МИД РФ: Севморпуть может стать альтернативным маршрутом Суэцкому каналу

26
МИД РФ: Севморпуть может стать альтернативным маршрутом Суэцкому каналу

После начала войны армии обороны Израиля против ХАМАС в секторе Газа повстанцы-хуситы, контролирующую значительную часть Йемена, сразу поддержали палестинское сопротивление. Более того, йеменские радикалы не только объявили собственную войну Израилю, но и регулярно пытаются атаковать ракетами и беспилотниками территорию еврейского государства. Правда, не очень успешно.

Зато атаки хуситов на торговые корабли, осуществляющие перевозки по Красному морю и Аденскому заливу, создали огромные проблемы для всей мировой логистики между Азией и Европой. По оценкам экспертов, морской грузовой трафик через наиболее короткий путь между континентами через Суэцкий канал, соединяющий Красное и Средиземное моря, уже упал почти на треть. Некоторые крупные международные перевозчики вообще прекратили использовать этот маршрут, теперь корабли вынуждены огибать Африку с юга, что удлинило путь следования на восемь тысяч километров. Не лучше с точки зрения логистики и стоимости выбор сухопутных маршрутов.



Соответственно, выросло время в пути, стоимость грузоперевозок. Все это очень негативно сказывается на состоянии не только азиатских и европейских, но и всех мировых рынков. Для тех перевозчиков, которые рискуют продолжать использовать короткий маршрут через Суэцкий канал, значительно выросла стоимость страховки. Объявленная США операция коалиционных сил «Страж процветания» по обеспечению безопасности гражданского судоходства в Красном море скорее создаст обратный эффект, боевые действия эту самую безопасность только ухудшат.

Впрочем, у этой проблемы есть довольно очевидное и выгодное всем решение, в первую очередь в экономическом отношении, без учета политических трендов и противоречий. Российская Федерация в последние годы активно развивает и упрощает судоходство по Северному морскому пути (СМП), соединяющему Баренцево море и Берингов пролив. Это кратчайший путь между Европой и Азией, даже по сравнению с мореходством через Суэцкий канал.

Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов считает, что Северный морской путь может обеспечить судоходство кораблей, желающих перестроить свой маршрут из-за атак йеменских повстанцев-хуситов в Красном море.

Да, в принципе может позволить при условии соблюдения требований Полярного кодекса и положений соответствующих документов российского регулирования прохода по Северному морскому пути

— приводит мнение российского дипломата РИА «Новости».

Протяженность Севморпути по кратчайшему маршруту составляет 5556 километров на российском участке пути от Новой Земли (мыс Желания) до Берингового пролива. Если брать крайние точки, например, Японию и Мурманск, то расстояние составит 6000 морских миль, или чуть более 11 000 километров. Маршрут из Японии в ближайшие европейские порты через Суэцкий канал почти в два раза протяженнее (12 000 миль, или более 22 000 км). Транспортировка грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Севморпути осуществляется на расстоянии 14 тысяч километров.

Время следования через Суэц из портов стран Тихоокеанского региона в Европу занимает около 37 дней. Через Севморпуть, например, до Великобритании из основных азиатских портов корабли добираются примерно за 25 дней. Если сравнивать путь из Роттердама до японской Йокогамы, то разница окажется приблизительно в 13 суток: 20 по Северному морскому пути против 33 через Суэцкий канал. Или 7300 морских миль против 11200. Это дает огромную экономию только в расходовании топлива, не говоря уже о других составляющих. Естественно, расчеты по времени следования немного условные, но в любом случае маршрут Европа-Азия через СМП намного выгоднее, чем через Африку.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    19 декабря 2023 11:06
    Наши издалека зашли))) теперь америкосы скажут что Путин вооружил и спонсирует хуситов)))
  2. +19
    19 декабря 2023 11:13
    но в любом случае маршрут Европа-Азия через СМП намного выгоднее, чем через Африку.

    Для людей, которые ничего не понимают в мореплавании - безусловно. На самом же деле ходить севморпутем обычные суда могут только 2-4 мес в году, но даже и они - в сопровождении ледоколов. А это стоит денег. Причем ледокольный тариф полностью съедает и даже перекрывает экономию на топливе за счет более короткого маршрута.
    А для остальных 8-10 мес - только суда с ледовым классом не ниже Arc4. А это опять же дорого. Для того, чтобы судно могло ходить во льдах требуется его усиление буквально по всем параметрам. Более крепкими должны быть абсолютно все элементы его набора – шпангоуты, стрингеры, балки набора, форштевень. Помимо того, что обшивка и палубы должны быть прочнее, нужны еще специальные «накладки», так называемые ледовые пояса. Более мощной должна быть энергетическая установка, так как ей предстоит не только «толкать» само судно, но и «распихивать» лед, даже в том случае если оно следует за ледоколом.
    А удобства экипажа? Извините, но обеспечить приемлемые условия для его жизни и работы на судне в южных морях – это одно, а на СМП, при температуре за минус пятьдесят – это «немного» другое. А груз? Разумеется, многим категориям груза совершенно неважен температурный режим, но ведь есть и другие. И что, делать для них еще и отапливаемые трюмы?
    Мало того. Нужно понимать, что Севморпуть – это Настоящий Русский Север условия существования на котором не просто сложны – они экстремальны. И техника там изнашивается намного быстрее, чем в сравнительно мягких экваториальных условиях. Этот факт даже отечественная налоговая умудрилась признать, разрешив применять поправки к сроку амортизации для оборудования, эксплуатирующегося в районах Крайнего Севера. Поэтому срок службы у полярных судов либо будет меньше своих «экваториальных аналогов», либо их изначально при строительстве надо делать дороже, с тем, чтобы обеспечить увеличенный ресурс.
    В общем, СМП намного дороже Суэца.
    1. +3
      19 декабря 2023 11:20
      Да Вы просто рушите эту "патриотичную"тему!.Кстати,а зачем огибать Африку?Ради стоимости страховки?А стоимость такого похода не в счет?Что то в этой статье не складывается.Да и про СМП Вы правы
      1. +1
        19 декабря 2023 12:13
        Цитата: dmi.pris1
        Кстати,а зачем огибать Африку?

        Американцы тоже так думают. Поэтому сегодня их Бегемотик объявил о создании "коалиции". Состав там, правда, странный какой-то - Сейшельские острова, Бахрейн, Голландия... Все "великие армии" собрали. Всего восемь стран, но, думаю, остальные подтянутся. Немцы-французы самолёты, поди, грузят. Трибалты, наверное, уже с низкого старта рванули (пока добегут - глядишь, всё и закончится).
        Бомбить, как я понимаю, будут американцы. Но - в составе "коалиции". Больше там бомбить некому.
        Вчера только тут Ныробский (Геннадий) говорил, что неспроста американцы туда АУГ отправили. Ну, собственно, вот...

        Перефразируя классику
        Попандопуло: …Стоять за свободную личность.
        Гапуся (в сторону, бабам): Значит, будут бомбить.
    2. -2
      19 декабря 2023 11:28
      Ну, Слава Яицам, Пасхальным!!!!!!
      Есть ещё грамотные люди у нас!
    3. +4
      19 декабря 2023 11:29
      Возможно как пример добавлю компания Новатэк в 2020 отправила 2 газовоза по СМП, были победные реляции, но в реальности оказалось все сложнее одно судно получило повреждение, потеря нескольких дней на маневрирование, для обходя ледовых полей.
      Эксперимент признан удачным, но теперь ходят с ледоходом.
      1. +2
        19 декабря 2023 12:04
        Цитата: Аркадич
        Эксперимент признан удачным, но теперь ходят с ледоходом.

        С ледоходом на сколько знаю ни кто не ходит. По северным морям ходят с ледоколом или в его сопровождении.
        1. +1
          19 декабря 2023 12:13
          Спасибо за поправку конечно ледокол. Это Т9, без него долго, с ним подпадаешь на ошибки.
    4. +8
      19 декабря 2023 11:29
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Для людей, которые ничего не понимают в мореплавании - безусловно

      Да да, далее можно было и не продолжать...
      Кроме всего вышесказанного можно добавить, что южный путь проходит через десятки государств, а северный через одну. По пути следования уже проходит немалый торговый оборот.

      СМП нужно развивать России для СЕБЯ в первую очередь. Нужно развивать инфраструктуру русского Севера, строить предприятия и города, мотивировать людей на переезд. Увеличивать грузооборот в десятки раз. Вот когда всё заработает как часы, тогда возможно и иностранные партнёры начнут приглядываться. Но всё-равно СМП никогда не сможет стать конкурентом южному пути, хотя бы в силу матушки природы...
      1. +4
        19 декабря 2023 12:14
        Цитата: Doccor18
        СМП нужно развивать России для СЕБЯ в первую очередь

        Конечно. Потому что для нас он архиважен и архинужен. Но вот иллюзий, что он может заменить Суэц, конечно, питать не стоит. До глобального потепления - точно laughing
      2. +2
        19 декабря 2023 12:27
        Цитата: Doccor18
        СМП нужно развивать России для СЕБЯ в первую очередь. Нужно развивать инфраструктуру русского Севера, строить предприятия и города, мотивировать людей на переезд. Увеличивать грузооборот в десятки раз. Вот когда всё заработает как часы, тогда возможно и иностранные партнёры начнут приглядываться.

        Ваши бы слова, Александр, да богу в уши...
        Вы абсолютно правы - при освоении СМП в первую очередь нужно думать о собственных потребностях. И только во вторую, если не в пятую - о том, как бы его выгодно "продать" на мировом логистическом рынке.

        Простой пример - постройка "Академика Ломоносова". Построили для себя. Необходимость очевидна. И только в пятнадцатую очередь стОит думать о том, к какой бы загранице его подогнать, чтобы выгодно продавать электроэнергию.
    5. +2
      19 декабря 2023 11:37
      Первая серьезная аналитика на данную тему! Плюсую! Но как всегда есть нюансы -выгоднее водить корабли через СМП не по одному, а более менее крупными партиями, тогда и аренда ледокола дешевле и амортизация отдельно взятого корабля меньше...
      1. +1
        19 декабря 2023 12:17
        Цитата: Peter1First
        Но как всегда есть нюансы -выгоднее водить корабли через СМП не по одному, а более менее крупными партиями, тогда и аренда ледокола дешевле и амортизация отдельно взятого корабля меньше...

        А еще - время доставки больше, потому что надо ждать, пока сформируется караван, а простой судна - это тоже деньги. Амортизация отдельного судна от ледокола не зависит:))))
    6. +2
      19 декабря 2023 12:29
      Абсолютно правильный комментарий. В профильных ресурсах было много статей с финансовыми расчетами этих альтернативных маршрутов. Необходимо еще учесть стоимость страховок и пользование инфраструктурой по обслуживанию кораблей (которой собственно нет). Что делать если судну потребуется ремонт? Севморпуть это для нас или Китая в экстренных случаях, если США закроет иные пути их товаров на рынки.
    7. +1
      19 декабря 2023 12:33
      Андрей,Вы в курсе что западные зелёные "террористы" на последней конференции по климату в Абу- Даби начали продавливать дикое предложнние- занизить скорость торговых судов? Нам вообще остаётся только ждать и развивать Росатому СМП. hi
    8. +3
      19 декабря 2023 13:02
      В статье стандартная игра цифрами и расстоянием. Перечислены маршруты, на которых визуально получается сэкономить и это названо Европой. То, что есть средиземноморская Европа скромно умалчивается. Точка отправления - из Японии и северного Китая географически короче, но уже из южного все преимущества у Суэца, а есть еще юго-восточная Азия.
      Морские перевозки - это редко когда путь из А в Б. Это путь из А в Я с кучей промежуточных точек по пути (и транспортировкой товаров между этими пунктами. На СМП их просто нет, т.к. его основную часть занимает 1на страна.
      СМП становится интересен Миру (и то лишь чуть-чуть) по время ЧП: аварий в Суэце или таких вот проблем, как сейчас в Красно море и после их разрешения Мир предпочитает о нем сразу забыть.
  3. +3
    19 декабря 2023 11:25
    Мне всё равно, но просто интересно: поясните, пжлста, кто в теме: как так может быть: "Протяженность Севморпути по кратчайшему маршруту составляет 5556 километров на российском участке пути от Новой Земли (мыс Желания) до Берингового пролива. "
    Поясню суть вопроса: от Новой Земли через Карские ворота российский участок в западном направлении длится ещё примерно 1500 км. (+ -) по тер.водам РФ до, например, Мурманска. Через Баренцево море. Почему Новая Земля взята в качестве расчётной точки? Чего там такого особенного, если не считать некоторые "особенности" по линии мин.обороны?
    Что будет, к примеру, делать дальше "баржА с грузом", прийдя "по россйскому пути" в район Новой земли? Разгружаться в Нарьян-Маре? Или там, на Новой Земле, планируется загрузка, бункеровка? На радость местным пейзанам? Или "российский путь с российскими тер.водами " в голове у журналиста заканчивается на Новой земле? А чьи тогда дальше территории в сторону запада? Тувалу принадлежат или Сантоме-и-Принсипи с Кирибати и Кот дИвуаром в придачу?
    И ещё: журналист должен вникнуть: не всякий и каждый сухогруз может / будет допущен к путешествию по северным водам даже в сопровождении ледокола и по чистой воде. Не-а... Существует такое понятие как Ледовый Класс.
    Почемуикакжетакданунах? - Тырнет с гугелЁм в помощь. Хотя, лучше всего сходить в обычную библиотеку с бумажными книгами.
  4. +3
    19 декабря 2023 11:33
    Трудно не согласиться с мнением компетентных коллег-комментаторов про дороговатость СМП. Однако осмелюсь предположить, что нынешние события у Суэца - лишь начало сложностей. Это цветочки от хуситов, ягодки от остальных сил, помощнее, впереди.
    Причем, не ислючаю нашего вклада в дело долгосрочного развития спроса на услуги СМП, даже с учетом ледокольного сопровождения. Ведь военно-полосатое сопровождение, которое будет предлагаться на экваториальных маршрутах, вряд ли дешевле ))
  5. +2
    19 декабря 2023 11:37
    Флотам матрасов и сателлитов пора размяться на "папуасах". А не дай бог хуситы удачно воткнут КР в борт матрасному корыту,все то немногое,что в Йемене есть, смоет к чертям.
  6. +3
    19 декабря 2023 11:38
    Надо не МИД РФ слушать,а изучать планы Росатомфлота.Росатомфлот впервые будет обеспечивать круглогодичную навигацию по СМП в 2024г .С октября месяца только 55 судов не пошли через Суэцкий канал,а пошли вокруг Африки.С января Египет повышает платёж за проход по каналу на 15%,может и больше.Хуситы почему-то не бомбят суда дружественных для нас стран.Врагом России у берегов Йемена сейчас не модно быть,хуситы это не приветствуют.Да и хозяином СМП назначен Росатом,так что расценки для прохода судов в сопровождении ледоколов очень приемлемые,по крайней мере так говорят в Росатомфлоте.
    1. +1
      19 декабря 2023 12:02
      Вот как надо делать селфи.Андрей Яковлев ФГУП / Атомфлот.
  7. +1
    19 декабря 2023 12:08
    Если сравнивать путь из Роттердама до японской Йокогамы, то разница окажется приблизительно в 13 суток: 20 по Северному морскому пути против
    --чисто деньги. Тв или айфон не протухнет за доп 13 дней.
    И замороженная треска и /или акула.
    1. 0
      20 декабря 2023 21:10
      Ну, это если просто считать одинаковую скорость по морским милям. А если в ледовых условиях, то скорость меньше, да и караван будет собираться несколько дней, да и судно должно быть ледового класса, как тут уже выше писали.
  8. +4
    19 декабря 2023 12:09
    Если брать крайние точки, например, Японию и Мурманск, то расстояние составит 6000 морских миль, или чуть более 11 000 километров.

    проблема лишь в том, что японцам не надо ничего отправлять в Мурманск...
  9. +1
    19 декабря 2023 13:10
    Выгоднее-то безусловно, будет... Но не забываем, в какое время мы живем. Осатаневшие от безнаказанности Штаты, просто скажут - запрещаем всем ходить Севморпутём. Кто нарушит - мы немедленно накладываем санкции.
    И все будут продолжать, как бараны, шляться в два раза более длинным путём - трансатлантическим через Панамский или трансиндийским через Суэц.
  10. 0
    19 декабря 2023 13:35
    Надо не обходные дороги искать, а мир и спокойствие в Евразии восстанавливать. Евразия не тот материк, который выгоднее обогнуть по морю, чем пересечь по суше. Это не Америка (и Северная, и Южная), где от центра до моря проще добраться. Надо лишить США и ЕС возможности раскалывать Евразию на "зоны", "регионы" и так далее. Всем давно известна ОАГ (Организация американских государств), есть что-то похожее для Африки (не помню названия), но нет ни-че-го такого для Евразии.