Military Review

Intercontinental rocket complex "Topol-M"

19
MRK CH (strategic intercontinental missile system assigned) Topol-M (SS-X-27, Sickle according to NATO classification) with PC-12М2 (RT-2ПМ2, 15Ж65) missile is the result of further modernization of the Topol missile system ( SS-25). This complex is fully created by Russian enterprises.




Work on the creation of a new missile system began in the mid 1980-s. By order of the Military-Industrial Commission from 09.09.1989, it was prescribed to create two missile complexes (mobile and stationary), as well as a universal three-stage solid-fuel intercontinental ballistic missile. This development work was given the name “Universal”, and the complex under development was given the designation PT-2ПМ2. The complex was jointly developed by the Moscow Institute of Heat Engineering and the Yuzhnoye Design Bureau (Ukraine, Dnepropetrovsk).

The rocket was supposed to be unified for both complexes, however, in the initial design, a difference was assumed in the breeding system of the combat unit. For a silo-based missile, the combat stage had to be equipped with a liquid jet engine using the promising monofuel PRONIT. For the mobile complex, MIT developed a solid-fuel propulsion system. There were also differences in the transport and launch container (TPK). In the mobile version, the TPK was to be made of fiberglass, in the stationary version - of metal, with a number of ground equipment systems mounted on it. Therefore, the rocket for the mobile complex was assigned the index 15Ж55, for the stationary - 15Ж65.

In March, 1992 was decided to develop the Topol-M complex at the Universal base (Yuzhnoye Design Bureau ceased to participate in this complex in April). 27 February 1993. The President of the Russian Federation signed a corresponding decree (this date is considered the beginning of work on Topol-M). By this decree, MIT was appointed by the parent company for the development of Topol-M, and the financing of work was guaranteed.

In fact, it was necessary to develop a universal missile by type of base. At the same time, both in the mine and in the mobile versions, the rocket had to have high combat capabilities, high accuracy of fire, and be able to carry long combat duty in various degrees of readiness. In addition, it had to have a high resistance to the effects of damaging factors during the flight and overcome the missile defense of a potential enemy.

Intercontinental rocket complex "Topol-M"



APU of the complex RT-2PM2 / PC-12М2 Topol-M with TPK YBR Yars during the rehearsal of the parade in Moscow, 26.04.2011. Previously it was thought that this was APU Yars (photo - Vitaly Kuzmin, http: // vitalykuzmin .net /)


The rocket for the ISCs Topol-M was created as a modernization of the intercontinental ballistic missile RS-12M. The modernization conditions were determined by the START-1 Agreement. According to this document, it is possible to consider a rocket, which differs from its analogue in one of the following signs:
- number of steps;
- type of fuel for any of the steps;
- the starting weight differs by more than 10 percent;
- the length of the assembled rocket without warhead (head), or the length of the first stage of the rocket differs by more than 10 percent;
- the diameter of the first stage differs by more than 5 percent;
- The weight dropped by more than 21 percent, combined with a change in the length of the first stage by 5 or more percent.

Owing to these limitations, the tactical and technical characteristics of the Topol-M missile system could not undergo significant changes and the main differences from the analogue (RT-2PM) are in the flight features and stability when penetrating the enemy's missile defense system. From the very beginning, the head part was developed with due regard for the possibility of rapid modernization in the event of the emergence of existing missile defense systems in a potential enemy. It is possible to install split-warhead warheads with individual guidance.

The Topol-M missile system is in many ways unique and approximately 1,5 times as large as the previous generation missile system in combat readiness, survivability and maneuverability (in the mobile version), the effectiveness of hitting various objects, even if it is opposed by the enemy. The energy capabilities of the rocket are provided by an increase in the drop weight, a significant reduction in the height of the active part of the flight path, as well as an effective overcoming of the promising missile defense.

In developing the Topol-M ISCs, the latest achievements of Russian rocket production and science were used. For the first time, a new experimental testing system was used during tests with high regulatory regimes of operation of aggregates and systems of the missile complex. This dramatically reduced the traditional amount of testing and reduced costs without losing reliability.



The complex is a monoblock three-stage solid-fuel rocket housed in a transport-launch container. The lifetime of a rocket in it is at least 15 years, while the total lifetime is at least 20 years. Among the features of the complex:
- the possibility of using existing mine launchers without significant costs (only the attachment system to the rocket of the container changes). Used mine launchers, which are exempt from decommissioned missiles, and PU according to the START-2;
- increased, in comparison with the "Topol", the accuracy of shooting, the vulnerability of missiles during flight from exposure to air defense weapons (including nuclear weapon) and readiness for start-up;
- the ability of rockets to maneuver during the flight;
- immunity to electromagnetic impulses;
- Compatibility with existing control systems, communications and software.

Rocket 15Ж65 (РТ-2ПМ2) has 3 mid-flight stages with powerful solid-fuel power plants. Marching rocket stages have a single-piece body "cocoon" made of composite material. The 15Ж65, unlike the “Topol”, does not have lattice stabilizers and steering wheels. Flight control is carried out by the central partly recessed rotating nozzle of the three-stage rocket mid-flight engines. Main engine nozzles are made of carbon-carbon material. For nozzle liners used three-dimensional reinforced carbon-carbon matrix.

The launch weight of the rocket is more than 47 tons. The total length of the rocket is 22,7 meters, and without the head part the length is equal to 17,5 meters. The maximum diameter of the rocket body (first stage) is 1,86 meters. The mass of the head part is 1,2 tons. The length of the first stage is 8,04 meters, the mass of the fully equipped stage is 28,6 tons, the running time is 60 seconds. The first-stage solid-fuel rocket engine at sea level is 890 kN. The diameter of the second and third stages is - 1,61 and 1,58 meters, respectively. The running time of the steps, respectively, is 64 and 56 seconds. Three solid propulsion thrusters provide a quick set of speed, reducing missile vulnerability in the upper stage, while modern control systems and dozens of auxiliary engines provide maneuver in flight, making the trajectory difficult to predict for the enemy.



A monoblock thermonuclear detachable warhead with a thermonuclear 550-kiloton warhead, unlike strategic intercontinental ballistic missiles of another type, can be replaced in a short time by a warhead having 150 kiloton separable warheads of individual targeting. In addition, the missile complex "Topol-M" can be equipped with a maneuvering head. The new nuclear warhead, according to media reports, can overcome US missile defense, as evidenced by the results of tests of the complex (November 21 2005 of the year) with a new warhead. The probability of overcoming American missile defense is currently equal to 60-65 percent, in the future - more than 80.

It should be noted that when creating a warhead of an ICBM, the technologies and developments obtained during the creation of a warhead for Topol were used to the maximum, which reduced the cost and shortened development time. The new warhead, despite this unification, is much more resistant to the damaging factors of a nuclear explosion and the action of weapons, which is based on new physical principles, as compared to its predecessor, has a lower specific gravity, and also has more sophisticated mechanisms to ensure safety during transportation, storage and being on alert. The warhead has an increased efficiency of fissile materials. This warhead was created without testing components and parts during full-scale explosions (for the first time for the domestic military industry).

The 15ЖХ65 missile is supplied with a complex of anti-missile defense breakthroughs (PCB PRO) which include passive and active false targets, as well as means of distorting the characteristics of the warhead. False targets from warheads are indistinguishable in all ranges of electromagnetic radiation (laser, optical, radar, infrared). They make it possible to simulate the characteristics of the BB in almost all breeding grounds in all areas of the descending branch of their flight trajectory; they are resistant to PFYAV and others. These false targets are the first to resist super-resolution radar stations. The means of distorting the characteristics of the MS consist of a radio absorbing coating, aerosols-sources of infrared radiation, generators of active radio interference, and so on.




The 15ЖХ65 rocket can be operated as part of a stationary (15P065) or mobile (15P165) BRK. At the same time for the stationary version, mine launchers of rockets are used that are removed from service or destroyed in accordance with START-2. Stationary grouping is created by retrofitting the 15P735 and 15P718 mine launchers.

The 15P065 10 15Ж65 missiles in 15P765-35 launchers, as well as one unified KP type 15В222 of high security (placed in the mine on suspension with special depreciation), are part of the combat stationary mine missile complex 15P735. Work on the conversion of silo XNUMXPXNUMX under the placement of the Topol-M missiles was conducted under the leadership of Dmitry Dragun in the Vympel Design Bureau.

Rocket 15Ж65 in the process of combat duty is placed in the metal TPK. The transport and launch container is unified for various types of silos and combines the functions of a transport and handling machine and an installer. The transport and installation unit was developed at the Motor design office.

The mobile-based Topol-M intercontinental ballistic missiles are deployed as part of the 15P165 complex. The mobile-based missile is housed in a high-strength fiberglass transport-launch container on the high-traffic chassis MZKT-79221 (MAZ-7922) with eight axles of the Minsk plant of wheeled tractors. Structurally TPK practically does not differ from mine option. The launcher and its adaptation to the tractor was carried out by the TsKB "Titan". Serial production of launchers is carried out at the Volgograd production association "Barricades". The mass of the launcher is 120 tons, width - 3,4 meters, length - 22 meters. Six out of eight pairs of wheels are swiveling (the first and last three axles), which provides exceptional maneuverability for such dimensions (turning radius, for example, is just 18 meters) and maneuverability. Ground pressure is two times less than that of a conventional truck. Launcher Engine - 12-cylinder V-shaped 800-strong diesel engine YMZ-847 with turbocharging. The depth of the ford is 1,1 meters. When creating aggregates and 15P165 systems, several fundamentally new ones were used. making. For example, the system of incomplete hanging allows you to deploy the launcher "Topol-M" on soft soils. Improved maneuverability and permeability of the installation, increasing its survivability. Topol-M can launch missiles from anywhere in the position area and has improved camouflage against optical and other reconnaissance assets.



The characteristics of the Topol-M missile system make it possible to significantly increase the readiness of strategic rocket forces to perform combat missions in various conditions, to ensure secrecy, maneuverability and survivability of individual launchers, subunits and units, as well as autonomous operation and reliability of control during a long time (without replenishing inventories). The aiming accuracy is almost doubled, the accuracy of geodesic data determination is increased by one and a half times, and the preparation time for launch is halved.

The rearmament of strategic missile forces is carried out using the existing infrastructure. Fixed and mobile options are fully compatible with existing communications and command and control systems.

Tactical and technical characteristics of the rocket 15Ж65:
The maximum firing range - 11000 km;
Number of steps - 3;
Starting weight - 47,1 t (47,2 t);
Cast weight - 1,2 t;
The length of the rocket without the head - 17,5 m (17,9 m);
Rocket length - 22,7 m;
Maximum case diameter - 1,86 m;
Type of warhead - nuclear, monoblock;
Equivalent Warhead - 0,55 Mt;
Circular probable deviation - 200 m;
The diameter of the TPK (without protruding parts) - 1,95 m (for 15П165 - 2,05 m).

Performance characteristics of MZKT-79221 (MAZ-7922):
Wheel formula - 16x16;
Turning radius - 18 m;
Ground clearance - 475 mm;
Curb weight - 40 t (without combat equipment);
Load capacity - 80 t;
Maximum speed - 45 km / h;
Power reserve - 500 km.

Based on materials:
http://rbase.new-factoria.ru
http://www.arms-expo.ru
http://www.kap-yar.ru
http://army.lv
http://military-informer.narod.ru
Author:
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. soul
    soul 13 February 2013 09: 47
    +2
    In the upper photos like YRS ...
    1. evgenii67
      evgenii67 13 February 2013 12: 39
      +1
      Performance characteristics of MZKT-79221 (MAZ-7922):
      Wheel formula - 16x16;
      Turning radius - 18 m;
      Ground clearance - 475 mm;
      Curb weight - 40 t (without combat equipment);
      Load capacity - 80 t;
      Maximum speed - 45 km / h;
      Power reserve - 500 km.
      On the last photo base 14x14 (we know how to count)
      Experts tell what the roofing material is in the village (explain why these cars are different)
      1. Colonel
        Colonel 13 February 2013 15: 07
        +2
        Poplar M is only in the second photo above, everything else is Poplar 15U168.
        1. Starley
          Starley 13 February 2013 18: 38
          +3
          Yes you are right!!! how can you write material and not even see tangible differences! Here it is "Topol-M"
      2. Mother russia
        Mother russia 13 February 2013 15: 29
        +7
        Quote: evgenii67
        Experts tell what the roofing material is in the village (explain why these cars are different)


        Hello, Eugene! wink
        The fact is that the MZKT-7917 semi-axle tractors are used as the chassis for the Topol launchers, but the MZKT-79221 eight-axle tractors are used for the Topol-M launchers, which differ in length by about one and a half to two meters. for the increased size of the rocket and TPK.
        Also, in comparison with the MZKT-7917 chassis, the chassis of the modernized "poplar" (which is "emka") has a more powerful 800 hp engine. instead of the previous 710 hp

        In short, if you see a seven-axle chassis, then you should know that this is a launcher of an ordinary, un-modernized "poplar". And the eight-axis is just his.
        Here you can read: http://statehistory.ru/books/Evgeniy-Kochnev_Sekretnye-avtomobili-Sovetskoy-Armi
        i / 99
        soldier
  2. collapse
    collapse 13 February 2013 10: 03
    +3
    You will not hide anywhere NATO, we will find everywhere angry
    1. Denis
      Denis 13 February 2013 10: 27
      +3
      collapse,
      Quote: collapse
      You will not hide anywhere NATO, we will find everywhere

      And get it everywhere.
      1. Denis_SF
        Denis_SF 13 February 2013 11: 05
        +1
        Neither hilo can fly so bad a ton of two hundred in nuclear equivalent.
      2. Mother russia
        Mother russia 13 February 2013 15: 35
        +8
        Denis,
        Quote: Denis
        And get it everywhere.

        Yes, moreover, we also punish! bully

        I recalled the anecdote of Yuri Vladimirovich Nikulin, his bright memory:

        Two rockets fly - Soviet (SR) and American (AR).
        Meet.
        AR: Where are you going?
        SR: To you! And where are you going?
        AR: To you!
        SR: Well, if you met, then it must be noted!
        Noted
        SR: How are you?
        AR: We have developed a new guidance system, hit accuracy has doubled
        SR: And we began to make new engines, we can take twice as much cargo! So let's drink to technical progress!
        We drank ...
        AR: Well, I flew on, the task must be completed ...
        SR: And for the road ?!
        AR: Okay, come on!
        We drank ...
        AR: Something I have electronics ... the guidance system is probably out of order ...
        SR: The engine is new, the load is only half ... Don’t be afraid, I'll bring you home!

        http://truba.com/video/323263/
        laughing
    2. Lucky
      Lucky 13 February 2013 23: 49
      0
      need to build more so that enough for everyone!)
  3. sdd23wesdg
    sdd23wesdg 13 February 2013 13: 36
    0
    The base of the Ministry of Internal Affairs of all citizens of the Russian Federation, Ukraine and other CIS countries is on this http://zipurl.me/sng site and the main thing was done as if to search for lost relatives, but here is all the information about each of us: correspondence with friends, addresses, phones, place of work, and the worst thing is even my naked photo (though I don't know from where ...). In general, I was very scared - but there is such a function as "hide data" of course I used it and I advise everyone not to hesitate, you never know
  4. Alikovo
    Alikovo 13 February 2013 15: 27
    0
    America restraint
  5. AK-47
    AK-47 13 February 2013 15: 37
    +6
    "Topol-M" is not a military name, but it will deliver a package of 1,2 tons exactly to its destination. soldier
    1. Mother russia
      Mother russia 13 February 2013 15: 40
      +7
      Greetings! smile
      Here, something was remembered:

      Do Russian wars want to happen?
      Ask you for silence
      over the expanse of arable land and fields
      and at birches and "Poplar" ...
  6. albert
    albert 13 February 2013 18: 10
    +2
    WHAT THING !! GLORY OF RUSSIA !! soldier
  7. galiullinrasim
    galiullinrasim 13 February 2013 20: 18
    +3
    I remember in a textbook in the classroom above the board it was written — if you were late for work for five minutes nothing would happen — but if we were late then the whole world would turn upside down.
  8. I think so
    I think so 13 February 2013 22: 12
    +2
    They remove from service the "Voevoda" ... and replace them with "Poplar" ... not an equivalent replacement ... one might say DISARMAMENT.
    1. Andrey58
      Andrey58 13 February 2013 22: 39
      +1
      So it seems they are already developing a new liquid heavy ICBM? The governors for many years and were not made with us. Yuzhmash probably already handed over all the documentation to the amers.
      1. papik09
        papik09 14 February 2013 05: 43
        0
        Just do not need to "drive" to Yuzhmash. All documentation (in copies) was transferred to Russia, but not by the US. am
    2. smirnov
      smirnov 13 February 2013 22: 43
      0
      A particularly strange replacement for monoblock GUs.
  9. Silkway0026
    Silkway0026 4 July 2013 21: 43
    +3
    More rockets - good and different !!!

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»

МРК СН (межконтинентальный ракетный комплекс стратегического назначена) «Тополь-М» (SS-Х-27, «Sickle» по классификации НАТО) с ракетой РС-12М2 (РТ-2ПМ2, 15Ж65) является результатом дальнейшей модернизации ракетного комплекса «Тополь» (SS-25). Данный комплекс полностью создан российскими предприятиями.

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»


Работы по созданию нового ракетного комплекса начались еще в середине 1980-х годов. Постановлением Военно-промышленной комиссии от 09.09.1989 предписывалось создать два ракетных комплекса (мобильный и стационарный), а также универсальную трехступенчатую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету. Данной опытно-конструкторской работе дали название «Универсал», а разрабатываемому комплексу - обозначение РТ-2ПМ2. Комплекс совместно разрабатывался Московским институтом теплотехники и КБ «Южное» (Украина, Днепропетровск).


Ракета должна была быть унифицированной для обоих комплексов, однако в первоначальном проекте в системе разведения боевого блока предполагалось различие. Для ракеты шахтного базирования боевая ступень должна была оснащаться жидкостным реактивным двигателем с использованием перспективного монотоплива ПРОНИТ. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал твердотопливную двигательную установку. Также существовали различия и в транспортно-пусковом контейнере (ТПК). В подвижном варианте ТПК должен был изготавливаться из стеклопластика, в стационарном — из металла, с креплением ряда систем наземного оборудования на нем. Поэтому ракете для подвижного комплекса присвоили индекс 15Ж55, для стационарного — 15Ж65.

В марте 1992 г. было решено разработать на базе «Универсала» комплекс «Тополь-М» (КБ «Южное» в апреле прекратило участие в работах по данному комплексу). 27 февраля 1993 г. Президент РФ подписал соответствующий указ (эта дата считается началом работ по «Тополь-М»). Данным указом МИТ назначался головным предприятием по разработке «Тополя-М», и гарантировалось финансирование работ.

Фактически нужно было разработать ракету универсальную по видам базирования. При этом, как в шахтном, так и в мобильном вариантах ракета должна была иметь высокие боевые возможности, высокую точность огня и быть способной нести длительное боевое дежурство в разных степенях готовности. Кроме этого, она должна была иметь высокую стойкость к воздействию поражающих факторов во время полета и преодолевать противоракетную оборону вероятного противника.

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»
АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР "Ярс" во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. Ранее считалось, что это АПУ "Ярс" (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/)


Ракета для МРК СН "Тополь-М" создавалась как модернизация межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М. Условия модернизации были определены Договором СНВ-1. Согласно данному документу новой можно считать ракету, которая от аналога отличается по одному из нижеперечисленных признаков:
- число ступеней;
- вид топлива для любой из ступеней;
- стартовая масса отличается более чем на 10 процентов;
- длина собранной ракеты без ГЧ (головная часть), или длина первой ступени ракеты отличается более чем на 10 процентов;
- диаметр первой ступени отличается более чем на 5 процентов;
- забрасываемый вес более чем на 21 процент в сочетании с изменением длины первой ступени на 5 или более процентов.

Вследствие данных ограничений тактико-технические характеристики ракеты МРК "Тополь-М" претерпеть значительных изменений не могли и основные отличия от аналога (РТ-2ПМ) заключаются в особенностях полета и устойчивости при проникновении сквозь ПРО противника. Головная часть с самого начала разрабатывалась с учетом возможности быстрой модернизации в случае появления действующих систем противоракетной обороны у вероятного противника. Существует возможность установки ГЧ с разделяющимися боеголовками с индивидуальным наведением.

Ракетный комплекс «Тополь-М» во многом уникален и приблизительно в 1,5 раза превосходит ракетный комплекс предыдущего поколения по боеготовности, живучести и маневренности (в мобильном варианте), эффективности поражения различных объектов, даже при условии противодействия со стороны противника. Энергетическими возможностями ракеты обеспечиваются увеличение забрасываемого веса, значительное снижение высоты активного участка траектории полета, а также эффективное преодоление перспективной ПРО.

При разработке МРК СН «Тополь-М» использовались последние достижения отечественного ракетостроения и науки. Впервые использовали новую систему экспериментальной отработки в ходе испытаний с высокими нормативными режимами работы агрегатов и систем ракетного комплекса. Это резко сократило традиционный объем испытаний и снизило затраты без потери надежности.

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»


Комплекс представляет собой моноблочную трехступенчатую твердотопливную ракету, размещенную в транспортно-пусковом контейнере. Срок нахождения ракеты в нем минимум 15 лет, при этом общий срок эксплуатации составляет минимум 20 лет. В числе особенностей комплекса:
- возможность использования имеющихся шахтных пусковых установок без существенных затрат (изменяется только система крепления к ракете контейнера). Используются шахтные пусковые установки, которые освобождаются от снимаемых с вооружения ракет, и ПУ согласно договору СНВ-2;
- повышенные, по сравнению с «Тополем», точность стрельбы, уязвимость ракет во время полета от воздействия средств противовоздушной обороны (включая ядерное оружие) и готовность к пуску;
- способность ракет маневрировать во время полета;
- невосприимчивость к электромагнитным импульсам;
- совместимость с имеющимися системами управления, связи и обеспечения.

Ракета 15Ж65 (РТ-2ПМ2) имеет 3 маршевые ступени с мощными твердотопливными энергетическими установками. Маршевые ступени ракеты имеют цельномотанный корпус "кокон" изготовленный из композиционного материала. У 15Ж65 в отличие от “Тополя” отсутствуют решетчатые стабилизаторы и рули. Управление полетом осуществляется центральным частично утопленным поворотным соплом маршевых двигателей трех степеней ракеты. Сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод-углеродного материала. Для сопловых вкладышей использована трехмерноармированная ориентированная углерод-углеродная матрица.

Стартовая масса ракеты составляет более 47 тонн. Полная длина ракеты составляет 22,7 метра, а без головной части длина равняется 17,5 метров. Максимальный диаметр корпуса ракеты (первая ступень) – 1,86 метра. Масса головной части составляет 1,2 тонны. Длина первой ступени составляет 8,04метра, масса полностью снаряженной ступени – 28,6 тонны, время работы – 60 секунд. Тяга ракетного твердотопливного двигателя первой ступени на уровне моря составляет 890 кН. Диаметр второй и третей ступени составляет – 1,61 и 1,58 метра соответственно. Время работы ступеней соответственно - 64 и 56 секунд. Три твердотопливных маршевых двигателя обеспечивают быстрый набор скорости, снижая на разгонном участке уязвимость ракеты, а современные системы управления и десятки вспомогательных двигателей обеспечивают маневр в полете, делая траекторию труднопредсказуемой для противника.

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»


Моноблочная термоядерная моноблочная отделяемая боеголовка с термоядерным 550-килотонным боевым блоком, в отличие от стратегических межконтинентальных баллистических ракет другого типа, в короткие сроки может быть заменена боеголовкой имеющей разделяющиеся головные части индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Кроме того, ракета комплекса «Тополь-М» может быть оснащена маневрирующей головной частью. Новая ядерная боеголовка, по данным СМИ может преодолевать ПРО США, что подтверждается результатами испытаний комплекса (21 ноября 2005 года) с новой ГЧ. Вероятность преодоления американских ПРО в настоящее время равняется 60-65 процентов, в перспективе – более 80.

Следует отметить, что при создании боевой части МБР были максимально использованы технологии и наработки, полученные при создании боевой части для "Тополя", что позволило уменьшить стоимость и сократить время разработки. Новая БЧ, несмотря на такую унификацию, значительно более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и действию оружия, которое основано на новых физических принципах, по сравнению с предшественницей, обладает меньшей удельной массой, а также имеет более совершенные механизмы обеспечения безопасности при транспортировке, хранении и нахождении на боевом дежурстве. Боевая часть имеет повышенный коэффициент полезного использования делящихся материалов. Данная головная часть создавалась без испытаний узлов и деталей в ходе натурных взрывов (впервые для отечественной военной промышленности).

Ракета 15Ж65 снабжается комплексом средств прорыва противоракетной обороны (КСП ПРО) в состав которых входят пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик ГЧ. Ложные цели от боевых блоков неотличимы во всех диапазонах электромагнитного излучения (лазерном, оптическом, радиолокационном, инфракрасном). Они позволяют имитировать характеристики ББ почти по всем селектирующим признакам на всех участках нисходящей ветви траектории их полета, являются стойкими к ПФЯВ и др. Данные ложные цели – первые, способные противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Средства искажения характеристик ГЧ состоят из радиопоглощающего покрытия, аэрозолей-источников инфракрасного излучения, генераторов активных радиопомех и так далее.

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»


Ракета 15Ж65 может эксплуатироваться в составе стационарного (15П065) или мобильного (15П165) БРК. При этом для стационарного варианта используются шахтные пусковые установки ракет, которые снимаются с вооружения или уничтожаются в соответствии с СНВ-2. Стационарную группировку создают путем переоборудования шахтных пусковых установок 15П735 и 15П718.

В состав боевого стационарного шахтного ракетного комплекса 15П065 входит 10 ракет 15Ж65 в пусковых установках 15П765-35, а также один унифицированный КП типа 15В222 высокой защищенности (размещен в шахте на подвеске с использованием специальной амортизации). Работы по переоборудованию ШПУ 15П735 под размещение ракет "Тополь-М" провели под руководством Дмитрия Драгуна в ОКБ "Вымпел".

Ракета 15Ж65 в процессе боевого дежурства размещается в металлическом ТПК. Транспортно-пусковой контейнер унифицирован для различных видов ШПУ и совмещает в себе функции транспортно-перегрузочной машины и установщика. Транспортно-установочный агрегат был разработан в конструкторском бюро "Мотор".

Межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь-М" мобильного базирования развернуты в составе комплекса 15П165. Ракета мобильного базирования размещена в высокопрочном стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере на шасси высокой проходимости МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) с восемью осями Минского завода колесных тягачей. Конструктивно ТПК от шахтного варианта практически не отличается. Пусковая установка и адаптация ее к тягачу осуществлялась ЦКБ «Титан». Серийное производство пусковых установок осуществляется на волгоградском производственном объединении «Баррикады». Масса пусковой установки составляет 120 тонн, ширина - 3,4 метра, длина - 22 метра. Шесть из восьми пар колес являются поворотными (первые и последние три оси), что обеспечивает исключительную для таких габаритов маневренность (радиус поворота, например, составляет всего 18 метров) и проходимость. Давление на грунт составляет в два раза меньше, чем у обычного грузовика. Двигатель пусковой установки - 12-цилиндровый V-образный 800-сильный дизель ЯМЗ-847 с турбонаддувом. Глубина преодолеваемого брода – 1,1 метра. При создании агрегатов и систем 15П165 использовано несколько принципиально новых тех. решений. Так, например, система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку “Тополь-М” на мягких грунтах. Улучшены маневренность и проходимость установки, повышающие ее живучесть. "Тополь-М" может производить пуски ракет из любой точки позиционного района и обладает улучшенными средствами маскировки против оптических и других средств разведки.

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»
Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-М»


Характеристики ракетного комплекса “Тополь-М” позволяют в значительной степени повысить готовность ракетных войск стратегического назначения к выполнению боевых задач в различных условиях, обеспечивать скрытность, маневренность действий и живучесть отдельных пусковых установок, подразделений и частей, а также автономное функционирование и надежность управления в течение длительного времени (без пополнений запасов материальных средств). Точность прицеливания увеличена почти в два раза, точность определения геодезических данных увеличена в полтора раза, время подготовки к пуску сокращено в два раза.

Перевооружение частей ракетных войск стратегического назначения проводится с использованием имеющейся инфраструктуры. Стационарный и мобильный варианты полностью совместимы с существующими системами связи и боевого управления.

Тактико-технические характеристики ракеты 15Ж65:
Максимальная дальность стрельбы – 11000 км;
Количество ступеней – 3;
Стартовая масса – 47,1 т (47,2 т);
Забрасываемая масса – 1,2 т;
Длина ракеты без головной части – 17,5 м (17,9 м);
Длина ракеты – 22,7 м;
Максимальный диаметр корпуса – 1,86 м;
Тип головной части – ядерная, моноблочная;
Эквивалент боезаряда – 0,55 Мт;
Круговое вероятное отклонение – 200 м;
Диаметр ТПК (без выступающих частей) – 1,95 м (для 15П165 – 2,05 м).

Тактико-технические характеристики МЗКТ-79221 (МАЗ-7922):
Колесная формула – 16x16;
Радиус поворота – 18 м;
Дорожный просвет – 475 мм;
Масса в снаряженном состоянии – 40 т (без боевого оснащения);
Грузоподъемность – 80 т;
Максимальная скорость – 45 км/ч;
Запас хода – 500 км.

Подготовлено по материалам:
http://rbase.new-factoria.ru
http://www.arms-expo.ru
http://www.kap-yar.ru
http://army.lv
http://military-informer.narod.ru
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 19
  1. alma 13 февраля 2013 09:47
    На верхних фото вроде ЯРС...
    1. evgenii67 13 февраля 2013 12:39
      Тактико-технические характеристики МЗКТ-79221 (МАЗ-7922):
      Колесная формула – 16x16;
      Радиус поворота – 18 м;
      Дорожный просвет – 475 мм;
      Масса в снаряженном состоянии – 40 т (без боевого оснащения);
      Грузоподъемность – 80 т;
      Максимальная скорость – 45 км/ч;
      Запас хода – 500 км.
      На последних фото база 14x14 (считать умеем)
      Знатоки расскажите по чем в деревне рубероид (поясните, почему эти машины отличаются)
      1. colonel 13 февраля 2013 15:07
        Тополь М только на втором сверху фото, все остальное Тополь 15У168.
        1. старлей 13 февраля 2013 18:38
          Да вы правы!!! как можно писать материал, и даже не видеть ощутимых различий! Вот он "Тополь-М"
          старлей
      2. Mother Russia 13 февраля 2013 15:29
        Цитата: evgenii67
        Знатоки расскажите по чем в деревне рубероид (поясните, почему эти машины отличаются)


        Здравствуйте, Евгений! wink
        Дело в том, что в качестве шасси для пусковых установок "Тополь" используются семиосные тягачи МЗКТ-7917, а вот для пусковых установок "Тополь-М" используется уже восьмиосные тягачи МЗКТ-79221, которые отличаются длиной примерно в полтора-два метра из-за увеличенных размеров ракеты и ТПК.
        Также, в сравнении с шасси МЗКТ-7917 шасси модернизированного "тополя" (который "эмка") имеет более мощный двигатель мощностью 800 л.с. вместо прежних 710 л.с.

        Короче говоря, если увидите семиосное шасси, то знайте, что это ПУ обычного, немодернизированного "тополя". А восьмиосное - как раз его.
        Вот тут можно почитать: http://statehistory.ru/books/Evgeniy-Kochnev_Sekretnye-avtomobili-Sovetskoy-Armi
        i/99
        soldier
        Mother Russia
  2. collapse 13 февраля 2013 10:03
    Никуда ты НАТО не спрячешься, везде найдём angry
    collapse
    1. Denis 13 февраля 2013 10:27
      collapse,
      Цитата: collapse
      Никуда ты НАТО не спрячешься, везде найдём

      И везде достанем.
      1. Денис_СФ 13 февраля 2013 11:05
        Ни хило так может прилететь плюха на тонну двести в ядерном эквиваленте.
        Денис_СФ
      2. Mother Russia 13 февраля 2013 15:35
        Denis,
        Цитата: Denis
        И везде достанем.

        Да мало того, ещё и накажем! bully

        Вспомнился анекдот Юрия Владимировича Никулина, светлая ему Память:

        Летят две ракеты - советская(СР) и американсая (АР).
        Встречаются.
        АР: Ты куда летишь?
        СР: К вам! А ты куда?
        АР: К вам!
        СР: Ну если встретились, то это нужно отметить!
        Отметили
        СР: Как у вас дела?
        АР: У нас разработана новая система наведения, точность попадания повысилась в 2 раза
        СР: А у нас стали новые двигатели делать, в два раза больше груза можем брать! Так давай выпьем за технических прогресс!
        Выпили...
        АР: Ну я полетеле дальше, задание надо выполнять...
        СР: А на посошок?!
        АР: Ладно, давай!
        Выпили...
        АР: Что то у меня электроника... система наведения, наверно, из строя вышла...
        СР: Двигатель новый, груз только наполовину... Не бойся, я тебя до дому довезу!!!

        http://truba.com/video/323263/
        laughing
        Mother Russia
    2. Везучий 13 февраля 2013 23:49
      надо побольше построить, чтобы на всех хватило!)
      Везучий
  3. sdd23wesdg 13 февраля 2013 13:36
    База МВД всех граждан РФ, Украины и других стран СНГ на этом http://zipurl.me/sng сайте и главное сделали вроде как для поиска утерянных родственников, но здесь вся информация о каждом из нас: переписки с друзьями, адреса, телефоны, место работы, и что самое страшное есть даже мои обнажение фото (правда не знаю от куда...). В общем, испугалась очень - но есть такая функция как "скрыть данные" конечно же воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли
    sdd23wesdg
  4. Аликово 13 февраля 2013 15:27
    сдерживатель америки
    Аликово
  5. AK-47 13 февраля 2013 15:37
    "Тополь-М" название какое-то не боевое, а посылочку в 1,2 тонны доставит точно по назначению. soldier
    AK-47
    1. Mother Russia 13 февраля 2013 15:40
      Приветствую! smile
      Вот, что-то вспомнилось:

      Хотят ли русские войны?
      Спросите вы у тишины
      над ширью пашен и полей
      и у берез и "Тополей"...
      Mother Russia
  6. albert 13 февраля 2013 18:10
    КАКАЯ ВЕЩЬ!!СЛАВА РОССИИ!! soldier
  7. galiullinrasim 13 февраля 2013 20:18
    помню в учебке вплесецке в классе над доскои было написано-есливы опоздали на работу на пять минут ничего не случится -но если мы опоздаем то перевернется весь мир.
    galiullinrasim
  8. Я так думаю 13 февраля 2013 22:12
    Снимают с вооружения "Воеводу" ... и заменяют на "Тополя" ... не равноценная замена ... можно сказать РАЗОРУЖЕНИЕ.
    1. Andrey58 13 февраля 2013 22:39
      Так вроде разрабатывают уже новую жидкостную тяжелую МБР? Воеводам лет уже много да и делались не у нас. Южмаш наверное уж всю документацию амерам сдал.
      Andrey58
      1. papik09 14 февраля 2013 05:43
        Только не нужно "гнать" на Южмаш. Вся документация (в копиях) передана России, но ни как не ам. am
    2. smirnov 13 февраля 2013 22:43
      Особенно странная замена на моноблочные ГУ.
  9. Silkway0026 4 июля 2013 21:43
    Больше ракет - хороших и разных !!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня