Забытая победа: о налёте советских бомбардировщиков на Тайвань. Сюрприз для самураев

49
Забытая победа: о налёте советских бомбардировщиков на Тайвань. Сюрприз для самураев
Крайний справа Ф. П. Полынин, рядом с ним – П. В. Рычагов. Герои Китая со столь непохожей судьбой


СССР спешит на помощь


В этом материале мы завершаем начатый в статьях Самураи выходят на тропу войны и Китайский узел разговор.



Осенью 1937-го СССР приступил к поставкам в Китай вооружений, призванных, как пишет историк-востоковед Р. А. Мировицкая, обеспечить потребности 20 дивизий. Вместе с оружием в Поднебесную прибыло 5000 военных специалистов, инструкторов и лётчиков-добровольцев.

Разумеется, успех операций определяется не только числом дивизий, количеством и качеством вооружений, умением ими пользоваться, но и грамотным планированием, что вскоре после рассмотренных здесь событий и продемонстрирует Польская и Французская кампании вермахта, Великая Отечественная, а спустя десятилетия – арабо-израильские войны.

Соответственно, в Китай отправились военными советниками будущие прославленные полководцы В. И. Чуйков, П. С. Рыбалко.

Вообще, наши военные советники находились там ещё с 1920-х. В частности В. К. Блюхер. Правда, не очень понятно, что мог насоветовать Чан Кайши – профессиональному военному, хорошо знавшему театр боевых действий; не имевший профилирующего образования будущий маршал, с мутной биографией, и некомпетентность которого проявилась в 1938-м на Хасане?

Касательно поставок вооружений, нас интересует авиатехника. В её числе были и новейшие бомбардировщики СБ. Обслуживали их также наши специалисты, поскольку Поднебесная ранее не импортировала самолёты из СССР, и китайцы испытывали проблемы с эксплуатацией незнакомых машин.

Историк С. А. Аверченко приводит строки из доклада в Разведывательное управление РККА военного атташе при Полномочном представительстве СССР в Китае комкора Э. Д. Лепина:

«Ввиду плохого ухода за матчастью, процент выхода из строя самолетов, по разным причинам, значительный… В отношении технического состава приходится заметить, что таковой небрежен в своей работе, нет четкости, внимания к мелочам, в результате чего неоднократны случаи преждевременного износа и порчи матчасти… Нет высококвалифицированных технических кадров, подготовка механиков и других специалистов недостаточная, уход за машинами небрежный. Нет в стране запаса авиационных специалистов.»

И это перед лицом превосходящих сил противника: в общей сложности, как пишет историк ВВС Китая А. Демин, в Маньчжурии и Корее насчитывалось всего до 420 боевых самолётов в строю (без учёта 3-го и 9-го авиаполков) и до 100 самолётов в резерве.

Преимущество японцев выражалось не только в числе, но и в умении, во многом благодаря жёсткой и эффективной подготовке лётчиков, о чём свидетельствуют мемуары лучшего из них – Сабуро Сакаи.

Гоминьдан же к началу боевых действий располагал 296 самолётами и только 230 механиками к ним.

Результат первых же воздушных боёв оказался предсказуем: уже к ноябрю 1937 г. численность китайских ВВС сократилась до 30 самолётов.

Наши специалисты делали всё возможное, дабы в короткие сроки подготовить китайских коллег, уделяя особое внимание тем, кому предстояло работать с новейшими скоростными – до 420 км/ч – СБ.

Упомянутая скорость – кстати, более высокая, нежели у имевшихся в распоряжении Чан Кайши американских Martin B-10 – позволяла нашим лётчикам уходить от преследования истребителями противника.


В целом советские поставки позволили китайцам восполнить потери:

«Всего во время национально-освободительной войны китайского народа против японских захватчиков, – пишет А. С. Аверченко, – в течение 1937-1940 гг. Советский Союз поставил Китаю 1250 самолетов собственного производства: тяжелые бомбардировщики ТБ 3 и ДБ 3, скоростные бомбардировщики СБ, истребители И 15 (с модификацией И 15бис) и И 16.»

Если же рассматривать приведённые данные с финансовой стороны, то, согласно А. Демину, к 1940-му

«общая стоимость поставленного Советским Союзом в Китай вооружения, боевой техники и военного имущества достигала 122.527.749 долларов США, что в пересчете на советские деньги составляло 649.397.063,7 рубля.»

Китайцы, несмотря на отмеченные комкором Э. Д. Лепиным недостатки, в целом оказались прилежными учениками, но без нашей помощи ВВС Гоминьдана ждал новый разгром. Он и настигнет их после возвращения советских специалистов домой, о чём – ниже.

Поражение ВВС делало невозможным успех наземных операций. Ибо уже во второй половине 1930-х стала очевидной правота итальянского генерал-майора Джулио Дуэ: победе на суше предшествует господство в воздухе.

Японцы сознавали это в полной мере:

«Первые годы, – пишут историки Волков И. В. и Иванов И. В., – японской агрессии в Китае характеризовались нанесением интервентами массированных воздушных ударов по стратегическим объектам противника. Причем по масштабности операции такого характера превосходили аналогичные операции ВВС Италии в период агрессии в Абиссинии, а также воздушное противоборство в Испании… Ударам с воздуха подвергались скопления войск, транспортные коммуникации, железнодорожные узлы, штабы, пункты связи. Однако особую опасность представляли бомбардировки густонаселенных центров Китая. Они приводили к масштабным разрушениям, многочисленным человеческим жертвам.»

Советники, лётчики, самолёты – проверка на прочность


Необходим был успех, способный поднять боевой дух ВВС Гоминьдана. Китайской разведке удалось выяснить, что на Тайване расположен аэродром, где незамаскированными находились в разобранном виде и на открытой местности самолёты.

Японцы знали о присутствии советских лётчиков в Китае и поэтому отказались от выгрузки контейнеров с разобранными машинами в Шанхае – слишком опасно. А вот Тайвань, как им казалось – в самый раз.

В этой ситуации военный советник и одна из самых противоречивых фигур элиты РККА, П. В. Рычагов – в Испании он сбил свыше 20 самолётов, но о его непосредственной боевой деятельности в Китае документированных сведений нет, – с группой коллег, в число которых входил и будущий главный маршал авиации П. Ф. Жигарев, разработали операцию с целью нанесения максимального урона авиагруппировке противника на Тайване.

Для удара предназначались СБ под командованием «генерала Фынь По» – капитана Фёдора Петровича Полынина.

Но прежде, нежели рассказать о самом налёте, упомяну об одном из героев испанских боёв – легендарном Григории Илларионовиче Тхоре. Ещё в Иркутске, на заводским аэродроме, где собирали СБ для отправки в Китай, он усиленно готовил лётчиков к действиям в любых метеоусловиях и отрабатывал с ними навыки навигации на различной местности.

По словам А. Демина, Г. И. Тхор прибыл в Китай осенью 1937-го и хотел принять участие в боевых действиях, но командование затребовало его, ценного специалиста, возвращения обратно. Пришлось передать группу Ф. П. Полынину. В следующем году Г. И. Тхор вернулся в Поднебесную главным военным советником.

Интересная деталь в контексте дня сегодняшнего: спецкомандировки групп лётчиков в Китай проходили под литерами X и ныне столь знакомой Z.

Теперь о налёте. Задача перед группой Ф. П Полынина стояла непростая: подняться с аэродрома Наньчан, лететь порядка 8 часов на высоте примерно 4-5 тысяч метров, причём без кислородных масок.

Фёдор Петрович оставил воспоминания о той операции:

«По сигналу ракеты 28 тяжело груженных бомбардировщиков один за другим поднялись в воздух. Набираем высоту 5500 метров. Сердце бьется учащенно, кружится голова, клонит ко сну – первые признаки кислородного голодания. И в борьбе с ним можно было рассчитывать только на собственную физическую выносливость. Чтобы ввести японцев в заблуждение, решили вначале пройти севернее острова, потом резко развернуться вправо, снизиться с приглушенными моторами до 4 тысяч метров и с ходу нанести удар... Как и намечалось заранее, мы прошли севернее острова, а затем резко повернули к цели и начали снижение… Вражеских истребителей в воздухе пока не было. Впереди, по курсу, открывался город, а рядом с ним – аэродром. Хорошо различались выстроенные в два ряда самолеты, серые, еще не распакованные контейнеры, и белые цистерны рядом с ангарами… Никакой маскировки противник не соблюдал…»

Чуть в сторону: по схожей схеме действовали спустя двадцать девять лет израильские ВВС в ходе операции «Мокед», когда неожиданно для египтян атаковали их аэродромы со стороны Средиземного моря, в течение считанных часов добившись превосходства в воздухе, не в последнюю очередь ставшего залогом победы ЦАХАЛ в Шестидневной войне.

Японцы жестоко поплатились за беспечность:

«Мы сбросили на Формозу 280 бомб, – вспоминал Ф. П. Полынин, – и большинство из них точно угодили в цель. Наш удар был настолько внезапным, что ни один из истребителей не успел взлететь… Тремя последовательными ударами мы нанесли японцам чувствительный урон. По агентурным данным, они потеряли 40 самолетов, не считая тех, что находились в контейнерах; сгорели ангары и трехгодичный запас горючего… Разгром военно-воздушной базы на Формозе вызвал у японцев шок. В течение месяца оттуда не вылетали их самолеты.»

Группа вернулась без потерь, а комендант японской базы на Тайване, как и подобает самураю, дабы избежать позора, совершил сэппуку. Поздравить советских лётчиков приехала лично супруга Чан Кайши – Сун Мэйлин, имевшая значительный политический вес в Гоминьдане.

Несостоявшийся подарок микадо


Разумеется, японцы стремились отомстить за тайваньскую катастрофу, а заодно преподнести подарок микадо в день его рождения – разбомбить Ухань, куда, после падения Нанкина годом раньше, перебралось китайское правительство.

29 апреля 1938-го японцы предприняли налёт 45-ю самолётами, которых ожидал неприятный для них сюрприз – 65 истребителей, ведомых советскими и китайскими лётчиками. Результат: за 30 минут самураи потеряли 11 истребителей и 10 бомбардировщиков. Наши потери – 12 самолётов.

Впрочем, подарок микадо преподнёс спустя семь лет генерал армии Дуглас Макартур, избавивший его от скамьи подсудимых и вместо эшафота или мрачных, но заслуженных стен тюремной камеры, позволивший провести остаток лет за занятиями морской биологией.

Описанные вкратце операции с участием советских добровольцев были не единственными в небе Китая, и все они внесли немалый вклад в победу над империей Восходящего солнца – крайне опасным противником.

Выше было сказано о высоком классе японских лётчиков. Качество их машин также оказалось на уровне, особенно в 1938 г., когда императорские ВВС получили истребитель Кi-27, развивавший скорость до 450 км/ч. В этой ситуации нашим лётчикам на СБ пришлось летать на высоте 7500-8500 м, при далеко несовершенном кислородном оборудовании. Но – справились.

Налёт на Тайвань: геополитические последствия


Имел ли налёт на Тайвань и успех над Уханью геополитическое значение? Думаю, да, ибо стал одной из причин, заставивших японцев заключить с СССР 13 апреля 1941 г. договор о нейтралитете, столь ценный для нас в первые два года Великой Отечественной.

Однако пусть и косвенной, но оборотной его стороной стало сокращение советской военной помощи Гоминьдану, а к маю 1940-го последний наш доброволец вернулся домой. Остались только инструкторы.

Без нас же

«до 1942 г., – пишет А. Демин, – японские самолеты практически ежегодно в пух и прах разбивали Гоминьдановскую авиацию, но китайцы каждый раз с иностранной помощью (не только советской – И.Х) восстанавливали боеспособность своих ВВС.»

Причина нашего ухода из Китая очевидна: СССР готовился к противостоянию с вермахтом, и лётчики нужны были дома.

С точки же зрения дипломатии мы, после победы на Халхин-Голе и заключения пакта Молотова и Риббентропа, не стремились к обострению отношений с Японией, испытывавшей схожее желание.

Так, в сентябре 1939 г. принц Ф. Коноэ в беседе с германским послом О. Оттом признал, что империи потребуется 2 года для достижения уровня вооружения и механизации, который показала Красная Армия в боях на Халхин-Голе.

И уже 9 сентября 1939 г. посол в Москве С. Того предложил нам заключить перемирие и подписать торговый договор.

После этого пусть и с перипетиями, но диалог Москвы и Токио начал налаживаться, кульминацией чего стал упомянутый договор о ненападении.

Разумеется, в этих условиях нахождение наших советников и лётчиков в Китае не виделось Москве целесообразным.

Но в Поднебесной память о боевом сотрудничестве с нами жива, как и благодарность за помощь в тяжелейший период истории.


Памятник советским лётчикам-добровольцам в Ухани

Так, А. Демин приводит слова атташе по вопросам обороны при посольстве КНР в России генерал-майора Куй Яньвэйя, который, выступая на военно-исторической конференции в Москве в 2020 г., произнёс:

«Советский Союз оказал огромную поддержку и помощь Китаю во время войны против Японии… Более 2000 добровольцев советских ВВС и более 1000 самолетов прибыли в Китай, сбив более 1000 японских самолетов, нанеся тяжелый удар японским захватчикам.»

Небо одно, судьбы разные


П. В. Рычагов в 29 лет стал начальником Главного управления ВВС РККА, но позже снят с должности, арестован 24 июня 1941 г. и осенью расстрелян. В обстоятельствах его дела до сих много неясного. Взять якобы брошенное в адрес И. В. Сталина: «Вы заставляете нас летать на гробах». Единственный источник цитаты – мемуары адмирала И. С. Исакова.

Павлу бы систематизировать полученный в Испании и Китае опыт, учиться, а не управление возглавлять. Главное. После снятия он и был отправлен на учёбу в Военную академию Генштаба, но потом вот арест и гибель.

Ф. П. Полынин, вернувшись на Родину, получил звание полковника и заслуженную звезду Героя Советского Союза.

Фёдор Петрович прошёл Финскую. 22 июня 1941-го встретил командиром дислоцировавшейся в Бобруйске 13-й бомбардировочной дивизии – одной из немногих на Западном фронте, уже в первый день войны нанёсшей ощутимые потери немцам: разгромила танковую колонну в районе Бялы-Подляски.

Войну Ф. П. Полынин закончил в Польше – командующим ВВС этой страны. Дослужился до звания генерал-полковника.

Григорий Илларионович Тхор – летом 1941-го генерал-майор ВВС и зам командира 62-й тяжелой авиадивизии Юго-Западного фронта – в Киевском котле попал раненым в плен, но в нацистских застенках не сломался, сколотил антифашисткою группу и был расстрелян гитлеровцами в 1943 г.

Столь непохожие объединённые небом Китая судьбы… Вечная память.

Использованная литература:
Волков И.В., Иванов И.В. Опыт применения советской бомбардировочной авиации в Китае для ВВС СССР (1937 – 1939 гг.)
Демин А.А. Авиация Великого соседа. Книга 1. У истоков китайской авиации. -М., Фонд содействия авиации «Русские Витязи», 2008.
Ермаченко А.С., Минаков С.С., Струков А.В., Лупаерва Н.Н. Отношения СССР и Японии накануне Великой Отечественной войны
Мировицкая Р.А. Отношения СССР с Китаем в годы кризиса Версальско-Вашингтонской системы международных отношений (1931 – 1937)
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 апреля 2024 05:50
    Думаю, да, ибо стал одной из причин, заставивших японцев заключить с СССР 13 апреля 1941 г. договор о нейтралитете, столь ценный для нас в первые два года Великой Отечественной.
    В сравнении с событиями на Халкин Голе, этот удар "песчинка в Океане"
    1. +6
      1 апреля 2024 09:13
      Конечно, сравнивать в полное мере нельзя. Но роль авиации японцы понимали прекрасно и убедились в возможностях советских СБ именно на Тайване. Причем если на Халхин-Голе были продемонстрированы потенциал и недостатки фронтовой авиации, то на Тайване наши самолеты во многом выполняли стратегическую задачу, для СБ – во всяком случае как показала ВОВ – несвойственные. .
      1. +5
        1 апреля 2024 11:20
        Цитата: Игорь Ходаков
        Но роль авиации японцы понимали прекрасно и убедились в возможностях советских СБ именно на Тайване.

        У японцев и без СБ хватало тревог по поводу авиации северного соседа. Где-то у меня лежало фото японского плаката конца 30-х, на котором были прорисованы три круга - условные радиусы досягаемости авиации вероятного противника. Северный, из района Владивостока, накрывал большую часть Империи. По сути, от большой войны на ДВ Метрополию удерживали в том числе и тяжёлые бомбардировочные полки ВВС РККА.
        Демонстрация возможностей тбап была проведена в ходе Хасанского конфликта - группа из 41 ТБ-ЗРН показательно отработала по японским позициям на сопке Заозёрная, сбросив в том числе 6 ФАБ-1000.
        С учётом полной взаимной прозрачности сопредельных территорий на ДВ (разведка обеих сторон не зря ела свой хлеб и рис), японцы должны были знать и о количестве тяжёлых и дальних машин, и об их боевой загрузке. Равно как и то, что ковырять тяжёлого гофрированного монстра парой пулемётов винтовочного калибра можно долго.
    2. +2
      1 апреля 2024 14:17
      Цитата: svp67
      В сравнении с событиями на Халкин Голе, этот удар "песчинка в Океане"

      Потеря 3-х одового запаса авибензина-песчинка? Японцы считают, что их отказ от третьего налета на Перл-Харбор в ходе которого они должны были атаковать хранилища топлива для Тихоокеанского флота США определил их поражение в войне. Советская помощь Китаю позволила ему выстоять в войне в самые критические месяцы начала войны. Именно тогда японская армия растратила свои резервы и увязла в кровопролитных боях с китайцами на суше. Стойкость китайского фронта и вынудила Японию решиться на самоубийственное и заведомо проигрышное решение самой начать войну на втором фронте против нового противника.
      1. +1
        1 апреля 2024 15:05
        Цитата: gsev
        Потеря 3-х одового запаса авибензина-песчинка?

        Вы простите, но "трех годового запаса авиабензина" ЧЕГО? Всей Японской Империи??? ))) Или одного- двух Хико рентая, дайтая или вообще чутая? И на сколько снизилась активность японской авиации? Судя по истории воздушных боев в 1938 и 1939 года, так незначительно... Так, что ДА - ПЕСЧИНКА
      2. +1
        1 апреля 2024 16:37
        Цитата: gsev
        Японцы считают, что их отказ от третьего налета на Перл-Харбор в ходе которого они должны были атаковать хранилища топлива для Тихоокеанского флота США определил их поражение в войне.

        Японцы просто ищут варианты выигрыша в исходно проигранной войне. Ах, если бы Нагумо отдал приказ... smile
        Третий удар, если бы он состоялся, поставил бы крест на половине японской палубной авиации. В первых двух волнах IJN потерял 55 членов экипажей и 55 машин. И это - в идеальных условиях внезапного удара по практически спящей базе. Третья волна мало того, что подойдёт к полностью развёрнутой ствольной ПВО (армии и флота), так ещё и возвращаться ей придётся в сумерках, переходящих в ночь.
        А американцы посмотрят на горящие резервуары - и пригонят в П-Х десяток старых танкеров. А уж наполнить их крупнейшему нефтедобытчику мира будет чем.
        1. +1
          2 апреля 2024 12:32
          Цитата: Alexey RA
          Третий удар, если бы он состоялся, поставил бы крест на половине японской палубной авиации.

          Японцы планируя операцию оценивали будущие потери в половину своих самолетов из 400. Потери японцев по википедии 29 машин и 69 человек часть из которых подводники. Что более правдоподобно: экипаж бомбардировщика 2 человека. В первой волне в атаку шли 140 бомбардировщиков и 40 истребителей Японии. Во второй волне 132 бомбардировщика и 35 истребителей. Именно после запланированных 2 атак Футида предложил изменить план и нанести еще один удар по Гаваям. Потеря топлива сильно бы осложнила действия флота США по сдерживанию наступления Японии. Если бы японцы в ходе авиаударов разрушили бы еще и верфи, то американцы к битве при Мидуэе вряд ли смогли бы восстановить поврежденный авианосец. А с 2 авианосцами против 4 их шансы на победу были бы призрачны. Все таки японцы под Мидуэем потопили 1 авианосец. С 4 против 2 им было по силам потопить 2, оставить флот США без ударных авианосцев на полгода
          Цитата: Alexey RA
          А американцы посмотрят на горящие резервуары - и пригонят в П-Х десяток старых танкеров.

          Если танкер может пройти тысячи миль по бурному океану-это ценный ресурс и использовать его как канистру верх безумия или решение от полной безысходности.
          1. 0
            2 апреля 2024 16:27
            Цитата: gsev
            Потери японцев по википедии 29 машин и 69 человек часть из которых подводники.

            Гримасы статистики. ©
            В тиражируемые данные о японских потерях вошли только машины, потерянные непосредственно над Оаху.
            Поэтому надо смотреть не Вику, а хотя бы раздел Orders of Battle на Navweaps:
            Kido Butai lost 29 planes to all causes over Pearl Harbor. A total of 55 aviators were lost, including those in aircraft that returned to the carriers. An additional 111 planes were damaged of which twenty-six were later written off.

            То есть, 29 машин - боевые потери над Оаху. Ещё 26 машин пошли под списание после посадки.
            Цитата: gsev
            Потеря топлива сильно бы осложнила действия флота США по сдерживанию наступления Японии.

            Какая потеря топлива? В П-Х было складировано меньше трёхдневной добычи США.
            Цитата: gsev
            Если бы японцы в ходе авиаударов разрушили бы еще и верфи, то американцы к битве при Мидуэе вряд ли смогли бы восстановить поврежденный авианосец.

            Мва-ха-ха... у американцев на ТОФ был четвёртый авианосец. Просто Нимиц, занятый выпихиванием трёх АВ из П-Х, ослабил контроль над Западным побережьем - в результате чего "Леди Сара" сначала неспешно ремонтировалась, а затем так p;t неспешно несколько суток принимала авиагруппу, опоздав в итоге к замесу. Если бы "Йорктаун" пришлось тащить в Метрополию, то трудовые рекорды ставили бы уже на "Саре" - и вышла бы она в море дней за десять до Мидуэя.
            Цитата: gsev
            Если танкер может пройти тысячи миль по бурному океану-это ценный ресурс и использовать его как канистру верх безумия или решение от полной безысходности.

            Это стандартное решение во времена ВМВ. Старые танкеры, не удовлетворявшие флот по скорости, ставились на якорь на передовых базах до оборудования там наземных хранилищ. Даже японцы с их вечным дефицитом танкерного флота практиковали такое.
    3. +2
      1 апреля 2024 16:02
      Цитата: svp67
      тот удар "песчинка в Океане"

      Зато техническая помощь Китаю в борьбе с Японией имела стратегические последствия - армия Японии завязла в боях! А победы летчиков не только поднимали дух китайцев, но и показывали возможности ВВС РККА для японцев. так что из песчинок выстроилась стена, отправившая флот японцев на Гавайи... hi
  2. +5
    1 апреля 2024 06:19
    Вообще, наши военные советники находились там ещё с 1920-х. В частности В. К. Блюхер. Правда, не очень понятно, что мог насоветовать Чан Кайши – профессиональному военному, хорошо знавшему театр боевых действий; не имевший профилирующего образования будущий маршал, с мутной биографией, и некомпетентность которого проявилась в 1938-м на Хасане?
    Блюхер находился в Китае с 1924 по 1927.Именно он,разработал и руководил Северным походом именно, по инициативе Блюхера был создан Военный Совет при ЦИК Гоминьдана в составе: Ляо Чжункая, Ху Ханьминя, генералов Сюй Чунчжи, Чан Кайши, Ян Симиня, а для чего?Что бы перечисленные не тянули одеяло на себя. И если Блюхер, по мнению автора,такая бездарь,что ж его не разгромили еще в 1918 г, Сибирская армия и белочехи? Однако,этот "бездарь",получил орден Красного Знамени за №1,еще тогда в 1918.
    1. +1
      1 апреля 2024 11:28
      Цитата: parusnik
      И если Блюхер, по мнению автора,такая бездарь,что ж его не разгромили еще в 1918 г, Сибирская армия и белочехи?

      Потому что с другой стороны были такие же уникумы. Складывается полное впечатление, что начало Гражданской отформатировало мозги большей части офицеров Империи, полностью удалив знания, полученные в училищах, опыт службы и боевой опыт Первой Мировой.
      ИМХО, больше всего гражданская война напоминала войну даже не XIX, а XV-XVII века – по разоренной стране бродят в неизвестном направлении большие и малые банды (sic) непонятной ориентации и неизвестной численности. С головами на пиках и ненавистью ко всему живому.
      Вместо штурмовых команд - хождение в атаку густыми цепями без выстрела, не пригибаясь и не залегая, и офицеры гордятся этим. Боже мой, за многие годы до этого последние негры в Африке знали, что такое пулемет, шрапнель и магазинные винтовки. На фронтах ПМВ даже полголовы нельзя было поднять, или выглянуть в бойницу.
      С августа 14-го, когда лежавшие под шрапнелью руками копали укрытия, фортификация и тактика развились невероятно. А затем «простейшие тактические истины воспринимались как откровение». В 18-ом «окопов и укреплений не строили. Самое большое, что окапывались лункою для защиты плеч и головы, большею же частью лежали открыто», в 19-ом «окопы наши были построены чрезвычайно безталанно» и в 20-м уже на Перекопе – все то же. Артиллерия подъезжает и открыто стреляет почти в упор, забыв просто все. Разведка такая, что даже в 18-ом красные атакуют внезапно, притом, что их планы и радио читались свободно. И постоянный рефрен: «А вот если бы у красного пулеметчика/наводчика не дрогнула рука, мы бы там все и остались».
      В мемуарах и работах – сплошной стон по погубленным в ПМВ кадрам, и справедливо. Но белые создают офицерские полки и георгиевские батальоны, совершенно не заботясь об обучении новобранцев. Гнали на убой, хотя зачастую были и время, и средства.

      Декабрь 1918: «Свежий 47-й полк 12 дивизии и бригада 6 Уральской дивизии понесли большие потери обмороженными, так как, участвуя первый раз в бою, лежали долго под огнем на снегу. Обвиняли потом Каппеля, что он неправильно их использовал. Вернее, была виновата полная неподготовленность командного состава к боям зимой».
      © ecoross1
      А белочехи вообще воевали постольку-поскольку, решая свои собственные задачи по возвращению на родину. И плевать они хотели на этих туземцев.
      1. +1
        1 апреля 2024 11:55
        "Потому что с другой стороны были такие же уникумы". Да, Будберг сокрушался на этот счет. Ну кто такой колчаковский генерал Лебедев - если не ошибаюсь, штабс-капитан царской армии. Кстати, Деникину с кадрами повезло больше. Хотя на Юге те еще были характеры. Взять конфликты Деникина и Дроздовским и Врангелем
        1. +1
          1 апреля 2024 12:00
          Цитата: Игорь Ходаков
          Хотя на Юге те еще были характеры. Взять конфликты Деникина и Дроздовским и Врангелем

          Ага... плюс ещё казачки с их хатаскрайничеством.
          1. +1
            1 апреля 2024 12:26
            Да. Из-за этого и фронт в ноябре 1919-го подковой выглядел. Манкировал Сидорин распоряжения главкома. Действуй донцы расторопней - могли бы белые дойти до Москвы.
            1. +1
              1 апреля 2024 16:39
              Цитата: Игорь Ходаков
              Действуй донцы расторопней - могли бы белые дойти до Москвы.

              С другой стороны, действуй донцы расторопней - и у Деникина не было бы Дроздовского, которого в РИ Краснову всё же не удалось заграбастать. А может и вообще пришлось бы белым плюнуть на всё и идти отвоёвывать Царицын для Войска Донского. smile
      2. +2
        1 апреля 2024 14:41
        Цитата: Alexey RA
        Потому что с другой стороны были такие же уникумы.

        Блюхеру на Дальнем Востоке противостояли и японцы. Перед глазами Чан Кай Ши было ясное понимание, что русские большевики в несравненно более худших условиях чем китайцы в 1937 смогли сохранить в принципе целостность своей страны в противостоянии с японцами.Царский генерал Куропаткин окончил войну, когда японцы разбили его войска, потопили императорский флот с минимальными потерями, оккупировали Сахалин и Камчатку, захватили главную морскую базу России на Дальнем Востоке: Порт-Артур и Дальний. Блюхер в ходе противостояния с японцами имел мартовское восстание в Корее в 1919, смог лихо уничтожить попытку Японии создать в Монголии прояпонское проксигосударство под предводительством Унгерна, разгромить японский десант Пепеляева с целью отторжения Якутии. Да прояпонский прокси Семенов был наголову бит в отличии от Ван Цзин Вея. Самое интересное, что доктор Сун разработал свои "3 принципа" возрождения Китая и превращения его в мировую державу под впечатлением блестящих побед большевиков над иностранными интервентами. Эти "3 принципа" основа идеологии партии Гоминдан, но и китайские коммунисты ценят заветы доктора Суна не ниже чем идеи председателя Мао.
        1. 0
          3 апреля 2024 08:42
          Про Камчатку вы погорячились,да и Сахалин япы отжали не весь.
          1. 0
            4 апреля 2024 02:20
            Цитата: бухач
            Про Камчатку вы погорячились,да и Сахалин япы отжали не весь.

            К моменту начала мирных переговоров в Сан Франциско японцы оккупировали все важные пункты Камчатки и полностью уничтожили все русские вооруженные формирования на Сахалине. В длительной войне шансы Японии на победу могли упасть, поэтому она на мирных переговорах согласилась уйти с Северного Сахалина и Камчатки. Точно так же немецкие войска в 1870 году окружили Париж, но в ходе мирных переговоров Германия согласилась аннексировать у Франции только Лотарингию и Эльзас.
            1. 0
              4 апреля 2024 05:40
              Я сам живу на Камчатке и прежде чем утверждать подобное вы бы ознакомились для начала с историей боёв 04-05 годов в нашем крае,не было никакой оккупации,не выдумывайте,максимум их усилий это обстрел Петропавловска и десант на берег,причём десантировались дважды с небольшим перерывом,в остальных столкновениях японцы терпели в основном неудачи.
              1. 0
                5 апреля 2024 12:59
                Цитата: бухач
                Я сам живу на Камчатке и прежде чем утверждать подобное вы бы ознакомились для начала с историей боёв 04-05 годов

                Вообще правы Вы. Но следует учесть, что Россия не была способна длительное время оборонять Камчатку в 1905 году. Высадив десант не в 100 а в 20 000человек японцы могли бы просто взять под контроль или сжечь все русские поселения, после чего ополченцы просто бы замерзли или померли зимой с голоду.
                1. 0
                  5 апреля 2024 19:14
                  Тут с вами не поспоришь,из-за военной немощи Россия так потеряла Аляску и у Камчатки были перспективы повторить её судьбу,собственно япам даже тех сил хватило бы кабы не народ наш,не захотели,понимаешь,"Асахи" и "Сапоро" пить.
      3. 0
        4 апреля 2024 11:31
        Потому что с другой стороны были такие же уникумы. Складывается полное впечатление, что начало Гражданской отформатировало мозги большей части офицеров Империи, полностью удалив знания, полученные в училищах, опыт службы и боевой опыт Первой Мировой.

        Мощь советской пропаганды. До сих пор некоторые думают, что недоучившийся студент политеха Фрунзе, вместе с фельдфебелем Чапаевым разгромили Генерал-лейтенанта РИА Врангеля и полковника Сладкова.

        На самом деле командование и красных и белых состояло из бывших офицеров РИА, а солдаты само-собой крестьяне и там и там. Так что силы и мозги были примерно равны. yes
        1. 0
          4 апреля 2024 12:30
          Цитата: Arzt
          На самом деле командование и красных и белых состояло из бывших офицеров РИА, а солдаты само-собой крестьяне и там и там. Так что силы и мозги были примерно равны.

          Ну у красных-то всё понятно - там любые планы военспецов могли пойти прахом из-за необученности (и огромных трудностей с обучением) личного состава, слабой дисциплины и субординации.
          Но у белых-то в чём проблема? Вот это всё у них откуда?
          С августа 14-го, когда лежавшие под шрапнелью руками копали укрытия, фортификация и тактика развились невероятно. А затем «простейшие тактические истины воспринимались как откровение». В 18-ом «окопов и укреплений не строили. Самое большое, что окапывались лункою для защиты плеч и головы, большею же частью лежали открыто», в 19-ом «окопы наши были построены чрезвычайно безталанно» и в 20-м уже на Перекопе – все то же. Артиллерия подъезжает и открыто стреляет почти в упор, забыв просто все. Разведка такая, что даже в 18-ом красные атакуют внезапно, притом, что их планы и радио читались свободно. И постоянный рефрен: «А вот если бы у красного пулеметчика/наводчика не дрогнула рука, мы бы там все и остались».
          © ecoross1
          А наша военная мысль и в Крыму работала по-прежнему вяло, а чаще не работала вовсе, и наши первоначальные победы мы покупали не уменьем, а ценой офицерских жизней, заменить которые нам было нечем..
          © ген.-лейт. Достовалов
          Лезущих в любую щель комиссаров - нет. Дисциплину поддерживать - нет проблем. Обучать личный состав ипатьевским методом - тоже нет проблем. Какого ж тогда белые по уровню подготовки от красных не отличались?
          1. 0
            4 апреля 2024 12:49
            Лезущих в любую щель комиссаров - нет. Дисциплину поддерживать - нет проблем. Обучать личный состав ипатьевским методом - тоже нет проблем. Какого ж тогда белые по уровню подготовки от красных не отличались?

            Я же говорю, в военном отношении это одна и та же армия, разделенная по идеологическому признаку.
            Но у красных было важнейшее отличие.

            РВСР.
            Революционный военный совет Республики.

            "Смотрящие" от революционных партий (не всегда большевиков, кстати), сидящие при штабах, до дивизии включительно (а иногда и ниже) и отслеживающие всю деятельность командования и жестко направлявшие работу.
            Всю Гражданскую Председатель РВСР - Лева Троцкий, Зам - Эфраим Склянский.

            Из них потом выросли комиссары, превратившиеся в замполитов, выродившихся до заместителей по воспитательной работе. laughing

            Вторая система надзора - Отделение Военного контроля Оперативного отдела ГШ, под руководством эстонца Тракмана, в дальнейшем слившийся с ВЧК и превратившийся в Особый отдел. По именем особистов мы их и знаем до сих пор. wink
            1. 0
              4 апреля 2024 16:57
              Цитата: Arzt
              Я же говорю, в военном отношении это одна и та же армия, разделенная по идеологическому признаку.

              Тогда возникает другой вопрос - как все эти хлебушки кадры выжили во время Первой Мировой? Потому что отсутствие разведки, отсутствие окопов, атаки густыми цепями и стрельба с открытых ОП - вещи, несовместимые с жизнью на Большой войне.
              Или же, куда весь боевой опыт делся из голов господ офицеров и товарищей командиров с началом Гражданской?
              1. 0
                4 апреля 2024 22:52
                Тогда возникает другой вопрос - как все эти хлебушки кадры выжили во время Первой Мировой? Потому что отсутствие разведки, отсутствие окопов, атаки густыми цепями и стрельба с открытых ОП - вещи, несовместимые с жизнью на Большой войне.
                Или же, куда весь боевой опыт делся из голов господ офицеров и товарищей командиров с началом Гражданской?

                Принципиально разные войны.
                Белое движение начиналось как очаги сопротивления в разных концах страны. Не было единого управления, сплошной линии фронта, тыла, как такового, снабжения и еще много чего. Все это наслоилось на непонятные цели войны с обеих сторон, оргромные территории и нежелание воевать против своих собратьев.

                В результате Гражданская представляла собой столкновения маневренных групп в районах крупных городов, дорог и стратегических обьектов.

                К такой войне в Академии ГШ не готовили, потому воевали, как умели.
                Опыт классической войны тут был неприменим, как и опыт Гражданской в войнах государств.
                Уже в Польском походе, потом в Финской, частично и в ВОВ.
                1. 0
                  5 апреля 2024 11:22
                  Цитата: Arzt
                  В результате Гражданская представляла собой столкновения маневренных групп в районах крупных городов, дорог и стратегических обьектов.

                  Угу... и как только одна из сторон вспоминала про тактику, а противник продолжал действовать как обычно - он тут же умывался кровью. Что на Каховке, что на Перекопе.
                  Цитата: Arzt
                  К такой войне в Академии ГШ не готовили, потому воевали, как умели.
                  Опыт классической войны тут был неприменим, как и опыт Гражданской в войнах государств.

                  Последнее - верно, об этом ещё ИВС говорил на приснопамятном Совещании по итогам СФВ.
                  Но неприменимость опыта классической войны в Гражданской? belay
                  Корнилов. Штаб в открытом поле. Красные пристреливались по штабу несколько дней. В последний день было понятно, что они скоро перейдут на поражение. Что мешало Корнилову вспомнить уроки ПМВ и просто сменить дислокацию штаба - раз уж противник вскрыл его местонахождение?
                  Вы знаете — штаб был в хате на открытом поле. Уж несколько дней они вели пристрелку, и довольно удачно… Мы говорили генералу. Он не обращал никакого внимания… „Хорошо, после“. Последний день кругом всё изрыли снарядами… поняли, что здесь штаб, подъезжают ведь конные, с донесениями, толпятся люди. Ну, вот один из таких снарядов и ударил прямо в хату, в комнату, где был генерал.
                  1. 0
                    5 апреля 2024 11:50
                    Корнилов. Штаб в открытом поле. Красные пристреливались по штабу несколько дней. В последний день было понятно, что они скоро перейдут на поражение. Что мешало Корнилову вспомнить уроки ПМВ и просто сменить дислокацию штаба - раз уж противник вскрыл его местонахождение?
                    Вы знаете — штаб был в хате на открытом поле. Уж несколько дней они вели пристрелку, и довольно удачно… Мы говорили генералу. Он не обращал никакого внимания… „Хорошо, после“. Последний день кругом всё изрыли снарядами… поняли, что здесь штаб, подъезжают ведь конные, с донесениями, толпятся люди. Ну, вот один из таких снарядов и ударил прямо в хату, в комнату, где был генерал.

                    Думаю моральный дух. Усталость от войны, неопределенность, апатия, фатализм.
                    Отсюда эта ходьба развернутым строем на пулеметы.
  3. +1
    1 апреля 2024 06:23
    в Китай отправились военными советниками будущие прославленные полководцы В. И. Чуйков, П. С. Рыбалко.
    Погуглите, под каким именем Рыбалко был известен в Китае.lol
  4. +1
    1 апреля 2024 08:39
    Мне тут в комментариях написали про "Блюхер разработал...", с упоминанием полученного им ордена за номером один. Биография Блюхера сама по себе интересна - как порожденного революцией типа личности. Надеюсь когда-нибудь история жизни этого человека , а не порожденный хрущевской оттепелью ее суррогат, будет написана, и с привлечением максимально широкого круга источников, в том числе и тех, которые пока не введены а научный оборот. Полагаю, это позволит разрушить многие мифы, с Блюхером связанные. И по меньшей мере странно искреннее верить в способность не имеющего военного образования человека разрабатывать серьезные операции на незнакомом ему театре действий. На дворе стоял не XIX, а XX век. Просто таланта для военной карьеры было уже недостаточно. Чуть в сторону: помнится еще в советской школе меня интересовал ответ на вопрос: кто же планировал военные операции в гражданскую «самородка» Фрунзе, якобы бившего военных профессионалов – белых генералов. Не удивился, когда узнал: военспец генерал Новицкий. Та же история с Якиром, Уборевичем и пр. Думаю, та же история с Блюхером. Повторю – его биография ждет исследователя.
    1. +3
      1 апреля 2024 10:39
      Игорь Ходаков(Игорь)
      Не нужно горячиться, революции рождали и выдвигали новых полководцев, как пример Михаил Васильевич Фрунзе. hi
      1. +1
        1 апреля 2024 10:50
        Дополню своё сообщение выше, следуя Вашей логике, что за полководцев всё решали начальники их штабов, то нужно также подвергнуть пересмотру победы полководцев ВОВ, т.к. с 1942 года начальником генерального штаба РККА стал Василевский А.В.
        Александр Михайлович Василевский (русский: Александр Михайлович Василевский) (30 сентября 1895 - 5 декабря 1977) - советский кадровый офицер Красной Армии, получивший звание маршала Советского Союза в 1943 году. Он служил начальником Генерального штаба Советских Вооруженных сил (1942-1945) и заместителем министра обороны во время Второй мировой войны, а также министром обороны с 1949 по 1953 год.
        hi
        1. +2
          1 апреля 2024 11:50
          "за полководцев всё решали начальники их штабов". Нет, решали за неподготовленных полководцев, но с правильным происхождением. "Золотопогонников" выпячивать было нельзя. Хотя Бурцев кажется все правильно понял, когда писал. кого они, белые,. повесят. после возвращения в Россию. Военспецы там в первых рядах. Кстати, против Деникина сражался его однокашник Сытин. А потом Селивачев - оба кадровые военные. Как и Егорьев. Все они в разное время были противниками ВСЮР.
      2. +2
        1 апреля 2024 11:45
        Фрунзе выдвинула не столько революция, сколько военный талант его начштаба генерала Новицкого, оставшегося в тени. Да и не только его. Тот же Якир обязан военной славой адмиралу Александру Немитцу, Уборевич - генералу Владимиру Буймистрову Я не говорю, что Фрунзе был подобный комиссару Якиру бездарь, но все-таки отсутствие подготовки не давало ему возможности планировать и осуществлять операции операции. для этого требовалось военное образование.
    2. +2
      1 апреля 2024 18:11
      Мне тут в комментариях написали про "Блюхер разработал..."
      Мною написано,осталось только уточнить ,кто конкретно "ковал" Блюхеру его победы в гражданской войне.В Китае ,естественно,"великий и ужасный" Чан Кай Ши,а Вы не уточняли для себя почему Блюхер из указанных китайских военачальников создал Военный Совет? А "патамуштаа",каждый из них в отдельности был не плохим военноначальником,но каждый мнил себя единственным.Если бы их Блюхер не объединил,Северный поход,мог и не состояться, а НРА была бы разгромлена.У Вас как то странно,простой мужик не может быть военным гением,это дано по Вашему только "белой" кости.Какое неуважение к собственному народу Вы демонстрируете. hi
    3. 0
      4 апреля 2024 11:40
      Мне тут в комментариях написали про "Блюхер разработал...", с упоминанием полученного им ордена за номером один. Биография Блюхера сама по себе интересна - как порожденного революцией типа личности. Надеюсь когда-нибудь история жизни этого человека , а не порожденный хрущевской оттепелью ее суррогат, будет написана, и с привлечением максимально широкого круга источников, в том числе и тех, которые пока не введены а научный оборот. Полагаю, это позволит разрушить многие мифы, с Блюхером связанные. И по меньшей мере странно искреннее верить в способность не имеющего военного образования человека разрабатывать серьезные операции на незнакомом ему театре действий. На дворе стоял не XIX, а XX век. Просто таланта для военной карьеры было уже недостаточно. Чуть в сторону: помнится еще в советской школе меня интересовал ответ на вопрос: кто же планировал военные операции в гражданскую «самородка» Фрунзе, якобы бившего военных профессионалов – белых генералов. Не удивился, когда узнал: военспец генерал Новицкий. Та же история с Якиром, Уборевичем и пр. Думаю, та же история с Блюхером. Повторю – его биография ждет исследователя.

      Вся Гражданская такая. Блюхер начинал ее комиссаром в отряде Садлуцкого Владимира Константиновича. Кто-нибудь сейчас помнит этого героя Гражданской войны? wink
  5. +4
    1 апреля 2024 10:58
    В. К. Блюхер......некомпетентность которого проявилась в 1938-м на Хасане?
    Маршал Блюхер был человеком, который по уровню своих знаний и представлений недалеко ушел от времен Гражданской войны.Такого же типа был и маршал Кулик.А вот Апанасенко,который командовал дивизией в Конармии и который потом принял командование ДВФ был совершенно иного типа.
    1. +5
      1 апреля 2024 11:39
      Цитата: kor1vet1974
      Маршал Блюхер был человеком, который по уровню своих знаний и представлений недалеко ушел от времен Гражданской войны.

      Маршал Блюхер слишком расслабился вдали от Центра. И почему-то вообразил себя не то что генерал-губернатором, а кем-то вроде Наместника Е.И.В. на ДВ. Одно его решение о всеобщей мобилизации во время Хасанских событий чуть не перевело ситуацию из ограниченного приграничного конфликта с Квантунской военно-промышленной группировкой в плоскость войны со всей Японской Империей.
      Цитата: kor1vet1974
      Такого же типа был и маршал Кулик.

      Маршал Кулик в войну просто был использован не на месте. Его место - в ГАУ (как и Павлова в ГАБТУ). Вот там его упёртость и точное следование инструкциям были к месту и к пользе дела - особенно после конструкторской вольницы 30-х, когда КБ могли протолкнуть на вооружение небоеспособное изделие, а затем доводить их годами (зачастую безрезультатно).
      1. +1
        1 апреля 2024 12:20
        Маршал Блюхер слишком расслабился вдали от Центра.
        Былые заслуги в годы гражданской войны, и в Китае вскружили голову.Все-таки участвовал в разгроме Врангеля,военный министр ДВР.Тут ему еще и Люшков подгадил,перебежчик,сообщил японцам,что сепаратист, мечтает о воссоздании ДВР и многое другое, в итоге Блюхер стал японским шпионом.
        1. +1
          1 апреля 2024 12:33
          Да я думаю там и без Люшкова все было бы для Блюхера печально. Вспомните судьбу еще одного маршала - Егорова. к слову. гораздо более близкого. нежели Блюхер, к Сталину. И кстати, военного профессионала, хотя и звезд с неба не хватавшего.
          1. +1
            1 апреля 2024 12:41
            Вспомните судьбу еще одного маршала - Егорова
            Упрощенно Вы на все это смотрите,кровавый Сталин,да еще безупречный и еще всех самолично расстреливал из пулемета на Красной площади.
            1. +1
              1 апреля 2024 14:01
              Не упрощенно. Хотя бы потому, что не могу - да и вряд ли кто может - ответить на вопрос о масштабах власти Сталина в предвоенный период и о процессах, точнее - движущих механизмом, происходивших внутри силовых структур.
              1. +2
                1 апреля 2024 15:43
                движущих механизмом, происходивших внутри силовых структур.
                Нарком внудел Ежов,являлся,например секретарем ЦК..Ягода,только членом ЦК..И то не долго,так всё в кандидатах ошивался
      2. +1
        1 апреля 2024 12:30
        "Маршал Кулик в войну просто был использован не на месте." Да, зачем ему дали командование армиями, а потом то понижали, то повышали в звании - не очень понятно. Вообще по-человечески Кулика жаль.
    2. +1
      1 апреля 2024 11:51
      Да, писал про Апанасенко. Достойный военачальник.
    3. -1
      4 апреля 2024 12:25
      Маршал Блюхер был человеком, который по уровню своих знаний и представлений недалеко ушел от времен Гражданской войны.Такого же типа был и маршал Кулик.А вот Апанасенко,который командовал дивизией в Конармии и который потом принял командование ДВФ был совершенно иного типа.

      Эту мысль запустил еще Суворов-Резун в 1999 в книге "Очищение". Суворов, вообще уважал Сталина, а Сталин уважал Апанасенко, потому что тот был в Первой Конной. Потому Апанасенко и выставлен толковым, типа понял, что надо строить резервную дорогу, а Блюхер не понял. laughing

      Но факты не подтверждают.

      У Апанасенко в подчиненных войсках постоянно бардак творился, Буденный дважды снимал его с командования, в Польском походе бойцы 6-й Кавдивизии вообще своего комиссара убили, своего же казака, Шепелева, во время еврейского погрома кстати, за то, что пытался пресечь бардак.
      Пришлось расстрелять почти более 150 погромщиков, а самого Апанасенко опять сняли.

      В ВОВ Апанасенко никак не проявился, возможно просто не успел. wink
  6. Msi
    +3
    1 апреля 2024 23:08
    Спасибо автор. Люблю темы о Второй Мировой. События на Дальнем востоке, перед началом Второй Мировой для меня "тёмный лес". Прочитал две статьи с интересом.
    1. +3
      2 апреля 2024 16:42
      Благодарю за добрые слова.
  7. 0
    4 апреля 2024 21:12
    Налёт на Формозу 23 февраля 1938 года проходил в непростых условиях, из - за чего на боевой курс вышли 28 (из 40 вылетевших) бомбардировщиков. 12 машин из - за навигационных ошибок вынуждены были сесть на запасные аэродромы, о чём потом вспоминали неохотно. Несомненно, что в случае атаки полной группой, урон и потери японцев были бы куда значительнее. Но самое смешное было в том, что (через два дня после события) успех разгрома "с сухим счетом" тайваньской авиабазы китайская пресса громогласно приписала...командиру 14 - й волонтерской эскадрильи китайских ВВС Винсенту Шмидту. Очевидно, рассчитывая на традиционное замалчивание участия советских военных на стороне войск Гоминьдана (которые сплошь числились под псевдонимами, нередко китайскими), он не стал этого отрицать и даже попробовал давать интервью. Когда же правда вышла наружу, он сдал командование эскадрильей и подальше от позора ретировался в Гонконг.
    Лавры полынинского рейда на Тайвань побудили китайцев организовать свой бомбовый удар и, ни много, ни мало, по территории Японии! 20 мая того же года пара бомберов "Мартин 139WC", управляемых китайцами, в течение часа с четвертью отбомбились по пяти городам острова Кюсю и благополучно вернулись до аэродрома в Наньчане. Правда, бомбили они Японию не фугасами и зажигалками, а сбросили 200 тысяч агитационных листовок. Но это, как говорится, уже другая история.