Образ «мирового города» и провинции в философском труде Освальда Шпенглера «Закат Западного мира»

34
Образ «мирового города» и провинции в философском труде Освальда Шпенглера «Закат Западного мира»

Тему противостояния города и деревни поднимали многие философы в различные времена. Впервые противопоставление городской (полиса) и сельской (природной, естественной) жизни встречается ещё в «Государстве» Платона. Зачастую в подобных трудах городской цивилизации, с доминирующей мифологемой человеческого разума, противопоставляется естественно-природное начало сельской жизни, идея гармонии с природой.

Возникновение и развитие городов является существенным признаком цивилизации. Города появились в результате углубления общественного разделения труда, в период отделения ремесла от земледелия, возникновения регулярного товарообмена, частной собственности. Основным критерием развитости города считается его положение в социальном пространстве, его роль во взаимоотношениях с другими городами и сельской местностью. Можно выделить следующие этапы развития взаимоотношений между городом и провинцией: город и провинция, столица и провинция, мировой город и провинция [2].



Новый поворот в мировой урбанистике произвёл немецкий философ Освальд Шпенглер, предложив рассматривать город как исторический и культурный феномен. Если для человека ранней хтонической культуры важнейшей формой его бытования был дом, то для исторического человека развитой и сложной культуры таковой становится город. По мнению философа, на ранних этапах человеческой культуры города возникают стихийно, подобно растению, укоренённые в почве. По мере взросления человечества возникает исполинский город – мировая столица, город «как мир», который сам определяет ход и смысл истории [3].

Столица – это не просто главный город, центр, резиденция власти, это ещё и двигатель и высшее проявление локальной цивилизации. О степени цивилизованности того или иного народа судят в том числе по его столице, сосредоточившей в себе наиболее значимые ценности национальной культуры. С появлением столицы городская жизнь разделяется на столичную и провинциальную, которые существенно отличались друг от друга.

Шпенглер отмечал, что возникновение цивилизации неизбежно сопровождается появлением таких феноменов, как «мировой город» и «провинция». Однако его отношение к «мировому городу» было негативным. Философ отмечал, что мировой город – это точка, в которой концентрируется жизнь обширных стран, в то же время всё остальное увядает, чахнет и опустошается. Представления Шпенглера о «мировом городе» и провинции и рассмотрим в данном материале.

«Мировой город означает собой космополитизм»



Освальд Шпенглер полагал, что цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры и её завершение. Одним из главных признаков цивилизации является сверхурбанизация, то есть появление крупных («мировых») городов, противостоящих провинции.

По мнению немецкого мыслителя, город и деревня отличаются друг от друга не размером, но наличием души. Не все большие поселения, претендующие на звание города, на самом деле являются таковыми – возникшие «мировые города» или мировые столицы – это весьма ограниченные по числу гигантские города, которые презирают материнский ландшафт своей культуры, низводя его до понятия «провинция». Всё теперь провинция – и село, и малый город, и город большой, за исключением двух или трёх точек.

«Мировой город и провинция – эти основные понятия всякой цивилизации выдвигают совсем новую проблему исторических форм, которую мы, люди современности, переживаем, совершенно не понимая всей ее огромной важности. Вместо мира – город, отдельный пункт, в котором сосредоточивается вся жизнь обширных областей, тогда как все остальное засыхает; вместо богатого формами, сросшегося с землей народа – новый кочевник, паразит, обитатель больших городов, подлинный человек фактов, лишенный традиций, выступающий бесформенной текучею массой [1].»

В Закате Западного мира Шпенглер отмечает, что город – это дух. Большой город – это «свободный дух». Буржуазия начинает сознавать своё обособленное существование с протеста против «феодальности», то есть засилья крови и традиции. Она опрокидывает троны и ограничивает старые права во имя «народа», под которым теперь понимается исключительно народ городов.

Демократия – это политическая форма, при которой от крестьянина требуют мировоззрения горожанина. Город, таким образом, берёт на себя руководство экономической историей, ставя на место земли, первичной ценности, которая никак не может быть отделена от крестьянских жизни и мышления, понятие отвлечённых от товаров денег [4].

Начинается эпоха, когда город развился настолько, что ему более нет нужды самоутверждаться по отношению к селу, по отношению к крестьянству и рыцарству, и теперь уже село со своими пра-сословиями ведёт безнадёжную оборону против единоличного господства города. В это время городов, которые можно рассматривать в качестве ведущих в истории, становится уже очень мало. Возникает глубокое прежде всего душевное различие большого и малого города [4].

Затем, отмечает Шпенглер, возникает мировая столица, средоточие, в котором сконцентрировался ход всемирной истории. Мировые столицы – это весьма ограниченные по числу гигантские города всех зрелых цивилизаций. К «мировым городам» немецкий философ относится негативно.

По его мнению, урбанизация мегаполисов приводит к тому, что «мировой город», как говорит Шпенглер, сосредоточивает в себе жизнь целой страны. Духовные, политические, экономические решения принимает не вся страна, а несколько «мировых городов», которые поглощают лучший человеческий материал страны, и она нисходит на положение провинции.

«Мировой город означает собой космополитизм вместо родины; холодное преклонение перед фактами вместо благоговения перед традицией и исконным; своего рода окаменелость вместо предшествовавшей религии сердца; «общество» вместо государства; «естественные права» вместо приобретенных. Деньги – мертвый абстрактный фактор, оторванный от всякой связи с производительными силами земли, с ценностями, необходимыми для простой, безыскусственной жизни… Мировой город населен не народом, а массой. Ее непонимание традиции и борьба с традицией, которая является, в сущности, борьбой с культурой (с дворянством, церковью, привилегиями, династией, условностями в искусстве, границами познания в науке), ее острая и холодная рассудочность, ее натурализм – все это, в противоположность окончательно завершенной культуре провинции, есть выражение совершенно новой, поздней и лишенной будущего, но неизбежной формы человеческого существования [1].»

Человек «мирового города», таким образом, освобождён от власти традиции, ибо население таких городов в подавляющем большинстве состоит из бесформенной массы. Угасает в том числе и его чувство необходимости продолжения рода.

«Существование все более лишается корней, бодрствование же охватывает все большее напряжение, а тем самым спектаклю исподволь готовится конец; и вот теперь все оказывается внезапно залитым ярким светом истории: мы стоим перед фактом бесплодия цивилизованного человека. Речь идет не о том, что можно понять средствами повседневной каузальности, например физиологически, как это, разумеется, пыталась сделать современная наука. Нет, здесь налицо всецело метафизический поворот к смерти. Последний человек города не хочет больше жить, не как отдельный человек, но как тип, как множество: в этом совокупном существе угасает страх смерти. Мысль о вымирании семьи и рода, наполняющая подлинного крестьянина глубоким и необъяснимым ужасом, утрачивает теперь всякий смысл… Дело не в том, что не рождаются дети, а прежде всего в том, что возвысившаяся до крайности интеллигенция более не видит необходимости в их появлении [4].»

По итогу высокоразвитые цивилизации входят в стадию чудовищного обезлюдения, растянувшуюся на несколько столетий.

Мегаполис как мировой финансовый центр


Мегаполисы («мировые города») отличаются от столиц (хотя в большинстве случаев они сами одновременно являются столицами) в первую очередь тем, что если столица есть проявление локальной цивилизации, национальной культуры, то мегаполис является проявлением «мировой цивилизации» и космополитической культуры. Появление мегаполисов происходит по-разному: одни сформировались на базе столиц (Париж, Лондон, Токио, Москва), другие возникают в наиболее развитых районах страны [2].

Все мегаполисы объединяет то, что они также являются центрами мировой торговли и движения мирового финансового капитала. По сути, это мировой финансовый центр. На это же обращал внимание и Освальд Шпенглер.

Он отмечал, что именно «мировая столица» производит на свет мировую экономику – цивилизованную, излучающуюся из очень ограниченного круга центров и подчиняющую себе всё остальное как экономику провинциальную. С ростом городов их жизнеобеспечение становится всё более изощрённым, утончённым, запутанным [4].

«Великие центры мировых столиц будут по собственному произволению распоряжаться меньшими государствами, их регионами, их экономикой и людьми: все это теперь лишь провинция, объект, средство к цели, чья судьба не имеет значения для великого течения событий. В немногие годы мы выучились не обращать внимания на такие вещи, которые привели бы в оцепенение весь мир [4]»,

— пишет Шпенглер.

Деньги, возведённые в ранг главной ценности и смысла жизни в условиях городской среды, нивелируют все прочие ценности, в том числе определяющие качество человека природного, естественного.

Эгоистические устремления мегаполиса превращают его в мощную центробежную силу (желание стать «государством в государстве») и одновременно в силу центростремительную (превращать своё социальное тело в гигантский организм за счёт поглощения малоосвоенного в финансовом и информационном плане мирового пространства). Поэтому мегаполисы начинают бесконтрольно расти [2].

«Крестьянство некогда породило рынок, земский город, и питало его лучшей своей кровью. Теперь город-гигант жадно высасывает сельский край, требуя и поглощая все новые людские потоки, – пока наконец не обессилевает и не умирает посреди едва обитаемой пустыни. Тот, кто поддался однажды обаянию греховной красоты этого последнего чуда всей истории, более никогда от него не освободится [4].»

Заключение


Появление «мирового города» для Освальда Шпенглера являлось признаком старения и гибели культуры. Он видел в городах-гигантах (мегаполисах) симптом и выражение отмирания культурного мира в его целостности как организма.

«Этот каменный колосс, «мировой город», высится в конце жизненного пути всякой великой культуры. Душевно сформированный землей культурный человек оказывается полоненным своим собственным творением, городом, он делается им одержим, становится его порождением, его исполнительным органом и, наконец, его жертвой [4].»

Если говорить о «физиономии города», то мировой столице присуще стремление к планировке улиц по принципу шахматной доски и росту этажности. Глубоко переживая идею неизбежной гибели «фаустовской» культуры, О. Шпенглер предсказывает:

«Мне видятся – много после 2000 г. – городские массивы на десять-двадцать миллионов человек, занимающие обширные ландшафты, со строениями, рядом с которыми величайшие из современных покажутся карликами, где будут осуществлены такие идеи в сфере средств сообщения, которые мы сегодня иначе как безумными не назвали бы [4].»

Этот прогноз немецкого мыслителя, в целом, оказался верен. Уровень урбанизации в течение последних двух столетий привёл к тому, что городское население планеты выросло в 70 раз. Вместе с тем приобретает принципиальное значение мегаурбанизация – рост численности населения сверхкрупных городов в общей численности горожан. В развитых странах она приобретает характер процессов формирования мегаполисов, агломераций и конурбаций. Очевидно, что современные урбанистические тенденции в глобализирующемся мире требуют научного осмысления [5].

Использованная литература:
[1]. О. Шпенглер. Закат Европы / Пер. с нем. под ред. А. А. Франковского, 1922.
[2]. С. Н. Бледный. Город и провинция в социокультурном измерении. Вестник МГУКИ. 2012 год.
[3]. Шишкина Л.И. Город как культурно-исторический феномен в работах О. Шпенглера и Н. Анциферова //Управленческое консультирование. – 2015. – №. 8 (80) – С. 158-166.
[4]. Освальд Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории Том 2 Всемирно-исторические перспективы. – М, «Академический проект», 2022.
[5]. Князева Е. Д. Мировая столица в теории циклического развития культуры О. Шпенглера// Universum: общественные науки. 2017. № 4 (34).
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 января 2024 04:41
    Цивилизация--это отношения, обусловленые ведением хозяйства. Сельского, промышленного. В отличие от дикости, обусловленной охотой и собирательством.

    Город изначально - центр промышленности и науки, затем вследствие концентрации капитала превращается в современный город- центр паразитирующий на провинции. Этот центр сам уже не имеет отношения к Цивилизации.

    Так же, как и огромные дворцы прежних феодальных правителей. Только в бОльших масштабах.

    Если в 40 е и 50 е годы Москва с населением 1, 5 % страны производила более 10 % пром - продукции, то сегодня не очень понятно, чем в Москве люди вообще заняты?

    Ещё А. П. Чехов писал :"Россия, Родина--это два города: Москва и Питер. Остальное-колония.
    1. +5
      9 января 2024 05:08
      Очень толково, уважаемый Иван!
      Хочу добавить только одно:
      такие, как Москва, мегаполисы появляются в мире капитализма, где небольшая часть общества получает право распоряжаться ресурсами, экономикой и финансами страны. Они встают на вершину той пирамиды, которая формируется в обществе эксплуатации человека человеком.
      В СССР расширение таких городов ограничивалось пропиской, строительством жилья и прочими условиями. Сегодня безумная тяга к наживе заставляет использовать пространство мегаполиса, заполняя его массой обслуживаемого персонала. Именно это происходит и в нашей стране - сегодняшней России.
      Паразитируя на провинции Москва превратилась в раковую опухоль со своими метастазами.
      Есть такой фильм:  «Гибель Империи. Византийский урок»

      Вот только одна цитата из фильма:
      Большой проблемой стала постепенная утрата реального контроля над отдаленными областями и провинциями. Особенно остро чувствовалось противоречие между провинциями и сытой, богатой столицей – Константинополем, который во многом жил за счет нищих окраин. В начале XIII века византийский писатель Михаил Хониат с горьким упреком писал, обращаясь к жителям столицы: «Разве не вливаются реки всех богатств в столицу, как в единое море? Но вы не желаете выглянуть из-за своих стен и ворот, не хотите посмотреть на окружающие вас города, ждущие от вас справедливости; вы посылаете в них одного за другим налоговых чиновников, с их зубами звериными, чтобы пожирать последние останки. Сами же вы остаетесь у себя, предаваясь покою, и извлекая богатства».
      1. +10
        9 января 2024 06:00
        Знаете ,что интересно. В 1985 г. в нашей районной газете были озвучены перспективы развития нашего уездного городка и района,предполагалось в связи с расширением производственного развития ,срастание нашего города с двумя близлежащими станицами,предполагалось, что они станут районами города.Но планам не суждено было сбыться, в итоге горожане и станичники по мегаполисам разъехались,сокровища искать. smile
        1. +9
          9 января 2024 09:27
          Цитата: parusnik
          В 1985 г. в нашей районной газете были озвучены перспективы развития нашего уездного городка и района,предполагалось в связи с расширением производственного развития ,срастание нашего города с двумя близлежащими станицами,предполагалось, что они станут районами города

          Похоже, что повсюду такое было. Планы по расширению/развитию. Помню как в только что получившем звание "посёлок городского типа" началось строительство сразу двух больших школ, больницы и широкого моста через местную реку. Вроде бы избыточно, но всё тогда на перспективу работало...
          1. +4
            9 января 2024 17:53
            У нас все свернулось к концу 1987 года..все что начали уже не видно,заросло травой и кустарнику.Площадка под троллейбусный парк пошла под торговые центры.Рынок , все решил пришел и решил.
            1. 0
              10 января 2024 23:43
              А у нас постепенно сворачивалось год за годом. Трамвайное хозяйство сворачивалось и укорачивалось. А к 90-ым годам выяснилось, что укороченный и свернутый за 20 лет трамвай малорентабелен неудобен и не нужен большинству. Или производство двигателей собственное свернули, стали пользоваться украинскими двигателями. А потом двигатели с Украины поступать перестали и завод свернули.
              Вот только сворачивалось это всё не само по себе, а с умыслом, ибо в глупость вселенскую не верю.
    2. +6
      9 января 2024 06:43
      Цитата: иван2022
      Город изначально - центр промышленности и науки

      Изначально город все же был центром торговли
      1. +2
        9 января 2024 09:56
        Не всегда. В России город изначально часто был крепостью на перепутье, как мой Воронеж, например.
        1. +4
          9 января 2024 10:35
          Цитата: С.З.
          В России город изначально часто был крепостью на перепутье

          Угу. Чтобы контролировать торговые пути yes
          1. +2
            9 января 2024 12:48
            Чтобы кочевники не пришли и не забрали полон.
        2. +5
          9 января 2024 11:24
          Цитата: С.З.
          В России город изначально часто был крепостью на перепутье

          Ну это всегда так! Крепости же надо чем-то заниматься, а так как она находится на перепутье, то торговля это первое чем приходится заниматься. Средневековые бурги в Европе, то же самое
          1. +3
            9 января 2024 12:54
            А потом начались различия. В Европе города часто противостояли сеньорам, имели большую самостоятельность вплоть до эпохи абсолютизма. У нас, кроме, пожалуй, Новгорода и Пскова, города не имели самостоятельности и самоуправления.
            1. +4
              9 января 2024 13:21
              Цитата: С.З.
              Чтобы кочевники не пришли и не забрали полон.

              Все же Воронеж не самый показательный город для Руси. К тому же основан довольно поздно.
              А все достаточно старые как раз на торговых путях
              Цитата: С.З.
              У нас, кроме, пожалуй, Новгорода и Пскова, города не имели самостоятельности и самоуправления.

              Были города княжеские, а были вечевые. К последним можно добавить Киев, Полоцк, Галич, Ростов Великий и еще несколько. Тамошние бояре умели выгонять князей не хуже новгородцев.
              1. 0
                9 января 2024 17:30
                Ну, вече это одно, а вот права этого вече - это другое.
                Надо освежить память, насчет Киева я не уверен, княжеский он был со времен Рюрика. Да и другие города центра и юга были княжескими. Но может, забыл чего.
    3. +4
      9 января 2024 10:32
      Мао говорил проще- "людское общество должно быть устроено по примеру муравейника- идеальной общественно-организационной системы, подсказанной самой природой... " Дядя Си развивает эту идею прогнозируя построение кастового общества с открытыми кастами, и доступом к возможностям и ресурсам общества, на основе накопленного количества баллов социального рейтинга, с последующей заменой этими баллами денежных отношений, что по его мнению и станет "коммунизмом"... Греф и прочие глобалисты носятся с идеей построения "15-минутного города"...
    4. +1
      9 января 2024 13:24
      Январь 1959 года - население СССР около 209 млн человек. Население Москвы тогда было 5 млн. человек. Это явно не полтора процента. Кстати, и тогда и сейчас фактические границы Москвы не совпадали с административными, и тогда и сейчас существовала и существует Московская агломерация. В 30-е годы и в 50-80-х годах Москву неоднократно расширяли за счёт территории Московской области.
  2. +3
    9 января 2024 05:03
    Очевидно, что современные урбанистические тенденции в глобализирующемся мире требуют научного осмысления
    Очевидно,да требует.Ждем-с, осмысления от автора.
    1. +5
      9 января 2024 10:30
      По моему, наоборот, автор выложил набор сентенций, и ждёт осмысленных выводов от местной публики философского склада ума. Тогда и можно будет скомпилировать очередной Труд.
  3. +3
    9 января 2024 06:08
    написАть рецензию на труд философа , как и следовало ожидать , мог только "философ" господин Бирюков. Хорошо что ещё не вскликнул ,- прочитал философа Шпенглера и узнаю "брата" Освальда !
    А читал ли , или только собрал конспект из общих фраз в статьях в интернете и предложил нам дайджест чужих философских мыслей ? Кто автор статьи не сомневался прочитав первые её строки...
    1. +4
      9 января 2024 06:25
      Автору следовало назвать свою статью следующим образом: "Так говорил Шпенглер" smile
  4. +7
    9 января 2024 06:26
    Город это развитие. Это цивилзация.
    Деревня это традиции.
    Но во времена интернета традиции может сохранять разве что Агафья Лыкова.
  5. +5
    9 января 2024 09:02
    Дело не в том, что не рождаются дети, а прежде всего в том, что возвысившаяся до крайности интеллигенция более не видит необходимости в их появлении
    Страшная фраза.
    1. +2
      9 января 2024 13:59
      Я бы сказал, странная фраза. Интеллигенция, это слой общества, который живёт за счёт продажи продукта умственного труда. Книг, произведений искусства, изобретений. В отличие от братии журналистов, которые как поденщики продают СПОСОБНОСТЬ складно марать бумагу. Они есть пролетарии умственного труда.

      И очень сомневаюсь, что в России интеллигенция возвышена. Это смешно, а не страшно.

      Всё дело в психологии дремучих потомков крепостных. Для которых беды от врачей, интеллигентов, Карлов Марксов, от колхозов и Госпланов, но никак не от дураков не от воров и не от предателей.
  6. -1
    9 января 2024 15:49
    Ах, какая статья! Комментировать можно до бесконечности... Но, к несчастью (а для кого-то -- к счастью), в Подмосковье степлилось, атмосферное давление резко упало, и вот она -- здравствуй, бессонная ночь! А с ней и падение физических сил, не зависящее от того, где ты проживаешь, -- в мировом центре или в провинции.
    Человек «мирового города», таким образом, освобождён от власти традиции, ибо население таких городов в подавляющем большинстве состоит из бесформенной массы.

    Ох, как это не так!
    "Мировой город" рождает свои традиции!
    Представьте, месяца три назад, прохаживаясь на Ютубе, наткнулась на массовый танец шаффл и не смогла остановиться -- раз 10 пересмотрела! Оказывается, не одна я была впечатлена -- миллионы просмотров, тысячи отзывов. А танец -- прост, всего несколько несложных движений на месте, главное -- общий ритм.
    Я подумала и определила этот танец как отражение улицы мегаполиса (о Шпенглере и не вспоминала). Сотни людей выстроились в ряды. Одеты по-городскому -- костюмы, галстуки, жилетки, спецовки, кроссовки, дорогие и дешевые туфли, мужчины и женщины -- всякого человека можно встретить на улице большого города. Танцуя под зажигательную, берущую за душу "Touch in the Night", артисты изображают прохожих -- праздных, никуда не спешаших гуляк, озабоченных доставщиков еды, ремонтников, многочисленный офисный планктон, высыпавший на улицу в обеденный перерыв, и даже больших начальников. И невыразимая прелесть этого слаженного городского ритма, завораживающая его привлекательность, могучий музыкальный и кинетический образ его, зависимость всех от всех, подлинное братство, выражаемые слаженностью движений и реакций на какие-то городские коллизии, -- величайшее торжество урбанизма, рождающего собственные традиции и обычаи вопреки Шпенглеру.
    1. +2
      9 января 2024 18:20

      Там Audrey Da Sois зажигает wassat
    2. +1
      9 января 2024 18:47
      депрессант

      Я представил описанное вами действо, и получился вылитый Майдан. Стадо.
      1. +3
        9 января 2024 20:17
        Да ладно, можно и без майданов отжигать под это
        В сети это называется "Бухгалтерия закрыла год". Очень реалистично laughing
  7. 0
    10 января 2024 03:13
    Вот! Я знал! Знал! Есть же культурные авторы! Есть! И ссылки! И список литературы!
    Правда, нет содержания и экспериментальной части... Ну, есть над чем работать автору, да...
    Ничего! Какие его годы!
    1. 0
      10 января 2024 15:09
      Цитата: acetophenon
      Вот! Я знал! Знал! Есть же культурные авторы! Есть! И ссылки! И список литературы!
      Правда, нет содержания и экспериментальной части... Ну, есть над чем работать автору, да...
      Ничего! Какие его годы!

      Но зачем научный аппарат в популярной статье на онлайн-сайте. Мой опыт 8 лет показывает, что ссылки никто не читает, и они никому особо не нужны, ну может быть 1-2 читателя заинтересуются. И ради них затеваться? А место вся эта научная хилобуда занимает. Давал сначала ссылки, потом убедился - здесь они не нужны.
  8. 0
    10 января 2024 23:58
    Фантазии это всё, не подкрепленные фактическим материалом и исследованиями.
    Основной проблемой на селе в 80-90-ые годы было отсутствие школьных автобусов, а так же неумение эксплуатировать автобусы и составлять маршруты. Нежелание решать проблему школьных автобусов можно объяснить непониманием или злым умыслом. Злой умысел более правдоподобен.
    Так во всём, проблемы не абстрактные, они конкретные.
    Захотелось реформаторам обескровить сельское хозяйство и они устроили подъем цен в зиму с 91-го на 92-ой год, обнулив накопления селян за проданный осенью урожай и прощай сельское хозяйство на десять лет вперед.
    Процесс он не закономерный, он управляемый волей конкретных личностей и наций.
  9. 0
    11 января 2024 19:21
    Очевидно, что современные урбанистические тенденции в глобализирующемся мире требуют научного осмысления [5]

    Блестящий вывод.
    Мой вывод:"Судью Дредда скопипастили у Шпенглера".
    Ceterum censeo Washingtonum delendam esse
  10. +1
    12 января 2024 12:40
    Буду субъективен, но думаю, что дальнейшее развитие производительных сил и, как следствие, революций в них, приведут к формированию гибких автоматизированных производств и соответствуюшей им инфраструктуры обеспечения, и обслуживания по всей стране, без привязки ко времени научно-технической революции, когда крупные города, и, ОСОБЕННО СТОЛИЦЫ, формировались, как центры фундаментальной и прикладной науки, образования, передового промышленого производства и буржуазной, то есть, "городской" культуры. Тем более, что во время господства частной собственности, столицы превращаются в олигархические финансово-ростовщические и торгово-спекулятивные колониальные метрополии, жестоко, и цинично грабящие, и обворовывающие региональные провинции-колонии В СВОЕЙ СТРАНЕ, и не дающие им развиваться, что вынуждает их корпоративно объединяться, и политически, экономически уничтожить господство колониальной метрополии. Или погибнуть. И так будет всегда, потому, что столицы, развивающиеся до мегаполисов, в отсутствии Национального контроля общества, сначала превращаются в чёрствую и эгоистичную "вещь в себе", а потом, вследствие утверждения своего финансово-экономического, административного и силового господства, превращаются в жестокую и циничную "вещь для себя". Поэтому, чтобы жила и развивалась страна, необходимо систематическое уничтожение олигархического господства и его замены на ответственное хозяйствование, то есть социальное государство. Одним словом, если хочешь развиваться и жить достойной жизнью, нужен механизм постоянного контроля Нации над столицей, запускающий, при необходимости, режимы люстрации и проскрипций для столиц. Или они нас схарчат(

    P.S. Или самоуправление, или господство мафий!
    1. 0
      12 января 2024 21:16
      Все правильно.
      ОБЩЕСТВО, которому мешал вести хозяйство Госплан, а политические проблемы создавала партия рабочих и крестьян--отличная иллюстрация к пословице о танцоре, которому мешают свои яйца. Если его кто и "схарчит" - значит это правильно.
      1. 0
        13 января 2024 12:20
        Госплан, к сожалению, с 70-80хх годов уже не мог соответствовать той сложной наукоёмкой и высокотехнологичной экономике, которая формировалась в стране. Послушайте хотя бы лекции Елены Ведуты, экономиста, занимавшегося автоматизацией кибернетического управления планированием межотраслевых балансов в экономике. А многочисленные "экономисты", вместо того, чтобы развивать это, остронеобходимое для страны, направление экономической науки, писали свои диссертации... По либеральной экономике! А ки партийной, хозяйственной и комсомольской номенклатуры, да-да, та самая партия "рабочих и крестьян", уже с 70-х годов, готовили процессы приватизации государственной собственности, а потом жестоко и цинично ограбили СВОЁ СОБСТВЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ и позволили нас всех грабить "чужим" хищникам со всего мира, украв у нас собственность, средства производства, недра, инфраструктурные объекты и т.д. и т.п. А потом, приватизипрвав "государство", всё что осталось, передали "по наследству" своим "деткам". А народ? А что народ? Народ, как "дитё малое", смотрел на всё ЭТО, охеревшими глазами и ничего не понимал. Так как привык доверять СВОЕЙ власти!( А надо было с ней воевать, а не смотреть на весь этот номенклатуреый "брейк-данс" и переобувание в "рыночников" на лету. Но небыло в 80-х годах ни альтернативных общественно-политических организаций, которые могли бы объединить население в этой борьбе, ни современной производственной мелкобуржуазной социальной идеологии, ни элементарного опыта владения рыночно прибыльной производственной, инжиниринговой и инфраструктарной собственностью, за которую население сражались бы с этими упырями! Поэтому и имеем, то что имеем. То есть дырку от бублика!(