Как Россия пришла в Арктику: о легендарном подвиге «челюскинцев» и их спасении

15
Как Россия пришла в Арктику: о легендарном подвиге «челюскинцев» и их спасении

Северный морской путь, который сегодня является важнейшей для нашей страны, а скоро, возможно, станет таковой и для всего мира, транспортной артерией, в начале 30-х годов прошлого столетия руководством СССР не воспринимался всерьез.

Нет, экономическую и военную необходимость в этой магистрали прекрасно осознавали. Однако Ледовитый океан, как и небо над Арктикой, считались неподвластными ни кораблям, ни самолетам. Пока не произошла героическая экспедиция «челюскинцев», за ходом которой, без преувеличения, следила вся страна.



Все дело в том, что пароходный ледокол «Челюскин» с экспедицией из 105 участников, возглавляемой начальником Главсевморпути Отто Шмидтом, отправился из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, но уже в 20-х числах сентября оказался в ледяной ловушке в Чукотском море.

Скованные льдами, полярники со своими семьями, а также экипаж корабля провели около пяти месяцев. Но и это оказалось еще не самым страшным для участников экспедиции.

13 февраля 1934 года в 155 морских милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен ледокол затонул, раздавленный льдами. К счастью, опытный Отто Шмидт предвидел такой исход, что позволило членам экспедиции заблаговременно перенести на лед запасы продовольствия, палатки, спальные мешки, а также самолет и радиоприборы.

При этом во время эвакуации погиб один из полярников. Завхоз Борис Могилевич сорвался в воду и был придавлен бревном от раздавленного корабля. Он оказался единственной жертвой данной экспедиции.

Комиссия по спасению дрейфующих на льдине людей была сформирована уже 14 февраля 1934 года.

Первые 29 поисковых полетов оказались безрезультатными. Однако 5 марта советский летчик Анатолий Ляпидевский смог не только обнаружить местоположение экспедиции, но и посадить свой самолет АНТ-4 на небольшом участке ровного льда. Ему с трудом удалось уместить в салоне самолета десятерых пассажиров (женщин и детей) и вызволить их из ледяного плена. Это стало первой эвакуацией в спасательной операции.

В то же время из-за сложных погодных условий второй раз добраться до лагеря полярников на льдине летчикам удалось лишь 7 апреля. Однако уже 13 апреля все 104 члена были спасены.

С того момента стало понятно, что Россия (тогда СССР) пришла в Арктику. Подвиг «челюскинцев» в те годы ставили в один ряд с первым полетом в космос.

Семь летчиков Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и Сигизмунд Леваневский, которые спасли людей из ледяного плена, были удостоены высшей награды – Герой Советского Союза.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 февраля 2024 17:43
    Как не крути, а мы опять упираемся в ИДЕОЛОГИЮ.
    Без нее не было бы таких грандиозных достижений Страны Советов!
    1. +1
      6 февраля 2024 18:12
      Вот этот случай показательный пример "подвиг одного это преступление другого".
      Никакая идеология не превратила "Челюскин" в ледокол.
      1. +2
        6 февраля 2024 19:47
        Никакая идеология не превратила "Челюскин" в ледокол.

        Шмидт был опытным полярником, он бы не пошел на авантюру.
        1. +2
          6 февраля 2024 19:54
          "Челюскин" не был ледоколом, это был транспорт с ледокольными возможностями. Его дело было ходить по краю тяжелых льдов.
        2. +2
          6 февраля 2024 20:07
          Шмидт был опытным полярником, но из за желания быть первым стал авантюристом.
          Утопил новейший корабль, хотя много грамотных людей, в том числе и будущий капитан "Челюскина" были против этого позднего похода.
        3. 0
          6 февраля 2024 22:06
          Шмидт не был полярником, он был математиком, заведующим кафедрой алгебры Московского университета. "На Арктику" его направили по партийной линии. Опытным полярным моряком был Воронин, и он Челюскин забраковал для целей экспедиции.
          1. +2
            7 февраля 2024 11:51
            Чуть было с вами не согласился, но прочитав про Шмидта все таки я бы его назвал бы полярником, а самое главное он был путешественником.
            Кстати почему то много пишут что он с 1930 ходил на север, а экспедицию 1929 на корабле "Седов" не считают.
    2. +1
      6 февраля 2024 20:04
      Извините, а в чем достижение?
      Пароход задачу не выполнил, в одну навигацию по СМП не прошел, смену полярников на остров Врангеля не доставил (некоторые пишут, что это и была главная задача).
      Сам новенький пароход разрушен и утонул (более того, известно что будущий капитан Челюскина известный полярный моряк Владимир Воронин был категорически против плавания, считая, что Челюскин не готов к плаванью в таких условиях.
      т.к. судно было уже загружено, то мне удалось осмотреть только в форпике, канатных ящиках и румпельном отделении. Все то, что мне удалось осмотреть, на меня произвело нехорошее впечатление о корабле. Набор корпуса был слаб, шпангоуты редкие и прочность их не соответствовала для ледокольного судна, да еще предназначенного для работы в Арктике. Ширина «Челюскина» была большая. Это означало, что скуловая часть его будет сильно подвергаться ударам, под невыгодным углом к корпусу и эти удары будут сильно сказываться на прочности корпуса. Предполагал, что судно будет плохо слушаться руля, что сильно будет затруднять управление судном во льдах.
      Все это говорило за то, что «Челюскин» – судно для этого рейса не пригодное. Поэтому я не хотел принимать пароход от капитана Безайс.

      Тем не менее пароход отправили, в результате чего он был уничтожен, человек погиб, самолет Леваневского разбили, смену на остров Врангеля не доставили, задачу экспедиции не выполнили.
      Как-то достижений не усматривается, честно говоря.
    3. +1
      6 февраля 2024 20:11
      Так может откроете мне глаза какое же грандиозное достижение достиг правильно идеологически подкованный О. Шмидт совершил?
    4. +1
      6 февраля 2024 20:49
      Цитата: NICK111
      Как не крути, а мы опять упираемся в ИДЕОЛОГИЮ

      Ага, точно...

      Цитата: Анекдот
      - Командир, патроны - все!
      - Но ты же комсомолец!
      И пулемет застрочил опять...

      Я к тому, что на одной идеологии - кашу не сварить. Да и она не всегда помогает, чему примером как раз СССР.
  2. 0
    6 февраля 2024 18:26
    С того момента стало понятно, что Россия (тогда СССР) пришла в Арктику.


    Зачем врать? В Арктику пришёл СССР. И РФ =/= СССР.
  3. 0
    6 февраля 2024 18:51
    Подвиг «челюскинцев» в те годы ставили в один ряд с первым полетом в космос.

    Автор, вероятно, не в курсе, когда был первый полет в космос.
  4. +1
    6 февраля 2024 20:23
    Теперь понятен афоризм Д. Медведева :"наши достижения в космосе сводятся к тому, что сегодня никого не убило"
  5. 0
    7 февраля 2024 20:26
    В Арктику пришла не Россия, а СССР.
  6. 0
    22 марта 2024 20:19
    Цитата: solar
    Извините, а в чем достижение?
    Пароход задачу не выполнил, в одну навигацию по СМП не прошел, смену полярников на остров Врангеля не доставил (некоторые пишут, что это и была главная задача).


    Главная задача была вовсе не в этом. В статье нет даже намёка на то, что следом за Челюскином шёл его двойник "Пижма", битком набитый "врагами народа" - именно его переход был главной целью похода. Разумеется, жизнь заключённых у большевиков и копейки не стоила. Кремль потребовал "Пижму" затопить. Пароход взорвали, однако, как это бывает, Бог судил иначе и многим заключённым удалось спастись. Кто-то добрался до Чукотки, кто-то до Аляски. Фотографии бородатых людей на фоне небоскрёбов очень не понравились Кремлю. Судьба начальника конвоя с красноречивой фамилией Кандыба, думаю, понятна..
    Вот такой подвиг..