Средневековье под органную музыку

30
Средневековье под органную музыку
Мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (близ г. Хама) конца IV в. н. э. Изображает женщину (слева), играющую на портативном органе с гидравлическим приводом – гидравлосе. Археологический музей г. Хама


Пусть грянет музыка!
Ударьте в бубны и троньте струны
сладкозвучной арфы и лиры.

Псалтирь, 80:3

Документы истории. В прошлый раз мы рассказали о мастерах совместителях, которых, как оказалось, ближе к концу Средневековья расплодилось великое множество. Маляр, беливший стены, мог забивать свиней, хотя не состоял членом цеха мясников, и не только забивать, но и набивать колбаски. Причем не для себя самого, а на продажу!



Ювелир мог быть дозорным на башне и «трубить каждый час», кузнец и вовсе, как оказалось, мог подрабатывать разносчиком писем. Словом, в конце Средневековья «все смешалось в доме Облонских». Так что недаром тут-то оно и закончилось.

В общем, совместителей в области различных профессий было очень много. Но были другие и довольно редкие занятия, требовавшие огромного опыта и мастерства. К ним, например, можно отнести строителей (а по-другому-то их и не назовешь!) огромных средневековых органов.

Вот играть на них могли люди, совмещавшие и две профессии, что нам, кстати, как раз и демонстрирует иллюстрация из книги «Двенадцати братьев». Но вот без собственно органиста, то есть человека, играющего на органе, не обходился ни один крупный город. Причем неважно, был он или католического, или протестантского вероисповедания.

А все потому, что орган – стационарный музыкальный инструмент, состоящий из множества труб, был устройством очень сложным. И вот как раз сегодня мы вам и расскажем немного и о самой истории этого музыкального инструмента, а также о том, с какими трудностями сталкивались мастера, которые делали для него трубы.

Орган, как считают, появился уже в IV веке, а затем был усовершенствован в VII и VIII веках. Правда, полагают, что орган с водяным приводом, так называемый гидравлос, был изобретен ещё греком Ктесибием, жившим в Александрии Египетской в 285–222 гг. до н. э. Есть даже изображение похожего инструмента на одной монете или же жетоне времён императора Нерона, что говорит о достаточно широком его распространении в эпоху Древнего мира.

Но в данном случае речь будет идти об органе-пневматике, который приводился в действие продуванием через трубы сжатого воздуха или… как тогда говорили, ветра. Причем сначала в католическом богослужении орган не использовался. Ввел его в практику католического богослужения папа Виталиан (657–672 гг.), явно желавший придать музыкальному сопровождению мессы большую звучность и торжественность.

В VIII веке своими органами прославилась Византия. А византийский император Константин V Копроним в 757 году даже подарил орган королю франков Пипину Короткому.

Другой орган в подарок от византийской императрицы Ирины получил в подарок его сын – император Карл Великий. И орган звучал на его коронации, поскольку в то время его считали неким важным церемониальным атрибутом византийской императорской власти, ну а европейцы просто последовали этой традиции.


Изображение органа IX века из Утрехтской псалтыри. Библиотека Утрехтского университета

Мастерство строительства органов в Европе прежде всего возникло в Италии, откуда во Францию они поступали уже в IX веке. Следующей страной стала Германия, а с XIV века органы в Европе распространились уже повсеместно.

Интересно, что средневековые органы в сравнении с появившимися позднее – были довольно грубы. Так, клавиши их ручной клавиатуры, например, имели ширину от 5 до 7 см, а расстояние между ними достигало 1,5 см. Игра на таком инструменте требовала не только мастерства, но и недюжинной физической силы, так как на эти клавиши нажимали не пальцами, как теперь, а ударяли… кулаками. Лишь в XV веке размеры клавиш стали уменьшаться, и одновременно увеличиваться количество труб.

На сегодня самым древним средневековым органом, дошедшим до наших дней с относительно целостной механикой (хотя трубы его и не сохранились), является инструмент из Норрланды – церковного прихода на острове Готланд в Швеции, который датируется 1370–1400 гг. Сейчас норрландский орган экспонируется в Национальном историческом музее в Стокгольме.


Каспар Эйснер, его основная профессия – судебный секретарь, однако он также еще и органист и играет на органе в церкви. В передней правой части органа выступают две лямки с ручками, с помощью которых можно открывать меха внутри органа. 1628 год. (Amb. 317b.2° Folio 104 verso. Mendel II)

Ну а самый старый (ок. 1435 г.) орган, на котором можно играть, находится в базилике Валерской Богоматери в швейцарском городе Сьоне. Немецкие средневековые органы находятся в церквях Святого Якоба в Любеке (вторая половина XV века), Святого Николая в Альтенбрухе и Святого Валентина в Кидрихе (оба последних были изготовлены где-то в XV–XVI веках).

С тех пор, как в Европе появились органы, заработали и мастера, которые их изготавливали, и услуги их, заметим, стоили очень и очень дорого. Это были мастера-изготовители и настройщики, знавшие все секреты устройства и наладки этих сложнейших музыкальных инструментов. Да и саму органную трубу нужно было уметь сделать.

Дело в том, что каждая органная труба, когда через нее пропускали сжатый воздух, должна была резонировать на определенной высоте. Каждая труба настраивается на определенную ноту музыкальной гаммы, а затем их объединяют в несколько рядов.

Трубы для органа традиционно делают или из металла, или же из дерева. Эти материалы в основном в Средние века и использовались, однако дело это было совсем не простое. Деревянные трубы нужны для того, чтобы извлекать басовые звуки, и они имеют квадратное сечение. Трубы из металла имеют меньший размер, они либо цилиндрические, либо конические, а делают их из сплава олова и свинца. И правило здесь такое: больше олова – труба звучит звонче, больше свинца – звук, который она выдает, получается более глухой.

А теперь почему трубы в органе располагаются стоймя. Причина – в мягкости сплава олова и свинца. Стоит такую трубу положить горизонтально, как через какое-то время она под собственной тяжестью примет овальное сечение, а это скажется на ее способности к звучанию. Вот почему все органные трубы стоят вертикально.


Нюрнберг, орган в Фрауэнкирхе (церковь Богоматери) – собор в Нюрнберге, Германия,1696 год. Орган в ней был сооружен в 1442 году, а модернизирован в 2021 г.

Нужно подчеркнуть, что так как свинец сам по себе очень мягкий металл, для придания жесткости в сплав для органных труб всегда добавляют присадки – олово, а также в незначительных количествах сурьму и медь. Кстати, трубы с оловом дают не только звонкое звучание, но вдобавок ко всему они ещё и обладают красивым блеском, что может иметь значение, если эти трубы хорошо видны. Влияют присадки и на стоимость каждой трубы, поскольку они ее удорожают.

Трубы из свинца делали так: расплавленный свинец выливали на длинную плоскую поверхность, разрезали получившийся лист на куски, сворачивали их в трубы, и спаивали по шву. Благодаря тому, что свинец очень пластичен и легко паяется, изготовление труб для органов являлось делом относительно легким, хотя и требующим определенных навыков.


Вольфганг Беслер-брат, органный мастер. Изображен с органной трубой в руках, в то время как еще три органные трубы и настраивающий рожок лежат на столе. 1623 год (Amb. 279.2° Folio 93 recto. Landauer I)

Деревянные трубы могли делаться как из хвойной древесины, так и из твердого дерева, скажем, дуба, вот только нижняя часть трубы практически всегда была из твердой древесины, что было важно для обеспечения точного соединения труб.

Любопытно, что поперечное сечение у деревянной трубы, в отличие от круглой металлической, чаще всего было квадратным или прямоугольным. Естественно, что изготовить несколько сотен труб, да еще и соединить их все, наладить «механику» органа и настроить его так, чтобы он красиво звучал, мог только лишь человек уникальных знаний и опыта.


Органные трубы с бронзовыми язычками

В общем, невозможно себе представить Средневековье без органной музыки, и это, пожалуй, один из ценнейших вкладов той эпохи и в нашу современную музыкальную культуру!
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    12 августа 2023 04:08
    Какой строй был у органа до равномерной темперации?
    1. +8
      12 августа 2023 05:41
      Сьонская базилика де Валери дает о своем органе крайне скудные сведения:
      *строй -среднетоновый «мезотонический»
      *способ настройки - «свободный»
      * квинты в квинтовой цепи темперированы на 1/4 дидимовой коммы:
      *диапазон:

      к сожалению, Александр, это все что там можно найти hi
      есть еще видео:
      1. +9
        12 августа 2023 05:55
        Какая необычная настройка и тембр. Но слух не режет, даже заставляет прислушиваться. Довелось слышать несколько больших органов в грандиозных соборах, и, чем больше собор, тем большее впечатление они производят. Величественные глыбы, и звучание такое же. Чувствуешь себя маленьким во времени и пространстве
      2. +4
        12 августа 2023 06:33
        Старинный Сьонский орган в XIX веке окончательно обветшал и на нём перестали играть. В 1950-е годы по собственной инициативе музыкант и специалист по старинным инструментам Морис Венгер с помощью мастеров немецкой мануфактуры Kuhn вернул к жизни этот уникальный старинный инструмент
      3. +1
        12 августа 2023 23:05
        Сьонская базилика де Валери дает о своем органе крайне скудные сведения:
        *строй -среднетоновый «мезотонический»
        *способ настройки - «свободный»
        * квинты в квинтовой цепи темперированы на 1/4 дидимовой коммы:
        *диапазон:

        Интересно, кто все это минуснул?
  2. +7
    12 августа 2023 05:10
    На сегодня самым древним средневековым органом, дошедшим до наших дней с относительно целостной механикой (хотя трубы его и не сохранились), является инструмент из Норрланды – церковного прихода на острове Готланд в Швеции, который датируется 1370–1400 гг.

    фото. Норрландский - орган, древнейший из недействующих
    1. +5
      12 августа 2023 05:24
      самый старый (ок. 1435 г.) орган, на котором можно играть, находится в базилике Валерской Богоматери в швейцарском городе Сьоне.

      фото. Орган базилики де Валери в Сьоне, древнейший из действующих




      1. +5
        12 августа 2023 06:20
        базилика де Валери в Сьоне

        фото.вид Базилики де Валери на фоне Альпийских гор

        Первое упоминание о христианской церкви на горе Валерии имеется в документе, датированном 1049 годом. Самые старые из дошедших до нашего времени частей каменной базилики построены между 1100 и 1130 годами. Храм многократно перестраивался. С возведением в XIII веке внешних каменных зубчатых стен и других подсобных сооружений базилика представляла из себя полноценную крепость. Достоверных сведений о происхождении названия базилики нет. По самой распространённой версии церковь названа в честь матери римского префекта Тита Кампания Приска Максимиана - Валерианы.
  3. +12
    12 августа 2023 05:59
    В городе Задар, Хорватия, есть тн "морской орган". Там трубы уложены горизонтально на набережной, и волны неравномерно загоняют туда воздух. Странно звучит, но безмятежно
    1. +5
      12 августа 2023 06:44
      Потрясающе! Никогда о нем не слышал. А тут еще и видео со звуком. Спасибо!
  4. 0
    12 августа 2023 09:28
    Мастерство строительства органов в Европе прежде всего возникло в Италии, откуда во Францию они поступали уже в IX веке

    Интересно, откуда автор почерпнул эту информацию, так как вся "каноническая" литература об истории органов однозначно утверждает, что "мастерство строителей органов в Европе прежде всего возникло" во Франции, где в 827 году мастером Георгием для Людовика Благочестивого в Ахенском дворце был построен первый европейский орган. Кто такой Георгий, точно неизвестно. Известно, что он венецианец и органы научился строить в Византии. В дальнейшем его ученики "разбрелись" по Европе, где постепенно начали возникать национальные школы.
  5. +5
    12 августа 2023 10:36
    Всех приветствую hi Слушал орган в Домском соборе (латвия г. Рига) - мне понравилось, пробирает аж до мурашек!
  6. +3
    12 августа 2023 11:27
    Ну а самый старый (ок. 1435 г.) орган, на котором можно играть, находится в базилике Валерской Богоматери в швейцарском городе Сьоне

    Определить победителя в номинации "самый старый орган, на котором можно играть" на сегодняшний день крайне затруднительно.
    У органа в церкви Нотр-Дам-де-Валер в Сьоне самые старые оригинальные части датируются 1435 годом (+/- 1 год). Это основная часть корпуса и 180 оригинальных труб.
    У орган церкви Святого Андреаса в Зост-Остеннене (Вестфалия, Германия), меха и половина труб датируется 1425-1430 годами.
    То есть у немецкого органа "самая старая" акустика, а у швейцарского - "самый старый" корпус. Как определить, который "самый старый"? Если исходить, что для музыкального инструмента главное - звучание, то немецкий орган старее.



    Орган церкви Святого Андреаса в Зост-Остеннене (Вестфалия, Германия)
  7. +4
    12 августа 2023 11:57
    Дело в том, что каждая органная труба, когда через нее пропускали сжатый воздух, должна была резонировать на определенной высоте.

    Резонировать труба была на определенной частоте. В результате этого возникал музыкальный звук определенной высоты.
    1. +4
      12 августа 2023 12:02
      Интересно было бы услышать аргументы минусовщика.
  8. +5
    12 августа 2023 12:14
    А теперь почему трубы в органе располагаются стоймя. Причина – в мягкости сплава олова и свинца. Стоит такую трубу положить горизонтально, как через какое-то время она под собственной тяжестью примет овальное сечение, а это скажется на ее способности к звучанию.


    Трубу всегда можно разгрузить от собственного веса, неважно, горизонтальная она или вертикальная или попросту снабдить наружными шпангоутами. Скорее строители органов с вертикальными трубами так пытались использовать реверберации от потолка и верха стен и удешевить конструкцию, заплатив за это сложностями ремонта и модернизации. Ведь для горизонтальных труб потребовалась бы специальная стенка-сцена с криволинейной формой для получения хорошего звукоотражения.
    1. +2
      12 августа 2023 13:33
      А теперь почему трубы в органе располагаются стоймя. Причина – в мягкости сплава олова и свинца. Стоит такую трубу положить горизонтально, как через какое-то время она под собственной тяжестью примет овальное сечение, а это скажется на ее способности к звучанию. Вот почему все органные трубы стоят вертикально

      Материалы органных труб могут быть разные, в том числе и такие, которые сохраняют форму в любом положении. Есть органы с трубами даже со стекла и трубы тоже вертикальные.



      А теперь представим, какую площадь займет орган таких размеров, если трубы разместить горизонтально.

      Причина гораздо проще - для получения музыкальных звуков определенной высоты размеры труб должны иметь достаточно большими. С учетом того, что орган всегда строится для конкретного зала, а не наоборот, оптимальная пространственная схема, чаще всего, вертикальная.
      Хотя если помещение позволяет сформировать соответствующее звуковое поле и имеет необходимые площади, в пространственной схеме органа трубы могут быть как вертикальные, так и горизонтальные.



      Орган в церкви Марчены (Испания), 1765 год.
      1. +3
        12 августа 2023 13:58
        Такие горизонтальные ответвления вовсе не обязательны, это скорее для красоты и только высокие тона. Десяти-двадцати метровые трубы так не повесишь над клиросом и прихожанами. Над этими трубками огромный вертикальный стенд основных голосов
        1. 0
          12 августа 2023 16:36
          Такие горизонтальные ответвления вовсе не обязательны

          А я разве не то же написал?
          это скорее для красоты

          En chamade не для красоты, они для интенсивности звука. Потому так и называются.

          1. Комментарий был удален.
        2. +1
          12 августа 2023 18:06
          Цитата: тлауикол
          Десяти-двадцати метровые трубы так не повесишь над клиросом и прихожанами. Над этими трубками огромный вертикальный стенд основных голосов


          Вообще с этим проблем нет - такие трубы можно разместить в грунте земельного участка церкви или в подвалах, в её полах и стенах. Свинец, керамика и стекло медленно разрушаются грунте и прослужат столетия. Есть даже специфические катакомбные или каменоломные и пещерные церкви где трубы в основном могут быть только горизонтальными.
          Ну и так можно строить и более специфические дождевые органы - когда открыты специальные затворы и дождевая вода с крыш и с земельного участка играет, в специальных подземных трубах и резервуарах, ночью, в пустой церкви, величественную мелодию Природы. Sir Gawain and the Green Knight была написана когда Green Man, олицетворявший Природу, был вполне официальной составляющей церковной архитектуры и скульптуры.
      2. 0
        12 августа 2023 18:21
        Цитата: Frettaskyrandi
        Есть органы с трубами даже со стекла и трубы тоже вертикальные.


        Стеклянные и вообще хрупкие материалы имеют критичную особенность - они могут разрушаться при резонансе. Скорее всего в истории бывали и случаи резонансного разрушения церковных стеклянных витражей при игре на органе.
    2. +5
      12 августа 2023 14:01
      Шпангоуты и пр лишний каркас и леса зажмут горло органному звучанию. Да и горизонтальная архитектура церквей будет на могилы дольменов похожа
      1. +2
        12 августа 2023 17:46
        Цитата: тлауикол
        Шпангоуты и пр лишний каркас и леса зажмут горло органному звучанию.


        С чего бы? - труба это всего лишь акустический волновод. Шпангоуты у нее снаружи а не внутри, да и систему навески можно прекрасно декорировать тканями или деревом, керамикой - как раз на уровне средневекового материаловедения.
        1. +1
          12 августа 2023 18:50
          Когда любую трубу "одевают в меха" ( например зимой на похоронах) её тембр ухудшается и сила звучания тоже. А вы хотите трубы лишней ерундой обвесить, или в землю закопать. Все это сделает орган сиплым.
          Кроме того тяги, или приводы - они деревянные толщиной в палец. Вот как их горизонтально размещать?
          1. 0
            12 августа 2023 19:30
            Цитата: тлауикол
            Когда любую трубу "одевают в меха" ( например зимой на похоронах) её тембр ухудшается и сила звучания тоже. А вы хотите трубы лишней ерундой обвесить, или в землю закопать. Все это сделает орган сиплым.


            Как раз разнообразие материалов, из которых делали и делают органы и говорит что для него важнее не материалы а геометрия труб и частей и их аэродинамика (потому что трубы это первую очередь резонаторы). Тяги конечно придется другие придумать для такой компоновки. В современных органах, видимо, будут использовать электропривод - электрокабели прекрасно укладываются в грунт.
            1. +1
              13 августа 2023 04:54
              В современных и жб трубы используются. Однако инструменты как делали из специального дерева и меди, так и делают. Можно и из пластмассы кларнеты,трубы делать, но вот музыканты предпочитают дорогую древесину и медь с серебром и золотом.
              Кроме того есть в старых органах кроме chamade ( они для громкой фанфары, вы правы) еще и трубы, закрытые деревянными шторками, которые открывает или закрывает исполнитель, регулируя динамику. Это говорит о том, что если орган завесить гобеленом или деревянным алтарём, панелями какими-нибудь, то он ослабеет. И в земле ослабеет. Кроме того его постоянно нужно настраивать, закопать не выйдет.
              1. 0
                13 августа 2023 11:14
                Цитата: тлауикол
                музыканты предпочитают дорогую древесину и медь с серебром и золотом.


                Это делается из соображений дизайна - но в современном материаловедении есть хорошие покрытия, эмали и краски. Да, звукопоглощение зависит от материала и длины волны, но для любого вида металла различие очень сложно уловить. Декорация тканью или деревом просто учитывается на момент проектирования и закладываются избытки высоких частот в звучании и любые потери точно также закладываются.
                Трубы и резервуары это в первую очередь резонаторы и волноводы и их устройства настройки могут находиться на поверхности земли в отдельном помещении (например, можно менять уровень воды в трубе или емкости, открывать и закрывать шлюзы, поднимать и опускать звукопоглотители и пр.). А сама концепция подземного органа работоспособная - достаточно вспомнить про явление пещерного эха (http://echotest.narod.ru/).
    3. +1
      12 августа 2023 22:37
      Стоит такую трубу положить горизонтально, как через какое-то время она под собственной тяжестью примет овальное сечение

      -- звучит неубедительно. Вертикальная труба еще мене устойчива к деформации, т.к. вес давит на нее куда больший, чем на горизонтальную. Просто верт. орган меньше места занимает и смотрится красиво. И вообще соответствует архитектуре того времени.
      1. 0
        13 августа 2023 10:09
        Цитата: МБРШБ
        -- звучит неубедительно.

        Не могу ничего сказать. Не сам придумал...
      2. 0
        13 августа 2023 11:01
        Цитата: МБРШБ
        Вертикальная труба еще мене устойчива к деформации, т.к. вес давит на нее куда больший, чем на горизонтальную.


        Зависит от разгрузки - если у нее есть опоры на поверхность стены, то нагрузка передана на стену.