Арабское восстание в сирийском Заевфратье

28
Арабское восстание в сирийском Заевфратье

Лето 2023 г. принесло не только активизацию военных действий на украинском направлении — на Ближнем Востоке также пришли в движение силы в некоторых узловых точках. Для нас, конечно, сегодня довольно сложно переключать внимание на вроде бы сторонние противоречия, но проблема в том, что мы, так или иначе, в них уже были вовлечены ранее.

И если Судан или Ливия являются для нас второстепенными направлениями, Центральная Африка — скорее направлением пока опциональным, то Сирия — это тот узел, где мы принимали и принимаем до сих пор непосредственное участие на государственном уровне. На вопросы, связанные с Сирией, во многом завязаны российско-турецкие отношения, отношения с арабскими странами, Ираном.



В недавнем материале Сирийские протесты и стратегия США в Ливане рассматривались проблемы сирийских протестов в контексте проводимой США политики установления контроля над «низовыми» финансовыми потоками.

Она осуществляется рамках стратегии отделения сирийской и иранской финансовой системы от возможностей долларовой подпитки из Ливана и Ирака. Но, во-первых, общая стратегия Вашингтона этим не ограничивается, а во-вторых, другие игроки в регионе имеют собственное видение будущего и свои проекты.

Рассматривать нынешние проблемы на Ближнем Востоке теперь снова приходится «в целом», противоборство после определённой паузы снова вышло на уровень конкуренции проектов и концепций. Опять по всему региону проблемы как шестерёнки цепляются друг за друга зубьями. Те игроки, которые смогут этот механизм использовать должным образом, получат стратегическое преимущество.

Тенденция на общую нормализацию отношений в регионе только отчасти совпадает с новой стратегией США. Например, синергия усилий региональных игроков на сирийском направлении в эту стратегию не входит совсем.

Заняв активную позицию этим летом в Сирии, Штаты решили таким образом купировать последствия нормализации по линии «Иран-Саудовская Аравия», где отчасти в ответ на уступки по Йемену Эр-Рияд, пусть и без особого желания, должен был помочь вывести племенные конфедерации сирийского Заевфратья из-под прямого контроля проамериканских формирований, заодно не препятствуя Дамаску в проведении точечных операций в Идлибе.

Таким образом создавалась почва для последующей интеграции юго-восточной Сирии с остальной страной. О конкретике такой интеграции речи не шло и пока не идёт — должна быть создана база, которую уже можно будет развивать и надстраивать в рамках той же Лиги арабских государств.

Заевфратье это нефтеносные поля — основа благосостояния Сирии. По мировым меркам запасы чёрного золота там составляют менее одного процента, но конкретно для Сирии это реальный экономический базис.

Сегодня эти нефтяные поля, а также инфраструктура добычи и переработки находятся под контролем своеобразного конгломерата из сил SDF (курдские, ассирийские и арабские формирования т. н. «Федерации северной Сирии»), ополчения местных племенных союзов, восемь из которых, вроде Баггара и Шаммар, являются крупными, и вооруженных отрядов, которые представляют собой во многом откровенные банды под общим зонтичным брендом — «отряды Касад».

Если SDF (т. н. «сирийские демократические силы») — это официально признанные США и ЕС формирования, которым выделяются техника, вооружение, спец. средства, осуществляется тренировочная и информационная поддержка, то Касад это совершенно откровенные «ушкуйники Заевфратья». Это сборная солянка из вооруженных лиц самого разного толка. Если SDF больше контролирует север, то касадовцы — территории от Ракки и южнее по левому берегу р. Евфрат, а это и нефтеносные поля, и южные переходы в Ирак.

Касад — это откровенная контрабанда и просто бандитизм, на почве которых у них с SDF и местными племенными общинами возникают постоянные трения, а периодически и боестолкновения. Улаживается это через разные советы и совещания, но проблема не снимается. Похищения с целью выкупа, ограничения на проход караванов, завышение цен — это нормальная практика.

В Сирии они просто считаются без всяких «экивоков» террористическим формированием (хотя это больше сеть из разных ячеек), и это недалеко от истины, поскольку часть этих сил — зачастую просто бывшие участники местных ячеек ИГИЛ (запрещено в РФ), одно время они даже контролировали печально известную базу Аль-Хола, где до сих пор содержатся остатки этого бывшего «чёрного интернационала». Крышует всё это (а по-другому это и не назвать) военный контингент США, который размещён на военных базах и нефтеперерабатывающих комплексах, а общее политическое руководство на местах основано на консенсусе военных советов племён и SDF.

Традиционно в помощи этим формированиям арабы упрекают SDF, те кивают в сторону местных арабов. «Святых» ни среди первых, ни среди вторых по понятым причинам там нет, в условиях той «международной торговли нефтью» по-другому и быть не может. SDF постоянно выдвигает тезисы о подпитке арабами местных ячеек ИГИЛ, арабы указывают на беспредел, который и так творится среди вооруженных групп, которые ходят под официальными флагами. Истоки проблемы — пути сбыта и получения денег от сбыта нефти, нефтепродуктов, инструментов и техники, вооружения, а также не очень полезных для здоровья веществ.

В конце августа обычные для этой местности периодические стычки привели практически к полноценному восстанию части арабских племенных общин Заевфратья, которые по силе превзошли даже столкновения в 2019 г. Причём в тех же районах — поселениях вокруг Маядина и Дейр-эс-Зора. В 2019 г. вышедших на протесты местных частью разогнали, частью расстреляли, инфраструктуру разрушили и пожгли. Недовольных искали (и находили) и в других провинциях — севернее. В общем-то, далеко не все местные арабы готовы давать рекрутов в эти формирования, что является ещё одним поводом для недовольства, помимо ущемления финансовых интересов.

Однако сейчас дело дошло до того, что в ход пошло уже то тяжелое артиллерийское вооружение, что есть в распоряжении SDF (вплоть до РСЗО «Град»), поскольку восстание охватило не только южные посёлки, но и привело к изгнанию этих сил Касад и официалов из SDF из городов.

Список населённых пунктов, из которых выдавили SDF и отряды Касад, составляет уже несколько десятков, в том числе ставший одно время известным городок Багуз, где в своё время окружили, добивали и в итоге пленили остатки ИГИЛ вместе с членами семей (потом переместив уцелевших в Аль-Холу). В той же части географии находится и н. п. Хишам, известный неудачным походом ЧВК «Вагнер» и сирийских формирований за Евфрат.

Начиналось всё с увольнения и задержания SDF и касадовцами лидера Военного совета Дейр-эс-Зора А. Абу Хаула (Ахмед Хабил). Военный совет — это как раз большей частью местное племенное ополчение. Затем был ряд ультиматумов от старейшин племён, ультиматумы в итоге переросли в боевые действия, которые сегодня, по сути дела, проходят вокруг основных нефтяных полей и нефтяных производств, в том числе известных даже в России «полей Омар». Практически все местные общины юга объявили сбор добровольцев, SDF в свою очередь перекрывают дороги и подтягивают подкрепления из Манбиджа и Ракки.

Американцы летом увеличили военный контингент, но проблема в том, что вся политическая конструкция, которая построена в этом регионе, собственно, и основана на легитимности таких вот военных и гражданских Советов. Это, по сути дела, конгломераты самоуправляемых общин. Понятно, что имеется там и аналог властной вертикали, причём очень своеобразной и идеологизированной (т. н. «система TEV-DEM, которую ошибочно называют «курдской»), но формально основа территориального управления — местные советы: городские, поселковые, районные. А сегодня восстали именно местные советы.

Будь там напрямую замешаны официальные сирийские войска или проиранские формирования, США было бы легче купировать проблему силовым путём, но в том то и дело, что восстание идёт в рамках выстроенной системы. Но сейчас со стороны этой же системы раздаются призывы к американским силам постепенно собираться «на выход».

Трения между идеологизированной верхушкой т. н. «Федерации Северная Сирия» и арабскими племенными конфедерациями происходили постоянно. Идеи Рабочей партии Курдистана, с одной стороны, совершенно избавлены от любых национальных курдских нарративов; нынешняя РПК и её гражданская версия PYD (ПДС) — это интернациональное объединение, где курдов просто представлено больше числом в силу территории, на которой это течение квартирует, а также исторических причин, связанных с традиционной антитурецкой политикой.

Но в реальности как раз силы и политиков, которые перед официальным Дамаском ранее отстаивали именно курдскую национальную идентификацию, за эти годы из региона выдавили, что называется, «с концами» в Иракский Курдистан и ЕС. Причём выдавили очень жёстко, через политические чистки. С некоторыми особенностями этой политической модели можно ознакомиться в апрельском материале на Военном обозрении Последние опоры сирийской войны.

Почему же почти пять лет со времени окончания «горячей фазы» сирийской кампании в части выхода на официального Дамаска на Евфрат и юго-восточную границу баланс в Заевфратье под зонтиком США сохранялся, а именно сейчас столь резко нарушился? Ведь и активность там всех игроков сократилась.

Здесь уместно процитировать абзац из прошлой работы автора:

«Саудовская Аравия может перестать оказывать поддержку племенам, которые сидят на нефтяных полях по левому берегу реки Евфрат. Измени Саудовская Аравия свою позицию, да с учетом того, что на нормализацию идут с Дамаском сегодня все бывшие противники, и карты переворачиваются. Если племенные шейхи решат, что у них достаточно гарантий и выгод, а гарантом тут выступают как раз аравийцы, то американцам в Сирии не остается места для маневра вообще, а Рабочая партия лишается источников дохода. Изменение конфигурации на юге неизбежно вызовет ответную реакцию в арабских населенных пунктах».

У нас в России в оценках зачастую упускают из вида то обстоятельство, что арабский Ближний Восток — это своего рода переплетение ячеек племенных конфедераций — они зачастую раскиданы по региону «пятнами», которые отражают весьма старые миграционные процессы. Одна общность может проживать и в Ираке, и в Саудовской Аравии, в Сирии, Иордании. В Йемене так у каждой из них ещё есть и своя «историческая база».

Фактор такого взаимодействия не следует переоценивать и делать во всём определяющим, но в таких пороговых процессах, как те, что сегодня происходят на левом берегу р. Евфрат, они имеют очень существенный вес. Ведь вести торговые дела в условиях специфики местной денежной системы нужно с опорой на близких партнёров в странах вроде той же Саудовской Аравии. Изменились подходы на берегах Персидского залива — отразилось на Евфрате.

2 сентября ещё одна племенная конфедерация Джаббур выступила против SDF, а её лидер Наваф Аль-Муслат заявил:

«Арабы в Аль-Джазире — это не ИГИЛ и не гангстеры. Они не привлекали иностранных боевиков и не осуществляли иностранные программы.»

«Это не война против наших курдских братьев, и у нас прочные связи с курдскими племенами через религию, соседство и кровь.»

Действия, которые ведут SDF, он назвал как раз откровенной войной, что

«ведётся больше не против отдельного человека или совета, а скорее против всего арабского племенного компонента.»

(ист. Al Mayadeen)

Аль-Джазира — это общее название территорий северной провинции (мухафазе) Сирии Эль-Хасака. Конфликт быстро перемещается на север из южных городков пустынного Дейр-эс-Зора.

Очень характерно, что Н. Аль-Муслат отчётливо дистанцируется от SDF, программ иностранного влияния (США), подчёркивает общеарабский нарратив (а он лидер не только местного сообщества, но и всей конфедерации Джаббур на Ближнем Востоке), подчёркивает отличие национальных курдских интересов и политической системы Северной Сирии.

Также он упоминает, что дальше с ситуацией нельзя мириться, поскольку нарушения Сил самообороны в восточных регионах вышли за рамки личного спора с Ахмедом Аль-Хабилем и Военным советом в Дейр-Эз-Зоре, а также прямо указывает, что базы SDF находятся в Синджаре и горах Кандиль, то есть это базы Рабочей партии Курдистана, а SDF официально дистанцируются от РПК.

Это наиболее острый кризис в Заевфратье за последнее время, и неудивительно, что Турция мгновенно среагировала и открыла переходы на границе, поддержав свои прокси-формирования из т. н. Сирийской национальной (свободной) армии, которые тут же активизировались в районе Манбиджа.

Россия пока поддержала операции сил Б. Асада в Идлибе, отчасти купировала активность протурецких формирований в районе того же Манбиджа, с чем и была, по всей видимости, связана вторая часть программы визита Х. Фидана в Россию, помимо зерновой инициативы.

Вмешиваться напрямую в ситуацию за р. Евфрат ни официальный Дамаск, ни Москва пока не спешат, что отчасти логично — прямое вмешательство пока только нарушило бы арабский консенсус, который всегда очень шаткий. С другой стороны, не воспользоваться таким шансом было бы очень недальновидно и было бы неплохо по определённым каналам передать арабам с левого берега р. Евфрат дополнительные средства, а также активизировать все дипломатические каналы по работе с этими племенными конфедерациями на Ближнем Востоке в целом. Этим можно будет помочь иранским усилиям. Делать это надо, поскольку перехват инициативы тут традиционно возможен со стороны спец. служб Катара, который в таких моментах действует синергично с турецкими интересами. Напрямую же обращаться к Эр-Рияду тут пока тоже не с руки, поскольку тренд нормализации идёт между непосредственно Ираном и Саудовской Аравией.

Ситуация в Заевфратье показывает, наряду с проблемными узлами в Ливане, финансовыми проблемами и протестами в центральной Сирии, что калейдоскоп повернулся и политический рисунок в регионе начал меняться. То есть новые стратегии игроков заработали.

Для США это серьёзный камень в их идеи разделения региона на два кластера: чужой — «иранский» и свой — «индо-аравийский», а вот для других игроков, особенно Сирии, тут есть хорошие шансы на создание базы для возврата столь нужных сырьевых территорий. Выиграв один раунд в плане финансовых ограничений противников в Ираке, Ливане и Сирии, США рискуют сильно «просесть» уже в плане поддержки арабов Заевфратья.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 сентября 2023 04:21
    Так и афган жил. Вдолгую. 40я армия, тогда, как и сейчас в сирии - часть раскладов и шевелений под ковром. Или грызня бульдогов под ковром? А сша кто? - котики или тараканы? Может хозяева ковра?
    А как рф числитя?
    1. 0
      5 сентября 2023 11:33
      Скорее тут, как и везде впрочем, несколько участников играют в аналог "Реверси" - была такая игра настольная - британский аналог игры Го. Кстати, довольно занятная с точки зрения задумки.
  2. +2
    5 сентября 2023 05:39
    а вот для других игроков, особенно Сирии, тут есть хорошие шансы на создание базы для возврата столь нужных сырьевых территорий.
    Сумеет ли этот шанс использовать Асад.
    1. +2
      5 сентября 2023 11:01
      Как там в песенке было "Шанс - он не получка, не аванс". Смотря как воспользуются. Помните историю Вагнера в Хишаме? Тогда сирийцы договорились с одной из племенных конфедераций, что их пропустят на нефтяные поля. Привлекли Вагнер и выдвинулись быстро и в тишине. Переговоры эти местные слили американцам, которые вели эту операцию и в момент развертывания после переправы отряды накрыли. Тут, все по классике - "Тщательнее надо, тщательнее"
  3. 0
    5 сентября 2023 08:17
    США рискуют сильно «просесть» уже в плане поддержки арабов Заевфратья.
    Да рискуют,но видимо этот риск чем-то обоснован.
    1. +2
      5 сентября 2023 10:56
      Ну Штаты "чувствовали", что подобные сценарии возможны, иначе зачем кратно усиливать военный контингент в том районе. Сейчас они будут организовывать переговоры, о чем уже объявили, ну и Мак Герк едет в Саудовскую Аравию. Формально он едет палестинский вопрос обсуждать, но и Сирия там тоже стоит в повестке. У какой из сторон получится использовать окно возможностей, будет видно уже скоро.
      1. 0
        5 сентября 2023 11:54
        У какой из сторон получится использовать окно возможностей, будет видно уже скоро.
        Т.е. как оно сложится,пока еще не ясно и можно только предполагать.
        1. 0
          5 сентября 2023 12:16
          Нет, не ясно.
          Зато ясно другое - эта возможность открывается вместе с изменением общих подходов региональных игроков. Значит в отличие от периода, когда Вагнер ходил на Хишам, эта возможность будет не разовой, а ее можно будет прокачивать системно. Это не так уж мало.
          1. 0
            5 сентября 2023 12:50
            Здравствуйте, Михаил!

            возможность будет не разовой, а ее можно будет прокачивать системно. Это не так уж мало.

            Да, это существенно.
            А направление «прокачки» понятно и очевидно? Похоже, что нет. Тот самый «хрупкий арабский консенсус» — куда его качнёт от неаккуратной прокачки?
            И даже если попытаться рисовать перспективы очень грубыми мазками, то получается примерно так. Один из острых дестабилизирующих факторов — присутствие войск США. Но если они сдристнут, как из Афганистана, то тут же начнутся проблемы у курдов, Эрдоган будет их щемить всеми доступными способами, и Асад вряд ли будет сильно этому препятствовать. А курды, как ни крути, внесли свою лепту в борьбу с ИГИЛ и имеют право на то, чтобы их интересы не игнорировались. И наоборот, если Турция начнет сворачивать свои сирийские авантюры, грустно станет протурецким формированиям, что чревато банальным бандитизмом по всей северной границе Сирии. Ну и т.д.
            То есть, помимо «арабского консенсуса» необходимо формирование некого «сирийского консенсуса», учитывающего интересы и сирийского государства, и племенных конгломератов, и курдов. Безусловно, нельзя забыть и про интересы Ирана. Понравится ли такой тренд Ираку? Израилю точно не понравится.

            hi
            P.S. Спасибо за очередную интересную публикацию: как всегда, добротная пища для ума.
            1. +1
              5 сентября 2023 13:02
              Благодарю за оценку hi
              Вообще в таких вещах очень важно не упустить концептуальную нить. Я понимаю, что у нашего народа уже есть некоторая усталость от таких терминов как "геополитика", "проект", "концепция". Тем не менее, именно такие вещи лежат в основе серьезных изменений - целеполагание игроков, от которого они идут дальше. Надо понять, кто имеет такое видение, а кто нет, кто вышел вперед, а кто плывет по течению.

              Потом, надо чувствовать "контекст". Вот у нас к примеру, все, что связано с Северной Сирией относят на ТВ и ток-шоу к "курдам", а это ошибка - всех курдских активистов с тезисами о национальном государстве и идентичности оттуда выдавили. Отсюда делается вывод, что "надо сотрудничать с курдами", только это не курды, а РПК и ПДС под зонтиком США, поэтому у них нет адекватных связей политических с Иракским Курдистаном, хотя ячейки РПК действуют везде, от Кандиля до Сулеймании. В общем-то тема на еще один материал для статьи как минимум smile
    2. 0
      5 сентября 2023 12:36
      Обоснован конечно. Уходить оттуда они не желают по понятным причинам.
      Но там кроме США еще и влияние соседей со всех сторон неслабое.
      Турки никак не угомонятся, все им хочется где-то что-то урвать - западные и северные провинции Сирии, а также иракский Киркук - и все под "благовидным предлогом защиты себя от притязаний курдских сепаратистов. Он был бы непротив подобное же сотворить против иранских курдов, но там расклад не совсем удачный. Поэтому то Главтурок подбивает "братский" Азербайджан на конфронтацию со злобным Ираном. Тут к ним в подмогу и Израиль подоспел, чего только не сделаешь, когда речь идет о том, чтобы хоть как-то насолить своему главному непримиримому врагу.
      Кто его знает как все сложится в будущем. Может после налаживания отношений с арабами Иран пересмотрит свои взгляды и на Израиль? Хотя это из области несбыточной фантазии. Но ведь нельзя говорить никогда, Израиль, не смотря на все свои внутренние распри и проблемы, потихоньку открывает везде свои посольства - неделю назад писали про все республики Ср. Азии, а вчера министр индел Израиля прибыл на открытия посольства еврейского государства в Бахрейн. Ну кто бы мог подумать о таком еще относительно недавно. В их ловушку попала даже министр иностранных дел Ливии (прозападной ее части), ее уволии, в стране несколько дней бушевали нешуточные страсти, премьер-министр временно взялся исполнять еще и роль мининдел (это уже третий министерский портфель у него). И вчера грянул нешуточный гром уже в его отношении - всплыл факт его личной встречи в Катаре с главой Моссад. Арабы антиизраильского толка ему такого не простят. В самой Ливии - точно.
      1. +2
        5 сентября 2023 12:46
        Да, скандал в Ливии такой, что об этом неделю говорят и пишут в регионе. Даже тема палестинских выступлений, Джанина и т.д. отошла в медиа на второй план. Ливийская мин.ин.дел конечно красавица, нечего сказать - в регионе, где завязаны вообще все игроки, взять и поехать в такое "турне" никому ничего не сказав. И это как раз в тот момент, когда США, Израиль и саудиты в час по чайной ложке идут к какому-то соглашению. Не исключено, что это просто диверсия от противников такого соглашения.
        1. +1
          5 сентября 2023 13:19
          Красавица скрыла факт встречи с министром индел Израиля. Это он "на радостях или спецом" обнародовал информацию об этом.
          Эта красавица, как стало известно еще год или два назад по ее собственному признанию, замужем за кузеном нынешнего главы триполийского правительства, которое года четыре уже как не имеет законного основания им быть.
          Мандат этому правительству был выдан (?) Западом на 2 или 3 года.
          Теперь уже сам премьер влип так влип...
  4. 0
    5 сентября 2023 20:17
    Если я правильно понял статью и другие источники, правительство Сирии по прежнему контролирует далеко не всю территорию страны и происходящие события в реальности этому не способствуют.
    1. 0
      5 сентября 2023 20:29
      Сирийская война, а по сути бойня, завершилась в активной фазе в 2019г. Северная Сирия частично осталась вне контроля Дамаска. Вообще в деталях, если интересно, то можно отдельный материал сделать, я работал с регионом и можно много вопросов осветить. Вы, если не сложно, сформулируйте, что интересно и не понятно, я скомпоную в статье ответы.
      1. 0
        6 сентября 2023 20:53
        Вопрос в том кто (и при чьей поддержке) контролирует различные территории страны и в каком направлении развивается ситуация...
        1. +1
          6 сентября 2023 20:56
          У меня тут уже диалог с читателем завязался ниже. Я уже полностью уверен в том, что надо сделать большой обзорный материал именно по курдско-сирийской проблематике. Я возьму свои старые статьи и многие вещи актуализирую. Думаю, что что на указанные вами вопросы я ответы дам.
  5. +1
    6 сентября 2023 14:54
    1. Никакой группировки "Касад" не существует - это термин, применяемый пропагандистами Дамаска для обозначения курдских группировок с целью подчеркнуть их чуждость "коренному населению" страны.
    Вот, к примеру, инфографика по структуре SDF.
    2. Заевфратье контролируется Военным советом Дейр-эз-Зора, который практически полностью состоит из арабов (включая руководство). Так что никакой "освободительной борьбы" арабов там нет - есть передел сфер влияния при деятельном участии турецкой и иранской разведок.
    3. Переброска оружия местным бедуинам, возможность которой указывает автор, никогда и не прекращалась. И приводила зачастую к тому, что это оружие стреляло не только в курдов, но и в солдат САА. Последние нападения в пустыне тому подтверждение.
    4. Наивно рассчитывать на лояльность местных племен, которые по нескольку раз меняли сторону. И их "верность" Дамаску будет зависеть исключительно от процента, получаемого с контрабанды.
    5. Саудовская Аравия не помогает реинтеграции потому, что ждёт от господина Асада выполнения ранее взятых на себя обязательств по политической нормализации в стране. Последний же совершенно не считает, что должен держать слово.
    6. На данном этапе участие в новом витке противостояния не принесет России никакой выгоды, а вот ресурсов может потребоваться много. Особенно если турки решат силами своих прокси провести масштабную атаку.
    1. 0
      6 сентября 2023 19:08
      Я много имел диалогов с представителями и поклонниками РПК. А также с противоположной стороны. В прошлые годы на мои материалы поклонники РПК обычно писали, что меня чуть ли не наняли из Эрбиля. Материалы были хорошие и познавательные не только для российского, но и для курдского читателя, что собственно вашим и не нравилось. Поэтому предпочту по пунктам ответ не развертывать, хотя обычно я это делаю подробно, как знают читатели.

      Асад поступает совершенно правильно. Вести со сторонниками этой секты дела и диалоги бесполезно.
      1. 0
        6 сентября 2023 19:25
        Это, по-моему, курдское национальное развлечение - обвинять оппонентов в работе на развал национального движения.
        РПК обвиняют Эрбиль, Эрбиль - Сулейманию. Даже в интернет перекидывается.
        На существовавшем ранее сайте Риатаза господин Аджоев готов был с лица земли стереть всех, кто не разделяет сторону клана Барзани. И кого из них считать сектой?

        А Асад в чем поступает правильно? В том, что полностью "забил" на восстановление экономики? В том, что согласился с превращением свое страны в крупнейший наркохаб, сравнимый с Афганистаном? В том, что полностью игнорирует интересы неарабского населения?
        Абсолютно недееспособный правитель, который держится только благодаря иностранной военной поддержке.
        1. 0
          6 сентября 2023 19:33
          А какие "национальные курдские интересы" продвигает РПК?
          М.Аджоев, соглашусь, довольно эмоционален. А что, другие авторы там "сектанты"? Аза Авдали например. РПК отличает безаппеляционность и абсолютная недоговороспособность, что естественно передается и ПДС и всей системе ТЕВ-ДЕМ. В этом плане всегда было понятно, что договариваться и вообще что-то осуждать можно было только с Эрбилем и его креатурами в Сирии, пока они там были. Ну и что, что они в самых резких выражениях критиковали Дамаск, это политика. Просто для отечественного читателя эти нюансы несколько далеки.
          1. 0
            6 сентября 2023 20:13
            1. К Азе Авдали вообще нет вопросов. Но умеренные оценки как у нее скорее редкость.
            2. Вы правы, что ПДС и TEV-DEM не совсем про курдские интересы. Вот только альтернатива сейчас выглядит совсем бледно. КНС - структура, созданная при поддержке Турции как раз для того, чтобы перехватить инициативу у РПК и ПДС. Состоит из кучки мелких партий, не имеющих никакого существенного влияния.
            3. ДПК, конечно, не стоит сразу списывать. Вот только сначала им нужно навести порядок у себя в Иракском Курдистане. А то пошёл уже 5 год военной реформы, а единых вооруженных сил региона как не было, так и нет.
            В итоге, Сулеймания так и остаётся альтернативным центром.
            Ещё можно вспомнить референдум 2017 года, когда при приближении Хашд-аш-Шааби только РПКшники и пытались отбиваться, а подразделения, полученные ДПК и ПСК сразу сбежали. Это и правда была защита национальных интересов?
            4. РПК и их структуры вовсе не святые. Однако, они успели сделать одну очень важную вещь - стали преподавать на курдском языке. В том же Кобани открылся университет, который этим занимается https://npasyria.com/en/77723/
            5. Если Россия считает, что РПК и ПДС - недоговороспособные структуры, и с ними нельзя работать - ок. Значит надо найти тех, кто недоволен РПК и помочь им создать альтернативу. Но для этого нужна системная работа, которой фактически не ведётся.
            6. Регион Заевфратья - стратегически важен. Если планируется хоть сколько-нибудь долго пребывать на Ближнем востоке, курдским вопросом тоже придется озаботиться.
            1. 0
              6 сентября 2023 20:35
              Меня приглашали наблюдателем на референдум. Я тогда перед голосованием писал, что любые ячейки РПК на это время надо либо ограничить, либо просто удалить из КРГ. Их роль в противостоянии вокруг Киркука настолько специфична, что потребует отдельного материала. Собственно как и сама спец.операция К.Сулеймани в Сулеймании, сорри за вынужденную тавтологию.

              Я думаю, что имеет смысл выпустить отдельный большой материал на тему Сирийского и Иракского Курдистана, где-то взяв из архива статьи прошлых лет, где-то актулизировав источники и освещение. Вот там можно будет подискутировать. Потому что ответить на ваши замечания можно, я сначала подумал, что вы в стилистике РПКшников будете писать, но вы этого не делаете, честь и хвала, однако ответы все надо подкреплять и получится, что комментарии по объему станут чуть не отдельной статьей. Я попробую не затягивать, тем более, что в подготовке статья про Ирак и тема КРГ+нынешняя Сирия туда войдет органичным дополнением.
              1. 0
                6 сентября 2023 21:07
                Было бы очень интересно прочитать материалы по темам, которые Вы обозначили. Особенно если имелась возможность взглянуть на процессы "изнутри".
                Ситуация, когда комментарии перерастают в статью - в принципе, нормальное явление. На этом сайте в том числе)
                Было бы интересно ещё попробовать проанализировать, какие у РФ есть возможности и перспективы в "Большом Курдистане" в целом, и как с этим работать.
                1. +1
                  6 сентября 2023 21:13
                  Да, я актуализирую материалы от 17го-18го годов.
                  А насчет перспектив, ну что сказать - их пока нет, потому что МИД этим направлением не занимается от слова "совсем". Вообще. Там нет ни специалистов, ни теоретиков, ни практиков. В принципе я всегда говорил, что Ближним Востоком должны заниматься не востоковеды в штатском или гражданском, а торгаши, коммерсанты. Какой смысл придумывать концепции пустые, если для начала надо продать туда 5л масла и получить за это деньги. Мешок муки, мешок нута и т.д.
                  Россия могла бы просто одним движением встать там на первые места, если бы где-то в езидском Синджаре открыла бы офтальмологическую большую клинику. Кто-то про это знает, кто-то слышал из МИД? Да бросьте. А если три клиники - в Хасаке, Дамаске и Синджаре?

                  Торгпреды наши там бесполезны. Это вообще тема типа "нонсенс". Конечно на этом фоне США и Франция нас там обставляют на раз.
                  1. 0
                    6 сентября 2023 21:38
                    Вы только что ещё одну важную тему затронули. Ситуация с медицинскими учреждениями по обеим сторонам Евфрата "аховая" ( за исключением разве что Дамаска). Проблемы как с лекарствами, так и с оборудованием.
                    Я время от времени наблюдал за курдскими группами в соцсетях.
                    Так вот для местных жителей, как курдов, так и арабов каждая восстановленная больница - большое событие, которым они гордятся.
                    Тот, кто "организует" медицину, будет иметь немалое влияние.
                    Пока оборудование, в основном, европейское, отчасти китайское. Как я понял, доставляется через Иракский Курдистан.
                    1. +1
                      6 сентября 2023 21:47
                      Не только медицина, но и такие вещи как мобильные перегонные установки. Практически весь регион сидит на генераторах. Сто раз предлагал, давайте дадим программу по мобильным контейнерным установкам. Тишина. А что такое установка - два трейлера. Новосибирцы делают. Бизнес ни на чем. Но у нас поставить это "особые условия". А только на этом можно массу средств и признания поднять. Тишина как в гробовом морозильнике. Ну так разрешите частникам это сделать. Нет, не дадим wink
                      Офтальмология в пустыне это такая понятная каждому, кто не из МИДа там вещь. После 60 в этих условиях у всех стариков проблемы с глазами. Песчаная пыль мало того, что мелкая, но там же пустыни каменистые, а на юге Сирии и вулканческие (черные земли). Эта пыль реальный образив.
                      Вся медицина, вы правильно заметили, событие, но более того - лечат там за счет общины племенной, а за лечение стариков там потом за вас впишутся все вообще. Вся конфедерация. Наши это в принципе не понимают, поскольку сами не выходят дальше посольства, а их жены дальше базара (а многие и туда не ходят, а в Израиль или Амман с Дубаем катаются)
                    2. 0
                      6 сентября 2023 22:00
                      Да, вот еще какой момент.
                      Работать с Сирией напрямую можно,но это максимально замудреные и закрученные госконтракты. Т.е. бесполезно, хотя предложений было немало. С Иракским Курдистаном в принципе можно, но проще договариваться с турками, чтобы те гнали товар сами через Захо. Там 22 блок поста, ни один коммерс сам их не одолеет wink
                      Поставки можно вести через Ирак, через порт, но опять-таки работать лучше через иорданцев, потому что в той системе "нал-безнал" вы голову сломаете. А официальные платежи через Ирак это гемор масштаба иранского.
                      Соответственно второй путь это работать через Иран, поскольку вся торговля с Сулейманией идет через КСИР. Работать можно, но надо закладывать то, что оплаты придут недели через три и частями. И от какого оператора вам сразу никто и не скажет. В итоге будет очередной Франкфурт. Хотя сегодня с этим попроще конечно. Но и тут надо иметь своего агента в портах Ирана.
                      Еще есть площадки в ОАЭ, где через выставки можно много чего поднять, но там надо держать офис отдельный