Экспедиция к предкам. Культура двух царств
![Экспедиция к предкам. Культура двух царств](/uploads/posts/2024-05/1_-elephant-ivory-and-flint-ritual-knife-decorated-with-227-animals-naqada-iii-period-originally-from-tomb-32-abu-zaidan-egypt-now-on-display-at-the.webp)
Сегодня наше знакомство с артефактами Древнего Египта будет посвящено самым ранним художественными изделиям объединившегося государства. Например, вот таким, как этот ритуальный нож из слоновой кости и кремня, украшенный 227 фигурками животных, период Негада III, родом из гробницы № 32 в Абу-Зайдане. Негада III длилась с 3200 до 3000 гг. до н. э. В этот период процесс формирования государства стал очевиден, и единой правящей политической силой становится фараон. Сейчас выставлен в Бруклинском музее
может быть, самых древних из тех,
что вытесали люди! С тех пор,
как их клали в такое же знойное утро,
как и нынче, тысячи раз изменилось лицо земли.
Только через двадцать веков
после этого утра родился Моисей.
Через сорок – пришёл на берег
Тивериадского моря Иисус…
Но исчезают века, тысячелетия, –
и вот, братски соединяется моя рука
с сизой рукой аравийского пленника,
клавшего эти камни».
В. А. Щукина. Египет глазами Ивана Бунина //
Молодой ученый. 2024. № 3 (502). С. 504–508.
История и культура. Сегодня мы вновь будем знакомиться с культурой Древнего Египта, причем сразу двух периодов его истории: Древнего царства и Среднего царства. Тут надо вспомнить хронологию этого времени: Древнее царство – 2900–2270 гг. до н. э. (I–VI династии); Среднее царство – 2100–1700 гг. до н. э. (XI–XIII династии). В промежутке между ними имел место Первый переходный период, когда Египет был завоеван гиксосами, распался на номы и был полностью децентрализован.
![](/uploads/posts/2024-05/2_-late-predynastic-naqada-ii-about-3400-bc-in-british-museum.webp)
А вот мумифицировать умерших людей в Египте научились еще раньше. Позднедодинастический Негада II. Около 3400 г. до н. э. Британский музей
Но это политика.
Что касается культуры и искусства, о которых у нас и пойдет речь, то объединение Египта в одно государство придало его культуре настолько мощный импульс, что он определил в целом все её развитие даже не на века – на тысячелетия.
Главным в ней стала религиозная направленность. То есть и ваяние, и живопись, да практически все египетское искусство оказалось нацелено, во-первых, на возвеличивание личности фараона, а во-вторых, на обеспечение его счастливого загробного существования, равно как и существования на том свете каждого из египтян.
Отсюда прежде всего монументальность и статичность всего высекаемого и изображаемого – ведь создавалось все это на века! Понятно, кстати говоря, и отношение к персоне фараона, которого почитали наместником Бога на земле.
![](/uploads/posts/2024-05/3_-cropped-version-of-an-image-of-the-narmer-macehead-from-the-ashmolean-museum.webp)
Боеголовка булавы с именем фараона Нармена. Ашмолеанский музей, Оксфорд
Дело в том, что в древнеегипетской мифологии бог Атум создал и землю, и небо из своего собственного семени, ну и понятно, чем именно он для этого занимался. Почему-то разливы Нила египтяне также приписывали мастурбации Атума. А так как случалось, что разлив задерживался, или был недостаточно высоким, помогать Атуму и проделывать все то же самое, стоя над Нилом, должен был уже сам фараон, под самым пристальным наблюдением жрецов и толп правоверных египтян.
И еще много чего он должен был делать в качестве верховного жреца, совмещая власть светскую и духовную, например, раздевать ко сну статую бога Озириса вечером и одевать её утром. И не сделай он этого, Египет ждали бы ужасные бедствия!
![](/uploads/posts/2024-05/4_-vizier_kagemni_-_5th_and_6th_dynasty_of_egypt.webp)
Визирь Кагемни. Каноническое изображение фигуры человека. VI династия. Мастаба на кладбище Тети в Саккаре
Отсюда и строительство гигантских пирамид, и каменные изваяния, и канонизированная форма изображения человека. Так, голова человека и ноги на рисунке должны были изображаться всегда в профиль. Тело – анфас, развернутым к зрителю.
Понятно, что в ряде случае от этого канона приходилось отступать, но для этого потребовалась целая эпоха, а вот художники Древнего царства рисовали именно так. То есть искусство было частью культа, а на свете нет ничего более консервативного, чем религия.
![](/uploads/posts/2024-05/6_-negada-3-late_ware_jar_with_wavy_painted_decoration_met_mma36_1_144.webp)
Кувшин с росписью. Культура Негада III. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Интересно, что поскольку боги Египта были в основном звероголовыми, что прямо указывает на их происхождение от первобытных тотемов, животные египтянами также обожествлялись.
Более того, множество животных, птиц и рыб считались священными. Их содержали при храмах, сытно кормили, холили, оказывали им почести, а после смерти бальзамировали и погребали на специальных кладбищах в саркофагах. До нас дошли кладбища, где погребали священных быков, баранов, кошек и, что самое удивительное, даже крокодилов. Мумий их было так много, что ещё в XIX веке их толкли в порошок и продавали в качестве удобрения, и все равно тех, что остались, с избытком хватило и на музеи, и на частные коллекции.
![](/uploads/posts/2024-05/7_-hair_comb_decorated_with_rows_of_wild_animals_3200-3100_bce_naqada_iii-mett.webp)
Гребень для волос, украшенный рядами диких животных. 3200–3100 гг. до н. э. Негада III. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
А вот что удивительно, так это исключительно умелое изображение животных египтянами Древнего и Среднего царств. Кого бы они ни рисовали – обезьяну, сидящую на дереве, поджарую собаку со щенками, которых она готовилась кормить молоком, или кошку на охоте за птицами – все эти изображения исключительно совершенны.
И это притом, что египетские художники никогда не рисовали с натуры. Они должны были просто знать, как выглядит то или иное животное, и уметь передать его в движении, то есть они были просто обязаны внимательнейшим образом всматриваться в окружающий их мир.
![](/uploads/posts/2024-05/8_-spoon_with_a_falcon_on_the_handle_met_e2bw3867.webp)
Косметическая ложечка с соколом на ручке. Ну разве не прелесть? Метрополитен-музей, Нью-Йорк
А вот портреты людей, высеченные в камне, напротив, лишены экспрессии и абсолютно бесстрастны. Духовный мир человека и его переживания – то есть все то, что так стараются передать скульпторы современности, египетских мастеров Древнего царства не волновали совершенно. Ведь они изображали человека, идущего в вечность, и уже только этим освобожденным от всего земного.
И только в искусстве Среднего царства и особенно в эпоху Нового царства такая точка зрения на портрет некоторым образом изменилась.
![](/uploads/posts/2024-05/menkauraandqueen_museumoffineartsboston_11zon.webp)
Фараон Менкаура и его супруга. Музей изящных искусств в Бостоне
То есть искусству в эпоху Древнего и Среднего царств была отведена очень важная роль: оно должно было дарить людям бессмертие. И было совсем неважно – видит ли нарисованное кто-то или нет. Важно было, что нарисованное сохранится и оживет вместе с тем человеком, кому оно принадлежит или посвящается.
![](/uploads/posts/2024-05/10_-string_of_beads_with_eight_large_pendants_met_10_130_2853_01-21-15.webp)
Нитка бус с восемью крупными подвесками. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
![](/uploads/posts/2024-05/13_-broad_collar_of_nefer_amulets_met_dp14787022.webp)
Широкий воротник Мерит из бус из погребения трех жен фараона Тутмоса III. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Именно поэтому главные скульпторы и художники в Египте того времени принадлежали к числу людей очень высокопоставленных и часто были даже жрецами. Так, зодчий Хемиун, построивший для фараона Хеопса его пирамиду, был его племянником, и уж понятно, что ради своего дяди он старался на совесть.
![](/uploads/posts/2024-05/11_-from-egypt-upper-egypt-thebes-deir-el-bahri-temple-of-hatshepsut.webp)
«Качели» для перемещения каменных блоков. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Египет
Но вот после всех пертурбаций в Египте началась эпоха Среднего царства и… Изменения в искусстве стали заметны!
Все каноны, как и прежде, преобладали, традиции – доминировали, но в ту же самую живопись проникла жанровая сценка, как в живописи, так и в скульптуре. Если в Древнем царстве на стенах гробниц преобладали раскрашенные рельефы, то теперь их заменили росписи. В них отражалось теперь не только «путешествие в страну Озириса», но и жизнь погребенного: полевые работы трудящихся на него крестьян и рабов, веселые пиры, сцены охоты – популярного досуга знати, и многое другое, что до того просто не изображалось.
Животные, как раньше, изображались с чрезвычайным натурализмом и, как и до того, никто с натуры их не рисовал! Зато египетские художники постоянно тренировались, рисуя эскизы на глиняные черепках, большое количество которых дошло до нашего времени. И… сделаны эти эскизы менее канонично, чем сами росписи.
![](/uploads/posts/2024-05/12_-mett.webp)
Многие фигурки эпохи Среднего царства вырезаны из дерева довольно-таки грубо. Но… очень живо и хорошо передают их движение. Гробница Макетра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
То есть тренировались они в области живописи более живой и реалистичной, а достигнув совершенства, тут же переходили на канон. Причем сфинксы Среднего царства не отличаются практически ничем от своих предшественников из Древнего.
А вот и живопись, и пирамиды стали другими. Пирамиды Древнего царства сложены из камня и имеют гранитную облицовку, хотя и не все. И они очень высокие. Пирамиды Среднего царства сложены из кирпича и облицованы известняком, а еще они более чем вполовину ниже тех, что строили зодчие древности. Как говорится – «труба пониже, дым пожиже». Но хорошо уже то, что живопись этой эпохи стала более приближенной к реальной жизни.
А еще умельцы Среднего царства стали выделывать множество прелестных изделий для женщин не только очень знатных, но и из народа, которые могли себе позволить купить и дешевое украшение, и красивый резной гребень, и ложечку для притираний и косметики, которые в Египте того времени были столь же повседневным и повсеместным атрибутом, как в наше время щетка для чистки зубов!
Ну а впереди были еще и падения, и взлеты эпохи третьего, Нового царства, наступившего после изгнания гиксосов из страны. Но о его культуре и искусстве – в следующий раз.
Информация