Экспедиция к предкам. Круглый брох – дом для постоянного жительства

61
Экспедиция к предкам. Круглый брох – дом для постоянного жительства
Вот так выглядит эта башня – брох, у самого берега моря…


– Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок
и стала в нём жить.
Русская народная сказка

Мигранты и миграции. Когда наши далекие предки пускались в свои путешествия по миру. То где они ночевали?



Американские переселенцы XIX века ночевали в фургонах, поставленных в круг. И, наверное, так же устраивались на ночлег те же самые андроновцы. Ставили в круг четырехколесные возы, боевые колесницы располагали внутри, там же жгли костры, готовили пищу. Лошади (вернее – какая-то их часть) тоже должны были находиться внутри на случай нападения. Но большая часть паслась снаружи под надежной охраной людей и собак.


Возможно, когда-то внутри он имел вот такое устройство! И таким его хотят восстановить активисты проекта превращения его в туристический объект. Фото Caithness Broch Project

Ну а если рядом был лес, то они вполне могли построить и временные жилища в виде шалашей или индейских вигвамов, покрытых звериными шкурами. А потом опять в путь и так до тех пор, пока наших мигрантов не начинало потягивать на оседлость.

И вот тогда они строили себе жилища и из камня, и из прутьев, обмазанных глиной, вот только они всегда были круглыми. Такова, видимо, была память предков, память о круглых шалашах. «Жилище должно быть круглым!» – передавалось из поколения в поколение, и вот на острове Кипр в поселении Хирокития такие дома люди строят на протяжении более тысячи лет.


Интересовались брохами очень давно…

А потом на смену круглым домам приходят прямоугольные.

Но там, куда люди добрались в последнюю очередь, память предков либо инерция мышления заставляет их все так же строить именно круглые жилые строения. Причем в некоторых местах планеты они сохранились до сих пор.

Это так называемые брохи – круглые защитные сооружения начала железного века, выстроенные в технологии сухой кладки, то есть без скрепляющего камни раствора.

Интересно, что такие сооружения характерные только для Шотландии, где на сегодня их нашли около 570! Само это слово broch пришло в английский из древненорвежского языка и в точном переводе означает не что иное как «крепость».


Разрез броха на острове Муса

Однако брохи – это не просто уложенные по периметру камни.

По своему архитектурному исполнению они довольно сложны. Типологически их относят к «комплексным атлантическим круглым домам» – такую их классификацию придумали шотландские археологи, предложившие её в 1980-е годы.

Культурная принадлежность брохов так до конца и не определена. До 1960-х гг. все считали, что их построили кельты. Они враждовали со своими материковыми сородичами и опять-таки мигрировали куда подальше. Но «совсем дальше» было только море. Вот они и начали строить такие укрепленные дома.

Но потом были обнаружены археологически памятники, свидетельствующие о том, что это творение пиктов. Хотя когда пикты исчезли, в них могли селиться все кому не лень!


Лестница внутри стен, ведущая наверх. Фото geograph.org.uk

Считается, что наиболее ранние брохи были воздвигнуты около I века до н. э.

Изначальная высота брохов никому не известна. Дело в том, что хотя их и много, в большинстве своем они не сохранились в своем первоначальном виде. Только шесть башен имеют высоту более 6,5 метра, а рекордсмен по высоте и сохранности – брох Муса на Шетландских островах, имеет высоту 13 метров.

Ну а если у брохов были ещё и крыши (до наших дней они, естественно, не сохранились), то их высота могла быть ещё больше. Диаметр брохов составлял от 5 до 15 метров. Причем доказано, что некоторые из них окружали небольшие жилые постройки.


Люди на вершине. Фото geograph.org.uk

Что же касается «башни Мусы», сооружению этому около 2000 лет, и на сегодня это самый высокий брох в Шотландии. Время постройки где-то между 300 и 100 гг. до н. э., причем полагают, что в своей истории этот брох насчитывает сразу две эпохи.

Изначально внутри его каменных стен, существовала деревянная конструкция с полами и лестницами. Затем там была построена винтовая каменная лестница, по которой сегодня можно подняться на самый верх.

Вид оттуда прекрасный, прямо-таки «поэтический», так что она вполне могла играть роль дозорной башни. Размеры её относительно невелики и, может быть, именно поэтому она так хорошо и сохранилась.

А ещё остров Муса всегда был малонаселен. Так что некому было растащить его на камни для собственных построек.


Вид на стену броха изнутри. Фото geograph.org.uk

Брох Муса упомянут в двух скандинавских сагах: первая повествует о человеке, у которого мать томится в плену, а он никак не может её спасти. А вторая рассказывает о паре влюблённых, которые тоже бегут от враждебных происков на корабле, а тот терпит крушение, и они спасаются и прячутся в этой башне.

Потом брох облюбовали для своих темных дел контрабандисты. А сейчас он находится на территории птичьего заповедника, где во множестве обитают качурки*.


Вид с башни. Фото geograph.org.uk

Существует проект восстановления этого броха с тем, чтобы вернуть ему первозданный вид. Причем проект под названием «Кейтнесский брох» финансируется за счет благотворительности.

Реконструированный брох будет обставлен мебелью того времени. На стенах повесят кухонную утварь, а экскурсии для туристов станут проводить актеры в традиционных исторических костюмах.

«Это будет воплощение истории», – говорят авторы этого проекта, и очень даже возможно, что этот брох станет главной туристической достопримечательностью не только этого острова, но и всего региона и даже попадет на денежные знаки Шотландии.

Население из этих мест уходит – кому же понравится жить в такой глуши. Так что открытие такого интересного исторического памятника ещё и оживит экономику этих мест.


Табличка у входа. Фото geograph.org.uk

Сегодня там внутри ничего особенного нет. Хотя сооружение уже само по себе впечатляет своими размерами. И невольно задумываешься, а сколько труда понадобилось на то, чтобы построить этот «самый маленький брох»: добыть для него камни, перевести к месту строительства, уложить их один на другой. Причем без применения скрепляющего раствора.


Емкость для воды на каменном основании. Фото geograph.org.uk

Оказавшись внутри, посетитель может подняться по внутренней лестнице на открытый проход наверху.

Это единственный брох, который полностью сохранился до самого верха, включая оригинальную внутреннюю лестницу. Он построен из сухого камня без раствора, поэтому любое нарушение кладки может иметь серьезные последствия. К тому же стены у него полые внутри, то есть двойные.

В своем первоначальном состоянии он, несомненно, содержал сложный деревянный круглый дом, по крайней мере, с одним фальшполом, опирающимся на выступ на высоте 2,1 м над землей. На этот этаж, вероятно, можно было попасть по каменной лестнице внутри стены.

Второй выступ на высоте около 3,9 м мог поддерживать второй этаж или крышу. Входной проход был низким и перекрыт плоскими плитами, а в подстилающей скале был вырублен резервуар для воды. На скале также находился большой прямоугольный очаг.


Вид на брох с высоты птичьего полета. Фото geograph.org.uk

Какое-то время спустя вход был расширен и увеличен в высоту. Возможно, это было сделано из-за завалившего основание мусора, который копился… ну очень долго.

В Национальном музее Шотландии в Эдинбурге находится большой осколок сосуда из этого броха, вероятно, найденный во время расчистки XIX века. Это часть большого сосуда с вывернутым наружу краем с черной внешней поверхностью и горизонтальными рифлениями вдоль внутренней поверхности обода.


Брох в Дан-Карлоуэй, остров Льюис

В общем, интересное сооружение, что и говорить.

Но кто поедет в такую даль ради того, чтобы посмотреть на… каменную башню – пустую внутри?

А море холодное… Там даже не искупаешься!

Примечание:
*Качурка или «штормовая ласточка» известна тем, что по преданию в каждой такой птице живет душа утонувшего моряка!
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    16 декабря 2023 04:13
    "Жилище должно быть круглым!(с) – чтобы из-за угла не убили! laughing
    1. +4
      16 декабря 2023 06:51
      Цитата: ee2100
      "Жилище должно быть круглым!(с) – чтобы из-за угла не убили!

      Зато сверху, легче сбросить камень на голову, углов нет.
      1. +5
        16 декабря 2023 10:06
        Капец, какое умное замечание! А Вы обратили внимание, что башня усеченной формы?
        Если человек стоит рядом со стеной вы ни чем его не достаните.))))
    2. +5
      16 декабря 2023 21:51
      "Жилище должно быть круглым!(с)
      Смешно, как раз в духе гауляйтера Шпаковского.
  2. +4
    16 декабря 2023 04:30
    Возможно, когда-то внутри он имел вот такое устройство!
    Эта реконструкция до боли напоминает раннефеодальные сооружения, осталось понять, кто кого косплеил...
    PS. В результате последнего обновления ресурс стал менее дружелюбным для пользователя.
    1. +8
      16 декабря 2023 13:28
      Цитата: 3x3zsave
      PS. В результате последнего обновления ресурс стал менее дружелюбным для пользователя.
      Зато колокольчик вернули. Хоть и не работает, но хотя-бы оповещает.
      1. +8
        16 декабря 2023 14:54
        Зато колокольчик вернули. Хоть и не работает, но хотя-бы оповещает.
        Работает. Надо только на него нажимать не из того раздела, в котором появился ответ, тогда приведёт прямо к ответу.
      2. +2
        17 декабря 2023 17:59
        Порой работает. В половину случаев ...
  3. +14
    16 декабря 2023 04:50
    Круглое жилище, в отличие от прямоугольного, имеющего бо́льшую парусность, обладает меньшим сопротивлением ветру, а в Шотландии, выдвинутой в море, это актуально ещё и вдвойне. Точно такое же можно сказать и про круглые юрты кочевников, расположенные в открытой степи и обдуваемые ветрами. В круглом жилище можно в середине развести костер и сесть вокруг него всем родом-племенем...

    На Кавказе очень многие заборы выложены просто из камня, на сухую - обыкновенная кладка без всякого скрепляющего раствора и меня всегда удивляло, как при землятресениях вся эта конструкция не разваливается...
    1. +14
      16 декабря 2023 05:16
      Всем привет, Вячеславу спасибо за статью!
      Такова, видимо, была память предков, память о круглых шалашах.

      То есть в существовании первобытных Пифагоров и Эклидов мы не верим!!!
      Так и рисуется картина первобытный старичок «архитектор» в шкурах дерет за ухо молодого коллегу - опять сукин сын избу прямоугольную изгладить задумал? Кому говорил экономь материал!!!
      Как ни как круг (сфера) имеет максимальную площадь (объем) при минимальном периметре (поверхности).
      drinks
      1. +10
        16 декабря 2023 06:25
        Да, думается парусность мало кого волновала, а вот экономия материала даже очень. Скорее всего стены двойные тоже из экономии.

        Но даже при такой "оптимизированной" конструкции труда требовалось вложить не мало.
        Учитывая практически натуральное хозяйство с весьма низким разделением труда и производительностью(кто кормил и одевал строителей?), скорее всего это были "замки" самых богатых и влиятельных семей того времени.
        1. +10
          16 декабря 2023 06:36
          Цитата: VicktorVR
          Да, думается парусность мало кого волновала

          До тех пор, пока у наших предков не отвалился хвост, парусность их совсем не волновала...

          Цитата: VicktorVR
          а вот экономия материала даже очень

          В Шотландии, с ее горным ландшафтом, материала для постройки жилища было больше, чем сейчас снега на улице...
      2. +8
        16 декабря 2023 06:40
        Цитата: Коте пане Коханка
        Как ни как круг (сфера) имеет максимальную площадь (объем) при минимальном периметре

        Вряд ли при постройке древние строители руководствовались математическими методами. Скорее всего, главными здесь были безопасность и удобство жилища. А возможно, круглое жилище еще и имело для них какое-то сакральное значение...
        1. +2
          17 декабря 2023 22:57
          Цитата: Luminman
          Вряд ли при постройке древние строители руководствовались математическими методами. Скорее всего, главными здесь были безопасность и удобство жилища.
          #

          Что в стиле было, то и главы шотланских кланов и стоили.

          "Чужестранка"- драматический фантастический телесериал совместного производства Великобритании и США, основанный на одноимённой серии романов Дианы Гэблдон.
      3. +10
        16 декабря 2023 13:33
        То есть в существовании первобытных Пифагоров и Эклидов мы не верим!!!

        От чего не поверить!
        Вы ж посмотрите на линию стены броха, если скользнуть взглядом по ней сверху и до подножия. Так и слышится из глубины тысячелетий далекий и мудрый голос , мол, а не рассчитать ли нам геометрию стен по брахистохроне? Чтоб в дождь вода наиболее быстрым способом скатывалась вниз?
        Ну, это шутка, конечно wassat )))
        Но, видимо, что-то учуяли древние строители...
        Доброго дня всем, дорогие друзья!
        Доброго дня и Вам, дорогой Вячеслав Олегович!
        good drinks hi )))
        1. +3
          16 декабря 2023 14:48
          Цитата: депрессант
          и Вам

          И Вам всего хорошего и сегодня и завтра!
    2. +15
      16 декабря 2023 05:32
      всегда удивляло, как при землятресениях вся эта конструкция не разваливается...
      Древнейший метод строительства - сухая кладка. Не соединенные раствором блоки двигаются при сильных толчках, а когда те проходят - возвращаются на свое место. Так строили не только заборы на Кавказе - различные сооружения и в Европе,и в Южной Америке построенные подобным образом за тыщщи лет до Рождества Христова - стоят до сих пор.
      1. +13
        16 декабря 2023 06:44
        Цитата: не тот
        Так строили не только заборы на Кавказе

        Вспомнил, что у моей бабушки был сарайчик с разным ненужным хламом, полностью выложенный из камня. Разумеется, без какого-либо раствора. А он достался ей от ее бабушки... wink
      2. +13
        16 декабря 2023 10:19
        Цитата: не тот
        всегда удивляло, как при землятресениях вся эта конструкция не разваливается...
        Древнейший метод строительства - сухая кладка. Не соединенные раствором блоки двигаются при сильных толчках, а когда те проходят - возвращаются на свое место. Так строили не только заборы на Кавказе - различные сооружения и в Европе,и в Южной Америке построенные подобным образом за тыщщи лет до Рождества Христова - стоят до сих пор.

        hi Доброго утра коллеги. Круглый дом, сложеный из камня в случае землетрясения имеет еще и то преимущество, что кладка получается непрерывной, без критических узловых ослаблений сооружения, тот кто видел как трескается кладка кирпичного дома при оседании фундамента сообразит сразу. Кроме того присутствует значительная экономия матерала и самое главное - труда. Требования к квалификации строителя тоже не самые высокие (До "вольных каменщиков" еще довольно далеко smile )
        ПС ну и бонусом: дополнительная ветроустойчивость и врагу за углом не укрыться
        1. +1
          19 декабря 2023 19:09
          Цитата: Толстый
          в случае землетрясения имеет еще и то преимущество

          Там ещё должна быть благоприятная дифракция волн сейсмики на кольце-брохе и плохой резонанс из за большого внутреннего трения в стенах сухокладки.
      3. +7
        16 декабря 2023 15:03
        Не соединенные раствором блоки двигаются при сильных толчках, а когда те проходят - возвращаются на свое место.
        С этого места подробнее, пжлст. С чего бы это вдруг им возвращаться на место, опровергая законы сухого трения? Другое дело, что в жёсткой конструкции будет образовываться трещина с нарушением связи сверху вниз, а нежёсткая просто станет немного кривой и всё, ещё на 100 лет хватит.
        1. +7
          16 декабря 2023 16:52
          «С чего бы это вдруг им возвращаться на место» - потому что удар при землетрясении наносится не точечно, а по всей площади основания/фундамента. Проведите элементарный эксперимент - сложите из 20 - 30 кирпичей небольшую стенку, потом аккуратно, что бы не развалить конструкцию, нанесите по всей площади удар. После того как конструкция пошатнётся она примет первоначальное состояние. Смещение кирпичей если и будет, то минимальным.
          1. +1
            16 декабря 2023 19:33
            нанесите по всей площади удар.
            Направление удара? Если снизу вверх, то это одно, если разлом прошёл под строением, и потом возникла неравномерная осадка грунта, то другое, будет горизонтальный сдвиг. Посмотрите на деформацию ж/д рельсов после землетрясения, она возникает явно от бокового смещения.
            1. +7
              16 декабря 2023 19:54
              К вопросу о рельсах - одинокому рельсу лежащему на земле ни какое землетрясение не страшно. Даже паре рельс соединенных шпалами. А вот километровые пути со шпалами засыпанными щебенкой действительно скрутит. Давайте немного вернёмся на землю. Любое крупное строение расположенное в эпицентре 12-бального землетрясения развалится. А вот маленькое, типа собачьей конуры, может и выдержать за счёт масштабного фактора. Так и с домами построенными всухую, без раствора - небольшой дом при среднем землетрясении имеет гораздо больше шансов уцелеть чем сложенный из кирпича/камня но с раствором. И опять таки - надо всегда учитывать конкретные условия - грунт, фундамент, силу землетрясения в конкретной точке, высоту строения, толщину его стен, размеры строительного камня…
              1. +2
                16 декабря 2023 20:09
                Даже паре рельс соединенных шпалами.
                Изначально рассматривался вопрос, моделирует ли удар снизу реальное землетрясение. Очевидно, что нет, боковое смещение всегда присутствует. Поэтому система без жёсткой связи вряд ли вернётся на своё место, в лучшем для неё варианте будет слегка кривой. А с жёсткой связью просто пойдёт трещинами, а дальше там как повезёт. Картинка - иллюстрация к "паре рельс".
    3. +9
      16 декабря 2023 10:39
      «На Кавказе очень многие заборы» - там не только заборы, но и дома возводили без раствора, просто замазывали глиной щели. Именно отсутствие раствора и делало эти постройки сейсмоустойчивыми. Осыпавшаяся после землетрясения глина легко замазывалась.
    4. +2
      17 декабря 2023 18:06
      Круглая башня оптимальна по объему материала (кладки). При тех же привезенньiх камней можно построить башню вьiше или толще, чем прямоугольную. Что важно для обороньi. А прямоугольное жилище оптимально по площади размещения в нем прямоугольньiх спальньiх мест.
      1. +2
        18 декабря 2023 02:37
        Еще и обогревать очагом (костром) удобнее, нет холодных углов, везде обогрев равномерен, зависит только от расстояния от очага. Площадь стен, через которые идет теплопотеря также минимальна для данного об'ема помещения. Так что для,одиночной постройки круглая,форма оптимальна.
        Чего не скажешь про городскую застройку, там застройка круглыми домами не так удобна уже по социально-планировочным причинам, там часто стена одного дома - она же стена и соседнего.
  4. +3
    16 декабря 2023 05:15
    И чего их туда занесло? Унылое местечко.
    Интересно, зачем им полая стена, можно было и приставными лестницами обойтись
    1. +3
      16 декабря 2023 05:30
      Цитата: тлауикол
      И чего их туда занесло? Унылое местечко.
      Интересно, зачем им полая стена, можно было и приставными лестницами обойтись

      Ну это Вы так считаете, а у местного бомонда данное место пользовалось успехом. Так как девки были доступны и жаркое подавали два раза в день!!! drinks
      1. +8
        16 декабря 2023 13:40
        Так как девки были доступны и жаркое подавали два раза в день!!!

        Влад, долго смеялась! Из девок, что ли, жаркое готовили? wassat )))
        Без обид, это шутка. Надоело быть мрачной. Потянуло на люди.
  5. +3
    16 декабря 2023 05:16
    И чего их туда занесло? Унылое местечко.
    Интересно, зачем им полая стена, можно было и приставными лестницами обойтись
    1. +9
      16 декабря 2023 06:30
      Цитата: тлауикол
      зачем им полая стена, можно было и приставными лестницами обойтись

      Возможно теплоизоляция
      1. +4
        16 декабря 2023 09:26
        Цитата: bya965
        Цитата: тлауикол
        зачем им полая стена, можно было и приставными лестницами обойтись

        Возможно теплоизоляция

        Картошку хранить laughing
  6. +6
    16 декабря 2023 10:38
    Вид оттуда прекрасный, прямо-таки «поэтический», так что она вполне могла играть роль дозорной башни.

    Или маяка. Назначение брохов до сих пор однозначно не определено. Некоторые археологи вообще считают, что какого то определенного назначения они не имели и в каждом случае строились под какую то конкретную цель.
    Например - брох Mousa на противоположном, материковом берегу залива, имел "близнеца", который, правда, сохранился намного хуже и сегодня, чтобы его увидеть, надо подойти вплотную. А когда то эти башни стояли симметрично по обеим берегам залива Mousa и вполне могли играть роль ориентиров.
    К сожалению, новый функционал не позволяет нормально иллюстрировать комментарий, поэтому короткое пояснение. На первом фото вид на брох Mousa с противоположного, материкового берега, где был расположен "брох" - близнец. На второй - то, что на сегодня от "близнеца" осталось.
    1. +9
      16 декабря 2023 13:48
      А когда то эти башни стояли симметрично по обеим берегам залива Mousa и вполне могли играть роль ориентиров.

      Виктор Николаевич, а не могли ли брохи в таком случае служить, помимо прочего, сигнальными башнями? Приближается враг, на крыше зажигается огонь, с соседнего броха видят и тоже разжигают огонь и так далее. И вот уже вся подконтрольная местность оповещена о чьем-то приближении. Скорость света в любом случае больше скорости гонца плохих вестей.
      Кстати, в исторических фильмах сей факт неоднократно обыгрывался.
      1. +6
        16 декабря 2023 14:31
        Теоретически возможно все. Правда расположены они как то густо слишком для сигнальных башен.
        1. +2
          17 декабря 2023 18:15
          Однозначно оборонньiе сооружения
    2. +2
      16 декабря 2023 14:59
      А когда то эти башни стояли симметрично по обеим берегам залива Mousa и вполне могли играть роль ориентиров.
      Створные ориентиры? Но тогда на плавсредствах должны быть угломерные инструменты.
      1. +3
        16 декабря 2023 17:20
        Я не штурман, но вроде навигационные знаки навигационного створа должны быть строго на линии, обозначающей безопасное направление движения. А тут линия, проходящая через башни, такому направлению перпендикулярна.
        1. +6
          16 декабря 2023 19:40
          А тут линия, проходящая через башни, такому направлению перпендикулярна.
          Может, они таким способом определяли центр фарватера? При смещении с центра углы становятся разными, естессно, если ориентиры на равных расстояниях от него. Выходит слишком сложно, проще послать мальчишку на ялике с мерным футштоком, чтобы он кричал, как на Мисисипи будущий писатель Самуэль Клеменс "Mark Twain"! Не были эти сооружения навигационными знаками, убедили.
  7. +4
    16 декабря 2023 10:53
    Но потом были обнаружены археологически памятники, свидетельствующие о том, что это творение пиктов.
    ...
    Считается, что наиболее ранние брохи были воздвигнуты около I века до н. э.

    Что то не стыкуется. История пиктов начинается с III века нашей эры.
  8. +7
    16 декабря 2023 10:56
    брох Муса на Шетландских островах, имеет высоту 13 метров.

    hi То что в этом брохе предполагается перекрытие и дополнительный уровень понятно, такое сооружение и чтобы лестница и один свет внутри...
    Свет. Если брох это жилье, возникает резонный вопрос, то как он освещался изнутри?... Не только-же вход и очаг? поэтому конструкция кровли в реконструкциях представляется сомнительной.
    1. +7
      16 декабря 2023 13:56
      В статье приведены две реконструкции. Первая более логичная, хотя кровля свесов не имеет. Для нас это непривычно, поскольку всегда пытаются отвести осадки дальше от фундамента и стен. На второй картинке свесы кровли вовсе заведены внутрь стен и все осадки попадают внутрь полости стен, что совсем странно. Или заложен тайный смысл который не уловить (например галерея по-верху или фантазия реконструктора).
      Соглашусь с вашим предыдущим замечанием о "круглости" сооружен. Круглое в плане сооружение устойчиво и может быть более "органично" в постройке в сравнении с прямоугольным. Наличие двух стен с полостью позволяет уменьшить вес и материалоемкость. Возможность совместной работы в плане устойчивости конструкций обеспечивается внутренними горизонтальными связями между стенами.
      Конусность стен позволяет обеспечить общую устойчивость сооружения. В целом подобная система строительных конструкций очень не проста требует опыта и мастерства.
      И, кстати, эти двойные стены сразу рождают воспоминания о рыцарских романах с тайными ходами, подслушиванием и подглядыванием из секретных комнат.
    2. +6
      16 декабря 2023 16:54
      «как он освещался изнутри?» - факел.
      1. +6
        16 декабря 2023 18:47
        Цитата: Сергей Валов
        «как он освещался изнутри?» - факел.

        hi Постоянно вести полноценное домашнее хозяйство при свете факелов, особенно когда день на дворе - затруднительно. Не для жилья полное отсутствие дневного освещения. Факел - мера временная, для темного времени суток.
        PS Чтобы что-то утверждать с уверенностью надо определенно знать назначение сооружения, а в современном виде брох муса больше ассоциируется с градирней ТЭС и никак с жильем wassat Извините...
        1. +5
          16 декабря 2023 19:09
          В принципе полностью с Вами согласен! Но примеров помещений без естественного света в старые добрые времена более чем достаточно. Кстати, мне жилье он тоже не напоминает. Хотя… можно же большую часть хозяйственной деятельности вести вне броха, а его использовать преимущественно для сна. Я понимаю, что все это домыслы, информации мизер.
          1. +1
            17 декабря 2023 20:01
            hi Приветствую Сергей.
            Цитата: Сергей Валов
            Хотя… можно же большую часть хозяйственной деятельности вести вне броха, а его использовать преимущественно для сна. Я понимаю, что все это домыслы, информации мизер.

            Нормальное дневное освещение внутри броха обеспечить можно! Если поднять кровлю над стеной на деревянных столбах на высоту, скажем, метра полтора. Получится своеобразный "световой фонарь" smile
            1. +2
              17 декабря 2023 21:07
              Можно и так, но только для верхнего этажа, и все равно будет полумрак и холодно зимой. Использовать зеркала, это из области фантастики. Мы явно чего-то не знаем.
              Вспомните рассказы про наших предков - жгли лучины, знать - свечи. И ведь это было немногим более 100 лет назад.
              1. +1
                17 декабря 2023 23:23
                Довелось посетить замок (поместье,) первая мебель которого дотируется 196.. и распологалась в приемном зале. Замок этот построен в стиле средних веков , прямоугоьной формы. Круглая форма замка, скорее всего, руководствуется соображениями быстрой постройки фортификационного сооружения, которое перерастает ( при хороших условиях для поселения) в замок-поместье.
        2. 0
          20 декабря 2023 21:53
          Цитата: Толстый
          Постоянно вести полноценное домашнее хозяйство при свете факелов, особенно когда день на дворе - затруднительно

          Брох сильно напоминает одни специфические сельхозсооружения - элеваторы и овощехранилища. А, поскольку, они существовали в неспокойные времена, то, попутно выполняли и роль укрепления.
  9. +3
    16 декабря 2023 11:07
    Но кто поедет в такую даль ради того, чтобы посмотреть на… каменную башню – пустую внутри?

    Вы не поверите - но это один из достаточно популярных туристических маршрутов. Судя по тому, что с апреля по сентябрь на остров регулярно ходит паром вместимостью человек 60, людей там бывает достаточно много.
  10. +7
    16 декабря 2023 11:11
    На "Виде на брох с высоты птичьего полета" справа вверху видны остатки какого-то квадратного сооружения. Интересно его строили одновременно, или нет?
  11. +8
    16 декабря 2023 11:30
    Такова, видимо, была память предков, память о круглых шалашах. «Жилище должно быть круглым!» – передавалось из поколения в поколение,

    Круглая форма имеет одно очень важное преимущество . Это максимум площади при минимальном периметре , а соответственно нужно минимум материала для ограждения необходимого жилого пространства . Кочевники знали это с допотопных времён , хотя и не были знакомы с Эвклидом . При переходе к оседлости традиционная круглая форма уступает прямоугольной . Углы , знаете ли удобней в доме и на комнаты делить и мебель, и уют . А защитные башни или, например, зернохранилища остаются в основном круглыми по той же материалоёмкостной причине .
  12. +9
    16 декабря 2023 12:29
    Принадлежность брохов к той или иной культуре на сегодняшний момент является чистыми домыслами. Зато - прослеживается явное сходство с сардинскими нурагами, которые робко датируются ранней бронзой..
  13. +10
    16 декабря 2023 12:50
    И вот тогда они строили себе жилища и из камня, и из прутьев, обмазанных глиной, вот только они всегда были круглыми. Такова, видимо, была память предков, память о круглых шалашах. «Жилище должно быть круглым!» – передавалось из поколения в поколение, и вот на острове Кипр в поселении Хирокития такие дома люди строят на протяжении более тысячи лет.


    Круглая форма каменных зданий имеет простое, логическое, объяснение. Из дерева строить круглое здание, или сооружение, неудобно и дорого, из-за большого количества отходов. Каменные сооружения круглой формы более устойчивы, просто потому что прямые каменные стены легко падают, из-за отсутствия опоры. Круг и арка, создают дополнительную устойчивость конструкции с минимальными затратами. Предки просто экономили и стремились создавать более надёжные, устойчивые сооружения.
  14. +7
    16 декабря 2023 14:18
    строить именно круглые жилые строения. Причем в некоторых местах планеты они сохранились до сих пор.
    Это так называемые брохи – круглые защитные сооружения начала железного века

    Так защитные или жилые? Разница большая, требования отличаются. Защитные часто строили круглой формы, жилые круглые уже длительное время- диковинка.
    А что касается двойной стены и её формы- скорее всего усиливала прочность конструкции, играя роль контрфорса- внешняя и внутренняя стены соединялись жесткими прочными перемычками, а вверху смыкались.
    Высокая чисто вертикальная стена сложенная без раствора имеет склонность к обрушению, внешняя же её подпирала.
    1. +7
      16 декабря 2023 17:04
      «Так защитные или жилые?» - основное отличие жилой конструкции от боевой - это высота/количество этажей и толщина стен. Для жилья оптимальнее строить одно-двух этажные дома большой площади. Для боевых башен на первое место выходит неприступность - то есть толстые стены, высота конструкции, вход на втором ярусе. Конечно, возможно и совмещение функций, но как всегда за счёт ухудшения одних за счёт других. Все это прекрасно можно живьём посмотреть на Северном Кавказе.
  15. +5
    16 декабря 2023 19:40
    Жили тогда общинами, вот и был сей блох как общее хранилище на зиму,убежище от всяких там.
  16. +2
    17 декабря 2023 11:18
    Мне было бы неуютно в такой высокой башне, сложенной без раствора. Если стены пониже - ещё ладно. Ну и деревянная крыша должна скреплять верхнюю кромку стены и не давать ей обрушаться.
  17. +1
    18 декабря 2023 14:45
    К стыду своему впервые узнал о существовании брохов. Спасибо Автору.

    ИМХО, может быть брохи использовались наподобие бургов Альфреда Великого для организации очагов обороны в случае нашествия.

    А могли быть и замками местных феодалов. Или наоборот, пришлых феодалов...