Экспедиция к предкам. Культура двух царств

28
Экспедиция к предкам. Культура двух царств
Сегодня наше знакомство с артефактами Древнего Египта будет посвящено самым ранним художественными изделиям объединившегося государства. Например, вот таким, как этот ритуальный нож из слоновой кости и кремня, украшенный 227 фигурками животных, период Негада III, родом из гробницы № 32 в Абу-Зайдане. Негада III длилась с 3200 до 3000 гг. до н. э. В этот период процесс формирования государства стал очевиден, и единой правящей политической силой становится фараон. Сейчас выставлен в Бруклинском музее


«Вот я стою и касаюсь камней,
может быть, самых древних из тех,
что вытесали люди! С тех пор,
как их клали в такое же знойное утро,
как и нынче, тысячи раз изменилось лицо земли.
Только через двадцать веков
после этого утра родился Моисей.
Через сорок – пришёл на берег
Тивериадского моря Иисус…
Но исчезают века, тысячелетия, –
и вот, братски соединяется моя рука
с сизой рукой аравийского пленника,
клавшего эти камни».

В. А. Щукина. Египет глазами Ивана Бунина //
Молодой ученый. 2024. № 3 (502). С. 504–508.

История и культура. Сегодня мы вновь будем знакомиться с культурой Древнего Египта, причем сразу двух периодов его истории: Древнего царства и Среднего царства. Тут надо вспомнить хронологию этого времени: Древнее царство – 2900–2270 гг. до н. э. (I–VI династии); Среднее царство – 2100–1700 гг. до н. э. (XI–XIII династии). В промежутке между ними имел место Первый переходный период, когда Египет был завоеван гиксосами, распался на номы и был полностью децентрализован.




А вот мумифицировать умерших людей в Египте научились еще раньше. Позднедодинастический Негада II. Около 3400 г. до н. э. Британский музей

Но это политика.

Что касается культуры и искусства, о которых у нас и пойдет речь, то объединение Египта в одно государство придало его культуре настолько мощный импульс, что он определил в целом все её развитие даже не на века – на тысячелетия.

Главным в ней стала религиозная направленность. То есть и ваяние, и живопись, да практически все египетское искусство оказалось нацелено, во-первых, на возвеличивание личности фараона, а во-вторых, на обеспечение его счастливого загробного существования, равно как и существования на том свете каждого из египтян.

Отсюда прежде всего монументальность и статичность всего высекаемого и изображаемого – ведь создавалось все это на века! Понятно, кстати говоря, и отношение к персоне фараона, которого почитали наместником Бога на земле.


Боеголовка булавы с именем фараона Нармена. Ашмолеанский музей, Оксфорд

Дело в том, что в древнеегипетской мифологии бог Атум создал и землю, и небо из своего собственного семени, ну и понятно, чем именно он для этого занимался. Почему-то разливы Нила египтяне также приписывали мастурбации Атума. А так как случалось, что разлив задерживался, или был недостаточно высоким, помогать Атуму и проделывать все то же самое, стоя над Нилом, должен был уже сам фараон, под самым пристальным наблюдением жрецов и толп правоверных египтян.

И еще много чего он должен был делать в качестве верховного жреца, совмещая власть светскую и духовную, например, раздевать ко сну статую бога Озириса вечером и одевать её утром. И не сделай он этого, Египет ждали бы ужасные бедствия!


Визирь Кагемни. Каноническое изображение фигуры человека. VI династия. Мастаба на кладбище Тети в Саккаре

Отсюда и строительство гигантских пирамид, и каменные изваяния, и канонизированная форма изображения человека. Так, голова человека и ноги на рисунке должны были изображаться всегда в профиль. Тело – анфас, развернутым к зрителю.

Понятно, что в ряде случае от этого канона приходилось отступать, но для этого потребовалась целая эпоха, а вот художники Древнего царства рисовали именно так. То есть искусство было частью культа, а на свете нет ничего более консервативного, чем религия.


Кувшин с росписью. Культура Негада III. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Интересно, что поскольку боги Египта были в основном звероголовыми, что прямо указывает на их происхождение от первобытных тотемов, животные египтянами также обожествлялись.

Более того, множество животных, птиц и рыб считались священными. Их содержали при храмах, сытно кормили, холили, оказывали им почести, а после смерти бальзамировали и погребали на специальных кладбищах в саркофагах. До нас дошли кладбища, где погребали священных быков, баранов, кошек и, что самое удивительное, даже крокодилов. Мумий их было так много, что ещё в XIX веке их толкли в порошок и продавали в качестве удобрения, и все равно тех, что остались, с избытком хватило и на музеи, и на частные коллекции.


Гребень для волос, украшенный рядами диких животных. 3200–3100 гг. до н. э. Негада III. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А вот что удивительно, так это исключительно умелое изображение животных египтянами Древнего и Среднего царств. Кого бы они ни рисовали – обезьяну, сидящую на дереве, поджарую собаку со щенками, которых она готовилась кормить молоком, или кошку на охоте за птицами – все эти изображения исключительно совершенны.

И это притом, что египетские художники никогда не рисовали с натуры. Они должны были просто знать, как выглядит то или иное животное, и уметь передать его в движении, то есть они были просто обязаны внимательнейшим образом всматриваться в окружающий их мир.


Косметическая ложечка с соколом на ручке. Ну разве не прелесть? Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А вот портреты людей, высеченные в камне, напротив, лишены экспрессии и абсолютно бесстрастны. Духовный мир человека и его переживания – то есть все то, что так стараются передать скульпторы современности, египетских мастеров Древнего царства не волновали совершенно. Ведь они изображали человека, идущего в вечность, и уже только этим освобожденным от всего земного.

И только в искусстве Среднего царства и особенно в эпоху Нового царства такая точка зрения на портрет некоторым образом изменилась.


Фараон Менкаура и его супруга. Музей изящных искусств в Бостоне

То есть искусству в эпоху Древнего и Среднего царств была отведена очень важная роль: оно должно было дарить людям бессмертие. И было совсем неважно – видит ли нарисованное кто-то или нет. Важно было, что нарисованное сохранится и оживет вместе с тем человеком, кому оно принадлежит или посвящается.


Нитка бус с восемью крупными подвесками. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Широкий воротник Мерит из бус из погребения трех жен фараона Тутмоса III. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Именно поэтому главные скульпторы и художники в Египте того времени принадлежали к числу людей очень высокопоставленных и часто были даже жрецами. Так, зодчий Хемиун, построивший для фараона Хеопса его пирамиду, был его племянником, и уж понятно, что ради своего дяди он старался на совесть.


«Качели» для перемещения каменных блоков. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Египет

Но вот после всех пертурбаций в Египте началась эпоха Среднего царства и… Изменения в искусстве стали заметны!

Все каноны, как и прежде, преобладали, традиции – доминировали, но в ту же самую живопись проникла жанровая сценка, как в живописи, так и в скульптуре. Если в Древнем царстве на стенах гробниц преобладали раскрашенные рельефы, то теперь их заменили росписи. В них отражалось теперь не только «путешествие в страну Озириса», но и жизнь погребенного: полевые работы трудящихся на него крестьян и рабов, веселые пиры, сцены охоты – популярного досуга знати, и многое другое, что до того просто не изображалось.

Животные, как раньше, изображались с чрезвычайным натурализмом и, как и до того, никто с натуры их не рисовал! Зато египетские художники постоянно тренировались, рисуя эскизы на глиняные черепках, большое количество которых дошло до нашего времени. И… сделаны эти эскизы менее канонично, чем сами росписи.


Многие фигурки эпохи Среднего царства вырезаны из дерева довольно-таки грубо. Но… очень живо и хорошо передают их движение. Гробница Макетра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

То есть тренировались они в области живописи более живой и реалистичной, а достигнув совершенства, тут же переходили на канон. Причем сфинксы Среднего царства не отличаются практически ничем от своих предшественников из Древнего.

А вот и живопись, и пирамиды стали другими. Пирамиды Древнего царства сложены из камня и имеют гранитную облицовку, хотя и не все. И они очень высокие. Пирамиды Среднего царства сложены из кирпича и облицованы известняком, а еще они более чем вполовину ниже тех, что строили зодчие древности. Как говорится – «труба пониже, дым пожиже». Но хорошо уже то, что живопись этой эпохи стала более приближенной к реальной жизни.

А еще умельцы Среднего царства стали выделывать множество прелестных изделий для женщин не только очень знатных, но и из народа, которые могли себе позволить купить и дешевое украшение, и красивый резной гребень, и ложечку для притираний и косметики, которые в Египте того времени были столь же повседневным и повсеместным атрибутом, как в наше время щетка для чистки зубов!

Ну а впереди были еще и падения, и взлеты эпохи третьего, Нового царства, наступившего после изгнания гиксосов из страны. Но о его культуре и искусстве – в следующий раз.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    26 мая 2024 05:57
    Всем доброго утра, успехов и процветания!
    Символизм и ритуал в повседневной жизни был, есть и будет. Отработав 17 лет в институте насмотрелся на подобные «пережитки психологии первоьытного человека» у студентов, курсантов и слушателей. Особенно на экзаменах и зачетах. Кто пятак в туфлю ложит, кто учебник под подушку, а кто перестает бриться
    Да чего говорить помню как сокровенно 4 курс, нам соплякам делился знанием как «звать халяву». В 12 часов ночи надо с зачеткой в руках высунуться по пояс в окно и позвать «халява прийди». Учитывая, что в общаге 1 курс жил на первом этаже, а 4 - на четвертом, то нас «скворцов» ждал «душ из ведра воды с верху». Так что одеть статую Амона - это вам Вячеслав не станцевать в последний дембельский наряд на запорожце генерала!!!
    Спасибо за статью!
    1. -2
      26 мая 2024 06:18
      позвать «халява прийди».
      Приди. Й пишется только в начальной форме, приЙти. институт говорите...?
      1. +10
        26 мая 2024 08:03
        . Приди. Й пишется только в начальной форме, приЙти. институт говорите...?

        Не переживайте за мой французский, я его не знаю. У меня нет времени писать комментарии с компьютера, да и желания вычитывать их. Пишу либо в пробках или а метро. Кроме того я не могу похвастаться хорошим зрением да и лапки мои большие для смартфона. Так что в большинстве случаев описки и ошибки всегда присутствуют и я это знаю.
        Если Вас напрягает мое ВУЗовское прошлое, то можете не волноваться крайняя моя должность в системе образования заместитель начальника факультета, публикация научной статьи от 2016 года, издание учебно-методического пособия с моим участием от 2018 года.
        Ну и последнее, у меня уже давно есть кому проверять на правописание, грамматику и стилистику. И радуйтесь, что Вы не в генеральских погонах и не мой начальник, которому переодически приходится читать мои рапорта написанные от руки. laughing
    2. +4
      26 мая 2024 06:57
      Цитата: Коте пане Коханка
      не станцевать в последний дембельский наряд на запорожце генерала!!!

      Да уж. Хотя и не пробовал...
      1. +5
        26 мая 2024 08:10
        Это мелочевка, у меня подчиненный «нахимовец» из Санкт-Петербурга хвастался, что они коню Медного всадника ….»до блеска» перед выпуском.
        Это уже административка.
        1. +5
          26 мая 2024 08:16
          Привет, Влад!
          Уже давно так не делают, на Сенатской сейчас камер больше чем туристов.
          1. +4
            26 мая 2024 08:21
            Утро доброе Антон. Он молодой, заканчивал училище где-то в 2010-2011. В морской ВУЗ не прошел по здоровью, а у нас прижился.
        2. +5
          26 мая 2024 10:51
          Во времена СССР конём занимались выпускники "Дзержинки", из здания Адмиралтейства, благо рядом. На памятник Крузенштерна выпускники ВВМУ имени М. В. Фрунзе тельняшку натягивали, а выпускники ВВМУПП им. Ленинского комсомола тельняшку натягивали на памятник Лермонтову, украшали его ещё и бескозыркой, да ротные магнитофоны и проигрыватели (купленные вскладчину) выбрасывали из окон. Выпускники ВВМУРЭ им. Попова в Петродворце на Самсона тельник натягивали. Военные медики во дворе Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова катали при РФ по двору, раскрашенный каждый год в разные цвета, спускаемый аппарат от "Союза".
          1. +4
            26 мая 2024 11:23
            …катали при РФ по двору, раскрашенный каждый год в разные цвета, спускаемый аппарат от "Союза".

            Спасибо за развернутый комментарий. В свое время на тему «подобных традиций» разговаривали с американским капитаном (начальником участка в штате Огайо, город уже ее помню). Он говорил, что у них по окончанию выпуска круто было сделать индивидуальную фотографию на фоне фонтана с мопсом жены начальника академии. Начальник академии когда он заканчивал был уже пятый, жена - седьмая, а мопс - 9. Один из начальников был кошатником, но традиции обязывают и ему на рождество профессорско-преподавательский состав подарил мопса. Мужику ничего не оставалась делать как смириться. Хотя юмор у него был - собаку назвал: Киска.
            По традициям, они иногда заходят, а иногда нет. Например, уже после моего ухода в институте пытались привить практику кидать монету на торжественном построении. Не вошло.
            1. +1
              26 мая 2024 20:00
              Ковид-то сказывается, про парнокопытных совсем забыл! Во времена СССР и ранней РФ выпускники Калининградского ВВМУ полировали до блеска пастой ГОИ двум зубрам (немецкая скульптура "Борющиеся зубры" начала 20 века, что стоит на проспекте Мира, буквально рядом со штабом Балтийского флота). От училища до скульптуры, примерно, 2 км...А, может быть, и хорошо, что не прижилась традиция в Екатеринбурге с монетами. Может родится что-то своё.
            2. +1
              27 мая 2024 12:00
              hi
              на тему «подобных традиций» разговаривали с американским капитаном (начальником участка в штате Огайо, город уже ее помню). Он говорил, что у них по окончанию выпуска круто было сделать индивидуальную фотографию на фоне фонтана с мопсом жены начальника академии.

              ИМХО, есть традиция "ночи выбора", где выпускники в зависимости от баллов выбирают себе назначение. В том числе ""животное" Билл":

              https://youtu.be/1nvrzluVIeQ?t=133
              Аналог есть и у "сухопутчиков".

              Ну и традиционное:
              1 "Го нейви, беат арми"

              https://youtu.be/dfJFQXMk_es

              2 "Го арми, беат нейви"

              https://youtu.be/AJmPyTN1THw

              3 И ритуализированное, хорошо спланированное в недрах учебного заведения - с воздушной высадкой - похищение чужого имущества, например - "Животное":

              https://youtu.be/GuAs3LaJG_M
          2. +1
            27 мая 2024 21:59
            На ФАЛТ МФТИ, что в Жуковском, есть две традиции - после госэкзамена по общей физике украшать памятник Н.Е. Жуковского шляпой и вешать пропеллер на памятник МиГ-21. В разные годы курс общей физики был разным - 5 или 6 семестров, поэтому памятники украшали то летом, то зимой.
            1. +1
              29 мая 2024 10:56
              Авиатор_(Сергей), уважаемый, благодарю за фото! Это на какую высоту пропеллер закинуть надо? Где народ автовышки нужной высоты находил, особенно зимою?
              1. +1
                29 мая 2024 18:51
                Всё исключительно своими силами, без автовышек. Залазили непосредственно по самолёту. Несчастных случаев не было.
                1. +1
                  30 мая 2024 10:08
                  Вот только и можно, испытывая смешанные чувства, про таких отчаянно-безголовых, в момент покорения МиГа (физику-то молодцы, уже сдали) сильных и ловких студентов сказать, разведя руками, матерно: "ляяя...".Про традиции курсантов военно-морских училищ СССР товарищи офицеры мне лично рассказывали, в Калининграде скульптуры зубров с гордостью показали выпускники Калининградского ВВМУ, как первый раз я прилетел в Калининград.Про традиции ВМА им. Кирова уже при РФ рассказывали мои дочери. Не помню где читал, что после объединения инженерных ВВМУ в СПб не долго была традиция в г. Пушкин на орла, что возвышается на Чесменской колонне в Большом пруду, натягивать тельняшку на выпускной. Но кто-то из выпускников сорвался и пострадал, традиция сошла на нет.
        3. ANB
          +1
          26 мая 2024 23:53
          . подчиненный «нахимовец» из Санкт-Петербурга хвастался, что они коню Медного всадника

          Врет. Нахимовцы начищали нос бюсту Петра Первого у его домика. А за коня Медного всадника Дзержинка отвечала. Обязанностью выпускников Поповки было прикатить пушку с памятника к парадному входу училища.
    3. +5
      26 мая 2024 08:33
      Цитата: Коте пане Коханка
      на запорожце генерала!!!

      А на "моргуновках" у Вас генералы не ездили? hi
      1. +5
        26 мая 2024 08:47
        Привет Иван!
        Машинка стояла на стоянке в «вышки» с 1995 года до 1999. Это был «древний горбатый». Традицию начали со второго выпуска, умерла на нашем - вывались лобовое и задние стекла и его слали в металлолом.
        Из личных машин, кроме горбатого вечно жившего на стоянке, начальник лично ездил на мерседесе, уазике-буханке и джипе лендровере. Служебной была - Волга. У зама по строевой части был служебным УаЗ, у остальных- Волги. Иномарки появились только после прихода нового генерала из Москвы в 2004.
      2. +5
        26 мая 2024 09:00
        Привет Иван! Этот «Горбатый» еще до моего по поступления стоял на стоянке. Традицию «танцевать» ввел в практику 2 выпуск. Умерло на нашем в 1999. Лично за рулем начальник ездил на Мерседесе, Уазике-Буханке и Лендровере. Служебной была - Волга.
  2. +5
    26 мая 2024 06:15
    Все-таки даже пирамиды боятся времени crying - выглядят хреново, особенно не великие. А что будет с картинами и одеждой через 1000 лет? Жалко
    1. +4
      26 мая 2024 06:58
      Цитата: тлауикол
      А что будет с картинами

      Тщательно сохраняют. Во многие мастабы вход запрещен.
      1. +4
        26 мая 2024 12:49
        Статья хорошая, Вячеслав! Узнал новое, например про ритуальный онанизм. Но вот в начале статьи допущена бооо-льшая ошибка (или вернее, опечатка). В 1 переходный период Египет распался на номы, а уже во 2 переходный период был захвачен гиксосами!!! И из-за этого там очень изменился язык (МЕДУ НЕЧЕР!) После чего началась эпоха Нового Царства --- самый расцвет Египта, за которым последовал самый глубокий упадок! Хотя длился он (упадок) около 1 тысячи лет...
        А распад на номы--- не менее ужасен, чем иноземный захват и иго! Ведь распад государства--- это ещё и распад ирригационной системы, а значит голод, экономический и экологический крах! Ведь долина Нила --- это всего-навсего огромный оазис в пустыне.
        Как-то так.
  3. +4
    26 мая 2024 08:59
    Почему-то разливы Нила египтяне также приписывали мастурбации Атума.

    Разливы Нила египтяне приписывали мастурбации бога Нила Хапи. У египтян многие боги занимались рукоблудием. И не только у египтян. Очевидно древние люди связывали этот процесс с изобилием природы. Мессопотамский бог Энки, создатель реки Тигр, наполнял реку водой тоже с помощью рукоблудия.
  4. +5
    26 мая 2024 09:43
    Боеголовка булавы с именем фараона Нармена. Ашмолеанский музей, Оксфорд

    Ну, наверное - боеголовка "Булавы", а тут, всё таки - навершие булавы.
  5. +3
    26 мая 2024 09:45
    . это притом, что египетские художники никогда не рисовали с натуры. Они должны были просто знать, как выглядит то или иное животное, и уметь передать его в движении, то есть они были просто обязаны внимательнейшим образом всматриваться в окружающий их мир.

    Или очччень много набивать руку , пока их к серьезной работе допустят . Вот уж где проверялся тезис - "талант без трудолюбия ничто"
  6. +3
    26 мая 2024 11:03
    >проделывать все то же самое, стоя над Нилом, должен был уже сам фараон, под самым пристальным наблюдением жрецов и толп правоверных египтян.

    Интересная работа
  7. +4
    26 мая 2024 13:48
    Пирамиды -- корабли, плывущие по волнам Времени на фоне жаркого, слепящего горизонта. Если же посмотришь вверх, то навстречу взгляду густая, черно-синяя тьма выплеснет обжигающий ультрафиолет, вызывая слезы. А пирамиды всё плывут и плывут в дрожащем мареве, вместе с Землёй устремляясь по спирали за быстро летящим Солнцем.
    Вот это -- самая устойчивая традиция.
  8. 0
    26 мая 2024 22:38
    Фараон Менкаура и его супруга, удивительно похожи друг на друга, будто бы брат с сестрой recourse