Музейные редкости: настоящий доспех тосей-гусоку

31
Музейные редкости: настоящий доспех тосей-гусоку
Шлем судзи-кабуто, имеющий 62 ребра «судзи», то есть состоящий из 62 металлических пластинок. Очень похожий глеем имеется в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Там про него написано, что он относится к эпохе Муромати. Год изготовления 1538


«Сжимаю меч – он верный друг громам –
И в бой готов, отважен и упрям.
Иные зря свои проводят дни,
Отважных духом не поймут они».

Китайский поэт Цао Чжи «Креветкам и угрям из озерка...»

История оружия. Не знаю как, не знаю почему, но посещая Пензенский областной краеведческий музей в далеком детстве, я не видел там доспеха японского самурая. Вот не видел и все. Потом, когда там стала работать моя жена, я узнал, что он там есть. И даже краем глаза сумел взглянуть на его кирасу, которая тогда никакого впечатления на меня не произвела. Вот он – гибельный удел невежды! Глаза видят, а мозг не осознает, уши слышат, но… человек не понимает.



И впрямь получается так, как недавно написал один из наших авторов, что невозможно соблазнить человека пончиком со сгущенкой, если он никогда не видел ни пончиков, ни сгущенки, и уж тем более не пробовал ни того, ни другого.

Но вот прошло время, знаний в этой области у меня прибавилось, и когда наконец-то эти доспехи попали ко мне в руки, то я мог уже оценить их по достоинству и сфотографировать так, как того мне хотелось.

А вот каким образом они попали в Пензу, мне выяснить не удалось. Возможно, что еще до революции, когда японцы активно торговали военным прошлым своей родины, меняя на доллары и фунты винтовки Снайдера и револьверы Кольта. В любом случае доспех оказался очень интересным, так что сегодня мы наконец-то рассмотрим настоящий японский доспех в деталях.

Краткая характеристика экспоната: японский самурайский доспех типа «тосей гусоку» («новые доспехи»). Не мог быть изготовлен раньше 1556 года. Но вполне мог быть изготовлен до 1868 года.

Начнем рассматривать его со шлема.

Это судзи-кабуто, причем появиться на этом доспехе он не мог раньше 1556 года, а скорее всего, появился даже и позже, все потому, что в доспехе присутствует кольчуга, а она была заимствована японцами у европейцев и на более ранних образцах доспехов не встречается.


Вид на шлем сверху. Хорошо видно отверстие тэхэн, через которое в голову воина должен был входить дух бога Хатимана. И через него же наружу выпускался конец шапочки эбоси

Известно, что такие шлемы принадлежали офицерам, простые самураи довольствовались шлемом всего из нескольких деталей, а асигару и вовсе шлемом-шляпой дзингаса. Характерны такие шлемы были для последних лет эпохи Муромати (1336–1573). Но вероятнее всего, он был все-таки сделан позднее, в XVIII–XIX веках и продан в комплекте с другими частями доспеха иностранцам после открытия Японии в 1868 году.


Вид шлема изнутри


Самурайские маски мэн-гу. В Японии они заменяли европейское забрало у рыцарского шлема. Все маски, кроме хаппури, носили только самураи! Рис. А. Шепса


Типичная маска мэмпо. Состоит из двух половин, скрепленных крючками так, что нос может сниматься. Изнутри покрыта хорошо сохранившимся красным лаком. Снаружи – ржавчина, что говорит о том, что японским лаком её не покрывали. Скорее всего, она была окрашена. Несомненно, что это часть боевого доспеха, а не сувенирная поделка для иностранцев, о чем говорит толщина металла и вес маски – она отнюдь не легкая!


Маска мэмпо, вид изнутри. Изнутри самурайские маски всегда покрывались красным лаком, чтобы на их поверхности не было бы видно крови…


А вот так устрашающе она смотрится на авторе


Лицевая маска хоатэ с горловым прикрытием ёдаре-каке. Изнутри покрыта красным лаком. Материал маски – металл. Горловое прикрытие – лакированная кожа. Шнуровка редкая – сугаке-одоси. Два больших г-образных крючка по бокам служили для того, чтобы за них крепились шнуры, которыми маска закреплялась на лице


«Очень странная надпись» на бирке к маске хоатэ. Такие вот «описания» в наших музеях, увы, не редкость. Впрочем, где только у нас не проявляется махровый дилетантизм?!


Эта же маска хоате, вид изнутри. Отверстие на подбородке служило для того, чтобы через него вытекал пот!

Кираса доспеха тосей-гусоку – из склепанных горизонтальных полос (окэгава-до). Поскольку головки заклепок видны – то это какари-до или бё-какари-до. Накладной карман слева характерен для доспехов японских мушкетеров и их командиров ко-гасиру. Два кольца служили для подвешивания боевого веера гумбай-утива, которым командир знаками отдавал приказы.


Вот она – «кираса с накладным карманом»


Даже простые заклепки и те на японским доспехе представляли собой образец мастерства!


Одно из нагрудных колец


Наспинная деталь самурайского доспеха гаттари. Служила для того, чтобы в отверстие в ней вставлять личный опознавательный флажок самурая сасимоно

В качестве сасимоно могли использоваться и не только флажки, но и странные символы в виде шаров из шерсти, репы с листьями из папье-маше, черепа, пестика для толчения риса, зонта, веера, набора молитвенных палочек. Любой предмет, окружавший самурая, мог стать его сасимоно. Лишь бы как-то отличаться им от других. К гаттари полагался ещё и пенал для древка в нижней части кирасы. Но на данном доспехе он отсутствует.


Шестисекционная «юбка» кусадзури, с редким плетением сугакэ-одоси. Шнуры синие – йугути-ито. Состоит каждая секция из пяти пластин, сделанных из лакированной кожи. На фото одна из секций

Рукава японских доспехов, то наручи, всегда были из ткани и надевались по отдельности. Причем сначала у них был лишь один рукав и только потом два, так что это позволяет увереннее их атрибутировать. Важно также иметь в виду, что кольчуга в Японии имела другую форму плетения, причем не одну, отличавшуюся от тех, что применялись в Европе, и к тому же она практически всегда нашивалась на ткань.


Виды панцирных рукавов котэ (в японском языке часто меняется одна из согласных слова для мелодичного звучания): 1 – цуцу-готэ, XIV в., 2 – сино-готэ, XVI–XVIII вв., 3 – ода-готэ, XVI–XIX вв., 4 – бисямон-готэ, XVI в., 5 – ёсицунэ-готэ, XII–XIII вв., 6 – о-сино-готэ, XIII–XV вв. Рис. А. Шепса


Перед нами два рукава – типичные ода-котэ с грушевидными рифлеными пластинами сива-фукумэ и металлически пластинками икада. Кольчужное плетение кусари по японской традиции нашито на ткань. Тип плетения камэ-ко-гусари. Эпоха Эдо. Неплохо сохранилась тканевая основа иейи. Также имеются металлические рукавицы тэкко с гербом рода


Сива-фукумэ крупным планом


Латные перчатки составляли одно целое с котэ и закрывали тыльную сторону ладони и большой палец. Чтобы выяснить, какому роду принадлежал изображенный на них мон – герб – цветок с пятью лепестками в круге, нужно будет сделать запрос в Японию, в Токийский национальный музей

В любом случае доспехи эти ну очень интересные. И сохранились достаточно хорошо, хотя и, безусловно, нуждаются в реставрации.

Вот только кто будет её проводить?

Специалистов такого уровня у нас в городе просто нет, да и откуда им взяться. А те, что в Москве, заломят за это немыслимые для бюджета музея деньги.

P. S.


И надо же было такому случиться, чтобы эти доспехи попали ко мне в руки, как раз когда я получил из издательства свою очередную книгу из серии «Больших иллюстрированных атласов» – «Самураи – рыцари страны Восходящего солнца». Книга очень хорошо издана. Нет ни единой страницы, кроме разве что глоссария терминов, а всего их 191, на которой бы не было по 2–3 цветных иллюстрации. Очень качественная бумага и печать.

В книге подробнейшим образом и очень наглядно, опять же, в цвете, показаны и доспехи, и оружие самураев, и их жилища, замки, рассказывается история самых знаменитых. В своё время на нашем сайте уже выходил цикл статей о самураях. Но давно. И кое-что из него в эту книгу попало, подавляющее же количество фотографий совершенно оригинальные, то есть ранее у нас не публиковались и получены из самых известных музеев мира.

Многие фото сделаны непосредственно в Японии. Для любителей восточной экзотики и в качестве подарка детям это как раз самое то…

На очереди продолжение книги «Блестящее Средневековье: рыцари и замки», которое будет посвящено рыцарству XVI–XVII веков, а называться будет так: «Рыцари заката».


Вот она, эта самая книга, вернее – фотография её обложки
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 апреля 2024 05:41
    Спасибо Вячеслав Олегович!
    Плохо только одно, нет фотографии доспеха в комплекте (на манекене или человеке), а только отдельные детали.
    1. +5
      21 апреля 2024 06:25
      Надеть его на меня или моего ассистента не получилось из-за его ветхости. Надел один рукав - потом едва снял не повредив. В манекенов в музее просто не было... Вот только маску и мог приложить. Надеть опять же не получилось.
      1. +4
        21 апреля 2024 06:52
        Утро доброе Вячеслав Олегович!
        Надеть его на меня или моего ассистента не получилось из-за его ветхости.

        Принято, вопросов нет!
  2. +2
    21 апреля 2024 07:13
    Вроде была история, что несколько японцев попали в РИ в 18 веке. В путешествие Крузеншерна про них написано.
    1. +4
      21 апреля 2024 07:20
      Цитата: Дмитрий Иванов_8
      Вроде была история, что несколько японцев попали в РИ в 18 веке. В путешествие Крузеншерна про них написано.

      У меня здесь была статья про японца Кодаю. Давно, но найти можно.
  3. +2
    21 апреля 2024 07:20
    Может быть и не совсем по теме, но какое назначение у этого шлема-шляпы? Как шлем, защищающий голову он совсем не годится, а носить его в качестве шляпы - тяжело...
    1. +3
      21 апреля 2024 10:49
      Как шлем, защищающий голову он совсем не годится,

      Годится. Рубящие сверху берет нормально, обзор отличный, дышится превосходно. Снизу можно бивор нацепить. В Европе подобные "шляпы" были достаточно популярны. Библию Мациевского можно посмотреть.
      1. +3
        21 апреля 2024 11:13
        И как минимум при штурме крепости смолы за шиворот на зальют.
        Теперь без шуток.
        К касками широкими полями возвращались неоднократно.
        Например, каска Адриана и СШ-36.
      2. +4
        21 апреля 2024 11:21
        На фото кавалерийская железная шляпа 17 века , скорее всего из Метрополитен музея.
        Никакого отношения к шапелям из Библии Мациевского не имеет и с бивором не носилась- не было уже биворов.
        На как защита действительно на "что-то" годится. Регулируемый наносник говорит о попытках в защиту.
        В целом это "отзеркаленная в железо" мода той эпохи.
        1. +2
          21 апреля 2024 15:05
          Цитата: Engineer
          Никакого отношения к шапелям из Библии Мациевского не имеет

          Имеет - как дальний потомок, "защита головы с полями" - такого типа шлемы имеют давнюю эволюционную ветвь развития. И да, эволюционировали до нескольких видов шлемов 2МВ.
          В целом это "отзеркаленная в железо" мода той эпохи.

          Да, ещё древние греки делали "модные" шлемы в виде панамок.
          1. +1
            21 апреля 2024 15:32
            Вот примерно так шлемы с полями развивались
            1. +2
              21 апреля 2024 15:55
              Цитата: ИванИванычИванов
              Вот примерно так шлемы с полями развивались

              Ну эти-то шлемы боле-менее рациональны и приспособлены для сражений. В отличие от какой-то непонятной металлической шляпы...
              1. +1
                22 апреля 2024 00:54
                Шляпа защищает уши, шею сзади и плечи чуток от ударов сверху.
                1. 0
                  22 апреля 2024 08:53
                  Шляпа защищает уши, шею сзади и плечи чуток от ударов сверху.

                  Правда, как и про все шапелеподобные шлемы у реконов ходит присказка "фапель офень хорофий флем, да, да ,да" В общем, защита не без изьянов.
                  Но уже тот факт, что подобными шлемами пользовались очень долго, говорит о достаточной степени защиты.
          2. +3
            21 апреля 2024 16:14
            Не имеет. Шапели в форме шляп исчезли в 16 веке. Их потомками были кабассеты и морионы, которые задержались . На фото же буквально копия матерчатой шляпы с загибом поля и трубкой под плюмаж. Между ней и поздними шапелями разрыв почти в век
            Шлемы второй мировой войны и знаменитый британский шлем ПМВ не являются плодом эволюции средневековых шлемов. Это конвергентное сходство.
            Эволюция означает непрерывность развития. А у нас очевидные разрывы.
            1. +3
              21 апреля 2024 18:13
              Цитата: Engineer
              Это конвергентное сходство.

              Как классно Вы, Денис, выражаетесь!
              1. +3
                21 апреля 2024 18:49
                Можно сойти за умного в любой компании laughing
                1. +4
                  21 апреля 2024 20:17
                  Цитата: Engineer
                  Можно сойти за умного в любой компании

                  А эта фраза ещё лучше!
            2. 0
              22 апреля 2024 08:48
              Цитата: Engineer
              Эволюция означает непрерывность развития. А у нас очевидные разрывы.

              Тут Вы правы и нет.. Ведь от корпусного доспеха тоже в свое время отказались за бесполезностью, а потом вернулись и дошло до современных броников - это эволюция доспеха или что?
              1. +1
                22 апреля 2024 13:38
                В этом случае это просто фигура речи.
                как дальний потомок, "защита головы с полями" - такого типа шлемы имеют давнюю эволюционную ветвь развития

                Ветвь развития подразумевает преемственность, а значит непрерывность.
                Шлемы Урарту и русские шлемы-шишаки тоже могут быть очень похожи, но это не значит что они иллюстрируют "эволюционную ветвь развития". Точно так же как крыло летучей мыши не является потомком крыла птерозавра хотя в обоих случаях это кожистая перепонка между конечностями.
                Можно поспорить , что конвергенция это тоже эволюционный процесс. Но и в такой формулировке можно говорить об "эволюции" как о максимально общем понятии. Общей линии развития нет, потому что развитие прерывалось.

                В истории часто используют ретроспективный анализ пытаясь определить преемственность между более поздними формами и более ранними. Одно из ключевых требований - непрерывность выстаиваемых цепочек.
                1. 0
                  22 апреля 2024 15:20
                  Ветвь развития подразумевает преемственность, а значит непрерывность.

                  Преемственность в чем? Во времени, в местности, в технологиях, в использовании?
                  1. 0
                    22 апреля 2024 23:00
                    Во времени, местности, использовании
                    1. 0
                      23 апреля 2024 10:11
                      Во времени, местности, использовании

                      Получается, что только кроме временного разрыва, других противопоказаний эволюционности развития нет? Все остальные параметры неразрывны.
                      1. 0
                        23 апреля 2024 12:29
                        Получается что если есть временной разрыв, то эволюции нет. В десятый раз пишу. Есть конвергентное сходство как у каски Броди когда снова возникла потребность защищать голову и плечи от всякой дряни сверху
                      2. 0
                        23 апреля 2024 15:42
                        Получается что если есть временной разрыв, то эволюции нет. В десятый раз пишу.

                        Да хоть в двадцатый. Ни в одном определении понятия эволюции не встречал этого фактора - "временной разрыв" поэтому и удивился и пытаюсь понять.
                        В корпусном доспехе тоже вижу этот временной разрыв больше века, когда кирасу не носили, но во 2МВ опять начали надевать, а потом появились бронежилеты - их нельзя считать результатом эволюции корпусного доспеха?
                        Каска Броди ведь тоже не с нуля придумалась, по сути её скопировали с шапели и сделали на новом технологическом уровне поставив на первое место технологичность производства - это разве не эволюция? Конвергентность можно увидеть в японской кольчуге - она развивалась по собственным путям, отличным от других но не в каске Броди.
                        Или у Вас свое определение эволюции? Так поделитесь, если не трудно.
  4. +1
    21 апреля 2024 12:34
    Хорошо видно отверстие тэхэн, через которое в голову воина должен был входить дух бога Хатимана.
    То есть шлем в целом духонепроницаемый...
  5. +3
    21 апреля 2024 14:06
    Это судзи-кабуто

    Если уж приводить название, то это Suji bachi kabuto.
    1. +4
      21 апреля 2024 18:15
      Цитата: Dekabrist
      Если уж приводить название, то это Suji bachi kabuto.

      Есть определенные пределы в популярных изданий, дальше которых грузить читателя информацией смысла не имеет! Даже Мицуо Куре не приводит полные названия многих японских доспехов и их деталей. А уж казалось бы... Вот и я считаю, что во многом знании есть многая печать.
      1. +4
        21 апреля 2024 19:17
        Вот и я считаю, что во многом знании есть многая печать.

        Знаний лишних не бывает. Убедился не один раз.
        Даже Мицуо Куре

        К Мицуо Куре частица "даже" явно лишняя. Его "Иллюстрированная история" в Японии даже не издавалась. Так что это явно не Ямамото Кансукэ и не Саотоме Иэнао.
        1. +2
          21 апреля 2024 20:16
          Цитата: Dekabrist
          Так что это явно не Ямамото Кансукэ и не Саотоме Иэнао.

          Тем более... значит книга целиком для иностранцев и этим-то и хороша. Пролезать через дебри японских терминов... А нафиг? Это на любителя. 99% читателей это не нужно. А 1% как-нибудь переживет.
  6. 0
    28 апреля 2024 20:39
    Это судзи-кабуто, причем появиться на этом доспехе он не мог раньше 1556 года, а скорее всего, появился даже и позже, все потому, что в доспехе присутствует кольчуга, а она была заимствована японцами у европейцев и на более ранних образцах доспехов не встречается.

    Категорически не согласен. Кольчуга в Японии появилась задолго до контакта с европейцами. В период Камакура, как минимум.