Не стоит забывать про дешёвый бензин

40
Не стоит забывать про дешёвый бензин

Всегда твердили и не устанем повторять, что относительно, хотя, конечно, не в отношении уровня зарплат, дешёвая энергия и недорогое топливо – это главное и чуть ли не последнее конкурентное преимущество российской экономики.

Не пользоваться им – значит де-факто работать на конкурентов, пусть и ради собственной прибыли, вроде бы внутренней, российской, которую теперь ни в офшор, ни ещё куда-нибудь просто так не выведешь (Нет ничего дороже дешёвого бензина).



Не в казну, не в Красную Армию


В условиях СВО многие ждали, точнее – опасались куда более жёсткого регулирования топливного рынка, но на практике всё оказалось не совсем так, вернее – совсем не так, как можно было надеяться.

Нормированные поставки топлива в зону боевых действий стали не более чем ещё одним, причём, возможно, самым коррупционным, рынком сбыта. Для подтверждения надо лишь дождаться завершения кампании «жёстких посадок» – наверняка многое всплывёт.

Фронтовой рынок оказался ничуть не хуже, а во многом и лучше продаж на экспорт. Тем не менее полностью и даже частично отказаться от традиционного рынка сбыта внутри страны, который вопреки опасениям, вовсе не стагнирует, никто из нефтяных компаний не планирует.

Когда ни добыча, ни переработка существенно не снизились, этот рынок остаётся рынком предложения, но не сбыта. За два с лишним года его не раз пытались разбалансировать, рассчитывая на скачок цен, для многих очень выгодный, но не получалось.

Причём не получалось даже без применения средств ручного управления. Впрочем, дежурные критики Минэнерго, как и всего кабмина, твердят иное – мол, как раз ручное управление всё портит, и бензин внутри страны вполне мог бы продаваться и дешевле.

Плюс-минус эмбарго


Только не совсем понятно, зачем и кому это реально нужно. Посудите сами – потребители настолько привыкли не замечать ползучего подорожания, что этим просто грех не воспользоваться.

Всё это, разумеется, при условии, что сверхдоходы уйдут в казну, а не в карманы нефтяных баронов и королей бензоколонок. Кто-то из экспертов уже отметил, что цены на топливо начали расти на фоне ожиданий отмены эмбарго на его экспорт. Но представляется, что такую оценку вряд ли можно признать обоснованной.


Во-первых, рост цен на данный момент – минимальный, для большинства незаметный. Пусть даже рынок и закладывается на будущее, но не значительно, опасаясь распугать потребителей. Но сезон в разгаре, и пустых дорог ждать не стоит ещё долго.

Однако на эксперименты с ценами никто не решается – спасибо конкуренции. К тому же запрет на экспорт бензина, изначально введённый до 31 августа, приостанавливается больше чем на месяц. Так что больших перемен не стоит ждать как минимум до 30 июня.

Дальше отмены эмбарго можно не ждать – критический сезон с высоким спросом сменится сезоном отпусков. В правительственном сообщении о приостановке эмбарго говорится, что

«решение принято с учетом насыщения внутреннего рынка автомобильного топлива, недопущения снижения объемов переработки отдельными нефтеперерабатывающими предприятиями из-за затоваривания автомобильным бензином, а также необходимости освобождения портов от объема топлива, планировавшегося к экспорту, но не вывезенного непосредственными производителями после введения ограничений».

Нельзя забывать, что бензиновое эмбарго было частичным – запрет не затрагивал весьма объёмные поставки по межправительственным соглашениям. Там на первых ролях были союзники по Евразийскому экономическому союзу, на которых ничего, сверх положенного, при всём желании не заработаешь.

По сравнению с этой статьёй топливо, которое граждане могли вывозить для личного пользования, а также то, что шло на оказания международной гуманитарной помощи – это так, мелочь. Тем более что эмбарго сопровождалось повышением нормативов обязательных продаж дизельного топлива на биржах.

Не сразу, но по частям


Принятые меры помогли поддержать стабильность на рынке топлива, когда спрос оказался неожиданно высоким не только из-за весенних полевых работ, но и из-за неожиданных заморозков чуть ли не по всей стране.

Уже в начале мая из правительства пришло признание, что внутренний рынок бензина РФ перенасыщен – причём об этом заявил не министр Николай Шульгинов, явно готовившийся к отставке, а профильный вице-премьер Александр Новак.

Эмбарго уже месяц назад надо было отменять, но решение было отложено из-за хлопот по формированию нового правительства. А ведь цены на бензин и иные нефтепродукты стали падать с середины апреля, и нефтяные компании вовсе не собирались снижать переработку в ожидании сезона профилактических работ.

Да, надо было как-то избежать затоваривания рынка, но дело ограничилось тем, что случилось что-то вроде негласного корпоративного сговора – никто сильно снижать цены на АЗС так и не стал. И всё это несмотря на стабильность рубля, на не самую высокую инфляцию. Инфляцию, между прочим, можно было бы сбить и ещё как раз за счёт дешёвого топлива.

Но теперь всё фактически позади, и ручного управления от нового министра энергетики Сергея Цивилёва, кажется, уже и не потребуется.

Итак, все запреты отменяют, и можно ждать, что с внутреннего рынка уйдут примерно 200 тысяч тонн топлива в месяц. И соответственно, можно уже и на АЗС заметить возобновившийся рост цен на бензин. А когда хотя бы несколько нефтеперерабатывающих заводов встанут на плановое ремонтное обслуживание, цены могут и вовсе подскочить.


Из Астрахани и Комсомольска-на-Амуре уже подтвердили подготовку местных НПЗ к приостановке работы. Учтём ещё и непрерывные атаки украинских дронов на наши нефтяные мощности (один из атакованных НПЗ в Туапсе – на фото) и примем как данность, что все шансы на действительно дешёвый бензин в который раз упущены.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    27 мая 2024 04:31
    Дело Чубайса о приватизации российских недр пора закрыть. Государственная собственность (как в той же Норвегии, например) на нефть, газ и прочие природные богатства должна принадлежать всему народу страны, а не группе ушлых «прихватизаторов».
    Дешёвое электричество (пусть даже внутри страны), бензин и газ возможны только при государственной собственности на недра. Словом, поиграли в буржуазную спекуляцию и пора на этом заканчивать.
    А ушлые миллиардеры пусть богатеют на создании чего-то собственного. Вот и всё решение вопросов.
    1. +8
      27 мая 2024 04:53
      Цитата: ROSS 42
      А ушлые миллиардеры пусть богатеют на создании чего-то собственного.

      Дык оне создавать ничего не могут, только беззастенчиво тырить ! am
      1. +6
        27 мая 2024 06:25
        Я давно задаюсь вопросом, почему запрещен протекционизм в нашей стране.

        И почему он есть в других странах мира.

        Дешевый бензин, дешевая энергия - вот что полезно для экономики.

        Дешевое топливо нужно и сельскому хозяйству, в сфере которого я работаю. Дорогое топливо - это гибель фермерских хозяйств и сельхозтоваропроизводителей.
        1. +4
          27 мая 2024 07:15
          Я давно задаюсь вопросом, почему запрещен протекционизм в нашей стране.

          Кем запрещен? Посмотрите на Автоваз. Протекционизм, на протекционизме, протекционизмом погоняет
    2. +9
      27 мая 2024 05:32
      Цитата: ROSS 42
      Дело Чубайса о приватизации российских недр пора закрыть

      Удивительно, но мега-вора Чубайса, оказавшегося ещё и предателем, никто официально так и не осудил. Свой в доску скрепный Чубайс даже иноагентом не стал!
      1. +5
        27 мая 2024 06:04
        Цитата: Stas157
        Свой в доску скрепный Чубайс даже иноагентом не стал!

        А кто же может своего тронуть, до сих пор ни Чуба, ни Абрам, ни Ходорок не лишены российского гражданства и ходят на свободе.
    3. +7
      27 мая 2024 07:03
      Цитата: ROSS 42
      А ушлые миллиардеры пусть богатеют на создании чего-то собственного

      Нынешние миллиардеры заточены на то, чтобы чего-нибудь украсть, а вовсе не на создание чего-то собственного...
    4. +2
      27 мая 2024 10:12
      Зачем что то создавать? Создать они не могут, да и нет такой задачи, основная задача натырить как можно больше и за кордон, к детям, женам , особнякам с яхтами и счетам в банках.
    5. +3
      27 мая 2024 11:58
      Враги страны и народа буржуи в своём репертуаре.А их прихлебатели в виде крыши,втюхивают народу,как хорошо иметь дорогое топливо.Докатились,дальше ехать некуда.Только национализировать всё.А "любителей рынка" на "рынок" в Сибирь,добывать золотишко или лес валить.Особо рьяных к Чикатило на свиданку.,в ад.
    6. 0
      27 мая 2024 14:14
      hi
      Дешёвое электричество (пусть даже внутри страны), бензин и газ возможны только при государственной собственности на недра. Словом, поиграли в буржуазную спекуляцию и пора на этом заканчивать.

      Золотые ваши слова, да богу в уши !
      Вот только один вопрос, как всей этой машиной ТЭК правильно, а главное эффективно управлять и развивать ? Ведь наши министерства сейчас заточены на выработку нормативов, рекомендаций и сбор статистики. Соглашусь, гос. собственность это в первую очередь прямое поступление средств в казну, огромное количество раб. мест., льготы людям. Но нужно будет создавать в масштабах страны Тресты, объединяющие в себя подразделения по добыче и переработке энергоносителей. Потянет в данный момент это государство ? Очень сомневаюсь. Высшую и проф. школу очень сильно потрепали, жуткий кадровый голод. Опять привлекать труд мигрантов "На словах, умеющих всё !". !?
      Представляете, какую работу нужно провести глобальную ?
      Да, я повторюсь, гос. собственность это хорошо, но, только в случае жесточайшей ответственности вплоть до пожизненных сроков. И при условии возможности привлечения частных инвестиций. Зарубежных инвесторов вы скажете ? Да и зарубежных тоже, но с оплатой налогов на дивиденды, как резидентов. Ничего волшебного тут не вижу, но предстоит очень много поработать.
    7. 0
      2 июня 2024 23:42
      Всё правильно, только вот, кто заставит вышеозначенных "ушлых миллиардеров" отдать присвоенное "по закону"? no
  2. +5
    27 мая 2024 06:00
    Дорогой бензин, дорогой киловатт час, это палки в колёса развития промышленности, торговли общепита, ЖКХ, семейной экономики. При том что у нас дикий олигархический капитализм.
    Утверждают что, а с чего брать налоги для обслуживания населения?
    Если будет дешёвый бензин и киловатт час (а цена завышена в десятки раз), то представляете как взлетит и будет развиваться наша экономика, сумма налогов будет в десять раз выше чем от продажи бензина и электроэнергии. Это минимум. soldier
  3. +7
    27 мая 2024 06:17
    С я вот не понимаю,откуда затоваривание автомобильного бензина?В частности в Краснодарском крае..Да подвозить не успевают,судя по той заправке газпромовской,куда езжу.А сейчас еще поедут отдыхающие.Дай только волю,цены взвинтят,и никакие окрики не помогут
    1. +1
      27 мая 2024 10:17
      Должна была помочь ФАС, штрафуя особливо рьяных. Но, что такое ФАС без силовой поддержки? Коллекторы выбивают долги с нищих, а тут попробуй - ущеми тестикулы лондонских и прочих заграничных жителей.
      ОБХСС и старый УК - панацея от бед...
      1. 0
        28 мая 2024 22:55
        ОБХСС если такой же как советское КГБ(просравший страну вчистую) - то лучше не надо. Остатки страны растащат....
        Проблема в том что- старый УК - панацея от бед- слишком больно бил по всем
        1. 0
          29 мая 2024 04:33
          Цитата: свой1970
          Проблема в том что- старый УК - панацея от бед- слишком больно бил по всем...

          ...убийцам, спекулянтам, тунеядцам, казнокрадам и ворам...В этой панацее была предусмотрена высшая мера социальной защиты.
          Люди из ОБХСС - слепок со всего советского общества, в котором загнивание произошло по причине отсутствия государственного мышления в руководстве. Подменили профессионалов партийными функционерами и забыли о сменяемости власти.
          1. -1
            29 мая 2024 06:38
            ...убийцам, спекулянтам, тунеядцам, казнокрадам и ворам..В этой панацее была предусмотрена высшая мера социальной защиты..- если бы следователи были более настырными и били энергичнее, а мужики были менее стойкими - Рокоссовского и Королева шлепнули бы.
            Чувствуете- насколько нам повезло?
            Бесмысленно гадать сколько нереализованного потенциала было расстреляно - справедливо и законно - в рамках данного УК.

            Люди из ОБХСС - слепок со всего советского общества, в котором загнивание произошло по причине отсутствия государственного мышления в руководстве. тоесть вы понимаете что слепок с нынешнего общества будет капиталистическим по воспитанию и загнет любой УК под личные свои интересы?! А перековка займёт лет 40-50 да и то не факт?
            А вы -лично вы- пойдете по 58 статье когда начнете через пару лет возмущаться "Власть народная а чинуши как жрали в три горла так и жрут!!!"... Вы это понимаете? Что на вас будет легче заработать очередную звёздочку - чем на реальном враге народа?

            З. Ы.
            Всё практически статьи о воинских преступлениях в условиях войны заканчивались ВМСЗ.
  4. +1
    27 мая 2024 06:33
    "Не в казну, не в Красную....." - - не правильно.
    "Ни добыча, ни переработка.." - - правильно.
    Почему так? Полагаю потому, что одно писал Д. Малышев, а другое - П.Ненароков
  5. 0
    27 мая 2024 06:59
    Помню сказочку про "плохое ручное управление" и про то, что в Госплане 70 лет сидели дармоеды, от которой три десятка лет назад наш благословенный народ просто тащился.....:" Рынок все обустроит, сам!.. ".

    Простая мысль о том, что спрос и предложение можно учитывать и без рыночных отношений и это делалось Госпланом десятки лет--не воспринималась.... Мозговые извилины были заняты другим-сладкой мечтой нажиться и разбогатеть от рыночной цены.

    Рынок начинается от рыночной цены, а от учёта и контроля начинается совсем другое...... Но думать об этом в начале "святых" 90- х было просто смешно. Зато сегодня десяткам миллионов бывших горячих "энтузиастов рынка" уже не смешно. Прозрели, увидели, каково оно получается по жизни, да поздно.....
    1. 0
      29 мая 2024 07:01
      Простая мысль о том, что спрос и предложение можно учитывать и без рыночных отношений невозможно. Поэтому в Кушку -где зима 2 месяца - в 1980е завозили снегоходы "Буран" - всё республики должны были получить кусочек дефицита. И они стояли там в магазине под толстым слоем пыли...
  6. +5
    27 мая 2024 07:39
    Частное - не государственное, а государство - не общенародное. Государство - буржуазное, а значит будет в первую очередь работать на буржуя-капиталиста. А что в основе капитализма? Частная собственность на средства производства с целью извлечения максимальной прибыли для частнособственнического накопления. Ну а государство в условиях экономического господства буржуев-капиталистов выполняет функции управления обществом в целях охраны интересов капиталистов. Сколько раз ещё надо переиздать Маркса, Энгельса и Ленина, чтобы трудящиеся осознали своё положение и пути своего избавления от угнетения? Моисей водил евреев по пустыне 40 лет, пока не умрёт последний еврей, помнящий египетское рабство. Сколько лет нужно водить трудящихся?
    1. 0
      28 мая 2024 22:59
      Сколько раз ещё надо переиздать Маркса, Энгельса и Ленина, чтобы трудящиеся осознали своё положение и пути своего избавления от угнетения? судя по США и Англии- 300 лет чего то они не хотят осозновать своего положения.
  7. +9
    27 мая 2024 08:16
    . рост цен на данный момент – минимальный


    Ну да. Совсем никакой. Сейчас на Лукойле 92-й 52р 54 коп за литр. А на 01. 01. 2000 был 6.50-6.70 делим 52.54/6.70=7.84 Или 684% 684 делим на 24 года и получаем 28.5% в год. Да вообще "ниачём"! Разве это рост? И так каждый год! Ну подумаешь, больше чем на четверть в среднем за год. Это стабильность!
    Только вопрос, а как же из ящика про 5-6% говорят все время? Уверены, что мы калькулятором пользоваться не умеем?
    По моему мнению СССР развалился из-за подобного вранья. Вещали одно, а оглянешься -нет и в помине.
    1. 0
      7 июня 2024 14:31
      Podvodnik
      (Игорь)

      Игорь, вы проценты получаете неправильно. рост за 24 года при 9процентах примерно на глаз и составит с 6.5руб до 50-52руб.
      ну а правильней , наверное, считать по покупательной способности - сколько литров бензина вы могли купить в 2000г по 6.5руб и сейчас по 52руб, или хлеба, молока, сигарет - которые в 2000 стоили все по 6руб
      .
      для справки
      Инфляция в России по годам (Данные Росстата). Год Значение за год 2023 7,42% 2022 11,94% 2021 8,39% 2020 4,9% 2019 3,0% 2018 4,3% 2017 2,5% 2016 5,4% 2015 12,9% 2014 11,3% 2013 6,5% 2012 6,6% 2011 6,1% 2010 8,8% 2009 8,8% 2008 13,3% 2007 11,9% 2006 9,0% 2005 10,9% 2004 11,7% 2003 12,0% 2002 15,06% 2001 18,6% 2000 20,2%
  8. +3
    27 мая 2024 08:22
    Для большинства населения дешевый бензин - как и вообще дешевые товары и услуги - конечно, благо. Но наша страна служит прежде всего богатому капиталу - страна, собственно, и принадлежит ему. Поэтому я бы не рассчитывал на дешевый бензин, он не выгоден стране.
  9. +2
    27 мая 2024 08:34
    Наша экономика по прежнему регулируется взятками. Снизь цены на бензин, и взятки нефтяников сильно похудеют, а то и вообще иссякнут. За нефтяные взятки наши власти будут биться яростно и упорно....
  10. +1
    27 мая 2024 09:21
    Кто бы ещё придумал замену акцизов на бензин для пополнения бюджета.Туапсинский НПЗ Роснефти это экспортный НПЗ ,на котором " проклятые капиталисты " довели глубину переработки нефти с 60% до 98,5 % - мировой уровень.
  11. +4
    27 мая 2024 10:31
    Не стоит забывать про дешёвый бензин
    Мы тебя,никогда не забудем.Спи спокойно,дешевый бензин.
  12. +3
    27 мая 2024 16:08
    Авторы в своём репертуаре. Опять рынок, биржа, враги кругом...
    Себестоимость литра бензина ~ 12₽. Всё остальное это вовсе не жадность буржуев, а акцизы и налоги нашего любимого ПРАВИТЕЛЬСТВА. Дешёвое топливо может быть ТОЛЬКО после снижения НДПИ. По другому никак. И никакие «рыночные» механизмы здесь не работают.
    1. -1
      28 мая 2024 23:02
      акцизы и налоги нашего любимого ПРАВИТЕЛЬСТВА. которые идут в бюджет и с которых платят пенсии зп бюджетникам и денежное довольствие военнослужащих...
      1. 0
        31 мая 2024 02:21
        Так и как снижать, если львиная часть денег это акцизы, а не сам бензин?
        1. 0
          31 мая 2024 05:52
          В этом то и проблема- надо будет откуда-то замещать деньги. Повышать другие налоги или урезать госпрограммы- всё не айс
          1. 0
            31 мая 2024 12:37
            Ну с другой стороны какие-то госпрограммы должны подешеветь. Ведь наверное много где используется топливо, а оно подешевело. Вообще возможно если меньше воровать будут то можно и не снижать цену на бензин, всё и так станет лучше
            1. 0
              31 мая 2024 18:30
              Ежедневные прямые затраты на выплаты пенсий - 26 млрд.
              ДажеТимур+ Васильева+Захарченко- на 1 день пенсий не наворовали...
              1. 0
                31 мая 2024 19:49
                Так у нас этих тимуров как собак нерезаных! Да и они обычно рупь украдут, а сто профукают. Типа как украдут лярд на ангары, а самолётов тем самым угробят очевидно на гораздо большие деньги. И так везде
  13. +1
    27 мая 2024 16:34
    Чтож А не кто и не говорил иное.
    Рост цен, инфляция - это государственная политика.
    Конечно, дешевый бензин и энергия бы дали толчек экогномике, зато ударили бы по карману владельцев ,акцизам и т.д.
    Имхо, давно уже пора похоронить эти мечты...
  14. 0
    27 мая 2024 23:43
    Глупая статья. Особенно в части, что никто не замечает ползучий рост цен и о переизбытке топлива. Авторы! Вы хоть бы иногда интересовались тем о чем пишете!!! На трассах стоят фуры около заправок и ждут подвоза дизеля. И это уже не один месяц так происходит. Верните минусы - я поставлю сразу два, каждому автору персонально.
  15. 0
    28 мая 2024 12:02
    Я честно говоря не заметил затоваривания рынка топливом .И вообще ,регулирование цен на топливо осуществляется через налоги ,а не волевым решением правительства .
  16. 0
    28 мая 2024 22:16
    Уже 30 лет живу в этой буржуинской стране, а невидимую "руку рынка" замечаю только в тот момент, когда она вытаскивает деньги из моего кармана.
    Для того, чтобы в него класть - надо менять власть.
  17. 0
    3 июня 2024 18:38
    Не стоит забывать про дешёвый бензин

    Предположим что ввели "дешевое топливо в РФ", что получим?
    )рост преступности связанной с закупкой дешевого топлива в РФ и перевозкой его в соседние страны с целью продажи.

    Предположим что останется "выравнивание по мировым ценам плюс немного сверху", что получим?
    )Все кто использует топливо для реального заработка(фермеры, общественный транспорт и т.п.), продолжат получать дотации из государственного и\или местного бюджета.
    )бюджет РФ сможет получать дополнительные доходы
    )налоговики, экономисты и промышленники РФ смогут получать более точные и реальные данные по рынку
    )бизнес продолжит децентрализованно вкладывать свои деньги в повышение своей эффективности

    Так кому реально выгодны якобы дешевые энерго-носители?