С какой скоростью погружался «Титаник»?

73
С какой скоростью погружался «Титаник»?

Около 2:20 ночи волны сомкнулись над кормовой частью «Титаника». И началась следующая история.

Где-то наверху колыхалась поверхность ночного океана, а обломки лайнера уносились на дно. Каким был этот путь — сквозь 4 километра тёмной, обжигающе ледяной воды?



Что происходило с «Титаником» в первые минуты после исчезновения с поверхности?

В обычных условиях запас продольной остойчивости у надводных кораблей непоколебимо велик. Погруженная свыше нормы оконечность немедленно вызывает прирост выталкивающей силы, а плечо восстанавливающего момента в этом случае может достигать половины длины корпуса. Случается, что корабли опрокидываются на борт — но ещё никто не опрокинулся через нос или корму (без обширных затоплений отсеков).

У полностью погруженных плавающих тел при любом наклоне отсутствуют изменения вытесняющего объёма. Из-за этого, например, возникают сложности при управлении подводными лодками — где наравне с креном необходимо следить за дифферентом. Сохранение баланса в горизонтальном положении возможно только при слаженной работе рулей и балластных цистерн.

За равновесием тонущих кораблей следить некому. Из-за неравномерного распределения масс внутри корпуса все они, оказавшись полностью в воде, неизбежно стремятся принять вертикальное положение — и с дифферентом под 90 градусов растворяются в синей бездне.

Словно при замедленной съёмке, оседая в толще воды, лайнер коснулся океанского дна


Что происходило во время этого «погружения»? Ниже представлено пугающее сравнение.

Две паровые машины и турбина «Титаника» развивали совокупную мощность 55 тысяч л. с., что обеспечивало лайнеру максимальную скорость 23 узла.

При делении мощности на скорость получится, что винты лайнера создавали тягу около 600 тонн. Этого значения было достаточно, чтобы «Титаник» шёл полным ходом.

Масса «Титаника» превышала значение 50 000 тонн. Если бы лайнер погружался в цельном виде под воздействием лишь одной силы тяготения, то его тянуло на дно с силой, в 80 раз превосходившей тягу трёх гребных винтов на полном ходу!

При движении в водной среде тяга и скорость связаны обратной кубической зависимостью. Иными словами, в 80 раз большая приложенная сила позволила бы набрать «всего» в 4,3 раза большую скорость. В предельном случае при погружении в Марианскую впадину «Титаник» смог бы разогнаться до 100 узлов!

Реальная глубина в месте затопления «Титаника» не достигала 4 километров. Не было учтено влияние выталкивающий силы. Сталь в 7,8 раз плотней воды, но сила Архимеда неизбежно внесёт свои коррективы. Не учитывалось образование «воздушных карманов» внутри затопленного корпуса. А также сопротивление движению от того, что когда-то являлось надводной частью борта и надстройкой лайнера. Все эти элементы создали бы заметно большее сопротивление, чем гладкое днище с гидродинамически правильными обводами.


Визуализация глубины, на которой находятся обломки «Титаника». В качестве мерила был выбран 100-этажный небоскрёб

Корпус настоящего «Титаника» был расколот на части. В таком виде, несмотря на далёкие от совершенства формы, с торчащими во все стороны кусками металла, носовая часть лайнера врезалась в дно на скорости 20 узлов, зарывшись в ил по основание якорей. Таковы официально озвученные результаты, полученные при исследовании обломков «Титаника».

При затоплении на глубине в несколько километров корабли погружаются на очень высокой скорости, которая может превышать их скорость полного хода. Разрушений добавляют водовороты, возникающие при резкой остановке корпуса при касании дна.

Поэтому все затонувшие на большой глубине корабли так сильно разбиты и деформированы.

К примеру, корпус японского авианосца «Акаги» сложился и пошёл «гармошкой» после падения на глубину 5400 м.


Мощный корпус «Бисмарка» (глубина затопления — 4790 м) выдержал падение, но у фашистского линкора исчезла вся «мягкая» кормовая оконечность. Смята и оторвана при встрече с дном.

Эсминец «Джонстон», лежащий на дне Филиппинского моря (6468 м — на самой большой глубине среди всех обнаруженных затонувших кораблей), был полностью разрушен при ударе о дно. Прекратил существование в виде цельной конструкции.

Для всех, кто заинтересуется случаем «Джонстона», оставлю такую ремарку. Первые изображения, выдаваемые в интернет-поисковиках, не соответствуют действительности. Чуть более тщательный поиск даёт исчерпывающую информацию о том, в каком состоянии находятся обломки героического корабля. Но это предельный случай — затопление в экстремально глубоком Филиппинском море.

Наконец, «Титаник». Носовая часть его корпуса длиной около 140 метров была согнута ударом пополам. Лопнула и раскрылась обшивка, корпус передней надстройки прогнулся вниз на 10°.

Кормовая часть лайнера едва узнаваема — она была сильно разрушена ещё в процессе погружения и превратилась в обширное поле обломков.


И вы заметили нечто примечательное?

Корабли, затонувшие на малых глубинах, могут находиться в различных положениях. Но все, кто затонул на глубине в несколько километров, обычно стоят на ровном киле.

Этот выбор происходит ещё при «падении» в морскую бездну. Изначально все идут на дно вертикально. Но там, где глубина слишком велика, корпус успевает набрать высокую скорость. Растущее сопротивление от надстроек и верхней части корпуса создает момент сил, который стремится «развернуть» корабль в положение, стремящееся к положению на ровном киле.

Согласно современным расчётам, носовая часть «Титаника» встретилась с дном под углом порядка 45 градусов.

Если оставить в стороне различные этические моменты, то подобные исследования могут вполне претендовать на Шнобелевскую премию. Но согласитесь, было чертовски любопытно — до леденящих мурашек, задуматься о том, что происходит с кораблём сразу после того, как он исчезает под поверхностью океана.

«Титаник» и «Титан»


После гибели глубоководного обитаемого аппарата «Титан» все посетители ВО разом превратились в конструкторов батискафов. Делились своим экспертным мнением и находили всё новые изъяны в конструкции «Титана».

Чтобы внести некоторый порядок в рассуждения, стоит отметить, что прочность корпуса давно не является ограничителем при покорении морских глубин.

История батискафа «Триест», достигшего в 1960 году дна глубочайшей впадины, ещё раз доказывает этот тезис. Две склеенные стальные полусферы с толщиной оболочки 127 мм. Расчётная глубина, которую могла выдержать конструкция «Триеста», составляла 16 километров — если бы в океане где-либо имелись такие глубины.

В отличие от архаичного «Триеста», большинство современных подводных лодок с трудом погружаются даже на полкилометра. Это никак не связано с опасениями конструкторов за прочность их корпусов. В отличие от батискафов, субмарины обладают способностью многократного погружения и всплытия на поверхность. Своими силами, без помощи вспомогательных судов. Это возможно только с применением балластных цистерн. И если заполнение забортной воды не вызывает вопросов, то всё упирается в продувку цистерн сжатым воздухом — для всплытия на поверхность.

Глубина погружения всех подводных лодок ограничена техническими аспектами применения воздуха высокого давления и его запасами на борту. Что касается прочности их корпусов — выбор конструкций и материалов определяется требованиями той глубины, с которой способны всплывать подводные лодки. Как правило, несколько сотен метров. Делать сверхпрочный корпус для погружения на километры не имеет смысла — боевой корабль всё равно не способен подняться с такой глубины.

Запасы воздуха могут храниться на борту под давлением свыше 300 атмосфер, и теоретически этого могло бы хватить для всплытия с глубин до 3000 метров. Но на практике подача воздуха под таким давлением в цистерны немедленно вызовет обмерзание и закупорку всей арматуры. Одновременно создавая опасность компрессионных взрывов паров масла в системе. Наконец, конструкция трубопроводов и клапанов — повсеместное использование воздуха под таким давлением создаст недопустимые риски и сложности на борту подлодки.

Обмерзание клапанов было решающим фактором в гибели американской субмарины «Трешер» (1963). Цепочка технических проблем привела к необходимости аварийного продувания цистерн на большой глубине, что привело к катастрофическим результатам.

Для продувки дифферентных и уравнительных цистерн применяется «рабочий» воздух среднего и низкого давления (100-200 атм.). Но это только начало сложностей. Каждые 10 метров глубины увеличивают забортное давление на 1 атмосферу — на глубине 500 метров требуется уже в 5 раз большее количество воздуха для вытеснения из цистерн воды того же объёма, чем на глубине в 50 метров.

Дальнейший штурм глубины таким способом предстаёт малоперспективным занятием. Для покорения километровых глубин требуются аппараты с иными принципами погружения-всплытия.

В отличие от подводных лодок, глубоководные батискафы представляют собой поплавок с закреплённым балластом. Самые простые и эффективные решения. Но только при полной зависимости от судна обеспечения. Без загрузки новой порции балласта следующего погружения не случится.

В своём классическом виде поплавок представлял резервуар с обычным бензином. Или 8 кубометров полимерной пены — такой приём использовался на глубоководных аппаратах серии «Мир».

Размещение балласта также не требовало сверхтехнологий. Полвека назад, в эпоху «Триеста» применялась свинцовая дробь, удерживаемая в воронке электромагнитом. В наши дни возможны иные похожие варианты. Например, «гальванические» фиксаторы балласта в батискафе Deepsea Challenger, корродирующие в морской воде за расчётный период времени. Неизбежное отделение балласта — с последующим всплытием батискафа на поверхность.

За 70 лет глубоководных исследований обеспечение прочности гондолы батискафа стало заурядной задачей. Уже первый представитель данного класса техники — сконструированный в конце 1940-х гг. батискаф FNRS-2 обладал расчётной глубиной погружения 4000 м!

В июне этого года случилось немыслимое событие — кораблекрушение «Титана».

Впервые в истории батискаф был раздавлен на глубине давлением воды


Здесь не будет резких экспертных заключений, но похоже, что создатели «Титана» слишком самонадеянно подошли к вопросам обеспечения прочности корпуса, сосредоточив внимание на других проблемах.

А таких было немало.

Погружение к обломкам «Титаника» сильно отличается по сложности от «обычных» исследований океанского дна. Управление батискафом в кромешной тьме, в струях неизвестных придонных течений. Вблизи громадной металлической конструкции высотой с 16-этажный дом.

Следить за пятном прожектора сквозь запотевший маленький иллюминатор, полагаясь лишь на маломощные водомётные движители, с помощью которых аппарат был едва способен развивать ход 3 узла.


Наличие на борту в момент крушения основателя и владельца компании, которой принадлежал «Титан», отвергает все версии злого умысла. Стоктон Раш действительно верил в своё детище. «Титан» был насыщен современными системами мониторинга за состоянием корпуса. Акустические и тензодатчики должны были заблаговременно предупредить о нарастающей проблеме, что бы заставило экипаж отказаться от дальнейшего погружения в глубину.

Многие части батискафа не были сертифицированы. Однако подобные частные аппараты представляют собой экзотические конструкции для работы в международных водах, где не действуют никакие регламенты безопасности. Создатели этих батискафов, фанатики-миллиардеры, верят в собственный гений и искренне считают, что отраслевые стандарты «без необходимости ставят безопасность выше инноваций». В продолжение — слова самого С. Раша:

«Если вы хотите безопасности, то не вставайте с постели.»

Другой пример — сверхглубоководный Deepsea Challenger являлся настоящей самоделкой, в котором Джеймс Кэмерон, на свой страх и риск, отправился покорять Марианскую впадину (успешно).

Также отпадает версия с погружением ниже расчётной глубины — сам «Титан» как минимум дважды успешно погружался к «Титанику», в 2021 и 2022 гг. Всего же глубоководные аппараты компании OceanGate успели доставить к этому месту около 80 человек!

Цилиндрическая форма прочного корпуса не является оптимальной для противостояния давлению морских глубин. Но форма определяется задачами. Например, подводные лодки традиционно имеют прочный корпус цилиндрической формы, но это не вызывает никаких вопросов.

Компания OceanGate преследовала задачу построить вместительный батискаф, рассчитанный сразу на пять человек. Сама глубина, на которой лежит «Титаник» (3750 метров), давно не считается чем-то запредельным. Например, советские «Мир-1» и «Мир-2» имели рабочую глубину погружения 6000 метров. Где к прочности корпуса аппаратов предъявляются совершенно иные требования.

Всё, на что обращают внимание эксперты по глубоководным погружениям (в т. ч. известный Дж. Кэмерон), в основном относится к материалу, из которого был построен корпус «Титана». 800 слоёв углеродного волокна общей толщиной 127 мм (5 дюймов).

Цилиндрические резервуары и трубы из углепластика давно и успешно применяются в системах высокого давления, там, где на стенки действуют растягивающие нагрузки изнутри. В конструкции батискафа все преимущества композитных материалов оказываются бесполезны — углепластиковые конструкции плохо работают на сжатие.

В заключение стоит привести слова Кэмерона, в которых поражает роковое сходство двух катастроф:

«Невзирая на все предупреждения и здравый смысл, «Титаник» шёл самым полным ходом в безлунную ночь среди плавучих ледяных глыб...»

Подобно капитану легендарного лайнера, владелец компании OceanGate вёл свой «Титан» на смертельно опасные глубины, невзирая на мнения других маститых экспертов из клуба «богатых и отчаянных». Которые на протяжении нескольких лет прямо говорили ему о непригодности такого аппарата для штурма больших глубин...


Сравнение размеров «Титаника» с современным лайнером. Всё-таки 100 лет имеют значение
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    24 июля 2023 04:22
    Не в обиду автору, действительно обстоятельный материал и видно что он потратил много сил на него. Да-да, это читаемо по его качественной проработке. Здесь респект и заслуженные аплодисменты.
    Но, я хотел бы попросить автора - коли он так подводную тему изучил - освятить тему Бентос-300.

    Кто из присутствующих знал что в СССР были настоящие акванавты?
    Настоящая, не виртуальная подводная лаборатория?
    А кто из вас знает что Сергей Павлов написав "Лунную Радугу" перед этим написал "Акванавтов". И когда он писал эту книгу он общался в живую с настоящими пловцами из Бентос-300.

    Вот хотелось бы от автора получить полный расклад по этому проекту.
    Это будет блестяще! Настоящие пловцы. Полноценная лаборатория на дне моря где живут люди.

    P.S. А "Титаник" да и (цензура) с ним.
    P.S.S. Автору, большое спасибо за его работу. Реально, проработанный материал.
    smile
    1. +13
      24 июля 2023 11:40
      О нашей подводной лодке проект 685 «Плавник» (Комсомолец) стоило бы упомянуть.
      Длина наибольшая – 118,4 м;
      Ширина наибольшая – 11,1 м;
      Осадка по КВЛ – 7,4 м;
      Водоизмещение нормальное – 5680 м3;
      Водоизмещение полное – 8500 м3;
      Запас плавучести – 36 %;
      Предельная глубина погружения – 1250 м;
      Рабочая глубина погружения – 1000 м;
      Максимальная скорость подводного хода – 30,6 узлов;
      Надводная скорость – 14,0 узлов;
      Экипаж – 57 человек.

      Что бы всплыть с максимальных глубин применялись пороховые шашки. Торпедами могла стрелять с глубины 600 метров
  2. +9
    24 июля 2023 05:12


    Охренеть. Просто охренеть. Это сколько же надо нам, простите, жрать, что такие члено.. простите, контейнеровозы/отели делать.
    1. +8
      24 июля 2023 09:35
      Цитата: Gnefredov


      Охренеть. Просто охренеть. Это сколько же надо нам, простите, жрать, что такие члено.. простите, контейнеровозы/отели делать.

      Вот я тоже офигел от такого сравнения.Читал что сейчас лайнеры шире и выше- но чтоб настолько!!!!
      1. +6
        24 июля 2023 09:54
        Цитата: свой1970
        сравнения.Читал что сейчас лайнеры шире и выше- но чтоб настолько!!!!

        Ну на сегодняшний день/осталось ждать менее полугода/-*Икона морей*.Длина -362 метра,на семь тысяч пассажиров.Первый круиз назначен на январь 2024-го года.
        1. 0
          24 июля 2023 10:05
          на семь тысяч пассажиров
          Англичане называют такие лайнеры "плавучие кварталы соцжилья", по аналогии с многоэтажками, квартиры в которых здесь предоставляют нуждающимся на халяву. Контингент халявщиков- соответствующий, как правило.
          1. 0
            31 июля 2023 18:21
            Это же сколько времени нужно будет Богу, что бы всех, кого он хотел отправить в Ад, что бы его наполнить. Не просто всех подряд, а самых избранных начиная с президентов и прочих, до тех, которые свои телеса обматывают шпагатом в один виток и она уже одета.
      2. +12
        24 июля 2023 12:03
        Цитата: свой1970
        Читал что сейчас лайнеры шире и выше- но чтоб настолько!!!!

        А вы посмотрите на сколько сейчас люди больше стали (судя по картинке) wink , те что на палубе, уже бы и не поместились на Титанике.
        Шутка конечно но пропорции людей на рисунке впечатляют не меньше разницы в кораблях. smile
        1. +11
          24 июля 2023 12:37
          Цитата: НИКНН
          А вы посмотрите на сколько сейчас люди больше стали (судя по картинке) , те что на палубе, уже бы и не поместились на Титанике.
          Да уж.... Слегка приврали в картинке сравнений.
          1. 0
            22 ноября 2023 18:23
            С фигурами людей на рисунке перебор. Если сравнивать эти габариты лайнеров по ширине, то все нормально. Ширина "Титаника" - 28,2 м. На заднем плане "Оазиз морей" его ширина 66 м.
      3. 0
        3 октября 2023 02:40
        "Титаник" - пассажирский лайнер, то есть общественный транспорт, а объектом для сравнения стал плавучий курорт, не выполняющий транспортных задач.
    2. 0
      24 июля 2023 23:49
      Gnefredov Да вьi на российские ледокольi посмотрите.
      1. 0
        31 июля 2023 18:22
        Так ледоколы делали ещё в то время, когда Страна СССР была большая. Это столько металлолома осталось. Скоро его допилят и перейдут на унитазы.
  3. +11
    24 июля 2023 06:27
    Как всегда у автора - занимательная смесь фактов и вымыслов.
    При делении мощности на скорость получится, что винты лайнера создавали тягу около 600 тонн. Этого значения было достаточно, чтобы «Титаник» шёл полным ходом

    Давайте поделим ради интереса. Только для этого надо перевести лошадиные силы в ватты, а узлы - в метры в секунду.
    Мощность ГЭУ "Титаника" 46000 л.с. (с 55 000 автор хватил лишку) или 33832943 Вт. Максимальная скорость - 23 узла или 11,8322 метра в секунду. В результате деления получаем искомую силу тяги, равную 2859395,8 ньютонов или 291,6 тонны.
    На самом деле будет даже меньше, так как силовая установка имеет свой КПД и мощность на винте меньше мощности ГЭУ, а мы КПД не учитывали.
    Если бы лайнер погружался в цельном виде под воздействием лишь одной силы тяготения

    Сила тяготения - это из закона всемирного тяготения - сила всемирного тяготения прямо пропорциональна произведению масс тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. А тело тонет под воздействием силы тяжести.
    1. +6
      24 июля 2023 07:19
      Frettaskyrandi hi
      Конечно вы правы и безусловно. Но будьте снисходительны к автору. Полагаю, одна из его первых статей достойна снисхождения.
      Статья хорошая, автор прикольный. Ну а на ошибках, на ошибках учатся. Всё верно отметили.
      1. +7
        24 июля 2023 13:27
        Цитата: Gnefredov
        Но будьте снисходительны к автору. Полагаю, одна из его первых статей достойна снисхождения.

        Если читать правильно по знакам препинания, то это прямое оскорбление Олега Капцова, как автора многих статей на данном ресурсе laughing . Пусть всегда далеко неоднозначных, но зачастую вызывавших довольно острые дискуссии.
        Олегу респект за статью hi
    2. +6
      24 июля 2023 08:14
      Ну, Вообще-то читал что воздух применяется для всплытия ПЛ с небольших глубин. С больших- применяются газогенераторы на основе сгорания порохов. И ещё читал об интересных конструкциях глубоководных ПЛ созданных в Италии, корпус которых навивался из трубопроводов тороидного сечения и куда, закачивался под высоким давлением газ используемый для привода двигательной установки и объём которого, при израсходовании, замещался отработанными газами.
      1. +6
        24 июля 2023 13:18
        С больших- применяются газогенераторы на основе сгорания порохов

        Газогенератоы твердотопливные (порох) или жидкостные (гидразин) применяются только в системах аварийного всплытия.
    3. 0
      3 августа 2023 15:02
      "Стоктон Раш действительно верил в своё детище. «Титан» был насыщен современными системами мониторинга за состоянием корпуса. Акустические и тензодатчики должны были заблаговременно предупредить о нарастающей проблеме, что бы заставило экипаж отказаться от дальнейшего погружения в глубину."
      ***************************************************************************************
      И ещё одна, небольшая ремарка, вот к этой фразе, - ".. что бы заставило экипаж отказаться от дальнейшего погружения в глубину". Увы, в таких случаях, профессионалы - конструкторы, уже говорят "поздно пить Боржоми"...

      Ибо, в профессионально спроектированных, надёжных системах, срабатывание любых (акустических, тензорных, температурных, загазованности, уровня радиоактивности и т.д.) ПРЕД-аварийных сенсоров - датчиков, АВТОМАТИЧЕСКИЙ дает команду системе управления (тоже, кстати, "продублированной") на выход (вывод) объекта из режима, в котором он находится. Нимало не "дожидаясь", когда и что там "решит" экипаж...

      Которому ещё нужно время для "переваривания" инфы и последующей оценки обстановки + принятия решения... Это - секунды. Сиречь, - УЖЕ непростительно долго...

      Увы, одна только "вера", даже с "опорой на свой ПРАКТИЧЕСКИЙ, предыдущий опыт", в таких вопросах профессионализма не заменяет...
  4. +9
    24 июля 2023 06:35
    О fellow Капцов... hi Давно не было yes Плюс.
    Подобно капитану легендарного лайнера, владелец компании OceanGate вёл свой «Титан» на смертельно опасные глубины, невзирая на мнения других маститых экспертов из клуба «богатых и отчаянных»

    Не могёшь без класивых оборотов laughing
    Всё как всегда. Но все равно плюс. Хоть что то разбавляет унылость сайта
  5. +10
    24 июля 2023 06:45
    свинцовая дробь, удерживаемая в воронке электромагнитом

    Вопрос к знатокам: свинец - относится к диамагнетикам или нет? У меня не магнитился в детстве.
    Или какие то супермагниты появились? what
    1. +6
      24 июля 2023 07:02
      Свинец не магнитится. Попробуйте сами к нему магнит поднести.

      P.S. Но очень чудовищный, неодимовый магнит к нему кое-как "примагнитится"
      Тут вопрос в напряжённости магнитного поля (не электромагнитного, о чём до сих спорим, со времён Никола Теслы).
      1. +5
        24 июля 2023 12:52
        К слову, кто пробовал поднести магнит к нашим металлическим деньгам, к той мелочи, что нам выдают в магазине ? Скажу результат: часть монеток сразу прилипнет к магниту, а часть останется лежать, абсолютно не реагируя на магнит. И номинал монеты тут абсолютно не причём, важен год выпуска. Не прилипают к магниту старые монеты.
        Для любителей что-нибудь коллекционировать, советую старые монетки (которые не липнут к магниту) бросать в копилку, их в обращении всё меньше, рано или поздно, начнут цениться.
        1. 0
          27 июля 2023 15:44
          Цитата: Bad_gr
          Скажу результат: часть монеток сразу прилипнет к магниту

          Все зависит от содержания никеля в монетном сплаве. Никель обладает магнитными свойствами.
      2. 0
        3 августа 2023 15:07
        Скажем, возможно, так...

        Вопрос "магнититься" материал, или нет, будет определяться исключительно способностью окружающей среды, формировать в нем соответствующие, необходимые для проявления магнитных свойств, "доменные" структуры... Либо, только на время воздействия среды, либо сохранять эти свойства ещё какое-то время, после снятия воздействия...
        1. 0
          3 августа 2023 15:08
          Извиняюсь, "с какого-то перепугУ, написал "магнитится" с мягким знаком...
    2. +6
      24 июля 2023 07:08
      С чего это у Триеста гандола оказалась склеенной? Планировалось? Да. Хотели склеить эпоксидом из трёх частей. Но сделали из двух полусфер, стянув их болтами. С увеличением глубины погружения, давление, делало эту конструкцию только прочнее
      1. +7
        24 июля 2023 07:31
        С чего это у Триеста гандола оказалась склеенной? Планировалось? Да. Хотели склеить эпоксидом из трёх частей. Но сделали из двух полусфер, стянув их болтами.

        Первый вариант гондолы был изготовлен компанией Acciaierie, Terni из кованой стали. Состоял из двух полусфер, соединенных сваркой. Диаметр 2,4 метра (7,9 фута), толщина стенки - 89 миллиметров.
        В декабре 1958 года гондолу заменили на стальную литую, изготовленную на металлургическом заводе Круппа в Эссене. Гондола состояла из двух полусфер, экваториального кольца и двух люков. Собиралась на фирме Ateliers de Constructions Mécaniques de Vevey . Новая сфера также была меньшего размера - 2,16 метра (7,1 фута) в диаметре и с более толстыми стенками - 127 миллиметров.
    3. +5
      24 июля 2023 07:10
      Вопрос к знатокам: свинец - относится к диамагнетикам или нет? У меня не магнитился в детстве.
      Или какие то супермагниты появились?

      В реальности там было девять тонн стальной или чугунной дроби.
    4. +9
      24 июля 2023 08:14
      Цитата: Lynx2000
      Или какие то супермагниты появились?

      В статье речь идет о электромагнитном механизме управления заслонкой на бункере с балластом из свинцовой дроби. hi
      1. +2
        24 июля 2023 08:20
        В статье речь идет о электромагнитном механизме управления заслонкой на бункере с балластом из свинцовой дроби.

        В реальной конструкции никакой заслонки не было. Была стальная дробь, которая в горловине под воздействием магнитного поля превращалась в "пробку". После отключения электромагнита дробь высыпалась.
        1. +4
          24 июля 2023 09:27
          Цитата: Frettaskyrandi
          В реальной конструкции никакой заслонки не было. Была стальная дробь, которая в горловине под воздействием магнитного поля превращалась в "пробку". После отключения электромагнита дробь высыпалась.

          Вот, я тоже склоняюсь к Вашей версии, в качестве балласта использовали стальную либо чугуниевую, ой... чугунную дробь. Шибер/заслонка на глубинах с давлением х.з. как себя поведет, заклинит...
          На примере одного из первых, батискафов FNRS-3:
          "Скорость спуска и подъём батискафа на поверхность регулировалась сбрасыванием основного балласта в виде стальной или чугунной дроби, находящейся в двух воронкообразных бункерах. В самом узком месте воронки стояли электромагниты, при протекании электрического тока под действием магнитного поля дробь как бы "затвердевала" образовывала пробку, при отключении тока она высыпалась. Бункеры находились над гондолой, высыпающаяся дробь "щёлкала" по прочному корпусу, экипаж контролировал процесс опорожнения бункеров "на слух". К нижней части корпуса поплавка подвешены на раскрывающихся замках две группы аварийного балласта. От раскрытия замки удерживались электромагнитами, для сброса достаточно было отключить электрический ток. Если аккумуляторы разряжались - автоматически происходил сброс и батискаф начинал подъём на поверхность."

          15 - бункеры с "дробью"
          9 и 14 - аварийный балласт

          Пы.Сы. Ну конечно же знаю про свойства свинца. Думал здесь проверить и послать вопрос знатокам в "Что? Где? Почем? или Когда?" про батискафы, дробь, свинец и электромагниты в черном ящике... wink
          1. 0
            24 июля 2023 12:50
            Вот, я тоже склоняюсь к Вашей версии

            В этом вопросе "версии" неуместны. Существует подробное техническое описание батискафа.
          2. 0
            25 июля 2023 00:00
            Давайте. Знатоки ВО врядь ли читают ...
            ........................
      2. Комментарий был удален.
    5. +4
      24 июля 2023 09:39
      Цитата: Lynx2000
      свинцовая дробь, удерживаемая в воронке электромагнитом

      Вопрос к знатокам: свинец - относится к диамагнетикам или нет? У меня не магнитился в детстве.
      Или какие то супермагниты появились? what

      Он просто пропустил слово
      Цитата: Lynx2000
      удерживаемая в воронке КЛАПАНОМ с электромагнитом
    6. 0
      26 июля 2023 13:57
      Вы слегка не поняли! Свинцовая дробь удерживается электромагнитными затворами, сама дробь, естественно, не магнитится.
  6. +5
    24 июля 2023 08:27
    советская апл 685 проекта рабочая глубина погружения 1000 метров
  7. +4
    24 июля 2023 08:32
    "Делать сверхпрочный корпус для погружения на километры не имеет смысла — боевой корабль всё равно не способен подняться с такой глубины. " Возможно тут, в свете последних лет новостей, могут быть исключения.
  8. +2
    24 июля 2023 09:10

    Знаете по этому поводу в ходе комиссии лорда Мэрси было опрошено более дюжины опытных британских капитанов с вопросом:снизили бы они скорость в ту роковую ночь?И все они ответили отрицательно.Потому что это была практика судовождения начала двадцатого века.ОБЩЕПРИНЯТАЯ.Виновен ли капитан Смит?

    Лорд Мэрси справа,в окулярах.Комиссия пришла к выводу о некой небрежности в судовождении,но напрямую капитана *Титаника* не обвинили.
    1. +1
      24 июля 2023 09:36
      Виновен ли капитан Смит?

      Ирландцы до сих пор недовольны yes .
      1. +5
        24 июля 2023 09:44
        Цитата: Болторез
        Ирландцы до сих пор недовольны .

        А когда они были довольны англичанами?Хотя и построили сам корабль.А если серьёзно,то у следственной группы гораздо больше вопросов должно было быть к Исмею.Но?Повторюсь.Это была мировая практика крупных судоходных компаний той поры.Некую вольность мог позволить себе Лорд,кэп *Калифорниана*.
        Приветствую! hi
        1. -2
          24 июля 2023 10:02
          Доброе утро. Если бы задраили переборки- то не утонули бы даже с распоротым брюхом. Понятно, что до берега дошли бы на буксире, но на плаву.
          1. +7
            24 июля 2023 10:09
            Цитата: Болторез
            Если бы задраили переборки- то не утонули бы даже с распоротым брюхом.

            ??????? belay
            Водонепроницаемые двери были закрыты сразу после столкновения!Другое дело,что сама конструкция лайнера не предусматривала полной герметичности.
            Более современный *Британик* затонул после взрыва мины ещё быстрее.Вот там действительно переборки были открыты.
            1. +4
              24 июля 2023 15:03
              По разным данным на "Британике" погибло от 21 до 30 человек из 1136.
              Тонул он 55 минут.
              1. +3
                24 июля 2023 15:55
                Цитата: hohol95
                Тонул он 55 минут.

                Да.Это так.На борту был экипаж,а также медсёстры и врачи из Королевского врачебного корпуса,плюс...уже сорок шлюпок!Плюс чёткая *военная*эвакуация и отсутствие паники. hi
          2. 0
            24 июля 2023 16:40
            Именно поэтому "Титаник" и затонул. При открытых дверях, он тонул бы дольше и ровнее. Запас плавучести был огромный. А площадь пробоины небольгшая.
            1. +5
              24 июля 2023 17:22
              Цитата: mmaxx
              Именно поэтому "Титаник" и затонул. При открытых дверях, он тонул бы дольше и ровнее. Запас плавучести был огромный. А площадь пробоины небольгшая.

              Это далеко не так.По поводу *пробоины* многие исследователи склоняются к мнению,что её вообще...не было.А было то,что при ударе просто вылетали клёпки,соответственно стальные листы разошлись и в отсеки стала поступать вода.В первые шесть отсеков!Крен становился всё больше и она попросту переливалась через верхние палубы.Неужели пример *Британика*не впечатлил?А представьте *вырубившееся*электричество?Невозможность использования *помп*?Кстати говоря бытовала такая версия,согласно которой,если бы Мэрдок не принял решение обойти айсберг,а принять лобовое столкновение то возможно *Титаник* остался бы на плаву.Возможно.Но легко представить себе к чему бы это привело,к каким разрушениям.И далеко,далеко не факт,что он не затонул бы в течении получаса.
              1. +3
                24 июля 2023 19:50
                *принять лобовое столкновение то возможно *Титаник* остался бы на плаву.Возможно.Но легко представить себе к чему бы это привело,к каким разрушениям*.
                Да просто срезало бы болты, и котлы, двигатели, сорвались с фундаментов и проломили бы переборки. всего и делов.
                1. +5
                  24 июля 2023 21:19
                  Цитата: seamen2
                  котлы, двигатели, сорвались с фундаментов и проломили бы переборки. всего и делов.

                  И это только малая толика того,к чему бы привело прямое столкновение.Сразу,моментом-гибель нескольких десятков кочегаров,чьи кубрики были в носу,сразу,моментом-гибель,или тяжелейшие травмы сотен пассажиров,сразу,моментом-обрушение труб/обрушение передней трубы привело бы к гибели всех офицеров на мостике/.И уж конечно же возникшие пожары и взрывы котлов.На мой взгляд,опытнейший Мэрдок,успел просчитать ситуацию.Но?Времени катастрофически не было.В буквальном смысле. hi
                  1. 0
                    26 июля 2023 20:59
                    ну это понятно, что тайтаник был не ледокол. посему про остальные разрушения я даже упоминать не стал. это ясно *по умолчанию*.
              2. 0
                28 июля 2023 05:20
                Еще в 1912 году по скорости поступления вода вычислили площать побоины. В районе 1 кв. м. А что там было... Заклепки повылетали или царапина... Никто уже не узнает. Но для боевого корабля - это вообще ерунда. А водоизмещение "Титаника" 50 тыщщ. Тогда даже до 2МВ у линкоров и авианосцев столько не было.
                При малейшем напряжении ума, можно было сделать многое.
                1. 0
                  7 ноября 2023 01:21

                  Так ни в одном же месте была пробоина, а размазана, как в этом примере.
    2. +7
      24 июля 2023 12:02
      Большая конкуренция. необходимость ЛЮБОЙ ценой выдерживать график движения. Впрочем как и сейчас, почитайте про катастрофы паромов.
      1. +6
        24 июля 2023 12:16
        Цитата: Не_боец
        Большая конкуренция. необходимость ЛЮБОЙ ценой выдерживать график движения.

        Вы абсолютно правы!Кстати говоря наш автор не упомянул о USS*Samuel B.Roberts*!Который погиб в бою с линкором *Jamato*.Вот именно он и держит пальму первенства среди наиболее *глубокозатонувших объектов*.Глубина-6865метров.Его обнаружили в 2022-ом году .Сохранность останков просто великолепная,как написали исследователи.


        Внизу фото торпедных аппаратов. hi
        1. +3
          24 июля 2023 15:10
          Поговаривают, что основными конкурентами для британцев в морских перевозках были германцы.
          "После появления на свет" "Титаника и Ко" германцы сами начали строить лайнеры-гиганты.
          Первым в 1913 был "Imperator" (52 117 т).
          1. +6
            24 июля 2023 15:39
            Цитата: hohol95
            После появления на свет" "Титаника и Ко" германцы сами начали строить лайнеры-гиганты.
            Первым в 1913 был "Imperator" (52 117 т)

            Так точно.*Гамбург-Америка* создала тройку лайнеров-гигантов.*Император*,*Фатерлянд* и *Бисмарк*.

            На ресурсе до *сво* был замечательный автор-Александр Привалов,вот уж кто разбирался и писал отличнейшие статьи о лайнерах!Попробуйте поискать в архиве ВО.К сожалению с началом *операции* пути сайта и Александра разошлись.Причина?Да позволил себе писать в *коментах* то,о чём сейчас пишут многие.
        2. +4
          25 июля 2023 06:28
          Кстати говоря наш автор не упомянул о USS*Samuel B.Roberts*!Который погиб в бою с линкором *Jamato*.Вот именно он и держит пальму первенства среди наиболее *глубокозатонувших

          Вы правы, статья была написана еще давно
          Заготовки и идеи лежат по году
          Сохранность останков просто великолепная,как написали исследователи.

          Это не совсем правда

          Самуел Робертс разорван надвое при ударе на дно, об этом прямо говорится на видео, момент 19:14

          Минутой ранее говорится о сильных повреждениях корпусов кораблей при падении на большую глубину

          https://m.youtube.com/watch?v=sfGI_6_gvmU

          1. +3
            25 июля 2023 14:09
            Цитата: Santa Fe
            Самуел Робертс разорван надвое при ударе на дно, об этом прямо говорится на видео, момент 19:14

            Спасибо!Посмотрел.Ну,что сказать корабль конечно же повреждён.Но всё-таки сохранность останков корабля впечатляет.
          2. +2
            25 июля 2023 15:35
            Эсминец «Джонстон», лежащий на дне Филиппинского моря <...>, был полностью разрушен при ударе о дно. Прекратил существование в виде цельной конструкции. Для всех, кто заинтересуется случаем «Джонстона», оставлю такую ремарку. Первые изображения, выдаваемые в интернет-поисковиках, не соответствуют действительности. Чуть более тщательный поиск даёт исчерпывающую информацию о том, в каком состоянии находятся обломки героического корабля.
            Судя по всему, несвежесть статьи всё-таки и тут даёт о себе знать. «Джонстон» был найден 30.10.2019, но тогда обнаружено было только поле обломков, по которым невозможно было даже с уверенностью опознать корабль. Повторно обломки были исследованы 31.03.2021, и тогда нашли основную часть «Джонстона»:
            Скрин из видео, показывающий 3D-модель.

            Корабль относительно цел, только корма отломана. Но это ему простительно, учитывая, что туда прилетело три снаряда линкорского главного калибра. То ли 356-мм с «Конго», то ли 460-мм с «Ямато» (последнее - более вероятно). А потом ещё при затоплении корабля там рванули глубинные бомбы... Основные повреждения носовой части корпуса корпуса получены в артиллерийском бою. Ему крепко досталось, но всё же он цел.

            А вот и видео:

            (Если что, прямая ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=kcUYuVA9Rfs)
  9. +2
    24 июля 2023 17:41
    Запасы воздуха могут храниться на борту под давлением свыше 300 атмосфер, и теоретически этого могло бы хватить для всплытия с глубин до 3000 метров. Но на практике подача воздуха под таким давлением в цистерны немедленно вызовет обмерзание и закупорку всей арматуры. Одновременно создавая опасность компрессионных взрывов паров масла в системе.
    Это несерьезно. Не может быть, чтобы такая полезная вещь, как глубокое погружение не использовалось из-за таких пустяков. Могу представить кучу вариантов решающих именно эту проблему:
    1) Сделать режим работы с обмерзанием штатным. Сложно, но решаемо.
    2) Подогрев арматуры.
    3) Подогрев воздуха.
    4) Выгонять воду механически, поршнем.
    5) Выгонять воздух чем-то типа пороха, что при химической реакции дает кучу газов.
    6) Придать лодке дифферент на корму и всплывать до требуемой глубины динамически, за счет движения лодки.
    7) Расположить на дне лодки винты, которые поднимут лодку до штатной глубины всплытия.
    Что-нибудь да сработало бы.
    1. +3
      24 июля 2023 19:34
      Это несерьезно.

      Совершенно правильно. На американских АПЛ сжатый воз­дух хранится давлении 310 кг/см². Переход на давление 310 кг/см² был осуществлен на американских АПЛ в 60-х годах (ранее использовался воздух давлением до 200 кг/см²) и по­требовал решения сложной проблемы по предупреждению вспышек при сжатии воздуха в присутствии остатков масел, попадающих из комп­рессоров. Решение было найдено подбором специальных смазок для компрессоров и разработки принципиально новой конструкции запор­ной арматуры.
      1. +3
        25 июля 2023 09:58
        На наших лодках воздух 400 кг/см². Как-то решили проблемы...
    2. +1
      25 июля 2023 02:28
      Цитата: bk0010
      6) Придать лодке дифферент на корму и всплывать до требуемой глубины динамически, за счет движения лодки.
      7) Расположить на дне лодки винты, которые поднимут лодку до штатной глубины всплытия.

      Есть рули глубины, а балласт можно продуть на минимальной глубине непосредственно перед всплытием (и т.о. ВВД экономнее расходуется).
  10. -1
    24 июля 2023 22:54
    Я думаю, на ВО логичнее была бы статья про Лузитанию.
    1. +1
      25 июля 2023 10:58
      интересное замечание, действительно при чем тут просто гражданский лайнер - это же не Флотпром
    2. +4
      25 июля 2023 11:57
      Цитата: Катя_Иванова
      про Лузитанию.

      *Лузитания*?Смотрим архив ВО.*Кораблекрушение мирового значения.*от 22.08.2015
      Вуаля!Статья о *ЛУЗИТАНИИ*. bully
      1. +2
        25 июля 2023 13:38
        спасибо, обязательно почитаю на досуге статейку за 2015 год wassat
        1. +3
          25 июля 2023 21:11
          Цитата: Romario_Argo
          спасибо, обязательно почитаю на досуге статейку за 2015 год

          И?Когда он наступит,этот-досуг?Но вообще я адресовал Кате,Кате Ивановой. laughing В любом случае рад и открыт для общения!Трансатлантики?Ох!Ну *завёрнут* я на этой теме,нет слов.И на хоккее.И на футболе.И на Москве.Да много на чём.
  11. +2
    25 июля 2023 09:54
    В отличие от батискафов, субмарины обладают способностью многократного погружения и всплытия на поверхность. Своими силами, без помощи вспомогательных судов. Это возможно только с применением балластных цистерн. И если заполнение забортной воды не вызывает вопросов, то всё упирается в продувку цистерн сжатым воздухом — для всплытия на поверхность.

    Подводные лодки для всплытия на поверхность сначала подходят к поверхности на рулях и только потом продувают ЦГБ. В экстренных случаях аварийно продуваются цистерны главного балласта, и даже в этом случае стараются не терять ход и "выпрыгивать" из воды. На больших глубинах продувание ЦГБ теряет свою эффективность из-за повышения плотности воздуха при большом давлении.
  12. +1
    26 июля 2023 13:31
    Цитата: АрхиФил
    Комиссия пришла к выводу о некой небрежности в судовождении,но напрямую капитана *Титаника* не обвинили.


    Чем-то напоминает, только с обратным знаком, суд над капитаном "Кэмпердауна".
    Которому вменили то, что он _исполнил_ приказ адмирала, вместо того, чтобы семафорить "вас не понял, прошу повторить" ("все так делают, когда командование чудит").
  13. 0
    1 августа 2023 13:54
    В начале 20 века, всë стремилось к увеличении прибыли, утонувший Титаник с его шикарным интерьером, далее в воздушной среде английский дирижабль "R 101" С богачами, немецкий дирижабль "Гинденбург".Вот на таких трагедиях были сделаны определëнные выводы и обезопасили транспортные средства передвижения. Всë писано кровью людей.
  14. 0
    2 августа 2023 08:44
    . Но на практике подача воздуха под таким давлением в цистерны немедленно вызовет обмерзание и закупорку всей арматуры. Одновременно создавая опасность компрессионных взрывов паров масла в системе


    Все перлы копировать не буду. Автор имеет слабое представление об устройстве подводной лодки.
    -газогенераторы твердого топлива используются только при аварийных случаях. Они одноразовые.
    -подводная лодка в обычной ситуации НИКОГДА не продувает балласт на глубине. Только под перископом. Или при аварии.
    -под перископ ПЛ всплывает с помощью рулей. И маневрирует по глубине тоже только с их помощью.
    -в случае необходимости продуть балласт воздухом можно на любой глубине. И ни какая арматура не обмерзает внутри.
    -никакое масло при продувке не взорвется. Его нет. ВВД полностью лишен как масла, так и воды. Именно поэтому дышать таким воздухом долго не получится. Он абсолютно сухой-потеря воды и жажда (шда-шланговый дыхательный аппарат).

    Обидно за автора. Ну хоть бы книжки умные прочитал сначала... . Прежде чем небылицы тиражировать.
  15. 0
    26 декабря 2023 21:41
    В наши дни возможны иные похожие варианты. Например, «гальванические» фиксаторы балласта в батискафе Deepsea Challenger, корродирующие в морской воде за расчётный период времени. Неизбежное отделение балласта — с последующим всплытием батискафа на поверхность.

    Ну это до первой проверки у хорошего "дракона"-тут же все будет окрашено и акванавтам придется подзадержаться.