История своими руками. Тим Северин по следам древних мореплавателей

66
История своими руками. Тим Северин по следам древних мореплавателей
«Арго» Тима Северина


«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.»
Евангелие от Матфея, 5:6

Люди и история. Кто у нас не слышал о самом известном и знаменитом путешественнике ХХ века Туре Хейердале. Его потрясающие авантюры (в хорошем смысле этого слова), да ещё и талантливо написанные книги не только сделали его знаменитым, но и показали пример для его последователей и побудили многих молодых людей к тому, чтобы отправиться по путям древних мореходов и землепроходцев. А вот кого можно поставить на второе место после Хейердала, ответит, скорее всего, не каждый. Хотя этот человек и история его жизни также достойны внимания и уважения: это ирландский мореплаватель Тим (Тимоти) Северин.




Тим Северин

А началась его карьера путешественника с того, что в 1946 году его отправили учиться в английскую закрытую школу Тонбридж. Потом он в 1960 году окончил Оксфордский университет и получил степень магистра по географии. А дальше он с двумя товарищами решил проехать на мотоцикле по пути легендарного Марко Поло… и проехал! После чего написал свою первую книгу «По следам Марко Поло» (1964). Вот так его путешествия и начались. Вот только между плаваниями Хейердала и экспедициями Северина существовала очень большая разница. Первый выдвигал гипотезу и старался проверить возможность её реализации на практике. Второй исследовал мифы о морских путешествиях и проверял на практике, возможны ли были в реальности эти «мифические» события.


Тим Северин с моделью «Брендана»

Маршруты путешествий Хейердала и Северина нередко совпадали. Но происходило это потому, что океанов-то на земном шаре всего лишь четыре, так что такие совпадения совсем неудивительны. А ещё одной общей чертой и того и другого было то, что оба они строили экспедиционные суда из материалов, которые использовались нашими предками, или же по их технологиям.


«Брендан» в море

Так, Тим Северин решил доказать, что в средневековых летописях плавание святого Брендана могло действительно состояться и не было досужей выдумкой. То есть он, по сути, предположил, что ирландские монахи за 400 лет до викингов посещали Америку, плывя через Фарерские острова. А затем Исландию и Гренландию. Однако в Ирландии в то время не знали судов, кроме как сшитых из дублёных бычьих шкур, называвшихся куррахи. Раньше считалось, что он пригоден только для прибрежного плавания, а по морю длительное время на куррахе плавать нельзя, и что их требовалось регулярно вытаскивать на берег для просушки и обработки. Иначе, мол, кожа обшивки станет в морской воде разлагаться.

Однако Северин решил проверить древнее сказание, посчитав, что в его основе могли лежать реальные события. С помощью команды энтузиастов и на собственные средства, вырученные от продажи яхты и автомашины, он построил точную копию двухмачтового курраха, названного «Брендан». И… в два этапа со сменными экипажами дошёл от Ирландии, где «Брендан» был оставлен на зимовку, и до острова Пекфорд поблизости от Ньюфаундленда. Оказалось, что и бычья кожа, и сыромятные ремни, льняная дратва, пеньковые канаты и ясеневая древесина – прекрасно выдержали все тяготы этого трансокеанского маршрута.


Тим Северин с моделью «Сохара»

Второй раз Тим Северин отправился по следам Синдбада-морехода, из «Книги тысячи и одна ночь». Был построен арабский парусник, причём без единого металлического гвоздя. Доски обшивки скреплялись тросами, сплетёнными из волокон кокосовых орехов. Стыки между ними заливались расплавленной камедью. Многие сомневались, что такое судно будет надёжным, но постройка, несмотря ни на что, была завершена. Причём постройку судна на этот раз финансировало министерство национального наследия и культуры султаната Оман. Поэтому плыть он должен был под оманским флагом и называться «Сохар» (по названию древнего торгового порта).

Хотя Синдбада-морехода судьба забрасывала в разные страны, Тим Северин решил, что «Сохару» достаточно будет дойти из оманского порта Маскат до китайского Кантона (Гуанчжоу), что и было выполнено. Плавание проходило с 23 ноября 1980-го по 11 июля 1981 года и закончилось вполне благополучно. То есть и «Сохар» удары морской стихии перенёс, и… стало очевидно, что и легендарный Синдбад вполне мог плавать по этому маршруту на подобных судах!


А это развёртки модели корабля «Арго», сделать который можно из бумаги. Достаточно эти выкройки распечатать, наклеить на плотную бумагу и превратить в интересную игрушку, сувенир или наглядное пособие для школы!

Зато третьим экспедиционным судном Тима Северина стал древнегреческий корабль «Арго», построенный из древесины сосны. По мнению скептиков, двадцативёсельный корабль не мог преодолеть мощное встречное течение в проливе Босфор. И хотя перспектива грести вёслами 1,5 тысячи морских миль и двигаться со скоростью в пол-узла прельщала далеко не всех, новых аргонавтов всё же удалось набрать, после чего Северин отправился в плавание к берегам советской Колхиды.


Готовая палуба из бумаги

Плавание, начавшееся в мае 1984 года, проходило в территориальных водах Греции, Турции и СССР. Причём на советском этапе маршрута Тиму Северину помог бывший член команды Тура Хейердала Юрий Сенкевич. Он же и встретил гостей у побережья Грузии, а потом по его предложению четырёхмачтовый учебный барк «Товарищ» отвёз «Арго» на буксире из Батуми в Стамбул.


А вот так она выглядит с внутренней стороны: прочности ради на неё наклеены палочки-мешалочки для кофе

Интересно, что сам термин «золотое руно» вполне мог родиться именно здесь, потому что в грузинской Сванетии с древних времён применялся оригинальный метод добычи золота. Местные золотодобытчики раскладывали в ручьях, текущих с гор, бараньи шкуры на деревянных рамах. Ну а так как их вода несла с собой небольшие крупинки золота, они застревали в бараньей шерсти и постепенно превращали самое обыкновенное руно в золотое! Якобы из этой технологии древний миф и возник!


Корпус вырезается модельным ножом, на нём прорезаются отверстия, после чего он склеивается в районе оконечностей…

Ну а далее Тим Северин решил всё на том же «Арго» повторить плавание Одиссея из Трои через Болгарию (Фракию) и восточное побережье Греции, остров Крит, и западное побережье Греции с итоговым финишем на острове Итака. И опять-таки, повторил. Доказав этим самым, что в принципе Одиссей мог попасть к себе домой далеко не сразу, что бури и ветры могли его носить по Средиземноморью в разных направлениях, и что он вполне мог довольно долго искать дорогу домой. А уже потом певцы-аэды наплели о его плавании всякого фантастического вымысла, ну а Гомер их песнопения услышал и… так вот и написал свою поэму!


Вёсла – китайские зубочистки: внизу в процессе работы над ними, вверху готовые и покрашенные. Лопасти – 4 мм шпон от компании СВ Модель

Только один раз его постигла неудача, когда в мае 1993 года он отправился из Вьетнама в Америку на бамбуковом плоту. Дело в том, что в трактате «Ши цзи» древнекитайского историка Сыма Цяня рассказывалось о путешествии мореплавателя Сюй Фу по приказу императора Цинь Шихуанди, которое он совершил в поисках эликсира бессмертия. Северин решил, что он вполне мог добраться до Америки. Однако на этот раз ему не повезло. Были и тайфуны, и муссонные ветры. Даже с угрозой современного пиратства довелось ему столкнуться. Плавание продолжалось 105 дней, и за это время плот Северина прошёл в океане 5500 миль. И хотя до берегов Америки оставалось немногим более тысячи миль, начали рваться связывавшие плот верёвки из ротанга, и плавание пришлось прекратить.


Рисунок на парусе


Готовый парус из бумаги


Античный якорь. Реконструкция из экспозиции Анапского археологического музея


Мозаика «Дельфин и якорь». Делос, «Дом трезубца», II в. до н. э.

Зато в 1996 году, когда Тим Северин решил посетить острова Индонезии, и бригада туземных плотников с архипелага Каи построила для него классическое индонезийское прау, его плавание прошло благополучно. С командой из шести человек он за четыре месяца обошёл целый ряд островов, обращая внимание на современное состояние их животного мира.


Готовая модель «Арго» с парусом из ткани. Многочисленные снасти корабля закрепляются на модели на нагелях из всё тех же китайских зубочисток… Работа и фотография автора

А ещё Тим Северин сплавлялся вниз по Миссисипи, в 1999 году искал белого кита и повторил путь корабля «Пекод» из романа «Моби Дик», выдвинул оригинальную теорию о подлинном прототипе Робинзона Крузо и прославился ещё и как писатель-беллетрист. Из-под его пера вышли три объёмистых цикла исторических романов – «Викинг» (три книги), «Корсар» (пять книг) и «Саксонец» (три книги). И это не считая его девяти научных и научно-популярных книг, посвящённых его путешествиям!


Многочисленные снасти корабля закрепляются на модели на нагелях из всё тех же китайских зубочисток… Работа и фотография автора


Готовая модель «Арго». Парус из ткани, рисунок на нём напечатан. Хорошо виден шток деревянного якоря, который в античное время отливался из свинца и потому покрашен в серый цвет (хотя можно было бы покрасить и в чёрный). На модели предусмотрено запасное весло и трап

Последние годы жизни он провёл в небольшой деревушке Тимолиге (графство Корк в Ирландии), насчитывающей всего лишь около трёх сотен жителей, и там же и умер 18 декабря 2020 года, оставив после себя дочь от первого брака Иду Эшворт и двух внуков.

P.S.


Моделька получилась простенькая, но красивая. А главное, её вполне можно использовать на уроках истории Древнего мира в 5-ом классе. И вот какая у меня родилась мысль и одновременно предложение: что если те из читателей ВО, кому она понравилась и кто захочет её повторить, сделает её ради собственного развлечения, а затем… подарит кабинету истории ближайшей к нему школы? Это будет и вам приятно, и детям полезно, поскольку подобные модели в школах можно увидеть нечасто. А то мы много, бывает, говорим о том, что «школе надо сегодня помогать», но при этом ждём какого-то мифического «барина», который приедет и всё сделает за нас, в то время как многое можем сделать мы сами. Ну а если кто-то на подобный поступок решится, пусть сообщит мне название города и номер школы, куда он попал. Возможно, что рано или поздно мы проведём интересное исследование из области практической педагогики. Ну а этот корабль уже находится в 6-ой лингвистической гимназии города Пензы, благо расположена она совсем недалеко от моего дома… Понадобятся консультации – пишите в «личку» ВО. Всегда охотно вам отвечу.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    16 марта 2024 06:57
    Традиционное спасибо, самое то, чтобы поднять настроение с утра пораньше.
    Всем хорошего дня!
  2. +7
    16 марта 2024 07:26
    У обоих имеется и третий коллега по исследованиям древних маршрутов - житель Полинезии, Те Ранги Хероа (П. Бак), написавший книгу "Мореплаватели солнечного восхода".
    1. +5
      16 марта 2024 08:39
      Цитата: ycuce234-san
      Те Ранги Хероа (П. Бак), написавший книгу "Мореплаватели солнечного восхода".

      И у него были два очень интересных плота. Я описал их в книге "Когда уроки сделаны", но к сожалению так и не смог повторить из-за отсутствия подходящего материала. Теперь могу, но не хватает времени на все. И потом они не вписываются в школьную программу.
      1. +6
        16 марта 2024 09:06
        "Когда уроки сделаны"

        КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО!
        Доброе утро Вячеслав Олегович!
        1. +2
          16 марта 2024 10:01
          Цитата: Эдуард Ващенко
          "Когда уроки сделаны"

          КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО!
          Доброе утро Вячеслав Олегович!

          И Вам, Эдуард,доброго утра и хорошего дня. Так и было задумано: делу время, потехе час.
  3. +6
    16 марта 2024 07:49
    Продать яхту чтобы построить лодку из шкур? Да, хорошо быть богатым и здоровым))
    Был ещё такой Эрик Бишоп. Тот ещё в 30е годы от Гавайев до Кейптауна дошёл менее чем за два месяца на полинезийском катамаране. Каково?
  4. +7
    16 марта 2024 08:32
    Хотя этот человек и история его жизни также достойны внимания и уважения: это ирландский мореплаватель Тим (Тимоти) Северин.
    Кто же не знает Тима Северина?!
    "Безумству храбрых поем мы песню!"(с)
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  5. +3
    16 марта 2024 08:33
    Всем доброго утра!
    Вячеслав Олегович вам нужно выпустить отдельную книгу с описанием поделок и историческим обзором. Интересная статья, клей, бумага, ножницы и на пол дня ребенок забывает о компьютере.
    1. +5
      16 марта 2024 08:42
      Цитата: mr.ZinGer
      Вячеслав Олегович вам нужно выпустить отдельную книгу с описанием поделок и историческим обзором. Интересная статья, клей, бумага, ножницы и на пол дня ребенок забывает о компьютере.

      Да, и именно такая цель и стоит. Именно для этого делаются эти модели и передаются в школы, для "опытов". И у меня уже были книги по самоделкам, каждую из которых предворял исторический обзор. Но вышли они все в 1987-1990 гг. а с тех пор многое изменилось.Планируемое название книги "История своими руками". Сейчас вот жду заказа коров, овец и лошадей для макета славянского поселка - прямо учительница-историк мне его заказала.
  6. +3
    16 марта 2024 08:44
    Постройка вполне работоспособного небольшого парусно-весельного.греческого судна, как мне кажется, лишний раз развеивает миф о каких-то непревзойденных триремах. Которых было много, они были офигенно быстроходными и маневренными. Не пытаюсь сказать, что их не было. Но они были явно не такими, какими их нафантазировали наши современники.
    1. +3
      16 марта 2024 11:25
      Цитата: MCmaximus
      Постройка вполне работоспособного небольшого парусно-весельного.греческого судна, как мне кажется, лишний раз развеивает миф о каких-то непревзойденных триремах. Которых было много, они были офигенно быстроходными и маневренными. Не пытаюсь сказать, что их не было. Но они были явно не такими, какими их нафантазировали наши современники.

      Одно другому не мешает. Появление биремы и триеры были предрешены эволюционными подходом в развитии кораблестроения. Те и другие воспроизведены в репликах. Например, Олимпия.
      Весь «посыл» разоблачителей мифов связан с их безграмотностью, когда термины парусного флота привязывают к вооружению гребных кораблей античности и средневековья.
      Печально когда для «эхсперта» ряд = ярусу и он старается на триреме посадить гребцов на одну скамью- это диагноз.
      Впрочем у меня есть сомнение, что модель униремы Арго предложенная Вячеславом соответствует историческрй. Во первых - Арго не мог иметь палубы.
      Второе - якорь предложенный Автором моложе эпохи Аргонавтов лет 300-400.
      Третье - корпус Арго если не сделан был из ливанского кедра, то должен был быть черным (от смолы).
      1. -2
        16 марта 2024 18:30
        То что такая приблуда построена, не значит, что именно такие они и были. 100% именно таких и не было. Вы ее вообще видели? Если бы вы хоть раз поняли, как работает деревянная конструкция такого рода, не катили б бочку на "экпердов". А на этой триреме вдоль берега ходить страшно. Вытащить на берег нереально. Европейские суда таких размеров были значительно выше. Это просто прочность. И строились они при несравнимом технологическом превосходстве.
        Никакой скорости под веслами и маневренности при таких размерах и пропорциях не может быть в принципе.
        В то же время "Арго" реален. Как и европейские галеры, галесы и византийские дромоны. И они никак не похожи на "Олимпию". Она просто подгон под ответ.
        Глупый вопрос: вы гребли на яле-6?
        1. +1
          16 марта 2024 22:13
          Европейские суда таких размеров были значительно выше. Это просто прочность. И строились они при несравнимом технологическом превосходстве.

          Размеры триер (трирем) на известны из описаний древнегреческих авторов и раскопок в Пирее. Как может высота борта повлиять на прочность для меня загадка. Так как до середины 15 века строительство всех европейских судов представляло собой когда поперечный и продольный набор вставляли в корпус, а не наооборот. Причем все «европейские» суда за исключением славянских и средиземноморских имели клинкерную обшивку, а не гладкую как у античных.
          К слову это «гвоздь» в гроб технологичности европейского судна. Средиземноморский корпус с рабочей гладкой обшивкой из досок в стык на нагелях и шпунтах англичане смогли повторить только в эпоху галеонов.
          Про поточный метод постройки кораблей средневековая Европа даже подозревала, впрочем как и о унификации. О чем знали греки и римляне античности.
          По поводу скорости. Реплика триеры Олимпия в два раза быстрее унирем Арго и Минои. К слову первая в полтора раза выше последних, а шахматный порядок гребцов на отдельных скамьях каждого со своим веслом позволяет на один метр длины посадить больше «человеческих сил», чем у униремы и биремы. По поводу мореходности повторюсь Арго был палубы в отличие от Олимпии. Если о вытаскивании трирем на берег, то места стояки в Зее и Пирее гоаорят об обратном. Впрочем в походах триеры полностью на сушу не вытаскивали достаточно было вытащить на берег нос.
        2. +1
          16 марта 2024 22:22
          Как и европейские галеры, галесы и византийские дромоны.

          Византийский дормон самы малоизученный корабль. До сих пор не известно какое на нем было гребное вооружение. До нас дошло только пять, повторюсь - пять неясных изображений последнего!!! Остальное все от лукавого. Галес - это что за зверь, может быть галеас?
          1. +1
            16 марта 2024 22:29
            Глупый вопрос: вы гребли на яле-6?

            Два похода на реплике скампавеи, один на дощатнике и сплав на барке. Для синхронизации греки использовали флейты. Венецианцы до 16 века использовали галеры с тремя гребцами на скамье - каждый со своим веслом. Испанцы аналогичной эффективности смогли добиться только помадив на скамью четверых с одним веслом на всех.
            1. 0
              17 марта 2024 12:17
              Ну, вот, а теперь, смоделируйте ситуацию по древнегреческой теме размещения гребцов при модернизации скампвеи.
              Вообще, когда я видел фильмы, как гребут реконструкторы на своих лодках, хочется взять дубину и под барабан начать рихтовать спины "гребцов", чтобы гребли правильно. Такого ужаса на шлюпке терпеть невозможно. Потому что на волне будет полная хана. В то же время, когда пятиборцы гребут распашными - это песня.
              Про трех гребцов на одной банке вообще не понял. Можно схемку, аль чертеж? Как это сделать я могу представить, но как после этого грести - не догоняю.
              1. 0
                17 марта 2024 14:12
                Вы про какую схему гребли хотите почитать подробнее, есть два исторических вида: alia sensile и alia scaloccio. Последняя позволяет посадить на банку 4 гребцов и более.
      2. 0
        16 марта 2024 19:02
        Вот одна фраза напрягла... Вы не верите, что одним веслом можно грести вдвоем-втроем? Так на галерах гребли.
        На триремах можно сделать три не яруса, а ряда весел. Причем по человеку на весло. Но... Чисто технически управлять всем этим хозяйством зверски неудобно. Гребцы должны работать ОЧЕНЬ синхронно. А кто пробовал грести на шлюпках, тот знает, как легко улететь с банки или получить веслом по хребту, когда волна и весло вылетает. Кстати, был ролик про раскопки могилы с людьми, с большой вероятностью опознанными, как гребцы-невольники. Много переломов у них. В том числе позвоночника.
        Потому все это и сомнительно. Вполне, возможно, какие-то такие суда и были построены. Но про них забыли быстро, надолго, и не просто так.
        1. +1
          16 марта 2024 22:50
          Вот одна фраза напрягла... Вы не верите, что одним веслом можно грести вдвоем-втроем?

          Рекорд - 8 гребцов на скамье. Последний правда не сидел, а бегал. Впрочем в речном флоте есть рекорды и по круче. Чуковские барки чугунных караванов позволяли ставить и по 15 человек на потесь (весло). Правда сидячих мест не предусматривалось.
          Так на галерах гребли.

          Галера - галере рознь. Я знаю 4 вида гребного вооружения галер и более 10 их типов.
          [На триремах можно сделать три не яруса, а ряда весел.

          Трирема не имела ярусов в принципе, как и рядов весел. Если на пальцах. Это лодка с палубой, где гребцы располагались каждый на своем месте и своем уровне. Разница по высоте не превышала 30-40 см.
          Причем по человеку на весло.

          Верно
          [Но... Чисто технически управлять всем этим хозяйством зверски неудобно.

          Выше я уже писал, что управлялось военное судно с помощью флейтиста, позже барабанов.
          По поводу сложности, нам известно сколько стоил профессиональный гребец Афин времен Античности и Венеции - Средневековья. Ответ - дорого!!! Так дорого, что Афины могли себе позволить в мирное время эксплуатировать только два корабля.
          1. 0
            17 марта 2024 12:22
            Так дорого, что Афины могли себе позволить в мирное время эксплуатировать только два корабля.

            Вот это и ответ. А сказки про флот трирем, которые растерзали персов - сказки и есть. Можно построить дредноут - "Олимпия". Врагов стращать. Можно даже пять. Потом у тебя кончится лес. Деньги и все остальное. Но про флот каких-то маневренных и быстроходных трирем - миф в чистом виде. НЕ могло у такого судна быть маневренности. Руль придумали когда??? А длинную лодку веслами развернуть? Ну-ну. Успехов.
    2. +1
      16 марта 2024 11:29
      Цитата: MCmaximus
      были офигенно быстроходными и маневренными

      Это наверно можно и в опытовых бассейнах узнать а сейчас и в софте так как компьютеры развились. Хотя основные показатели ведь известны изначально - можно было ещё в 19 веке на деревянных счетах их посчитать, пользуясь лоциями, картами.
      1. 0
        16 марта 2024 18:35
        Греки построили трирему. Якобы реконструкцию древнегреческой. С места веслами сдвинули. Погребли немного. И, задолбавшись, бросили это все. Потому что это музейный экспонат, не предназначенный для плавания по воде.
        1. +1
          16 марта 2024 19:31
          Так трирема это , спринтер,, вроде гепарда или леопарда.
          При беге и прыжках человек может развивать мощность во много раз большую - до 3.3 кВт, чем в среднем.
          Потому на дальняк за тысячи километров ходили под парусом и только подойдя очень близко к противнику делали рывок.
          Всяких каторжников и прочих наказанных из дисбатов античности в расчет не берём - на них действительно могли ездить через океан только на веслах, но они так отбывали свое за проступки.
          1. +1
            17 марта 2024 00:56
            Цитата: ycuce234-san
            Потому на дальняк за тысячи километров

            Какой дальняк, какие тысячи километров? Трирема - это боевой корабль. Использовалась в основном в пределах Эгейского моря.

            Цитата: ycuce234-san
            ходили под парусом и только подойдя очень близко к противнику делали рывок.

            На переходе шли под парусом. А в бою - на веслах. Не потому, что рывок, а потому что в бою под парусом даже в 19 веке было маневрировать непросто, а в античные времена, с прямыми парусами, и подавно.
          2. 0
            17 марта 2024 09:12
            Посмотрите в ютьюбе эту баржу. И на ее папусное вооружения. Она под такими тряпками сдвинется с места штормом. А на веслах ее вести... Ну-ну. Все про эту трирему написано. Долго на ней гребцы не протянут. Ну, на таких размерах гребля не эффективна. Какой там спринтер.
            1. 0
              17 марта 2024 11:13
              Цитата: MCmaximus
              Какой там спринтер.

              Она на рывок шла буквально на последних сотнях метров. И возможно, на перегоне ... на ней не было ни одного гребца. Ведь логичнее отправить отдельное нормальное пассажирское судно с гребцами заранее в местный порт а специализированное и очень некомфортное боевое судно гнать перегонной командой из нескольких человек под парусом. С учётом того что триремы придумали финикийцы, которые ходили по морю в дальние путешествия это логично, современные танки по железке возят отдельно от их экипажей - а ведь может когда нибудь спустя столетия будут думать о том как некомфортно было танкистам ехать тысячи километров в танке wink
              1. 0
                17 марта 2024 12:43
                А зачем этот рывок? Все говорят про таран. Но таран - это в борт. Вон, при Лиссе паровые корабли вертелись как могли. Но чего стоили те тараны, мы знаем. Теперь давайте про то же самое на веслах. Сначала рассказываю сказки про то, что корабли скрепляют цепями, Потом их таранят. Как можно заехать в борт строю скрепленных кораблей? Для тарана нужно немного свободно маневрирующих кораблей. Иначе, это все просто - абордаж.
                Может этот "таран" как раз использовался для торможения в цепях или канатах? Или для поломки весел, проходя рябом с бортом? Но вот врезать бивнем в борт, нужна не просто удача. Но и бестолковость противника.
                1. 0
                  17 марта 2024 17:53
                  Ну так у кэпа триремы был выбор, каким из этих инструментов воспользоваться в бою. Его конечно предварительно инструктировали о общем плане конкретного сражения, но и инициатива свободы выбора определенная у него не могла не быть.
                  1. 0
                    19 марта 2024 04:17
                    Представьте описания тогдашнего морского боя. В гораздо более поздние времена управление морским боем было крайне слабым. А какое оно было тогда? Да, никакое. Общий план и все. Связи-то нет.
                    Потом надо понять, что вот судно, типа, "Арго" как раз легкое и маневренное. А трирема при его подаваемой схеме - это локомитив на рельсах. С радиусом разворота как у авианосца. И временем в полдня.
              2. 0
                19 марта 2024 13:37
                Цитата: ycuce234-san
                Ведь логичнее отправить отдельное нормальное пассажирское судно с гребцами заранее в местный порт а специализированное и очень некомфортное боевое судно гнать перегонной командой из нескольких человек под парусом.

                Чтобы ваше специализированное боевое судно на переходе захватили пираты? Ход гениальный. Достойный российских "плотоводцев".
        2. +2
          16 марта 2024 19:34
          Трирема такая тяжёлая вероятно из за тарана. Лёгкая конструкция просто не пробьет тараном прочный противника.
          1. +1
            16 марта 2024 23:05
            Цитата: ycuce234-san
            Трирема такая тяжёлая вероятно из за тарана. Лёгкая конструкция просто не пробьет тараном прочный противника.

            Триера достаточно легкая конструкция. Даже после получения подводной пробоины в основном оставались на плаву, после чего буксировались победителем в качестве трофея.
            1. 0
              17 марта 2024 12:31
              Вообще есть техника откачки воды из затопленного яла. Экипаж болтается за бортом, один - самый - легкий - сначала из-за борта вычерпывает воду. Остальные держат шлюпку от переворачивания. Отлив немного воды, этот самый легкий залезает внутрь, продолжает. Потом туда залезает другой и т. д. Т. е. деревянное судно с минимальным снабжением теоретически можно удержать на плаву. Небольшое и легкое. Сравнительно, конечно. Хотя - гребной барказ - это уже корабль по античным меркам. Трирема не может быть маленькой. Ширина не позволит сделать короткое судно.
              1. 0
                17 марта 2024 18:05
                Цитата: MCmaximus
                Т. е. деревянное судно с минимальным снабжением теоретически можно удержать на плаву.

                Только если в нем нет балласта или груза. На триремах окончательно вопрос с наличием балласта ещё не решили, но вот якоря каменные на них были обязательно.
                Видно потому и находят на дне именно груженные древние деревянные корабли, так как пустые и без балласта экипаж зачастую мог довести до порта после аварии.
                1. 0
                  19 марта 2024 04:21
                  Дык..... Нетонущих судов еще не придумали. Чисто теоретически можно допустить пустое[i][/i] плавающее по планширь судно с пробоиной. Но чтобы его захватить и оживить надо сильно постараться. В чем лично я сильно сомневаюсь. Это отдельные случаи, но никак не система. И то для мелких судов.
        3. 0
          16 марта 2024 23:01
          Цитата: MCmaximus
          Греки построили трирему. Якобы реконструкцию древнегреческой. С места веслами сдвинули. Погребли немного. И, задолбавшись, бросили это все. Потому что это музейный экспонат, не предназначенный для плавания по воде.

          Угу, кратковременная 8-9 узлов, крейсерская 4-5 узлов.
          Если по расстоянию, то
          С такой скоростью, скажем, из Крыма на Родос можно дойти за 7,5 дней, а из Рима в Иерусалим за 2 недели. Ну а за 4,5 недели можно перейти Атлантику)
          1. 0
            17 марта 2024 09:52
            Еще раз: вы гребли на Ял-6? То, что эту баржу сдвинули с места и разогнали, это на значит, что она может идти так долго. Есть большой опыт применения галер. Никаких секретов. Всë оптимизировано столетиями. Триремы под этот опыт никуда не подходят.
  7. +4
    16 марта 2024 09:12
    что «школе надо сегодня помогать»,

    Вячеслав Олегович,
    уж простите великодушно: возможно в регионах это все интересно, сам учился в такой школе,
    Но в Москве...ну как бы Вам сказать покорректнее.
    Скажем так, иные приоритеты, иные темпы, иные потребности.
    Мне лично очень Ваша модель понравилась...но...
    PS а как для паруса напечатано на ткани?
    1. +4
      16 марта 2024 10:03
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Но в Москве...ну как бы Вам сказать покорректнее.
      Скажем так, иные приоритеты, иные темпы, иные потребности.

      Эдуард, я Вас хорошо понимаю. Но одной Москвой Россия не исчерпывается...
    2. +3
      16 марта 2024 10:05
      Цитата: Эдуард Ващенко
      PS а как для паруса напечатано на ткани?

      Не знаю. Отнес в фирму, которая печатает мне тенниски с принтами. Рисунок - он перед Вами, - и кусок накрахмаленной ткани. И получил через день напечатанный на нем рисунок паруса.
  8. +5
    16 марта 2024 09:57
    Тим Сиверин это прям пахнуло из детства и юности .. Клуб кинопутешественников очень часто о нем рассказывал , а я в 80х очень любил смотреть эти передачи. Кстати с Туром Хейрдалом знаком лично )) есть его автограф и есть книга и марки которые он мне подарил в 1981 году .
  9. +2
    16 марта 2024 10:54
    Уважаемы автор! А блоки из чего Вы делали?
  10. +1
    16 марта 2024 13:50
    Спасибо за статью о кораблях. Покажете ли вы нам в будущем, как превратили солдат Атлантики в египетских моряков?
    1. 0
      16 марта 2024 15:43
      У «Арго» Тима Северина мачта смещена вперед , хотя на многочисленных изображениях дошедших до нас мачта посередине корпуса, похоже этот Тим внес изменения в конструкцию древних и построил свой новодел.
      1. 0
        16 марта 2024 19:07
        Художники могли нарисовать, что угодно. Сейчас, вон, парусники лепят на всякие штуки, типа, барометров. Ужас.
        Помнится случай, когда Арцеулов (это семья кораблестроителей) разругался с Айвазовским, когда тот что-то не так нарисовал. Потому что так быть не может. Помирились потом. Но Айвазовский корабль на картине переделал. Да, и родственники они были.
        1. 0
          17 марта 2024 19:19
          Помнится случай, когда Арцеулов (это семья кораблестроителей) разругался с Айвазовским,
          Арцеулов - внук Айвазовского. Авиатор. Первый в мире намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел из него. Семья, возможно, и корабельная была.
          1. 0
            19 марта 2024 04:23
            Летчик Арцеулов из семьи кораблестроителей. В списках нашего флота очень много парусных кораблей, где строители Арцеуловы.
    2. 0
      16 марта 2024 19:38
      Цитата: Semovente7534
      Покажете ли вы нам в будущем, как превратили солдат Атлантики в египетских моряков?

      Обязательно!
  11. 0
    16 марта 2024 16:05
    В еще советском журнале "Вокруг света" за 1984 год была статья об "Арго". В статье были указаны размеры судна Тима Северина: "Длина судна — около 16 метров, ширина — почти 3 метра, осадка — всего лишь 30 сантиметров, водоизмещение — 5—6 тонн.
    Такое судно исключительно для прибрежного плавания, чтобы в случае ухудшения погоды можно было бы быстренько вытащить судно на берег. Ну и само собой, что его мореходность сильно ограничена еще и по запасам питьевой воды. Гребцы потребляют питьевую воду ну минимум 3-4 литра в сутки.
    Двенадцать рядов весел - значит минимум 24 гребца. Значит только гребцам нужно 72-96 литра. Ну и остальныым членам экипажа тоже вода нужна. В общем, 120 литров в сутки вынь да положь. Сколько дней вода будет качественной на жаре ? Суток трое-четверо ? Ну, пусть пять суток. Вот и предел мореходности. И это еще без учета того, что пять суток - это уже 0,6 куба. То есть 0,6 тонны дополнительного груза. Который судно может и не потянуть.
    1. 0
      16 марта 2024 19:10
      Все это реально и скорее всего достоверно. Северин человек дотошный и пургу не гнал. Да, и приключения аргонавтов, Персея, Одиссея говорят о том, что они шлялись и хулиганили по округе накоротке.
    2. 0
      16 марта 2024 19:51
      Цитата: Seal
      Сколько дней вода будет качественной на жаре ?

      У них были консерванты для воды в виде трав, вина, уксуса.
      А вот куда интересно то что античные моряки могли пить и морскую воду, Ален Бомбар доказал что ее малое потребление безопасно, но у нас нет источников информации что это знали в античности, однако выживаемость тогдашних моряков неожиданно высока и значит какие то знания и стихийная подготовка у них были.
      1. -1
        16 марта 2024 20:03
        Цитата: ycuce234-san
        однако выживаемость тогдашних моряков неожиданно высока
        laughing laughing laughing
        1. +1
          16 марта 2024 20:13
          Согласно древнему географу Страбону, за один день на Делосе было продано до десяти тысяч рабов.
          Делос это центр киликийского пиратства и весь этот полон пираты возили морем, сохраняя ему жизнь и здоровье, что самое важное для работорговцев. Так что не так уж просты были античные моряки и много у них ещё нераскрытых секретов и тайн...
          1. -1
            16 марта 2024 20:41
            Цитата: ycuce234-san
            Согласно древнему географу Страбону, за один день на Делосе было продано до десяти тысяч рабов.
            Вы читали "Страбона" в оригинале ? А может быть вы хотите сказать, что человечеству известен почерк "Страбона" ? laughing laughing laughing
            ..«География» Страбона... единственное сочинение, дающее понятие о том, чем была географическая наука в то время, а равно знакомящее и с предшествующей историей науки, и с различными в ней направлениями. Все 17 книг «Географии» Страбона сохранились почти целиком, в большом числе списков, сильно попорченных и не восходящих дальше конца X века. "
            1. -1
              16 марта 2024 22:31
              Средиземноморская торговля держалась на трех китах – рабах, зерне и оливковом масле. Страбон просто записал факты которые известны были и так даже по неписьменной археологии.
              Тут применительно к нашему вопросу важно то что Делос это остров и чтобы переправить на него так массово пленников, недостаточно положить их в трюм как обычные товары. За их здоровьем морякам-пиратам и работорговцам надо следить а раз они умели в живых и здоровых сохранять в путешествиях пленных то тем более умели сохранять и лично свое здоровье в условиях открытого моря.
              1. -1
                16 марта 2024 22:55
                Цитата: ycuce234-san
                Страбон просто записал факты которые известны
                Извините, но давайте вернемся к главному вопросу : Почерк Страбона человечеству известен или нет ?
                А доказательства реальности существования Страбона в то самое время хоть какие-то есть ?
      2. 0
        17 марта 2024 19:23
        Ален Бомбар доказал что ее малое потребление безопасно,
        Насчёт безопасности - весьма относительно. Просто потом смерть более быстрая. Неделю помогает, потом садятся почки и всё. И это про Средиземное море. Гляньте его труд "За бортом по своей воле".
  12. 0
    16 марта 2024 23:27
    Цитата: ycuce234-san
    У них были консерванты для воды в виде трав, вина, уксуса.
    Ну и какая же по вашему мнению трава служит консервантом для воды ?
    Об Алене Бомбаре.
    доктор Фюрнестэн, директор рыболовной службы Марокко, подарил мне особую сеть для вылавливания планктона.

    У него было вполне современное рыболовное снаряжение.
    Каждый день я вылавливаю превосходных макрелей, и, черт возьми, я уже начал привыкать к сырой рыбе

    Но тем не менее Бомбар испытал много "прелестей"
    У меня выпал ноготь на мизинце правой ноги, а на внешней стороне кистей появилось странное раздражение

    Все хорошо, если бы не мои ягодицы! Неужели начинается фурункулез? Кроме того, у меня увеличились гланды.

    рыбная диета начинает отражаться на моем желудке: стул становится частым и жидким.

    «14 ноября, пятница . За последние двое суток я измучился больше, чем за все время путешествия. Моя кожа покрылась мелкими прыщами, язык обложен; все это мне очень не нравится.

    Тело покрылось мелкими прыщиками, которые в течение нескольких дней продолжали распространяться и увеличиваться, переходя из одной стадии в другую. Я жил в постоянном страхе перед фурункулезом, который, принимая во внимание мои особые условия жизни, был бы для меня настоящей катастрофой. Причиняемая им боль могла меня окончательно истощить. Кроме того, я не смог бы ни сесть, ни лечь. Для борьбы против этого бедствия я располагал лишь ртутно-хромовой мазью, которая придавала мне вид кровавый и трагический. Ночью боль обострялась и от соприкосновения с бельем становилась
    невыносимой. Малейшая ранка не заживала и начинала гноиться, поэтому я тщательно дезинфицировал каждую царапину. Ногти рук совершенно вросли в мясо и под многими из них образовались мелкие гнойники, причинявшие мне невыносимые муки; я вынужден был вскрывать их без всякой анестезии. Конечно, я мог бы воспользоваться имевшимся у меня пенициллином, но в интересах моего опыта я стремился обходиться без применения медикаментов, пока хватит сил. Кожа на ногах начала сходить клочьями, за три дня у меня
    выпали ногти на четырех пальцах ног. Без деревянного настила я бы просто не мог стоять. Поэтому я считаю, что такой пол должен быть в каждом спасательном судне. Без него у меня могла бы начаться гангрена, или во всяком случае артериальные расстройства. А так я отделался лишь местными расстройствами. Давление оставалось нормальным, выделение пота то же.

    А ведь Бомбар не греб, а шёл под парусом.
    1. 0
      17 марта 2024 06:22
      В античности тоже ходили под парусом и имели на борту рыболовные сети
      Бомбар профессиональный медик и перечисляя болячки длительного путешествия он не говорит о хоть сколь реальной угрозе жизни.
      1. 0
        19 марта 2024 22:01
        А еще Дед Мороз существует, да ? laughing laughing
    2. 0
      19 марта 2024 04:31
      Бомбар был врач и сознательно подошел ко всему. И воду пил по ложечке и по графику. Показал пример всем. Может люди сейчас что-то из этого и учитывают. Но попавшим в беду нужна прежде всего самодисциплина. Чего трудно ждать в коллективе.
      Был еще один парень. Фамилия, кажется, Каллахен. "Приключения" как у Бомбара. Месяца три на плоту.
      1. 0
        20 марта 2024 06:09
        Цитата: MCmaximus
        Был еще один парень. Фамилия, кажется, Каллахен.

        Кстати, он не один такой. В начале 20 века в Америку плавала ещё одна экспедиция на надувном судне. Попозже попробую вспомнить подробности.
        1. 0
          20 марта 2024 15:42
          Каллахен не исследователь. Он яхтой поймал что-то. Яхта утонула с такой скоростью, что он успел только запустить плот и кинуть в него свойирюкзак с чем попало. Потом плыл по ветру и течению. Никакой подготовки у него не было.
    3. 0
      19 марта 2024 04:33
      Если бы греб, вряд ли выжил. У него и был совет. Если вы оказались за бортом в 100 милях от Африки - плывите лучше в Америку. Дойти туда шансов много больше.
      1. 0
        21 марта 2024 02:24
        Цитата: MCmaximus
        Если вы оказались за бортом в 100 милях от Африки - плывите лучше в Америку.

        Удалось вспомнить ещё одно плавание в американских водах на мягком судне - это был плот "Нонпарель" Джона Микса и было это в конце 19 века.
        Но это был технический эксперимент а не экспедиция антрополога.
        Хотя специфика техники та же - длительное плавание на мягком судне и аналогичные медицинские риски, вроде образования пролежней.
  13. 0
    18 марта 2024 08:32
    Спасибо Автору.

    Я читал книгу Хейердала, она выходила в СССР - с фотографиями и с нашим Сенкевичем. Шикарная книга - дневник.

    Про Северина как-то меньше интересовался, пробел несколько заполнен теперь.