Малая металлургия во время «Большого скачка»: вопросов больше, чем ответов

57
Малая металлургия во время «Большого скачка»: вопросов больше, чем ответов
Доменная печь в Шицзуйшане, Нинся-Хуэйского автономного района в 1958 году. На совсем уж самопальную печь непохоже. Хорошо видна воздуходувка с механическим приводом


История загадочного «похода за сталь», который развернулся в Китае с осени 1958 года в рамках «Большого скачка», интересует меня давно и основательно. Всякие либеральные издания иногда пишут об этой эпопее, по ходу рассказав об «ужасах коммунизма», причем пишут практически одинаковыми словами, как о какой-то непродуманной и провальной программе. Мол, Мао Цзэдун заставил китайцев выплавлять сталь в примитивных печах, чтобы догнать и перегнать Великобританию, но ничего хорошего из этого не получилось.



С тех пор, как я стал заниматься историей сталинской индустриализации, в которой черная металлургия занимала почетное место, я уже не могу читать подобные рассказы без усмешки. С вальяжным высокомерием всё знающих и всё понимающих людей авторы подобных сочинений писали о выплавке стали в примитивных печах, похоже, что и не догадываясь, что сталь таким образом получить нельзя. Сыродутные горны во всех вариациях дают лишь железную крицу, доменные печи дают только чугун. Просто поразительно, с каким апломбом люди могут иной раз утверждать небылицы.

Опыт исследования истории сталинской индустриализации подсказывал, что в подобных кампаниях есть некая подоплека экономического и технического характера, которая и обусловила применение подобных методов.

В общем, я пришел к тому, чтобы размотать всю эту историю до конца, хоть бы для этого пришлось переворошить китайские источники. Это потребует времени и сил, а сейчас некоторые предварительные результаты.

Статья Ло Пинханя


Бросающаяся в глаза однотипность, вплоть до повторений фраз, всякого рода западников, либералов и критиков китайского коммунизма, как и их убежденность и апломб, в общем не особенно удивляли. В идеологической борьбе и пропаганде такое встречается.

Но вот недавно я нашел источник совсем другого рода. Это была статья декана Института изучения истории Компартии Китая Партийной школы ЦК КПК Ло Пинханя, написанная в 2014 году – «Национальная кампания по выплавке стали 1958 года: доменные печи по всему Китаю потеряли больше, чем получили» (1958年全民大炼钢铁:神州遍地高炉 得不偿失). Ло Пинхань – автор множества работ по истории КПК. Такой автор определенно выражает апробированную, официально утвержденную партийную точку зрения на это событие. Источник, так сказать, самый официальный и авторитетный.

Краткое содержание его статьи таково.

В 1957 году Китай выплавил 5,35 млн тонн стали, план на 1958 году был установлен на уровне 6,24 млн тонн. В марте 1958 года на рабочей конференции, проведенной ЦК КПК, решили повысить план до 7,11 млн тонн, с достижением во второй пятилетке к 1962 году 15–17 млн тонн, возможно, до 20 млн тонн.

В мае 1958 года на 8-м съезде КПК Мао Цзэдун поставил цель перегнать Великобританию. Планы выплавки стали повышались, в основном для второй пятилетки. В июне 1958 года Министерство черной металлургии поставило план для 1962 года – 60 млн тонн. 22 июня Мао Цзэдун установил новую планку – 25 млн тонн в 1959 году, а за 1958 год достичь выплавки 11,5 млн тонн. В конце июля 1958 года в Китай приехал Н. С. Хрущев, Мао ему все это пообещал, но Хрущев остался при сомнениях.


Вот этот план уже предусматривал использование местной металлургии и предлагал построить 12 694 малых домны для выплавки 4,4 млн тонн чугуна. В конце августа 1958 года состоялось совещание в Бэйдайхэ, а потом и заседание Политбюро ЦК КПК, установившее план на 1958 год 10,7 млн тонн, на которых было решено провести массовую мобилизацию трудящихся в малую металлургию.

После этого в разных провинциях началось составление планов и организационные мероприятия. Например, в провинции Цзянси, на юго-востоке Китая, было решено построить в сентябре 20–25 тысяч новых доменных печей и довести суточную выплавку до 10 тысяч тонн. В провинции Хэнань в сентябре работало 45 тысяч доменных печей, было мобилизовано 3,6 млн работников, 407 тысяч единиц транспорта и была достигнута выплавка 18,7 тысячи тонн чугуна в день.

Дальше – интереснее.

В октябре 1958 года в провинции Хэнань на производстве чугуна и стали работало 5,7 млн человек, задули 128 тысяч печей разного типа и 29 октября выплавили 90,7 тысячи тонн чугуна и 5 тысяч тонн стали. Провинция Хубэй имела 184,3 тысячи печей и выплавляла в сутки 16,2 тысячи тонн чугуна.

Но это еще не самые мощные достижения.

Хуанцзянь-Маонаньский автономный уезд Гуанси-Чжуанского автономного округа на юге Китая 15 октября выдал 63,3 тысячи тонн чугуна и 51,8 тысячи тонн кричного железа. За день уезд выплавил больше, чем весь округ Гуанси с 1849 по 1949 год. Но другой уезд того же округа – Лучжай, поставил 18 октября 1958 года всекитайский рекорд – 207,2 тысячи тонн чугуна и 288,1 тысячм тонн кричного железа.


Некоторые из центров китайской малой металлургии по своим масштабам превращались в целые заводы. Вот тот, что на фото, явно превосходил по мощности, к примеру, Верхнетагильский завод, основанный Никитой Демидовым

Для сравнения: в июле 1958 года китайская черная металлургия выплавила 700 тысяч тонн стали или примерно 23,3 тысячи тонн в сутки.

Мобилизация народа на производство чугуна была более чем впечатляющей. Как пишет тов. Пинхань, в конце 1958 года в этой сфере работало около 90 млн человек, при том, что численность трудоспособных в Китае тогда составляла 266 млн человек. Эта армия рабочих обслуживала около 600 тысяч металлургических печей различного типа.
По отчету Министерства черной металлургии КНР, на 19 декабря 1958 года было выплавлено 10,73 млн тонн стали.

Чего в статье нет?


Тов. Ло Пинхань, конечно, борозды не испортил. Он изложил, хотя и вкратце, процесс принятия решений, общий ход кампании, основные итоги, привел цитаты и цифры. Но в завершении своей статьи он вдруг перешел прямо на позиции западников-ниспровергателей: стоимость металла с малых печей оказалась втрое дороже, чем на металлургических заводах (250–300 юаней против 85–116 юаней), качество металла было низким, а переброска столь значительного количества рабочих рук в металлургию привела, по его мнению, к голоду. И это удивительно.

Почему это западные критики и официальный историк Компартии Китая дуют в одну трубу? И какой интерес ЦК КПК самих себя мазать дегтем?

Обращает на себя внимание и то, что тов. Ло Пинхань оказался знатным фальсификатором, сделавшим свою работу весьма аккуратно и впечатляющим для людей, незнакомых с металлургическим производством, образом.

Во-первых, у него нет общей статистики. Так сколько именно выплавили металла в малой металлургии и какова была ее доля в общей выплавке за 1958 год? К тому же упоминается три продукта: чугун, сталь и кричное железо. По некоторым провинциям автор дает некоторую статистику, но общих цифр не приводит. Хотя что ему мешало дать таблицу?

Во-вторых, каково было территориальное распределение малой металлургии? Хотя тов. Ло Пинхань настаивает, что печи были повсеместно, из его же рассказа выходит, что были места мощного скопления, вроде Гуанси-Чжуанского автономного округа. Это обстоятельство уже серьезно меняет все дело, поскольку для столь масштабной выплавки, как в этом округе, надо было иметь мощные источники легкодоступной железной руды и угля.

В-третьих, каков был состав оборудования малой металлургии и распределение печей по типам? Сколько было доменных печей, выплавлявших чугун, сколько было сталеплавильных печей и конвертеров (такие упоминаются), сколько было сыродутных горнов и печей. Ну и как распределялась выплавка по этим типам. Это позволило бы оценить технический уровень малой металлургии.


Среди самоделок времен похода за сталью 1958 года была, например, электродуговая печь. Сиань, провинция Шэньси.

В-четвертых, на что именно был израсходован полученный металл, как его перерабатывали и какую продукцию из него производили? Тут нужно отметить, что чугунный плуг есть вещь столь же традиционная для китайского крестьянина, как соха для русского крестьянина. Уже в IV веке до нашей эры в Китае производилось около 40 типов чугунных сельхозорудий. Если выплавленный малой металлургией металл пошел на сельхозинвентарь, то нелишне было бы привести данные.

Вообще, распределение полученного металла – это ключ к пониманию сути всей программы. Но тов. Ло Пинхань нам этого ключа дать не пожелал, скорее всего, по прямому указанию руководства.


Фотографии сохранили больше, чем сообщили историки. Вот на заводике в Шанчене, провинция Хэнань, прокатывают полосовое железо на небольшом прокатном стане.

Наконец, в-пятых, как и когда вся эта эпопея закончилась? Это интересный вопрос, потому что есть сведения, что китайская малая металлургия вовсе не закончилась с эпохой «Большого скачка». Мне встретились упоминания, что в Юнчжоу провинции Хунань на юго-востоке Китая в 2018 году местные власти пытались уничтожить... нелегальные малые доменные печи.

Живут же люди! Плавят чугун в нелегальных доменных печах! Нам бы такое рвение к производству.

Без перечисленных данных история малой металлургии в эпоху «Большого скачка» оказывается историей без начала и конца, без анализа, в формате околпачивания легковерной публики.

Пока что в этой истории больше вопросов, чем ответов.

Но есть у меня предвкушение, что там была «Подоплека» (с большой буквы), которая заставила руководство Компартии Китая грубо сфальсифицировать эту страницу своей истории, дать и не выбить из рук всякого рода критиканов мощный пропагандистский тезис.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    12 апреля 2024 05:14
    О чём статья?
    О том что, возможно, товарищ Пинхай, что-то недоговаривает или что-то не знает?
    По моему, вопрос с товарищем Пинхаем нужно решать. laughing
    1. -4
      13 апреля 2024 01:19
      Тема очень любопытна. Самые великие специалисты по обмазыванию какашками своих былых достижений -живут и творят конечно у нас в России. Здесь мы обошли всех и вне конкуренции. laughing Но автор подметил, что и в Китае они тоже есть.

      С одной стороны радует, что мы не единственные такие в мире.

      С другой- автор верно напомнил, что борьбу с сектой своих собственных дураков "правдоискателей-самобичевателей" - можно незаметно продуть вдрызг вместе со всеми своими достижениями да так, что и оглянуться не успеешь, как потеряешь и свою рабочую партию и страну. Это нечто вроде психической болезни общества
  2. +6
    12 апреля 2024 06:38
    Люблю статьи на подобные темы. Железо это промышленность, без "Железного пояса" не будет своей "Кремниевой долины".
    1. +5
      12 апреля 2024 08:22
      Я тоже люблю статьи на исторические темы . Помню в школе нам учительница рассказывала о «большом скачке» в Китае . По ее словам , они действительно перегнали Великобританию по количеству выплавленного чугуна , но его качество было таким низким , что применить его в дальнейшем производстве было практически бессмысленно . Естественно нам рассказывали и о борьбе с воробьями , но это уже другая история .
      1. +6
        12 апреля 2024 19:37
        Цитата: Кузнец 55
        его качество было таким низким , что применить его в дальнейшем производстве было практически бессмысленно

        Нет такого! Это ерунда. Передел любого чугуна в более марочный - еще при Гаскойне, при более-менее техно среде - не проблема! Есть "чушки" - сталь и чугун на современном (тогда) комбинате - обычное дело.
      2. +2
        12 апреля 2024 20:23
        Цитата: Кузнец 55
        Помню в школе нам учительница рассказывала о «большом скачке» в Китае

        А, много ли мы на самом деле знаем о Китае? Самой промышленной стране мира. И я в том числе. wink
        " Большой скачок" на самом деле не только выплавка чугуна в деревне, истребление воробьев и хунвэйбины. Кстати , этот чугун вроде в деревне и использовался.
        Я его понимаю как сталинские индустриализация и коллективизация по Мао со всеми их недостатками через 30 лет после нас. Исходники у нас похожи- по 90% крестьян.
        P.S. Статью китайскую не читал. Без комментариев.
        P.S.I. Для китайцев Россия- страна Великого Ленина, а мы- ревизионисты.
        1. +1
          13 апреля 2024 23:07
          Хунвейбины - это уже немного другая история, а именно - история "культурной революции", которая пришла на смену "Большому скачку".
          1. +1
            14 апреля 2024 00:49
            Цитата: Франк Мюллер
            Хунвейбины - это уже немного другая история, а именно - история "культурной революции", которая пришла на смену "Большому скачку".

            Можно так, а можно- продолжение "большого скачка". wink А, можно параллели с нашей историей провести- репрессии 1937 года.
            Повторюсь , наше представление о большом и сильном соседе отрывочны.Китайцы изучают нашу историю и делают выводы. Что-то мне подсказывает, не допустят они у себя 1991 год.
            P.S. "Информация к размышлению".
            Россия- 1914-174 млн., 2023-146 млн.;
            КНР- 1949- 537 млн., 2023- 1млрд. 410 млн.
          2. 0
            14 апреля 2024 10:51
            В СССР, тоже была своя Культурная революция.
            Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции
    2. +4
      12 апреля 2024 19:30
      Приветствую, Владимир. Считаю статью весьма достойной. Некоторые пояснения автора, что мол не 10 век, а ближе к к рубежу 17-18 веков - ОК.
      Важен ответ только на ключевой вопрос - а выполнили ли сталевары поднебесной "Великий План Партии"? Сама по себе идея не сконцентрированного производства стратегических материалов весьма современна. Только подход к этому делу как к "кампании" (эксперименту) сходу настораживает.
      1. 0
        13 апреля 2024 14:01
        Приветствую!
        Цитата: Толстый
        Только подход к этому делу как к "кампании" (эксперименту) сходу настораживает.

        Кампанейщина зло, но в данном случае думаю что не эксперимент.
  3. +3
    12 апреля 2024 07:29
    Процесс перехода от натур хозяйства к городской гражданской жизни занимает 3 поколения.
    Не важно через что-он должен пройти. Оторвать детей крестьян от сохи и ввесьи в пром произ-во.
    Потом стариков переселить к детям. Так уничтожить архаику.
    А вот как организовать жизнь в городе - еще один стратегический вопрос.
    Вкпб и кпсс удалось.
    Кпк - еще идет процесс. После победы в гражданской войне , с 1950 г по 2050г.
    Структура промышленности и городского населения.
    Йелен против китайского видения жизни 1, 2 млрд городского и эскпортного хозяйства.
    Она за чайна-таун с лавочниками. За одну кремниевую долину
    У китайцев выбор простой - соха или спутник символ?
    1. -2
      12 апреля 2024 07:52
      У них другой символ - РИС. Не как крупа, а как растение.
      1. +4
        12 апреля 2024 14:24
        В ряде провинций Китая рис никогда не являлся главным продуктом питания. А в целом для китайцев рис никогда не имел такого значения, как для корейцев, японцев, вьетнамцев.
  4. 0
    12 апреля 2024 07:40
    Помню времена, когда нам объясняли, что китайские подходы к индустриализации ведут в никуда. Рассказывали и о маленьких, "дворовых", производствах металла. Мы все дружно смеялись.

    Однако у нас с Китаем сегодня одна промышленность на двоих и мы у них учимся производить автомобили. Мне почему-то стыдно.

    Статья интересная, спасибо Автору.
    1. +3
      13 апреля 2024 23:20
      То что наделали наши "вечные друзья" во время "Большого скачка" (равно как и во время "Культурной революции") оказалось пагубным путем никуда. Мы тогда действительно потешались над этим, китайцам же оказалось не до смеха. А наследнику Мао, товарищу Дэн Сяо Пину, пришлось выгребать эти "авгиевы конюшни" вводя аналог советского НЭПа и привлекая закордонную помощь. Нам же стыдиться надобно не столько тогдашнего брежневского "застоя", сколько идиотизма горбачевского "кооперативного движения" с его, в первую очередь, платными сортирами и прочей пародией на частное предпринимательство.
  5. +6
    12 апреля 2024 07:50
    Тут вопрос-то такой. Даже выплавлять чугун по Демидовской технологии - это надо головой соображать. Пусть немногих, но научить. Эти немногие должны набишь шишек и синяков, чтобы что-то соображать. Тогда они уже могут чему-то научить новых недоучек. Этого времени не было. При всем уважении к китайской дотошности, которая сочетается с вполне русским разгильдяйством.
    Так что скорее всего идея была провальная на коротком отрезке времени. При этом не стоит исключать, что какой-нибудь дядюшка Ляо что-то круто чуял в черной металлургии. Но и он без современных ему приборов в лаборатории делал бы все на уровне 18-го века. Ну, может, середины 19-го.
  6. +6
    12 апреля 2024 07:51
    Не раскрыт вопрос цели. Железо это хорошо, но какова необходимость НЕМЕДЛЕННО мобилизовать на это дело полстраны?
    1. +5
      12 апреля 2024 08:07
      какова необходимость НЕМЕДЛЕННО мобилизовать на это дело полстраны?
      Наверное, такая же необходимость, как и то, что солдат ни минуты не должен сидеть без дела. Вот дело и нашли.
      1. +1
        15 апреля 2024 12:25
        Наверное, такая же необходимость, как и то, что солдат ни минуты не должен сидеть без дела. Вот дело и нашли. предполагаете что 90 млн населения Китая страшно хотели нажраться водяры, сбегать в самоход и заняться сексом - а занятий им нормальных в КПК придумать не смогли?
    2. +6
      12 апреля 2024 09:09
      Для машиностроения нужен дешевый чугун-это основа всего.Станины станков-главного средства производства- отливаются из чугуна.Из чугуна же получают и сталь-основной конструкционный материал.
  7. +3
    12 апреля 2024 08:09
    Интересная статья. Раньше эти "домашние домны" подавались лишь совместно с "войной с воробьями", случившейся несколько раньше. Автору - респект.
    1. 0
      12 апреля 2024 18:14
      Интересная статья.

      Да, Интересная, прочитал с удовольствием. Тем более ,что недавно Вы, Сергей, вспомнили то время в беседе. Пока я собирался и думал куда пойти посмотреть ---- вот и статья появилась! Интересное то время было для Китая.Хотелось бы узнать больше о нём. Жаль, что последовали разногласия с СССР . И последующие события.
    2. +2
      12 апреля 2024 18:23
      Многонациональная страна с древнейшей историей искала новые возможности развития. Постепенно. С помощью СССР . Ошибки, трудности были. Голод. Война с японцами. Много чего было. За 100 лет как-то всё преодолели не отказавшись от идеи социализма , коммунизма , красного знамени и 7 Ноября
      1. +3
        12 апреля 2024 18:51
        Мы своим примером показали китайцам, что с ними будет, если они откажутся от единого центра - КПК. У нас такой центр полностью сгнил, у них не успел.
        1. -2
          12 апреля 2024 20:20
          Да, это обидно. И они сейчас поступают, как древние римляне и Египтяне --- что бы усилить себя, включают в свой пантеон иноземных Богов и ведут себя так как если это их исконные Божества
          1. +1
            12 апреля 2024 20:22
            Ничего не понял про "иноземных Богов". Это ты западную экономику так называешь?
            1. +1
              13 апреля 2024 13:27
              Извините, Сергей, не ответил вчера ---был на работе.
              Я имел ввиду Богов именно Древнего Мира. Например, у римлян был такой обряд --- эвокация. Т.е они, чтобы включить чужое Божество в свой пантеон, и усилить Его, приносили Ему жертвы по римскому образцу. Если верить Сенкевичу, император Нерон совершил этот обряд по отношению к Христу. Ещё раньше включали и ДревнеЕгипетских Божеств.
              Древние Египтяне успешно практиковали заимствованние чужеземных Богов и Богинь. Например, Финикийские Богини --- Анат, Астарта, Ашера, Кудшу, а также Боги --- Баал и Бел. Над другими народами тоже постарались: включили ливийского Аша, нубийского Дедуна, аравийского Бэса [страшный кривоногий карлик-шут, отпугивающий злых духов, защитник детей].
              Похожие обряды были и у других народов. Есть документ древний, где говорится о бракосочетании между вавилонским Бел-Мардуком и зороастрийской Анахитой. У Славян Бога Хорса называли хазарским, Семаргл вообще был из Персии, ну и так далее.
              А про уважение Китайцев к Ленину и Сталину, их портреты, праздник 7 ноября в Китае, знают все.
              1. +1
                13 апреля 2024 14:32
                Теперь понятно. Это традиционная процедура адаптации божеств народов, присоединённых к государству. Своих божеств навязать так сразу и не получится, а вот так, постепенно "принять в культуру цивилизации" вполне можно.
      2. +4
        13 апреля 2024 23:42
        Социалистическая идея в современном Китае носит, скорее, декларативный и декоративный характер. На самом деле в стране нашего "вечного друга" доминирует государственный капитализм с вкрапленными в него элементами социализма, позволяющими жителям Поднебесной хоть как - то сводить концы с концами. А насчет красного знамени...Так над чанкайшистским, далеко не коммунистическим, Тайванем, вроде бы, тоже развевается красный флаг? Флаг Гоминьдана, на котором (вместо золотых пятиконечных звезд коммунистического Китая) его верхний левый угол украшает одна 12 - конечная звезда на фоне синего прямоугольника. От 7 ноября КНР никогда не отказывалась, поскольку такого официального государственного праздника в стране никогда не было.
  8. +4
    12 апреля 2024 08:18
    А итог этой статьи? Чего добились? Или чего не добились?
    1. +1
      12 апреля 2024 09:26
      О яко бы низком качестве выплавленного металла в годы большого скачка в свое время много писали, так это или не так судить по словам пишущих нельзя, пишущие это как правило гуманитарии которые не любят и поэтому не умеют работать руками (они предпочитают работать языком и еще они умеют цитировать друг друга,) один только факт , что в Китае еще в древности делали монеты из чугуна которые нам не так просто повторить на современном металлургическом комбинате говорит о многом . Не имея в руках образцов изделий нельзя делать выводы о их качестве
      1. +1
        15 апреля 2024 12:33
        "О яко бы низком качестве выплавленного металла в годы большого скачка в свое время много писали, так это или не так судить по словам пишущих нельзя, п" - это очевидно!!! В силу того что объём домен мал- чугун будет различаться по качеству от домны к Домне очень сильно.
        В ВОВ уровень брака броневой стали с большим трудом удалось к 1945 снизить с 70 до 52% belay .Из за перебазирования промышленности и низкого уровня квалификации рабочих рук.
        А тут Китай, кустарные домны вне промышленности и полное отсутствие квалифицированных металлургов
  9. -5
    12 апреля 2024 09:03
    Спасибо автору за превосходный материал.Чугун основа современной цивилизации.Скорее всего без большого скачка,связанного с ним литейного производства,-наблюдаемого роста китайского машиностроения просто не было бы.Кстати ,по аналогичному пути идет Пакистан-где существенная часть металлоизделий изготавливаются в примитивных мастерских.С роликами можно ознакомиться на ютуб.
    Беда РФ что власть в РФ принадлежит гуманитариям-людям ограниченным и безграмотным.
    Будем ждать продолжения статьи.
    1. +5
      12 апреля 2024 11:09
      Цитата: Dozorny severa

      Будем ждать продолжения статьи.

      Да, очень не хватает в конце статьи слов - "продолжение следует".
      Без них она , как половина анекдота.
  10. +10
    12 апреля 2024 09:23
    Цитата: С.З.
    Помню времена, когда нам объясняли, что китайские подходы к индустриализации ведут в никуда. Рассказывали и о маленьких, "дворовых", производствах металла. Мы все дружно смеялись.

    Однако у нас с Китаем сегодня одна промышленность на двоих и мы у них учимся производить автомобили. Мне почему-то стыдно.

    Статья интересная, спасибо Автору.

    Этот идиотизм и вел в никуда и смеялись с него вполне заслуженно, это ясно любому кто связан с металлургией. До применения научных методов выплавки стали и чугуна плавка делалась на глазок но процесс укладки и плавки от и до контролировали опытные мастера, а если заменить мастера крестьянином качество даже на хорошем уровне 17в это недостижимая цель. Но гениальные вожди в своих идиотских решениях конечно же умнее профессионалов, а ещё более гениальны гении которые этот идиотизм оправдывают. Автору сего опуса невдомёк что малая металлургия в Китае была и до Мао да и сейчас в бедных районах наверное есть, вот только то что по силам опытному кузнецу не по силам его соседу от сохи и масштабирование в короткие сроки невозможно от слова совсем. От СССР тоже осталось немало фото свидетельствующими об успехах повальной коллективизации, ну правда голодуха настала, ну это так- мелочи)))
    Автомобили в Китае до массового импорта западных технологий были на уровне 40-х годов 20в, как и в СССР копейка по отзывам машиностроителей была прорывом.
  11. +6
    12 апреля 2024 09:33
    Цитата: Dozorny severa
    Для машиностроения нужен дешевый чугун-это основа всего.Станины станков-главного средства производства- отливаются из чугуна.Из чугуна же получают и сталь-основной конструкционный материал.

    Если домну сложит крестьянин от сохи и он же будет делать укладку и плавку из получившегося говна можно будет отлить разве что груз- болванку, отлить станину станка это технологически непростая задача. Кустарщина всегда проигрывает массовому заводскому производству в цене, в Пакистане в том числе это может быть выгодно за счёт почти бесплатного труда.
  12. Комментарий был удален.
  13. +5
    12 апреля 2024 09:37
    Цитата: Dozorny severa
    Спасибо автору за превосходный материал.Чугун основа современной цивилизации.Скорее всего без большого скачка,связанного с ним литейного производства,-наблюдаемого роста китайского машиностроения просто не было бы.Кстати ,по аналогичному пути идет Пакистан-где существенная часть металлоизделий изготавливаются в примитивных мастерских.С роликами можно ознакомиться на ютуб.
    Беда РФ что власть в РФ принадлежит гуманитариям-людям ограниченным и безграмотным.
    Будем ждать продолжения статьи.

    Написал гуманитарий)))
    1. -2
      12 апреля 2024 22:25
      Да ну-есть чем аргументировать,или так -прохватило?
  14. +10
    12 апреля 2024 10:06
    Раздел "История" стараниями зотовых, сарматовых и прочих верхотуровых "падает стремительным домкратом".
    Автор высосал из пальца целый сериал о неких "либералах и западниках", огульно критикующих китайский коммунизм и своих мучительных поисках среди "либерального болота" живительного источника информации о китайском "Большом скачке" малой металлургии Китая в период этого самого скачка.
    Что мешало автору воспользоваться массой русскоязычных и англоязычных источников, в которых этот период китайской истории, его замысел, ход и катастрофические для Китая последствия разобраны буквально по косточкам - приходится просто гадать. Судя по всему, он к этому и не стремился. Вместо этого была состряпана легенда о "ворошении китайских источников". Как их автор собирается ворошить без знания китайского языка - остается загадкой.
    Что касается статьи Ло Пинханя, то автор "нашел" ее по ссылке в статье о "Большом скачке" в википедии и кое как перевел с помощью гуглепереводчика, который с китайскими, корейскими и японскими иероглифами справляется откровенно плохо.
    Что касается "нелегальных доменных печей", то все они до 2012 года были легальные и вполне легально производили продукцию. Например, в деревушка Линлин провинции Хунань расположена на месторождении марганцевых руд. Местные жители эту руду в ипровизированных карьерах добывали и в доменных печах плавили ферромарганец. Таких печей в деревне было 46. В 2012 году в Китае приняли решение закрыть все доменные печи емкостью менее 1000 кубических метров и все конвертеры емкостью менее 100 тонн ввиду того, что такие производства не могут обеспечить защиту окружающей среды а снижение спроса на сталь делает их экономически невыгодным.
    1. +5
      12 апреля 2024 10:24
      Я тут с 2017 года сижу может и помоему ни чего не меняется на одну годную статью, приходится 1-2 статьи о общественных фактах из вики и 1-2 шлака типа вот этой.
    2. -9
      12 апреля 2024 11:07
      “Автор высосал из пальца целый сериал” – откуда высосал не важно, важно что поднял интересную и для многих поучительную тему.
    3. -7
      12 апреля 2024 12:35
      Какая прекрасная истерика! laughing
      1. +8
        12 апреля 2024 12:42
        Не надо себе льстить. Вам, мил человек, до того, чтобы на Ваши опусы возникали истерики, неприлично большое расстояние. Все Ваши придыхания типа, что в этой истории больше вопросов, чем ответов, они исключительно от Вашего невежества, о чем и написан комментарий. А то люди подумают еще реально, что в китайском "Большом скачке" некто Верхотуров нашел тайны.
        1. -10
          12 апреля 2024 14:30
          Что мешало автору воспользоваться массой русскоязычных и англоязычных источников, в которых этот период китайской истории, его замысел, ход и катастрофические для Китая последствия разобраны буквально по косточкам - приходится просто гадать.


          Вот здесь Вы заорали: "Не сметь не шпарить по методичке!". Вполне себе истерика.
          На что я Вам отвечу. Во-первых, подотритесь. Во-вторых, историю Китая следует изучать в первую очередь по китайским источникам. В-третьих, изучая, в любом случае следует думать. В-четвертых, орать не значит думать.

          Почему подотритесь? Потому что методичка Ваша недоброкачественная, она вызывает вопросы, а не снимает их.
          1. Msi
            +4
            13 апреля 2024 07:42
            Во-первых, подотритесь

            Да уж... Вот это авторы на ВО...
      2. -8
        12 апреля 2024 22:35
        Автору надо сохранять спокойствие-большая часть комментаторов дегенеративный
        скот демократической национальности...
    4. -3
      12 апреля 2024 20:37
      Цитата: Dekabrist
      Что мешало автору воспользоваться массой русскоязычных и англоязычных источников, в которых этот период китайской истории, его замысел, ход и катастрофические для Китая последствия разобраны буквально по косточкам - приходится просто гадать.

      Что мешало догадаться нетрудно. Все эти якобы многочисленные статьи написаны булкохрустами на американские гранты по британским штампам и методичкам. Как впрочем и история нашей страны переписанная уже напрочь по тем же лекалам.
      1. +2
        12 апреля 2024 20:54
        Все эти якобы многочисленные статьи написаны булкохрустами на американские гранты по британским штампам и методичкам. Как впрочем и история нашей страны переписанная уже напрочь по тем же лекалам.

        Паранойяльный ипохондрический синдром ха­рактеризуется интерпретативным систематизированным бре­дом болезни, не сопровождающимся выраженными аффективными нарушениями и элементами острого психотического со­стояния. Ипохондрический бред сочетается с монотонностью аффекта, стойкими идеями отношения и расстройствами мыш­ления, в виде обстоятельности, склонности к резонерству.
  15. +5
    12 апреля 2024 10:52
    Мао – соратник И.В.Сталина и считал Н.С.Хрущёва ревизионистом. Идеологические противоречия предопределили отношения межгосударственные.
    Большой скачок что-то промежуточное между сталинской индустриализацией и сегодняшним импортозамещением с опорой на сильно ограниченные собственные силы – не было возможности строить Магнитки, а металл был необходим.
    Из этого появилась идея малой металлургии, кустарного производства, борьбы за сохранение урожая и прочих прожектов из которых рождались несбыточные планы с печальными последствиями.
    Стоимость кустарного производства металла оказалась заоблачной, а его качество низким. Изъятие из с/хоз-ого производства большой массы занятых ручным трудом человеков привела к упадку оросительных систем, снижению урожаев и голоду.
    Из опыта большого скачка КПК сделала выводы и под руководством ДэнСяопина вернулась к практике Новой Экономической Программы В.И.Ленина – сельских жителей наделили крохотными наделами земли, а городские занялись кустарным производством, предпринимательством в сфере услуг и розничной торговли.
    Фактически в КНР было сделано то, что предлагал делать Г.А.Явленский в своей знаменитой программе 500 дней, которая была альтернатовой чубайсовской прихватизации, когда 30-ти летних мальчиков наделяли целыми отраслями и распродавали за бесценок государственную собственность на т.н. залоговых аукционах, в результате чего население поляризировалось на богатых и нищих, пропасть между которыми сохраняется сегодня и будет расширяться в будущем.
    В результате реформ ДэнСяопина в КНР появился класс мелких(!) собственников, но при этом крупные инфраструктурные производства оставались под полным контролем государства и руководством КПК КНР.
    Дешёвая рабсила привлекла западные инвестиции прежде всего в отрасли с быстрой окупаемостью – лёгкую промышленность и торговлю. В КНР потянулся крупный промышленный капитал. Строились заводы, непременным условием чего было наличие на предприятии партийной ячейки, которая контролировала руководство, производственный и технологический процесс.
    КНР стала мировой фабрикой ширпотреба. Это потребовало квалифицированных кадров и государство провело реформу образования. Сегодня КНР не только мировой лидер по подготовке высококвалифицированных специалистов и патентным изобретениям, но и лидирует в 37 из 44 важнейших направлений науки и техники, занимает первое место в мире по объёму ВВП, обгоняя США с их 15,5% и ЕС с 14,87 %, и продолжает поддерживать самые большие темпы роста в 5% против 3% у США и 0,8% ЕС.
    При всём при том, КНР не переписывает историю в угоду внутренним и внешним тенденциям, признавая свои ошибки, изучая чужой опыт и делая объективные выводы. Как говорил Мао, если история его оценит на 70% от И.В.Сталина, это будет для него высшей наградой и признанием заслуг как основателя социалистического Китая.
    Рост экономики предопределил жесточайшую конкуренцию с монополистическими объединениями США и ЕС за рынки сырья и сбыта, что не могло не отразилось в политике.
    1. 0
      13 апреля 2024 13:42
      Изъятие из с/хоз-ого производства большой массы занятых ручным трудом человеков привела к упадку оросительных систем, снижению урожаев и голоду.


      Они могли сделать более грамотное замещение - на смену крестьянам должны были приходить крестьяне с средствами малой механизации и сельхозхимии - с мотоблоками и мешками удобрений. Это можно сделать было на технологиях 1950.
      И у них не хватило фантазии и смелости. Если бы вместо концентрации на грубой металлургии и стройке стали больше вкладывать в точную механику, вроде часовых и приборных призводств, химию и самолётостроение то современный Китай был бы бледной тенью Китая высокотехнологичного. Напомню что в 1950 самолёты ещё можно было строить на почти на мебельных фабриках. Химия бы дала сначала удобрения а затем и полупроводники. Но китайцы испугались слишком смелых шагов.
  16. +3
    12 апреля 2024 13:35
    понятно, коммунисты всё за преступления прошлого отбрехаться пытаются. давным-давно вдоль и поперек изученный вопрос опровергнуть. настоящий рывок китая произошел с 1979го года те фактически послали нахрен коммунизм и разрешили частную собственность. а все марксистские "скачки" привели только к 60-80 миллионам жертв от голода и репрессий в одном только китае
    1. -1
      13 апреля 2024 00:39
      Вообще-то нормальные люди понимают, что преступления во все времена совершались дураками, ворами и предателями. Быть коммунистом для этого не обязательно, можно быть и капиталистом, эффект тот же.

      Невежды не совершают преступлений хотя бы потому, что всего лишь толкуют о вещах, о которых не имеют понятия. И это все.

      Кто читал первоисточники, знает, что в социалистическом государстве может присутствовать любая форма собственности. А китайцы в итоге тяжкой борьбы со своими собственными дураками и предателями успешно скопировали советский НЭП, предложенный Лениным.

      Русский народ эту борьбу проиграл вдрызг вместе со своей рабочей партией и своей страной, но гордиться здесь нечем.
      1. +1
        15 апреля 2024 12:41
        итоге тяжкой борьбы со своими собственными дураками и предателями успешно скопировали советский НЭП, предложенный Лениным." - для нашего НЭПа пришлось срочно ликвидировать ВЧК. Ибо когда есть возможность прислонить к стенке "за контрреволюцию"- принесут всё поголовно....
  17. 0
    16 апреля 2024 09:23
    Честно говоря, не понял удивление автора, выводам Ло Пинханя, все же предельно логично! Когда 33%, работающих, в не самой аграрно развитой, на тот момент, стране, занимаются металлургией, то голод, придет автоматически, если конечно не закупать продовольствие заграницей! Ну и убогое качество, металла, в этих кустарных условиях, можно даже не обсуждать! Да и чугунный плуг, это конечно сильно! Правда до первого булыжника, что поделать, чугун штука хрупкая, особенно если правильно не термообработан...
  18. +1
    16 апреля 2024 20:58
    Цитата: иван2022
    преступления во все времена совершались дураками, ворами и предателями


    вообще-то любой нормальный человек, минимально знакомый с историей, знает, что только для коммунистов, да еще, во вторую очередь, нацистов, преступления - есть целенаправленная суть государственной политики. и результаты соответствующие - 20 млн жертвы голода и террора в россии, 60-80 млн в китае, в камбодже вмего 3 млн, но зато из 8 и всего за 3 года. нет более кровавой, лживой, преступной и человеконенавистнеческой идеологии, чем коммунизм
  19. 0
    16 апреля 2024 21:00
    Цитата: иван2022
    Русский народ эту борьбу проиграл вдрызг вместе со своей рабочей партией и своей страной, но гордиться здесь нечем.


    русский народ проиграл только тем, что слишком долго жил при коммунизме. из-за чего безболезненно удалить его, как в китае, не удалось - страна рухнула вместе с коммунизмом