Древнегерманская воинская этика как исток кодекса чести рыцарей Средневековья

87
Древнегерманская воинская этика как исток кодекса чести рыцарей Средневековья

Рыцарство неразрывно связано как с миром войн и конных воинов, так и с понятием «аристократия», ибо рыцари обычно были людьми благородного происхождения. Британский историк Морис Кин отмечает, что рыцарство может быть определено как некий этос, в котором воедино сплавлены военные, аристократические и религиозные составляющие [1]. Рыцарство обозначало кодекс и культуру военного сословия, рассматривавшего войну как свою наследственную профессию.

Одна из особенностей западноевропейского рыцарства заключается в том, что воинское ремесло стало предметом интенсивного идеологического возвышения – «пути наверх» для рыцарей, не знавших иной карьеры, кроме военной, просто не существовало. По этой причине стихия войны несла профессиональным воинам не только неизбежные страдания и лишения, но и значительные возможности для продвижения по социальной лестнице. Война превращалась для них в основное или даже единственное средство самореализации с детских лет и до конца жизни [2].



В науке сложилось мнение, что основными истоками политико-правовой культуры Средневековья являлись, во-первых, римское право, сохранявшее свой огромный авторитет, и, во-вторых, каноническое право, основанное на христианской догматике. Однако не следует забывать о самом главном истоке – древнегерманских военных традициях с их акцентом на личной свободе и достоинстве вооружённого человека («праве меча» и обычая, в отличие от «писанного права»). Культура рыцарства как социально доминировавшего сословия эпохи Средневековья базировалась именно на праве обычая [3].

Некоторые исследователи справедливо отмечают, что наиболее важным для рыцарской идеологии являлись языческие традиции древних германцев. Ведь идея рыцарства ведёт своё происхождение от традиций германских племенных образований эпохи военной демократии.

В данном материале мы рассмотрим вопросы, связанные с происхождением рыцарской идеологии, рыцарских добродетелей и их связью с древнегерманской воинской этикой.

О кодексе чести рыцаря



Рыцарственность – это по сути своей светский кодекс чести высшего сословия, ориентированного на войну. Своими христианскими мотивами он был обязан тому, что эти социальные группы действовали внутри создававшегося христианского общества, где христианский культ был основой социальной и религиозной жизни. Рыцарственность процветала в период с середины XII до середины XVI века как этос доминирующего светского сословия христианской Европы, и её характерные внешние формы соответствовали общественным, политическим и культурным условиям тех времён [1].

Рыцарство – как оно описано в средневековых трактатах – это определённый образ жизни, в котором мы можем различить три основных аспекта: военный, аристократический и религиозный. Аристократический аспект рыцарства связан не только с происхождением; он связан с той, самой главной, функцией рыцарства и той шкалой ценностей, согласно которым знатность прежде всего зависит от самоценности того или иного человека, а не только от его родовитости [1].

«Кодекс чести рыцаря» – особое явление в европейской культуре, возникшее в X веке. Истинно рыцарскими добродетелями, по-старофранцузски называемыми «largesse» (условно «широта души») и «courtoisie» («куртуазность»), считались воинская доблесть, чувство чести, верность, умеренность и щедрость. Кодекс рыцарской чести также предполагал в качестве непреложного правила поведения верность слову. Рыцарские сообщества, группировавшиеся в ордена, братства, осмысливали свой групповой интерес через призму долга верности слову.

Воинская доблесть в средневековом понимании рассматривалась как

«способность броситься, не колеблясь, навстречу опасности, ведя при этом бой по всем правилам чести, не прибегая к недозволенным приёмам и уловкам.»

Приоритет «воинской доблести» над другими добродетелями в «кодексе чести рыцаря» был вызван особой актуальностью военных действий – основной на то время сферы проявления данного качества [5].

Если рыцарь вдруг вёл себя недостойно, забывая избранный прототип и нарушая кодекс чести, то это не всегда сходило ему с рук. Практиковался особый обряд «разжалования рыцаря». Об этом, в частности, пишет французский историк Мишель Пастуро. Запятнавшего себя возводили на эшафот, помещали верхом на бревно, голову обливали горячей водой, чтобы «смыть» прежнее посвящение, а оружие и щит ломали и топтали ногами. В таком виде обряд сложился к началу XIV века [6].

Морис Кин отмечает, что рыцарство возникло и было вскормлено во Франции, однако окончательную форму свою обрело именно в общеевропейском контексте. Оно получило распространение как некий единый этос воинского сословия, идентифицируемого, с одной стороны, мастерством конных воинов, а с другой – сочетанием чрезвычайно горделивого отношения к своим предкам с традицией верной службы своему сеньору [1].

Во французской средневековой литературе эпического содержания такие рыцарские добродетели, как доблесть, верность, великодушие и щедрость, воспринимались как стереотипы благородного (рыцарского) поведения. Однако эти светские качества уже составляют основные черты героя более древней германской литературы, корни которой уходят в дохристианское прошлое. Например, это главные добродетели в обществе воинов, которое изображено в англосаксонском эпосе «Беовульф».

Этика рыцарства во многом вела своё происхождение от древнегерманской воинской этики. Именно благодаря древней и глубоко укоренившейся воинской мечте о славе и признании никакие проповеди или религиозные учения не сумели сбить воинский задор, свойственный идеальному рыцарю, ибо, как говорил Тацит, когда писал о древних германцах и их жажде битвы, «renown is easiest won among perils» («славы легче всего добиться в момент опасности») [Tacitus, Germania].

Германские воинские традиции как исток рыцарства



Не только книги XIX века о Средних веках и рыцарстве, но даже крупные новейшие исследования, такие как труды Франко Кардини и Жана Флори, начинают с древней Германии или не обходят её вниманием. Это неудивительно, ведь именно германское общество предвосхищает средневековое рыцарство.

Российский историк, специалист в области скандинавистики Александр Хлевов отмечает, что многочисленные факты позволяют утверждать, что племена германцев, проходя свойственную всем ранним обществам стадию развития, окрасили её своим колоритом: выраженной идеализацией войны и преувеличенным вниманием именно к ней. Заданный вектор отразится потом в феномене средневекового европейского рыцарства [4].

Раннегерманское общество характеризовалось строгим этическим кодексом, в котором превыше всего ценились доверие, верность и мужество. Слава в древнегерманском обществе была абсолютной ценностью, а без чести жизнь для древних германцев была просто немыслима.

«Постыдно вождю уступать кому-либо в доблести, постыдно дружине не уподобляться доблестью своему вождю. А выйти живым из боя, в котором пал вождь, – бесчестье и позор на всю жизнь [7]»,

— писал Тацит об обычаях древних германцев. Именно в этом германское общество отличалось от Римской империи и предвосхищало средневековое рыцарство. Стимулом для всех была честь.

Главный источник чести и славы для древнего германца – это война. В германских обычаях она, как отмечает Франко Кардини, является священной. Бог войны Вотан (Один) существует в окружении дружины (Gefolg-schaft) – свиты доблестных мужей. Подобно ему, германский вождь, заслуживший свой авторитет доблестью, стремится во всём подражать божественному образцу и ищет достойных товарищей для своей свиты [8].

Такие термины, как «доблесть» (virtus) или даже «дерзость», «неустрашимость» (audacia) – слово, заметим, гораздо более сильное, – недостаточны, чтобы передать тот дух, с каким сражался кельт и германец античности либо раннего средневековья [8].

В представлении германского воина, приобретающего силу и агрессивность благодаря инициации, связанного через неё нерасторжимыми узами с такими же, как и он сам, воинами и прославленными вождями, вступление в воинскую семью, основанную на доблести и общности судьбы, братстве и тождественности с прежде чужими по крови, сосуществует с естественными узами рода [8].

У германцев благодаря вступлению в боевую дружину между её предводителем и рядовыми членами устанавливались отношения почти кровнородственные. Воины, входившие в такой отряд, имели полное право поддерживать порядок во владениях своего командира, как если бы принадлежали к его семье; точно так же и он имел право наводить порядок и распоряжаться в хозяйствах тех, кого вооружил и взял на содержание, а от их убийц требовал уплаты кровного долга, вергельда, согласно той ставке, которая соответствовала его собственному статусу, а отнюдь не убиенных воинов из его дружины – всё опять так, как если бы члены дружины были его родственниками. Сходные воззрения мы обнаруживаем и у рыцарства [1].

Скандинавы ходили в викингские походы, чтобы снискать себе славу, остаться в памяти потомков, а также чтобы повысить свой социальный статус. В Саге о Харальде Серая Шкура, например, говорится:

«Харальд был очень доблестным мужем. Одного человека в Швеции звали Тости, он был в той стране самым могущественным и знатным человеком из тех, кто не был конунгом или ярлом. Он был очень воинствен и постоянно ходил в походы. Его прозвали Скёглар-Тости. Харальд Гренландец примкнул к Тости и ходил с ним летом в викингский поход, и показал свою доблесть [9].»

Что касается рыцарства, то необходимыми атрибутами идеального рыцаря также являлась жажда подвигов, завоеваний, побед, стремление к славе и удаль, граничащая с безрассудством. Война для рыцарства также имела религиозный оттенок, с той лишь разницей, что древнюю языческую религию сменило христианство.

Для древних германцев юность была порой испытаний, поисков и попыток молодого воина доказать, на что он способен. Это отображено, например, в «Беовульфе», а также в германских эпических поэмах X-XI веков, написанных на латыни, например, в «Ruodlieb» и «Waltharius». Впоследствии эта тема встречается в более поздних произведениях – рыцарских романах – где юные рыцари покидают свой дом (или двор короля Артура), дабы доказать свою рыцарскую состоятельность во время небывалых приключений [1].

Многие рыцарские традиции – такие, как, например, освящение мечей – также имеют древние корни, связанные с далёким дохристианским прошлым и традициями древних германцев. Так, меч Роланда Дюрандаль имеет своего двойника в германо-скандинавском «Вальдере» (X-XI вв.) в виде меча Мимминга, выкованного великим кузнецом германо-скандинавского пантеона Виландом. А заключённые в рукоять Дюрендаля реликвии (зуб Св. Петра, волосок Св. Дионисия, клочок одежды Девы Марии) имеют свой аналог в скандинавских магических «камнях жизни», вделанных в рукояти языческих мечей [1].

Таким образом, возникновение рыцарской ментальности так или иначе связано с древнегерманской воинской традицией, германским кодексом героических ценностей.

Выводы


Итак, рыцарская культура своими корнями, с одной стороны, уходит в глубины самосознания древнегерманских народов с их культом вождя, личной верности и военной доблести, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

Идеал преданности сеньору на войне, несомненно, пришёл из германских дружин, но почитание вышестоящего лица и пылкая преданность стали нормой всей социальной жизни, нормой, которую освящала именно христианская мораль. Всё это ограничивало, в первую очередь, безудержную «рыцарскую» свободу воли [10]. От всадника требовалось не столько отличаться на войне, сколько служить, что свободолюбивым германцам было несвойственно.

Германские комитаты – дружины, связанные с вождём клятвой верности – в которые можно было вступить благодаря славе, добытой в бою предками и которые являлись братствами по оружию, являлись живой душой рыцарского средневековья. Возьмём ли мы эпический пример Роланд-Оливье или исторические свидетельства времён крестовых походов, взаимодополняемость братьев по оружию важна настолько, что можно утверждать: конкретное воплощение идеала совершенного рыцаря чаще всего обнаруживалось не в одном отдельно взятом герое, а в их паре, где они объединены оружием [8].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что идея рыцарства ведёт своё происхождение в первую очередь от древнегерманских и кельтских принципов военной демократии, построенной на принципах свободного вооружённого человека, как социальной основы общества.

В завершение следует также отметить, что особое отношение древних германцев к оружию также впоследствии нашло отражение и в рыцарстве. В частности, историк А. Хлевов отмечает следующее:

«Воин любил свое оружие, доверял ему, называл его ярким и звучным именем, ожидая помощи в бою, вероятно, прежде всего, от самого оружия, а уже во вторую очередь – от ответственного за воинский успех божества. В этом контексте непосредственным продолжением этой традиции одушевления выступает рыцарский обычай давать имена собственные мечам, копьям и другим предметам вооружения. Он, как и многие другие черты классического европейского рыцарства, уходит своими корнями именно в германскую традицию языческого периода [11].»

Использованная литература:
[1]. Морис Кин. Рыцарство. – M.: Научный мир, 2000.
[2]. Орлова Е. И. «Воспитание службой» в рыцарской культуре Европейского средневековья. // Известия Волгоградского педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». 2009. №8(42). С.8-12.
[3]. Карповский А. С. Субкультура рыцарства в контексте политической и правовой культуры Средневековой Европы : дис. канд. культурологии, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2003.
[4]. Цитата по: Хлевов А.А. Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди – СПб.: Амфора, 2008
[5]. Манухина А.О. «Отражение «кодекса чести рыцаря» в средневековом дискурсе эпохи Крестовых походов. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-kodeksa-chesti-rytsarya-v-srednevekovom-diskurse-epohi-krestovyh-pohodov-na-materiale-starofrantsuzskih-dokumentalnyh
[6]. Пастуро М. П. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / пер. с фр. М. О. Гончар; науч. ред., коммент. и послесл. Т. Д. Сергеевой; предисл. А. П. Левандовского. – М.: Молодая гвардия, 2009.
[7]. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993.
[8]. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М, Прогресс, 1987.
[9]. Сага о Харальде Серая Шкура//Стурлусон С. Круг земной – М.: Наука, 1980.
[10]. Бартелеми Д. Рыцарство от древней Германии до Франции XII века. СПб.: Евразия, 2012.
[11]. Хлевов А. А. Предвестники викингов. Северная Европа в I—VIII веках. – СПб.: Евразия, 2019.
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    16 октября 2023 05:14
    рыцарская культура своими корнями, с одной стороны, уходит в глубины самосознания древнегерманских народов с их культом вождя
    У остальных народов такой культуры не было,следовательно варвары,не благородные.. smile
    1. +21
      16 октября 2023 05:24
      Согласен Алексей, - каждый кулик хвалит свое болото!
      Роль «германской культуры» в возникновении рыцарства как такового Автором сильно гипертрофированна. Самые древние источники «Песнь о Небелунгах», устные саги скандинавов говорят противоположное - укради, обмани, убей в спину!!!
      Хрестоматийный пример «рыцарского поведения» из истории рождения государства Франков случай с вазой.
      Всем доброго дня, Коте!
      1. +16
        16 октября 2023 05:48
        Цитата: Коте пане Коханка
        укради, обмани, убей в спину!!!
        ...случай с вазой

        Есть еще один пример благородства - Теодорих убивает на пиру правителя Италии Одоакра, приглашенного туда специально, ради примерения и дружбы...
        1. +10
          16 октября 2023 07:18
          Цитата: Korsar4
          Есть еще один пример благородства - Теодорих убивает на пиру правителя Италии Одоакра,

          Если цель благородна любое действие оправдано!
          1. +4
            16 октября 2023 13:53
            В. О осторожнее с выводами "если цель благородна", где мерило благородства?
            Тут, знаете ли, очень скользко : не даром сказано :", благими намерениями, устлана дорога в ад *.
            Последний, пример :ХАМАС на уши поставил Израиль. Если ЦАХАЛовцы" обратку " двинуть это будет не однозначно понято. Как в самом Израиле, так и заграницей необнозначна будет реакция.
            Так думает мой диван
        2. +8
          16 октября 2023 09:30
          Хаттский вождь Адгандестрий предлагал римлянам отравить Арминия, и его письмо с этим предложением было зачитано в сенате, но император Тиберий отказался санкционировать коварное убийство, ответив, что «римский народ отмщает врагам, не прибегая к обману, и не тайными средствами, но открыто и силой оружия». В 21 году Арминий был убит своими приближёнными[7]; согласно Тациту — Сегестом, отцом своей жены Туснельды

          Ну - и кто из них благородный, германец или римлянин?
        3. +3
          16 октября 2023 13:56
          "ради примерения и дружбы" не фига себе "дружба" с такой "дружбой" и враги по фиг
      2. +3
        16 октября 2023 13:30
        Тёзка, день добрый. Мой диван шепчет, что автор, из " ерманцев" дюже их хвалит
    2. +6
      16 октября 2023 06:27
      Тут всё просто, если воин наделён доспехами оружием и боевым конем, то он много наделает бед, поэтому надо поставить его в рамочки, то есть придумать ему кодекс чести и так далее. У японцев для самураев был придуман Бусидо (путь воина). Но как только появилось огнестрельное оружие, то эти рыцари с их кодексами оказались никому не нужны. Савельдра это прекрасно показал в Дон Кихоте, даже более того, рыцарь превратился в посмешище. Куросава в "Семи самураях" тоже показал ненужность рыцарей (самураев), разве что крестьян защитить за рисовую похлёбку. Вот и вся философия рыцарства. what
      1. +3
        16 октября 2023 10:12
        А Сервантеса вы из авторов исключили?
    3. +3
      16 октября 2023 07:19
      Цитата: parusnik
      остальных народов

      У каких?
  2. +5
    16 октября 2023 05:27
    История с «разжалованием рыцаря» понравилась.

    Когда мы голову горячей водой моем, ничего при этом не утрачиваем? Впрочем, альтернатив не так уж и много.
  3. +9
    16 октября 2023 05:54
    автор нудно повторяется в своем восхвалении наследников варваров . Была уже его статья про ,дескать ,благородство , как об краеугольном камне всей древнегерманской культуры . Только там он ,сколько помню, восхвалял скандинавов.
  4. +6
    16 октября 2023 06:20
    Рыцарь - искаженное немецкое Ritter, что буквально значит "всадник". Французский Chevalier тоже в дословном переводе "всадник", как и испанский Caballero. Так всадники были аристократическим сословием еще в древнем Риме, в частности всадником был прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Да и в греческих Афинах, хоть и демократия и всеобщая воинская обязанность, всадники были из весьма состоятельных граждан. Неудивительно - содержание коня было недешево. Да и на противоположном конце света, в Японии, самураи были конными воинами и одновременно наследственной элитой, благородным сословием. Так что германские традиции сыграли некоторую роль в становлении рыцарства, но главной причиной возникновения рыцарства была потребность государства в конном войске. В Швейцарии говорили по-немецки, но не было кавалерии, и не было благородного сословия, хотя и Германия, и Франция с развитым благородным сословием - вот они рядом, за перевалом.
    1. 0
      17 октября 2023 02:44
      Цитата: Наган
      Рыцарь - искаженное немецкое Ritter, что буквально значит "всадник".
      Да и на противоположном конце света, в Японии, самураи были конными воинами и одновременно наследственной элитой, благородным сословием..
      Самурай не всегда "на коне" - Самурай это право владеть мечом...
      В отличии от крестьянина, которому запрещалось иметь клинковое оружие.
      В эпоху "воюющих провинций" стать самураем было достаточно просто - нужны были люди готовые воевать - восполнять потери в предыдущих сражениях.
      В эпоху "правления сегунов" стать самураем, без рождения в семье самурая, было практически невозможно - свободных мест не осталось...
      В фильмах А. Куросавы показано очень много "безлошадных" самураев, которые скитались по Ямато (Япония) в поисках пропитания - вся земля была поделена между крупными землевладельцами, которые нанимали на работу "безземельных" самураев.
  5. +13
    16 октября 2023 06:26
    Когда Ф. Кардини предложил свою комплексную теорию о том, что источником рыцарства были их предшественники варвары это выглядело свежо, актуально, интересно. Хотя уже тогда, в 80-х ХХ в., большинство историков указывали на проблемы и недочеты связанные с таким прямолинейным толкованием.
    Сегодня это совсем, спустя 40 лет, не актуально: конечно влияние безусловное, черты близкие, вожди превратились в королей и графов, но не это определяло развитие: дружина в отличие от рыцаря совершенно разные социальные институты, возникшие на разной почве и по разным причинам.
    hi
    1. +6
      16 октября 2023 07:15
      Цитата: Эдуард Ващенко
      разные социальные институты

      Но то, что "германские военные и аристократические воззрения" свою роль сыграли - несомненно. Тут и Кардини ничего нового по сути не открыл.
  6. +6
    16 октября 2023 06:46
    Замечательная статья, раскрывающая одну из версий возникновения культа рыцарства. Которую, однако, помоями облил еще Сервантес. Ибо на практике все было немного подругому...
    1. +5
      16 октября 2023 06:59
      А вот Сервантеса не стал бы огульно критиковать. Книга же гениальная. И рассуждения Дон Кихота мудры. Только обращены не к тем, кто может услышать.

      Кстати, очень нравится как Камбурова поет в фильме о Дульсинее.
      1. +5
        16 октября 2023 07:11
        А вот Сервантеса не стал бы огульно критиковать.
        В каком месте я его критикую????
        1. +6
          16 октября 2023 07:39
          Которую, однако, помоями облил еще Сервантес.


          А это поощрение или критика?
          1. +10
            16 октября 2023 08:15
            Как я могу критиковать героя Лепанто??? Правда, потом его в тюрьму посадили, за расстрату... Удивительное дело, из неудачливых мытарей вырастают великие писатели: Матфей, Сервантес, О,Генри...
            1. +6
              16 октября 2023 08:30
              Было время подумать. И отвлекающие факторы ограничивались.

              Барон Мюхгаузен из фильма это способен был оценить.
          2. +2
            16 октября 2023 10:23
            А это поощрение или критика?
            Простите,а когда критикуют губы мёдом мажут? smile
            1. +3
              16 октября 2023 11:02
              На мед осы и пчелы слететься могут.

              Я знаю, как на мёд садятся мухи,
              Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
              Я знаю книги, истины и слухи,
              Я знаю всё, но только не себя.
    2. +6
      16 октября 2023 07:11
      Цитата: 3x3zsave
      Замечательная статья, раскрывающая одну из версий возникновения культа рыцарства. Которую, однако, помоями облил еще Сервантес. Ибо на практике все было немного подругому...

      Не могу не поддержать Вас, Антон, хотя свой коммент уже написал. Очень хорошо написано. Более того, он дает мне основание в ближайшее время вернуться к средневековой теме и написать "отклик". В котором будет кое-что, сюда не попавшее.
      1. +4
        16 октября 2023 07:22
        Здравствуйте, Вячеслав Олегович! С удовольствием покритикую!
    3. +6
      16 октября 2023 10:28
      Которую, однако, помоями облил еще Сервантес. Ибо на практике все было немного подругому...

      Антон приветствую!
      Сервантес был прав, потому что писал в эпоху падения рыцарства, и его произведение было созвучно "коллективному бессознательному", чего было бы не возможно в более ранние периоды, как начала, так и рассвета рыцарства как системы.
      hi
    4. +8
      16 октября 2023 10:40
      помоями облил еще Сервантес. Ибо на практике все было немного подругому...


      Мы не должны путать рыцарство с феодальной системой . Феодальный строй можно назвать реальной жизнью того периода, о котором мы говорим, обладающего своими преимуществами и неудобствами, своими достоинствами и своими пороками. Рыцарство, напротив, представляет собой идеальный мир, каким он существовал в воображении романистов ...Чем внимательнее мы всмотримся в историю, тем яснее мы поймем, что система рыцарства — это почти полностью поэтическое изобретение.

      Сисмонди, Жан Шарль Леонар де (1885–88). Исторический взгляд на литературу юга Европы
  7. +8
    16 октября 2023 07:08
    Откуда ведет свое начало этика рыцарства Средневековья?
    Ответ на вопрос из превью: из аквитанской поэтической культуры. И не более.
  8. +6
    16 октября 2023 07:10
    Уважаемый Виктор! Поздравляю! Очень хороший материал. Прочитал с удовольствием. Приятно, что Вы на "моем средневековом поле" (шутка) выращиваете такие хорошие "растения".
  9. +11
    16 октября 2023 07:20
    Всё это вальтерскоттовщина . На деле у этих светлопомысловых был всё как у прочих презренных людишек . Поведением правили корысть , право силы и похоть . Меж собой они попы морщили , но и то строго согласно''цветной дифференциации штатов'' . Да были профи в войне , тк это их хлеб . Жили войной , а кто повыше- политиеой в своих орденах , в промежутках долбились в рапрях или на крайняк , на турнирах . А Артуры , Зигфриды и Роланды- это так , то чем они хотели казаться , но чем они не были . Своего рода самооправдательный самообман
    1. +1
      16 октября 2023 09:48
      Не судите всех по себе. Беспринципных и жадных людей, конечно, хватало во все времена, однако с этической точки зрения, сравнения между рыцарство/дворянство с одной стороны и современные элиты/военное командование с другой, современность выглядит, мягко говоря, сильно неприглядно. В той же Франции дворянство в начале XVI века составляло треть от всей армии, все командные должности занимали дворяне. Это было, прежде всего, военное сословие, у которого было ряд функций. И у них были представления о чести.

      Например, в 1502 году Пьер де Терай, сеньор Баярд, прославленный рыцарь, был назначен комендантом крепости Минервино (это был период Итальянских войн). Во время одной из вылазок он взял в плен испанского сеньора Алонсо де Сото-Майора. В ожидании выкупа Баяр предложил Сото-Майору под честное слово полную свободу действий в крепости, чем тот воспользовался для попытки побега (после чего его уже держали под замком). Впоследствии Алонсо де Сото-Майор объяснил это тем, что с ним якобы плохо обращались, после чего Баярд вызвал его на поединок за клевету. Примечательно в этой истории то, что пленнику дали свободу на военное объекте под честное слово – в те времена оно значило гораздо больше, чем сейчас.
      1. +8
        16 октября 2023 10:40
        однако с этической точки зрения, сравнения между рыцарство/дворянство с одной стороны и современные элиты/военное командование с другой, современность выглядит, мягко говоря, сильно неприглядно.

        Добрый день,
        не споря с Вашим правом высказываться на любые выводы и мнения, хотел бы отметить, что такое сравнение, с научной точки зрения, не уместно. Тем самым я не хочу кого то из "управленцев" оправдать.
        Но можно было бы сравнить их "благородство" по отношению к их же крепостным и прочей черни, путающейся под ногами их коней laughing
        Нынешней "элите" необходимо осуществлять управление в сложном и очень стратифицированном обществе, где "каждый суслик - агроном", в период материального насыщения ( у большинства туалеты, которые Людовику XIV не снились), чего не скажешь о феодализме.
        hi
      2. +7
        16 октября 2023 12:42
        однако с этической точки зрения, сравнения между рыцарство/дворянство с одной стороны и современные элиты/военное командование с другой, современность выглядит, мягко говоря, сильно неприглядно

        А с точки зрения какой этики Вы будете сравнивать средневековое дворянство и современные элиты и их подход к jus in bello? На какой макропозиции будет основываться Ваш выбор - реализм, милитаризм, пацифизм, плюрализм? В зависимости от выбора итоги сравнения могут быть диаметрально противоположные.
      3. +2
        16 октября 2023 15:44
        Цитата: ViktorBiryukov
        И у них были представления о чести.
        вы сейчас серьезно?!!!!
        все это была показуха, а в жизни травили друг дружку, подставляли, насиловали и убивали
  10. +6
    16 октября 2023 08:00
    Итак, рыцарская культура своими корнями, с одной стороны, уходит в глубины самосознания древнегерманских народов с их культом вождя, личной верности и военной доблести, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.
    Давайте уточним,европейская рыцарская культура.Если обратиться к эпосу других народов, в принципе найдем все тоже самое,но со своим национальным колоритом.И далеко ходить не надо,достаточно обратиться к славянскому эпосу о различных богатырях.
    1. +7
      16 октября 2023 08:48
      Давайте уточним,европейская рыцарская культура.Если обратиться к эпосу других народов, в принципе найдем все тоже самое,но со своим национальным колоритом.И далеко ходить не надо,достаточно обратиться к славянскому эпосу о различных богатырях.

      Согласен. "Штурмбанфюрер тоже хотел, но Хунта успел раньше."(с) drinks
      1. +4
        16 октября 2023 09:46
        Знаете,если даже взять осетинский эпос,о нартах,не адаптированный для детей,а для взрослой аудитории,там тож например присутствует свой,местный "Грааль",но здесь выступает не чаша, а просо,которое похитил великан и его пытаются добыть нарты - витязи,но успех сопутствует лишь одному.Всех перипетий уж,не помню,но очень много похожего
    2. +5
      16 октября 2023 13:19
      И далеко ходить не надо,достаточно обратиться к славянскому эпосу о различных богатырях.

      Тут действительно далеко ходить не надо, только французский эпос о богатырях записан в XI веке, а русский - в XVII.
      1. +3
        16 октября 2023 17:45
        Цитата: Frettaskyrandi
        а русский - в XVII.

        А разве не в 19 ?
  11. +3
    16 октября 2023 09:24
    По археологическим находком можно провести цепочку событий которые говорят о том, что франкское государство после покорения Европы внесли вклад в распространении и усовершенствовании оружия и доспехов войнов.
    1. 0
      15 декабря 2023 04:50
      доспехов войнов.

      Для чего сей интернет-слэнг? Воинов
  12. +5
    16 октября 2023 10:09
    Статья самый обычный идеалистический мусор.Сами посудите,но о каком верности слову можно рассуждать в отношении феодалов?достаточно вспомнить Трухзеса или Карла Злого.Еще один пример казнь герольда-посланика Карлом Смелым.Редкая мразь.Не зря швейцарцы даже в полен эти отбросы не брали.
  13. +2
    16 октября 2023 10:27
    Кодекс любого военного сословия един во всех странах: убивайте или будете убиты.
  14. +4
    16 октября 2023 10:36
    Древнегерманская воинская этика как исток кодекса чести рыцарей Средневековья

    Сразу такое категорическое заявление, хотя уже многократно доказано, что применительно к историческим процессам подобная категоричность - не лучший подход.
    Естественно, культурные традиции германских племен, которые составили основу в этногенезе западно-европейских народов: немцев, французов, голландцев, фламандцев, датчан, шведов, норвежцев и прочих, не могли не оказать своего влияния, но сводить формирование такого культурного императива, как кодекс чести к столь примитивному процессу, как это делает автор, не стоит.
    Возможно тут стоило начать не с Мориса Кина, а с Пьера Бурдьё и его теории габитуса.
  15. +5
    16 октября 2023 11:42
    Мда! С "русская языка" у автора хреновенько. Бог то с ними, с запятыми, но некоторые предложения просто невозможно понять!
    Обычно так пишут люди очень мало читающие.
    1. Комментарий был удален.
  16. +1
    16 октября 2023 12:31
    почитание вышестоящего лица и пылкая преданность стали нормой всей социальной жизни, нормой, которую освящала именно христианская мораль. Всё это ограничивало, в первую очередь, безудержную «рыцарскую» свободу воли [10]. От всадника требовалось не столько отличаться на войне, сколько служить,

    Христианской моралью скорее пользовались, чтобы освятить необходимые качества для служения , на котором было основано феодальное общество. Сама христианская мораль в исходном варианте мало под это служение заточена.
  17. +7
    16 октября 2023 13:06
    Хорошая статья, мне понравилась.
    Стоило бы, наверное, немного изменить название - "как один из источников кодекса чести" - так точнее, тем более, что автор упоминает и о других источниках. А то как-то на автомате понимается, что древнегерманская воинская этика была основным и едва ли не единственным источником рыцарского кодекса чести. smile
    По поводу рыцарства хотелось бы отметить, что само по себе это явление можно считать уникальным, сугубо европейским. Тяжелая копейная конница - явление не уникальное, а рыцарство свойственно только Европе. Чем отличатся европейский рыцарь XI - XIV вв. от русского дружинника, египетского мамлюка или византийского клибанария? Если просто рядом их поставить - не факт, что отличишь кто есть кто - различия будут чисто декоративные. И тем не менее, европейское рыцарство - явление уникальное.
    Однако, по моему мнению, уникальным его сделало вовсе не то, о чем пишет автор. Культ воина, ведущий своё начало еще с первобытных времен был свойственен любому народу (на определенном этапе его развития) и при этом не особо отличался по своему содержанию у разных народов. Сила (способность разрешать любой конфликт силовыми методами), доблесть (готовность разрешать любой конфликт силовыми методами), служение (преданность вождю, сеньору, сюзерену), роль защитника податного населения (читай, "благосостояния сюзерена и, как следствие, своего собственного), щедрость (богатство как легко приходило, так легко и должно было уходить). Что ещё?
    В том или ином соотношении такие качества были присущи элитарным воинским сословиям практически любого региона и любого времени - древним тюркам, арабам, японцам, китайцам (про славян мы точно сказать не можем), в том числе и древним германцам с кельтами.
    Так что этика эта, конечно, повлияла на формирование морального облика европейского рыцаря, но отнюдь не она сделала его по-своему уникальным, скорее, наоборот, сделала его похожим на "всех остальных". smile
    1. -1
      16 октября 2023 13:41
      И в чем же уникальность европейского рыцаря?
      1. +6
        16 октября 2023 15:23
        А вы сами подумайте.
        В чем уникальность европейского рыцаря, японского самурая, египетского мамлюка, монгольского кешига, византийского клибанария, русского дружинника, наконец. Чем похожи, в чем разница...
        Неохота очевидные вещи тут расписывать, тем более, в статье ответ отчасти дан - если подумать, конечно.
        Вы же, в конце концов, читатель...
        1. -3
          16 октября 2023 20:39
          не надо тень на плетень наводить,-под уникальностью еврорыцаря подразумевалось отличия от прочих феодалов,не европейского происхождения.
          1. +3
            16 октября 2023 21:44
            Вот именно об этом я и предложил вам подумать. Это лучше, чем просто языком трепать.
  18. +1
    16 октября 2023 13:14
    Предводитель дружины наверное, только и делал, что ходил да долги за убитых собирал. crying
  19. +4
    16 октября 2023 15:30
    Камрады, хош, я и ерничаю по поводу "ерманцев", но правды ради :в рыцарские времена, было много и положительного, а именно верность слову, благородство к слабым, а чем дальше живёт человечество, тем паскуднее становится.
    Вспоминаю школу :2 на 1 было подло, ударить больного - ответка в тройне.
    Был во втором, меня 2 отметелили. Я привёл родственника из 8го. И всё в рамках наших"понятий". Был у нас, когда-то подлый случай :2 класс, хромая девочка, у неё мать прибухивала"мы считали долгом поддразнивает её. Один раз её нарошно толкнул, чтоб с крылечка упала, ответка была.... 7классница привела, парня, отслужившего. Можно, представить, что он сделал с 3 придурками. На последок, заставил, чтоб заводила, в зад целовал друга.
    Больше подобных случаев не было.
    Жестокие были "понятия", но в целом справедливо, а сейчас уже не то.
    А могет, у меня брюзжание старческое?
    1. +1
      16 октября 2023 15:40
      Цитата: vladcub
      :в рыцарские времена, было много и положительного, а именно верность слову, благородство к слабым

      историю бездарного короля ричарда первого - львиное сердце знаете?!!
      так вот это норма была, а вся куртуазность и благородство это в книжках
  20. 0
    16 октября 2023 15:38
    способность броситься, не колеблясь, навстречу опасности, ведя при этом бой по всем правилам чести, не прибегая к недозволенным приёмам и уловкам
    это статья или дамский рыцарский роман?!!!
    автор не в курсе как эти "рыцари" друг дружку продавали, сдавали и подставляли?!!!
    какая к черту честь?!!!
    пьянь рвань и алкашня, основная цель - ограбь слабого и убеги от сильного, что происходило по всей европе
    ослаб сосед беги его грабить, усилился, запирайся в замке
    тьфу, фигня а не статья
    1. +8
      16 октября 2023 16:59
      Цитата: Василенко Владимир
      пьянь рвань и алкашня,

      Вам бы это в лицо сказать, Годфруа Буйонскому, первому взобравшемуся на стену Иерусалима, Джону Талботу, "британскому Ахиллу", погибшему в битве в 69 лет, например, или Бертрану Дюгеклену, безродному рыцарю, похороненному в королевской усыпальнице.
      Можно еще привести несколько персонажей.
      Я так понимаю, что когда Иоанн Добрый, отпущенный под честное слово, добровольно возвращается в плен, ибо условия освобождения были нарушены его сыном, или Иоганн Люксембургский идет в битву, хотя ни хрена уже сам не видит, или когда Ричард III бросается в безнадежную атаку, желая переломить исход битвы поединком - это потому что они пьянь рвань и алкашня.
      Вы так всех и всегда под одну гребенку гребете?
      1. +4
        16 октября 2023 17:14
        Вам бы это в лицо сказать
        ... Ла Гиру, чтоб уж сразу наверняка.
        1. +4
          16 октября 2023 17:30
          Привет, Антон. smile

          ... Ла Гиру,

          В средневековой Франции, где примерно в XIV веке появились современные игральные карты («классические», или «французские»), «картинки» (карты с персонажами — королями, дамами и валетами) были связаны с теми или иными историческими или легендарными персонажами. Валет червей соответствовал Ла Гиру.

          Не очень доверяю викпедии, а как ты считаешь.
          1. +4
            16 октября 2023 17:36
            Привет, дядя Костя!
            Мы с ВикНиком дискутировали по этому поводу месяца полтора назад, когда я так же пытался аппелировать к сведениям из Вики. Ну, в общем "умыл" он меня, впрочем, как всегда. laughing
            1. +4
              16 октября 2023 19:43
              Ну, везде есть свои плюсы и минусы, по крайней мере, если тебя кто-то "умыл", можешь не тратить время на баню. wink
              1. +4
                16 октября 2023 20:21
                Порой хватает холодного душа
                1. +3
                  16 октября 2023 20:29
                  К сожалению не на всех действует. С иными обойтись можно только пулей. Увы. Я не кровожаден, ты знаешь. smile
          2. +5
            16 октября 2023 18:45
            В средневековой Франции, где примерно в XIV веке появились современные игральные карты («классические», или «французские»), «картинки» (карты с персонажами — королями, дамами и валетами) были связаны с теми или иными историческими или легендарными персонажами. Валет червей соответствовал Ла Гиру.

            Французские масти появились в конце XV века. Документальных свидетельств того, кто и когда обозначил валета червей Lahire и связано ли это название с именем La Hire нет.
            1. +4
              16 октября 2023 22:17
              Спасибо, Вик.
              В общем-то, я так и предполагал, слишком уж натянуто.
      2. +7
        16 октября 2023 17:44
        Цитата: Хозяин Трилобита
        пьянь рвань и алкашня,

        Вам бы это в лицо сказать,

        Рвань - тоже неплохо! Все такие - в драных дерюжках: laughing
        1. +6
          16 октября 2023 17:56
          Правильно! Соседи в недраной котте дальше барбикена не пускали. laughing
        2. -2
          16 октября 2023 17:56
          Цитата: Mihaylov
          Рвань - тоже неплохо! Все такие - в драных дерюжках:

          детский сад, вы мне еще картины эпохи возрожденья приведите примером
      3. -3
        16 октября 2023 17:56
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Вам бы это в лицо сказать, Годфруа Буйонскому, первому взобравшемуся на стену Иерусалима, Джону Талботу, "британскому Ахиллу", погибшему в битве в 69 лет, например, или Бертрану

        иии?!!!!
        ну взобрался он туда, дальше что, ни кого не изнасиловал, не ограбил?
        Цитата: Хозяин Трилобита
        или когда Ричард III бросается в безнадежную атаку, желая переломить исход битвы поединком - это потому что они пьянь рвань и алкашня.

        не надо баллад петь, и красивость разводить, они туда не детей шли защищать, а грабить насиловать и убивать
        1. +6
          16 октября 2023 18:11
          Да никто Вам ничего петь не собирается! Оставайтесь при своем мнении об эпохе, весьма, надо сказать, убогом.
          1. -4
            16 октября 2023 18:33
            да как раз не убогом а реальном, это вы смотрите на эту эпоху сквозь призму фильмов аля айвенго
            а вы лучше прочтите книги Дрюона написанные после большой исторической проработке, вот, где "благородство", "честь" и "верность"
            1. +5
              16 октября 2023 19:01
              вы лучше прочтите книги Дрюона
              Огромное спасибо за ценный совет!
              Дрюона я прочитал лет 35 назад, сведения о эпохе уже давно черпаю не из беллетристики, а из доступных первоисточников и работ профессиональных историков. Таких как Йохан Хейзинга, Жан Фавье, Жак ле Гофф, Симона Ру, Ян Мортимер, Ольга Тогоева..., Могу еще десяток имен навскидку назвать, но Вам это недоступно. Наслаждайтесь Дрюоном!
              1. +6
                16 октября 2023 19:09
                Цитата: 3x3zsave
                Огромное спасибо за ценный совет!

                А главное он космического масштаба и космической же ..... drinks
                А Вы Легофф, ЛеГофф....
                1. +4
                  16 октября 2023 19:50
                  А главное он космического масштаба и космической же .....
                  Глупости. То самое, что я пытался донести до опонента другими словами.
                2. +3
                  16 октября 2023 20:12
                  Не, ну че? "Ле Гофф" - неплохое вино, если верить Геральту из Ривии!
              2. -2
                16 октября 2023 23:00
                Цитата: 3x3zsave
                не из беллетристики

                вы ради интереса почитайте как создавались проклятые короли
                а насчет первоисточников, ерунду не трясите
                а уж если о чести и благородстве не напомните как попал в плен Ричард первый, а может что то поведаете о праве первой ночи, или может что-то расскажете о том как благородные рыцари Псков брали?!!!!
        2. +4
          16 октября 2023 22:06
          Цитата: Василенко Владимир
          ни кого не изнасиловал, не ограбил?

          Лично? laughing
          Вполне возможно, что никого. Человек был в высшей степени приличный...
          Но вот за те слова, каковыми вы изволили охарактеризовать рыцарство в целом, а значит и его лично, мог бы и пинка дать. И был бы прав, кстати. smile
          А вы знаете случаи, когда война обходилась без насилия и грабежа?
          А вообще, с вашими знаниями и пониманием Средневековья, вам уместнее было бы помалкивать или просто поблагодарить автора и некоторых комментаторов за науку. yes
          1. 0
            16 октября 2023 23:04
            я уже понял что здесь собралось общество розовых пони и любителей реконструкций, рыцари какали мыльными пузырями, а детей в Пскове жгли какие-то другие гадкие люди
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Лично?

            лично кто?!!!
            о ком конкретно вы говорите?
            1. +2
              17 октября 2023 09:48
              Детей в Пскове не жгли и Псков не брали.
              Если Вы о событиях 1240-1242 года.
              Псковичи вступили в союз с ливонскими немцами.
      4. -2
        16 октября 2023 23:06
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Вам бы это в лицо сказать, Годфруа Буйонскому, первому взобравшемуся на стену Иерусалима

        ССовцы в кенигсберге проявляли чудеса храбрости и дрались до последнего некоторые стоя в воде балтийского моря, И ЧТО?!!!!
  21. +2
    16 октября 2023 15:52
    Нынешние немецкие рыцари уже не те...
  22. +2
    16 октября 2023 19:51
    Полвека назад , насколько помню, в школьных учебниках писали о том, что наследовал старший из сыновей у германцев. Остальным приходилось искать себе "жизненное пространство" с помощью меча.Ну, а крест- великолепное оправдание поиска места, где можно сладко пить и сытно есть.
  23. Комментарий был удален.
  24. +3
    16 октября 2023 20:45
    Цитата: Василенко Владимир
    а вы лучше прочтите книги Дрюона написанные после большой исторической проработке, вот, где "благородство", "честь" и "верность"

    Да тут и Дрюона читать не надо -можно зачитать хронистов 15 века...
  25. 0
    16 октября 2023 20:46
    Цитата: 3x3zsave
    Таких как Йохан Хейзинга, Жан Фавье, Жак ле Гофф, Симона Ру, Ян Мортимер, Ольга Тогоева...

    я так понимаю это все современники Талбота и Людовика 13?
    1. +5
      16 октября 2023 21:19
      Общение с Вами не несет какой-либо интересной информации для меня. Извините.
  26. 0
    2 февраля 2024 18:51
    Из статьи понятно только то что культура рыцарства была. Но её суть не раскрыта совершенно. Звучали слова "благородство" и "честь". Но значение этих терминов в понимании самих рыцарей не раскрыто. Видимо читатель должен додумать сам..