«Модельный замок»

51
«Модельный замок»
Замок Лаутерштайн на макете железной дороги вместе с масштабными фигурками людей



В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.

«Тамара». М. Ю. Лермонтов

История и замки. Сколько всего в Европе построено замков? Точное их количество вряд ли кому-нибудь может быть известно, но вот количество замков в Европе, сохранившихся до наших дней, более или менее подсчитано – более двух тысяч. А ещё множество замков в количестве нескольких тысяч лежит в руинах.



В истории был период, когда ранее построенные замки разрушались до основания, и на их месте в лучшем случае оставалась лишь груда камней, которые местные жители затем растаскивали на собственные нужды. В этом видели что-то символическое. Во Франции, например, уничтожением замков особенно отличился кардинал Ришелье.

К тому же в XVII веке жить в замке стало не модно, и знать начала переселяться в столицы поближе к королевскому двору, отчего многие древние строения были попросту заброшены и превратились в источник дешёвого камня для местных жителей. И понятно, что им, крестьянам, собственный коровник из камня или ограда сада с огородом были куда дороже истории своей родной страны. Более того, они на неё чихать хотели, потому не только разрушали замки, но и отбивали носы и руки от эффигий в аббатствах (а их тоже разрушали!), вскрывали склепы в надежде обогатиться, хотя по христианской вере даже самых богатых рыцарей хоронили в обычном холщовом саване. Правда, на месте некоторых древних замков из их же материала были построены новые укрепления уже в ренессансном стиле. Повезло тем замкам, в которых были организованы тюрьмы и казармы. Эти просуществовали до того времени, когда до людей дошло, что на старинных замках можно неплохо заработать, и начали их восстанавливать.


Вот так руины этого замка выглядят сегодня…

Интересное отношение к полуразрушенным или даже совсем разрушенным замкам существовало в Средние века. Существовала даже пословица: «Разрушенный замок – наполовину восстановленный замок». И понятно, почему было так. Ведь добыть камень, перевести его на место, приготовить известь, гравий для бутовки стен, дерево для перекрытий – всё это стоило огромных денег. И понятно, что владетельный сеньор, получая от короля или в качестве приданного ту или иную землю, всячески старался сэкономить на строительстве.


Руины замка и… современный дом. Фото Йорга Блобелта


Как видите, осталось от замка совсем немного. И это в определённом смысле хорошо, так как открывает большой простор для фантазии реконструкторов! Фото Йорга Блобелта

Вот, например, королевский замок Бомарис в Уэльсе. Строился на голом месте 18 месяцев с 1278 по 1280 год. И трудилось на его строительстве 2000 рабочих ежедневно! И по договору найма, заключённого с каждым рабочим, им полагалось по половине литра пшеницы, а это за шесть месяцев составило 1800 гектолитров! И это при том, что личные королевские владения давали столько зерна за… год! А ведь строился он не один! Мы знаем, например, что строительство замка в Дувре обошлось в огромные деньги: 4000 фунтов за донжон, 3000 за остальные строения, свинцовые водопроводные трубы, две часовни и жилые покои с гардеробными помещениями. Недаром король Генрих и его сын Ричард Львиное Сердце оплачивали его постройку 12 лет!


Вид на замок в 1629 году

Так что нет ничего удивительного в том, что руины замка рассматривались их новым владельцем как подарок судьбы, и он старался с пользой для дела использовать каждый камень. Особенно, если он уже был резной и его можно было использовать для арки или… отхожего места, потому что проделать отверстие в камне – дело совсем не простое!


Типичная картина эпохи романтизма! Музей земли Нижняя Саксония – краеведческий музей федеральной земли Нижняя Саксония, расположенный напротив Новой ратуши в Ганновере


Туристическая фотография 1909 года


Ещё одно такое же фото 1909 года

Ну а в европейской и американской культуре конца XVIII века – первой половины XIX века началась эпоха романтизма, и объекты дикой природы, а также древние руины стали объектом пристального внимания художников и поэтов, которые принялись дружно воспевать их «дикую, но симпатичную» красоту. Со второй половины XIX века ряд замков был восстановлен, но понятно, что восстанавливать их все смысла не имеет. Но это отнюдь не означает, что древние руины не приносят сегодня никакой пользы. На них зарабатывают неплохие деньги, причём отнюдь не только за просмотр в качестве туристического объекта. Правда, за само лицезрение руин денег обычно не берут, это было бы уж слишком. Но зато рядом с ними может находиться гостиница, ресторан, сувенирный магазинчик, которые на них как раз и зарабатывают. А ещё находятся предприимчивые люди, которые превращают такие руины в… замок, правда, уменьшенный во много раз и для целей весьма специфических.


Фото с видом на руины замка 1912 года

Вот, например, замок Лаутерштайн, расположенный на гнейсовой скале в восточной части деревни Нидерлаутерштайн, над левым берегом реки Шварце-Поккау, примерно в 2 км к северо-западу от местечка Цеблиц и в 4,5 км к северо-востоку от Мариенберга.


А на этой фотографии 1920 года развалины замка так спрятались за деревьями, что их и не видно!

Археологические исследования 1970-х годов показали, что замок был построен во второй половине XII века, то есть он очень старый. Впервые он был упомянут в письменной форме в 1304 году, когда этим замком владел некий Йоханнис из семьи Эрдманнсдорф. Замок был построен в основном из камня, отсюда, вероятно, и название, оканчивающееся на -stein (штейн по-немецки камень). Целью возведения этого замка была защита средневекового торгового пути между Лейпцигом и Прагой, проходившего через Рудные горы. В то время это было типичное укрепление «рыцарского типа» – башни, стены, ворота с подъёмным мостом. А поскольку замок был построен на довольно высокой и крутой скале, то к нему было сложно подобраться.


Теперь вокруг руин раскинулся живописный посёлок…

Затем уже в XIV веке Лаутерштайном стала владеть семья Шелленбергов. Но владели они им недолго. В 1323 году маркграф Фридрих Храбрый победил бургграфов Альбрехта IV фон Альтенбурга и Отто I фон Лейснига, которые поддерживали аббатство, вместе с замком Лаутерштайн и городом Цкобелин (Цеблиц), и они его лишились.


Замок Лаутерштейн, к железной дороге TT масштаб 1:20 (колея 12 мм). Фото AUHAGEN


Этот же «домик» с противоположной стороны. Фото AUHAGEN


План «замка»

Затем уже в 1434 году Каспар фон Бербисдорф из Фрайберга, владелец рудников и плавилен в Рудных горах, купил его у бургграфа Отто II из Лейснига и Альтенбурга Лаутерштайн за 4000 гульденов. Его потомки Бастиан и Мельхиор разделили земли и замок в 1497 году и получили сразу два владения: Оберлаутерштайн и Нидерлаутерштейн. В 1530 году сильный пожар повредил замок, но через несколько лет он был восстановлен. В 1559 году князь Август вынудил семью Бербисдорф продать ему замок Лаутерштейн за 107 784 гульдена и назначил саксонца Амта распоряжаться в этом замке.


В своё время я собрал для дочери железную дорогу в масштабе ТТ, с картой местности и рельсами (купил в Москве в «Детском мире» в 1978 году), а потом много лет докупал для неё локомотивы, вагоны и дома. Но… замок этот мне тогда, увы, не встретился. Но зато я сделал для неё вот этот замок из бумаги и картона – склеил из готового набора. Интересно, что он цел до сих пор. Фото автора

Согласно местной традиции, 14 марта 1639 года три шведских всадника подожгли замок. Он не был восстановлен и с тех пор так и остаётся руинами. Административная резиденция Лаутерштайна переехала в Мариенберг, а затем в Ольбернхау и Цеблиц. Казалось бы, история замка не этом закончилась навсегда, потому что особого смысла в его восстановлении никто не видел. Но тут руины замка «подвернулись под руку» производителю железнодорожных аксессуаров из Мариенберга – компании «Auhagen», которая стала производить макет этого замка, на основе изображения 1629 года в приблизительном масштабе 1:100.


И не просто цел! Когда она выросла, мы подарили его 47-ой школе, и сейчас он активно используется на уроках истории. Учительница, с которой я недавно разговаривал, когда делал его фотографии, рассказала мне, что детям макет очень нравится, и что некоторые ребята, увидев его, сами пытаются смастерить себе похожий замок! А у нас всё ещё по старинке считают (и пишут об этом), что современные дети только тем и занимаются, что пялятся к экран мобильного телефона. Может быть, им в этом просто потакают взрослые? Чтобы самим с ними ничем не заниматься, а потом все недостатки воспитания свалить на школу? Вот так этот замок, кстати говоря, выглядит со стороны ворот. Фото автора

Тут надо заметить, что игрушечные железные дороги – вещь на Западе очень популярная, и там, скажем, в той же Германии, существует множество фирм модельной железнодорожной индустрии. Производятся локомотивы, вагоны, рельсы, стрелки, «гравий» (засыпать пути!), «траву», деревья, изгороди, автомобильчики, макеты зданий, мостов, и фигурки людей (включая целующиеся парочки с «ножкой-ап!» и даже… беременных мамочек!). Всё это делается в трёх международных масштабах: H0 (1:87), TT (1:120) и N (1:160). Удовольствие иметь такую дорогу не из дешёвых. В частности, у нас в России германский набор из одного современного локомотива и двух пассажирских вагонов стоит более 25 тысяч рублей! Но дороги и наборы домиков, которые (хотя их детали уже и окрашены, вернее, изготовлены из цветной пластмассы) надо склеивать самостоятельно, что требует немалого труда.


Ещё один замок Лаутерштайн на макете. Фото AUHAGEN

И вот как раз одним из таких «сборных домиков» и стал замок Лаутерштайн. Причём строение было разработано в качестве фоновой модели: она должна была располагаться на макете железной дороги «на второй линии» и поэтому может использоваться для всех типоразмеров H0, TT и N. Где-то он будет при этом «ближе», где-то… «дальше», но то, что он украсит железнодорожный пейзаж – несомненно! Вот какую пользу может принести, как оказалось, практически полностью разрушенный замок!
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    26 декабря 2023 06:09
    Помню, как в детстве засматривал до дыр ГДР-овский рекламный календарь "PIKO" с диорамами железных дорог. А на новый год мама дарила, привезенные из Москвы домики 1:87, которые я клеил в меру своих детских умений. Эх, красота!
    1. Комментарий был удален.
  2. 0
    26 декабря 2023 06:27
    Откуда у замков взялся фахверк?
    1. +2
      26 декабря 2023 07:27
      Цитата: Luminman
      Откуда у замков взялся фахверк?

      На многих старинных рисунках и гравюрах он показан.Значит был.
    2. +3
      26 декабря 2023 08:30
      Полагаю, что скорее всего был надстроен позднее, когда замок потерял своё главное функциональное назначение.
      1. +1
        26 декабря 2023 17:44
        Цитата: mr.ZinGer
        когда замок потерял

        Скорее всего!
  3. +9
    26 декабря 2023 07:14
    В 90-е было 2 ж/д простых кольцевых от PIKO. Одна из них до сих пор у родителей где-то лежит. А по замкам, в 90-е был такой журнал "ИКС-Пилот. Там были разные модели из бумаги с готовыми выкройками, в том числе и замки. Да, и модель локомотива там тоже была из бумаги.
    Вот, нашел его )
    https://only-paper.ru/load/izdanija/iks_pilot/182
  4. +7
    26 декабря 2023 07:19
    Спасибо Вячеслав Олегович!
    Не удержусь, выложу фотографию соей модели.
    Всем доброго дня, с уважением Коте!
    1. +3
      26 декабря 2023 07:30
      Смотрите-ка! Какая забавная сувенирная модель. Вы просто молодец, Владислав! А уж играть детям лучше и не придумать!
    2. +3
      26 декабря 2023 07:39
      Цитата: Коте пане Коханка
      выложу фотографию соей модели

      У меня бы терпения на такое не хватило... wink
      1. +6
        26 декабря 2023 09:26
        Цитата: Luminman
        У меня бы терпения на такое не хватило...

        Терпение и труд - все перетрут!
      2. +3
        26 декабря 2023 18:10
        Ребята спасибо за добрую оценку моих тркдлв! hi
  5. +6
    26 декабря 2023 07:20
    Смотрел как-то цикл передач, как семья англичан за копейки купила заброшенный замок во Франции и долго его восстанавливала. У главы семейства был бзик- хочу жить в замке! Ох и намучились с ним. Все свои деньги просадили. Потом сдавали под разные торжества и всё равно в глубоком минусе оказались.
    1. -1
      3 января 2024 20:16
      историю Форт Байарда почитайте - тоже из этих же "историй".
  6. +6
    26 декабря 2023 07:40
    Замок Лаутерштейн, к железной дороге TT масштаб 1:20 (колея 12 мм). Фото AUHAGEN
    Масштаб ТТ это 1:120 . Тогда колея и будет 12 мм. Типоразмер G в масштабе 1:22,5 так называемые садовые ЖД ширина колеи 45мм, ну и у самого распространённого масштаба Н0 1:87 ширина колеи 16,5мм. hi
    1. +3
      26 декабря 2023 09:27
      Цитата: Fitter65
      Замок Лаутерштейн, к железной дороге TT масштаб 1:20 (колея 12 мм). Фото AUHAGEN
      Масштаб ТТ это 1:120 . Тогда колея и будет 12 мм. Типоразмер G в масштабе 1:22,5 так называемые садовые ЖД ширина колеи 45мм, ну и у самого распространённого масштаба Н0 1:87 ширина колеи 16,5мм. hi

      Да, единичка явно потерялась! Бывает...
  7. +7
    26 декабря 2023 07:49
    Большое спасибо Автору.

    После таких статей на некоторое время возникает желание либо купить замок, либо - железную дорогу.

    К счастью, не надолго.
    1. +3
      26 декабря 2023 08:33
      Вспомнилось " Хочешь разорить друга, купи ему фотоаппарат"
      1. +4
        26 декабря 2023 10:36
        Хочешь убить - купи ему мотоцикл.
      2. 0
        27 декабря 2023 16:06
        На самом деле, если хочешь разорить, купи ему модель железной дороги и скажи, в каком магазине купил))) А ещё был эпический немецкий фильм "Любовь, смерть и железная дорога" на эти темы)))
    2. Комментарий был удален.
    3. +5
      26 декабря 2023 11:57
      Надо заметить, что модели собственно не главное в этом хобби - требуется создание макета. Основные деньги пойдут на помещение, рельеф с горами и реками - как без них нужны мосты и тоннели. Весь комплект железнодорожного хозяйства и главное система управления.
      Тяги сейчас выпускаются с процессором у правления . К макету необходим цифровой пульт на котором прописываются вся тяга, что позволяет в одной жд сети иметь несколько локомотивов и отдельно ими управлять. Электрические стрелки с дистанционным управлением, семафоры, сцепки итд.
      Там уже комплект за 25 тыс - игрушки. Правда, очень развит интернет рынок этого коллекционного добра, как вторичный так и стоковый с западных складских распродаж. .
  8. +4
    26 декабря 2023 09:42
    Сколько всего в Европе построено замков? Точное их количество вряд ли кому-нибудь может быть известно, но вот количество замков в Европе, сохранившихся до наших дней, более или менее подсчитано – более двух тысяч. А ещё множество замков в количестве нескольких тысяч лежит в руинах.

    Как раз сейчас в Европе идет интенсивная работа по выяснению "точного" количества. Интенсивнее всего в Германии. Оно и не удивительно - Deutsche Burgenvereinigung (DBV) - Немецкая ассоцияция замков, основана еще в 1899 году. В 1999 году в Германии основан Das Europäische Burgeninstitut - Европейский институт замков, который координирует работу по инвентаризации и изучению замков в Европе. На сегодня институтом собрана уникальная специализированная библиотека из более чем 40 000 книг о европейских замках и дворцах, обширный архив документов и коллекция планов.
    По каждой стране создается цифровая база данных, которая содержит данные и местоположении, возрасте, типе, истории владения, сторительства и т.д.
    По Германии завершить работу планируется к 2028 году, но по предварительным данным, в Германии насчитывается примерно 25 000 замков. Эта цифра включаетвсе замки, даже те, от которых не осталось и "наземного памятника" в виде остатков фундаментов. Например, замок Ворринген недалеко от Кельна, разрушенный в 1288 году. В наши дни уже не известно даже его точное местонахождение.
  9. +2
    26 декабря 2023 11:15
    Други, подскажите, кто в курсе.

    25 тыс. КАМЕННЫХ замков Западной Европы - сохранились в том или ином виде, часто руины. Но, всё равно, впечатляет. Следы былого величия и мощи...
    Почему в Древней Руси камень - это редкость. в основном церкви и монастыри, некоторые из которых тоже дожили до наших дней, типа Новгорода? Остальное почти всё исчезло без следа, потому, как деревянное было. В основном всё из дерева, даже дворцы и крепости.
    Судя по картинкам - на Руси монголы в 13 веке, как правило, штурмовали земляные валы с деревянными срубами-клетями наверху. Каменных замков/крепостей на Руси вроде не штурмовали за отсутствием таковых. Каменными могли быть ворота, типа Золотых в Киеве.
    Кижи - это, как пишут, уже 17-18 век, потому и сохранились.
    https://www.kp.ru/russia/kizhi/mesta/preobrazhenskaya-tserkov/

    В Праге впечатлил пивной подвал 1242 года, опять же каменная постройка.

    Почему 18 век в России спокойно перешли на каменную застройку - дворцы, крепости и т.п. Стоят до сих пор. Если "на Руси не было камня" (и такое слышал) - из чего строили? Хотя, как я понял, каменотесов и вообще мастеров по камню из-за границы приглашали...

    Объяснений этому феномену слышал много и разных - от просто неубедительных и до пустого умничанья. Типа, на Руси камня не было, а в Европе он был. Зато в Европе раннего Средневекоья не было лесов, а у нас их всегда полно было (бывал в современной Германии - впечатлили огромные лесные массивы). В средневековой Англии Робин Гуды всякие довольно успешно шастали по лесам дремучим. Без лесов не построить мощного флота и т.д и т.п. Простые крестьяне часто строили для себя из камня.
    1. +6
      26 декабря 2023 11:49
      Ну, если Вас такое устроит, все-таки лесов у нас было очень много. А люди не хотят напрягаться... Ключевский об этом много писал, кстати. Есть и психология. Мы издавно, по причине влияния климата, предпочитаем ударный труд. Труд упорный нам тошен! А срубить деревянную избу или хоромы князю все же проще, чем каменный дом сделать. Тесать камень замучаешься... Я Вам советую посмотреть один очень интересный сериал "Столпы земли" (2010 г.) о строительстве собора в Солсбери. Там хорошо показано, как строили из камня. Кстати, собор в Солсбери построили "всего" за 38 лет. Другие строили... столетиями. А вот Петр Первый мозги людям вправил и начали строить из камня. Это, очень грубое объяснение, конечно, но на мой взгляд... правильное.
      1. +3
        26 декабря 2023 12:30
        Труд упорный нам тошен!

        Вячеслав Олегович, не знаю, как у Вас в Пензе, а у меня в Подмосковье -- за окно выглянешь, а там красота небывалая, дивная, снежная, каждая веточка будто засахаренная, а выходить на улицу страшно, хоть дороги и дорожки техникой чистят. А теперь представьте Средневековье! Помните картину, кажется, Верещагина, -- "Дай пройти, не замай!" Какое строительство в глуши из камня, если сруб за сезон делается, в худшем случае -- за два? На самом деле из-за малого числа условно теплых дней срубы ставились очень быстро. Было даже такое понятие "церкви-однодневки". Бригада строила за день, а строение стояло века. Если не сжигали. К примеру, в тех же Кижах уже на моей памяти сгорела одна из церквей, они там теперь не все, которые были сначала.
        Не тошен труд, тошен избыточно напряженный, торопливый труд, вынужденный быть сезонным.
        И спасибо за статью!
        Приветствую Вас, приветствую всех добрых своих друзей и пока ещё незнакомых коллег!
        1. +1
          26 декабря 2023 13:44
          Цитата: депрессант
          На самом деле из-за малого числа условно теплых дней срубы ставились очень быстро.

          Вы правы!
          Цитата: депрессант
          Не тошен труд, тошен избыточно напряженный, торопливый труд, вынужденный быть сезонным.

          И вы этом Вы правы. Вы только лучше меня это сформулировали. Но где написано, что мои формулировки это некий абсолют?
          1. +1
            26 декабря 2023 16:03
            Но где написано, что мои формулировки это некий абсолют?

            Видимо, я была резковата.
            А все из-за того, что отключили ютуб. Дня не проходит, чтобы я туда не зашла. Масса историй про спасение животных. Люди подбирают совсем, казалось бы, безнадежных собак и кошек, таких, что содрогаюсь, глядя на эти покалеченные скелетообразные существа, а люди берут и выхаживают -- нет предела человеческой доброте. А потом к себе обращаюсь, вернее, на себя и понимаю, что нет во мне души такого размера. Но слава тем, у кого большая душа, и ежедневное подтверждение этого факта -- будто костыли моей собственной...
            А тут взяли и отключили, живительный источник исчез, и сразу стало морозно.
            Сейчас вернули, я опять там, ищу опору, нашла, уже легче -- простите, Вячеслав Олегович, если обидела )))
            Кстати, очень много архитектурных памятников там показывают.
            1. +1
              26 декабря 2023 17:42
              Цитата: депрессант
              Видимо, я была резковата.

              Что Вы? Просто я стараюсь выразиться исчерпывающе. Так что какие обиды?! Я вообще одну Вашу фразу о труде бы позаимствовал, так она мне понравилась.
        2. +3
          26 декабря 2023 17:26
          "Дай пройти, не замай!"
          Людмила Яковлевна, картина называется "Не замай! Дай подойти." То есть - не спугни, пусть подойдут - разберёмся.
          1. +2
            26 декабря 2023 17:42
            картина называется "Не замай! Дай подойти."

            Да, вот такая растяпа я wassat )))
            Воспроизвела название по памяти вместо того, чтобы уточнить. Голова распухла от происходящего, нейроны обрывают прежние связи между собой, бесконтрольно образуют новые, шалят )))
            1. +1
              26 декабря 2023 18:47
              Голова распухла от происходящего, нейроны обрывают прежние связи между собой, бесконтрольно образуют новые, шалят )))
              Это погода такая. Мне вот студенты расслабляться не дают, зачётная сессия. У первого курса уже электронные зачётки, классические остались лишь у второго и дальше.
        3. +3
          26 декабря 2023 18:32
          Вячеслав Олегович, не знаю, как у Вас в Пензе, а у меня в Подмосковье -- за окно выглянешь, а там красота небывалая, дивная, снежная, каждая веточка будто засахаренная, а выходить на улицу страшно, хоть дороги и дорожки техникой чистят. А теперь представьте Средневековье!

          Буквально час назад вытаскивал Ваз-2114 застрявший посреди проспекта Космонавтов в Екатеринбурге, за три часа до этого на ул. Александра Казицина в центре Пышмы - Дастер, что творится во дворах и на второстепенных улицах - молчу!!!
          Мое личное мнение - почему у нас предпочитали строить из дерева, только одна. Дерево теплее камня.
          1. +1
            26 декабря 2023 19:54
            Вот тут я, как говорится, не могу молчать -- кто у нас топит за "иностранных специалистов" по уборке территории, а? Есть тут такие? Вышла утром, трактор урчал, ездил, убирал наше многоснежье, но надо же было такому случиться, что прямо перед моим домом какой-то волшебный разворот с глубокими колеями, полными водой, а перед ним, разворотом, который я с трудом преодолела, два "специалиста" с орлиными взорами и одной лопатой оранжевого цвета. Вернувшись позже домой, не обнаружила ни "специалистов", ни лопаты, а колдобины и колеи заметно выросли в размерах.
            Представляю, что было бы при использовании вот такой рабочей силы на ударных стройках Средневековья.
      2. +3
        26 декабря 2023 12:41
        Каменные строения более трудоемкие, строительство возможно лишь в теплое время, когда надо в полях работать, а с деревом наоборот лучше зимой.
        Каменные строения требуют сложных фундаментов, а для наших промерзающих грунтов это проблема в квадрате.
        Права собственности на лесные богатство тоже разнится у нас и в Европе.
        Петр Первый активизировал строительство каменных (в основном кирпичных) строений. Но в основном это был государственный заказ. В Санкт Петербурге до середины 19 века больше половины жителей жили в деревянных строениях. (Могу проценты и соотношение по годам уточнить вечером).
        В Европе каменное строительство происходило многократно на одном и том же месте. Для начала чуть ли не 50% затрат в подготовку территории и фундамент. Поэтому выгодно было использовать руины. Самые не стандартные и трудоемкие работы были уже проведены.
        Кстати в Карелии было модно брать руины финских хуторов и на их фундаментах из валунов строить новые дома.
        1. +3
          26 декабря 2023 18:44
          Петр Первый активизировал строительство каменных (в основном кирпичных) строений. Но в основном это был государственный заказ.

          Согласен!
          Дополню, что кроме «заказа» был еще и запрет строить из камня в иных местах, а также налог. Последний состоял из того, что каждый прибывающий в Северную Пальмиру на подводе или лодейно должен был привозить будыжники.
          Кроме дерева в ранних постройках Питера использовалась глина. Не редко подобные дома во время наводнений обрушились. Думаю ребята Питерцы напишут поподробней.
          1. +2
            26 декабря 2023 23:10
            Владислав, как принято говорить "не все так однозначно". Категоричного запрета не было. Было указание собирать каменных дел мастеров в Санкт Петербург, поэтому в целом по России каменное строительство затормозилось. Для более точного понимания надо почитать указы Петра. Камни (булыжник) действительно собирали с каждой телеги и каждой баржи. Они использовались для мощения улиц. Сбор проводили на въезде в город так называемые "дальние рогатки" - деревня Нижние Пулково. Были еще средние рогатки и ближние wink .
            По поводу глинобита - не фиксируется в ощутимых количествах. Дерево или кирпич. Природный камень для облицовки, а стены кирпич. Например, Петропавловская крепость - кирпичные стены с грунтовой засыпкой. Впоследствии невские стены и бастионы отделаны гранитом. Екатерина Великая желала смотреть из Зимнего Дворца на приличные стены крепости. Дерево активно применялось. В 1881 году по переписи в городе было 11169 каменных и 10232 деревянных дома, причем продолжали активно строить до начала 20 века. Как каменные, так и деревянные строения штукатурили, поэтому порой снаружи материал стен определить сложно.
            Кирпич производили на нескольких заводах в окрестностях города. Пруды московского парка победы это бывшие карьеры кирпичного завода.
            Глинобит, как материал для типового строительства, предлагал Николай Львов, автор Приоратского дворца в Гатчине. Но кроме этого здания в технологии глинобит никаких иных строений не осталось. Да и там в стены заложен мощный деревянный каркас и встроены каменное ядро башни и некоторые каменные усиления.
            Это пара слов из Питера.
            1. 0
              27 декабря 2023 16:34
              Спасибо за развернутый комментарий!
              hi
              1. +1
                27 декабря 2023 18:22
                Санкт Петербург это не средневековая Европа. Масса документов - не ленись читать. Государственные архивы в порядке - не горели не тонули. Старательно собирались столичными учреждениями. Высочайшие особы проявляли заинтересованность в развитии архитектуры. Екатерина Великая (не лично конечно, а соответствующее ведомство) доплачивало за пышность фасада на главных улицах, Николай Первый лично подписывал проекты знаковых строений, общественность активно обсуждало те или иные архитектурные новинки, газеты писали (постоянные колонки) об архитектуре, да и книги , например Пыляева, того времени очень интересны.
                В советское время много изданий были посвящены как архитектуре так и особенностям строительства зданий. Сейчас также много исследований и статей посвящено этим вопросам. Существует пул малодоступных, но очень информационно емких экспертиз знаковых сооружений. Они (экспертизы) готовятся как база для последующих реставрационных работ.
                Так что скорей нужно уметь отделять первичные материалы от последующих наслоений и придумок, а уж информации "навалом". Это к тому что развернутый комментарий по Питеру тянет не на одну статью.
      3. +2
        26 декабря 2023 12:43
        Правильное, но, ИМХО, не единственное.

        Замок - крепость феодала, рыцаря, коих в России не было.

        Города в России, кроме, может быть, Новгорода, Пскова и близких к ним - это построенные по указу правителя крепости для защиты рубежей, а уже потом - место для торговли и ремесел. Города в Европе возникали как рынки, место для ремесленников, потом обносились стеной - при определенных условиях.

        Почти вся Европа была под римлянами, которые строили из камня.

        Наша государственность началась со времен Рюрика, к этому времени Европа уже много, что пережила и успела настроить (и разрушить).

        Может быть в этом и есть причина наших отличий - римляне, которые до нас не дошли. :)

        ИМХО, у нас другая история, другие мотивы - отсюда и другие материалы.
        1. +3
          26 декабря 2023 13:46
          Цитата: С.З.
          Может быть в этом и есть причина наших отличий - римляне, которые до нас не дошли. :)

          И это тоже! И Возрождения у нас не было, потому, что нечего было возрождать! Только заимствовать.
          1. 0
            27 декабря 2023 16:45
            У меня ещё одна версия возникла (без претензии на истину))) Если мы посмотрим, то каменные крепости на Руси/в России - очень долгое время это были Кремли в крупных административных центрах. Видимо, их в первую очередь старались защищать. Да и сколько не читал я историю Европы - там всегда и все воевали против всех. Любой самый маленький вассал постоянно ссорился со своими соседями. Ну, и строил свою крепость. Я думаю, Ришелье потому и рушил эти замки, чтобы истребить гнёзда партизанщины. Кстати, когда в Европе из мелких кусочков начали образовывать крупные государства, то замки, если и строили, то уже, чтобы показать богатство их хозяев, и они больше походили на дворцы.
            На Руси/в России тоже было время междуусобиц, но, это было 2 больших периода - феодалтная раздробленность перед монгольским нашествием и во время него, и смутное время. Между этими периодами и после них, крепости скорее, нужны были больше для защиты от внешних нашествий. Да и когда мелкие европейские куркули-феодалы собачились друг с другом, на Руси уже образовалось централизованное государство (при Иване III), а все феодалы ходили под государем, и такой свободы не имели, как все эти европейские шевалье/кабальеро. Никто бы не дал им строить личных крепостей (немногие исключения лишь подтверждают правило). Но, опять же, это мои личные предположения. Резюмирую: на Руси меньше времени продолжалась феодальная раздробленность, чем в Европе, и гораздо раньше образовалось централизованное государство
    2. +3
      26 декабря 2023 12:53
      А просто сравните: протопить один и тот же объём "в дереве" и "в камне"...
      1. +2
        26 декабря 2023 15:36
        В Скандинавии не теплее.
        1. +3
          26 декабря 2023 18:48
          Цитата: С.З.
          В Скандинавии не теплее.

          Теплее. Исключение только территория Норвегии и то…. Напомню, что наш Мурманск незамерзающий морской порт.
    3. -1
      3 января 2024 20:20
      моя версия - у нас не было стабильности.
      то татары бунт поднимут, то два брата князя междусобойчик строят и "рать на рать" идут, то с Литовцами воевать пора, то Новгороды (а потом и шведы сверху давят), а снизу крымы в полон гонят и в Геную и Константинополь продают русских рабов.
      + у нас крепостные были - думаю, их вообще не жалели (питание, оброки, имущество), князя и боярские семьи. Оттого и не было мотивации что-то делать.
      а в Европе рабов всё-таки не было.
  10. +4
    26 декабря 2023 13:01
    наборы домиков, которые (хотя их детали уже и окрашены, вернее, изготовлены из цветной пластмассы)

    ГДР-овские домики VERO Modelle были именно окрашены, где надо, остальные детали окрашены в массе. И в наборе были ОБЪЁМНЫЕ детали: "четырёхстенка без окон без дверей", многоскатные крыши...
    У нынешних ФРГ-шных только плоские стены-скаты, хорошо, что хоть сложные шпили-купола даны объёмными деталями.
    Убили конкурента — и можно деградировать?..
    1. +3
      26 декабря 2023 13:47
      Цитата: Quzmi4
      У нынешних ФРГ-шных только плоские стены-скаты, хорошо, что хоть сложные шпили-купола даны объёмными деталями.

      Современных не видел, увы. Только ГДРовские знаю.
      1. +3
        26 декабря 2023 16:31
        В РФ продают PICO, Auhagen, Vollmer... Правда, состав наборов сходу не обнаружил.
        А вот ещё ГДР-овский, здесь стены плоские, надо собирать "коробку", зато фасады крашеные, совсем другой, менее "игрушечный", вид.
        1. +1
          26 декабря 2023 17:38
          ВЕРО у меня были и много. Как-нибудь соберу железную дорогу внучки, сфоткаю и выложу...
    2. +3
      26 декабря 2023 15:55
      Вот, выискал на "бескрайних помойках..."
      Помнится, была ещё Сберкасса (Sparkasse), так там плитка облицовки цоколя как раз крашеная; её в И-нете не нашёл.
  11. 0
    27 декабря 2023 06:51
    Цитата: С.З.
    Замок - крепость феодала, рыцаря, коих в России не было.

    Города в России, кроме, может быть, Новгорода, Пскова и близких к ним - это построенные по указу правителя крепости для защиты рубежей, а уже потом - место для торговли и ремесел. Города в Европе возникали как рынки, место для ремесленников, потом обносились стеной - при определенных условиях.

    Почти вся Европа была под римлянами, которые строили из камня.


    1) "Замок - крепость феодала, рыцаря, коих в России не было" - на Руси князья, бояре тоже укреплялись, как могли - терема, детинцы и т.д., но всё из земли и дерева. Думаю, что от готового каменного солидного замка они не отказались бы, но не строили... Даже в период кровавых феодальных междуусобиц и постоянных набегов всякой нечисти.

    2) "Города в России, кроме, может быть, Новгорода, Пскова и близких к ним - это построенные по указу правителя крепости для защиты рубежей, а уже потом - место для торговли и ремесел. Города в Европе возникали как для защиты рубежей потом обносились стеной - при определенных условиях".

    Итак, получается, крепость по указу правителя "для защиты рубежей" Руси - ей хватит и земляного вала с деревянным частоколом. А вот "рынки, место для ремесленников" в Западной Европе - здесь не обойтись без каменных стен с башнями.

    3) "Почти вся Европа была под римлянами, которые строили из камня" - римлян и близко не было на большей части Германии, в Польше, Чехии, Словакии,в Скандинавии и т.д. А каменных замков, крепостей (их остатков, живописных руин) там полно.

    Подвожу черту, господа. Всё мимо. Не убедили. Поиск убедительных ответов продолжается...

    Впрочем мерзлая почва для фундамента - это уже ближе. Но почему потом начали активно применять камень (кирпич)? Все северные русские крепости - из камня.
    https://www.nasolovki.ru/places/?ELEMENT_ID=3130 - Соловецкую крепость/монастырь начали строить в 1582, за 12 лет из камня построили.
    Староладожская крепость опять же - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

    Везде бы так...
  12. +1
    27 декабря 2023 16:00
    Спасибо за статью про ЖД-моделизм! Бальзам на душу))) Среди бесконечных войн и снарядов что-то ламповое, тёплое и домашнее))