Саммит «Центральная Азия — ФРГ». США подталкивают ЕС к инвестициям в страны «Группы Пяти»

23
Саммит «Центральная Азия — ФРГ». США подталкивают ЕС к инвестициям в страны «Группы Пяти»

29 сентября в Берлине начинается саммит ФРГ — Центральная Азия. Ставший уже привычным за последний год формат C5+1, с полей ГА ООН, где центральноазиатская «Группа Пяти» встречалась с Дж. Байденом, через десять дней переместился в Германию.

Встреча перед саммитом президента Казахстана К.-Ж. Токаева и президента ФРГ Ф.-В. Штайнмайера была отмечена всеми обозревателями твёрдым намерением казахстанского лидера неукоснительно соблюдать санкционный режим.



С точки зрения эмоций речь для России не самая положительная, если не учитывать реальный переток грузов и тот факт, что это далеко не первое согласие по санкциям от казахстанского лидера. Первый раз тот вызвал острую реакцию у отечественной публики на ПМЭФ-2022.

Помимо внешней заявляемой, сырьевой и энергетической направленности переговоров на саммите, а также пассажей относительно санкций, попробуем взглянуть на это событие с несколько иного ракурса. А именно, в свете результатов переговоров на ГА ООН с США и прошлого саммита «Центральная Азия — ЕС», проходившего в июне.

Как ни странно, но окажется, что значительная часть материала будет посвящена не столько Центральной Азии, сколько отношениям США и ЕС на фоне региона.

Если июньский саммит хоть и был, по сути дела, посвящён поиску возможностей ЕС ответить на действительно грандиозные предложения региону от Китая в рамках саммита в Сиане, то есть имел если не результаты, то рабочую повестку, то саммит с США оказался откровенно разочаровывающим. От него ждали какого-то сильного ответа, но в итоге всё ограничилось общими словами. Вашингтон на это мероприятие пришёл на удивление слабо подготовленным.

Саммит с ФРГ был призван эту неконкретность нивелировать и от Ф.-В. Штайнмаера и О. Шольца лидеры Центральной Азии ждут уже более определённых шагов в плане инвестиций. В этом году ФРГ является, пожалуй, лидером в плане активности в регионе, и понять немцев можно — им надо искать площадки, частично компенсирующие выпадающие активы в России, надо искать альтернативы по сырью.

Но альтернативы альтернативами, а подобная активность в Центральной Азии Европы — это уже не просто инвестиции, а большая политика, которую США обычно не выпускают из рук.

Здесь же мы видим, что Штаты не только ретушируют пробелы в подготовке мероприятия на ГА ООН, но и дают ЕС (причём не первый раз) откровенную свободу рук. Причём даже подталкивая Европу к активным действиям. Такого мы не наблюдаем в других регионах, даже активность ЕС в украинском вопросе согласовывается и во многом прямо модерируется США.

Тут мы сталкиваемся с одним из очень устойчивых и популярных нарративов о том, что США выступают чуть ли не за экономическое удушение и распад Европы. Мол, и производства из ЕС «бегут» в США. Убедительности этим тезисам придаёт то, что звучат они непосредственно из самой Европы.

Но если начать разбираться, то ситуация предстаёт сложнее и глубже, поскольку проблема ЕС (при всей промышленной и финансовой мощи этого по сути конфедеративного государственного образования) заключается в том, что и Китай, и США разными путями стремятся сами управлять его экономическим ростом.

Это с какой-то точки зрения парадоксальная ситуация, но она определяется столкновением промышленных элит ЕС, выступающих за китайскую связку, и элит политических — выступающих за связку с США. В модели китайской предполагается ЕС как инвестор и поставщик в Китай и покупатель китайских товаров, в модели американской, соответственно, Китай меняется на США. Но и в первом, и во втором случае речь идёт о именно едином рынке ЕС, в том числе рынке финансовом.

Запретить ЕС торговлю с Китаем и инвестиции США прямо не могут, но им вполне удалось сделать другое — создать отток инвестиционного капитала. КОВИД-19 затормозил и Китай, и Евросоюз. Энергетический и инфляционный шок второй половины 2022 г. вместе с последствиями того же КОВИД-19 и программами США по «сдерживанию инфляции» создаил неплохую базу, чтобы откачать свободные финансовые ресурсы Еврозоны на американские площадки.

Производство никуда не делось, но с инвестициями в Китай стало хуже, а ведь у Китая тоже сложности с показателями прироста. Одно цепляется за другое, расти никто не растёт, но добавленная стоимость начала перемещаться. В общем-то у нас принято критиковать команду Дж. Байдена, а Д. Трампа хвалить — вот эта ситуация есть часть той самой трампистской программы, через которую он хотел изменить соотношение торгового баланса между США и ЕС.

В ЕС периодически промышленные элиты поднимают информационную волну как раз о переносе производств, пытаясь заставить своё политическое крыло, почти полностью лежащее под США, разблокировать инвестиции, но ЕС пока держит очень высокую для него ставку (+3,75 %), оправдывая её «инфляцией». Однако, помимо сбоя инвестиционного цикла, в ЕС снижается искусственно и потребительская активность.

Понятно, что тема инфляции в ЕС разогнана «сверху». Шок осени 2022 г., когда ЕС увидел «глубины своих глубин» в виде промышленной инфляции в 37 % и потребительской в 16 %, когда внешнеторговый баланс ЕС стал проседать на глазах, по идее никак не мог быть нивелирован ростом ключевой ставки. Она и показывала, что её подъём — это больше внешнее политическое решение, чем обусловленное инфляционной борьбой.

Конечно, промышленники повысили голос на еврочиновников, грозя «перевести производство за океан», но за несколько месяцев энергорынок ЕС (не без нашей, кстати, помощи) пришёл постепенно в норму, а вот ключевая ставка в борьбе за инфляцию осталась.

Хотя, казалось бы, зачем с ней бороться, если можно, оперевшись на рост потребительских цен, нарастить объёмы производства, да ещё в условиях борьбы с Москвой? Однако ЕС ограничивает потребление, по сути дела, блокируя торговлю с Китаем, ведь в первую очередь ставка здесь бьёт на потребление, а только потом на производство.

Рынок ЕС остаётся, даже цементируется, политически и экономически, но вот параметры потребления держатся в узде, поскольку свободные ресурсы перетекают действительно за океан, ведь и инвестиционная привлекательность Китая снизилась.

США не первый год «откачивают ликвидность». Проблема в том, что им надо целевым образом сегодня поддерживать именно корпоративный сектор. Тут бы и арабским фондам вложиться в экономику ЕС, но ведь в таких условиях это банально не выгодно. Не у всех можно отток капитала стимулировать по методу Россия-США, есть более тонкие конструкции.

А вот в чём проблема уже самих США, так это в том, что даже оздоровив некоторым образом свой корпоративный сектор, заставить его работать внутри США — задача в текущих условиях совершенно нетривиальная.

Если трамписты стучат каблуками, требуя вложить эти средства во внутреннее производство, то нынешняя администрация в рамках либеральной повестки, получив требуемые цифры по фондовым рынкам и банковскому сектору, перенаправляет их на инвестиции вовне, использует их для целей удешевления импорта, а также на налоговые поступления. Это уже банкирская логика, которая, видимо, в текущем управлении США неистребима.

С другой стороны, этим США пока с большим трудом, но обходят проблемы с привлечением и перенаправлением денег в плане гос. заимствований.

В такой позиции не то что о развале ЕС США не должны задумываться, они должны беречь и крепить европейское единство как зеницу ока, возводить вокруг него бетонные заборы и блокпосты. Собственно, они и цементируют, пристыковывая к Еврозоне ещё и турецкую экономику, причём так, что это не очень понравилось даже вроде бы главному бенефициару такого процесса — Р. Эрдогану.

Понятно, откуда берётся этот нарратив — от страдающих промышленных европейских элит, с которыми Москва традиционно шла в связке. Кому же понравится, когда твой промышленный рост и добавленную стоимость так контролируют. Самое же занятное тут то обстоятельство, что потребление в ЕС США не заменяют своими товарами, что, видимо, выводит из себя промышленные элиты европейцев не меньше, чем «инвестиционный оброк».

Определённая сложность заключается в том, что аккумулирование ресурсов G-7 в плане создания альтернатив Шелкового пути — программы PGII плохо подкрепляется аравийскими деньгами, а получение конкретных выгод растянуто во времени. Ведь сегодня от 45 % до 55 % внешней торговли ЮВА завязано разными способами на Китай. Китай выступает как сборочный цех, упаковщик, логист и коммерческий представитель региона перед ЕС.

Это не нравится никому в ЮВА, но переделать эту модель весьма сложно — она формировалась совокупно на европейских технологиях и американских инвестициях, а прочие страны выступали как производители нужных, важных, но всё-таки во многом «запчастей» к конечному продукту. Интересы геополитические поменялись, но модель так просто не поменять, да и в самих США далеко не все готовы её пересматривать.

И вот в такой ситуации дать для ЕС возможность (гипотетическую или реальную) выйти на рынки Центральной Азии, куда Китай теперь будет вынужден запустить не только производство, но и дать часть финансовых ресурсов на потребление, является для США довольно интересным решением, пусть даже и не столь системным, как проекты PGII или I2U2+.

Помимо того, что Еврозона может получить расширенный доступ к чисто сырьевым позициям, в том числе таким значимым, как уран (впрочем, и сами США рассчитывают на этот товар), ей пробуют обозначить альтернативу российской производственной площадке, на которой европейцы долгое время работали, а теперь вынуждены сворачиваться. А то, что в данном случае ЕС будет то сотрудничать, то конкурировать с Китаем — ну, таковы современные реалии.

Для США здесь позиция в общем-то довольно удобная, поскольку от них требуется только открывать политический (де-факто инвестиционный) вентиль и требовать от лидеров Центральной Азии и Евросоюза формального соблюдения режима санкций.

Очередной раунд такой публичной «клятвы санкционной верности» мы как раз и наблюдали на встрече Ф.-В. Штайнмайера и К.-Ж. Токаева. Но это было не в первый и будет не в последний раз.

Не исключено, что США будут на «дыры» в санкциях по линии ЕАЭС в таких связках, как ЕС vs Китай – Центральная Азия, смотреть некоторое время вообще сквозь пальцы, в расчёте получить лояльность и ЕС, и Центральной Азии в среднесрочном периоде, а не прямо здесь и сейчас.

Особенностью процесса тут является не заранее запланированный, а скорее ситуативный характер политики. Такой вариант был явно найден «наощупь», поскольку было очевидно, что саммит «США-Центральная Азия» не принёс результатов. Вместо С5 США предпочитали работать индивидуально. В регионе от саммита ждали не меньшего эффекта, чем Сианьская декларация, а в итоге вышло что-то не очень внятное и не очень конкретное.

Не сработала позиция США на отдельные соглашения с Узбекистаном, вне рамок «Группы Пяти». Но интересно было и то, как быстро, буквально за неделю, США сориентировались и перенаправили центральноазиатскую пятёрку в рамки саммита с ФРГ, выведя медийно Казахстан немного вперёд, отчасти исправив недочёт.

Винить страны Центральной Азии в каком-то антироссийском векторе тут вряд ли стоит, поскольку за двадцать лет в них если и инвестировали, то в сырьевой сектор, а тут за календарный год предложения и с юга, и с севера, и с востока, и с запада. Просто пока наиболее проработанная программа — китайская.

Для Китая, при всём его желании сотрудничать с ЕС, такая позиция всё-таки больше вызов и конкуренция, дробление влияния на континенте, где требуется, наоборот, это влияние сегодня максимально укреплять. Аналитики в целом резонно замечают, что такая активность априори направлена на размывание ЕАЭС, хотя, например, для Китая ослабление ЕАЭС на данный момент является уже ослаблением и его собственной логистики.

В общем, в Пекине не зря взяли стратегическую паузу для подготовки октябрьского форума «Один пояс — один путь», который заявляется как одно из самых масштабных событий года. Комбинации тут сложные, а игроки зависят друг от друга. Но именно поэтому Китай тут вполне может попробовать вместе с частью европейской промышленной элиты обыграть ситуативный вариант Вашингтона, поскольку, в отличие от последнего, в Пекине к освоению Центральной Азии готовились не в пример тщательнее.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 октября 2023 05:36
    Любопытно, куда это дергаются страны Средней или как сейчас они называются - Центральной Азии? С одной стороны Россия, с другой - Китай. Да еще под боком Афганистан. Германия далеко, а США - еще дальше... wink
    1. +4
      1 октября 2023 07:14
      Они только "вкус к жизни" почувствовали. Все теперь их хотят. Формат С5, заложенный в нынешнем виде в прошлом июле, себя полностью оправдал. Для них разумеется.
  2. Комментарий был удален.
  3. +2
    1 октября 2023 06:26
    Токаева и президента ФРГ Ф.-В. Штайнмайера была отмечена всеми обозревателями твёрдым намерением казахстанского лидера неукоснительно соблюдать санкционный режим
    После чего ссылаясь на проблему с бензином и дизелем выразил надежду, что Россия окажет помощь и по "сходной" цене. Какой "мудрый и хитрый" руководитель Казахстана. Американские эмиссары зачастили в Центральную и Среднюю Азию лишь с одной целью - попытаться полностью разорвать связи этих республик с Россией. При этом обещаются "золотые горы" в виде инвестиций, помощь и др. няшки. Параллельно Китай активно работает в этом регионе преследуя свои цели.
  4. +2
    1 октября 2023 06:45
    А Россия, какие меры предпринимает? Что у нас там в СНГ творится? В АзЕЭС?
    1. +2
      1 октября 2023 07:12
      Я не уверен, что надо отдельно от Ирана и Китая какие-то "меры" принимать. При нынешнем уровне проработки вопросов это чревато. Лучше дождаться, какой ответ даст Китай в этом месяце. Там будет большой форум "Один пояс - один путь", вот от этой печки и надо плясать. Своей концепции все равно нет, поэтому лучше идти в русле "Тройки". Иногда лучше ничего не делать, чем как слон в посудной лавке одной ногой копать, другой закапывать.
      1. +2
        1 октября 2023 07:44
        Как то не это имел в виду.Что у нас там в СНГ творится? В АзЕЭС? Что Россия ,делает по укреплению данных союзов.Если ничего,как бы в хвосте "двойки" не оказаться.Хотя и в рядах "тройки" не первые.
  5. -2
    1 октября 2023 08:24
    Даёшь помимо финансовых инвестиций, также и гейинвестиции в азиатские республики. Пусть и это принимают как должное.
  6. +1
    1 октября 2023 09:32
    Мне кажется статье не хватает центральной линии . Всё вроде интересно , но начиная читать дважды , к середине уже терял нить . Толи лыжи не едут , толи я .. потерялся . Упаси меня автора критиковать , наверное я туплю
    1. +1
      1 октября 2023 13:29
      Хорошая критика всегда полезна.
      Наверное несколько затянуто описана модель взаимодействия США-ЕС. С другой стороны, а вот проще как? Формулой отобразить winked , так все равно описывать.
      В сухом остатке - США дают ЕС возможность в Центральной Азии, если не заработать, то хотя бы почувствовать заработок. При этом блокируя привычную работу с Китаем. Ну это если совсем-совсем кратко hi
  7. -2
    1 октября 2023 18:31
    Для нас Казахстан поле не паханное,8,7 ц/ га это как - они пшеницу до сих пор выращивают первобытно- общины строем.А как же целина,трактора ,комбайны ,удобрения ? lol Надо к ним клан Ткачёвых запустить.
    1. 0
      1 октября 2023 19:03
      Цитата: tralflot1832
      паханное,8,7 ц/ га это как - они пшеницу до сих пор выращивают первобытно- общины строем.

      Ну так зона рискованного земледелия...
      Хотя в 2022 всё очень неплохо было
      В 2022 году в Казахстане намолотили 22,8 млн тонн зерна в бункерном весе при средней урожайности в 14,2 ц/га. Это на 26% больше, чем в прошлом году.

      При этом более 80% собранного зерна - высокого качества, отмечали в Минсельхозе

      А вот в 2023 году беда с погодой
      Что касается урожая, то трехнедельный простой привел, по предварительным оценкам фермеров, к потере половины и без того скудного объема. То есть, если хозяйства в Акмолинской области до прихода непогоды намолачивали 9 ц/га, то сейчас это 4-5 ц/га. Таким образом, ожидаемый урожай продовольственной пшеницы в Казахстане в 2023 году — на уровне 6-7 млн тонн (против ранее прогнозируемых 14 млн тонн). Вкупе с 3 млн тонн переходящих остатков страна будет иметь на сезон 9-10 млн тонн пшеницы 2,3 и 4 классов. Для сравнения, в прошлом сезоне Казахстан только на экспорт отправил 9,5 млн тонн пшеницы и муки в зерновом эквиваленте. Еще 4 млн тонн — собственная потребность страны на муку и семена»,
      1. 0
        1 октября 2023 19:50
        Я в курсе что на 30 сентября в Казахстане намолочено 7,6 млн тонн пшеницы и что она 50/50 фуражная.И в курсе " дырявых" запретов на экспорт зерновых из России.Кто побогаче в Казахстане тому можно.Транзит наших зерновых через Казахстан разрешён и это не плохо.
  8. 0
    2 октября 2023 03:44
    Ну так-то на просторах СНГ американцы не в первый раз продвигают свои интересы на плечах европейцев.
    А потом наступает момент, когда еэсовцев, посылают куда подальше..
    И те, в лучшем случае, остаются ни с чем.
    Это в лучшем.
    1. 0
      2 октября 2023 03:47
      ЕС в ЦА точно сейчас посылать не будут, просто потому, что Китай принципиально не будет против сотрудничать там. А вот насколько производителям ЕС удастся там самодеятельностью заниматься, это вопрос открытый. Но посылать не будут - зачем?
      1. 0
        2 октября 2023 04:04
        Я может не совсем корректно выразил свою мысль.
        Вспомнились слова Нуланд про мнение ЕС.
        Имелось ввиду, что европейцам не дадут установить там своего, сколь либо серьёзного, политического влияния.
        Но будут продвигать своё через них.
        1. +1
          2 октября 2023 04:09
          А, это конечно. Влияния не будет. Им дают возможность даже не получить, а ощутить саму возможность получения дополнительного дохода от работы в ЦА. Речь идет именно о производстве, а не о сырьевиках. У производства изымают "излишки", поэтому ЕС такой отдушиной воспользуются, ну а США сосредоточатся на других направлениях, подключаясь по ситуации.
          1. 0
            2 октября 2023 08:28
            Казахстан подписал соглашение о инвестициях в размере 1,4 млрд в сфере редкоземельных металлов, это разве не западные сырьевики будут делать бизнес,
            1. 0
              2 октября 2023 09:59
              Речь идет именно о том, какие изменения связаны с форматом С5, а соглашения, о которых вы пишете, хоть к ним и приурочены, но не являются следствием именно формата переговорного. Как и переговоры по газу туркменскому. Их и так вели и ведут. Просто это удобный способ заявить о масштабе разом.
              ЦА от ЕС ждет рабочие места в промке.
              Это тоже самое, что у нас годами обсуждают "газ в ЕС", вынимая из обзоров, что только с ФРГ было сделано 6,6тыс СП. Выхлопа в медиа разового больше, плюс можно сразу "в геополитику". Так что winked
              1. 0
                2 октября 2023 10:29
                ЦА находится между КНР и нами - логистика устоявшиеся десятилетиями.Посмотрим какие плюшки предложит КНР .Что то Туркменистан не богатеет от газовых контрактов с Китаем.Что то они там намудрили ранее.
                1. 0
                  2 октября 2023 10:37
                  Так вообще-то как раз Китай и хотел эту логистику в ЕС через ЦА усилить и углубить. Предложения Китай дал весной в Сиане и пока по масштабу они вне конкуренции.
                  А Туркмения - ну так просто банально все съели, брали ведь больше авансами.
                  1. 0
                    2 октября 2023 10:42
                    Вы в курсе ,что баимское месторождение меди должны разрабатывать казахи- англичане и они должны были оплатить постройку двух атомных ледоколов,шестой и седьмой?И Росатом на это месторождение завязан - плавучими атомными станциями ,типа Михаил Ломоносов.
                    1. 0
                      2 октября 2023 15:42
                      Да там один за другим геморой с этим долгостроем. Но только не совсем понятно, что вы имели ввиду, приводя его. Потому что к программе, что согласовывают ЦА и Берлин это имеет опосредованное отношение. Нет, при желании можно было бы развернуть и такую модель, при которой даже Баим увязать. Можно, только не уверен, что это правильно winked
  9. -1
    3 октября 2023 11:47
    Цитата: Luminman
    куда это дергаются страны Средней или как сейчас они называются - Центральной Азии?


    Страны Туркестана (Туркестанского военного округа- так говорили когда- то) никуда не денутся.
    Их ресурсы и так почти на 100% принадлежат Западу и Китаю.

    А население, переезжает (с лёгкой руки наших упырей-чинуш) к нам, в Россию.

    Поэтому, нам повышают пенсионный возраст, чтобы платить пенсии мигрантам, поэтому у нас тотальная мигрантская преступность во всех уголках страны.

    Туркестанские баи и так повернулись к Путину спиной, а теперь вообще, открыто презирают его, требуют что- бы Россия принимала ещё больше мигрантов, уважала их традиции, культуру, и.т.п.