Судьба «Алмаза»

Судьба «Алмаза»


Прошло почти сорок лет с того момента, когда в пилотируемом режиме была введена в эксплуатацию советская военная орбитальная станция «Алмаз». Правда, сразу нужно отметить, что то, что запущенная в космос станция является «Алмазом», равно как и о том, для чего она в действительности предназначена, общественность узнала значительно позже. А тогда, в 1974 году, было сделано официальное заявление о запуске орбитальной станции под названием «Салют-3», на которой советские космонавты занимались проведением исследований и экспериментов исключительно в мирных целях.

Ученые давно мечтали о том времени, когда станет возможным устраивать на орбите вокруг планеты целые космические поселения. Одним из первых ученых, который детально описал не столько космическую станцию, сколько условия жизни на этой станции, был К.Циолковский.


Еще в 1923 году немецкий ученый Оберт Герман опубликовал свою статью под названием «Ракета в планетарном космосе». В этой работе впервые высказывались предложения относительно создания пилотируемой космической станции для проведения наблюдений за Землей и метеорологическими изменениями, использования ее в качестве спутника связи, заправочной станции для космических кораблей. Ученый был уверен в необходимости создания на борту станции искусственной гравитации, чтобы экипаж мог нормально работать.

Через пять лет после появления работы Германа, в 1928 году, в одном из немецких изданий появилось большое количество статей, которые были посвящены орбитальным станциям. Автором всех этих работ был Гвидо фон Пирке. В отличие от работы Германа. В этих статьях не было ни одного предложения относительно конструкции самой станции, зато в них был представлен серьезный анализ необходимых характеристик, которыми должен обладать космический корабль, чтобы совершить успешный полет к планетам и на околоземную орбиту.

В 1928 году появилась даже целая книга, полностью посвященная орбитальным станциям. Автором ее был капитан австрийской армии Поточник, который взял себе псевдоним Герман Нордунг. Автор был уверен в том, станция должна иметь в своей структуре три отсека (жилой отсек, обсерватория и энергоустановка), соединенных между собой при помощи воздушных шлангов и электрических кабелей. В книге также предлагалось выводить космическую лабораторию на орбиту с периодом обращения, равным 24 часа.

К слову сказать, в большинстве книг, посвященных космическим полетам, которые появлялись в 30-е годы, упоминались космические станции. Но вместе с тем, большинство авторов было уверено в том, что появление станций станет возможным лишь в том случае, если человек сумеет выйти за пределы атмосферы. Поэтому им уделялось немного внимания, основная же проблема заключалась в способах преодоления земного притяжения.

Затем началась Вторая Мировая война, которая заставила ученых на долгих шесть лет отказаться от орбитальных станций. И в этот период времени упоминания о них можно было встретить лишь в фантастических книгах. Именно благодаря этому после войны специалисты вернулись к идее создания орбитальной станции. А реальные черты эти идеи начали приобретать с наступлением космической эры.

В Советском Союзе оной из первых разработок в данной сфере была программа создания пилотируемой орбитальной станции под названием «Алмаз», концепция которой была сформулирована в начале октября 1964 года в ходе совещания руководства предприятия Генеральным конструктором ОКБ-52 Владимиром Челомеем. Предполагалось, что станция будет решать оборонные, научные и народнохозяйственные задачи. Однако в первую очередь конструктор усматривал в ней достаточно мощное средство для проведения оперативной космической разведки.

27 октября 1965 года появился приказ министра общего машиностроения Советского Союза. Тогда же были начаты и работы по созданию системы. Проект станции в эскизном варианте был завершен в 1966 году. Тогда же Министерство обороны выбрало «Алмаз» для реализации как разведывательной системы. А Постановление Совета Министров и ЦК КПСС Советского Союза от 14 августа 1967 года определило сроки разработок и тактико-технический расчет.

Изначально было запланировано запускать станцию вместе с возвращаемым аппаратом для экипажа. Подобное решение имело большое преимущество, потому как работы на борту можно было начать незамедлительно. Но очень скоро стало очевидно, что подобный вариант имеет и очень весомый недостаток – наличие в составе станции тяжелого аппарата значительно снижало вес разведывательного оборудования, которое было необходимо для проведения исследований.

Поэтому в конечном итоге финальный эскизный проект «Алмаза» состоял из базового блока без возвращаемого аппарата, а также транспортного корабля снабжения, который был оснащен этим аппаратом. Проект был утвержден в 1967 году Межведомственной комиссией.

Необходимо отметить, что вся аппаратура, которую разрабатывали для комплекса, была самой сложной и передовой в то время. Так, к примеру, в качестве основного средства наблюдения планировалось сделать уникальный фотоаппарат, с диаметром зеркал порядка 2 метров и фокусным расстоянием около 10 метров.

Предполагалось, что «Алмаз» будет работать в пилотируемом режиме. А экипаж будет меняться каждые три месяца. Три космонавта работали поэтапно. На первом этапе один из космонавтов работал с фотоаппаратом, другой – занимался тренировками на тренажерах, а третий – отдыхал. Пересменка проводилась каждые 8 часов. Помимо этого, транспортный корабль снабжения должен был доставлять на станцию необходимые расходные материалы, в частности, продукты питания, воду, фотопленку. Пока корабль был еще в процессе изготовления, эти функции планировалось возложить на корабль «Союз».

Занимаясь разработками своей станции, советские специалисты были хорошо осведомлены о том, что в Соединенных Штатах Америки в этот же период времени занимались созданием спутников-перехватчиков и спутников-инспекторов. Поэтому разработчики «Алмаза» стали задумываться о необходимости создания защиты от вражеских нападений. Станция была оснащена авиационной пушкой Нудельмана-Рихтера ПР-23, дальность стрельбы которой составляла около 3 километров, а скорострельность – порядка 950 выстрелов за минуту. При этом в космосе отдача при стрельбе компенсировалась благодаря включению двигателей жесткой ориентации или маршевых двигателей. Данная пушка была исключительно оборонным средством, и использовать ее в качестве оружия для нападения на космические станции и корабли противника никто не планировал. К тому же, сделать это было очень непросто. Поэтому в документах осталось лишь одно упоминание о реальном испытании пушки. Это произошло в конце января 1975 года, когда на борту станции «Алмаз-2» («Салют-3») были завершены работы по всем программам. Тогда был дан единственный залп.

Но это потом, ведь на конец 60-х годов о полете «Салюта-3» даже не мечтали. Тогда основными были несколько другие вопросы. На начало 1970 года были изготовлены два летных и восемь стендовых блоков станции, а кроме того активно велась отработка бортовых систем. Были начаты и тренировки космонавтов для «Алмаза», которые проводились в Центре подготовки космонавтов.

Первая группа космонавтов для станции была сформирована еще в 1966 году. В ее состав вошли Л.Демин, Л.Воробьев, В.Лазарев и А.Матинченко. Во главе группы стал советский летчик-космонавт П.Беляев, который к тому времени уже побывал в космосе на «Восходе-2». Однако, поскольку на тот период времени «Алмаз» существовал лишь на бумаге, то подготовка была теоретической.

В 1968 году в группу космонавтов для «Алмаза» были зачислены также В.Рождественский, В.Преображенский, А.Федоров, В.Щеглов, Е.Хлудеев и О.Яковлев, а в конце того же года в группу вошли Г.Добровольский и В.Жолобов. В следующем году состав группы пополнили В.Исаков, С.Гайдуков, В.Козельский. Руководителем центра подготовки космонавтов стал П.Попович. В 1970 году его на посту сменил Г.Шонин, а в «алмазную» группу были переведены В.Алексеев, Ю.Глазков, М.Бурдаев, В.Зудов, А.Петрушенко, М.Лисун, Г.Сарафанов, Н.Порваткин, ЭСтепанов.

Таким образом, на начало 1971 года «алмазная» группа стала наиболее многочисленной в центре военных космонавтов за весь период его существования. Это является свидетельством тому, сколь огромное значение придавалось этой сверхсекретной военной программе. В дальнейшем в составе экипажей происходили постоянные изменения, поэтому рассказать обо всех них нет никакой возможности.

Что же касается непосредственно создания самого комплекса, то оно проводилось в непростых условиях. Именно поэтому среди основных вопросов, которые волновали военных, была проблема оперативной доставки на Землю разведданных. Для подобных целей использовать транспортный корабль было не очень удобно, потому как сроки их посадок нечасто совпадали с военными потребностями.

Для решения данной проблемы была начата разработка «капсул спуска информации», которые, как считало большинство специалистов, могли стать именно тем объектом, ради которого и строилась вся станция. Экипаж должен был снарядить капсулу пленкой, и отстрелить ее через пусковую камеру в нужный момент. Обработка пленки проводилась уже в земных условиях.

На первый взгляд все выглядело так, словно в проекте «Алмаз» было предусмотрено все: приемлемые условия работы, мощная разведаппаратура, и средство оперативной доставки информации. Более того, ракета, которая должна была вывести станцию в космос, давно была готова и успешно летала.

Судьба «Алмаза»


Но в 1970 году, в то время, когда «Алмаз» был уже практически готов, некоторые работы по комплексу были переданы в РКК «Энергия» (в то время – ЦКБЭМ). Это предприятие в спешном порядке занималось созданием долговременной орбитальной станции, которая под названием «Салют» открыла эпоху орбитальных станций. А работы по «Алмазу» остановились. Именно по этой причине дальнейшая судьба комплекса была не очень благоприятной. Тем не менее, в 1973 году первая орбитальная станция «Алмаз» была готова. Ее доставили на Байконур. А чтобы вероятные противники (читать – американцы) не догадались о том, каково истинное предназначение аппарата, ему было принято решение присвоить имя «Салют-2».

Изначально было запланировано, что экипаж будет отправлен в космос через десять суток после полета станции. Однако перед самым началом запуска из «Энергии» пришло срочное сообщение о том, что старт откладывается по техническим причинам. В чем именно заключались эти причины, неизвестно до сих пор. Поскольку ракетоноситель уже был заправлен топливом, руководство приняло решение запуск не откладывать, а вместо этого продлить длительность автономного полета станции. Таким образом, 3 апреля 1973 года орбитальную станцию «Алмаз», которую назвали «Салютом-2», вывели на орбиту. На протяжении двух недель она успешно находилась в космосе, но в ночь на 15 апреля произошла разгерметизация отсеков, а вскоре перестали поступать телеметрические данные. Сам аппарат стал быстро терять высоту. Существуют предположения, что разгерметизация произошла в результате столкновения станции с обломками космического мусора, который возник по причине взрыва остатков топлива в третьей ступени ракеты-носителя «Протон-К», при помощи которой станция и была доставлена на орбиту. Понятное дело, в сложившейся ситуации старт экипажа был отменен. А в конце апреля станция вообще сгорела в плотных слоях атмосферы. Поэтому экипаж, который готовился к полету на «Салют-2», начал подготовку к полету на «Салют-3».

Под именем третьего «Салюта» была запущена первая эксплуатационная модель военной станции «Алмаз». Произошло это 25 июня 1974 года. А уже 4 июля первый экипаж в составе Ю.Артюхина и П.Поповича прибыл на борт. На протяжении двух недель они работали на борту «Алмаза», после чего вернулись на Землю. Полет прошел относительно хорошо. Второй экипаж в составе Г.Сарафанова и Л.Демина стартовал 15 июля на борту «Союза-15». Они должны были также состыковаться с военной станцией и на протяжении 25 дней работать на ее борту. Однако в этот раз все пошло не так. Когда на вторые сутки был начат этап дальнего сближения, космонавты поняли, что двигательная установка работает с большими сбоями: вместо разгона – торможение и наоборот. Никакие попытки исправить неполадки двигателя не приносили результатов. К тому же запас топлива был на исходе. Поэтому космонавты приняли решение о начале переговоров с Землей, в итоге они получили приказ готовиться к посадке. Но и дальше события развивались неблагоприятно. Когда тормозной двигатель уже был готов к включению, произошла раскрутка гироскопов. Контроль космонавты вели по бортовому секундомеру и амперметру, как вдруг амперметр начал зашкаливать. Люди хорошо осознавали, что с посадкой может ничего не получиться, но решили рискнуть. Им повезло: двигатель сумел столкнуть с орбиты корабль. И даже гроза во время посадки показалась космонавтам настоящей мелочью. В итоге после посадки был проведен разбор полетов. Понятно, что виноватыми сделали членов экипажа, хотя в действительности они сами стали жертвами обстоятельств. После неудачи эксплуатация корабля «Салют-3» в пилотируемом режиме была прекращена, а полет на «Союзе-16» В.Жолобова и Б.Волынова отменили.

Запуск нового «Алмаза» состоялся 22 июня 1976 года. На этот раз он носил название «Салют-5». На борту корабля работало сразу два экипажа: «Союза-21» В.Жолобов и Б.Волынов и «Союза-24» Ю.Глазков и В.Горбатко. Однако, как и в предыдущий раз, работа на борту корабля не обошлась без проблем.

Корабль «Союз-21» вышел на старт 6 июля 1976 года. Предполагалось, что он пробудет в космосе 60 дней. Более того, военные хотели увеличить длительность полета до 90 дней, но сделать это было невозможно по объективным причинам. Полет корабля был разведывательным, поэтому в задачи космонавтов входила регулярная замена пленки в фотоаппарате и ее проявка. На протяжении первого месяца работы все было нормально, если не принимать во внимание неприятного запаха в отделениях станции. Космонавты были уверены в том, что причина его кроется в попадании в атмосферу паров ядовитого топлива, а также в материале внутренней обшивки корабля. Кроме того, это никак не сказывалось на повседневной работе. Однако в скором времени начались неприятности. На 42-е сутки неожиданно прозвучал тревожный сигнал, отключился свет и большинство бортовых приборов. Космонавты не понимали, что происходит, и насколько это может быть серьезным. Ситуация ухудшалась с каждой минутой. Перестала работать система регенерации воздуха, и запасов кислорода оставалось все меньше. Несмотря на это, членам экипажа удалось привести корабль в норму.

Но авария не могла пройти бесследно. Жолобова начали мучить головные боли и бессонница. Ни один лекарственный препарат, который был в бортовой аптечке, не помогал. С каждым днем космонавту становилось все хуже. На протяжении определенного периода времени о болезни Жолобова ничего не сообщали, но вскоре в одном из сеансов космонавт сам пожаловался на недомогание. Начались переговоры, в результате которых на 49-е сутки поступил приказ возвращаться.

При разборе полета было высказано много предположений относительно того, что на самом деле произошло на борту корабля. Большинство склонялось к мысли, что экипаж оказался психологически несовместимым, и что к концу второго месяца пребывания в космосе члены экипаж настолько разругались друг с другом, что некоторые даже начали задумываться об использовании оружия. Тем не менее, свалить все на человеческий фактор всегда намного легче, чем приложить усилия и обезопасить полеты.

Следующий полет «Алмаза» состоялся в октябре того же 1976 года. Экипаж в составе В.Зудова и В.Рождественского должен был провести исследования атмосферы, а также проверить исправность систем жизнеобеспечения станции. И только после этого можно было приступать к двухмесячной разведывательной работе на борту корабля. На следующие сутки после старта началось сближение станции и корабля. Все шло согласно графику, техника работала без сбоев. Но когда между объектами оставалось около двух сотен метров, произошло то, что стало большой неожиданностью и для экипажа, и для руководства на Земле: параметры движения корабля относительно станции, заложенные в программе, не совпадали с реальными значениями. Все это стало причиной ускорения процессов управления, что требовало уже незамедлительного вмешательства. Поскольку измерительная аппаратура работала неправильно, был отдан приказ отменить стыковку и готовиться вернуться. А спустя два дня корабль, сойдя с орбиты, совершил приводнение на озеро Тенгиз (к слову сказать, единственное за всю историю советской космонавтики). Космонавты на протяжении девяти часов ждали, пока их спасут из спускаемого аппарата, который сел на мель.

Далее на борту станции побывали Ю.Глазков и В.Горбатко. В последующем планировалось, что на станцию отправится еще одна экспедиция в составе А.Березового и М.Лисуна. Старт планировался на март 1977 года. Однако в силу определенных обстоятельств эксплуатация в пилотируемом режиме «Салюта-5» была прекращена, а в начале августа 1977 года станция затонула в Тихом океане.

Так закончилась история орбитальной станции под названием «Алмаз». Конечно, существовали и проекты станции второго поколения, предусмотренные постановлением Совета Министров и ЦК КПСС Советского Союза, но это уже совсем другая история.

Использованы материалы:
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/molodtsov/01/07.html
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?zhelez_56.html
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/k-r/1992/1-almaz.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C)
http://alternathistory.org.ua/kosmicheskaya-pushka-pod-bryukhom-almaza
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 31
  1. ziqzaq 15 февраля 2013 09:00
    Да СССР был впереди планеты всей и в космосе и в науке!!! Спасибо нашему старшему поколению!!
    1. Ван 17 февраля 2013 00:43
      Может и не в тему, но порадовало. laughing

      http://rus.ruvr.ru/2013_02_16/CHeljabinskij-bolid-otkril-inostrancam-druguju-Ros
      siju/

      Особенно Статья по ссылке...
      Большое количество видеозаписей породило слух о том, что в России знали о приближении метеоритного дождя. “Русские даже знают, где метеориты падают. Снимали из разных точек. Их ПРО превосходит нашу на несколько десятков лет", - написал американский пользователь на одном из форумов. Пользователь из Испании также отдает должное российскому оружию: “Вы только посмотрите, как система ПВО уничтожила метеорит. Вот упади такой метеорит в Испании, тут же набегут политики, чтобы разворовать его остатки”. “Не могу поверить, что они перехватили метеорит диаметром 20 километров”, - написал пользователь Enrique Antonio Nuñez на форуме одной из испанских газет.


      Уж правду говорят, у страха глаза велики. belay
  2. avt 15 февраля 2013 09:58
    Да ,вот воистину два медведя в одной берлоге smile Два Гения ,Челомей и Королев , друг с другом ужиться не могли , да еще Челомей сУстиновым не очень . НО , дело свое они знали твердо и результата добивались реального, не то что эффективные менеджеры с айпада айфонами в твиттере и на веселой ферме! Великие Времена - Великие Люди.
    avt
    1. ikrut 15 февраля 2013 17:36
      Цитата: avt
      Два Гения ,Челомей и Королев

      Еще третий был, не менее гениальный - Михаил Кузмич Янгель. Он, собственно , в основном на оборону и работал. И он сделал наши боевые ракеты от 8К63 до "сатаны". А Королев на космос работал больше. Как военные говорили тогда "Королев работает на ТАСС, а Янгель - на нас" :)))
      1. avt 15 февраля 2013 18:23
        Цитата: ikrut
        Как военные говорили тогда "Королев работает на ТАСС, а Янгель - на нас" :)))

        goodВремя было и люди подстать Времени ! Дали шороху на ВЕКА! Тут список можно продолжать . Просто тут по теме статьи именно эти фамилии ключевые . А так и братья Уткины ,Макеев ,Глушко ,Лозино-Лозинский ,Черток , да многих можно вспомнить !
        avt
      2. Zubr 16 февраля 2013 21:33
        Так де стоит вспомнить братьев Уткиных... hi
  3. viruskvartirus 15 февраля 2013 10:32
    Не просто было орбитальные станции то превратить в обыденное дело, столько трудов и денег, а потом этим бесценным опытом поделились с амерами, надеюсь не зря...
  4. avt 15 февраля 2013 10:44
    Цитата: viruskvartirus
    Не просто было орбитальные станции то превратить в обыденное дело, столько трудов и денег, а потом этим бесценным опытом поделились с амерами, надеюсь не зря...

    Тем что делалось на НАШИХ станциях уж точно делиться нельзя , а уж с вероятными друзьями тем паче . Поверьте ,не для космического туризма тот же Алмаз Челомей разрабатывал . Изначельно проект под минобороны заточен был.
    avt
  5. deman73 15 февраля 2013 10:59
    надо продолжать такие проекты
  6. borisst64 15 февраля 2013 11:01
    И до сих пор кроме России никто не может вывести и эксплуатировать орбитальные станции.
    borisst64
    1. Тихий 16 февраля 2013 11:36
      Даже к МКС сейчас летают только наши СОЮЗы... . Будем надеяться что и " РУСЬ " скоро " поставим на крыло " ...
      Тихий
      1. ruton 16 февраля 2013 16:17
        МКС базовый модуль наш.
        1. 916-й 16 февраля 2013 20:23
          borisst64: И до сих пор кроме России никто не может вывести и эксплуатировать орбитальные станции.

          Да Вы, батенька, оптимист! Современная Россия даже на такое не способна, с учетом того, что перед тем как "вывести и эксплуатировать", еще надо спроектировать и построить!

          Тихий: Даже к МКС сейчас летают только наши СОЮЗы...

          Давненько "Союзы" летают, однако... еще со времен Королева...Впрочем, прецеденты есть: в составе ВМФ России до сих пор плавает парусник "Крузенштерн". Так что "Союзу" есть на кого равняться.
          916-й
          1. 916-й 16 февраля 2013 21:02
            Тихий: Будем надеяться что и " РУСЬ " скоро " поставим на крыло " ...

            По "Руси"... Насколько известно, проект "Русь" конкурирует с проектом практически того же класса "Ангара". Опять, как и в прошлом, при Королеве, Челомее и Глушко амбиции разработчиков приводят к распылению средств и ресурсов... РН "Русь" разрабатывается в увязке с перспективным пилотируемым транспортным кораблем (ПТК) типа "Клипер" (РКК "Энергия"). РН "Ангара" (Центр Хруничева) не имеет приложения в виде ПТК, но она лидирует в споре с "Русью" - уже состоялся тестовый запуск модуля первой ступени (УРМ-1).

            Так что, если Центр Хруничева победит РКК "Энергию", то мы рискуем остаться без нового ПТК... Такая вот чехарда творится в Роскосмосе fool
            916-й
            1. Пилигрим 16 февраля 2013 23:32
              Это в казахии все такие "спецы"!? или только ты, -916?
            2. почтальон 17 февраля 2013 22:29
              Цитата: 916-й
              Насколько известно, проект "Русь" конкурирует с проектом практически того же класса "Ангара".

              Они не могут конкурировать
              Ангара не предназначена и е сертифицирована(и скорее не будет) для пилотируемых запусков.
              Даже в составе КРК «Байтерек.
              НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА способность ракеты-носителя уйти со старта даже при отказе одного из двигателей

              Цитата: 916-й
              Так что, если Центр Хруничева

              ГКНПЦ М.В.Хруничева : РН «Ангара» и KSLV-1 (по заказу KARI) /испытания за счёт корейцев.
              ВТОРУЮ ступень делает РКК Энергия (Королёв)

              Основные разработчики РН «Русь-М»:
              ЦСКБ-Прогресс — разработка второй ступени и головная роль за РН в целом
              ГРЦ — разработка первой ступени
              КБХА — двигатели второй ступени
              Энергомаш — двигатели первой ступени
              ЦЭНКИ — наземная инфраструктура
              НПО автоматики — система управлени


              РКК Энергия ЗАНИМАЕТСЯ ПТК.

              как ,кто и зачем кого то ДОЛЖЕН победить?
              почтальон
              1. 916-й 18 февраля 2013 22:41
                Почтальону:
                Спасибо, Василий. Расклад по разработчикам понятен.

                Но, говоря о конкуренции двух проектов, я прежде всего имел в виду примерно одинаковый диапазон масс выводимых полезных нагрузок. Вопрос, который неизбежно возникнет: зачем иметь две РН, рассчитанные на одинаковые массы ПН? И, скорее всего, он будет решен в пользу одной из них. Если бы "Ангара" была сертифицирована под пилотируемые запуски, то и вопрос бы не возникал - ПТК нашел бы себе "извозчика" по-любому.

                А так... если примут "Ангару", то ПТК останется "безлошадным". Или я не прав, и есть шанс (т.е. деньги) увидеть в деле обе транспортные системы?
                916-й
                1. почтальон 19 февраля 2013 03:31
                  Цитата: 916-й
                  зачем иметь две РН, рассчитанные на одинаковые массы ПН?

                  для пилотируемых полётов,в связи с указанным выше ограничением) масса ПН будет меньше.Соответственно менее рентабельно.

                  Цитата: 916-й
                  Если бы "Ангара"

                  Ангара не будет. это не возможно.
                  и КРК «Байтерек то же и KSLV-1 не будут.
                  Это "отрыжка" боевой ракеты : подход,технологии,завод(мощьности)

                  Закладывается на этапе НИОКР. Сейчас не 1956г.
                  Я уж про многострадальный РБ "Бриз-М молчу вообще
                  И это у них не получится:


                  На момент старта РН вертолеты находятся на высоте 3...3,5 км на границах предполагаемых зон подхвата, координаты которых могут быть определены расчетным путем до пуска РН. На протяжении 9,5…10,5 мин с момента старта до момента задействования ПС координаты зон подхвата могут уточняться по показаниям телеметрии.

                  ТК нет окияну.
                  / Сам у вас по степям искал "запчасти"/

                  Рентабельность....
                  В курсе за сколько покупают каждый РД-191? И что правительство ВЫНУЖДЕНО вмешиваться в спор двух хозяйственных субъектов

                  240 000 000 , 00 рублей за штука!!!
                  А ИХ НАДО 5 для РН тяжёлого класса
                  ПРОТОН -М запуск $80 000 000 (под ключ)

                  Цитата: 916-й
                  А так... если примут "Ангару", то ПТК останется "безлошадным".


                  Вот если бы Роскосмос и прочие "шустрики" не шатались мыслями давно бы уже приняли и решили. (С Макеева то знаете ведь историю)
                  А так:
                  1. ДВА РН иметь не плохо (не сядем в лужу как американцы с шатл)
                  2. Скорее всего сделают так:
                  ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ РН будет доработана( разработана ) отдельно , что бы пройти сертификацию, а остальное от Анграра.
                  почтальон
          2. ленивый 20 февраля 2013 13:02
            а разве Крузенштерн в составе BMФ РОССИИ? он вроде как у рыбаков вы соврамши. вот Аврора до сердюкова входила в состав флота, а вообще старейшее судно ВМФ России это судно-катамаран Коммуна http://aquatek-filips.livejournal.com/415054.html и долголетие это не признак отсталости, а признак удачной и качественной разработки, можно ещё вспомнить ту-95 и амеровский в-52, а вот шатлам кирдык потому как гавно а не разработка
  7. gregor6549 15 февраля 2013 11:37
    Еще один интересный видео клип на эту же тему
    http://www.youtube.com/watch?v=8VgfJkJ2EKo.
    И это не единственная подобная разработка сделанная в СССР.
    Более интересной и современной была боевая космическая станция
    "Скиф-ДМ", предназначенная для отработки конструкции и бортовых систем боевого космического комплекса с лазерным оружием, получившая индекс 17Ф19ДМ,
    Станция "Скиф-ДМ" имела общую длину почти 37 м и диаметр до 4,1 м, массу около 80 т, внутренний объем ок. 80 куб.м, и состояла из двух основных отсеков: меньшего - функционально-служебного блока (ФСБ) и большего - целевого модуля (ЦМ). ФСБ представлял собой давно освоенный КБ "Салют" и лишь немного видоизмененный для этой новой задачи 20-тонный корабль, почти такой же, какими были транспортные корабли снабжения "Космос-929, -1267, -1443, -1668" и модули станции "Мир".
    Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными экспериментами.
    Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке (ПГО). В отсеке двигательной установки (ОДУ) размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели.
    На боковых поверхностях ОДУ размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.
    Центральный блок КА "Скиф-ДМ" был адаптирован с модулем ОКС "Мир-2".
    В состав ДУ модуля "Скиф-ДМ" входили двигатели 11Д458 и 17Д58Э.
    1. avt 15 февраля 2013 16:29
      Цитата: gregor6549
      Еще один интересный видео клип на эту же тему

      Не трави душу !!! Убил горбатый проект , тупо убил... am
      avt
      1. Oберон 16 февраля 2013 00:55
        Этот убил и разломал всё что мог.
        он как из ии был
        Oберон
      2. kosmos44 16 февраля 2013 19:17
        Цитата: avt
        Не трави душу !!! Убил горбатый проект , тупо убил... am


        Прошло более 20 лет. У нас так всё и осталось на месте. Что же мешало всё восстановить? Ни чего на ум не приходит?
        kosmos44
        1. ленивый 20 февраля 2013 13:08
          прошло 12 лет, потому что то что меченый не убил, то алкаш Бориска почти добил
    2. Oберон 16 февраля 2013 00:53
      Были Люди в наше Время....
      Ностальгия пробила....
      Oберон
  8. cumastra1 15 февраля 2013 18:35
    спасибо за статью. интерасно, а сейчас есть что то подобное? хоть в проектах?
  9. crambol 15 февраля 2013 20:03
    Поэтому в документах осталось лишь одно упоминание о реальном испытании пушки.... Тогда был дан единственный залп

    Выстрел был сделан, когда космонавты уже покинули станцию. И правильно сделали, потому что эффект был ужасающий. В динамиках на земле раздался жуткий грохот, а по данным телеметрии станция вибрировала так, что вот-вот развалится!
  10. Кэптен45 15 февраля 2013 20:29
    А помимо этих проектов был ещё проект космического истребителя "Спираль" для борьбы с космическими аппаратами противника, который мог самостоятельно как "Буран" возвращаться с орбиты.Разработка 60-х годов, в 70-х был испытан,но тему забросили после смерти ГК,фамимию к сожалению забыл, двойная фамилия интересная что-то вроде польской, ну типа Брешко-Брешковский.

    Во вспомнил: Лозино-Лозинский!
    1. gregor6549 16 февраля 2013 07:33
      Ф.И.О ГК "Спирали" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Подробнее о проекте на сайте http://www.buran.ru/htm/spiral.htm
    2. Alex 16 февраля 2013 21:41
      По теме "Спираль", он же ЭПОС (экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт) в 70-е испытывался дозвуковой прототип. До сверхзвукового, гиперзвукового и собственно орбитального аппарата дело не дошло. Также не отработан был и самолёт-разгонщик. Помимо технической сложности у проекта были очень сильные противники. Достаточно упомянуть Устинова ("Фантазиями мы заниматься не будем"). Да и военные не проявили интереса . Работы начались в КБ Микояна под руководством его зама Г.Лозино-Лозинского , для чего был создан филиал ставший впоследствии НПО "Молния". В середине 70-х темузакрыли - начались работы по многоразовому кораблю в противовес "шаттлу", завершившимися созданием системы "Энергия-Буран". Главный конструктор "Бурана" - Лозино-Лозинский.
      1. вася 16 февраля 2013 22:02
        Спасибо Горбачеву, который закрыл Энергию Сразу на орбиту 200 тонн. Да в эту массу вписать ВСЕ можно было
  11. михаил3 16 февраля 2013 10:52
    Методика поиска неисправностей отработана не была. Сбои монтажа и проектирования погубили проект. Ровно то же самое происходит и сейчас. Когда наши космические технологи отработают службу управления качеством? Жаба душит нестерпимо - сколько ресурсов уничтожено? Сколько работы не выполнено... Кому достижения, кому позор позорный...
    В плане "соревнования двух систем" все шоколадно - американцы и трети подобного не умеют. А вот в плане самой работы... что это за детский лепет - корабль имеет не ту скорость, которую рассчитывали?! Где комплекс датчиков, позволяющий считать скорость в реальном времени?! Вычислительные мощности уже тогда с избытком были. Весят датчики меньше грамма. Ну, еще с килограмм-два кабелей... Стыдуха, блин!
    1. gregor6549 16 февраля 2013 11:56
      Если бы все упиралось в негодную методику, систему управления качеством или "самые большие микросхемы в мире". Все перспективные проекты СССР в области вооружения и военной техники гробились тогда на самом верху при усиленном содействии "забугорных" друзей, которым совсем не улыбалась перспектива возможной встречи их "челноков" и т.п. "леталок" с советским "космическим ИЛ 2" с весьма предсказуемым итогом такой встречи. И эти друзья четко понимали что и при существующих в СССР технологиях и прочих проблемах на выходе получались пусть иногда и громоздкие, но весьма эффективные системы вооружения.
    2. вася 16 февраля 2013 21:55
      Все было, обещают восстановить.
  12. Zubr 16 февраля 2013 22:06
    ВОССТАНОВИМ И УЖЕ НЕ В ТОМ ВИДЕ В КОТОРОМ БЫЛО, ЗАДЕЛЫ У НАС ДОВОЛЬНО СЕРЬЁЗНЫЕ, ВОПРОС ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ, ГЛАВНОЕ СЕЙЧАС АРМИЮ ХОРОШЕНЬКО УКРЕПИТЬ, РЕЗЕРВИСТОВ ПОДГОТОВИТЬ И РЕШИТЬ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ, ЧТОБ БЫЛО ЧТО ОДЕТЬ, ПОКУШАТЬ, ЖИТЬ И МНОГО И ПЛОДОТВОРНО РАБОТАТЬ........

    ТРИ ОСНОВНЫХ КИТА НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ГОСУДАРСТВО !

    1. АРМИЯ И ФЛОТ
    2. МЕДИЦИНА
    3. ОБРАЗОВАНИЕ

    В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ВСЁ ЭТО БЫЛО. МНОГО БЫЛО УПУЩЕНИЙ ПРОСЧЁТОВ НО ИДЕЯ БЫЛА ВЕРНА !

    P.S. НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.
    1. Дмитрий Т. 21 февраля 2013 18:43
      Государство держится на основе трёх общественных институтах:
      1. семья;
      2. армия;
      3. и, как это ни дико звучит (не для всех) - церковь.
      Про армию пояснять ничего не надо, всё и так ясно.
      Про семью скажу одно: если не будет института семьи (особенно это актуально для России), то не будет ни армии, ни медицины, ни образования; ничего. Это, кстати, понимают все наши вероятные друзья, отсюда и ювеналка, и борьба за права половых извращенцев, и т.д.
      Про церковь скажу только одно. Предвидя, что у некоторых это вызовет отторжение, всё-таки осмелюсь утверждать, что церковь является источником нематериальных благ для своих членов, которые вольно или невольно проецируют их (блага) на свою внешнюю жизнь и повседневную деятельность.
      Поэтому во все времена самые крепкие семьи и самые лучшие солдаты всегда были теснейшим образом связаны с церковью.
      Дмитрий Т.
  13. i.xxx-1971 7 марта 2013 09:03
    Говорили так: Королев работает на ТАСС, Челомей на унитаз. Не уважали Челомея профессионалы, наверное было за что, не нам судить. А расцвет его КБ пришелся на период, когда там работал сын Хрущева. Кстати, Михалкова папа тоже в честь Хрущева назвал. Умели выживать наши элиты.
    i.xxx-1971
  14. kgbers 17 февраля 2014 19:29
    Какие грандиозные наработки!? Жаль, все похерено.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня