Итоги саммита АТЭС для США и Китая. Попытка сыграть в игру «мир на два»

21
Итоги саммита АТЭС для США и Китая. Попытка сыграть в игру «мир на два»

Завершился саммит АТЭС в калифорнийском Сан-Франциско, и сейчас довольно интересно наблюдать реакцию на самых разных информационных площадках, российских в том числе. Саммит обсуждают везде, и причина понятна — два основных участника АТЭС: США и Китай, встречаются в период максимального похолодания отношений.

В данном материале предлагается сосредоточить внимание не на том, что Дж. Байден назвал Си Цзиньпина «диктатором», или каких-то сугубо психологических нюансах этой встречи: кто и как посмотрел, куда повернулся, где был взгляд Э. Блинкена, насколько «скованно» выглядел китайский лидер и т. п., а на той базе, на которой, собственно, и основано АТЭС — вопросах взаимной торговли.



Понятно, что учитывая здоровье Дж. Байдена, сидевший рядом Э. Блинкен наблюдал за каждой его фразой. Э. Блинкен готовил эту встречу почти год, но всё равно на пресс-конференции пропустил «диктатора», хоть реальный контекст фразы был куда как менее резкий.

Однако не зря камеры первым планом показывали не раз и не два не военных администраторов, а министров финансов Д. Йеллен и Л. Фоаня, министра коммерции КНР В. Вэньтао и министра торговли США Д. Раймондо.

Интересно также присутствие таких фигур, как Ц. Ци — Политбюро ЦК КПК и ближний круг Си Цзиньпина, и Дж. Кэрри — спецпредставитель Дж. Байдена по вопросам климата. Оба представляют то, что у нас любят называть «глубинное государство».

Как небольшая иллюстрация, накануне саммита Дж. Кэрри встречался с иранцами, и, очевидно, не по климатической повестке, учитывая, что в это же время уже Э. Блинкен обменивался посланиями с Тегераном через «курьерскую почту» премьера Ирака М. Ас-Судани.

Многие обозреватели на первое место в переговорах логично ставили вопросы Тайваня, однако и состав участников, и детали переговоров показывают, что Тайвань при всей важности проблемы для США и Китая является частью более общей экономической модели будущих отношений, основы которой стороны старались заложить в ходе переговоров.

В качестве таких основ или, как выразился китайский лидер, «столпов» каждая сторона обозначила пять.

Китайские основы располагаются в следующем порядке.

Первая — формирование «верного восприятия друг друга» или правильное восприятие особенностей каждой из сторон, особенностей системы управления, целеполагания, ценностей и т. н. «красных линий».

Вторая — эффективное управление разногласиями на принципах совещательности и «благоразумия».

Третья — продвижение взаимовыгодного сотрудничества, поскольку «общие интересы двух стран в нынешних условиях не уменьшились, а увеличились».

Четвертая — совместная ответственность ведущих стран (Китая и США) при том, что такой диалог должен включать и другие страны.

Пятая — содействие культурно-гуманитарным связям.

Дж. Байден со стороны США также определил пять тезисов, которые напрямую относят нас к прошлой встрече на о. Бали в Индонезии.

«Подтверждаю 5 обещаний, сделанных мной на встрече на острове Бали: США не стремятся к новой холодной войне, не пытаются изменить строй Китая, не стремятся активизировать союз против Китая, не поддерживают независимость Тайваня, не намеренны вступать в конфликты с Китаем.»

«США и Китай взаимосвязаны в экономике. Вашингтон рад развитию и процветанию Китая, не стремится к оказанию давления и сдерживанию развития Китая, и не стремится к разрыву с ним, США привержены курсу одного Китая.»

Отсылка к подтверждению договорённостей на о. Бали являлась одним из краеугольных камней всего диалога. По тезисам видно, что это было одним из главных условий китайской стороны. Получается, что США сохраняют преемственность по базовым вопросам, а всё остальное — это «эксцессы», которые могут быть решены на диалоговых площадках.

Понятно, что это некий «эзопов язык» дипломатии, но важно, что пять основ и пять обещаний закладывают фундамент, на котором можно строить переговорный процесс.

Важно то, как в рамках общей встречи делегаций стороны описывали зоны международных конфликтов. Например, официальное коммюнике с китайской стороны звучит так:

«После переговоров Дж. Байден устроил прием для Си Цзиньпина, в ходе которого главы обменялись мнениями по международным и региональным вопросам, представляющим общие интересы, в том числе палестино-израильский конфликт.»

Отметим, что Украины, России, кстати, Ирана в тексте нет, причём вопросам климата уделено значительно больше места. И это не из-за того, что тема Европы не интересует участников. Просто по корневому вопросу Израиля и Палестины у Китая и США есть общая точка соприкосновения — принцип двух государств. По другим вопросам такого корневого консенсуса нет, соответственно, и обсуждение выведено за публичные скобки. Это очень важный нюанс.

То, что США в целом согласны «делить на двоих», становится понятно из вводных обращений. Дж. Байден:

«Сан-Франциско -- город, куда впервые прибыли китайцы в США, место, где США и Китай участвовали в подписании Устава ООН.»

Китайский лидер:

«Для Китая и США обойтись без общения невозможно, пытаться изменять друг друга нереально.»

И как резюме:

«Земной шар достаточно велик, чтобы вместить и Китай, и США. Успех одного из двух государств дает возможности другому.»

А вот насколько в США было услышано это резюме, как раз и можно было понять по контексту нашумевшей фразы, где звучало слово «диктатор». Слово обсуждают, а контекст не очень.

«Ну он такой и есть. Он диктатор в том смысле, что он руководит страной с коммунистической формой правления, которая полностью отличается от нас.»

Понятно, что и китайский МИД отреагировал, и Э. Блинкен головой качал, но по сути Дж. Байден просто подтвердил сказанное на встрече, что Китай такой, какой есть — «коммунистический». Вряд ли всё это звучало внешне удачно, но по сути только подтверждало тезис С. Цзиньпина о том, что «пытаться изменять друг друга нереально», то есть согласие с одной из «пяти опор».

Выглядело это действительно неуклюже, но это Дж. Байден и это американские СМИ. В конце концов, если бы «вопрошающего» с такими вопросами не пустили бы в зал, мы бы не узнали мнение Белого Дома о признании китайской самобытности, что для администрации США уже весьма существенное ценностное достижение.

Конкретику в вопросах взаимной торговли, которые, собственно, и занимали вторую после «ценностной базы» часть переговоров, озвучила первой китайская сторона в лице официального представителя Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Л. Чао.

Китай нацелен

«разумно сокращать негативный список для иностранных инвестиций и снимать все ограничения для иностранных инвесторов, приходящих в обрабатывающую промышленность.»

Пересмотреть или отменить

«нормативные акты и директивные документы, которые не соответствуют Закону КНР об иностранных инвестициях и положениям по оптимизации бизнес-среды.»

Также Пекин собирается

«обеспечить справедливую конкуренцию для иностранных инвесторов в таких областях, как госзакупки, полное или частичное освобождение от налогов и сборов, лицензирование квалификационных требований и декларирование проектов.»

Следующий шаг заключается в том, чтобы

«в едином порядке и согласованно решать вопросы, касающиеся, в частности, землепользования и энергопотребления.»

По словам Л. Чао,

«будет продолжаться проведение серии мероприятий по международному промышленно-инвестиционному сотрудничеству.»

Для инвесторов будут предоставлены

«благоприятная деловая среда и удобства для производства и осуществления хозяйственной деятельности.»

Понятно, что если эта программа озвучена после встречи лидеров США и КНР, то речь идёт о том, что Китай намерен допустить прежде всего американских инвесторов не просто обратно на рынок, но на такую чувствительную часть рынка, как госзакупки. Но дело не столько в чувствительности, сколько в объёме такого рыночного сегмента.

По сути дела, КНР и США договариваются о том, что США снимают технологические барьеры в обмен на возможность получать долю для своих инвестиционных компаний от преимущественного положения Китая в региональной торговле, а также от объёмных заказов в гос. секторе.

Здесь хорошо чувствуется логика нынешней управленческой элиты США, которая в основе представлена банковским сектором и инвестиционными финансистами. И вполне логично, что Китай с этими тезисами выступил первым номером.

Это своего рода «пощёчина» трампистским идеям о «промышленном возрождении консервативной Америки». Но в своём стоимостном кластере США уже давно не промышленная база, а инвестиционный центр, который продаёт услуги, финансы и технологии.

Впрочем, и Китай сегодня не только и не столько «фабрика», сколько также инвестиционный центр и сборочный цех, который взял на себя роль торгового посредника, правда, мирового масштаба. Ведь то, что сегодня маркируется «сделано в Китае», во многом сборка из компонентов, которые произведены в соседних регионах, упакованы и проданы через китайские площадки.

В этих тезисах мы видим ядро прошедших переговоров и прообраз модели раздела мировой экономики на два сектора. Такая модель, если её довести до логического завершения, по идее может помочь избежать кризиса в отношениях двух стран: Китай получает возможности для экстенсивного роста, а США — рост показателей на фондовых рынках и в банковском секторе.

Схема потенциально слишком многообещающа, чтобы стороны относились к ней как к политической фикции или прикрытию для подготовки к фазе обострения отношений.

«Азиатско-тихоокеанский регион будет оказывать наибольшее влияние на рост мировой экономики в ближайшие 30 лет»,

— сказал Дж. Байден.

Вот Китай и просят поделиться прибылью как главного экономического модератора региона — в обмен на то, что США не будут препятствовать дальнейшей китайской торговой экспансии.

Всё это не означает, что в военно-политическом плане США из ЮВА куда-то уйдут, прекратят на Филиппинах строить военные объекты или плавать вокруг Тайваня. Скорее даже наоборот — отчасти усилят военную активность, постоянно мониторя состояние ВМС Китая.

Каждый раз, когда кому-то на Уолл-стрит покажется, что инвестиционная база в Китае ещё «недостаточно открыта для инвесторов», будут происходить локальные обострения. Если Китай при этом будет недостаточно бдителен, то США, не меняя общих договорённостей, по возможности прихватят какой-нибудь региональный военно-политический «кусок».

Но всё это уже совершенно не алармистский прообраз «Большой войны», о чём до этого начали открыто поговаривать военные и политики как в США, так и в Китае.

США, конечно, не были бы сами собой, если бы самый чувствительный вопрос для Китая — Тайваня, не рассмотрели со своей специфической казуистикой. С одной стороны, США заявили, что продолжат поставки оружия на Тайвань, и Дж. Байден уведомил об этом китайского лидера.

С другой стороны, у США есть действующие контракты с Тайванем на поставки вооружений. Последний с 2022 г. до 2028 г. Контракт по меркам оружейного рынка «копеечный» (45 млн долл.).

Пиар-эффект от заявления выглядит серьёзно, но в практическом плане это поставка запчастей для некоторых видов техники. Зато такое заявление можно продать критикам со стороны трампистов и части республиканцев.

Учитывая то, что стороны возобновляют и даже усиливают каналы обмена между военными, всё это можно рассматривать опять-таки как некую базу, на которой можно строить будущую модель отношений и до выборов на Тайване. Китаю и США ещё надо будет определиться с «формулой Тайваня», но пока база явно не выглядит как конфронтационная.

В общем, ещё раз можно убедиться, что не зря МВФ актуализировал свои доклады и исследования по поводу «геоэкономической фрагментации» и раздела мировой экономики на блоки непосредственно перед саммитом АТЭС. Китай и США пока действительно намерены модель таких отношений сформировать, не ломая ни мировую финансовую систему и не обостряя конфронтацию.

Это не означает, что на саммите её согласовали, это означает, что под неё пробуют подвести те самые «опоры». В этом плане сегодня гадать, кто на саммите «выиграл» или «проиграл», по большому счёту бессмысленно, поскольку обе стороны вышли из него с результатом, хотя пиар-эффект у США традиционно немного выше. Главной же проверкой этих результатов станут выборы на Тайване в середине января 2024 г.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    19 ноября 2023 06:12
    Единственное, в чем США опережают Китай(фактически, а не бумаге) это технологии. Хотя Китайцы и в технологиях неплохо продвинулись, не зря тот же хуавей гнобят. Поэтому для США жизненно необходимо сохранить отставание Китая хотя бы в науке и технологиях, раз уж работать так, как китайцы англосаксы (уже) не могут.
    При этом китайцы кратно превосходят по населению даже не США, а аукус, который видимо теперь и надо учитывать вместо НАТО. И на порядок в производственных мощностях. Да уровень технологий ниже, но за счет эффекта масштаба Китай приближается к паритету с США, что тех очень беспокоит.
    Как только Китай посчитает себя сильнее ил хотя бы равным, риторика и поведение его изменится, и никакие санкции и вопли по дипломатической линии его не остановят.
    За примерами далеко ходить не надо - Россия решает вопрос с фашистами под боком, Азербайджан решил вопрос и Карабахом.
    Израиль пытается решить вопрос с Палестиной, наплевав на интересы США, которым очередная заварушка на ближнем востоке сейчас совершено не нужна.
    1. +2
      19 ноября 2023 11:20
      Если коротко-разногласия остались.Конкуренция/соперничество продолжаются.
    2. +3
      19 ноября 2023 11:48
      Цитата: VicktorVR
      но за счет эффекта масштаба Китай приближается к паритету с США, что тех очень беспокоит.

      По моему мнению, США может беспокоить исключително китайский технологический рывок, как вы это указали в начале своего комментария, а более ничего. Их вполне устраивает гигантская сборочная фабрика и полтора миллиарда недорогих рабочих рук. Китайские руки стали дороже? Никаких проблем, есть ещё более двух миллиардов в Индии, Индонезии, Бангладеш, Пакистане и Вьетнаме, производить основную простую массу будут там, а более сложное, упаковывать и заниматься логистикой - в КНР. Но только не китайский технологический суверенитет, этого американские правители допустить никак не могут. Миром правят ФРС и майкрасофты с гуглами, и никакой хуавей не должен вмешиваться в этот "мировой порядок"... Заметьте, "мировой шум и торговую войну" американцы устроили не когда Китай начал "выпекать" свои эсминцы и авианосцы, а когда Хуавей пришла на североамериканский рынок...

      К статье:
      Китай и США пока действительно намерены модель таких отношений сформировать, не ломая ни мировую финансовую систему и не обостряя конфронтацию.

      А зачем обострять? Пока что это никому не выгодно. Американские стратеги попробуют снова сделать противника "ручным", тем более, что и у Китая сейчас нет другого выхода, ибо американский и европейский рынки для них безальтернативны. Ну а если у американцев не получится (в любом случае к глобальной войне США пока не готовы), то время к операции по военно-экономическому удушению азиатского гиганта появилось. Видимо, точно также рассуждают и восточные стратеги: придержать на время огромные рынки сбыта в США и ЕС, "кинув кость" заокеанским биржевикам, а в это время завершить очередную НТР 5 уклада, окончательно сформировать свой стоимостный кластер, подготовить НОАК к глобальному конфликту будущего...
      Ну не верю я в попытки мирного сосуществования двух огромных голодных акул в одном водоёме, они дали себе лишь время на подготовку к финальной схватке за абсолютное господство на планете...
      1. +2
        19 ноября 2023 14:56
        Цитата: Doccor18
        Ну не верю я в попытки мирного сосуществования двух огромных голодных акул в одном водоёме, они дали себе лишь время на подготовку к финальной схватке за абсолютное господство на планете...


        Это при условии что акула (КНР) бросит вызов другой акуле, а не войдёт в её стаю.... пока же ситуация неясная.

        Вообще почему Си Цзиньпин поехал в США, не на смотря заявленное соперничество и напряженные отношения ? Проблемы в экономики (с) ... Джо Байден хоть и стар, и как политик он спорный, но правда в его словах есть, когда он заявляет про проблемы в экономике Китая и лично у Си... т.к. модель развития Китая подошла к переломному моменту, накопились долги/проблемы, экономический рост замедляется + идёт убыль населения/старение и т.д. всё это не добавляет перспектив Китаю в целом) а тут ещё началось экономическое/политическое давление со стороны Запада (санкции/ограничения и т.п.) и всё сказывается на экономике.... если Си пойдёт путем конфронтации, то есть риски потерять многие достижения/озлобить население внутри Китая и потерять власть. Нужно ли это ему ???

        Поэтому когда Си Цзиньпин заявляет о том что в мире хватит места для США и Китая, он не лукавит, ему нужно сотрудничество с Западом для решения нынешних проблем), США же нужны гарантии что Китай не бросит вызов их миропорядку и будет играть по установленным правилам и каким путём пойдёт история, пока не ясно. Если симбиоз экономик США+Европы/КНР будет и дальше существовать то о какой разрыве можно говорить ? Это не выгодно...

        А если после Си к власти придёт руководитель, наподобие Ху Цзиньтао, то многие процессы вообще могут пойти в обратном направление.
        1. +2
          19 ноября 2023 18:37
          Цитата: Aleksandr21
          ...про проблемы в экономике Китая и лично у Си... т.к. модель развития Китая подошла к переломному моменту, накопились долги/проблемы, экономический рост замедляется + идёт убыль населения/старение и т.д. всё это не добавляет перспектив Китаю в целом) а тут ещё началось экономическое/политическое давление со стороны Запада (санкции/ограничения и т.п.) и всё сказывается на экономике..

          Проблемы КНР можно решить лишь стремительным технологическим рывком в будущее, бешеным развитием образования и науки. Если КНР возглавляют амбициозные политики, то они хотят для своей страны великого будущего, но его никогда не будет если играть по правилам заокеанских демократоров. Сдается мне, что Си это прекрасно понимает, поэтому своей миролюбивой риторикой лишь выигрывает время для страны...
          Цитата: Aleksandr21
          Если симбиоз экономик США+Европы/КНР будет и дальше существовать то о какой разрыве можно говорить ?

          Симбиоза уже не будет, так как Китай вырос из статуса "просто фабрики", но до статуса технологичной сверхдержавы ещё не добрался, и на этом пути у китайцев лишь одно препятствие - заокеанская сверхдержава...
          Цитата: Aleksandr21
          Это не выгодно...

          Пока не выгодно...
          Рынки США и ЕС огромны, заменить их сложно, кроме того, нужно время для обретения абсолютной научно-технической независимости.
          Цитата: Aleksandr21
          А если после Си к власти придёт руководитель, наподобие Ху Цзиньтао, то многие процессы вообще могут пойти в обратном направление

          Тогда дни Китая как сверхдержавы будут сочтены...
    3. +3
      19 ноября 2023 12:00
      Вы не учитываете что Китай один, а против него объединенные силы США, Кореи, Японии и еще много кого.
      1. +1
        19 ноября 2023 12:42
        Цитата: Кмон
        Вы не учитываете что Китай один, а против него... Кореи, Японии

        Не всё так однозначно, как кажется... Разумеется, политически Р.Корея и Япония идут в проамериканском векторе, но экономически... всё гораздо интереснее: крупнейший торговый партнёр этих двух государств - Китай. Более того, экономическая взаимосвязь год от года только увеличивается. А что это значит? А значит это, что политика и экономика, вопреки утвердившимся догматам, отделимы...
        1. +3
          19 ноября 2023 12:55
          Перед Первой Мировой тоже писали, что де в современном мире из-за тесных экономических связей большая война невозможна. Случись кризис, на первое место выйдет политика а не экономика.
    4. +3
      19 ноября 2023 22:30
      Китай не стремится к доминированию! Во всяком случае пока нет feel Как указано в статье, они реально заняли нишу, в качестве производственного звена между 3 миром и Золотым миллиардом во главе с США и это как не странно устраивает и Золотой миллиард. Человечество делает следующий шаг в развитии, основа экономического могущества теперь технологии (как когда то была соль и специи, потом металлургия, сегодня нефть). Американцы сегодня практически полностью контролируют все передовые производства, куда не плюнь, везде их патенты или какие-либо права на технологии.
  2. +2
    19 ноября 2023 06:44
    Сейчас именно так все и решается. Фифти -фифти. 50% реальных дели 50% пиар-ходов.Это сотрудничество ничего в мире не может изменить.Ни обуздать войны,ни победить нищету. Но зато всему миру было показано,что в мире существуют лишь два гегемона..
  3. +1
    19 ноября 2023 08:01
    Т.е ничего не поменялось и как я понимаю США будет столько поставлять на Украину оружия сколько будет хватать на содержание РФ. Но РФ ( руководство) ввязываясь само должно как то решить ( не оглядываясь на поставки запада) как победить Украину, интересно как .
    1. +1
      19 ноября 2023 09:25
      как победить Украину..? а есть ли такая цель, что-то всё реже и реже об этом заикается кремль..
      1. 0
        19 ноября 2023 20:49
        Под победой сейчас я представляю хотя бы протекторат над присоединенными территориями и невступление Украины в НАТО
        1. -2
          19 ноября 2023 21:56
          этого уже не мало, а то ведь просто оторопь берёт от заявлений пургоносца - денацификация не предполагает устранение киевского режима.
  4. +6
    19 ноября 2023 09:42
    Пожилые люди помнят эйфорию "разрядки".
    Гегемон пытается второй раз продать тот же товар "товарисчам" и разложить их мягкой силой. Наивно полагать, что пролетарий (Китай) не родит из сотен миллионов рабочих многие миллионов толковых инженеров, которые в свою очередь дадут старт тысячам научных разработок, что определит технологическое лидерство Китая в будущем. А попытка удержать лидерство в технологиях не имея огромной индустриальной мощи - бесплодна. Таким образом надежды капиталиста (США) на сохранении господства основаны только на сохранении существующей финансовой пирамиды, где единственным бенефициаром выступает "золотой миллиард".
    Отлично понимая неизбежность краха при сохранении тенденций, США пытаются убаюкать Китай обещаниями отрегулировать возникшие проблемы, а сами с союзниками лихорадочно готовятся к войне на Тихом океане.
    Саммит показал общую неготовность к большой войне в ближайшие годы, что одновременно и хорошо и плохо для России. С одной стороны Армагеддон на Дальнем востоке откладывается, с другой - у США в Европе развязаны руки и можно ожидать эскалации конфликта.
    Некоторая пауза в преддверье большой войны могла бы быть использована для реиндустриализации страны и реанимации науки, однако опыт развития обещаний последнего двадцатилетия и поза, в которой мы находимся в результате "вставания с колен" не внушают оптимизма.
    1. +4
      19 ноября 2023 14:36
      От количества населения достижения науки и технологий напрямую не зависят. Корея средняя страна по населению, а ее влияние в технологиях огромное. Прежде всего важны условия. Как в свое время полосатые создали свою Долину.
  5. 0
    19 ноября 2023 12:30
    Как полагаю, первое опосля переизбрания на третий срок посещение Москвы Си Цзиньпином и визит главного начальника армии Чжан Юся надо рассматривать в увязке с визитом Си Цзиньпина и Хэ Лифэна в США.
    Оба визита имели целью интересы КНР :
    - В Москву против США, на случай обострения отношений, блокады коммуникаций и военного сотрудничества.
    - В США против Москвы с целью разрядки и налаживания отношений, возможно даже в ущерб интересам Москвы. Как сказал СиЦзиньпин – мир большой и места хватит Обоим(!) и США, и КНР(!). Быть стало предложение поделить мир на двоих, без РФ и ЕС, которые как надо полагать имелось ввиду войдут в сферу интересов КНР и США соответственно. Байден отверг это предложение СиЦзиньпина со всей возможной категоричностью, назвав его диктатором, а существующий в КНР общественный строй и систему управления несовместимыми с западной демократией.
    Возможно.что-то изменится, СиЦзиньпин до окончания полномочий будет обязан решить Тайваньский вопрос и Москва ему в этом может пригодиться как Пекин Москве в решении Украинского вопроса.
  6. -1
    19 ноября 2023 13:46
    Делегация России во главе с заместителем председателя правительства РФ Алексеем Оверчуком прибыла в Сан-Франциско для участия в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Об этом в четверг, 16 ноября, сообщили в посольстве РФ в США.

    В следующем году , граждане России пожмут плоды этой делегации.
  7. +1
    19 ноября 2023 15:19
    Мышиная возня,бидон шестерка. Реальным рулилам все эти саммиты "до фонаря", пока станок устойчиво толкает зелёную бумагу по планете и не члену глобального пула Китаю, это ломать.
  8. 0
    21 ноября 2023 00:22
    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - достаточно сложная многоуровневая "конструкция" в которой, в настоящий момент, всего два серьёзных "солиста" - США и Китай... Все остальные участники - это "группа подтанцовки". Повестка была заявлена достаточно насыщенная, включая и российско - украинский "вопрос" и отношение всех АТЭС-овцов к этому "вопросу", включая и главного "солиста" - Китай... Среди отечественных аналитических "черепов", даже, проскакивал посыл, что за спиной Председателя Си, на саммите, "маячила" тень В. В. Путина, которая, якобы, не давала мозгу товарищу Си "отклониться от генеральной линии", выработанной в Москве, Председателем Си и Верховным Главнокомандующим РФ... Проведя анализ последующих, за саммитом, "телодвижений" главных его "солистов" и "группы подтанцовки", позволю себе сделать осторожное предположение, что наш "вопрос" вообще не обсуждался или очень поверхностно и вскользь, без всякой "привязки к американо - китайским глобальным взаимоотношениям.... В настоящий момент эти два "солиста", рядом с собой, аналогичного им, по долевому уровню мирового ВВП, - они в упор не видят (доля России в мировом ВВП - около 1%)... А если учесть китайский менталитет, роль и специфику гегемонии китайской коммунистической партии и всю её послевоенную деятельность, включая достаточно сложные взаимоотношения с СССР и Россией, то, вероятнее всего, Китай рассматривает Россию, в настоящий момент не как партнёра со "стратегическими видами" на него, а скорее, как "ситуационного попутчика" (Россия) , который, в настоящий момент "очень удобен" ему (Китаю) "прикрыть спину", с севера, своим ПВО - ПРО - ядерным "зонтиком" до момента, пока "окрепнет" китайский ядерный щит и усилиться потенциал собственных средств ПВО - ПРО, ну и, конечно, как источник дешёвых углеводородов, леса, полезных ископаемых.... А как только Россия начнёт "расти" в экономическо - технологическом плане и её доля, в мировом ВВП, начнёт повышаться - то вопрос "ситуационного попутчика" - будет резко снят с "повестки дня" и не горизонте "тёплых товарищеских стратегических отношений России и Китая" замаячит стратегическая конкуренция, а это, "немножко о другом", где, как говорят в "забугорье": "Ничего личного, только бизнес...." Так, что думаю, что концепция о "союзниках и прочих стратегических партнёрах", озвученная Императором Всероссийским - Александром III, что "«У России есть только два союзника — её армия и флот».... Вот и будем её (концепции) придерживаться, как во внутренней, так и внешней политике... Чем быстрее мы это поймём, проанализируем и будем использовать прагматично, аккуратно, во взаимоотношениях с окружающим миром, тем выше будет "градус" уважения окружающих и их понимание... Вот как - то так...
  9. 0
    21 ноября 2023 23:37
    Китай полностью под США чтобы кто ни говорил, причем по многим вопросам критически зависит. Так что никуда они не денутся от "дружбы" с полосатыми.