Забытая победа: о налёте советских бомбардировщиков на Тайвань. Сюрприз для самураев
Крайний справа Ф. П. Полынин, рядом с ним – П. В. Рычагов. Герои Китая со столь непохожей судьбой
СССР спешит на помощь
В этом материале мы завершаем начатый в статьях Самураи выходят на тропу войны и Китайский узел разговор.
Осенью 1937-го СССР приступил к поставкам в Китай вооружений, призванных, как пишет историк-востоковед Р. А. Мировицкая, обеспечить потребности 20 дивизий. Вместе с оружием в Поднебесную прибыло 5000 военных специалистов, инструкторов и лётчиков-добровольцев.
Разумеется, успех операций определяется не только числом дивизий, количеством и качеством вооружений, умением ими пользоваться, но и грамотным планированием, что вскоре после рассмотренных здесь событий и продемонстрирует Польская и Французская кампании вермахта, Великая Отечественная, а спустя десятилетия – арабо-израильские войны.
Соответственно, в Китай отправились военными советниками будущие прославленные полководцы В. И. Чуйков, П. С. Рыбалко.
Вообще, наши военные советники находились там ещё с 1920-х. В частности В. К. Блюхер. Правда, не очень понятно, что мог насоветовать Чан Кайши – профессиональному военному, хорошо знавшему театр боевых действий; не имевший профилирующего образования будущий маршал, с мутной биографией, и некомпетентность которого проявилась в 1938-м на Хасане?
Касательно поставок вооружений, нас интересует авиатехника. В её числе были и новейшие бомбардировщики СБ. Обслуживали их также наши специалисты, поскольку Поднебесная ранее не импортировала самолёты из СССР, и китайцы испытывали проблемы с эксплуатацией незнакомых машин.
Историк С. А. Аверченко приводит строки из доклада в Разведывательное управление РККА военного атташе при Полномочном представительстве СССР в Китае комкора Э. Д. Лепина:
И это перед лицом превосходящих сил противника: в общей сложности, как пишет историк ВВС Китая А. Демин, в Маньчжурии и Корее насчитывалось всего до 420 боевых самолётов в строю (без учёта 3-го и 9-го авиаполков) и до 100 самолётов в резерве.
Преимущество японцев выражалось не только в числе, но и в умении, во многом благодаря жёсткой и эффективной подготовке лётчиков, о чём свидетельствуют мемуары лучшего из них – Сабуро Сакаи.
Гоминьдан же к началу боевых действий располагал 296 самолётами и только 230 механиками к ним.
Результат первых же воздушных боёв оказался предсказуем: уже к ноябрю 1937 г. численность китайских ВВС сократилась до 30 самолётов.
Наши специалисты делали всё возможное, дабы в короткие сроки подготовить китайских коллег, уделяя особое внимание тем, кому предстояло работать с новейшими скоростными – до 420 км/ч – СБ.
Упомянутая скорость – кстати, более высокая, нежели у имевшихся в распоряжении Чан Кайши американских Martin B-10 – позволяла нашим лётчикам уходить от преследования истребителями противника.
В целом советские поставки позволили китайцам восполнить потери:
Если же рассматривать приведённые данные с финансовой стороны, то, согласно А. Демину, к 1940-му
Китайцы, несмотря на отмеченные комкором Э. Д. Лепиным недостатки, в целом оказались прилежными учениками, но без нашей помощи ВВС Гоминьдана ждал новый разгром. Он и настигнет их после возвращения советских специалистов домой, о чём – ниже.
Поражение ВВС делало невозможным успех наземных операций. Ибо уже во второй половине 1930-х стала очевидной правота итальянского генерал-майора Джулио Дуэ: победе на суше предшествует господство в воздухе.
Японцы сознавали это в полной мере:
Советники, лётчики, самолёты – проверка на прочность
Необходим был успех, способный поднять боевой дух ВВС Гоминьдана. Китайской разведке удалось выяснить, что на Тайване расположен аэродром, где незамаскированными находились в разобранном виде и на открытой местности самолёты.
Японцы знали о присутствии советских лётчиков в Китае и поэтому отказались от выгрузки контейнеров с разобранными машинами в Шанхае – слишком опасно. А вот Тайвань, как им казалось – в самый раз.
В этой ситуации военный советник и одна из самых противоречивых фигур элиты РККА, П. В. Рычагов – в Испании он сбил свыше 20 самолётов, но о его непосредственной боевой деятельности в Китае документированных сведений нет, – с группой коллег, в число которых входил и будущий главный маршал авиации П. Ф. Жигарев, разработали операцию с целью нанесения максимального урона авиагруппировке противника на Тайване.
Для удара предназначались СБ под командованием «генерала Фынь По» – капитана Фёдора Петровича Полынина.
Но прежде, нежели рассказать о самом налёте, упомяну об одном из героев испанских боёв – легендарном Григории Илларионовиче Тхоре. Ещё в Иркутске, на заводским аэродроме, где собирали СБ для отправки в Китай, он усиленно готовил лётчиков к действиям в любых метеоусловиях и отрабатывал с ними навыки навигации на различной местности.
По словам А. Демина, Г. И. Тхор прибыл в Китай осенью 1937-го и хотел принять участие в боевых действиях, но командование затребовало его, ценного специалиста, возвращения обратно. Пришлось передать группу Ф. П. Полынину. В следующем году Г. И. Тхор вернулся в Поднебесную главным военным советником.
Интересная деталь в контексте дня сегодняшнего: спецкомандировки групп лётчиков в Китай проходили под литерами X и ныне столь знакомой Z.
Теперь о налёте. Задача перед группой Ф. П Полынина стояла непростая: подняться с аэродрома Наньчан, лететь порядка 8 часов на высоте примерно 4-5 тысяч метров, причём без кислородных масок.
Фёдор Петрович оставил воспоминания о той операции:
Чуть в сторону: по схожей схеме действовали спустя двадцать девять лет израильские ВВС в ходе операции «Мокед», когда неожиданно для египтян атаковали их аэродромы со стороны Средиземного моря, в течение считанных часов добившись превосходства в воздухе, не в последнюю очередь ставшего залогом победы ЦАХАЛ в Шестидневной войне.
Японцы жестоко поплатились за беспечность:
Группа вернулась без потерь, а комендант японской базы на Тайване, как и подобает самураю, дабы избежать позора, совершил сэппуку. Поздравить советских лётчиков приехала лично супруга Чан Кайши – Сун Мэйлин, имевшая значительный политический вес в Гоминьдане.
Несостоявшийся подарок микадо
Разумеется, японцы стремились отомстить за тайваньскую катастрофу, а заодно преподнести подарок микадо в день его рождения – разбомбить Ухань, куда, после падения Нанкина годом раньше, перебралось китайское правительство.
29 апреля 1938-го японцы предприняли налёт 45-ю самолётами, которых ожидал неприятный для них сюрприз – 65 истребителей, ведомых советскими и китайскими лётчиками. Результат: за 30 минут самураи потеряли 11 истребителей и 10 бомбардировщиков. Наши потери – 12 самолётов.
Впрочем, подарок микадо преподнёс спустя семь лет генерал армии Дуглас Макартур, избавивший его от скамьи подсудимых и вместо эшафота или мрачных, но заслуженных стен тюремной камеры, позволивший провести остаток лет за занятиями морской биологией.
Описанные вкратце операции с участием советских добровольцев были не единственными в небе Китая, и все они внесли немалый вклад в победу над империей Восходящего солнца – крайне опасным противником.
Выше было сказано о высоком классе японских лётчиков. Качество их машин также оказалось на уровне, особенно в 1938 г., когда императорские ВВС получили истребитель Кi-27, развивавший скорость до 450 км/ч. В этой ситуации нашим лётчикам на СБ пришлось летать на высоте 7500-8500 м, при далеко несовершенном кислородном оборудовании. Но – справились.
Налёт на Тайвань: геополитические последствия
Имел ли налёт на Тайвань и успех над Уханью геополитическое значение? Думаю, да, ибо стал одной из причин, заставивших японцев заключить с СССР 13 апреля 1941 г. договор о нейтралитете, столь ценный для нас в первые два года Великой Отечественной.
Однако пусть и косвенной, но оборотной его стороной стало сокращение советской военной помощи Гоминьдану, а к маю 1940-го последний наш доброволец вернулся домой. Остались только инструкторы.
Без нас же
Причина нашего ухода из Китая очевидна: СССР готовился к противостоянию с вермахтом, и лётчики нужны были дома.
С точки же зрения дипломатии мы, после победы на Халхин-Голе и заключения пакта Молотова и Риббентропа, не стремились к обострению отношений с Японией, испытывавшей схожее желание.
Так, в сентябре 1939 г. принц Ф. Коноэ в беседе с германским послом О. Оттом признал, что империи потребуется 2 года для достижения уровня вооружения и механизации, который показала Красная Армия в боях на Халхин-Голе.
И уже 9 сентября 1939 г. посол в Москве С. Того предложил нам заключить перемирие и подписать торговый договор.
После этого пусть и с перипетиями, но диалог Москвы и Токио начал налаживаться, кульминацией чего стал упомянутый договор о ненападении.
Разумеется, в этих условиях нахождение наших советников и лётчиков в Китае не виделось Москве целесообразным.
Но в Поднебесной память о боевом сотрудничестве с нами жива, как и благодарность за помощь в тяжелейший период истории.
Памятник советским лётчикам-добровольцам в Ухани
Так, А. Демин приводит слова атташе по вопросам обороны при посольстве КНР в России генерал-майора Куй Яньвэйя, который, выступая на военно-исторической конференции в Москве в 2020 г., произнёс:
Небо одно, судьбы разные
П. В. Рычагов в 29 лет стал начальником Главного управления ВВС РККА, но позже снят с должности, арестован 24 июня 1941 г. и осенью расстрелян. В обстоятельствах его дела до сих много неясного. Взять якобы брошенное в адрес И. В. Сталина: «Вы заставляете нас летать на гробах». Единственный источник цитаты – мемуары адмирала И. С. Исакова.
Павлу бы систематизировать полученный в Испании и Китае опыт, учиться, а не управление возглавлять. Главное. После снятия он и был отправлен на учёбу в Военную академию Генштаба, но потом вот арест и гибель.
Ф. П. Полынин, вернувшись на Родину, получил звание полковника и заслуженную звезду Героя Советского Союза.
Фёдор Петрович прошёл Финскую. 22 июня 1941-го встретил командиром дислоцировавшейся в Бобруйске 13-й бомбардировочной дивизии – одной из немногих на Западном фронте, уже в первый день войны нанёсшей ощутимые потери немцам: разгромила танковую колонну в районе Бялы-Подляски.
Войну Ф. П. Полынин закончил в Польше – командующим ВВС этой страны. Дослужился до звания генерал-полковника.
Григорий Илларионович Тхор – летом 1941-го генерал-майор ВВС и зам командира 62-й тяжелой авиадивизии Юго-Западного фронта – в Киевском котле попал раненым в плен, но в нацистских застенках не сломался, сколотил антифашисткою группу и был расстрелян гитлеровцами в 1943 г.
Столь непохожие объединённые небом Китая судьбы… Вечная память.
Использованная литература:
Волков И.В., Иванов И.В. Опыт применения советской бомбардировочной авиации в Китае для ВВС СССР (1937 – 1939 гг.)
Демин А.А. Авиация Великого соседа. Книга 1. У истоков китайской авиации. -М., Фонд содействия авиации «Русские Витязи», 2008.
Ермаченко А.С., Минаков С.С., Струков А.В., Лупаерва Н.Н. Отношения СССР и Японии накануне Великой Отечественной войны
Мировицкая Р.А. Отношения СССР с Китаем в годы кризиса Версальско-Вашингтонской системы международных отношений (1931 – 1937)
Информация