«Хроника Шиллинга» как исторический источник

29
«Хроника Шиллинга» как исторический источник
Армия Берна выступает в поход. Обратите внимание, как хорошо вооружены в целом бернцы. У большинства из них латы, у всех шлемы. Основным оружием являются длинные пики, алебарды и мечи «в полторы руки». На первом плане показаны стрелки с арбалетами и огнестрельным оружием, причем у одного стрелка в руке зажженный фитиль. Интересно, что только у знаменосца с флагом и стрелков головные уборы украшены перьями! Дибольд Шиллинг «Официальная хроника Берна», Берн, 1478–1483 гг. Городская бернская библиотека


«Прочие события правления Авии,
сделанное и сказанное им,
записаны в истории пророка Иддо».

Вторая книга Паралипоменон, 13:22

Документы истории. На страницах ВО мы уже не раз рассказывали нашим читателям о различных исторических документах, содержащих ценные сведения по истории разных стран и народов. Сегодня мы спустимся на уровень пониже и познакомимся с хроникой всего лишь одного города – швейцарского Берна, а возьмем в качестве иллюстрированного источника «Хронику Шиллинга».



Прежде всего узнаем, что это за документ.


Осада города. Тут и бомбарда с подвижным прикрытием, и каменные ядра и картузы с порохом (!). Стрелки из ружей и арбалетов обстреливают город из-за щитового прикрытия. А жители, получив огромное ядро в стену… сдаются!

А было так, что Amtliche Berner Chronik («Официальная хроника Берна») была заказана городом Берном Дибольду Шиллингу* (1445–1486) в 1474 году. Примерно десять лет спустя он смог представить городскому совету трехтомный труд с цветными титульными страницами, декоративными инициалами и более чем шестистами крупными иллюстрациями. Причем в свои хроники он включал еще и выдержки из подлинных документов и даже народные песни, что делает их сегодня исключительно ценными источниками для современных исследователей.


Разнообразные виды вооружений, используемые бернцами…

Она охватывала период с 1152 до 1480 года и была основана на более старой хронике Конрада Юстингера по версии Бендихта Чахтлана. Работа оставалась во владении Бернской канцелярии почти триста лет, прежде чем в 1762 году все тома были переданы городской библиотеке города Берна, где она находится и в настоящее время.

Ну а сегодня мы вкратце познакомимся непосредственно с историей этого города, но главным образом рассмотрим потрясающие по своему качеству иллюстрации из этой хроники и посмотрим, какие знания из области военной истории конца Средневековья из них мы сможем извлечь.


И опять бернцы вместе с союзниками выступают в поход. На первом плане показано орудие с крышей над казенной частью и флажками с изображением медведя

Начнем с того, что хотя поселения на месте Берна известны с эпохи неолита и периода Ла-Тене, сам город непосредственно был основан в 1191 году. Создал город Берхтольд V, герцог Церингенский, который якобы поклялся назвать его в честь первого животного, которого он встретит на охоте. Им оказался медведь, вот город в честь него и назвали, и получил он соответствующий герб, хотя в отношении правдивости этой легенды у специалистов имеются большие сомнения.


На дворе XIV век, но... прикрытия времен Древнего Рима, как видите, все ещё использовались!

Интересно, что на некоторых страницах под иллюстрациями указаны годы – в данном случае 1324.

Но вот что любопытно: Шиллинг писал свою хронику более чем сто лет спустя, а раз так, то возникает вопрос – к какому времени относятся его иллюстрации? К указанному году или все-таки ко времени написания?

Судя по изображениям ручного огнестрельного оружия, которое в 1324 году еще не существовало, рисунки в его хронике относятся ко времени написания, то есть к концу XV века…

Городу повезло в том, что герцог Борхтольд умер бездетным, в результате чего Берн стал имперским вольным городом уже в 1218 году. В любом случае важно то, что уже к концу XIII века Берн являлся де-факто полностью независимым городом-государством в составе Священной Римской империи.

В 1323 году граждане Берна заключили союз с Лесными кантонами Ури, Швицем и Унтервальденом, что не понравилось соседнему городу Фрибуру и бургундским феодалам. В 1339 году они в союзе с Фрибуром набрали армию 17 000 человек и 1 000 конных латников под командованием Рудольфа фон Нидау и Жерара де Валенжена и двинули эти силы на Берн.

Город запросил помощи у своих союзников по Швейцарской конфедерации, но сумел собрать только лишь 6 000 человек из Берна, Ури, Швица, Унтервальдена и некоторых других городов.


Оказывается, крыша «домиком» над казенной частью пушки поднималась и служила орудийным щитом. Вот как давно они, выходит, появились!

Когда армия Фрибура осадила бернский пограничный город Лаупен, объединенная армия швейцарских кантонов двинулась к городу с целью снять осаду. Хотя бернские войска численностью уступали противнику, они были хорошо вооружены и мотивированы, чем не могла похвастаться пехота противника. В решающем сражении у стен Лаупена армия Фрибура была разгромлена, что упрочило положение Берна и их отношения с Лесными кантонами.


Пехота швейцарцев копьями и алебардами отражает атаку конных латников

Уже в 1353 году он стал полноправным членом Старой Швейцарской конфедерации, после чего в течение всего XV века город только тем и занимался, что расширял сферу своего влияния, завоевывая и присоединяя к себе все новые и новые территории. В результате в 1536 году Берн стал самым могущественным протестантским городом-республикой к северу от Альп, а затем и столицей Швейцарии.

А вот здесь мы видим, что всадники противной стороны обратились в бегство, едва лишь увидев подошедших швейцарцев!


Осада города. Наряду с бомбардами используются и требюше…


На этом фрагменте миниатюры из хроники Шиллинга швейцарцы, идущие в поход, показаны крупным планом. Интересно, что стрелки вооружены не только своим огнестрельным оружием, но и топорами (по крайней мере, один стрелок). Причем практически все воины одеты в полные рыцарские доспехи, хотя и явно облегченные шлемы типа «памель де фер». Салад на голове лишь одного стрелка в центре. Один из арбалетчиков, а также оба флейтиста доспехов не имеют, хотя второй арбалетчик, опять-таки, облачен в полный доспех и «железную шляпу»


Ещё одна сцена осады. Мощная бомбарда упирается в массивный деревянный брус, а тот в свою очередь – в зарытое в землю толстое бревно. Стрелки из огнестрельного оружия, опять-таки, ведут огонь из-за деревянного прикрытия. Арбалетчик взводит лук арбалета при помощи «нюрнбергского воротка», то есть к моменту написания хроники этот механизм уже был известен и получил широкое распространение. Хорошо видно последствие попадания каменного ядра в стену. Сама стена насквозь не пробита, но разрушена так, что еще одно-два таких попадания, и она рухнет


Очень интересная миниатюра. На ней, помимо того, что изображена швейцарская пехота с пиками, алебардами, и огнестрельным оружием, мы видим еще и конных арбалетчиков, стреляющих по городу зажженными стрелами. Причем стрелы снабжены специальными зарядами с горючим веществом!


«Бой за знамя». Интересно, что в руке у противника бернцев видна характерная двуручная швейцарская сабля, известная как шнепфер. Отличительный легкий изгиб она приобрела лишь в начале XVI века, так что это еще одно доказательство того, что, хотя на миниатюрах изображены события XIV века, художник, их рисовавший, передал в них то, что он видел несколько позже, а именно, уже в конце XV века!


И вновь бернское войско выступает в поход. Причем все воины, как латники с копьями и алебардами, так и стрелки, одеты в некое подобие униформы – налатные кафтаны с вышитым изображением медведя на груди и на спине. Интересно, что такое их облачение на изображениях того времени является большой редкостью! Причем даже среди рисунков на миниатюрах в этой же хронике!

Таким образом, бернская хроника Шиллинга дает нам исчерпывающее представление о том, как были одеты, вооружены и как сражались воины швейцарского города Берна и швейцарцы вообще в последние десятилетия XV века.

* Кроме этого труда он также составил «Большую бургундскую хронику» (другое название «Цюрихский Шиллинг»), написанную им в 1484 году, и он же является автором «Шпицского Шиллинга», который датируется 1480-ми годами. То есть Дибольд Шиллинг был исключительно плодотворным хронистом.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    7 апреля 2024 07:28
    статья с большим количеством иллюстраций, это бальзам на душу!..
    1. +7
      7 апреля 2024 08:49
      . статья с большим количеством иллюстраций, это бальзам на душу!..


      Ох, как я Вас поддерживаю, дорогой коллега! hi )))
      Средневековая миниатюра -- это моя слабость, рассматривая одну из них, застряла во времени, позже отпишу впечатления, а пока спешу выразить благодарность Вячеславу Олеговичу -- спаси Вас Бог!
      Доброго утра и хорошего дня -- нам всем! )))
      1. +4
        7 апреля 2024 08:56
        Спасибо на добром слове!
      2. +4
        7 апреля 2024 11:50
        Цитата: депрессант
        Средневековая миниатюра -- это моя слабость

        Самое смешное, что имея дома в детстве массу старинных учебников истории, я, можно сказать, был окружен рисунками с миниатюр и их копиями. Но... мне они тогда не нравились, казались убоги и примитивными. Другое дело рисунки современных художников в учебники истории для 4,5,6 классов!!!
        1. +4
          7 апреля 2024 13:41
          Вячеслав Олегович, я помню эти рисунки. Был у нас тут разговор на какую-то тему, и к нему приложились рисунки из учебников -- настоящие произведения искусства. Я тогда крайне заинтересовалась, а что вообще в этом плане сейчас делается в литературе для детей, и открыла для себя выдающегося украинского иллюстратора Владислава Ерко, лауреата множества международных премий. Иллюстрации этого мастера -- подлинные шедевры. Каждый рисунок изобилует таким множеством деталей, что его можно рассматривать до бесконечности, и все эти детали, гармонично переплетаясь между собой, создают то самое редкостное ощущение, что ищем в реальной жизни и почти не находим, -- небесное волшебство...
          Вот, взяла с полки старое издание Стругацких, там есть и одно из любимейших -- "Путь на Амальтею". Раскрыла, пролистала и подумала о том, что убогость вычерченных пером иллюстраций с лихвой компенсируется погружением в желаемую эпоху, Стругацкие умели это делать -- окунать читателя с головой, да так, что и всплывать не хотелось! Погружаться в атмосферу Юпитера и выходить из неё казалось куда привлекательнее реальности, и ведь можно было это состояние отобразить иллюстративно. Однако -- тушь и перо, незамысловатые росчерки, отображающие действие, а не его смысл. Наступало время экономии.
          1. +2
            7 апреля 2024 15:39
            Цитата: депрессант
            Наступало время экономии.

            Да уж, Людмила Яковлевна! Сейчас хорошие иллюстрации к книгам страшно дороги. Есть художники мастера - есть. Но... кто им будет платить за хорошую работу и кто массово покупать такие книги? Нет уж - лучше покупайте мои с фотографиями автора или фото "паблик домайн"!.
            1. +2
              8 апреля 2024 12:43
              Цитата: kalibr
              Сейчас хорошие иллюстрации к книгам страшно дороги. Есть художники мастера - есть.

              Вот только рисуют они иной раз такую дичь.... what
              1. 0
                8 апреля 2024 14:58
                Цитата: Старший матрос
                иной раз такую дичь

                Дичь рисуют плохие. Их 80%!
  2. +1
    7 апреля 2024 07:44
    Спасибо Вячеслав Олегович!
    Как то «Официальная хроника Берна» прошла мимо меня.
    hi
  3. +3
    7 апреля 2024 08:23
    Интересно, что в руке у противника бернцев видна характерная двуручная швейцарская сабля, известная как шнепфер.
    Это не шнепфер, который на полях сражений появится столетием позже. На мой взгляд, это весьма распространеный в то время гросмессер, на что указывает характерный односторонний прилив оголовья рукояти меча.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +5
      7 апреля 2024 11:05
      Я бы еще уточнил, что это Kriegsmesser - самый длинный из всего семейства холодного оружия, извнстного под наименованием messer. В отличие от одноручного Großes Messer, Kriegsmesser - двуручный.
  4. +2
    7 апреля 2024 09:04
    Доброе утро всем! hi

    Вячеслав Олегович, большое спасибо за статью! Очень понравились иллюстрации из "Хроники Шиллинга". Хорошего Вам дня! hi
  5. +5
    7 апреля 2024 10:49
    Стоит заметить, что швейцарские наемники были законченными отморозками, за это их в плен не брали, поэтому они не сдавались.
  6. +6
    7 апреля 2024 10:58
    Что именно обратило моё внимание на миниатюрах "Хроники Шиллинга"? Впервые отчётливо видно, что художник (или художники) вполне представляли себе уже в те далёкие времена, что такое если не воздушная, то геометрическая перспектива.
    Вот, к примеру особенно понравившаяся мне миниатюра "Бой за знамя". На переднем плане -- ожесточенный бой, один боец выхватывает знамя у противника, тот пытается его удержать за древко, позади него боец даже подпрыгивает, хватаясь за полотнище знамени, а за картиной напряжённого боестолкновения -- невероятно милый идиллический пейзаж с извилистой дорогой, уходящей на вершину холма. Ближе к зрителю на дороге с трудом различимый по причине удаленности боец, ставший на колено, чтобы произвести выстрел, а среди далёких деревьев -- ещё менее различимый и совсем уже мелкий боец (нашла его с помощью лупы). И вся эта картинка геометрически верная! Но с ней вступает в противоречие необходимость сосредоточить внимание зрителя на противоборствующих войсках. Потому шлемы воинов соединения, занимающего позицию вдоль подножия холма и, очевидно, за самим холмом, -- практически такого же размера, как на переднем плане, -- это главное, это должен видеть зритель, а именно -- мощь армии. Войска справа мелковаты по сравнению со "шлемами", даже лошадки выглядят игрушечными -- противник? )))
    Вот такие художественные правила, диктуемые идеологией замысла.
    1. +2
      7 апреля 2024 11:37
      Впервые отчётливо видно,
      Не впервые, Людмила Яковлевна. К моменту срздания "Хроник Шиллинга", братья Лимбург, основоположники данного стиля в миниатюре, уже 60-70 лет как умерли.
      1. +2
        7 апреля 2024 12:48
        . братья Лимбург, основоположники данного стиля в миниатюре

        Добрый день, Антон! )))
        Я имела в виду -- видно впервые мне, просто почувствовала разницу, а Вам благодарна за сведения о братьях Лимбург, спасибо!
  7. +5
    7 апреля 2024 12:04
    Изображения прекрасны и хорошо описывают эти средневековые сражения, многие из них неопубликованы, даже если поискать в Интернете, вы их не найдете. Тогда верно и то, что сегодня швейцарцы совершенно спокойны, но когда-то они воевали против своих соседей, есть свидетельства наличия укреплений здесь, в Северной Италии, для защиты от их вторжений.
  8. +4
    7 апреля 2024 12:39
    Или, скажем, последняя миниатюра, представленная в статье. Не всякий современный человек столь выверенно изобразит геометрию стен средневекового города, -- стен, как бы спускающихся по склону холма вдаль от зрителя.
    И кое-что позабавило, а именно -- вы ж посмотрите, как суровые, мужественные воины балетно ставят ноги (так и хочется сказать "ножки")! Носочки как тянут! )))
    Был когда-то у нас разговор о средневековой обуви, но не очень прояснили вопрос, отчего они, раннесредневековые, так ходили. Было решено, что в "плоскодонках" по-иному и не получится. А это далеко не причина.
    Многие из нас видели старинные мостовые -- кто на фотографиях, кто из роликов знает, а кто по ним и сам ходил. Вот такие -- хорошо отшлифованные, гладкие, да? И вы думаете, что всегда так было? Скажем, та же Аппиева дорога -- полагаете, у легионеров было время те камни шлифовать? Грамотно, с соблюдением тогдашних римских технологий, накидали 4 -- 5 слоев щебня и песка, сверху -- крупные, пригнанные друг к другу камни, и -- вперёд, со строевой песней шлифовать их своими ногами, а также ногами всех благодарных прохожих и проезжих... Вот так же было и в раннем Средневековье. Кое-как обтесали камни, подогнали их поплотнее друг к другу, уложили на мостовую, а то, что на камнях остались острые выступы, так то забота горожан, пусть под ноги смотрят!
    Они, бедолаги, и смотрели. А ещё они смотрели, как бы не наступить на осколки выброшенного из окон битого стекла, острых кусков деревянной щепы, прочего, и потому, думается мне, вылитое на мостовую содержимое ночного горшка было не самой большой проблемой пешего горожанина. Разве что того, который ходил босиком (а таких было много!). Вследствие особенностей опасных дорожных наслоений у людей, даже обутых в тогдашнюю обувь, крайне уязвимую в смысле способности к прокалыванию, с детства вырабатывалась вот такая походка -- вытяни ногу как можно дальше, прощупай носком, что там под слоем воды, жидкой грязи и мусора. Так и слышу, как средневековая мамаша гневно говорит ребёнку: "Ты как ноги ставишь?!?"
    Нам легко и просто, наша обувь имеет подошву достаточной прочности, чтобы ступать сначала на пятку, потом на носок, удобно распределяя центр тяжести тела. А у них лишь в поздний Ренессанс массово начала появляться такая обувь, кстати, отличная. Но до этого было ещё далеко, и светские дамы в деревянной обуви, которую прятали от неодобрительных клерикальных взглядов под юбками, погоды не делали -- мостовые и дороги раннего Средневековья шлифовались ногами простых горожан. Представляю, сколько было ранений, сколько было пролито крови и извергнуто проклятий до того времени, когда наконец появились хорошие подошвы, каблуки и как следствие -- доведение походки человека до её нынешнего варианта.
    Имею личный опыт несоответствия средневековым условиям. В 90-х, обутая в сланцы, наступила на осколок стекла. Море крови, шрам перестал болеть лишь недавно. Моё сочувствие всем ушедшим поколениям той эпохи! Ребята, я о вас помню.
    1. +6
      7 апреля 2024 13:39
      А ещё они смотрели, как бы не наступить на осколки выброшенного из окон битого стекла

      Людмила Яковлевна, Вы впадаете в анахронизм. В средневековой Европе изделия из стекла - предмет роскоши, голытьбе недоступный. А у Вас осколки стекла по улицам валяются. В Англии оконное стекло в XVII веке стали производить.
      1. +3
        7 апреля 2024 14:04
        . средневековой Европе изделия из стекла - предмет роскоши, голытьбе недоступный.

        Почему голытьбе? Состоятельным горожанам, коих было немало.
        Виктор Николаевич, доброго дня Вам! )))
        Ну, Вы и зануда! wassat )))
        Листовое стекло в Древнем Риме производили -- думаете, чем они свои трёхэтажки застекляли? Отнюдь не бычьими пузырями! Да, сейчас удивляются -- мол, как они это делали, куда делись умения? А вот туда и делись, в тартарары -- через руинирование империи, правило есть такое...
        А предметы "стеклянной роскоши" в раннем Средневековье -- да, передавались из поколения в поколение, но доводилось встречать мнение, что стеклянные сосуды производились и тогда и они всё же не были такой уж редкостью и ведь разбивались когда-то до несклеиваемого непрестижного состояния, осколки оказывались на улице -- где ж ещё! Много ли в музеях целых средневековых артефактов из стекла? Побились, стекло ведь, войны, м-да...
        А что касается простой кухонной керамики категории "глиняный горшок", так, полагаю, было несть числа произведённой и столько же -- разбитой. А углы у побитой керамики -- ещё какие острые! )))
        1. +4
          7 апреля 2024 14:20
          Много ли в музеях целых средневековых артефактов из стекла?

          Достаточно много. Как то довелось даже в музей стекла попасть в небольшом немецком городишке Вертхайм.
        2. +2
          7 апреля 2024 14:23
          Листовое стекло в Древнем Риме производили

          Видели бы Вы то стекло.
          1. +3
            7 апреля 2024 14:57
            . Видели бы Вы то стекло.


            А мне не нужно его видеть и даже что-то через него. Римляне же сквозь него видели -- хотя бы свет. И тут я посмотрела на своё кухонное окно -- эх, после зимы скоро придётся мыть -- напомнили! wassat )))
            1. +4
              7 апреля 2024 15:46
              Цитата: депрессант
              Римляне же сквозь него видели -- хотя бы свет.

              На Крите дочь, на Кипре мы все видели массу стеклянной посуды (музей археологии в Ларнаке) еще от времен Микен и Великой Греции - ах какие флакончики для духов и притираний. Потом в Заре, в Хорватии, тоже в каком-то музее видели массу римского стекла...Мутного... Да.
              1. +1
                8 апреля 2024 11:30
                Возможно, оно не всегда было мутным, стекло - аморфный материал, меняет структуру со временем.
        3. +4
          7 апреля 2024 15:43
          Цитата: депрессант
          чем они свои трёхэтажки застекляли?

          Сейчас как раз готовлю материал про инсулы и делаю очередной макет для школы. Уже дошел до черепичной кровли. И... вставил в окна стекла. Да! Были дома без них, но были и со стеклами.
    2. +2
      7 апреля 2024 17:34
      Цитата: депрессант
      В 90-х, обутая в сланцы, наступила на осколок стекла. Море крови, шрам перестал болеть лишь недавно.

      В детстве в Туркмении бегали босиком. Спокойно могли ходить по битому стеклу. Что гарантировано прокалывало подошву- верблюжья колючка. wink
      1. +2
        7 апреля 2024 17:57
        . Спокойно могли ходить по битому стеклу.


        Битое стекло бывает разное. Шла по задворкам дома, земля, трава. Как показало собственное расследование, разбитая бутылка со временем как бы вкопалась в почву -- за счёт дождей и наноса, вверх торчало не замеченное мною длинное острие, на которое я благополучно и наступила. Ну, Вы знаете, что такое бутылочная "розочка" -- очень опасное холодное оружие, изготовить можно сразу, лишь бы бутылка была под рукой, а рядом -- что-нибудь твёрдое. Например, угол дома. Такая вот примета 90-х.
        1. +2
          7 апреля 2024 18:27
          Цитата: депрессант
          Битое стекло бывает разное.

          Совсем не спорю. "Розочка"-есть розочка. В принципе можно и о бумагу порезаться.
          Просто вспомнилось. До сих пор не понимаю как верблюды ту колючку жуют. wink
          Чайная роза там и тогда на базаре 5 копеек стоила.
          Военный стих:
          " Есть на свете три дыры,
          Термез, Кушка и Мары..." wink