Подготовка к саммиту «ЕС – Центральная Азия» и проблемы российской концепции многополярности

15
Подготовка к саммиту «ЕС – Центральная Азия» и проблемы российской концепции многополярности

Соблазнение Европой


8–10 апреля в Брюсселе, Астане и Ташкенте подтвердили, что «в конце апреля» Узбекистан (как и планировалось еще в январе) примет участников очередного саммита «Евросоюз – Центральная Азия».

Данное мероприятие позиционируется как основное по отношению прошедшим ранее встречам по линии «ЕС – Центральная Азия» и даже упоминается как «первый формальный саммит», т. е. с полноценным участием лидеров. На самом деле таких полноценных встреч за прошедшие десять месяцев прошло три.



В июне прошлого года состоялся саммит в Киргизии*, где топовые администраторы ЕС пытались нащупать ответ на масштабную китайскую инициативу в Сиане. Делали они это осторожно, санкциями не разбрасывались, антироссийской риторикой на удивление не увлекались.

В сентябре принимающей площадкой выступила Германия**, здесь уже санкционная повестка звучала намного громче и отчетливо. Конкретнее были и предложения от ЕС, где вспомнили, что еще в 2019 году были озвучены инвестиционные инициативы, подписаны документы и дорожные карты. На этой базе начали заново выстраивать предложения.

Ответом Китая, по идее, должен был стать грандиозный форум «Один пояс – один путь», однако от наблюдателей не ускользнуло то обстоятельство, что главы Таджикистана и Киргизии в Китай не приехали.

Не поехал туда и глава Белоруссии, однако буквально через неделю он совершил отдельный визит с большой программой, где, в отличие, кстати, от России, подписал и нормативно закрепил взаимоотношения с Китаем на основе концепции «Сообщества единой судьбы» «Как связаны визит главы Белоруссии в Китай и наши идеи Большой Евразии»).

В конце нынешнего января в Брюсселе Центральная Азия участвовала в министерском формате, однако все это проходило в рамках форума***, посвященного монструозному (пусть и довольно давнему) проекту Global Gateway, который ЕС решил реанимировать и наполнить деньгами. Предложения уже стали такими, что высокопоставленный русофоб Ж. Боррель уже не стеснялся в формулировках:

«Страны Центральной Азии нужны Брюсселю для того, чтобы добиться эффективности антироссийских санкций».

Путь от июня прошлого года с его посылом «санкции – это дело важное, но в данном случае не главное», до речей большого «друга» России Ж. Борреля в нынешнем январе был пройден за восемь месяцев. Это весьма бодрый темп для евробюрократии.

И здесь мы хорошо можем проследить сами механизмы «соблазнения Европой». С чего начинали, какие проекты перебирали в уме, на каких в итоге остановились. А также не только проектную работу, но и взаимодействие с элитами, а также своеобразное распределение ролей в этой игре.

Общее взаимодействие курировал Берлин, тонкие финансовые вопросы – Лондон, Париж сосредоточился на Кавказе, на вытеснении России из Армении.

Не обходит стороной регион даже Ватикан, который пробует сыграть роль своего рода связующего моста между ЕС и Китаем через Центральную Азию, сглаживая острые углы конкуренции между двумя макросистемами. А то, что конкуренция началась, видно невооруженным глазом как раз с мая прошлого года.

«Группа Пяти»


Самое интересное, что страны Центральной Азии при всех разногласиях и разночтениях, с середины 2022 года на международной арене стараются выступать как «Группа Пяти». Практически все крупные мероприятия проходят как раз в формате «Пять плюс». Казахстан и Узбекистан провели довольно крупные реформы и подписали фактически союзный договор.

Задача создания такого внешнеполитического ядра и проведения реформ, в общем-то, понятна: больше выторговывать в конкуренции за себя между Пекином и Европой, поставить негласные рамки влиянию России и Турции, а также продемонстрировать для инвесторов благоприятный климат, способность региона самому разрешать противоречия и обеспечивать стабильность.

В России это принято называть «многовекторной политикой», причем за последние годы коннотация этого термина стала отрицательной. Тут, конечно, можно подискутировать на тему, почему в России приветствуется многополярность, но осуждается многовекторность, однако в целом вряд ли должно удивлять, что страны с экономиками вроде наших центральноазиатских соседей играют сразу на многих досках. Инвесторов ищут на Ближнем Востоке, деньги хранят в Лондоне, на трудовых ресурсах зарабатывают в России, инфраструктурных проектов ждут из Китая и т. п.

Можно посмотреть, как на 2024 выстроилась структура инвестиций и торговли в регионе. Торговля с Китаем – 52 млрд долларов (27 %), ЕС – 48 млрд долларов (25 %), Россией – 41 млрд долларов (21 %), Турцией и Ближним Востоком – 15 млрд долларов (7 %), между собой – скромные 10 млрд долларов (5 %). Накопленные инвестиции в регионе: Евросоюз – 105 млрд долларов, Китай – 65 млрд долларов, Россия – 40 млрд долларов.

Т. е. мы видим, что ни работа с Россией за прошедшие годы, в рамках ли ЕАЭС, или вне этого объединения, ни взаимодействие между собой регион в цельную экономическую единицу – в субъект не превратили. Россия не имеет преимущественного товарооборота и инвестиционных проектов, внутри себя регион слабо связан, а показатели между ЕС и Китаем делятся почти поровну.

Впрочем, в плане эффективности Пекин пока обходит Европу, поскольку получил больший товарооборот при меньших инвестиционных вливаниях. Также понятно, что современная «Группа Пяти» – это именно внешнеполитический проект стран Центральной Азии, об особенностях которого как раз и говорилось несколькими абзацами выше.

В прошлом сентябре Вашингтон провел саммит «США – Центральная Азия», по итогам которого стало понятно, что американцы на этом направлении играть системно и серьезно не собираются.

Вначале они попытались «Группу Пяти» раздробить в связке Узбекистан – Казахстан, затем отметились невнятными лозунгами. Зато Лондон и Берлин американскую эстафету подхватили довольно эффективно. Вашингтон по многим причинам, которые озвучивались через многочисленные официальные источники, нацелен на Ближний Восток и Индию.

Впрочем, есть в России стойкое убеждение, что США отовсюду уходят для схватки с Китаем, и почему-то именно в Юго-Восточную Азию. Экономическая статистика и инвестиции таких тенденций не отмечают, так что тут скорее дело в прогностических популярных тенденциях. Пройдет время, они поменяются. Сейчас же для США главная головная боль – сектор Газа, из-за которого официальная программа США по региону встала на паузу.

Подготовительные шаги


Брюссель же за последние месяцы неплохо нащупал те точки, где может остановить китайские инициативы по интеграции Центральной Азии в свою концепцию «Сообщества единой судьбы», и не только реанимировал массу инвестиционных проектов, но и сложил их в определенную систему.

Стоит отметить, что у британских финансистов за осень-зиму побывал почти весь истеблишмент наших соседей, а небезызвестные финансовые кланы под общим брендом «Ротшильдов» очень плотно занялись Киргизией и активизировались в Казахстане.

Отметим, что за прошлые полгода ЕС решил большинство сложных вопросов с Турцией, что сразу отразилось на инвестиционных возможностях Анкары. При всей, казалось бы, на первый взгляд невыгодности положения с инфляцией, в Турцию пошли инвестиционные фонды. Вряд ли следует сомневаться, что взаимодействие по линии «Туркмения – Турция» с газовыми проектами и активизация ЕС в Туркмении имеют между собой много прямых и опосредованных точек стыковки.

Только сделав все эти подготовительные шаги, фронтмены от европейской политики стали уже вещать на публику о санкциях, и, надо сказать, что звонки из региона в плане санкций Москва стала действительно получать регулярно. Дело, конечно, не только в европейской политике, тут работает и эффект накопления по санкционным пакетам в целом, но тенденция все равно прослеживается неплохо.

В этом плане, если сложить все имеющиеся пазлы в общую картину, то на апрельском мероприятии мы практически гарантировано увидим крупный инфраструктурный инвестиционный пакет ЕС в Узбекистан, Киргизию и Казахстан, полную поддержку стыковки усилий Туркмении и Турции в плане «газового коридора», предложения Таджикистану «подумать о перспективах», и все это под густым соусом «зеленой энергетики». Увенчает же все это великолепие вишенка из требований по санкциям, которые уже будут озвучены жестко и прямо.

Часть из этих требований выльется в дальнейшее ужесточение работы в банковской сфере и контроле реэкспорта, что, конечно, закономерно вызовет волну возмущения у нас. Но здесь вопрос даже не в волне гнева в стиле «доколе», а в общей схеме в регионе, где пока после сильного выхода в первой половине прошлого года Китай за последние месяцы пока не приобретает существенных очков.

Китайский стоимостной кластер, который даже не оспаривается в концепции таких структур, как МВФ, по всем тенденциям и декларациям собирается из ЮВА, Центральной Азии, Пакистана, Ирана, Афганистана и России. Если Европа продавливает своими инвестициями проекты в Центральной Азии, то китайская будущая модель оказывается логистически и политически слабой практически в самом центре.

Это такой большой клин в китайскую инициативу. По большому счету тут Пекин виноват сам, поскольку, задекларировав в мае прошлого года просто инвестиционный бум в регионе, он же по славной традиции деньги стал для Центральной Азии придерживать. Европейцы на этих слабостях Пекина сыграли довольно эффективно, и Китаю придется чем-то отвечать.

Отдавать без конкуренции Пекину Центральную Азию с ее таблицей Менделеева и уже вложенными в регион 105 млрд долларов не будут ни еврочиновники, ни британские финансисты, ни европейские сырьевики. «Забрать» Центральную Азию европейцы, конечно, под себя не заберут, но заставить Китай отдать его половину от ресурсов региона попробуют однозначно. Если же вся эта конкуренция еще больше ограничит возможности и влияние Москвы, то результат будет вполне приемлемым для всех западных институтов.

В России, конечно, популярен тезис о том, что Европой управляют не совсем вменяемые люди и институты. Русофобы там собрались отменные, но вот все изложенное как-то не позволяет говорить об особой невменяемости или глупости.

«Евразийский полюс»


В этом плане, конечно, возникают вопросы к той модели, которую мы сами строим сегодня в регионе. Она очень двусмысленна и именно на этой двусмысленности играют и будут закономерно играть элиты Центральной Азии. Опять-таки, это бы делали любые элиты, оказавшиеся в подобном положении.

Двусмысленность для региона в том, что все понимают нереалистичность формирования «Евразийского полюса» как макроэкономического стоимостного кластера. Но при этом отказаться от работы с Москвой, как хотелось бы многим евробюрократам, страны Центральной Азии по вполне прагматичным соображениям не могут и не хотят. А это вынуждает их тезисы о «многополярности» поддерживать и в каких-то проектах участвовать.

Куда едут элиты той же Киргизии обсуждать финансы? В Лондон. Но при этом общая зона ПВО создается и т. д. Общий «полюс», под которым нет общей зоны стоимости, с одной стороны, обязывает развивать и углублять формат ЕАЭС, а страны Центральной Азии на этом вполне эффективно играют в забаву из старинной русской сказки про «вершки и корешки».

Мы делаем вид, что у нас общее стоимостное пространство с общим рынком труда, нам направляют мигрантов, мигранты везут добавленную стоимость домой, и так по кругу. Общих производств практически нет, общей на «полюс» добавленной стоимости нет, но полюс вроде бы как есть.

Было довольно интересно наблюдать, как Россия на форуме «Один пояс – один путь» в прошлом году плавно ушла от вопроса присоединения к концепции «Сообщества единой судьбы». И умом это понять можно – концепция это де-факто китайский стоимостной кластер и китайский же «восточный полюс».

Это совсем не многополярность, и идти туда, ясное дело, в Москве не горят желанием. Но и не идти тоже получается как-то не очень. И ведь не сказать, что Россия совсем в регион не вкладывалась: 41 млрд долларов прямых накопленных инвестиций – это почти китайский результат, товарооборот относительно запада и востока слабый, и общих производств мало.

Считается, что третья сторона, наблюдая как конкурируют две других между собой, в итоге получает преимущество. Судя по нашим медиа, что-то подобное у нас витает в виде идей и даже концепций, но такие построения хороши в кабинете, а «в поле» все будут оценивать два параметра – способность собственной экономики к товарному производству на экспорт и к генерации добавленной стоимости, часть которой можно направлять на инвестирование и освоение новых рынков.

У западного и восточного блоков такие возможности есть, есть ли у нас для полноценной многополярности – это вопрос, говоря мягко, для дискуссии.

_____
* «Евросоюз и Средняя Азия – парадоксы июньского саммита»
** «Саммит «Центральная Азия – ФРГ». США подталкивают ЕС к инвестициям в страны «Группы Пяти»
*** «Саммит «Центральная Азия – ЕС». Санкции и активизация старых проектов»
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    13 апреля 2024 06:04
    Если страны средней Азии начали заигрывать с ЕС нам надо закрывать проект ЕАЭС и выслать большинство мигрантов обратно, отменить у них двойное гражданство и начать наконец учитывать интересы коренного населения.
    1. +2
      13 апреля 2024 08:08
      Цитата: vasyliy1
      Если страны средней Азии начали заигрывать с ЕС нам надо закрывать проект ЕАЭС и выслать большинство мигрантов обратно

      Россия и впускала мигрантов со Средней Азии, для того чтобы эти республики были на стороне России. Мигрантов тех стран, которые начали работать и заигрывать с ЕС, нужно выселять обратно и поголовно.
      Начинать нужно с мигрантов из Армении ( не путать с теми, которые живут с времён СССР).
    2. +4
      13 апреля 2024 08:33
      Считаю, что Россия должна срочно остановить это наводнение мигрантов, а не то спустя десяток лет наша страна станет подобием всех среднеазиатских республик!
  2. +1
    13 апреля 2024 07:28
    Поскольку об ЕАЭС в медиа пространстве слышно очень мало или вообще про него неслышно , то можно предположить , что для России он оказался невыгодным проектом . Невыгодным , это ещё мягко сказано . Был бы выгодным и успешным ,трубили бы медиа каждый день . Утешает лишь неизвестность , что ,возможно , через страны Средней Азии сейчас в Россию поступает санкционные товары , которых Россия пока сама не производит.
    Почему сегодняшним среднеазиатским баям привлекателен Лондон ? Да по той же причине , что и Березовским , Абрамовичам и т.д Также надо вспомнить , как молодая Советская Россия довольно таки быстро и для себя малокровно покончило с сопротивлением в тогдашнем Туркестане . Руководители Советской России просто купили тогдашних бает . И потом они и ихние ставленики-потомки долгие десятилетия аплодировали на парт.съездах и целовали Брежнева аж взасос ! А поскольку тогда в СССР про Среднею Азию репортажи на тв. были фактически каждый день , а сегодня про ЕАЭС репортажей фактически нет совсем , то решайте сами , который из этих Союзов , что касается Средней Азии и России , удачный проект а который неудачный .
    1. -1
      13 апреля 2024 08:19
      Цитата: север 2
      Руководители Советской России просто купили тогдашних баев . И потом они и ихние ставленики-потомки долгие десятилетия аплодировали на парт.съездах и целовали Брежнева аж взасос !

      Верно, одних не согласных мечом устранили, а умных рублём купили. И последние до самого развала были верны хозяину, но как СССР распался, платежи прекратились, азиаты начали искать нового спонсора.
      Да что там говорить, все остальные из 15 республик СССР, кроме Белоруссии и Азербайджана, соединились по тому же принципу.
      Моё мнение, что самое приемлемое и разумное решение, было при Российской Империи.
      1. +3
        13 апреля 2024 08:41
        Моё мнение, что самое приемлемое и разумное решение, было при Российской Империи.
        В Российской империи,элиту окраин,рублем и должностями не покупали.Там на сознательность давили.Так объясните, почему эта сознательная элита,которая,обожала государя-императора,не пошла вслед,за Колчаком,Деникиным,Юденичем?А "отдалась,на рассвете",англичанам? От Прибалтики,до Средней Азии?Когда к генерал-лейтенанту русской армии Маннергейму, адмирал русского флота Колчак,обратился помочь генералу русской армии ,Юденичу,взять Петроград,генерал-лейтенант русской армии,согласился,но взамен,потребовал присоединить к Финляндии,часть русских земель,ну и независимость для Финляндии.Крч,не сторговались генерал русской армии и адмирал русского флота.Но память об этом Россия хранит.Мемориальная табличка Маннергейму,висит,в одном из провинциальном музее,что бы глаза,в Петрограде не мозолила.
  3. +5
    13 апреля 2024 07:34
    СНГ не доказал своей жизнеспособности,ЕАЭС показывает тоже самое.БРИКС,еще более менее держится.А ШОС,тоже тишина.За что современная Россия не возьмется все из рук валится.
  4. +2
    13 апреля 2024 07:42
    Но и не идти тоже получается как-то не очень.

    Так выхода то нет. В европейский дом дверь захлопнута, а в китайский приоткрыта... Заниматься построением собственного стоимостного кластера вряд ли возможно в обозримом будущем, ибо статистику хоть и ругают, но если она не приправлена политикой, то наука вполне упрямая и достаточно точная. Некоторые экономисты утверждают, что будущее есть у кластеров с населением не менее 500 млн. человек, видимо стоит с этим согласиться...
    ...41 млрд долларов прямых накопленных инвестиций – это почти китайский результат...

    Но при этом
    Общих производств практически нет..
    а значит, скорее всего, все эти сорок ярдов вложены в добычу минеральных ресурсов. Но месторождения имеют нехорошую тенденцию быстро истощаться, а значит никакого серьёзного/твёрдого плана на десятилетия вперед просто нет...
    1. 0
      14 апреля 2024 04:08
      Да, вывод абсолютно верный
      а значит, скорее всего, все эти сорок ярдов вложены в добычу минеральных ресурсов
  5. +1
    13 апреля 2024 13:55
    Все деньги баев в еврогейском саде, брали пример с российской элиты. А в Кремле стоит раздрай, почти 30 лет шли в "европейскую демократическую семью" стать своими, буржуинскими, теперь вот маячит разворот на 180 градусов, а хочется вернуться взад, на 360 градусов аннылены. Россия ничего не может предложить себе, не то что другим, значит другие пойдут к тем, у кого есть что предложить. Следующие СВО у России будут с Казахстаном, и остальными небратьями из средней Азии. Для этого они поганому туманному острову и понадобились.
  6. -2
    13 апреля 2024 14:02
    Ручки пока коротки у Европы дотянуться до СА ,наше и Китайское влияние (потенциальное) куда сильнее.
    О фактическом рассуждать не берусь - если здоровяк будет сидеть на попе то его побьет и доходяга.

    Что касается нашей стратегии действий - мы,конечно, в среднесрочной перспективе СА можно сказать что упустили. То что повязано -повязано плохими веревками,которые нам самим режут руки. Однако сейчас нам бы по-хорошему стоило провернуть масштабный саммит с максимумом гос-в СА , а может быть и всей той частью пост.сов.пр-ва, до которой мы все еще можем достучаться.

    Пригласить этих людей на одну платформу и обозначить несколько оч. простых вещей.
    1)СВО закончится нашей победой . Из этой ситуации мы выйдем сильнее и 2014 в окружающих нас гос-вах не допустим . Для чего будет и кнут и пряник. Пряник - качественная проработка и выстраивание новых связующих проектов . Нам можно обозначить эти проекты более-менее абстрактно, но обозначить - стоит определенно.
    2)Государства ЕС несмотря на свои посулы склонны использовать неуемное санкционное и административное давление через первоначально привлекательные инструменты. Таким образом нам надо-бы доходчиво объяснить нашим бывшим "братушкам" по Союзу , что ЕС несет им свои правила игры "с двойным дном". Донести до них ,что наш проект пусть и более абстрактный, но и более коллегиальный - и не суть важно будет ли он в итоге таковым . Давать заднюю политикуму сложно ,наша задача убедить их газануть туда,куда нам выгодно.
    3)Запад и его проекты антагонистичны нам и ,следовательно, мы будем препятствовать их развертыванию в зоне нашего влияния всеми возможными способами. Так что тут у СА будет выбор - либо они будут мочиться по ветру,либо против, что куда как менее приятно. Нам стоит донести до наших соседей тезис о том, что эпоха беспорядка завершилась и либо дальше мы пойдем вместе , либо мы будет работать против них и в конечном итоге они вынуждены будут прийти к нам ,но на худших условиях.

    Всё это желательно донести максимально мягко ,но в тоже время и довольно понятно, как долгосрочную стратегию действий. Либо с нами, либо жесткий нейтрал , либо бардак, которому мы всячески посодействуем.

    ИМХО СА должна быть зоной наращивания нашего торгового присутствия . Нам следует к этому готовиться ,нам следует готовить к этому их. Поводок будет длинным но в этот раз довольно жестким.
  7. 0
    13 апреля 2024 19:33
    Центральноазиатские гособразования обладают природными ресурсами, небольшим населением, приличной транспортной сетью и находятся на стыке интересов КНР, РФ, ЕС, Турции.
    Выступая поодиночке их растащат и натравят друг на друга, чтобы потом сделать своими доминионами. Руководители это понимают, пытаются урегулировать взаимные претензии, а их не мало, и попытаться выступать с согласованных позиций в торгах с КНР, РФ, ЕС, Турцией и США.
    Ключевую роль во всех отношениях играет Казахстан к которому отошли миллионы гектаров целинных земель и десятки крупных городов во главе с Целиноградом, ноне Астаной. Поэтому все заинтересованные игроки соревнуются друг с другом в прямых и портфельных инвестициях, кредитах и займах Казахстану чтобы таким образов оказывать влияние на политику Казахстана.
    Проблема всех антизападных объединений типа Снг, Еаэс, Брикс, Шос, Шёлковой дороги в их экономической ориентации во вне, на два мировых центра – США и ЕС, а не на партнёров по Снг, Еаэс, Брикс, Шос, Шёлковой дороги.
    Даже союзное гособразовании РФ-Беларусь при всей взаимной кооперации не имеет предсказуемого будущего без единой экономической и кредитно-денежной политики, что ещё не так давно, покуда ЕС не ввел санкции, позволяло господину Лукашенке выступать посредником, покупая энергоресурсы у РФ практически по внутренним ценам, а перепродавать по мировым.
  8. 0
    15 апреля 2024 14:51
    возможно, чуть не единственный вариант у России сейчас - фиксирвать с Китаем некую Мега-сделку Века, создавая на паях "китайско-российский кластер", пока наши акции еще сколько-нибудь пристойный миноритарный пакет в нем могут составить...
    чем дольше будем метаться, тем меньше останется возможностей вовне и ресурсов внутри...
    1. 0
      15 апреля 2024 20:52
      Это пока представляется наиболее оптимальным и реалистичным сценарием. Но прошлой осенью наши от него отказались. Может еще и вернутся к этой идее, когда давление станет экономическое уже совсем жестким, но пока по экономической части нас варят медленно и вроде как "все хорошо". Посмотрим.
  9. 0
    16 апреля 2024 09:00
    С такими союзниками и врагов не надо. А враг №1 России, это российский чиновник и независимо в чём он в костюме, в мундире или судебной мантии.