О переходе от Античности к Средневековью

33
О переходе от Античности к Средневековью

Всегда будет открытым вопрос о критериях хронологической границы поздней Античности, то есть какие события или деятельность каких личностей можно принять за этап или дату перехода от Античности к Средневековью.


Традиционно принимаемая дата падения Западно-Римской империи – год 476-й – нельзя, как мы полагаем, рассматривать в качестве искомого результата, поскольку эта дата лишь зафиксировала полноту преемственности Восточно-Римской/Византийской империи единой Римской империи: регалии западно-римских императоров были отправлены узурпатором варваров Одоакром восточно-римскому/византийскому императору Зенону.




Император Зенон

Античность – это прежде всего совокупность характерных устойчивых культурологических явлений. Наиболее радикальные шаги в избавлении от этих явлений, и прежде всего от язычества, были предприняты императором Феодосием I Великим и его сыном императором Гонорием. Феодосий, последний император единой Римской империи, эдиктом 391 года окончательно утвердил христианство в качестве государственной религии, а в 394 г. запретил Олимпийские игры, а Гонорий, став в 395 г. императором Западно-Римской империи, в 400 г. запретил гладиаторские бои как проявления языческой дикости.


Император Феодосий I Великий


Император Гонорий

Примечательно, что именно в правление Гонория, чья резиденция находилась в Равенне, в 410 г. произошло взятие и разорение Рима вестготами под предводительством Алариха. Это стало символическим событием, ознаменовавшим начало падения римской государственности на Апеннинском полуострове, так же как взятие Рима галльским племенем сеннонов под предводительством Бренна в 390 г. до н. э. ознаменовало собой хронологическую точку, от которой начался подъём римской государственности (как известно, тогда «гуси Рим спасли»).


Однако античная культура продолжала сохраняться и развиваться, несмотря на христианизацию как Западно-Римской, так и Восточно-Римской/Византийской империй. Глубоко символичным стало закрытие в 529 г. указом византийского императора Юстиниана I философских школ, в том числе Платоновской Академии в Афинах. При этом Александрийская философская школа, будучи ответвлением Афинской философской школы, не была закрыта, поскольку из неё выросла Александрийская богословская школа, а также из-за увлечения неоплатонизмом некоторых александрийских богословов, например, Стефана Византийского, ставшего даже последним руководителем Александрийской философской школы.


Император Юстиниан I

Примечательно, что деятели Афинской школы во главе с её руководителем Дамаскием после её закрытия переехали в Иран (на карте – Гос. Сасанидов) ко двору шахиншаха Хосрова I Ануширвана. То есть афинские интеллектуалы нашли пристанище там, откуда тысячелетие назад исходила угроза культуре Эллады и даже самому её существованию. Таким образом, Афинская школа стала феноменом Античности со знаком «минус», если принять во внимание греко-персидскую, а позднее – римско-парфянскую/иранскую вражду, длившуюся на протяжении более тысячи лет. Вот здесь, как мы полагаем, и надо поставить точку в истории Античности.


Шахиншах Хосров I Ануширван

Следующим шагом Юстиниана I стало строительство Собора Святой Софии в Константинополе в 532-537 гг., ставшего самым грандиозным христианским храмом уже Средневековья.

Что касается хронологической точки, с которой начался отсчёт Средневековья, то это, как мы полагаем, начало христианизации варварских государств, начиная с Франкского королевства при Хлодвиге I в 487 г., откуда христианство распространилось в Германии и Нидерландах.

Итак, период между 391 и 487 гг. можно рассматривать как переходный этап между Античностью и Средневековьем, а 529 год – как год окончательного упразднения пережитков Античности на высшем уровне.

Статья автора по теме: Конфликтологический подход к периодизации мировой истории.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 ноября 2023 05:19
    Да, критериев много. Переходные период - сложный вопрос.
  2. +2
    20 ноября 2023 06:03
    Античность – это прежде всего совокупность характерных устойчивых культурологических явлений

    Если следовать логике Автора, то античность сохраняется и до наших дней? Юриспруденция, театр, знания от древних, перешедшие в наше время, организация государственного управления. И даже воинская дисциплина в армии - всё это наследие античной цивилизации. Античность не умерла, она просто плавно перетекла, правда с большими цивилизационными потерями, в то, что потом назовут Средневековьем
    1. 0
      20 ноября 2023 06:30
      Голландец Михель, "прежде всего" не означает "только лишь", а как раз наоборот. То что Вы перечисляете - действительно "наследие античной цивилизации", но этим она не исчерпывается.

      Цитата: Голландец Михель
      Античность не умерла, она просто плавно перетекла, правда с большими цивилизационными потерями, в то, что потом назовут Средневековьем


      Нельзя говорить о "плавном перетекании" при директивных мерах и переломных судьбоносных событиях, ставших причиной этого "перетекания", а также при изменении менталитета населения, в т.ч. шкалы ценностей, и при ином характере общественных отношений.
      1. +3
        20 ноября 2023 06:59
        Цитата: Павел Густерин
        Нельзя говорить о "плавном перетекании"

        Слово плавное заберу назад. Оставлю просто перетекание. Такое вас устроит? История человечества, как идти по дороге - всё гладко и предсказуемо, потом бац, яма или кочка. Упал отряхнулся и пошёл дпльше. Варвары и падение Рима - кочка. Потом дальнейшее развитие, правда с небольшими цивилизационными потерями. Потом ещё одна кочка - Возрождение, мир опять стал несколько иным. Затем Реформация и Гуманизм

        Цитата: Павел Густерин
        при изменении менталитета населения, в т.ч. шкалы ценностей

        Менталитет и шкала ценностей меняется вместе с историей человечества. От людоедства - к вегетарианству... winked
        1. +3
          20 ноября 2023 12:09
          Цитата: Голландец Михель
          История человечества, как идти по дороге - всё гладко и предсказуемо, потом бац, яма или кочка. Упал отряхнулся и пошёл дпльше. Варвары и падение Рима - кочка. Потом дальнейшее развитие, правда с небольшими цивилизационными потерями. Потом ещё одна кочка - Возрождение, мир опять стал несколько иным. Затем Реформация и Гуманизм

          А почему вы "историю человечества" и "мир" ограничиваете только европейским театром? А остальная планета?
      2. +4
        20 ноября 2023 08:34
        Цитата: Павел Густерин
        Павел Густерин (Павел Густерин)

        Павел, Вы молодец! Рамки в хронологии истории - это наверное самое интересное. Я вот тоже постоянно сталкиваюсь с проблемой когда закончилось Средневековье: в 1450, 1456, 1492, 1500, 1556, или 1649-ом... Всякий раз приходится это обговаривать в книгах...
        1. +1
          20 ноября 2023 09:18
          Спасибо, kalibr! Особенно приятно, поскольку я Вячеславович.

          Наверное, Вы заметили сразу после статьи ссылку на другую мою статью о периодизации истории. Надеюсь, пригодится.
          1. +3
            20 ноября 2023 11:58
            Цитата: Павел Густерин
            Вы заметили сразу после статьи ссылку на другую мою статью о периодизации истории. Надеюсь, пригодится.

            Конечно!
          2. +3
            20 ноября 2023 21:45
            Железный и бронзовый века тоже весьма условная периодизация.
      3. +2
        20 ноября 2023 12:06
        Цитата: Павел Густерин
        Нельзя говорить о "плавном перетекании" при директивных мерах и переломных судьбоносных событиях, ставших причиной этого "перетекания", а также при изменении менталитета населения, в т.ч. шкалы ценностей, и при ином характере общественных отношений.

        А плавно или не плавно с какой точки зрения? Отдельного индивидуума? Вы сами указали переходный период в 100 лет.! А это жизнь нескольких поколений. Для отдельного человека это вообще не заметно!
  3. 0
    20 ноября 2023 09:13
    Цитата: Голландец Михель
    Оставлю просто перетекание. Такое вас устроит?


    Голландец Михель, Вы торгуетесь?
    1. 0
      20 ноября 2023 09:18
      Цитата: Павел Густерин
      Голландец Михель, Вы торгуетесь?

      Я комментирую вами же написанную статью
  4. 0
    20 ноября 2023 09:23
    Цитата: Голландец Михель
    Потом ещё одна кочка - Возрождение, мир опять стал несколько иным. Затем Реформация и Гуманизм


    Голландец Михель, Вы не владеете школьной программой.
  5. -1
    20 ноября 2023 09:24
    Цитата: Голландец Михель
    Менталитет и шкала ценностей меняется вместе с историей человечества. От людоедства - к вегетарианству...


    Голландец Михель, Вы путаете менталитет и пищевые предпочтения.
    1. +2
      20 ноября 2023 09:31
      Цитата: Павел Густерин
      Вы путаете менталитет и пищевые предпочтения

      Пищевые предпочтения вытекают из менталитета. Мусульманин не будет есть свинину, а я в силу своего менталитета, никогда не буду есть человечину
      1. +4
        20 ноября 2023 11:55
        Цитата: Голландец Михель
        Мусульманин не будет есть свинину,

        Когда сыт! Когда голоден трескает только так!
  6. 0
    20 ноября 2023 09:25
    Цитата: Павел Густерин
    Голландец Михель, Вы не владеете школьной программой

    А вы пером! Да и школьной программой тоже...
  7. +1
    20 ноября 2023 09:52
    Цитата: Голландец Михель
    Пищевые предпочтения вытекают из менталитета. Мусульманин не будет есть свинину


    Голландец Михель, это не пищевое предпочтение, а пищевой запрет. Вы даже не понимаете, о чем пишете...
    1. 0
      20 ноября 2023 11:07
      Вашими словами я вам и отвечу:
      Цитата: Павел Густерин
      Вы даже не понимаете, о чем пишете...

      Как собеседник для интересной дискуссии вы мне больше не интересны. Да и судя по вашей статье, никогда таковым и не были...
  8. 0
    20 ноября 2023 09:55
    Цитата: Голландец Михель
    я в силу своего менталитета, никогда не буду есть человечину


    Голландец Михель, вот здесь Вы молодец!
    1. +3
      20 ноября 2023 11:57
      Цитата: Павел Густерин
      я в силу своего менталитета, никогда не буду есть человечину

      Был такой плот "Медузы"...Там плыли потерпевшие кораблекрушение. Христиане... И кушали друг друга за милую душу!
  9. +1
    20 ноября 2023 09:58
    Цитата: Голландец Михель
    Я комментирую вами же написанную статью


    Голландец Михель, это не комментирование, а самобичевание.
  10. +1
    20 ноября 2023 11:14
    Цитата: Голландец Михель
    Вашими словами я вам и отвечу


    Голландец Михель, если у Вас нет своих мыслей, можете и у меня позаимствовать.
  11. -2
    20 ноября 2023 11:15
    Цитата: Голландец Михель
    Как собеседник для интересной дискуссии вы мне больше не интересны. Да и судя по вашей статье, никогда таковым и не были...


    Голландец Михель, ну если Вам так легче...
  12. +3
    20 ноября 2023 12:06
    Можно принять в качестве принципиального различия военное дело. Тогда началом Средневековья будет переход главной роли на поле боя от пехоты к тяжёлой коннице, соответственно концом эпохи, возвращение ведущей роли пехоты.
    Первая дата: Адрианополь 378 год н.э., вторая дата несколько растянута по времени и начинается со Столетней войны.
    Подобное деление, кроме чисто военного, весьма логично объясняет и общественное устройство.
    Тяжелая рыцарская конница требует ОЧЕНЬ больших затрат на подготовку и оснащение конного война, что эффективней всего обеспечивается феодально-крепостной системой. Массовая пехотная армия, требует БОЛЬШОГО количества свободных, ну, или относительно свободных wink граждан, при высокой степени однообразия боевой подготовки и экипировки. Что, в свою очередь, сильно повышает значение государства.
  13. -1
    20 ноября 2023 12:20
    Цитата: AllX_VahhaB
    Вы сами указали переходный период в 100 лет.! А это жизнь нескольких поколений. Для отдельного человека это вообще не заметно!


    AllX_VahhaB, речь идет о формальной периодизации для использования в исторических исследованиях. Когда Феодосий в 391 г. издал свой эдикт, для всех жителей империи это было очень даже заметно. Также как и для франков, которые в 487 г. все и сразу по воле Хлодвига должны были принять христианство. Переходный период, о котором идет речь, отражает изменение роли христианства, ставшего в Средневековье определяющим историческим фактором.
  14. +1
    20 ноября 2023 12:51
    Цитата: kalibr
    Цитата: Голландец Михель
    Мусульманин не будет есть свинину,

    Когда сыт! Когда голоден трескает только так!


    Один мусульманин в армии ел ночью сало и говорил - ночью темно, Аллах не видит.
  15. +2
    21 ноября 2023 12:37
    Вероятно всё же главное - это экономика. Исторический материализм Маркса и Энгельса - сейчас их модно ругать, часто предлагая взамен всякие глупости.
    Экономический базис и надстройка - убедительно и доказательно.
    "Античность – это прежде всего совокупность характерных устойчивых культурологических явлений" - следуя этому тезису, даже по коментам видно, многие видят "античность" и сегодня.

    На самом деле - античность и вся её духовность возникли в условиях рабовладельческой экономики. Если упрощенно, то рабы пахали, а Аристотель с Платоном философствовали (любителям ехидничать и тупить это понравится). А у варварских народов того времени рабовладение, если и было то не определяющим и примитивным (у германцев и викингов - т.н. "семейное рабство"). Так и отставали они сильно от классических рабовладельческих цивилизаций, на философию и всякие мудрствования времени уже не оставалось.

    Когда рабовладение себя экономически исчерпало начала сдуваться и вся система античного мира. Кстати, в советских ещё школьных учебниках "История Древнего мира" (кажется 6-й класс) это понятно и убедительно объясняется. Перечитайте, советую. Упрощать трудно, усложнять легко.... Сейчас меня, наверное, начнут всячески высмеивать, ехидничать. Полным полно новомодных теорий. Я их почти все читал - меня они не убедили. Если я сам не убедил возможных критиков - значит каждый останется при своём мнении, только и всего.

    Конечно, 476 год н.э. - дата условная. Точной даты конца античности никто не назовёт. "Поздравляю! Завтра у нас начинается феодализм!" - так конечно не бывает.

    Разные эпохи плавно перетекают одна в другую, хотя и это не всегда так. Тоже не аксиома. В России до Октябрьской революции 1917 года никакого социализма в экономике не было, были монополии и была в общем-то рыночная экономика, основанная на частной собственности, но с феодальными пережитками (часто общинная собственность крестьян на землю). У Ленина много работ на эту тему - можно сколько угодно браниться, оскорблять и ёрничать, но у него всё убедительно, с экономическими, статистическими выкладками показано, типа работа "Империализм, как последняя стадия капитализма" и т.п.
    У Энгельса советую, прежде всего, "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Фундаментальная работа.

    P.S.
    Кстати, Марксу и Энгельсу "Новая американская энциклопедия" в своё время заказала целую серию статей на историческую тему. А современным их критикам и высмеивателям - энциклопедии вроде пока ничего не заказывали...

    1. -1
      1 марта 2024 20:56
      На самом деле - античность и вся её духовность возникли в условиях рабовладельческой экономики.

      Сейчас это подвергается большому сомнению. Рабов было много, но основу античной экономики составляло все же лично свободное крестьянство. А рабов было много и в средневековье, особенно на Востоке.
  16. 0
    21 ноября 2023 15:58
    Цитата: Тимофей Чарута
    Конечно, 476 год н.э. - дата условная. Точной даты конца античности никто не назовёт. "Поздравляю! Завтра у нас начинается феодализм!" - так конечно не бывает.


    Конечно, условная. Условность эта нужна прежде всего составителям учебных курсов и учебников, чтобы было удобнее проводить процесс обучения. Также удобно для последующей специализации историков.

    То есть, просто удобнее и без разницы, где провести эту границу, главное, чтобы с ней соглашались.
  17. +1
    14 февраля 2024 16:42
    С точки зрения военной, а по моему убеждению, именно развитие военного дела и двигает развитие общества во всех его ипостасях. Переход, сражение при Адреанополе, 378 г. н.э. Разгром римской пехотной армии и выдвижение на первый план тяжёлой конницы, "богатого войска".
  18. +1
    14 февраля 2024 17:09
    Цитата: Grossvater
    С точки зрения военной,

    Тема то с бородой оказывается и я в ней уже писал.
  19. 0
    19 марта 2024 23:50
    Мне так кажется что в 5 веке закончилась античность в западной Европе с падением западной части Рима, в восточной же её части античность процветала в восточной половине Рима вплоть до арабских завоеваний 7 века. Иранисты кстати, античность в Иране кончают тоже 7 веком. К остальным частям света термины "античность" и "средневековье" мало подходит, у китайцев своя периодизация истории(завязанная на династиях), у индусов своя(связанная с гегемонами в Индостане).