. Национальное покаяние за нацизм в Германии в контексте сегодняшней европейской интеграции / О. Ю. Пленков // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та – 2014. – № 4. – С. 91–100.
[7]. Барышников В.Н., Борисенко В.Н., Пленков О.Ю. Культурные итоги молодежной революции // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2021. Т. 66. Вып. 3. С. 1012–1026. https
[8]. Эвола Ю. Оседлать тигра. СПб.: Владимир Даль, 2016.
[9]. Тэйлор Дж. Гонка со временем: Расовые ереси в XXI столетии. – М.: Кучково поле, 2016.
[10]. Бурмо Д. Две Франции сквозь призму социальных движений. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dve-frantsii-skvoz-prizmu-sotsialnyh-dvizheniy
[11]. Субботина М.В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 3. – С. 34–37. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48318473
[12]. Леонтович О.А. Политическая корректность, инклюзивный язык и свобода слова: динамика понятий. Russian Journal of Linguistics. 2021. Т. 25. № 1. С. 194–220. DOI: 10.22363/2687-0088-2021-25-1-194-220.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    25 июля 2023 06:07
    слишком много букв. Ответ проще - новые левые не левые вообще. Они не поддерживают борьбу за права трудящихся, но поддерживают империализм и войны.
  2. 0
    25 июля 2023 06:09
    «революционеры» и «новые левые» отвергали старые традиции, мораль, однако не предлагали ничего взамен.
    Собственно и всё,что нужно знать о "революции" 1968 года..
  3. +3
    25 июля 2023 06:47
    Если не рассматривать работы аналитических центров,то это и выглядит,как непреднамеренный хаос.Все это искусно сделано руками правых.Чтобы выстроить новые теории противоречий между правящими классами и народами.Наряду с этим,в 60 годах снова возникла теория еврокоммунизма.Как говорится,за все заплачено.Причем,немалыми деньгами.
  4. +9
    25 июля 2023 07:48
    По мне если какие-то течения и возникают сами собой то при наборе популярности их быстро прибирают те кто и управляет процессами в государстве.основной принцип для 90-% это хлеба и зрелищ, в России ещё может добавится справедливость и тот кто предлагает вышеперечисленное тот в итоге и будет у власти. У каждого течения есть лидер (ы) , на самом деле этим пассионарным личностям положить на массы ( бывают и убежденные но их в процессе быстро убирают используя только в начале как таран) их интересует тоже что ВСЕХ лидеров - власть . До первой мировой ещё существовала каста лидеров ведущих дела в белых перчатках, после - нет . ВВП явный пример - пытался с кем то договориться на честное благородное , но походу кроме Лукашенко остальные в то или иное время успевали кидануть
  5. +15
    25 июля 2023 07:54
    Как сказал Козьма Прутков, если на клетке льва написано "слон", не верь глазам своим. "Новыя левые" никакие не социалисты и тем более не коммунисты, а обычные неолибералы. Полвека назад они отправились в поход против своих оппонентов - консерваторов, таких же буржуев, только из крупных национально-финансовых кругов. Вся шумиха с именами Че Гевары и Мао и прочая лже-социалистическая мишура нужна была только для придания массовости за счёт обуржуазившихся слоёв трудовой молодёжи.
  6. +2
    25 июля 2023 08:13
    «революционеры» и «новые левые» отвергали старые традиции, мораль, однако не предлагали ничего взамен.
    А они,собственно ничего и не предлагали,буржуазное общество их устраивало.Требовали легализовать то,что прикрывалось фиговым листком,якобы не существует и якобы нельзя,не прилично. Как только стало прилично,на этом буржуазное общество сделало приличный бизнес и продолжает делать.
    1. +2
      25 июля 2023 08:21
      Как жестокости африканских режимов в 60-х отменяет наличие жесткой колониальной эксплуатации и колониального террора до этого?
      По автору: получается, что индейцы жестокие и сами виноваты, что на них нападали белые колонисты? А африканцы были в Африке жестокими, поэтому правильно, что их отвозили на кораблях в рабство для работы на плантациях?
      Радикализм черных в США в 60-е гг. не следствие ли того, что они были в рабстве пару сотен лет, а потом всячески третировались со стороны режима апартеида?
      Автор как бы себя повел, если бы ему нельзя было входить в автобус или в магазин рядом с «высшей расой»?
      Автор не дружит с логикой и пишет в оправдание колониализма и расизма.
      PS Запрет русского языка в одной небезызвестной автору стране не расизм ли и неоколониализм в чистом виде? Или это не то?
      1. -1
        25 июля 2023 09:06
        По автору: получается, что индейцы жестокие и сами виноваты
        Конечно сами виноваты,что же они порох не изобрели и колесо не изобрели smile И вдобавок,они же индейцы,африканцы и прочие "не белые" народы виноваты в том,что находились на низших ступенях развития цивилизации smile Пришли цивилизованные белые "окультурили" их, а те ответили,"разноцветной" не благодарностью (в зависимости от расы) smile
        1. +7
          25 июля 2023 09:30
          Если дикаря-людоеда одеть в дорогой костюм, дать ему сигару, научить читать и показать, что такое деньги и как они работают, он не перестанет от этого быть дикарем-людоедом... Вы не то что никогда не общались с людьми которые бывали в Африке и знакомы с местными реалиями, но даже не читали никакой литературы на эту тему. Но во всем конечно виноваты "злые белые", которые принесли туда цивилизацию (иначе бы негры так и бегали там с копьями, многие, кстати, до сих пор бегают) wassat
          P.S. Есть такое понятие "культура". И она у разных народов далеко не одинаковая.
          1. 0
            25 июля 2023 10:14
            негры так и бегали там с копьями, многие, кстати, до сих пор бегают
            Да и пусть бегают,вам то что? smile Вас все гложет идея цивилизатора? Всех сделать цивилизованными? А Вы их спросили,тех кто еще бегает с копьями, им это нужно?Бремя, белого человека не отпускает? laughing
            Есть такое понятие "культура". И она у разных народов далеко не одинаковая.
            Да есть. И не одинаковая, культура африканцев,отличалась и отличается от европейской культуры.Это кстати заметил Миклухо-Маклай,который изучал образ жизни,быт папуасов и встал на их защиту.
          2. +2
            25 июля 2023 10:44
            Если дикаря-людоеда одеть в дорогой костюм, дать ему сигару, научить читать и показать, что такое деньги и как они работают, он не перестанет от этого быть дикарем-людоедом.

            Так же думают на некой территории по поводу носителей русского языка, в чем разница?
            Негры тоже не согласны, говорят, мы тоже вклад в мировую культуру внесли, ну подумаешь есть людоеды, а среди кого их нет? Мы рок-н-ролл придумал, джаз, рэп придумали, вся молодежь во всем мире пляшет, дреды и культ Вудду. Русским Пушкина дали? Дали laughing
            Да же США президента дали.
            А нас в дикари записывают разные расисты.
            PS автор а что Вам лично африканцы плохого сделали?
            Ну ладно "новые левые", эти то...огогого, а африканцы то? Или это личное?
            1. +2
              25 июля 2023 14:17
              Цитата: Славутич
              Негры тоже не согласны, говорят

              Пааазвольте!А кто лучше всех в мире играет в баскетбол? laughing
      2. +9
        25 июля 2023 09:23
        Ничего не скажу об индейцах, но позволю себе маленькую ремарку об "отвозимых в рабство африканцах". Полагаю, коллега Славутич лично в "жаркой, знойной" Африке не был и настоящих джунглей не видел, но это я не к тому, чего видел или не видел сам, а к тому что самим поймать в джунглях африканца или даже африканку в те времена "белым охотникам за "чёрным деревом" было практически невозможно, поэтому ловили "чёрных" и продавали их "белым" такие-же чёрные... вот победило во внутриафриканском конфликте племя мумбу-юмбу племя мики-наки, но съесть всех побеждённых противников из покорённого соседского племени (а это совсем не метафора, если каннибалили в нынешние времена, то тем более делали это в прошлом и в гораздо бОльших масштабах), поэтому "излишки продовольствия" с удовольствием меняли на "бусы и зеркальца" белых торговцев... так, что "не всё так однозначно", выражаясь словами одной "крымчанки, дочери русского офицера"...
        1. +3
          25 июля 2023 10:20
          поэтому "излишки продовольствия" с удовольствием меняли на "бусы и зеркальца" белых торговцев... так, что "не всё так однозначно", выражаясь словами одной "крымчанки, дочери русского офицера"...
          Россия, тоже 33 года меняет, природные ресурсы на "бусы и зеркальца" белых и желтолицых торговцев Тут тоже не всё однозначно.. smile А российская аристократия, как и африканская,отсылает своих детей учиться в Лондоны,Парижи и Нью-Йорки smile
        2. +1
          25 июля 2023 10:52
          Коллега ААК,
          Я тоже понимаю, что в США «черная идея» часто служит для прикрытия криминала.
          Если бы рабы не были нужны белым, за ними бы никто в Африке не гонялся: ни арабы, ни Себастьян Перейра.
          Не понятно одно, почему автор на них ополчился? Ему какая разница, что там у них на Лимпопо?
          Они то что нам, в России, плохого сделали?
          Все кто учился в СССР и в РФ нас поддерживают, наш президент, МИД налаживает конструктивные отношения с Африкой, а вот мы объявляем им на ближайшем Саммите Африки в С.-Петербурге: как вас не ряди в костюмы, вы всё равно дикари.
          Это нормально?
          1. 0
            25 июля 2023 14:15
            как вас не ряди в костюмы, вы всё равно дикари.
            Хоть в этот раз сказали правду good .
  7. +2
    25 июля 2023 10:13
    Молодёжь 1968-го была убеждена, что в бедах стран третьего мира виноват Запад, поэтому развивающиеся страны, во-первых, нужно оставить в покое, предоставив полную свободу выбора, а во-вторых, им нужно дать средства для развития экономики. Однако и то, и другое обернулось для Африки трагедией. Ожидаемый подъём и торжество демократии в условиях самоопределения вылились в бесконечные военные диктатуры, а деньги, которые давал Запад, попросту разворовывались.

    Африканцы отстали в политическом развитии на 1000 лет. Когда путешественники типа Ливингстона добрались до ее сердца, то обнаружили там первые феодальные государства. Я считаю что если бы Африку оставили в покое на 1000 лет минимум то в конце концов африканцы прошли тот же пусть социальной эволюции что и в Европе.
    1. +4
      25 июля 2023 11:00
      Когда, Кортес приперся в Мексику,ацтеки еще человеков в жертву приносили и находились на самой низкой ступени социального развития у них только только переход осуществлялся,от первобытно - общинного к рабовладельческому строю и если бы испанцы..не вмешались....
  8. +5
    25 июля 2023 10:54
    В Великобритании семидесятилетний телеведущий Джон Сноу был вынужден извиняться после того, как, комментируя митинги против Брекзита, произнёс фразу:
    «I have never seen so many white people in one place, it's an extraordinary story» («Никогда не видел столько белых в одном месте, это поразительно»)

    Ничего ты не знаешь, Джон Сноу! © smile
  9. +5
    25 июля 2023 11:00
    Для наследников 1968-го иммиграция представляется не шансом для приезжающих и стран, их принимающих, а банальной реституцией: Франция, Англия, Испания расплачиваются с Африкой за свои долги, принимая её сыновей.

    Антирасистская тема в её радикальной интерпретации представляет белого человека как «привилегированное природой создание», а значит, его можно подозревать в расистском поведении. Парадоксально, но такое понимание антирасизма порождает расистское по своей сути утверждение о виновности белого человека, что способствовало радикализации протестных движений.

    Возврат к истокам и к молодому Марксу, как же. Это, товарищи, возврат к позднему Ленину и его концепции интернационализма со стороны угнетающей большой нации..
    Я уже писал в своих произведениях по национальному вопросу, что никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой.

    По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений, — стоит только припомнить мои волжские воспоминания о том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца иначе, как «xоxол», грузина и других кавказских инородцев, — как «капказский человек».

    Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически. Кто не понял этого, тот не понял действительно пролетарского отношения к национальному вопросу, тот остался, в сущности, на точке зрения мелкобуржуазной и поэтому не может не скатываться ежеминутно к буржуазной точке зрения.
    © ВИЛ. «К вопросу о национальностях или об «автономизации»». 30-31 декабря 1922 г.
  10. +1
    25 июля 2023 12:55
    Если британцы, которые живут и управляют Соединенными Штатами, Австралией и Новой Зеландией, так сожалеют о расизме и той бойне, которую они учинили в этих странах против местного населения, то у них есть только один выбор: не лицемерить и уехать, бросить все и вернуться в нашу Европу. Но они заинтересованы только в том, чтобы манипулировать этой историей и заставить другие страны чувствовать себя виноватыми, чтобы увеличить свою власть во всем мире.
  11. +5
    25 июля 2023 13:31
    К сожалению, исследования не получилось.

    Автор не ответил на главный вопрос: как восторжествовали эти самые "новые левые"?
    Как им удалось сломить сопротивление "консерваторов" в информационном поле если они изначально занимали худшую, полумаргинальную позицию?. Почему молодежный во многом протест не сошел на нет как бесчисленные субкультуры, а воспроизводил себя снова им снова каждое поколение, разрастаясь как снежный ком и круша сопротивление по крайней мере в инфопространстве? Почему та же Меркель воспроизводила "новолевый" дискурс возглавляя правоцентристский "Христианско-демократический союз"? Как утвердилась "леволиберальная монополия"?

    Возник разрыв в повествовании. Вот зловредные неомарксисты и неофрейдисты выходят на арену. А вот , вуаля, и они уже торжествуют на всех фронтах.

    Вместо исследовательской формулы "анализ-синтез" автор быстро скатился в клишированное перечисление всего плохого, что он связывает с явно отвратительным ему курсом. Ну и получился пропагандистский памфлет больше в стиле, прости Господи, Федорова.
    1. +3
      25 июля 2023 15:31
      Дело в том, что я не ставил цели описать процесс как новая левая повестка восторжествовала в информационном поле и как "новые левые" монополизировали СМИ – это тема для отдельного материала. Статья и так получилась длинной и разбитой на две части. Моей задачей было описать как "революция" 1968-го повлияла на современную западную демократию, и как борьба с неравенством трансформировалась в диктатуру меньшинств, культ покаяния и культуру отмены, а антирасизм в новый тип расизма (антибелый). Запустили этот процесс события 1968 года.

      Относительно того почему Меркель воспроизводила "новолевый" дискурс возглавляя правоцентристский "Христианско-демократический союз". Дело в том, что он уже давно не является правоцентристским. 1968-й запустил процесс трансформации западной демократии (и всего политического поля) в связи с новой левой повесткой, что в течение достаточно короткого времени привело к леволиберальной монополии. Большинство партий вне зависимости от их вывески стали леволиберальными. Настоящие же "правые" партии подверглись жесткой критике и были вытеснены в маргинальное поле – на них стали вешать ярлыки "фашистов", "расистов" и т.д. В Европе даже достаточно умеренные консервативные партии теперь называют "ультраправыми".
      1. +2
        25 июля 2023 15:53
        Дело в том, что я не ставил цели описать процесс как новая левая повестка восторжествовала в информационном поле и как "новые левые" монополизировали СМИ – это тема для отдельного материала.


        Вот как формулируется часть вопросов в статье :
        И почему именно благодаря им на Западе стали нормой политкорректность и культура отмены? Почему антирасизм, антиколониализм и культивирование чувства вины за своё прошлое стали нормой на Западе?


        Далее следует вот такое
        Под влиянием конфронтации поколений в 1968 году возник ранее неведомый феномен покаяния Запада перед своим прошлым – покаяние США за истребление коренных жителей Америки и угнетение афроамериканцев в годы рабства, покаяние бывших европейских метрополий за колониализм, немцев и в целом европейцев – за истребление евреев, итальянцев – за колонии в Северной Африке, французов – за Индокитай и африканские владения


        Ответа на вопрос "почему" нет. Сразу от констатации идей следует переход к их торжеству и современному положению дел.

        Без ответа на эти вопросы, выводы автора выглядят во многом субъективными и спекулятивными.

        Возможно ли ,что наблюдаемый феномен - отражение куда более глубинных процессов нежели простое тлетворное влияние Франкфуртской школы? Не являются ли они естественным процессом социальной эволюции, а не плодом усилия хипстеров, не имевших изначально доступа к ресурсам?

        Так почему они победили, причем во всех дисциплинах политмногоборья и с разгромным счетом?
        1. 0
          25 июля 2023 16:38
          Не являются ли они естественным процессом социальной эволюции, а не плодом усилия хипстеров, не имевших изначально доступа к ресурсам?

          ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
          100500+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      2. +4
        25 июля 2023 18:29
        Пишу Вам из Европы, здесь за последние 30 лет их уничтожали как левые партии, т.е. социалистов и коммунистов, а также правых националистических и консервативных партий, сейчас есть гибрид 2х вещей, т.е. либерально-демократического и либерально-консервативного, но оба эти 2 движения объединяет одно: абсолютный либерализм и тотальная приверженность ЕС и США, что привело к разрушению таких европейских ценностей, как семья и религия и уничтожение прав трудящихся, как вы ясно видите, это отвратительная каша, которая разрушила наше общество.
  12. 0
    25 июля 2023 19:20
    Во всем этом первичным выглядит не антиколониальное, женское или любое другое политическое движение, а скорее какая-то странная забава все тех же "белых зажиточных мужчин", которые на очередной итерации вступили в конфликт со старшим поколением, в чем нет ничего нового или удивительного – Тургенев за век до этого писал о том же самом, например. Отцы гордились всеми этими империями, а сыновья показательно выступили за их уничтожение, старательно игнорируя даже сугубо античеловеческую сущность многих новых режимов в бывших колониях; для них были важны семья и патриархальный уклад, а молодежь в пику этому затребовала свободы нравов вплоть до самых ужасных крайностей; в их умах было довольно сильным влияние христианства, которое их потомками было скопировано и переписано с обратным знаком в виде сатанизма и новодельных языческих субкультур.
    Удивительно скорее то, что юношеский бунт одного поколения привел к таким долгосрочным последствиям: "бумеры" превратились в тех людей, против которых когда-то боролись, от их увлечений остались разве что пластинки и кассеты с бунтарской музыкой полувековой давности, но культурный и политический крен остался по сей день. Может быть, это из-за того, что для одни люди приноровились хорошо зарабатывать на этой повестке, а другие нашли заманчивой возможность тоталитарной перекройки общества под лозунгом "у тебя ничего не будет, и ты будешь счастлив".
  13. +1
    26 июля 2023 13:40
    Чем больше людей, тем более абстрактной становится их организация, тем сложнее им договориться друг с другом о чем-бы то ни было, и тем чаще они вынуждены прибегать к изощренным формам обмана и принуждения для того, чтобы в условиях отсутствия такого реального договора,создавать хотя бы иллюзию некой общности. По крайней мере я вижу это так..

    В значительных количественно и скученных обществах реальные философии и движения за свободы -всегда будут изощренно перекручиваться и довольно скоро уходить от изначальной сути . Спорадические бурления на этих направлениях ничего не смогут сделать с особенностями коллективного мышления и того, как понимаются решения в массивных ,естественно сложившихся обществах.
    Просто одни элиты будут сменять другие и проходить тот же путь ,отличаясь лишь тюнингом и какими-то отдельными принципиальными элементами.
    По настоящему свободным и демократическим может быть лишь не скученное и технологически совершенное общество практикующее отбор как до формирования,так и в процессе. В иных случаях формализм и отсутствие прямых контактов превратит демократию в фарс а свободу в постоянно ограничиваемую бессмысленными правилами линию дозволяемого. Без отбора внутри общества разрастутся элементы в значительной мере не разделяющие ценностей и подходов общества "де факто" ,разнонаправленность их векторов будет разрывать общество и отвлекать его на негодные цели.