Новое правительство Пакистана в контексте больших проектов и схем

17
Новое правительство Пакистана в контексте больших проектов и схем

Больше месяца назад (8 февраля) в Пакистане состоялись очень важные для региона всеобщие выборы, которые во многом определят экономическую и военно-политическую конфигурацию не только в системе самого Пакистана, но и ряда других стран.

Для России Пакистан – это в целом некая «большая страна на юге», между Афганистаном, Китаем, Индией и Ираном, в которой есть четверть миллиарда бедного населения и при этом имеется ядерное оружие, причем собственного производства.



Такое сложившееся описание, мягко говоря, неполноценно, но оно во многом определяется практическим отсутствием этой страны в нашей информационной повестке. Это не очень хорошо, поскольку и Пакистан, и его регион – это часть большого (по крайней мере, официально декларируемого) «Южного проекта».

Но дело не только в проектах, ведь на примере изменений в пакистанской политической системе на самом деле можно найти много полезных данных для анализа ситуации и в других проблемных точках. Как это ни покажется странным, но даже в плане конфликта на Украине, и это вовсе не попытка сшить некоего Франкенштейна из оценки разных региональных проблемных узлов.

Расклад


Расклад по основным политическим силам и партиям второго эшелона показал, что компромиссы для формирования как региональных, так и федерального правительств в Пакистане если возможны, то очень не сразу.

Главный оппонент пенджабским элитам и значительной части армейского корпуса – партия смещенного (и отправленного под арест) премьер-министра И. Хана «Пакистанское движение за справедливость» (PTI), получила 93 места.

Партия его непримиримых оппонентов, семейного клана Шарифов («Пакистанская мусульманская лига (Наваз)», PML-N), представляющих наследственные элиты Пенджаба, крупный бизнес и существенную часть армейского корпуса – 75 мест.

Партия элит Синда и части Белуджистана, реальный конкурент первым двум и связанная с фамилиями Бхутто и Зардари («Пакистанская народная партия», РРР) – 54 места.

Также относительно сильно выступила на федеральном уровне партия переселенцев-мухаджиров («Объединенное национальное движение» (MQM-P), взяв 17 мест. Остальные движения выступили плюс-минус традиционно – по 2–4 места.

Было понятно, что при таком раскладе, даже с учетом т. н. «женских квот» и немусульман, получить большинство и сформировать правительство (а значит и вектор развития на ближайшие годы) для Шарифов можно будет только путем согласований. 103 места – это и близко не большинство. Гарантий не давало даже объединение с Бхутто. Поэтому торги и согласования длились весь остаток февраля и начало марта, завершившись принятием присяги кабинетом только 11 марта.

При голосовании за кандидатуру нового премьер-министра за кандидата от PTI И. Хана (О. Аюб) оказалось подано только 92 голоса. Это было даже меньше набранного изначально с учетом квот.

За кандидата от Шарифов – Ш. Шарифа был подан аж 201 голос, т. е. в итоге Шарифы собрали не только общие голоса с семьей Бхутто, плюс все их квоты, но и добрали 28 голосов от прочих политических сил. PTI И. Хана же осталась в гордом одиночестве.

Как администраторам и управленцам тут клану Шарифов можно только аплодировать. Они договорились со всеми, кроме тех, с кем невозможно это сделать в принципе. Отец лидера партии Бхутто – Билавала Бхутто, А. Зардари в итоге снова стал президентом Пакистана. Сам Билавал, несколько раз до этого возглавлявший МИД страны, на этот раз в федеральное правительство не пошел, сосредоточившись на партийной работе, и это определено тем, что его политическая сила получила выгоды на других направлениях.

Например, министерство торговли, которое возглавил Д. К. Хан – выходец из элит Синда и Белуджистана, близких к Бхутто. Кстати, по критерию «родовитости» это, пожалуй, самый интересный персонаж – там вообще можно считать генеалогию от времен Заратуштры. Сам А. Зардари – это тоже белуджистанские элиты.

Кстати, в плане давней дискуссии о том, что наличие аристократических старых элит – это своего рода гарантия успеха в управлении. Дескать, все беды у нас от того, что Россия в ХХ веке эти имперские элиты потеряла, а в ХХI веке еще не вырастила. Ну вот, в Пакистане что ни фамилия, за исключением части армейской верхушки – уж древнее элиты и придумать нельзя, но экономическое и военное лидерство государства в регионе это почему-то не гарантировало ни в доколониальный, ни в постколониальный период. Да и, собственно, колонией все эти столь древние роды быть нисколько долгое время не мешали. Наследственная аристократия вполне себе уживается с колониальным статусом государства. Зато можно проследить, как все эти фамилии встраиваются в западные властные цепочки.

Важное министерство внутренних дел отошло также кандидатуре, согласованной между военными и Бхутто – М. Накви, а не ставленнику Шарифов. А это борьба с наркотрафиком. Ведомство, связанное с приватизацией и инфраструктурой, также не пошло полностью под контроль Шарифов, и там военная каста поставила относительно нейтральную фигуру.

MQM-P за голосование и позицию получила федеральный портфель второго плана. Мелкие партии значительно усилились в региональных правительствах. И даже в Хайбере не стали препятствовать утверждению в должности главным министром одиозного сторонника Имран Хана – А. Гандапура.

Белуджистанским главным министром стал С. Бугти. Довольно жесткий сторонник борьбы с сепаратизмом и «индийским влиянием», хоть сам белудж и из племенных элит белуджей. Сотрудничал как с Шарифами, так и снова с Бхутто. Сохранилась и традиционная связка между Бхутто и структурами Фонда Ага-Хана в климатически удобном и крайне важном для сельского хозяйства регионе Азад Кашмир.

Собственно, это означает, что обострять отношения на границе с Афганистаном, где сильны радикальные течения, близкие к аналогичному крылу талибов, нынешний кабинет не планирует (это отличие от прошлых лет), а вот очищать подходы от Китая к морским коммуникациям от радикалов и работать на иранской границе в этом же направлении как раз собирается.

Интересно то, что в Пенджабе провели в главные министры (правда, не без проблем) дочь Наваза Шарифа и племянницу нового премьер-министра – Марьям Шариф, что, учитывая роль этой центральной провинции, а также политическую историю Пакистана, позволяет говорить о том, что ее дальше попробуют провести и выше, аналогично в прошлом роли Беназир Бхутто.

Вообще, система выглядит довольно сбалансированной и коалиционной, относительно результатов голосования – не по количеству портфелей, а по их качеству и региональному представительству.

А вот дальше все становится интереснее.

Актуальность для России


МИД Пакистана возглавил И. Дар, близкий к Шарифам финансист, однако он практически постоянно занимался именно финансовой деятельностью. Министерство финансов возглавил очень примечательный персонаж М. Аурангзеб. Это фактически прямой коридор к международным институтам и группе JPMorgan Chase. На его месте должен был оказаться как раз И. Дар, однако в итоге пошел управлять в МИД.

Понятно, что политической основой «Движения за справедливость» И. Хана, а это в основном относительно молодое поколение, придется новому кабинету заниматься довольно предметно. Оно растет и, естественно, что анонсированы крупные реформы.

Но реформы анонсируют все и всегда, постоянно после выборов что-то планируют строить, прокладывать трубы, снижать тарифы, развивать образование и рабочие места и т. п. Вопрос в другом: насколько все это актуально с точки зрения России? Дело в том, что хоть реформы планируют все, но на первом месте все-таки стоит модель развития конкретной страны и ее вектор с учетом объективных процессов, происходящих в мире.

Объективным процессом сегодня является стоимостной кризис, который ведет к дроблению мировой экономики на крупные стоимостные кластеры. Субъективными процессами – взаимодействие транснациональных и национальных элитных групп, кто с кем и как работает, помогает или противостоит. Это и формирует модель.

Вот возьмем нашего соседа – Турцию. И проблемы у них с инфляцией, и как ни послушаешь в СМИ про турецкую экономику, так все у Анкары плохо, и пригласил, дескать, Р. Эрдоган на финансовый блок сугубо представителей «глобальных финансистов».

Но посмотрим предметно.

Прошлым летом Турция подписала ряд соглашений с Евросоюзом, затем их углубляла на уровне нормативов. Заметим, как много политических обязательств выполнила Анкара.

Осенью, несмотря на все проблемы, в Турцию приехали представители не только традиционных партнеров, вроде Катара, который всегда помогает союзнику финансово, но и представители аравийских стран, что интересно и характерно – ОАЭ. А еще высадился десант от крупнейших инвестиционных фондов из топ-30, а курировали все это как раз назначенцы не просто абстрактных глобалистов, а конкретно группы Goldman Sachs.

Казалось бы, в Пакистане назначенец от JPMorgan Chase, а тут – Goldman Sachs, что те глобалисты, что эти – одним миром мазаны. Нет, не одним.

Goldman работают тогда и там, где и когда приходит пора интегрировать часть национального бизнеса в те самые топ-30 инвестиционных монстров. Это не обязательно именно крупные национальные компании, просто это означает, что Турцию рассматривают как часть общей инвестиционной модели, куда будут запускать средства в инновационные отрасли – микроэлектронику, информационные технологии и т. п.

Евросоюз по этим позициям обрезают, отодвигая Китай от традиционных уже бонусов работы с Европой, а вот Турцию, наоборот, усиливают. Смотрится это на фоне «катастрофических проблем» Турции, о которых нам постоянно говорят, странно, но это странно только вне рамок большой схемы. Говорят одно, а действительность другая.

А кто пришел на МИД и финансы Пакистана?

Группа JP Morgan Chase, связанная не с инновационным инвестированием, а со страновым кредитованием – МВФ и Всемирный банк. И вместо доверенного финансиста Шарифы ставят на финансы банкира – бывшего СЕО группы Morgan (Глобальный корпоративный банк JP Morgan – Сингапур), а И. Дара ставят на МИД, который все равно будет заниматься финансами, только международными. Но не через пул инвестиционных фондов, а через ВБ и МВФ.

Это означает, что Исламабад получит дополнительные (реально необходимые) средства на «макрофинансовую стабилизацию» и на обеспечение номинального прироста, заложенного в программах МВФ ±2,5–3,0 %, но никакого инвестиционного хаба, потоков от инвесторов из фондов топ-30 там не будет.

В Индии будет, в ОАЭ и Саудовской Аравии будет, в Турции будет – в Пакистане не будет. Зато Пакистан сможет начать импортировать больше технологической продукции, впрочем, аграрный сектор свой он усилит. И это тоже возможности для тех, кому это интересно, тем более что у Исламабада появятся определенные средства для развития энергетики, просто это возможности в рамках конкретной модели и отношений. Вот Китаю уже можно начинать просчитывать, сколько машин у него купит Пакистан и стоит ли ставить дополнительный завод по сборке.

С одной стороны, где-то в Пакистане финансами будет заниматься ставленник одной из глобалистских групп, а выводы можно сделать не только по Пакистану, но и по другим направлениям.

Вот у нас два практически сформированных стоимостных кластера: китайский и американо-европейский. А групп глобальных, как в черном квадрате углов – четыре. Система вроде одна, глобалисты там тоже вроде бы все, но по отношению к делению по признаку общей стоимости в плане интересов, «углы» могут работать где-то вместе, а где-то порознь, вплоть до конфликта.

Пакистан идет в китайский кластер и собирается сотрудничать со структурами, аффилированными с МВФ. Если с Пакистаном работать по торговле и не препятствовать этому направлению, то и для России противоречий там не будет.

Как пример, если разработать некий проект, где трубы с голубым топливом будут работать прежде всего на создание гипотетической связки, которая будет помогать отрывать экономически ЕС от США, то Пакистан ждет борьба с другой глобальной группой, которая нацелена на то, чтобы установить на Украине границы как можно дальше (желательно к 1991, забрав активы себе).

Вроде той, интересы которой представляет (пока еще) мечущийся Э. Макрон, границы и активы можно потерять, а за них Э. Макрону после кончины старшего Ротшильда теперь придется предметно отвечать.

Выгоды тут для Исламабада при всей нейтральной позиции Шарифов вовсе не очевидны, а проблемы вполне. Пойдет ли Пакистан на сотрудничество в таком ключе, чтобы помочь Москве заново слепить конструкцию ЕС+Россия=общая стоимость? Для Пакистана это опасно. А если сформировать его в таком ключе, что от проекта уже китайский кластер усиливается в целом? Да, это для Исламабада интереснее и безопаснее, а для нас проще, если мы это захотим.

Один и тот же проект вроде совместной поставки российско-иранского газа в случае одной концепции может даже в условиях санкций пойти без проблем, а в случае другой – встать на годы. В одном варианте можно получить рынок сбыта, в другом – в лучшем раскладе политический нейтралитет.

А казалось бы, вопрос был – кто и какое место от какой транснациональной группы занял после выборов в далеком Пакистане.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    17 марта 2024 05:51
    У Пакистана есть хорошая зацепка в бывшей метрополии- премьер министр Шотландии этнический пакистанец ,вот в этом направлении хорошо бы поработать,что бы у бриттов жизнь медом не казалась.Свободу независимой исламской Шотландии!
    1. +1
      17 марта 2024 05:58
      Что-то этнический индус Сунак "малую родину" не жалует, да и мэр Лондона, пакистанец этнический, тоже. Хотя нет, миграции помогает wink
  2. +2
    17 марта 2024 06:20
    возглавил Д. К. Хан – выходец из элит Синда и Белуджистана, близких к Бхутто. Кстати, по критерию «родовитости» это, пожалуй, самый интересный персонаж – там вообще можно считать генеалогию от времен Заратуштры. Сам А. Зардари – это тоже белуджистанские элиты.

    Перечень "демократически избранных" руководителей Пакистана однозначно свидетельствует, что
    Демократия - власть народа
    1. +2
      17 марта 2024 15:21
      Мне было интересно, решаться ли они омолодить высший политикум, двинув вперед молодого Бхутто. Все-таки они ведь договорились, да и попробовать для части электората, который сам омолаживается. Но нет, папу решили в итоге. "Мал еще, Белое перо, не отпраздновал шестнадцатую весну"(с). Ну а вообще, да, власть народа, это власть лучших людей народа, не иначе. Лучшим надо родиться lol
  3. +1
    17 марта 2024 09:05
    Евросоюз по этим позициям обрезают, отодвигая Китай от традиционных уже бонусов работы с Европой, а вот Турцию, наоборот, усиливают

    Турцию, видимо, собираются "врезать" в кластер Израиль-Саудовская Аравия-ОАЭ, либо... как основное связующее звено между Европейским и Ближневосточным кластерами.
    В Индии будет, в ОАЭ и Саудовской Аравии будет, в Турции будет – в Пакистане не будет.

    1. А готов ли Пакистан для этого?
    2. Думается, что основная среднесрочная цель - отцепить элиты Пакистана от Китая, но без противопоставления Индии. А там, в дальнесрочной перспективе, когда Индия "перегреется" (как сейчас Китай), можно толкнуть инвестиции и туда.
    Вот Китаю уже можно начинать просчитывать, сколько машин у него купит Пакистан

    А у Китая ли? А вдруг у американской джен.электрик или немецкой сименс...
    Пакистан идет в китайский кластер

    А может быть кое-кто и не хочет его туда пускать?
    выборов в далеком Пакистане.

    "Мир такой большой и такой маленький"...
    1. +1
      17 марта 2024 15:13
      В Ближневосточный точно нет, судя по тому как развиваются события после лета прошлого года. Там прорабатывается какая-то своя модель интеграции с ЕС, отдельная. А вот как "стыкующее звено", мысль интересная, можно попробовать посмотреть и помоделировать. Да, мысль занятна hi
      Я пока не вижу особого желания противодействовать на этом направлении Китаю. У США там интереса не просматривается. Иначе они бы не вели себя так вяло и в прошлом году и уже в этом.
      Да уж, и большой и маленький, но сколько ж для нашей российской системы в Пакистане можно найти аналогий. lol
  4. 0
    17 марта 2024 10:02
    интерес всех кругом как и вокруг ирана и даже более заинтересованные все по кругу границ и дальней геополититки
  5. -4
    17 марта 2024 12:10
    "...четверть миллиона..."- дальше можно не читать...
    1. 0
      17 марта 2024 15:23
      Я уже не буду менять, поскольку совершенно очевидно, что имелось ввиду. Конечно, надо вычитывать с моей стороны повнимательнее, не спорю. Ну в остальном - дело ваше, конечно. Если других вопросов нет.
  6. 0
    17 марта 2024 16:17
    Михаил! Только начал читать, но лучше сразу и поправить...
    "... четверть миллиона бедного населения ..."
    Наверняка просто порядком ошиблись.
    1. +1
      17 марта 2024 16:25
      Да я уже понял hi Просто,если заменить, тогда надо будет все снимать, править, перевыставлять. Понятно, что не может в стране жить двести пятьдесят тысяч человек laughing
      Оставлю, в надежде на понимание hi., но сделал уведомление об ошибке, может поправят без перевыставления материала.
    2. 0
      18 марта 2024 01:26
      Кстати, исправили миллионы wink
  7. 0
    17 марта 2024 16:50
    Спасибо за интересные выводы!
    Я попробую спросить на упрощённом уровне...
    В Турции много предприятий, выпускающих продукцию для сборки в целом не турецких товаров. В Пакистане такого не было, или масштабы намного меньше.
    Сейчас, в ожидании прилива денег, международных, западных, не важно, как их назвать, Китай может смотреть, что происходит, и рассматривать возможность строительства ещё одного своего завода для производства автомобилей, которые будут покупать пакистанцы. А почему не строительство своего завода в Пакистане?
    Это ведь дополнительный рычаг для общения с политиками. Риск потери выше, но лишь в предположении, что внутренняя политика будет резко меняться.
    Поправьте, пожалуйста.
    1. +1
      17 марта 2024 19:35
      Да, хорошие вопросы, спасибо!
      Тут вот какое дело. Сам по себе Пакистан уже долгое время для внешних рынков зарезервировал себе место текстильной фабрики. Ткани, одежда, обувь, разная там «фурнитура»)) и т. п. Он там не один такой, еще есть Бангладеш. Вот помните, как одно время такой текстильно-одежной фабрикой была Турция? Турция брала в Сирии ткани, которые там традиционном были высокого качества и делала разное-полезное. Кстати, во время сирийской кампании турки из Сирии как раз повывозили эти производства. Позже эта роль перешла к Пакистану и Бангладеш. Вернее, они и раньше этим занимались, но существенно усилились. Также надо понимать, что Пакистан производит много сельскохозяйственной продукции. Часть у них не растет и они закупают на внешних рынках, а часть даже экспортируют. Но сфера очень развита.
      Вот регион Джамму-Кашмир\Азад-Кашмир, почему там такая драка между Индией и Пакистаном? А потому что там очень хорошие условия для сельхозки. Настолько, что за него будут ругаться «до талого».

      Исходя из изложенного в материале, можно сделать вывод, что строить совместное производство с Пакистаном — идея не лучшая стратегически, но вот использовать международные финансы, которые сейчас как программы пойдут в Пакистан — тема здравая. Китай, по всей видимости, просто больше в теме, и то, что автор аналитически раскапывает и выстраивает, в Пекине видимо знают на практике и проанализировали до этого. Нам тут надо просто хорошо смотреть по сторонам и подмечать нюансы. Китайцы понимают, что если прямых инвестиций в регион нет, что безопаснее кредитовать торговлю. Впрочем, это не мешает им строить АЭС и дорогу в порт Гвадар, как и сам порт с его городской инфраструктурой. Но АЭС это неприкосновенная корова в политике, а порт это совсем "долгая" инвестиция.
  8. 0
    17 марта 2024 17:24
    Какое нам дело до Пакистана ? Ответ -практически никакого. Страна на примерно том же производственном уровне (низкая добавочная переработка сырья или сырца или пищевой продукции) что и мы , технологическое оборудование покупает по уже протоптанным тропкам у Китая или у арабских государств. Что-то берут на западе . Торгуют не с нами - по причине в том числе обозначенной мной выше. Мы корешим с Индией - и ,учитывая прямо скажем небольшой и не особо растущий спрос на индийские товары в РФ , большого спроса на пакистанские аналоги не будет. По нямке ,насколько мне известно , паки отчасти пересекаются с ираном -так вот, мы уже покупаем иранскую нямку и индийскую нямку - вопрос - зачем нам Пакистан ? И зачем Пакистану мы ? Мы не знаем что делать с индийскими рупиями но у нас есть задача все равно вцепиться в индийский рынок как краб , также мы корешим с Ираном как с потенц.и отчасти фактическим союзником . То есть,я веду к тому, что никто не будет ущемлять их интересы взаимовыгод ради налаживания чего-то там с Паками. Сейчас мы не граничим с Афганом напрямую и вообще говоря наши дел-делишки в СА скатились до околоминимального уровня , и по этой, в том числе причине я подведу итог и скажу - на данный момент я не вижу экономической основы для того, чтобы Пакистан был нам взаимно интересен. Мы прощелкали момент ,когда можно было играть и там и в Индии - эту нишу заэксплойтил КНР и мы не конкуренты ему на том направлении на нынешнем уровне пр-ва товаров и услуг.
    Также я отмечу, что судя по звучавшей в СМИ отрывочной инфе господа Паки активно варили (а мб еще и варят) снарядишки для ВСУ ,подрабатывая на западных заказиках. Это такая себе подпорка под улучшение отношений ,как ,в общем-то, и наши военные поставки Индусам.

    ИМХО пока покер не стоит свеч по Пакистану. Чтобы ситуация изменилась нужно сильнее промышленно и производственно стать именно нам - и доползти до Пакистанского рынка методично позахватывая смежные и сопредельные. До чего пока еще как до Пакистана ползком am
    1. +3
      17 марта 2024 19:24
      Ну у меня есть некоторые признаки «профессиональной деформации» в плане поиска лакун для взаимной торговли. Но они не так, чтобы были слишком сильны. В каждом рассуждении с точки зрения «Нужен Пакистан», «Не нужен Пакистан», важна точка отсчета. Кому нужен, для чего конкретно нужен и т.д., т.е от какой модели мы рассуждаем. Ну, к примеру, Индия = наш стратегический партнер в плане торговли. Имеет тезис право на существование? Несомненно. Однако вся практика показывает (а теория тут просто даст дополнительные обоснования и объяснения), почему эта затея стратегически бессмысленна. Это не означает, что мы не мжем работать в рамках БРИКС, политических конструкций и т.д. и т.п. Но глубины экономики не будет. А регион-то в целом существует и вытащить из него полезное можно, вот как можно строить глубокие отношения с Ираном, если нет планов на Ирак и Пакистан? Мне сие не очень понятно. В статье показано, что мы вполне можем на средствах, которые придут в Пакистан от внешних фондов продавать туда немало разного и полезного, строить что-то вместе — не лучшая идея, а торговать да.

      Насчет снарядов для ВСУ. Есть один нюанс, заключается он в том, что 90% подобных сообщений имеют авторством такое агентство как Hindustan, ну вот насколько в данном конкретном вопросе можно доверять индусам, каждый решает сам. Это как Блумберг или Ройтерс.
      1. 0
        17 марта 2024 20:16
        Спасибо за развернутый ответ, Михаил !
        Я рассуждаю не в плане "нужен-не нужен" ,мне просто не понятно чем мы будем наращивать взаимную торг.деятельность. Между гос-вами дружбы ради дружбы не бывает, и если индусам мы впариваем оружие,золото ,камешки и нефть а они нам чаи-рис и ароматические палочки ,то что у нас станет покупать такого-этакого на солидный оборот Пакистан и что он будет нам продавать мне неясно. Понимаю что курочка по зернышку клюет , но эмпирически я не вижу зацепов хотя бы для старта. Паки не под санкциями в отличии от Ирана (ну или санкций сильно меньше) , это позволяет им барыганить со всем миром ,особенно морем. Морем, которое рядом с международными торг.артериями , и морем, к которому у нас нет прямого выхода. Причины которые лимитируют наш рост с Индией будут также и тут ,но в Индии мы зацепились с давних времен ,когда мир был другим ,так сказать.

        А так то да,я всеми лапами за "торговать со всеми", и за развитие промышленности и.т.д. Но мне кажется сейчас мы не готовы ломиться так далеко ..
        Иран в принципе и сам по себе интересен т.к он антагонист западу ,у него есть интерес к ряду наших технологий,у нас -к его пром.продукту . Этакая симбиотика . Да и в целом у нас давние и хорошие отношения ,наск. мне известно . Ну,насколько это вообще возможно, хех..