Теория и практика популярных советских журналов

35
Теория и практика популярных советских журналов
Квадратики с изображением различной техники на долгое время стали визитной карточкой обложки советского журнала «Моделист-конструктор». Глядя на них можно было сразу сказать, о чем будет номер журнала. Удобно это было…


«Вижу, что вам не были чужды
советские журналы «Техника молодёжи»,
«Моделист-конструктор», «Юный техник»,
«Наука и жизнь» и вам было ведомо,
как соединить две металлические детали
при помощи паяльника...»

ROSS 42 (Юрий Васильевич)

Воспоминания о минувших временах. В предыдущих материалах этого цикла уже шла речь о той пользе, которую приносили советские научно-популярные журналы. Но вот чем они и как помогали конкретно, тут опыт у каждого, наверное, был разный. Кому-то они помогали больше, кому-то меньше, хотя по-любому играли положительную роль.



Так уж получилось, что мне в наследство от родственников, переехавших в другой город, досталась целая куча журналов «Техника-молодежи», «Юный-техник» и «Юный натуралист» за самый конец 50-х годов. И хотя до 1962 года сам я ничего не читал, даже от просмотра в них иллюстраций получал огромное удовольствие. А еще дед мой выписывал журнал «Огонек». И было так, что в одном из них была фотография кубинских солдат с чешскими автоматами ZB с магазином в пистолетной рукоятке.


В журнале «Техника-молодежи» № 6 за 1957 год начал печататься роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». И хотя сам этот журнал попал ко мне в руки лишь где-то осенью 1963 года, интереснее он от этого ничуть не стал!

А мы, мальчишки с улицы Пролетарской, в то время главным источником информации имели кино и телевизор. Но свое самодельное оружие делали на основе там увиденного. То есть «немецкий автомат с ручкой и палочкой», «русский автомат с диском».

И тут вдруг я заявляюсь на очередную «войнушку» с автоматом с «одной палочкой». «Так не бывает!» – тут же закричали «двухпалочные» и «барабанщики» и… Я прямо-таки с ликованием в душе повел их к себе во двор и вынес на крыльцо журнал с этим цветным фото.

Как говорится – против лома нет приема. Пришлось ребятам с моим «кубинским автоматом» смириться!


Продолжение «Туманности…» роман «Час Быка» тоже увидел свет на страницах «Техники-молодежи», № 11 – 1968 г.

В 1964 году старые журналы я все просмотрел, прочитал и попросил маму выписать мне «Ю-Т», затем я уже сам начал покупать в газетном киоске журналы «Моделист-конструктор», «Горизонты техники для детей» (польский), «Малый моделяж» (польский), а где-то в 1968 году мне уже выписали и «Технику-молодежи».


В этом же номере печатался материал про НЛО…

Самое интересное, что мне очень нравились изображения и описания тамошних самоделок, но… я практически не одну даже не попытался повторить. Все время мне чего-то для этого не хватало. То материалов подходящих не было, то инструменты были «не те». Словом, ситуация с этим журналом была такая: видит око, да зуб неймет.

Вот ТВ-передача московского телевидения «Сто затей двух друзей» была мне полностью по силам. И фотоаппарат из спичечного коробка, и модели кораблей, опять же, из спичечных коробков, оклеенных цветной бумагой – все это было сделано, и не раз.

Даже аэроплан «Илья Муромец» из спичечных коробков и тот был сделан, и более того, весь оклеен «серебряными бумажками» от шоколадных конфет. Стойки крыльев были из спичек, так что в целом самоделка для игры получилась, хотя моделью «это», конечно, назвать было нельзя.

Но нельзя и сказать, что «Юный техник» не принес мне никакой конкретной, практической пользы. Принес и ещё какую!


Очень нравились рисунки и фотографии самоделок, печатавшиеся на страницах «ЮТ». Все время мечтал сделать такие же. Но… не делал. Все время что-нибудь мешало! Вот такая стационарная ракета описывалась в номере 4 за 1965 год…


А было так, что в номере 4 за 1965 год я прочитал о том, как изготовить гидравлический экзаменатор. Вот он какой – на странице из этого журнала внизу…


Продолжение рассказа про «экзаменатор»

Помнится, этот материал просто тягостно поразил мое воображение, и мне захотелось его сделать, но… почему-то я его не сделал.

И вот прошло много лет, оказался я на работе в сельской школе и в 1978 году вспомнил про этот материал. И на основе этой разработки сделал свой собственный «электронный экзаменатор». В нем было пять колонок для вопросов, по пять вопросов в каждой. Пять цветных лампочек соответствовали оценкам от 1 до 5. Нужно было выбрать один правильный ответ среди 5.

Использовать мы его стали на уроках истории, физики, иностранного языка. Написал я о нем в местную районную газету, потом в областную, затем в «Советскую Россию».

Ну и понятно, когда меня принимали в партию, то это мне тоже засчиталось. Так что пользу мне эта статья в «ЮТ» принесла очевидную и несомненную!


Очень интересный рассказ Анджея Чеховича «Правда об электрах» тоже был опубликован в «ЮТ» номер 3 за 1967 год, стр. 38

В журнале «Техника-Молодежи» лишь однажды были даны выкройки из бумаги для изготовления модели танка Т-28. Непонятно, каким чудом их занесло на его страницы, но так было. Хотя и один раз.

И опять-таки – делать я его не делал, но воспользовался проекциями исторической серии, когда в 1980 году делал на Всесоюзный конкурс на лучшую игрушку модель танка «Борец за свободу». Как-никак третье место модель там получила. И премию 150 рублей.

Но зато этот журнал был для меня неисчерпаемым источником информации о… пришельцах из космоса. «Баальбекская веранда» и «плато Наска» – все статьи из «Антологии таинственных случаев» я буквально проглатывал. И больше того – вырезал и подшивал.

В итоге накопил материалов на интереснейшую лекцию, которую и стал читать по линии ОК ВЛКСМ с лета 1975 года. Причем я же ничего не выдумывал! Все, о чем шла речь, было опубликовано в журнале ЦК КЛКСМ, а печатное слово в СССР очень уважали.

Единственно, что я себе позволял, так это ответ на вопрос о том, а где же эти пришельцы находятся сейчас. Когда меня об этом спрашивали, я замогильным голосом отвечал: «Мы ещё летим обратно!»

Однако столь скрупулезный сбор материала по теме сыграл со мной скверную шутку.

Заметил, что число контактов с пришельцами из космоса растет с каждым годом, но все они какие-то странные, а сами пришельцы – разные до безобразия и двух одинаковых среди них практически не встречается. То есть, можно подумать, что у нас пасется их целое стадо со всей Галактики, чего, разумеется, просто не может быть. А раз так, то все это «бред сивой кобылы». В итоге в пришельцах я разуверился и больше лекций о них никогда не читал.


Вот такие статьи, например, можно было запросто брать оттуда, своими словами близко к тексту пересказывать – вот тебе и готовая лекция!


Статья о доисторических пришельцах на Земле…

Но опять-таки, «Т-М» мне очень даже пригодился в сельской школе.

Понадобилось оформлять класс. А как? Чем? Вот я и придумал нарезать историческую серию «Т-М», посвященную советским тракторам и сделать на основе этих иллюстраций стенд. И оказался он более чем к месту, и всех посещающих и инспектирующих он очень даже радовал. То есть вроде бы мелочь, но приятно.


Очень хотелось поучаствовать в конкурсе «Космос», о котором «Моделист-конструктор» писал постоянно. И… когда стал работать на ОблСЮТ, мне это удалось!

Журнал «Моделист-конструктор» – какая от него была практическая польза, кроме информирования?

Купил первый же номер и… тут же начал делать модель глиссера, чертежи которого там давались. И вроде бы простой он был, но сделать его я так и не сумел.


Первый купленный номер «Моделиста» был зачитан буквально до дыр!

Но зато он стал первым журналом, где вышла моя статья. Вторая… Первую не напечатали.

Посвящена она была моделям кораблей из пластилина. Дело в том, что в 10-м классе я вместе с одним своим товарищем сделал чуть ли не метровые модели пластилиновых кораблей, и мы устроили с ними сражение на реке. Один имитировал линкор «Куин Элизабет», другой – «Бисмарк». Стреляли мы по ним из выточенной на токарном станке пушки шариками от подшипников (это были снаряды) и торпедами (карандаши).

«Сражение» было очень интересным, фиксировалось на фотопленку, и закончилось взрывом «пороховых погребов» на «Бисмарке», который в результате и утонул. И вот увидела в сенях нашего старого дома этот корабль моя молодая жена, очень удивилась, что он из пластилина, и… первая предложила мне о нем написать в «М-К». И я ей продиктовал текст, а она его очень четким почерком переписала. Но… надо было перепечатать, а нам это в голову не пришло. Приложили фото, я начертил схемы и технологию изготовления.

Мне ответили, что «статья передана рецензенту», и на этом все и закончилось. Вот так моя попытка 1975 года и не удалась. Но зато стала успешной попытка в 1980…

Ну а потом там был опубликован уже целый ряд статей, то есть с него мне был вполне приличный заработок, хотя и не частый.


Ну, а приложение к «Юному-технику» стало «моим журналом» надолго. Сейчас уже и не вспомнить, сколько там было опубликовано моих самоделок

Ну а как итог, могу сказать, что роль всех этих журналов в то время просто трудно переоценить. Даже в тех случаях когда по ним ничего человек не делал, вот как я, например, они давали много сведений, пищу для размышлений и развития интеллекта.

Наличие таких журналов создавало такую прекрасную развивающую среду, так что ребенок, имея их, особо и не нуждался в том, чтобы получать какую-то ещё информацию дополнительно.

Важно, что и сегодня интересные детям журналы востребованы. Сужу об этом по тому, что вижу в соседней с моим домом Областной детской и юношеской библиотеке. Там выписывается довольно много журналов периодики, включая такой журнал, как «Мир техники для детей». Дети приходят читать его туда постоянно.

Спрашивал их, почему они не попросят выписать его им на дом. А мне отвечают, что… родители им говорят «нечего дом замусоривать». «Хочешь читать – ходи в библиотеку!» «Нет денег». Причем на покупку мобильного (и дорогого!) телефона деньги у них есть, а вот на развивающий детский журнал – нет!

Плоды такого «воспитания» этим людям еще доведется пожать, ну а пока умненькие дети читают журналы в библиотеке, а глупые пялятся в один только лишь экран своего мобильного. Однако этого для развития интеллекта явно мало.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    14 октября 2023 04:48
    Уважаемый Вячеслав. Отец выписывал "Наука и Жизнь", а мне ЮТ и ТМ. Сегодня Вы с утра ненадолго вернули меня в детство. Вспомнил, как ждал почтальона, как предвкушал и выбирал время, чтобы открыть первую страницу.
    Вы правы, что детям нужна развивающая среда и главное нужно привить тот романтизм и фантазию, которая была у нас. Но видимо так устроена психология, что когда много информации и она легкодоступная - у детей пропадает азарт и стремление к поиску. Поэтому современной молодежи мало просто дать литературу, нужно прививать вкус. Научить не искать, а фильтровать полезную информацию. А нам же повезло, мы росли во время дефицита информации и каждая новость, статья, фантастический рассказ, изобретение и открытие были ценными.
    Возможно я и Ваши статьи читал. И вот через столько лет, вновь прочел еще одну. Спасибо, что дали вспомнить то время. Когда папа был жив, когда солнце было ярче.. Спасибо!
    1. +6
      14 октября 2023 07:18
      Когда у нас начнётся реиндустриализация, снова будет «время дефицита информации», так как творчество – это создание новой информации. А для потребителя достаточно информации на ценниках в магазине, на авито. Огромная информация интернета работает как-то на индивидуальном уровне, а системно на коллективном успешно «модерируется» до «пианиссимо».
  2. +7
    14 октября 2023 04:51
    Ещё в данных журналах были великолепные иллюстрации, особенно к художественным произведениям, особенно в Технике Молодёжи и в Уральском Следопыте. Прям засматривались.
  3. +11
    14 октября 2023 06:44
    Это пожалуй первый случай,когда я полностью соглашусь с автором.Я был трудолюбив,но вот усидчивости мне не хватало. Я всегда завидовал людям,которые могли сделать своими руками модель,либо что то из мебели.Знакомый мой хирург занимался резьбой по дереву. Он говорил мне,что это помогает ему в работе.Только к 40 годам я полностью ушел в радиодело.Было потеряно половина моей жизни. Что ни говори-если человек может что то сделать своими руками-это уже человек,который состоялся.
  4. +8
    14 октября 2023 07:08
    Автор, в который раз дает возможность читателю окунуться в свое детство (мое - середина 50-х - 60-е года). По моей просьбе родители, как и многим другим в то время выписывали журналы "Юный техник" и конечно "Техника молодежи". Последний подкупал своими тематическими вкладками стрелкового оружия, танков, самолетов. С фантастикой было проще, т.к. хорошие отношения с библиотекарем в школе и городской библиотеках позвали получать требуемые книги после их сдачи другими читателями. Да, было время.
  5. +7
    14 октября 2023 07:28
    Хороший экскурс в прошлое. Все эти иллюстрации помню, некоторые журналы даже остались. По поводу "экзаменаторов" -
    и в 1978 году вспомнил про этот материал. И на основе этой разработки сделал свой собственный «электронный экзаменатор»
    В самом начале 60-х, в 1962 году, если конкретнее, в магазине продавались "электронные викторины", весьма дёшево. т. к. состояли из батарейки с лампочкой и контактов, сверху накладывался лист с вопросами. При попадании щупом на правильный ответ, загоралась лампочка. Год запомнил потому, что именно тогда летом ездил в Наманган к родственникам.
    1. +7
      14 октября 2023 08:04
      Авиатор , был такой , был и у нас в семье . Но думаю несколько позже мы его купили . Фантастика того времени . Очень развивал детей , и было конечно интересно как такое работает . К сожалению мало листов с вопросами было . Как все изучили интерес пропал . Спасибо и автору за экскурс в детство .
      1. +4
        14 октября 2023 08:19
        Цитата: Кузнец 55
        Как все изучили интерес пропал .

        И у меня!
    2. +9
      14 октября 2023 08:13
      Цитата: Авиатор_
      в магазине продавались "электронные викторины"

      Кажется, во втором классе мне соседи подарили ставший уже ненужным их сыну старый немецкий конструктор Юный электрик. В наборе было все - эл.двигатель, реостат, эл.звонок, розетки и вилки, рубильники и переключатели, соединительные провода и крокодильчики, какие-то приборы для замера вольтажа и сопротивления, набор лампочек и что-то еще, чего я уже не упомню. И все это было миниатюрное и работало от одной батареи. Был даже генератор, который надо было крутить вручную, чтобы он вырабатывал ток. И конечно же, инструкция, где подробно описывался каждый прибор и как его надо подключать. Вот в это время я и узнал, что есть параллельное и последовательное подключения, что такое генератор и многое другое.

      П. С. Зашли как-то с маленьким внучком в отдел детского мира и ничего подобного я там не увидел, одно развлекательное барахло и совершенно ничего такого, что вело бы к хоть каким-то накоплениям практических знаний...
      1. +4
        14 октября 2023 08:20
        Цитата: Luminman
        одно развлекательное барахло и совершенно ничего такого, что вело бы к хоть каким-то накоплениям практических знаний...

        Сейчас похожие наборы-конструкторы есть на Али-Экспрессе!
      2. +3
        14 октября 2023 16:00
        старый немецкий конструктор Юный электрик.
        В моё время (60-е года) у меня был набор "Электротехника в 200 опытах" ленинградского производства . Очень интересный набор - делалось всё - электрический фонарь, электродвигатель, реле, звонок, даже трансформатор (использовался прерывистый ток от батарейки). Великолепная вещь.
      3. +5
        14 октября 2023 18:08
        Цитата: Luminman
        старый немецкий конструктор Юный электрик. В наборе было все - эл.двигатель, реостат, эл.звонок, розетки и вилки, рубильники и переключатели, соединительные провода и крокодильчики, какие-то приборы для замера вольтажа и сопротивления, набор лампочек и что-то еще, чего я уже не упомню. И все это было миниатюрное и работало от одной батареи. Был даже генератор, который надо было крутить вручную, чтобы он вырабатывал ток.

        А за океаном продавался другой ДЕТСКИЙ набор.

        Все было в нем нормально, кроме содержимого...
        Но самым странным стал поступивший в продажу в середине XX века набор «Gilbert U-238», с четырьмя типами образцов урана. В набор входили счетчик Гейгера и камера Вильсона регистрирующая следы заряженных частиц.
        1. +3
          14 октября 2023 18:45
          Цитата: Альф
          Все было в нем нормально, кроме содержимого

          Да, это уже серьезно! Готовили мир к Апокалипсису... wink
          1. +3
            14 октября 2023 18:49
            Цитата: Luminman
            Готовили мир к Апокалипсису..

            Увы, все гораздо прозаичнее и шкурнее.
            Производитель информировал юных американцев о том, что если они, используя полученные навыки, найдут залежи урана, правительство США отвалит им кучу баксов. Заработанный честно гонорар с лихвой компенсирует их родителям $50 потраченные на покупку набора «Gilbert U-238».
            1. 0
              14 октября 2023 21:08
              В итоге там один школьник сделал в гараже атомный реактор и панику навел на все окрестности!
    3. +3
      14 октября 2023 08:18
      Цитата: Авиатор_
      В самом начале 60-х, в 1962 году, если конкретнее, в магазине продавались "электронные викторины", весьма дёшево. т. к. состояли из батарейки с лампочкой и контактов, сверху накладывался лист с вопросами.

      У меня, Андрей, как раз был такой и очень меня радовал. Но плоская батарейка быстро заканчивалась. А купить было трудновато.
      1. -1
        14 октября 2023 16:03
        А купить было трудновато.
        Да что это за "чёрная дыра" - город Пенза? В Оренбурге, Куйбышеве и Намангане батарейка КБСЛ (4,5 В) продавалась за 17 копеек.
        1. 0
          14 октября 2023 18:15
          Цитата: Авиатор_
          А купить было трудновато.
          Да что это за "чёрная дыра" - город Пенза? В Оренбурге, Куйбышеве и Намангане батарейка КБСЛ (4,5 В) продавалась за 17 копеек.

          Да продавались, конечно. Но периодически исчезали. А то лежали навалом.
  6. +3
    14 октября 2023 09:12
    Дело в том, что в 10-м классе я вместе с одним своим товарищем сделал чуть ли не метровые модели пластилиновых кораблей, и мы устроили с ними сражение на реке. Один имитировал линкор «Куин Элизабет», другой – «Бисмарк». Стреляли мы по ним из выточенной на токарном станке пушки шариками от подшипников (это были снаряды) и торпедами (карандаши).

    Тоже делали, но парусники, по выкройкам из "Малого моделяжа". И тоже сражались в пруде. И тоже стреляли такими же шариками, но спичечной серой из пушек, сделанных из гильз. Правда классе в 5-6, а в 10 уже делали полноценные модели в кружке.
    Что интересно, что ю-туба не было, а идеи активно расходились.
  7. +2
    14 октября 2023 10:49
    "Во время оно" - с удовольствием читал переводной польский журнал "Горизонты техники для детей". Высокий евро-уровень.

    А к отечественным детским изданиям имел предубеждение.

    Один раз отправил в детский журнал свой рисунок и получил абсолютно идиотский отзыв :" изображенная на рисунке классная доска слишком тёмного цвета и поэтому мы не можем разместить твой рисунок в журнале". Можно подумать, что рецензент побывал в нашей классной комнате......

    Притом, что в журнале помещали откровенно примитивные детские рисунки, написанные так, как курица написала бы лапой.
  8. +7
    14 октября 2023 11:31
    Я бы к серии градообразующих (формирующих личность журналов) добавил "Науку и жизнь", "Вокруг света" и конечно приложение к нему "Искатель".
    Для меня источником старых журналов был школьный сарай с собранной пионэрами макулатурой.
    Оттуда же мне стало очевидно, как у нас плохо с внедрением идей... попался по руку "НиЖ" 64 года, в котром в рубрике новостей науки и изобретательства было описано, как наш советский изобретатель придумал шаговый электродвигатель на пьезоэлементах с высоким КПД, и я законно ожидал, что такие "моторчики" в 70-е годы уже должны бы появиться у нас в игрушках, или хотя бы в бытовой технике.
    Увы, увидел я их только в японских видиках и дисководах только уже в 90-е годы.
    1. +8
      14 октября 2023 13:20
      Увы , "Наука и жизнь" последние годы здорово просела ,превратившись в какое-то подобие журнала "Вокруг света" по тематике статей (я имею ввиду что стало больше обзорных ,природоописывающих или исторических и меньше научно-технических вещей). Да и цена на журнал пошла откровенно безобразная , в научной ценности он здорово просел , с популярно-обывательской всухую проиграл "Популярной механике" (ныне Техинсайдер) .
      Периодически листаю старую (70-80) подшивку НиЖа и "Химии и Жизни" - там абсолютно другой уровень подачи , то что раньше заливали в один выпуск сейчас заливают с 2-3.
  9. +9
    14 октября 2023 13:15
    Привитие тяги к изобретательству и полету мысли - это для нашей страны важнейшая задача сейчас,если мы хотим быть актуальны в 21 веке. Сейчас то что прививается с экранов - безумно приземлено , обществу навязывается бесконечная канва из одноразовых сериалов про преступников,полицейских и ищущих счастье доярок , в перерывах между которыми идут абсолютно пустые "аналитические" передачи типа "говорильня" или еще более примитивные ток-шоу ,все также далекие от полета мысли и засасывающие человека в бытовуху и низкопробщину.
    Даже в 90х была целая плеяда передач про самоделки - сейчас же полный вакуум.

    Да что говорить, само общество пропиталось потребительством с его тягой найти готовое решение .
    Не представляю как бы мы стали выращивать новых Королёвых в таких условиях ...

    Понимаю что сейчас "другое время" и аудитория у ТВ другая , но в принципе проблема ужасающей приземленности нашего общества - это проблема ! Я не вижу что на гос.уровне с этим ведется работа ,скорее даже наоборот.
    1. +1
      14 октября 2023 14:11
      Даже в 90х была целая плеяда передач про самоделки - сейчас же полный вакуум.

      Потому, что ТВ сейчас уронило уровень, вслед за упавшим уровнем смотрящих его организмов. На ю-тубе есть всё и даже немножко больше.
      В том числе и ТВ, которое можно смотреть когда и как удобно.
      1. +2
        14 октября 2023 18:10
        Цитата: ИванИванычИванов
        На ю-тубе есть всё и даже немножко больше.

        Да, там при желании можно найти абсолютно все. Но хочется чтобы и в ТВ Там же включил и идет. А тут надо искать...
        1. +1
          15 октября 2023 10:41
          Некоторым просто не нужно, чтобы им в рот жвачку совали - они сами могут взять еду. Хвала Макаронному Монстру, таких всё больше, не приученных, чтобы им *** на вилах в рот закидывали.
    2. +2
      14 октября 2023 18:13
      Цитата: Knell Wardenheart
      Я не вижу что на гос.уровне с этим ведется работа ,скорее даже наоборот.

      Видимо кто-то наверху прочитал, что прогресс в науке и технике движут всего 2% населения. И что они будут своё делать в любых условиях. Ну... вот и вывод...
  10. +7
    14 октября 2023 14:19
    Сколько же было собрано всяческих моделей и макетов! И сколько же их было угроблено в процессе натурных испытаний! Самоходный катер с электрическим движком и символическим названием "Утюг" я помню до сих пор. А снегоход на базе велосипеда "Сура"? Как все же прекрасно было мое советское детство, благодаря этим журналам и людям, которые их делали!
  11. +4
    14 октября 2023 20:48
    Вот такая стационарная ракета описывалась в номере 4 за 1965 год…

    Просто зацепило...
    PS Про "Химию и жизнь" никто и не вспомнил! А это был шикарный журнал! А какая там фантастика публиковалась в каждом номере! Чего стоит один только Рей Бредбери "Я пою электрическое тело"...
    1. +2
      15 октября 2023 11:29
      Отчего-ж,вспомнил чуть выше , до сих пор подшивки конца Брежневской эпохи лежат. Журнал был огонь ,ни тебе рекламы ,ни тебе воды,статьи содержательные - не то что сейчас .
  12. +1
    15 октября 2023 15:25
    Спасибо автору, замечательный цикл статей. Родители выписывали мне ЮТ, юный натуралист, зачитывался ими до дыр. Соседские ребята на даче рылись в гараже своего деда, и нашли ВСЕ выпуски журнала За рулём с самого первого! Вот это был подарок судьбы!!!! good а конструкторов разных было у меня великое множество, конечно помогли в развитии. Автору респект за погружение в детство hi
  13. +1
    15 октября 2023 15:26
    Спасибо автору, замечательный цикл статей. Родители выписывали мне ЮТ, юный натуралист, зачитывался ими до дыр. Соседские ребята на даче рылись в гараже своего деда, и нашли ВСЕ выпуски журнала За рулём с самого первого! Вот это был подарок судьбы!!!! good а конструкторов разных было у меня великое множество, конечно помогли в развитии. Автору респект за погружение в детство hi
  14. +2
    16 октября 2023 14:56
    В СССР издавалось более 20 технических журналов, средний уровень тех. грамотности советских людей был всегда намного выше, чем у иностранцев.
    У меня на полке тоже 2 подшивки: Автомобильная промышленность начиная с №1 за 1946 г. и Автомобильный транспорт начиная с 1956 г.
    Спас их от уничтожения при ликвидации тех. библиотеки одного быв. советского института
  15. +1
    16 октября 2023 20:39
    Я вырос на "ТМ" и "Наука и жизнь". Самый расцвет "ТМ" был, ИМХО, во времена Захарченко. Прекрасные тексты сопровождались великолепными иллюстрациями.... Ностальгия...
  16. +1
    20 октября 2023 09:34
    Эх, прочитал и прослезился. Столько нахлынуло воспоминаний. Я тоже выписывал эти журналы, да много их было.