Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны

События, о которых пойдет речь, охватывают двухсотлетний отрезок - X-XI века - истории Франции и России. Об этом периоде и особенно о судьбе русской царевны Анны Ярославны (1032-1082) в последние десятилетия немало написано. Но, к сожалению, и журналисты и литераторы подходили к теме без достаточного научно-исторического анализа. В предлагаемой статье выбран подход от частного к общему, метод дедукции. Он позволяет через описание отдельных событий более ярко и образно представить картину исторического развития. Воссоздать образы одаренных, исключительных для своего времени людей, а главное - посмотреть на женщину в средневековом обществе, на роль, которую она играла на фоне основных событий, характеризующих ту эпоху. К таким событиям относятся изменение границ государств, преобразование институтов власти, ускорение денежного обращения, усиление роли церкви, строительство городов и монастырей.

ЖЕНЩИНА И КОНСОЛИДАЦИЯ ВЛАСТИ

В Х веке в России произошло объединение многих славянских племен (их было более тридцати) в единое Древнерусское государство. При этом интересно проследить социально-экономические и иные причины, вызвавшие тогда изменения в истории Франции и России. Они почти одинаковы. От раннефеодальной раздробленности обе страны переходят к централизованной власти. Это обстоятельство особенно важно, поскольку общепризнано, что до нашествия монголов Древняя Русь развивалась по законам, единым с Европой.


Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны


Это было время, когда важнейшее, основополагающее значение приобретает власть. Изначально она имела как бы "домашний", придворный характер. В исторических документах того периода традиционно освещается власть мужчины на разных уровнях и конечно же как главы государства. О присутствии рядом с ним женщин говорят только их имена и даты жизни. О роли, ими исполняемой, можно судить лишь косвенно, по тем конкретным событиям, что происходили в стране и во дворцах государей. И тем не менее особая роль женщины уже тогда была очевидна. Даже церковь (как институт), определяя место духовной власти в государстве, использовала образ женщины-матери и объявила, что церковь - это мать, которая дает людям духовную жизнь через своих верных сынов-епископов.

Власть и ее формы в государстве устанавливались прежде всего на основе имущественных, экономических отношений, но и под влиянием неравенства. Опыт неравенства традиционно приобретался в семье, в семейных взаимоотношениях. Поэтому неравенство мужчины и женщины воспринималось как ниспосланное свыше, сотворенное Богом - как разумное распределение обязанностей. (Лишь с XVIII века под влиянием революционных идей и идей Просвещения понятие неравенства начинает рассматриваться с негативных позиций.)

Отношения супругов (особенно во властных, государственных сферах) означали, что женщинам, вступающим в брак, определен один лишь долг - защищать интересы мужа и помогать ему. Исключение составляли вдовы, которые после потери супруга выполняли роль главы семьи, а иногда и государства. Тем самым от "женских" обязанностей они переходили к исполнению обязанностей "мужских". Такую миссию с успехом выполняла лишь женщина, обладающая талантом, характером, волей, например великая княгиня Ольга, новгородская посадница Марфа, вдовствующая царица Елена Глинская... Однако и здесь речь не идет о "равенстве женщин", ибо перед нами, по сути, понятие иного порядка.

С возникновением крупных феодальных империй потребовалась строгая преемственность власти. Именно тогда встал вопрос о контроле за институтом брака. Чье слово будет при этом решающим? Короля, священников? Оказалось, что главное слово часто оставалось за женщиной, продолжательницей рода. Увеличение семьи, заботы о подрастающем потомстве, о его физическом и духовном развитии и о том положении, которое оно займет в жизни, как правило, ложились на плечи женщин.

Вот почему так много значил выбор невесты, будущей матери наследников. От этого выбора зависели то место и влияние, которые мать могла приобрести в семье, а не только благодаря уму и таланту. Немалую роль играло и ее происхождение. Если же говорить о семьях государей, то здесь важна была степень отношения жены к царскому роду своей или иной страны. Именно этим во многом определялись международные и экономические отношения между государства ми Европы. Вынашивая царское дитя, женщина воссоединяла две родительские крови, две родословные, предопределяя не только характер будущей власти, но часто и будущее страны. Женщина - супруга и мать - уже в раннее Средневековье была основой миропорядка.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ ПРИ КНЯЖЕСКОМ ДВОРЕ

На Руси, так же как и в Европе, брачные союзы составляли важную часть внешней политики. Семейство Ярослава I, названного Мудрым (годы великого княжения: 1015-1054), породнилось со многими королевскими домами Европы. Его сестры и дочери, вступив в брак с европейскими королями, помогали Руси устанавливать дружественные отношения со странами Европы, решать международные проблемы. Да и формирование менталитета будущих государей во многом определялось мировоззрением матери, ее родственными связями с королевскими дворами других государств.

Будущие великие князья и будущие королевы европейских государств, вышедшие из семьи Ярослава Мудрого, получили воспитание под надзором матери - Ингигерды (1019-1050). Ее отец - король шведский Олав (или Олаф Шетконунг) - дал в приданое дочери город Альдейгабург и всю Карелию. Скандинавские саги передают подробности женитьбы Ярослава на принцессе Ингигерде и замужества их дочерей. (Пересказ некоторых из этих скандинавских саг сделала С. Кайдаш-Лакшина.) Легенды и мифы, вошедшие в сборник "Круг земной", подтверждают упомянутые исторические события. Несомненно, родственные и дружественные связи великой княгини Ингигерды оказали влияние на брачные союзы дочерей. Королевами европейских стран стали все три дочери Ярослава: Елизавета, Анастасия и Анна.

Русская красавица княжна Елизавета покорила сердце норвежского принца Гарольда, в юные годы служившего ее отцу. Чтобы быть достойным Елизаветы Ярославны, Гарольд отправился в дальние страны добывать славу подвигами, о чем поэтически поведал нам А. К. Толстой:

Гарольд в боевое садится седло,
Покинул он Киев державный,
Вздыхает дорогою он тяжело:
"Звезда ты моя, Ярославна!"

Гарольд Смелый, совершив походы на Константинополь, Сицилию и в Африку, с богатыми дарами вернулся в Киев. Елизавета стала женой героя и королевой Норвегии (во втором замужестве - королевой Дании), а Анастасия Ярославна - королевой Венгрии. Об этих браках было уже известно во Франции, когда княжну Анну Ярославну посватал король Генрих I (он царствовал с 1031 по 1060 год).

Ярослав Мудрый учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), - за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян. Отношения с Польшей закрепила и женитьба брата Анны Ярославны, Изяслава Ярославича, на сестре Казимира, польской княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году унаследует после отца великий киевский престол.) Другой сын Ярослава Мудрого, Всеволод, взял в жены заморскую царевну, дочь Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах (Владимир II Мономах княжил с 1113 по 1125 год).

Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны
Анна, Анастасия, Елизавета и Агата


Путь Ярослава к великокняжескому престолу был далеко не прост. Первоначально отец, Владимир Красное Солнышко (980-1015), посадил Ярослава княжить в Ростове Великом, потом в Новгороде, где уже через год Ярослав решил стать самостоятельным государем обширной Новгородской земли и освободиться от власти великого князя. В 1011 году он отказался посылать в Киев по 2000 гривен, как это делали до него все новгородские посадники.

Когда Ярослав княжил в Новгороде "под рукою" Владимира, появились монеты с надписью "Ярославле серебро". На одной ее стороне изображен Христос, на другой - Святой Георгий, покровитель Ярослава. Эта первая чеканка русских монет продолжалась до смерти Ярослава Мудрого. В ту пору Древняя Русь находилась на одном уровне развития с соседними европейскими странами и играла заметную роль в формировании облика средневековой Европы, ее политической структуры, экономического развития, культуры и международных отношений.

После смерти Владимира Красное Солнышко между его сыновьями развернулась упорная борьба за великокняжеский престол. Победил в конце концов Ярослав, ему исполнилось тогда 37 лет. И надо было быть воистину Мудрым, чтобы раз за разом преодолевать многочисленные противостояния удельных князей во имя объединения Руси: за свою жизнь Ярослав несколько раз завоевывал престол великого князя и терял его.

В 1018 году он заключил союз с Генрихом II Германским - то был высокий уровень международных отношений Руси. Не только Генрих II считал за честь вести переговоры с Русью, но и Роберт II Благочестивый, король французский, отец будущего мужа Анны Ярославны. Два государя договаривались в 1023 году о реформе церкви и установлении среди христиан мира Божьего.

Правление Ярослава Мудрого - время экономического процветания Руси. Это дало ему возможность украшать столицу по примеру Константинополя: в Киеве появились Золотые ворота, Софийский собор, в 1051 году был заложен Киево-Печерский монастырь - высшая школа русского духовенства. В Новгороде в 1045-1052 годах возвели храм Святой Софии. Ярослав Мудрый, представитель нового поколения грамотных, просвещенных христиан, создал большую библиотеку русских и греческих книг. Любил и знал церковные уставы. В 1051 году Ярослав сделал русскую православную церковь независимой от Византии: самостоятельно, без ведома Константино поля, назначил русского митрополита Иллариона. Ранее митрополиты-греки назначались только византийским патриархом.

Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны
Реконструкция Золотых ворот


АННА ЯРОСЛАВНА - КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ

Сватовство и свадьба Анны Ярославны состоялись в 1050 году, тогда ей было 18 лет. Послы короля Франции, недавно овдовевшего Генриха I, отправились в Киев весной, в апреле. Посольство продвигалось медленно. Кроме послов, ехавших верхом, кто на мулах, кто на лошадях, обоз составляли многочисленные повозки с припасами на долгий путь и повозки с богатыми дарами. В подарок князю Ярославу Мудрому предназначались великолепные боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши...

Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны
Генрих I, король Франции


На ладьях спустились по Дунаю, потом на лошадях прошли через Прагу и Краков. Путь не самый ближний, но самый проторенный и безопасный. Эта дорога считалась наиболее удобной и многолюдной. По ней шли торговые караваны на восток и на запад. Возглавлял посольство шалонский епископ Роже из знатного рода графов Намюрских. Вечную проблему младших сыновей - красное или черное - он решил, выбрав сутану. Незаурядный ум, знатное происхождение, хозяйская хватка помогли ему успешно вести земные дела. Его дипломатические способности не раз использовал король Франции, посылая епископа то в Рим, то в Нормандию, то к германскому императору. И теперь епископ приближался к цели своей великой исторической миссии, на тысячелетия вошедшей в историю.

Кроме него в посольстве был епископ города Мо, ученый богослов Готье Савейер, который станет вскоре учителем и духовником королевы Анны. Французское посольство прибыло в Киев за невестой, русской княжной Анной Ярославной. Перед Золотыми воротами столицы Древней Руси оно остановилось с чувством удивления и восторга. Брат Анны, Всеволод Ярославич, встречал послов и легко объяснялся с ними на латыни.

Прибытие Анны Ярославны на землю Франции обставили торжественно. Генрих I выехал встретить невесту в старинный город Реймс. Король в свои сорок с лишним лет был тучным и всегда хмурым. Но, увидев Анну, улыбнулся. К чести высоко образованной русской княжны надо сказать, что она свободно владела греческим языком, да и французский выучила быстро. На брачном контракте Анна написала свое имя, ее же супруг король вместо подписи поставил "крестик".

Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны
Анна Ярославна, королева Франции


Именно в Реймсе с давних времен короновали французских королей. Анне была оказана особая честь: церемония ее коронации состоялась в этом же старинном городе, в церкви Святого Креста. Уже в начале своего королевского пути Анна Ярославна совершила гражданский подвиг: проявила настойчивость и, отказавшись присягать на латинской Библии, принесла клятву на славянском Евангелии, которое привезла с собой. Под влиянием обстоятельств Анна затем примет католичество, и в этом дочь Ярослава проявит мудрость - и как французская королева, и как мать будущего короля Франции, Филиппа Первого. А пока на голову Анны была возложена золотая корона, и она стала королевой Франции.

Приехав в Париж, Анна Ярославна не сочла его красивым городом. Хотя к той поре Париж из скромной резиденции каролингских королей превратился в главный город страны и получил статус столицы. В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый; она сетовала, что попала в деревню, где нет дворцов и соборов, какими богат Киев.

ДИНАСТИЯ КАПЕТИНГОВ УКРЕПЛЯЕТСЯ НА ПРЕСТОЛЕ

В начале XI века во Франции на смену династии Каролингов пришла и утвердилась династия Капетингов - по имени первого короля династии Гуго Капета. Через три десятилетия королем из этой династии стал будущий муж Анны Ярославны Генрих I, сын короля Роберта II Благочестивого (996-1031). Свекор Анны Ярославны был человеком грубым и чувственным, однако церковь ему все прощала за набожность и религиозное рвение. Он считался ученым богословом.

Вступление на престол Генриха I не обошлось без дворцовой интриги, в которой главную роль играла женщина. Роберт Благочестивый был женат дважды. С первой женой, Бертой (матерью Генриха), Роберт по настоянию отца развелся. Вторая жена, Констанца, оказалась женщиной мрачной и злобной. Она потребовала от мужа, чтобы он короновал в качестве соправителя их юного сына Гуго II. Однако принц бежал из дома, не вынеся деспотичного обращения матери, и стал грабителем на дорогах. Он умер совсем юным, в 18 лет.

Вопреки интригам королевы соправителем отца в 1027 году стал смелый и энергичный Генрих I, коронованный в Реймсе. Констанца возненавидела пасынка лютой ненавистью и, когда умер его отец - Роберт Благочестивый, попыталась низложить молодого короля, но тщетно. Именно эти события заставили Генриха подумать о наследнике, чтобы сделать его своим соправителем.

Овдовев после первого брака, Генрих I решил жениться на русской княжне. Главный мотив такого выбора - желание иметь крепкого, здорового наследника. И второй мотив: его предки из дома Капетов были в кровном родстве со всеми соседними монархами, а церковь возбраняла браки между родственниками. Так судьба предназначила Анну Ярославну продолжить королевскую власть Капетингов.

Жизнь Анны во Франции совпала с экономическим подъемом в стране. Во время царствования Генриха I возрождаются старые города - Бордо, Тулуза, Лион, Марсель, Руан. Процесс отделения ремесла от земледелия идет быстрее. Города начинают освобождаться от власти сеньоров, то есть от феодальной зависимости. Это повлекло за собой развитие товарно-денежных отношений: налоги с городов приносят государству доход, который способствует дальнейшему укреплению государственности.

Важнейшей заботой мужа Анны Ярославны было дальнейшее воссоединение земель франков. Генрих I, как и его отец Роберт, вел экспансию на восток. Внешняя политика Капетингов отличалась расширением международных отношений. Франция обменивалась посольствами со многими странами, в том числе с Древнерусским государством, Англией, Византийской империей.

Верный путь укрепления власти королей состоял в приращивании, увеличении королевских земель, превращавших королевский домен в компактный комплекс плодородных земель Франции. Домен короля - это земли, на которых король полновластен, здесь ему принадлежали право суда и реальная власть. Этот путь осуществлялся с участием женщин, через продуманные брачные союзы членов королевской семьи.

Чтобы укрепить свою власть, Капетинги утвердили принцип наследственности и соправительства королевской власти. Для этого наследника, сына, приобщали, как уже говорилось, к управлению страной и короновали еще при жизни царя. Во Франции в течение трех веков именно соправительство сохраняло корону.

Роль женщин в поддержании принципа наследования была немалая. Так, жена государя после его смерти и перехода власти к малолетнему сыну становилась регентшей, наставницей молодого короля. Правда, это редко обходилось без борьбы между дворцовыми группировками, которая иногда приводила к насильственной смерти женщины.

Практика соправительства, утвердившаяся во Франции, использовалась и на Руси. Например, в 969 году Ярополк, Олег и Владимир стали соправителями отца, великого князя Святослава I Игоревича. Иван III (1440-1505) объявил соправителем старшего сына Ивана от первого брака, но вторая жена, византийская принцесса Софья из семьи Палеологов, осталась недовольна этим. После ранней загадочной смерти сына, Ивана Ивановича, Иван III назначил соправителем своего внука Дмитрия Ивановича. Но и внук и невестка (супруга покойного сына) попали в ходе политической борьбы в опалу. Тогда соправителем и наследником престола был объявлен сын, рожденный Софьей, - Василий Иванович.

В тех же случаях, когда такой порядок нарушался и отец раздавал сыновьям уделы, после его смерти начиналась братоубийственная борьба - путь к феодальной раздробленности страны.

ТРУДНАЯ ДОЛЯ КОРОЛЕВЫ-МАТЕРИ, ЕСЛИ ОНА ВДОВА

Овдовела Анна Ярославна в 28 лет. Генрих I умер 4 августа 1060 года в замке Витри-о-Лож, недалеко от Орлеана, в разгар приготовлений к войне с английским королем Вильгельмом Завоевателем. Но коронование сына Анны Ярославны, Филиппа I, как соправителя Генриха I состоялось еще при жизни отца, в 1059 году. Генрих умер, когда юному королю Филиппу исполнилось восемь лет. Филипп I царствовал почти полвека, 48 лет (1060-1108). Он был умным, но ленивым человеком.

Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны
Грамота Французского короля Филиппа I в пользу аббатства Св.Крепина в Суассоне, содержащая автографическую подпись Анны Ярославны, королевы Франции, 1063 год


Завещанием король Генрих назначил Анну Ярославну опекуншей сына. Однако Анна - мать молодого короля - осталась королевой и стала регентшей, но опекунство, по обычаю того времени, она не получила: опекуном мог быть только мужчина, им и стал шурин Генриха I граф Фландрский Бодуэн.

По существовавшей тогда традиции вдовствующую королеву Анну (ей было около 30 лет) выдали замуж. Вдову взял в жены граф Рауль де Валуа. Он слыл одним из самых непокорных вассалов (опасный род Валуа и раньше старался низложить Гуго Капета, а потом Генриха I), но тем не менее всегда оставался приближенным к королю. Граф Рауль де Валуа - сеньор многих владений, да и воинов имел не меньше, чем король. Анна Ярославна жила в укрепленном замке мужа Мондидье.

Но есть и романтическая версия о втором замужестве Анны Ярославны. Граф Рауль влюбился в Анну с первых дней ее появления во Франции. И только после смерти короля осмелился открыть свои чувства. Для Анны Ярославны на первом месте был долг королевы-матери, но Рауль проявил настойчивость и похитил Анну. Со своей прежней женой граф Рауль расстался, уличив ее в неверности. После развода брак с Анной Ярославной был заключен по церковному обряду.

Жизнь Анны Ярославны с графом Раулем была почти счастливой, ее беспокоили лишь отношения с детьми. Любимый сын, король Филипп, хотя и относился к матери с неизменной нежностью, но в ее советах и участии в королевских делах уже не нуждался. А сыновья Рауля от первого брака, Симон и Готье, не скрывали своей неприязни к мачехе.

Анна Ярославна овдовела во второй раз в 1074 году. Не желая зависеть от сыновей Рауля, она покинула замок Мондидье и вернулась в Париж к сыну-королю. Сын окружил стареющую мать вниманием - Анне Ярославне было уже больше 40 лет. Младший ее сын, Гуго, женился на богатой наследнице, дочери графа Вермандуа. Женитьба помогла ему узаконить захват земель графа.

ВЕСТИ ИЗ РОССИИ И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

О последних годах жизни Анны Ярославны мало что известно из исторической литературы, поэтому интересны все имеющиеся сведения. Анна с нетерпением ожидала вестей из дома. Вести приходили разные - то плохие, то хорошие. Вскоре после ее отъезда из Киева умерла мать. Через четыре года после смерти жены, на 78-м году жизни, скончался отец Анны, великий князь Ярослав.

Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны
Отъезд княжны Анны, дочери великого князя Ярослава Мудрого, во Францию для венчания с королем Генрихом I


У старого больного Ярослава не хватило решимости оставить верховную власть кому-то одному из сыновей. Европейский принцип соправительства им не был использован. Свои земли он поделил между сыновьями, завещая им жить в согласии, почитая старшего брата. Владимир получил Новгород, Всеволод - Переяславль, Вячеслав - Суздаль и Белоозеро, Игорь - Смоленск, Изяслав - Киев, а поначалу и Новгород. Таким решением Ярослав заложил новый виток борьбы за великокняжеский престол. Трижды смещали Изяслава, дважды возвращался на престол любимый брат Анны Всеволод Ярославич.

Древняя Русь и Франция в XI веке. Судьба русской царевны Анны Ярославны
Статуя Анны Киевской в Санлисе


От брака Всеволода с дочерью византийского императора Анастасией в 1053 году родился сын Владимир, племянник Анны Ярославны, который войдет в историю как Владимир Мономах (великий князь киевский в 1113-1125 годах).

Анне Ярославне жилось теперь тоскливо, ее больше не ждали никакие значительные события. Ушли из жизни отец и мать, многие братья, родные и близкие люди. Во Франции умер ее учитель и наставник епископ Готье. Погиб муж любимой сестры Елизаветы, король Норвегии Гарольд. Не осталось никого, кто некогда прибыл с юной Анной Ярославной на французскую землю: кто умер, кто возвратился на Русь.

Анна решила путешествовать. Ей стало известно, что старший брат, Изяслав Ярославич, потерпев поражение в борьбе за киевский престол, находится в Германии, в городе Майнце. Генрих IV Германский был дружен с Филиппом I (оба конфликтовали с Папой Римским), и Анна Ярославна отправилась в путь, рассчитывая на добрый прием. Она напоминала осенний лист, оторвавшийся от ветки и гонимый ветром. Прибыв в Майнц, узнала, что Изяслав уже перебрался в город Вормс. Настойчивая и упрямая, Анна продолжила путешествие, но заболела в дороге. В Вормсе ей сообщили, что Изяслав уехал в Польшу, а его сын - в Рим к Папе. По мнению Анны Ярославны, не в тех странах следовало искать друзей и союзников для Руси. Огорчения и болезнь сломили Анну. Она умерла в 1082 году в возрасте 50 лет.
Автор: Т. СЕМЕНКОВА, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Первоисточник: http://www.nkj.ru/archive/articles/3626/?sphrase_id=85998


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 21
  1. Фрегат 9 февраля 2013 08:13
    Очень интересно. Особенно грамота, выглядит такой старой
    Фрегат
  2. Сахалинец 9 февраля 2013 08:47
    + очень интересный очерк. Спасибо.
  3. predator.3 9 февраля 2013 10:03
    "... На брачном контракте Анна написала свое имя, ее же супруг король вместо подписи поставил "крестик"."

    вот она "культура " тогдашней европы, я уж молчу про соблюдении гигиены, принять ванну для них было равносильно самоубийству ! laughing

    "...Приехав в Париж, Анна Ярославна не сочла его красивым городом. Хотя к той поре Париж из скромной резиденции каролингских королей превратился в главный город страны и получил статус столицы. В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый; она сетовала, что попала в деревню, где нет дворцов и соборов, какими богат Киев."

    Париж тогда был типичным свинарником на берегах Сены, это только после крестовых походов, они начали мыть руки и лицо, пользоваться ложкой и вилкой.
    predator.3
    1. Sirocco 9 февраля 2013 18:21
      У Дюма, четко описан разговор мушкетеров, Про широкополые шляпы. и про то что на них часто из окон выливали горшки. И это в Европе!!! ! Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

      Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

      Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» - «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

      В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

      Европейские города утопали в нечистотах:

      Я допускаю, - сказал Атос, - что шпиона могла обмануть фигура, но
      лицо...
      - На мне была широкополая шляпа, - объяснил Арамис.
      - О, боже, - воскликнул Портос, - сколько предосторожностей ради
      изучения богословия!..

      Месье Портос, что за высокопарные глупости - вам что, ни разу говно на голову не выливали за
      годы жизни в Париже?))))))))))))))))))))
    2. Йошкин Кот 9 февраля 2013 20:50
      так тогда цивилизацией был Константинополь, а отнюдь не париж, да и Киев был куда "цивилизование"
      Йошкин Кот
  4. Rashid 9 февраля 2013 10:33
    В статье упоминается евангелие, которое Анна привезла с собой. На этой книге потом давали клятву при короновании все французские короли, не зная, на каком языке она написана. Прочитал её Пётр I, когда был во Франции. (Так или промерно так описывают историки).
  5. Iraclius 9 февраля 2013 10:48
    Анна Ярославовна подписывалась по-латыни ANNA REGINA, знала греческих отцов церкви и труды древнегреческих учёных, а Генрих I только ставил крестик. Всеволод Ярославович знал греческий, латинский и тюркский языки.
    И это нам некоторые "историки" пытаются привить мысль про темноту и дикость русского народа.

    ***
    О месте и роли женщины на Руси тоже могу говорить часами...На самом деле никакого "азиатского отношения" к ней не было и в помине. Женщина пользовалась многими правами, которые и не снились западным "коллегам".
    Ярослав Мудрый наставлял о пользе образования и книжной учёности. Анна Ярославовна - яркий пример такой учёности и просвещённости.
    Когда читаешь о таких предках, то переполняет гордость за прошлое своей страны!

    ***
    Ещё хочу отметить, что 1054 год стал для Руси роковым - началась смута и период феодальной раздробленности в конечном итоге предопределивший лик и будущее страны на тысячелетия вперёд...
    А в 1071 г. Византия потерпела страшное поражение от сельджуков в битве при Манцикерте. Русь могла стать могучей преемницей древней Римской империи намного раньше и история могла бы пойти совсем по другому пути.
    1. knn54 10 февраля 2013 14:16
      Породниться с русским великокняжеским престолом королевские дворы Европы почитали за честь!
      А Анне Ярославовне можно посочувствовать-в средние века женщину могли обвинить в связи с дьяволом, если она слишком часто мылась. Потому что считалось, что она отмывается от греха. А на Руси(возможно, это связано с православными обычаями, которые отличались от католических), идея внутренней чистоты(чистоты духа) и чистоты тела соединены.
  6. nnz226 9 февраля 2013 11:58
    Анна писала отцу из франции: (не дословно) "Отец, куда ты меня отправил?! здесь бароны смердят, как свиньи и ведут себя как свиньи!" Это про "европейское дворянство!" такое написано было...
    1. Rubik 9 февраля 2013 17:21
      Европейцы варвары были в средние века, вы забыли кто Рим разрушил. И так было до эпохи Возрождения. Затем уже мы были больше похожи на варваров, до эпохи Петра I.
      Rubik
      1. Йошкин Кот 9 февраля 2013 20:53
        не были и тогда похожи на варваров
        Йошкин Кот
  7. Iraclius 9 февраля 2013 12:04
    Есть старый-старый фильм, который как нельзя лучше показывает быт и нравы средневековой Европы - "Плоть и кровь" с Рутгером Хауэром в главной роли.
    Да что там говорить - мылись европейцы очень редко. Считалось, что от частого мытья бывают простуды. wassat А слово "баня" не знали вообще. Содержимое ночных горшков до 18 века выплёскивалось на улицы, откуда по канавам дерьмо стекало в руки. Скот жил вместе с людьми. Замки топились по-чёрному. представляю, какими ароматными были принцессы! И как рыцари только детей делать умудрялись. laughing Население, в т.ч. и аристократия и белое духовенство были повально безграмотными. Знание сохранялось только в монастырях. request
    Не даром с такой завистью и злобой они смотрели на просвещённую, культурную Византийскую империю.
    1. Rubik 9 февраля 2013 17:26
      Было такое, средние века были темными временами в истории западной Европы. Римская цивилизация пала, получился цивилизационный вакуум. Но через несколько столетий европейская цивилизация вновь воскресла, только уже не яыческая как в Древнем Риме и Греции, а христианская.
      Rubik
      1. Йошкин Кот 9 февраля 2013 20:55
        у них и возрождение началось после падения Константинополя, когда культурные греки бежали на запад
        Йошкин Кот
    2. Йошкин Кот 9 февраля 2013 20:55
      и Русь (кстати византийской Римскую империю (восточную) стали называть лет через 100 после её падения)
      Йошкин Кот
      1. cdrt 10 февраля 2013 02:57
        Еще интереснее ярче судьба другой дочери Ярослава - Елизаветы.
        По преданиям, приехав служить Ярославу 15-тилетним беглый законный наследний норвежского трона Харальд очень хотел взять в жены тогда еще 4 летнюю дочь Ярослава Елизавету (ну после того, как она подрастет конечно wink ).

        Ярослав сказал
        - Ты никто, а дочь моя достойна только короля.
        - Хочешь ее в жены - стань королем.

        Харальд послужил немного Ярославу, собрал дружину из варягов-беженцев из Норвегии и отправился служить Императору.
        Стал героем, богатым и знаменитым по всей Европе своими подвигами.
        И, через 15 лет после первого сватовства, Ярослав отдал ему свою дочь в жены.
        Вернувшись на родину, Харальд стал королем Норвегии.
        Далее он взял себе наложницу из одного из сильнейших родов Норвегии.
        Но (!!!) в последний поход за захват престола Англии, закончившийся для него гибелью в битве, Харальда сопровождала Елизавета и ее дочь.

        Видать очень интересные непростые яркие женщины были дочери Ярослава, что таких мужиков людей привлекали wink
        1. cdrt 10 февраля 2013 03:19
          Жена Ярослава - Ингигерда, была невестой брата Харальда, короля Норвегии Олафа, но на свадьбу не явилась, ибо за 2 месяца до назначенной даты свадьбы с Олафом, вышла замуж за Ярослава.
  8. L.E.E. 9 февраля 2013 20:01
    Ее отец - король шведский Олав (или Олаф Шетконунг) - дал в приданое дочери город Альдейгабург и всю Карелию.

    Не понял, как шведский король мог дать дочери в приданное русские Ладогу и Карелию???
    L.E.E.
    1. Йошкин Кот 9 февраля 2013 20:56
      мог просто прекратить претендовать laughing
      Йошкин Кот
      1. L.E.E. 9 февраля 2013 21:15
        Цитата: Йошкин Кот
        мог просто прекратить претендовать

        До времён когда шведы могли на что-то претендовать ещё лет 100.
        L.E.E.
  9. Shesternyack 9 февраля 2013 23:50
    В Западной Европе дворяне носили мех не только ради красоты и тепла, но и для того чтобы блохи с тела перебирались на мех и не докучали своими укусами
  10. Jurkovs 10 февраля 2013 10:00
    В статье есть неточности. Ярославу не было необходимости вводить соправление, ранее в Русской Правде, он узаконил древний славянский принцип "лествицы". По нему вся Русь являлась коллективной вотчиной его потомков. Князья занимали города в соответствии со старшинством и значением городов.
    Тезис о там, что до ордынского вторжения Русь развивалась теми же путями, что и Европа тоже не верен. Именнно из-за немудрого введения принципа "лествицы" Ярославом Мудрым, Россия скатилась в пропасть междоусобиц, в то время, как прямое наследование позволяла Европе укрепляться и консолидироваться. При такой ситуации появление на границах Руси мощных врагов, было только вопросом времени. Монголы пришли и взяли то, что русские не могли защитить в силу своей раздробленности, взяли то, что плохо лежит. Не было бы монголов, через 100 лет были бы шведские и немецкие рыцари, итог мог бы быть еще хуже.
  11. saf34tewsdg 10 февраля 2013 12:18
    Представляете, оказывается, у наших властей есть полная информация про каждого из нас. А сейчас она появилась и в интернете 4url.ru/14574 Очень удивилась и испугалась,
    мои переписки, адреса, телефоны, даже нашло мое обнаженное фото, даже не представляю от куда. Радует только то, что данные можно удалить из сайта, конечно же, воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли
    saf34tewsdg
  12. opkozak 10 февраля 2013 14:50
    Скаутский отряд, в который ходит моя дочь, называется "36 имени Анны Ярославны". Ваша статья полезна, не только, как познавательная и историческая, но и с воспитательной точки зрения, особенно для молодого поколения. Сделаем из нее презентацию и покажем детям. Спасибо!
    opkozak
  13. Zubr 10 февраля 2013 23:01
    Я ТУТ КАК ТО УЖЕ ПУБЛИКОВАЛ ВОТ ЭТО ПИСЬМО АННЫ ЯРОСЛАВНЫ ОТЦУ.
    ПРОДУБЛИРУЮ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ... smile
    ТУТ В ЗАКЛЮЧЕНИИ ЕСТЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ АБЗАЦ....ПРО АЛКОГОЛЬ.

    Письмо Анны Ярославны
    отцу Ярославу Мудрому

    «Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!

    Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи — неймут науку, и все тут. «Мадам, — говорят, — это невозможно». Я отвечаю: «Не поленитесь, поезжайте на Русь, у нас в каждой деревянной избе печка есть, не то что в каменных палатах». А они мне: «Мадам, мы не верим. Чтобы в доме была каморка с огнем, и пожара не было? О, нон-нон!» Я им поклялась. Они говорят: «Вы, рюссы, — варвары, скифы, азиаты, это у вас колдовство такое. Смотрите, мадам, никому, кроме нас, не говорите, а то нас с вами на костре сожгут!»

    А едят они, тятенька, знаешь что? Ты не поверишь — лягушек! У нас даже простой народ такое в рот взять постыдится, а у них герцоги с герцогинями едят, да при этом нахваливают. А еще едят котлеты. Возьмут кусок мяса, отлупят его молотком, зажарят и съедят.

    У них ложки византийские еще в новость, а вилок венецейских они и не видывали. Я своему супругу королю Генриху однажды взяла да приготовила курник. Он прямо руки облизал. «Анкор! — кричит. — Еще!» Я ему приготовила еще. Он снова как закричит: «Анкор!» Я ему: «Желудок заболит!» Он: «Кес-кё-сэ? — Что это такое?» Я ему растолковала по Клавдию Галену. Он говорит: «Ты чернокнижница! Смотри, никому не скажи, а то папа римский нас на костре сжечь велит».

    В другой раз я Генриху говорю: «Давай научу твоих шутов «Александрию» ставить». Он: «А что это такое?» Я говорю: «История войн Александра Македонского». — «А кто он такой?» Ну, я ему объяснила по Антисфену Младшему. Он мне: «О, нон-нон! Это невероятно! Один человек столько стран завоевать не может!» Тогда я ему книжку показала. Он поморщился брезгливо и говорит: «Я не священник, чтобы столько читать! У нас в Европе ни один король читать не умеет. Смотри, кому не покажи, а то мои герцоги с графами быстро тебя кинжалами заколют!» Вот такая жизнь тут, тятенька.

    А еще приезжали к нам сарацины. Никто, кроме меня, сарацинской молвою не говорит, пришлось королеве переводчицей стать, ажно герцоги с графами зубами скрипели. Да этого-то я не боюсь, мои варяги всегда со мной. Иное страшно. Эти сарацины изобрели алькугль (араб. — спирт), он покрепче даже нашей браги и медовухи, не то что польской водки.

    Вот за этим тебе, тятенька, и пишу, чтобы этого алькугля на Русь даже и одного бочонка не пришло. Ни Боженьки! А то погибель будет русскому человеку. За сим кланяюсь тебе прощавательно, будучи верная дочь твоя Анна Ярославна Рюрикович, а по мужу Anna Regina Francorum».
    1. Iraclius 11 февраля 2013 00:06
      Зубр, за чувство юмора ставлю "5". Сам опус сочинил?
      Ещё бы на старославянский перевёл - тогда бы документу вообще цены не было. laughing

      P.S. Смотри аккуратнее - Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов... - до 2 лет. lol
      P.S.S. Вот так вот и рождаются фальшивые "Прилвицкие идолы."
      1. Zubr 11 февраля 2013 00:59
        Отчего же эти материалы официально публикуются.
        вот хотя бы одна из ссылок http://vestnik.otradny.net/items/6157
        Отсюда собственно и взято. И такие письма не в единственном экземпляре, жаль вот только нет официального электронного архива таких документов.
        Всё приходится собирать по крохам.
        Не поленитесь посмотрите.
        И ваш сарказм тут абсолютно неуместен.... hi
        1. Iraclius 11 февраля 2013 08:40
          Zubr, мой сарказм основан только на том, что у меня одно из образований - классическая филология. И тот, пардон, опус, который Вы привели выше, никакого отношения к русской словестности 11-12 вв. не имеет.
          Это современное народное творчество. wink Не обессудьте. hi
          Вот Вам для примера текст Изборника Святослава/Симеона 1073 г.:
          великыивъкнязихъкнязьсто
          2славъ·въжделаниемьзеловъж
          3делавъ·дьржаливыивдкаобави
          ̈
          4ти·покръвеныяразумывъг
          5лубине·многостръпътьныихъ
          6сихъкнигъ·премудраговасилӥ
          7авъразумехъ·повелемненем
          8друведию·пременусътвориТи
          9речиинако·набъдящатожьсТво
          10разумъего·яжеакыбъчелалю
          11бодельна·съвсякогоцветаани
          12юсъбьравъакывъединъсъТь·вве
          13льмысльноесрцесвое·проливае
          ть
          14акысътьсладъкъ·изъустъсвои
          15хъпредъболяры·навъразуме
          16ниетехъмысльмъ·являясяи
          17мъновыиптоломеи·невероюнъ
          18желаниепаче·исъбораделямно
          19гочьстьныихъ·бжствьныхъкъ
          20нигъвсехъ·имижеисвояклеТи
          21испълн·вечьнуюсипамятьсъ
          22твори·ежепамяТивинувъспРияТи
          1. Zubr 11 февраля 2013 16:22
            Батенька, но тут то филологов днём с огнём не сыскать, а представь себе всё это изложить в газете на старославянском....глаза народ сломает... smile
  14. Jurkovs 11 февраля 2013 07:32
    Насчет архивов. Слышал, что в национальной библиотеке Ельцина, есть доступ к электронным копиям редких документов. Но сам так и не смог авторизоваться.
  15. ленивый 11 февраля 2013 13:44
    хорошая статья

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня