Сделай вместе со своими детьми

60
Сделай вместе со своими детьми
Ганзейский когг в море. Рисунок современного художника


Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

А. Н. Плещеев

Творчество родителей и детей. Вот уже и осень наступила, и наши дети пошли в школу. Они меньше времени стали бывать дома, воздействие школы, друзей и прочего их внешнего окружения возросло, а наше соответственно уменьшилось. Между тем нам всем хочется, чтобы дети стали нашим продолжением, переняли наши навыки и умения, наш образ мысли, нашу культуру в широком смысле этого слова.



И добиться этого одновременно и просто и сложно. Например, детям надо читать. Истина банальная, вот только выкроить время на это взрослым бывает не всегда легко. Опять же, читать книги по возрасту, читать то, что интересно детям и вдобавок… читать интересно.

Играть надо с детьми, ходить в лес, на речку, на озеро, в музей, в картинную галерею, на выставку кошек, собак, кактусов, театральных костюмов, тропических бабочек и жуков… Что, опять же, потребует от вас и времени, и денег.

В кафе надо сводить ребенка и даже в ресторан! Пусть учится держать себя на людях, правильно есть и пить. Я, например, попал впервые в ресторан еще в 1961 году, причем сразу в «Интурист» в Москве, и это ничуть меня не развратило.

А недавно был в одном нашем пензенском ресторане и отметил, как много там было родителей именно с детьми. Которые пришли туда просто… поужинать своей семьей, а отнюдь не демонстрировать какие-то там старокупеческие замашки.

И, кстати, не так это и дорого выходит. Хотя… да, требует определенных усилий ума и кошелька.

Ну и, конечно, надо давать вашему ребенку работать пальцами, ведь ум его как раз на их кончиках-то и находится! То есть давать резать, клеить, может быть, даже паять, если вы сами это имеете, работать на гравировальной машине (хотя, конечно, иметь её в наших квартирах геморрой еще тот). У меня был станок «Умелые руки», и мусора от него было предостаточно. Но и вещи я на нем делал очень красивые, и время проводил, работая на нем, с пользой.

Но можно и ни к каким сложностям не прибегать, а сделать вместе с вашим сыном или внуком (девочек тоже можно привлекать к этому, проверено!) модели кораблей из бумаги. Причем такие, чтобы они могли ещё и плавать. То есть, чтобы потом их можно было бы запускать у себя в ванне или на ближайшем пруду. Технология изготовления таких вот самоделок исключительно проста, но интересна и доступна детям даже 1-го класса.

Тем не менее она позволяет делать внешне очень привлекательные модели исторических судов, в процессе работы над которыми ребенок и много чему может научиться, а вы в свою очередь можете о многом с ним поговорить и о многом ему рассказать!

Ну вот, скажем, мы решили начать с самой простой (или довольно простой) модели ганзейского когга. То есть торгового судна Ганзы – союза торговых городов Европы. И о нем можно рассказать, что такие корабли плавали в морях, омывающих север Европы уже в XII веке.

Новинкой стал навесной руль, сменивший в XIII веке рулевое весло, и прямые, сильно скошенные к килю штевни – носовая и кормовая оконечности судна. Форштевень заканчивался наклонной мачтой – бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди. Наибольшая длина коггов Ганзейского торгового союза составляла примерно 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,5 м, осадка – 3 м, грузоподъемность до 500 т.


Печать Джона Холланда, графа Хантингдона, адмирала Англии, Ирландии и Аквитании, 1435–1442 гг., с изображением судна типа когг. Энциклопедия Британника, 1911 г.

Интересно, что многие крупные суда того времени, так же, как и современные паромы и автомобилевозы с горизонтальной разгрузкой, оборудовались боковыми портами, служившими для загрузки и выгрузки товаров. Это позволяло им принимать груз на палубу и одновременно через этот же порт привезенный товар выгружать.

Во второй половине XV века появились двухмачтовые, а позже трехмачтовые когги. Их водоизмещение составляло 300–500 т. Для защиты от пиратов и вражеских кораблей торговые суда Ганзы имели на борту арбалетчиков и несколько бомбард – мощных для того времени орудий, стрелявших каменными ядрами. Длина военных коггов достигала 28 м, ширина 8 м, осадка 2,8 м, а водоизмещение 500 т и более. На корме и в носовой части торговых и военных коггов по-прежнему располагались высокие надстройки.

На Средиземном море иногда встречались двухмачтовые когги с косыми парусами. В то же время, несмотря на все усовершенствования, когги оставались каботажными кораблями – пригодными для плавания только вблизи берегов. Между тем Европе требовалось все больше пряностей, а их поток через порты Средиземноморья начал иссякать из-за того, что еще до падения Константинополя в 1453 году турки захватали все побережья Сирии и Палестины, а также Северной Африки.

Так что история у этого корабля весьма впечатляющая, а красиво раскрашенный парус, надстройки и щиты у них на бортах – все это придает данной модельке очень живописный вид.


Начало работы над моделью ганзейского когга из бумаги

Ну а работу над ней мы начнем с того, что вспомним: основой любой плавающей модели является корпус. А самый примитивный корпус – это обтесанное бревно. Вот мы и сделаем такое «бревно» из листа плотной бумаги формата А4 (рис. А).

Изнутри концы «бревна» нужно промазать клеем сантиметра на два, сжать их и скрепить прищепками для белья (рис. Б).

Теперь нужно аккуратно промять среднюю часть вашей заготовки корпуса и защипать края, подобно тому, как защипываются края у пирожков из теста. Профиль при этом должен быть похож на профиль на рис. В. Штевни (оконечности), обрезаются ножницами по пунктирным линиям и, если надо, подклеиваются.

На корпус можно наклеить палубу из желтой цветной бумаги, разлиновав её под доски. А потом прорезать лезвием бритвы или модельным ножом оконечности палубы по рис. Г. и загнуть их внутрь корпуса. Из картона толщиной 0,5 мм вырезаются парные штевни и наклеиваются на корпус спереди и сзади.

Также из картона и плотной бумаги вырезаются руль (1) и борта (2) и приклеиваются на корпус нитроклеем. Кстати, именно теперь корпус снаружи следует покрасить нитроэмалью в черный цвет, а фальшборт (борт, выступающий над палубой) – в красный.

В оконечности вставляются детали (3), а сверху на них устанавливаются надстройки – кастли (5, 6) с декоративными крышками люков на них (10, 15). Очень важно аккуратно прорезать на палубе отверстие, поставить модельку на воду и, придерживая ее руками, засыпать в корпус балласт – свинцовую дробь или железные гайки. Зафиксировать его можно, заливая внутрь расплавленный парафин! Отверстие закрывается декоративной крышкой (20), которая приклеивается на палубу.

Мачта и рей – палочки для шашлыка, причем вставляется мачта в палубу, пока парафин ещё не застыл. «Воронье гнездо» (7) на мачту, вантоные крепления (6), ворот для подъема якоря (3) – все эти «деталюшки» вырезаются и склеиваются по рисунку. Как сделать ванты с выбленками-перекладинами, показано на рис. 5.

Флагшток кормового флага (одного или сразу двух) – расщепленная соломинка (1). Ну а флаги и парус в геральдической раскраске можно, во-первых, нарисовать, а во-вторых, изготовить методом аппликации, то есть вырезать все детали его рисунка из цветной бумаги и наклеить на место. Эта работа, правда, потребует от вас навыка, но ведь никто же не заставляет вас вырезать именно эти шесть геральдических львов, а вдобавок к ним еще и лилии, когда можно вырезать одного единственного льва во весь парус. А то и просто налепить на него большой красный крест.

Впрочем, сегодня можно поступить и по-другому. Ничего не вырезать и не раскрашивать, а найти все эти изображения в Интернете, скачать, увеличить, а потом распечатать и вырезать. Вид будет очень даже фирменный!


Завершение работы над моделью ганзейского когга

Модель удивительно хорошо подходит для того, чтобы сделать ее со своим ребенком дома за пару осенних или зимних вечеров.

Но она может использоваться в качестве основы и для кружковой работы с детьми во 2–3 классе с тем, чтобы лучшие из работ подарить ученикам и учителям 5–6 классов, где проходят историю Древнего мира и Средних веков.

Целую коллекцию таких судов можно собрать, ведь когг по типу относился к так называемым «круглым кораблям», а их в истории судостроения было немало. Это и греческие торговые суда, и римские – с головой лебедя на длинной шее на корме, это и тот же кнорр викингов и средиземноморские нао – корабли крестоносцев с косыми парусами на двух мачтах, и даже все те же каравеллы из эскадры Колумба!

Словом, тут есть где разгуляться и вашей, и детской фантазии, а результатом станет обоюдная польза.

Дети ведь, они же – как банк: чем больше в них вкладываешь в молодости, тем больше от них получаешь под старость.
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 сентября 2023 09:14
    hi Вячеслав Олегович.
    Модель удивительно хорошо подходит для того, чтобы сделать ее со своим ребенком дома за пару осенних или зимних вечеров.
    Но она может использоваться в качестве основы и для кружковой работы с детьми во 2–3 классе с тем, чтобы лучшие из работ подарить ученикам и учителям 5–6 классов, где проходят историю Древнего мира и Средних веков.

    Во 2-3 классе ребенок такую модель вряд-ли осилит. Вот в возрасте 10-12 лет (5-6) класс это все вполне по силам. Сужу по собственному внуку. С мелкой моторикой все-еще есть проблемы, когда установится почерк вполне можно "дерзать".
    Держу для этого времени раскрой пиратского брига "Галка" в масштабе 1:200. Более крупный масштаб интересных моделей даже я, имея опыт, осиливаю с трудом, во всяком случае "пара вечеров" для таких занятий - это очень оптимистично smile
    1. +2
      17 сентября 2023 11:51
      Уважаемый Андрей Борисович! Проверено на практике работы в школе, в 3-ем классе, если позаботиться сначала о некоторых "полуфабрикатах" такую модель можно сделать за два 45-минутных занятия.
      1. 0
        18 сентября 2023 10:48
        Эх Вячеслав Олегович! А меня дед в 10 лет сразу пристроил курятник строить, за что я ему по сей день благодарен. hi )))
    2. 0
      19 сентября 2023 21:08
      Толстый (Пестриков Андрей Борисович) Сужу по собственному внуку.
      Предлагаю: Из ЕБН-Центра, сделать Всероссийский Центр Детского и Юношеского Творчества, по-примеру "Артека", чтобы товарищ Шпаковский мог там "развернуться" в деле творческого воспитания детей и молодёжи. Многие заметки Вячеслава помню из детства по журналам "ТМ", "ЮТ", и разным приложениям...
  2. +3
    17 сентября 2023 09:39
    работать на гравировальной машине (хотя, конечно, иметь её в наших квартирах геморрой еще тот).
    Вячеслав Олегович, не смешите людей. Современные электрограверы умещаются в несесере для бритвенных принадлежностей и стоят примерно как эти принадлежности.
    1. +2
      17 сентября 2023 11:59
      Цитата: kalibr
      Современные электрограверы

      Имел ввиду нечто другое. Неверно написал.
  3. +2
    17 сентября 2023 10:43
    Прошлый век. Перепечатка из книжки какого года?
    Сейчас детям такие скучные статичные вещи не заходят от слова совсем. Сделать криво косо (а по другому не получится) и потом что? Любоваться? Хвастаться?
    Еще и извращенная автором технология изготовления корпуса - основа модели. Если кто и попробует начать, что уже в наше время большая редкость, то на этом начальном этапе получит максимальное разочарование и бросит работу.
    1. +2
      17 сентября 2023 11:57
      Цитата: ИванИванычИванов
      Сейчас детям такие скучные статичные вещи не заходят от слова совсем.

      Вы ошибаетесь, Иван, буквально несколько лет назад делал это в классе с детьми. В пензенской школе №47.И и все заходило. Совсем недавно работал в центре Ростум с детьми очень состоятельных родителей, и опять все пошло. Здесь кстати, даже фото были, как я с ними делаю рыцарские шлемы. И тоже пошло.Хотя они не плавают. Более того, понравилось. А тут суденышко-то еще и плавает. А чтобы не было криво, надо правильно организовать работу с детьми. Просто вы не педагог по образованию и судите с точки зрения взрослого.
      1. +3
        17 сентября 2023 19:01
        Просто вы не педагог по образованию и судите с точки зрения взрослого.

        Образование инженера. Но работаю с детьми в техническом кружке с 87 года без перерыва и на моих глазах менялось восприятие детьми работы в кружке. В советское время дети занимались ради процесса, а сейчас работают только ради результата и портфолио.
        Причем веду группы бесплатные и платные - делают одни и те-же вещи. Но в бесплатных 3 чел на 10 мест, а в платных 12 чел на 10 мест. Парадокс? Нет, в платных дети получают готовые заготовки после станков ЧПУ, а в бесплатных дети САМИ делают те-же детали раз в 5 - 7 медленнее.
        То есть детям важен быстрый результат, пусть и за деньги.
        А на Ваших занятиях детям понравилось оригинальность, тех. кружков сейчас очень мало.. Попробуйте, как я. поработать с ними профессионально и ПОСТОЯННО, а не в режиме мастер-класса, увидите совершенно другое.
        1. +1
          18 сентября 2023 05:55
          Цитата: ИванИванычИванов
          То есть детям важен быстрый результат, пусть и за деньги.
          А на Ваших занятиях детям понравилось оригинальность, тех. кружков сейчас очень мало.. Попробуйте, как я. поработать с ними профессионально и ПОСТОЯННО, а не в режиме мастер-класса, увидите совершенно другое.

          Очень интересные вещи Вы мне написали. Спасибо. Ответы по порядку:
          1. О том, что детям важен СКОРЫЙ результат, твержу с 1982 года. Даже статья была в журнале "Рационализатор-изобретатель". На это нацелены все три моих книги для детей по тех. творчеству.
          2. Да, я не регулярно работаю в школе, периодически. И корректирую старые технологии. Но в принципе дети все те же, хотя разница между моим детством и сегодня - огромная. Главное все же мастерство педагога.
          1. 0
            18 сентября 2023 10:35
            Главное все же мастерство педагога.

            Безусловно. В школу детей заставляют ходить. Но в кружки дети ходят именно к педагогу. А в платные еще и уговаривают родителей раскошелиться, что в наши времена совсем не просто.
    2. +3
      17 сентября 2023 11:57
      hi Приветствую, Иван.
      Цитата: ИванИванычИванов
      Сейчас детям такие скучные статичные вещи не заходят от слова совсем.

      Купил внучке на день варенья книжку раскраску из серии "Волшебный сад", цветные карандаши, ластик, клячку, набор гелевых ручек. И младшая и старший внук с писком и скандалами ринулись раскрашивать маяйские маски... Причем очень аккуратно, с чувством, толком расстановкой!
      Да я и сам впечатлился... А то, что автор показал "негодные методы", то пусть ребенок сам разберется, а если придумает что получше, то вообще прекрасно!
      В этом весь смысл. Надо научить ребенка не бояться ошибок
      1. +2
        17 сентября 2023 12:09
        Цитата: Толстый
        Надо научить ребенка не бояться ошибок

        Да! Проверял на дочери, потом на внучке. Сейчас она вышла замуж. Все подтвердилось.Дело за правнуками-ха-ха! Будет мне с ними чем заняться!
  4. +2
    17 сентября 2023 11:50
    Уважаемый автор! Вы замечательно описываете процесс изготовления модели, но к сожалению не указываете самого главного - сколько у Вас на это ушло времени.
    Если повторить то что Вы делаете своими руками, то времени надо закладывать раза в два больше чем уходит у Вас, потому что у Вас есть навык, да и инструменты под рукой.
    И еще такое мелкий момент. Когда заниматься? Правильно, на выходных. То есть вечером в пятницу начать подготовительные работы, вечером в воскресенье модель должна быть готова, как минимум без раскраски и мелких навесных деталей, это можно сделать и позднее.
    1. +2
      17 сентября 2023 12:07
      Цитата: Не_боец
      то времени надо закладывать раза в два больше чем уходит у Вас,

      Хороший вопрос. Я специально о времени не писал, потому что расчет на индивидуальную работу взрослого с ребенком, а тут и навыки разные и время у всех разное. Тут Вы правы на 100%. Из опыта могу сказать, что технология проверялась на детях 3-его класса. И за два занятия, то есть 2 урока они сделали эти модели. 80% на 3, 20% на 4 и 5, как и должно было быть. Понятно, что с моей помощью. Но и дома помощь отца/деда нужна. Есть у меня книга "Для тех кто любит мастерить". Она должна быть в детских библиотеках. Посмотрите ее, там все это есть и много чего еще. Есть сайт: "26 лучших книг В.Шпаковского". Там эта книга и еще другие по начальному моделированию есть тоже.
  5. +2
    17 сентября 2023 12:23
    Ганзейский когг в море. Рисунок современного художника

    Вызывает серьезные сомнения конструкция якоря, изображенного на рисунке. Якоря с таким штоком - это уже вторая половина XVI века.
    Если исходить из археологических находок, то якорь мог выглядеть так.



    Якорь флагманского корабля короля Генриха VIII «Мэри Роуз», затонувшего у Портсмута в 1545 году.
    Если посмотреть средневековые изображения, то так.



    Тут шток присутствует, но совсем другой конструкции и размера.
    1. +1
      17 сентября 2023 14:57
      hi Виктор.
      На общей картинке я еще вижу 4х-лапый якорь без штока... Ну есть у меня сомнения, но оспаривать... В общем Опытному виднее.
      Может просветите момент, чтобы я никого случайно с панталыку не сбил...
      С Уважением.
      1. +1
        17 сентября 2023 15:58
        Двухлапый якорь со штоком висит на борту.
      2. +2
        17 сентября 2023 16:48
        На общей картинке я еще вижу 4х-лапый якорь без штока...

        Конструкция четырехлапого вспомогательного якоря (кошки) как раз вопросов не вызывает.
        У меня сомнения вызвала конструкция станового якоря.
    2. +2
      17 сентября 2023 16:49
      Миниатюра датируется 1405 годом. Штока нет
      1. +2
        17 сентября 2023 17:25
        Цитата: 3x3zsave
        3x3zsave ( антон)

        Ай,да, Антон! Нашел такое...Мои аплодисменты!
        1. +1
          17 сентября 2023 17:28
          Из Вашей же статьи и попятил, Вячеслав Олегович.
          1. +1
            18 сентября 2023 05:57
            Цитата: 3x3zsave
            Из Вашей же статьи и попятил,

            Так это нужно помнить, где что было - вот я о чем!
      2. +3
        17 сентября 2023 17:32
        Миниатюра датируется 1405 годом. Штока нет




        Псалтирь королевы Марии - начало XIV века. Изображен якорь со штоком.
        В этом вопросе есть один момент - о якорях с начала XIV и до середины XVI века мы можем судить только по рисункам, так как археологические находки якорей этого периода отсутствуют.
        Если судить по имеющимся изображениям, то применялись якоря как со штоком, так и без. Последние чаще. Собственно, меня смутило не наличие штока, а его конструкция. То что на рисунке - это уже явно не средневековье.



        Это якорь с корабля Кука "Индевор", который был потерян в 1770 году, когда корабль сел на риф у берегов Австралии.
        1. +2
          17 сентября 2023 18:18
          Псалтирь королевы Марии
          Я правильно понимаю, что это собственное имя манускрипта, а принадлежал он скорее всего "Французской волчице"?
          1. +2
            17 сентября 2023 18:32
            Я правильно понимаю, что это собственное имя манускрипта, а принадлежал он скорее всего "Французской волчице"?

            Кому принадлежал манускрипт на протяжении двухсот лет после написания, пока в 1553 году не попал в руки королевы Англии Марии I, которая Кровавая Мэри, - достоверных данных нет. Изабелла Французская рассматривается как один из возможных вариантов.
        2. +2
          17 сентября 2023 18:19
          Виктор. Из пояснения К рисунку судна :"Ганзейский когг в море. Рисунок современного художника"
          К тому-же развеселая мореходская история Ганзы к середине 17 века завершилась... В любом случае, Ваша версия достоверна. Даже в детали не буду вдаваться.
          С Уважением
      3. +1
        17 сентября 2023 19:11
        Миниатюра датируется 1405 годом. Штока нет

        Шток есть, просто ошибка художника, Якоря подобного типа, без поворотных лап без штока не работают от слова совсем.
        1. +2
          17 сентября 2023 19:22
          Возможно Вы и правы, хотя на средневековых миниатюрах "ошибки художника", как Вы говорите, встречаются сплошь и рядом.

          1. +1
            17 сентября 2023 20:33
            Относительно "ошибок художника", на какую-либо точность в изображении можно расчитывать только начиная с работ братьев Лимбургов и Жана Фуке.
        2. +1
          17 сентября 2023 19:35
          Якоря подобного типа, без поворотных лап без штока не работают от слова совсем.
          Пожалуйста, объясните почему?
          1. +2
            17 сентября 2023 19:56
            почему?

            Он за грунт не зацепится. Будет плашмя лежать. Эффуктивность такого якоря низкая. Надо, чтобы одна из лап зацепилась за грунт. Для этого и придумали шток.



            Как видим из схемы, после отдачи якорь ложится плашмя, а шток упирается в грунт. Когда слабина якорной цепи выберется и лежащая на грунте часть цепи натянется, она потянет за собой скобу якоря книзу, якорь перекантуется на штоке, шток примет горизонтальное положение, сыграв роль рычага, а лапы станут вертикально. При этом нижняя лапа войдёт в грунт целиком.
            1. +1
              17 сентября 2023 20:16
              А если предположить, что лапы якоря не развернуты на 180°, а находятся под углом друг к другу, такая схема без штока будет работать?
              1. +1
                17 сентября 2023 20:50
                Шток пытались убрать много раз. Но безрезультатно. Чтобы избавиться от штока, надо делать поворачивающиеся лапы.
                1. +1
                  17 сентября 2023 21:00
                  надо делать поворачивающиеся лапы.
                  Что для средневековых технологий реализуемо, но слишком трудозатратно. Итак, принимаем на веру, что якоря Средневековья были оборудованы штоком, пусть и более примитивным, нежели позже...
                  1. +1
                    17 сентября 2023 21:06
                    Что для средневековых технологий реализуемо, но слишком трудозатратно.

                    Даже изготовление классического адмиралтейского якоря было задачей крайне сложной для средневековых кузнецов.
                    1. +1
                      17 сентября 2023 21:24
                      Они умудрялись делать казнозарядные пушки...
                      1. +1
                        17 сентября 2023 22:02
                        Они умудрялись делать казнозарядные пушки...

                        Изготовить ствол пушки с помощью кузнечной сварки гораздо проще, чем изготовить тем же методом якорь необходимой прочности с длиной веретена больше четырех метров и весом больше тонны. Это габариты якоря XIV века.
                      2. +1
                        17 сентября 2023 22:13
                        Какова необходимая прочность металла? В обоих случаях? Можно по Роквеллу, в этом случае я хоть что-то понимаю
                      3. +1
                        17 сентября 2023 22:25
                        Можно по Роквеллу, в этом случае я хоть что-то понимаю

                        Какой Роквелл? Для тех материалов и Бринелля слишком много. Сейчас любая гвоздевая "говносталь" выше по качеству.
                      4. +1
                        17 сентября 2023 22:35
                        Может стоит перестать понтоваться, коллега? И объяснить в чем дело, на примере "Dekabrist"а? Да, я мало смыслю в металлообработке, да, я технарь поневоле, но объяснить-то невыеживаясь можно?
                      5. 0
                        17 сентября 2023 23:01
                        Может стоит перестать понтоваться, коллега?

                        Какие понты? Если человек пишет Роквелл - он как бы понимает для чего это? А если не понимает, то зачем так задавать вопрос? Можно же спросить
                        невыеживаясь
                        ?
                      6. +1
                        17 сентября 2023 22:34
                        По Роквеллу - это не прочность, это твердость, то есть способность материала сопротивляться внедрению более твердого тела.
                        А прочность - способность материала сопротивляться разрушению под действием внешних нагрузок.
                        Необходимые характеристики и сечения можно посчитать, для этого есть сопромат.
                        Механические свойства стали того времени можно найти в литературе.
                        Для примера - у образца стали из доспеха XVI века предел текучести - 132 МПа. У современной Ст 0 (это самая никудышняя конструкционная сталь с минимальным содержанием углерода) предел текучести - 190 МПа.
                      7. +1
                        17 сентября 2023 22:51
                        Я же всегда говорил, что я "технарь по-неволе". Хрен с ним, придется засесть за "сопромат" и "материаловедение".
                      8. +2
                        17 сентября 2023 23:05
                        Хрен с ним, придется засесть за "сопромат" и "материаловедение".

                        Сомнительное, я Вам скажу, удовольствие. Когда то среди студентов технических вузов бытовала поговорка: "Сдал сопромат - можешь жениться".
                        У меня в дипломном проекте среди всего прочего был расчет кристаллизатора установки электронно-лучевого перплава. Интернета в те далекие годы не было. Пришлось изворачиваться.
                      9. Комментарий был удален.
                      10. +1
                        17 сентября 2023 23:43
                        Сомнительное , не сомнительное - один (или Один) хрен придется.
                      11. +1
                        17 сентября 2023 23:57
                        Могу порекомендовать. Отличный учебник. И к нему примерно такой же толщины сборник задач для практического закрепления теории.

                      12. +2
                        17 сентября 2023 23:09
                        Для примера - у образца стали из доспеха XVI века предел текучести - 132 МПа.

                        Тут не все так просто. Все-таки доспех и якорь делались для разного применения, потому и технологии обработки металла были разные. Сейчас ведь тоже лист броневой стали и просто лист конструкционной стали, хоть и выглядят похоже, но делаются по разным технологиям.
                      13. +1
                        17 сентября 2023 23:38
                        Тут не все так просто. Все-таки доспех и якорь делались для разного применения, потому и технологии обработки металла были разные. Сейчас ведь тоже лист броневой стали и просто лист конструкционной стали, хоть и выглядят похоже, но делаются по разным технологиям.

                        И сколько средневековых технологий производства стали, применявшихся в Европе, Вы можете привести?
                      14. 0
                        18 сентября 2023 10:31
                        И сколько средневековых технологий производства стали, применявшихся в Европе, Вы можете привести?

                        Я говорил про технологию обработки стали - их, в отличие от производства стали, было в средневековье достаточно много. Доспехи достаточно хорошо изучены с микрошлифами, металлографией, определением твердости и т.д. А про якоря подобной информации не встречал ни разу.
                      15. 0
                        18 сентября 2023 12:29
                        Я говорил про технологию обработки стали - их, в отличие от производства стали, было в средневековье достаточно много.

                        Не так много их было. Кузнечная, слесарная, термическая. На этом все.
                        Доспехи достаточно хорошо изучены с микрошлифами, металлографией, определением твердости и т.д. А про якоря подобной информации не встречал ни разу.

                        https://hmsjournal.org/index.php/home/article/download/309/297
                      16. 0
                        18 сентября 2023 12:48
                        Не так много их было. Кузнечная, слесарная, термическая. На этом все.

                        Вы не правы. Одинаковый доспех можно сделать диффовкой (вытяжкой) и райзингом (осаживанием) металла. В 1 случае металл утоньшается и нагартовывается - т.е. становится тоньше и тверже. В 2 случае металл становится толще по краям не становясь тверже. А поскольку в сложных доспехах типа кирасы, шлема используются оба способа, то металл в них имеет разную прочность, твердость и т.д. в разных местах доспеха. Муфельных печей тогда не было и достичь одинаковых параметров термообработки для сложного доспеха не получалось.
                      17. 0
                        18 сентября 2023 13:29
                        Вы не правы. Одинаковый доспех можно сделать диффовкой (вытяжкой) и райзингом (осаживанием) металла.

                        В любом случае это будет кузнечная обработка.
                      18. 0
                        18 сентября 2023 13:37
                        В любом случае это будет кузнечная обработка.

                        Сейчас это относится и к слесарке. Но в любом случае это разные технологии обработки, потому как кузнечное ремесло это не технология.
                      19. 0
                        18 сентября 2023 12:53
                        https://hmsjournal.org/index.php/home/article/download/309/297

                        Это как раз про доспех, а не про якоря.
                      20. +1
                        18 сентября 2023 13:28
                        Прошу прощения, все лень навести порядок в архиве.
                        https://www.academia.edu/71679073/Modern_or_medieval_Analysis_of_an_iron_anchor_from_Camuscross_Scotland_and_direct_dating_methods_for_metal_artefacts
                      21. 0
                        18 сентября 2023 13:40
                        https://www.academia.edu/71679073/Modern_or_medieval_Analysis_of_an_iron_anchor_from_Camuscross_Scotland_and_direct_dating_methods_for_metal_artefacts

                        Спасибо за ссылку.
                      22. +2
                        17 сентября 2023 22:15
                        Изготовить ствол пушки с помощью кузнечной сварки гораздо проще, чем изготовить тем же методом якорь необходимой прочности с длиной веретена больше четырех метров и весом больше тонны. Это габариты якоря XIV века.

                        Да. Для того времени, только металл для якоря выделать - уже немалая проблема, а выковать и сварить - это вообще хай-тек средневековья.
  6. +2
    17 сентября 2023 17:31
    Вячеслав Олегович!
    Спасибо!
    Может, и наверняка, есть лучшие описания и советы. Но мне Ваше пригодится.
    Рано начинать, по возрасту, но настойчивость и желание сделать вещь, которой можно погордиться, тоже лучше не откладывать на 3-4 классы.
    Ещё раз Спасибо!
    1. 0
      18 сентября 2023 06:03
      Цитата: Fangaro
      Рано начинать, по возрасту,

      Попробуйте! Со мной дед начал возиться с мастерилками лет в 5...