Воспоминания о детском творчестве

91
Воспоминания о детском творчестве
Фото 1986 года. Отдыхая в Анапе, автор сделал вот эту модельку корабля «Арго» уже для собственной дочери, причем из набора цветной бумаги и собранных в парке соломинок. И, в отличие от «корабля» моего деда, она прекрасно плавала!


– Видишь? – говорил я. –
Узкую горловину я всуну в широкую,
брошу туда горошинок штук пять,
оно когда высохнет,
знаешь как будет греметь!
Первый сорт!

В. Драгунский «Гусиное горло»

Люди и культура. Как часто здесь на ВО наши люди, вспоминая прошлое и свои детски забавы и увлечения, пишут: «Вот раньше было полным-полно разных кружков и все были бесплатные… А вот сейчас…» И нельзя с ними не согласиться. Да, были кружки. Причем бесплатные.



Но, как это часто бывает (и бывало в жизни), кружки подчас были в одном месте, а те дети, которые могли бы в них ходить совершенно бесплатно… в другом. И выходит, что они ими не пользовались. А раз так, то пользование оказывается важнее наличия.

Впрочем, речь в этом материале пойдет не столько об этом, сколько о том, как все это самое наличие множества бесплатных кружков соотносилось, ну, скажем, лично с автором и его друзьями мальчишками, жившими в Пензе на улице Пролетарской по её нечетной стороне. С ровесниками с четной стороны мы тогда совершенно не общались, и как было там, я не знаю.

У нас же было так: жили-были на нашей стороне Санька-сопливый (с этим все ясно, из-за одного его прозвища, не так ли), Витька-титька (тоже забавная дразнилка у него была), Славец-огурец-на базаре-продавец – это меня так дразнили, потому что я помогал бабушке на базаре торговать цветами, братья Мулины – Сашка и Женька (один старше меня, другой младше), и Витька – сын летчика. Еще двое мальчишек приходили с улицы Мирской. Вот и вся компания, что, кстати, лишний раз говорит о том, что в те же самые 50-е годы никакой многодетности в семьях уже не было.

Играли мы у себя во дворах, потому что играть на улице было опасно. Побежишь по деревянному тротуару, запнешься за доску, и разбитые в кровь коленки тебе обеспечены. Асфальт же у нас положили лишь в 1959 или даже 1960 году. Вот как. Тогда стали бегать и там. Но нас гоняли взрослые: «Люди же тут ходят!»

Мне в плане приобщения к творчеству повезло больше других детей, потому что, хотя у меня и не было отца, зато был дед, причем бывший учитель географии и труда. А ему от его отца достался целый сарай с наковальней из бампера железнодорожного вагона и куча всяких инструментов и в сарае, и дома, в ящике кухонного стола. И я видел, как он ими работает. И не только видел – дед давал работать ими и мне, хотя, понятно, что в те же самые пять лет я ничего не мог ещё сделать. Но резать ножницами, лепить из пластилина мог в полное свое удовольствие.

Но вот с техническим творчеством была проблема.

Посмотрел фильм про Одиссея… Говорю деду: «Сделай мне корабль!» Ну, он и сделал. Взял деревянную чурку, остругал, набил по периметру палубы гвоздей, намотал на них проволоку, посредине в дырку воткнул палочку-мачту, натянул несколько веревок – вот и корабль! Тогда он мне очень понравился. Но когда я его пустил плавать в корыте в саду, он, понятное дело, перевернулся.

Поэтому больше я такие корабли строить не дерзал, а, посмотрев фильм «Волга-Волга» (и выслушав «Приключения Гекльберри Финна»), сделал модель… плота. Бревнышки были сделаны из стеблей из ручки старого веника, а из более тонких веточек – палубный настил. Скреплялось все это пластилином, но… плавало! Видимо, именно с того времени я и стал неравнодушен к плотам и даже писал о моделях плотов в своих книгах.

Тут у нас сломался будильник, и мне отдали всю его зубчатую начинку, и на свой плот я поставил гребные колеса из колес из будильника, а трубу и котел я намотал из бумаги на нюхательном карандаше и карандаше обычном, для бумаги. Домашние меня спросили: «А что это?», и как-то очень странно на меня посмотрели, когда я объяснил.

До школы мне оставался год, и мама решила отдать меня обучаться игре на мандолине. И купила мне её! Я побренчал на ней и сказал, что учиться не буду! Тогда мне сказали, что я буду учиться играть на аккордеоне и мне его купили с перламутровой отделкой. Но и отделка меня не прельстила.

Тут началась школа, и к моей великой радости на ТВ пошла передача «Сто затей двух друзей». После каждой передачи меня охватывало жгучее желание смастерить все то, что там показывали, но я не мог, хотя имел под руками кучу всевозможных инструментов.

А знаете почему? Не было материалов!

Да-да, ни у меня, ни у моих товарищей по улице не было под руками ни досок, ни фанеры, ничего! Вот меняли если в доме полы, то обрезки шли на пистолеты, но много ли их было?

А фанеру мы брали от ящиков для посылок, но лично мне посылка приходила всего лишь одна в год с яблоками с Украины от отца родного. И так она была заляпана сургучом и чернилами, что выпиливать из неё не хотелось.

Дошло до того, что летом я с Женькой стал ходить «за добычей». «Добычей» были подходящие доски, которые мы искали по всему нашему району и «тырили», где только можно. Из этих досок мы тогда и мастерили и винтовки с затворами из шпингалетов – этого добра в старых домах тогда хватало – «поджиги» и мечи. Щитами были деревянные круги от бочек – даже куска фанеры мы достать тогда не могли, и лишь мне как-то, помнится, буквально чудом повезло найти значительный кусок для изготовления большого прямоугольного щита.

Какие материалы были в достатке?

Спичечные коробки и пластилин! Вот из коробков-то я и сделал модель самолета «Илья Муромец» (где-то во втором или третьем классе), обтянув его серебряными бумажками от шоколадных конфет. Но… склеен он был канцелярским клеем, поэтому так же, как и корабль из спичечных коробков, он очень скоро покрылся какой-то белой паршой, и пришлось и корабль, и самолет выбросить в печку.

Оставался пластилин, из которого я умудрялся делать даже корабли викингов с веслами и парусами. Как? Да очень легко! Берешь соломинку и закатываешь её в пластилин – вот и весло, которое не гнется. То же самое было и с мачтой. А парус был из бумаги, покрытой с обеих сторон тончайшим слоем пластилина. Из пластилина были танки, самолеты (по книге А. С. Яковлева «Рассказы авиаконструктора») и даже целый славянский город – по иллюстрациям из книги П. П. Ершова «Конек-Горбунок».

Напомню, что ни я, ни мои товарищи с улиц Пролетарская и Мирская ни в какие кружки тогда не ходили (и потом тоже, кстати), так что много их было или мало, платные они были или бесплатные – нам в этом не было никакой разницы. Все это прошло мимо нас.

Мы знали, кстати, что есть и Дом пионеров, и Дом культуры им. Кирова, где кружки есть. Но… стеснялись туда пойти. Сначала потому, что числились в октябрятах, а дом-то пионеров, а потом… Потом как-то стало не до кружков. Время ушло.

Тут, правда, моя начальная школа закончилась, и к нам пришла дама из «Кирова» и отобрала меня в драмкружок. И я стал туда ходить… Но… тут же бросил, когда мне дали переписывать роль в спектакле: «Что я ненормальный, «по-русскому» писать 27 страниц?» Так я школьным актером и не стал.

Но тут в школу к нам опять пришел… молодой парень, и стал вести прямо в школе авиамодельный кружок, и вот в него-то я записался.

Оставались после уроков в пионерской комнате и мастерили планер А-1 из набора ДОСААФ. Инструментов почти никаких. Клей – казеиновый, вонючий. Но самым скверным было то, что нервюры для крыльев надо было вырезать из пересушенной фанеры, и они ломались у меня в руках. Общими усилиями сделали комплект нервюр для одного планера, который доводили до ума два счастливчика, а все остальные им завидовали. А парень, видимо, не знал, что для того, чтобы нервюры не трескались, их надо было наклеить на тонкую бумагу клеем БФ. Такой вот тогда руководитель у нас оказался.

Тут я уже выписывал журналы «Юный техник» и «Моделист-конструктор» и там нашел очень простую модель самолета с моторчиком МК-12В. Купила мне его мама в Москве, а где эфир к нему брать, касторовое масло? Более того, даже когда я включал дома микроэлектродвигатель, мой дед (к этому времени он был уже совсем… того…) говорил, что «ему пахнет» (а от резких запахов у него случались приступы удушья, и мне приходилось бегать в аптеку за кислородными подушками), так что не больно ты тут что-нибудь включишь.

Станция юных техников была от моего дома очень далеко, и я даже не знал, что она у нас вообще есть. Магазина «Юный техник», где продавались бы хоть какие-то материалы для технического творчества, в Пензе не было, и единственное, что мне оставалось тогда, это склеивать советские и гэдээровские модели самолетов. Но «Пластикарт» из ГДР к нам привозили очень редко, и эти модели молниеносно исчезали, а вот наши отечественные, производства Донецкой фабрики, мне не нравились.

Попытался я как-то сделать бронекатер. Опять-таки, из набора ДОСААФ. Но деревянные чурочки из сосны трескались у меня в руках, точно так же, как и нервюры, а понять, что корпус у него хороший, а надстройки можно склеить из картона от поздравительных открыток, мне и в голову тогда не пришло, а подсказать было некому. Но, опять же, я хотя бы самолеты гэдээровские клеил: МиГ-21, Ил-62, АН-24, Як-24, Ми-1, Ан-2, Як-40, Ту-114, «Каравелла», «Боинг-707», ДС-9 – весьма живописно висели в углу моей комнаты чуть ли не до 1976 года, когда наш старый дом снесли.

Самое удивительное, что видя, чем я занимаюсь, моя мать тоже ничего не сказала мне о кружках и о возможности туда записаться. Хотя рассказывала мне, как в своем детстве бегала в тот же «Киров» в один из тамошних кружков. Но я почему-то был уверен, что все они там драматические, хоровые, танцевальные, а вот авиа и судомодельные – это, думал я, редкость, не знаю какая.

Так что, хотя кружки у нас в СССР были, и были они бесплатными, по целому ряду причин весьма приличное количество даже городских школьников их не посещало. В частности, с моей улицы таких было восемь человек.

А про деревню я и не говорю – недаром, когда я туда приехал в 1977 году учителем, мне тут же дали вести технический кружок, мотивируя это тем, что это будет хоть какое-то «техническое творчество» на… пять окрестных деревень.

Хотя в том же «Юном технике» постоянно писали и про кружки в разных городах страны, и про их достижения. Так что повторюсь ещё раз: очень часто бывало так, что кружки были в одном месте, а дети – в другом, и им было проще достать в подарок своему товарищу гусиное горло для дурацкой погремушки, чем… купить модель самолета, которую он мог бы самостоятельно собрать и запустить в полет!
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 июня 2024 06:31
    модель самолета с моторчиком МК-12В. Купила мне его мама в Москве, а где эфир к нему брать, касторовое масло?
    Движок МК-12В (2,5 куб. см) у меня тоже был, это один из самых дешевых - 8 руб. стоил, но качество его изготовления было ниже плинтуса (во всяком случае того завода что попался мне, но делали их разные предприятия). Почти все остальные двигатели того времени начиная от МК-17 (1,5 куб. см) и заканчивая калильными 5 и 10 куб. см у меня побывали за исключением одного самого хорошего КМД-2,5 у которого конский ценник был 30руб.
    Касторовое масло свободно продавалось в любой аптеке, но мальчишкам продавали только 1 шт. в руки (зашел в несколько аптек и вуаля). Эфир там же был в аптеках, но нужно было иметь знакомого фармацевта (эфир для наркоза 50 коп.).
    Хотя в том же «Юном технике» постоянно писали и про кружки в разных городах страны, и про их достижения. Так что повторюсь ещё раз: очень часто бывало так, что кружки были в одном месте, а дети – в другом
    Даже в Ленинграде в моем районе авиамодельного кружка не оказалось, только в соседнем районе. В принципе рядом - 2 остановки на трамвае и... "мест нет, прибегайте в следующем году" как говорил кот Матроскин, но даже если места появятся преимущественный прием будет из их района. Так, что сами все, сами...
    Сами и делали без этих распальцованных, кордовые модели самолетов запускали прямо у школы на футбольном поле. В основном модели для воздушного боя.
    А потом мне в руки попала книга Гюнтера Миля "Электронное дистанционное управление моделями":
    https://archive.org/details/1980_20210804/mode/2up
    и с кордовыми моделями мы завязали, начали покупать уже калильные движки и делать модели уже на радиоуправлении, а компрессионные движки остались в детстве. В общем обошлись и без авиамодельного кружка, хотя на первых порах в кол-ве эфира были слегка ограничены, да и бальзу не сразу нашли, поначалу обходились армированным пенопластом.
    1. +2
      15 июня 2024 17:50
      Тоже этими моделями увлекался. На моторчик накопил, сдавая молочные бутылки из дома. А запах эфира с маслом до сих пор в ноздрях, когда вспомнишь те времена. hi
      P. S. Только нервюры не из фанеры, а из шпона 2мм.
    2. +1
      16 июня 2024 18:35
      Даже в Ленинграде в моем районе авиамодельного кружка не оказалось, только в соседнем районе.
      В Оренбурге в конце 60-х радиолюбительский кружок был во дворце пионеров, но т. к. я уже года 3 самостоятельно (почти) занимался радиолюбительством, то собирать приёмник Плотникова мне было скучно, поэтому перестал посещать. А Миль - это 1980 год, уже другое время. Схемы для радиоуправления моделями были, были и малогабаритные реле, но высокочастотные транзисторы серии П410-411 были в принципе недостижимы.
  2. +6
    15 июня 2024 07:37
    Я чуть помоложе, поэтому, может мнение отличается. До школы я жил вольной жизнью. В первом классе отдали на плавание. (Это же тоже кружки или вы только авиамоделирование рассматриваете?) Потом сам пошёл в лёгкую атлетику. Уже не помню что меня привлекло. Потом опять же по настоянию родителей музыкальная школа. Потом с другом пошли на картинг. Техника оказалась не моё. Тем более, что для этого вида спорта мой вестибулярный аппарат оказался непригоден. Поэтому не скажу, какие там были комплектующие, насколько гуановые - но пацаны собирали и гоняли. За стенкой был авиамодельный. Опять же ничего не скажу про качество, но собирали и гоняли. Даже мне давали порулить в воздушном бое. Без боя конечно, просто по кругу. Да, понятно, что плавание и лёгкая атлетика привязаны ко вполне понятным спортивным объектам. Музыкальная школа была в километре. Картинг в 2 км. Никогда не помню проблем с материалами, чтобы сделать автомат, меч, щит, позже поджиг. У нас с братом была куча конструкторов, наборы с простейшей электроникой, чтобы сделать например приёмник. Потом одноклассник (кстати двоечник и школьный хулиган - вопрос возможностей и мотивации) уговорил записаться на греблю. И мы через весь город ездили на трамвае на берег реки. Потом я решил стать офицером. И дальше уже понеслось. Самбо, юный друг пограничника, юный друг десантника. Школа самбо опять же была через пару кварталов. Юдп через пару кварталов в другую сторону. Юдд в дворце пионеров в центре города, если было ехать на троллейбусе. Никогда не было ощущения, что я чем то хочу заниматься, а возможности нет. Хотелось что-то попробовать, узнавал где, и ехал. Даже на другой конец города. Но тут уж, извини, реку в каждый квартал не протянешь. Может это случай, когда кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, отговорки?
    1. +2
      15 июня 2024 08:28
      Цитата: Нафаня999
      когда кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, отговорки?

      Очень правильно сказано. Но выходит, что в моем случае отговорки искали сразу 8-10 человек. А это уже много. И потом... стеснительные мы все были. Как-нибудь напишу и об этом.
      1. +6
        15 июня 2024 08:43
        И потом... стеснительные мы все были. Как-нибудь напишу и об этом.

        Вот для таких стеснительных была специальная программа популяризации кружков. По школам ходили, рассказывали, показывали, записывали. Школьных учителей обязывали!!! записывать детей в кружки и следили, чтобы каждый был хоть куда-то записан. Проводили экскурсии в ближайшие кружки и т.д. Я сам все это видел. Сам так записался. Сам так ездил через пол города в Дом пионеров. Хотя в каждом районе были кружки при комнатах школьника, не всегда подходящие по тематике, но были.
    2. +8
      15 июня 2024 08:32
      Может это случай, когда кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, отговорки?

      Выглядит именно так. Ведь родители покупали автору не нужные тому музыкальные инструменты, "аккордеон с перламутром" - совсем не шуточная покупка, а значит были возможности и для технического творчества, но не было желания. Я таких родителей много знаю - для них технический кружок для ребенка - как приговор на будущую беспросветную жизнь работяги-алкаша. По их мнению, руками работают только дауны и олигофрены неспособные более ни на что. Поэтому и у автора постоянно прослеживается ненависть к "работягам" воспитанная явно родителями.
      1. +1
        15 июня 2024 08:57
        Цитата: ИванИванычИванов
        постоянно прослеживается ненависть к "работягам" воспитанная явно родителями.

        Вы невнимательно читаете. Не работягам, как таковым, у меня один зять "работяга", например, а к работягам... "плохим", пьяницам, людям с низкой социальной ответственностью и т.д. Обобщать не надо! И я сам работаю руками и отнюдь не считаю тех, кто ими работает ни даунами, ни олифренами. Не знаю, в какой из моих статей Вы это прочитали. Наоборот, только и пишу о том, как это полезно работать руками! Списываю лишь на то, что Вы невнимательно читаете. Так, аккордеон мне не покупали. А только обещали купить.
        1. +3
          15 июня 2024 09:55
          . Тогда мне сказали, что я буду учиться играть на аккордеоне и мне его купили с перламутровой отделкой.

          . Так, аккордеон мне не покупали. А только обещали купить.

          Ах, что с нами делает время!...
          Не возраст -- время, эпоха. Это когда что-то говоришь и тут же забываешь, что сказал. Потому что параллельно идут тревожные мысли, которые не осознаются, но создают тревожный фон, который поглощает сказанное, и вот уже люди смотрят друг на друга с недоумением. Такое наблюдаю с соседями. Люди буквально массово отказываются от своих слов, вполне себе безобидных, и то и дело слышится: "Когда это я говорил такое? Не было!" А ведь говорил.
          Через распахнутое настежь кухонное окно мне многое становится известным -- невольно. Особенно с учётом того, что под окном -- лавочка, которая почти не пустует. Особенно вечером. Раньше меня это раздражало, а теперь я радуюсь -- люди ещё есть!
          Здравствуйте, дорогой Вячеслав Олегович! hi )))
          Здравствуйте, дорогие мои друзья -- товарищи по сайту. Давайте забывать плохое, давайте жить! Давайте всматриваться в наше будущее, находя в нём признаки надежды.
    3. +2
      15 июня 2024 16:36
      Цитата: Нафаня999
      не скажу, какие там были комплектующие, насколько гуановые - но пацаны собирали и гоняли. За стенкой был авиамодельный. Опять же ничего не скажу про качество, но собирали и гоняли. Даже мне давали порулить в воздушном бое.
      Схематично можно посмотреть на картинки например здесь:
      https://clstunt.ru/index.php/chertezhi/f2d-vozdushnyj-boj/298-manevrennost-ili-skorost-i-drakon-f2d
      и даже скачать ретро-книгу по моделям воздушного боя:
      https://clstunt.ru/index.php/books/v-vozdukhe-pilotazhnye-modeli/276-kniga-modeli-vozdushnogo-boya
      Имхо: но когда я занимался кордовыми книг по ним почти не было (в основном мы смотрели журналы), а вот с 1980 года авторов как прорвало, все начали задним числом писать книги, но поезд уже ушел, мы переходили уже на радиоуправление. Вот если бы те книги вышли бы лет на 5 пораньше, тогда они были бы более востребованы (имхо).
  3. +5
    15 июня 2024 11:35
    А мы в детстве увлекались изготовлением моделей военной техники из глины. До 1968 года у нас на улице твердого покрытия не было, а в этом году обустроили мостовую. Камни мостовой укладывались на подушку из песка. Песка навезли очень много. В нем часто попадалась белая глина, которая, как выяснилось, была отличным материалом для лепки, сохла при комнатной температуре и красилась. Модели делались по иллюстрациям и описаниям из книг. Особенно популярны были танки. Лепили целые "танковые армии", которые потом "во встречных сражениях" уничтожались.
    1. +3
      15 июня 2024 12:47
      Песка навезли очень много. В нем часто попадалась белая глина

      С детства знала, что белая глина -- это каолин. Прочитала тогда ещё в какой-то детской книжке про то, как способ изготовления фарфора проник из Китая в Германию. Стала присматриваться к глине. А поскольку дом стоял на склоне глинистого холма, до глины докопаться было легко в огороде, белая глина не обнаружилась, некоторое время лепила маленькие горшочки из жёлтой и красной, даже пыталась их обжигать, но вскоре приступ творчества угас, не сформировавшись в устойчивую потребность. Сейчас жалею, гончары нужны всегда.
      1. +2
        15 июня 2024 18:45
        Прочитала тогда ещё в какой-то детской книжке про то, как способ изготовления фарфора проник из Китая в Германию.
        Фарфор был переоткрыт случайно в Германии одним алхимиком, ТЗ у него было на философский камень, но кроме фарфора он так ничего и не сделал. Каолин при обжиге требует гораздо бОльшей температуры, чем обычная глина.
        1. +3
          15 июня 2024 18:56
          . Фарфор был переоткрыт случайно в Германии одним алхимиком

          Точно! Вот теперь вспомнила )))
          А про философский камень совсем не помню, каолин лишь врезался в память. Видимо, вследствие необычности термина. А философский камень -- пусть им ИИ занимается, и ведь наверняка что-то такое найдет.
      2. +1
        15 июня 2024 19:24
        белая глина

        Белая глина,белая глина.
        Хоккейная клюшка сделанная из постновогодней ёлки!Вот это я принимаю за творчество.
        1. +2
          15 июня 2024 19:35
          . Хоккейная клюшка сделанная из постновогодней ёлки!

          Бывали годы, когда на мусорку выбрасывалось множество ёлок. В этом году одну только видела, причём почти свежую, с неосыпавшимися зелёными иголками, видать, богатенький кто-то выбросил.
          А клюшка из еловой древесины -- круто! )))
          1. +2
            15 июня 2024 19:41
            Нет,мой друг.Всё проще.Брали ствол небольшой ёлочки ,обрубали ветки,загибали самый верх и?Обвязывали этот загнутый верх верёвкой.Поняли,да?А самый конкретный ход был поход к отцу:*па,клюшка сломалась.Что делать?*
            1. +4
              15 июня 2024 19:53
              . клюшка сломалась.Что делать

              Даже я с детства знала, что новый веник необходимо поместить в ведро, залить доверху водой и прокипятить несколько минут. Тогда он будет мягким.
              Дерево -- если Вы хотите, чтобы оно приняло нужную форму, обязательно необходимо какое-то время пропаривать очень горячим паром. Например, место будущего изгиба положить на ведро с кипящей водой и подержать некоторое время, а затем изогнуть, как надо, и зафиксировать чем- нибудь до охлаждения. Ведь Вы использовали сухой стволик, а он уже не гибкий, он хрупкий.
          2. +2
            15 июня 2024 19:55
            круто!

            Круто это купить клюшку*/KOHO/* не под твой хват(мой-левый!),греть её в кипятке весь вечер,загнуть в конце концов под свой и держать под загибом в батарее(помните те радиаторы отопления?)всю ночь.А потом утром радоваться,что она слегка выпрямилась.Зачем такие мучения?Ну,друг мой,семидесятые!Купить клюшку,это было за кайф.
            1. +2
              15 июня 2024 20:07
              . Купить клюшку,это было за кайф.

              Да Вы, батенька, сноб! wassat )))
              1. +1
                15 июня 2024 20:36
                Да Вы, батенька, сноб!

                Нет, матушка,реалист.*KOHO*для советского пацана это....огооооооого!Словом
              2. +1
                15 июня 2024 20:46
                Да Вы, батенька, сноб! wassat )))
                Ответить
                Цитата

                Как я люблю наше общение!!!!Нет слов, право.и?с Антоном.Он питерский конечно,но?Свой парень.
            2. +1
              24 июня 2024 01:13
              Да у нас как-то не было проблем с клюшками. Не КОНО, отечественные, но были без проблем. Да гнули на батарее, потому что в продажу они поступали прямые.
          3. +3
            15 июня 2024 19:56
            В этом году одну только видела, причём почти свежую, с неосыпавшимися зелёными иголками, видать, богатенький кто-то выбросил.
            Нет, просто суровые русские мужчины выбрасывают новогодние елки, когда меняют зимнюю резину на летнюю!
            1. +2
              15 июня 2024 20:06
              . когда меняют зимнюю резину на летнюю!

              Так я каждый день на мусорку хожу! Так и не дождалась хотя бы второй ёлки. И вообще, на 1 января нынешнего года светящихся окон было раз-два, прямо как на 1 января 2020. С чего бы ёлкам быть? Народу только сейчас резко вдруг прибавилось, детей шумных за окном -- куча! Детская площадка -- самое работающее предприятие. Не считая магазинов.
              1. +3
                15 июня 2024 20:27
                Так я каждый день на мусорку хожу! Так и не дождалась хотя бы второй ёлки.
                Суровые русские мужчины знают, что Вы за ними следите! drinks
          4. BAI
            +1
            15 июня 2024 20:43
            В этом году одну только видела, причём почти свежую, с неосыпавшимися зелёными иголками, видать, богатенький кто-то выбросил.

            Видел несколько, за то последнюю - в конце мая (зря не сфотографировал)
            1. 0
              15 июня 2024 21:04
              . Видел несколько

              Пройдут года, и мы будем рассказывать, что в наше время было принято на Новый год ставить живые ёлки. Нас будут слушать с отвращением и не верить. Мол, что за дикие фантазии...
              Кстати, в 10-годах видела в магазинах очень много роскошных искусственных ёлок. Не отсюда ли отсутствие большого числа ритуальных деревьев у мусорных баков?
        2. +3
          15 июня 2024 19:52
          Хоккейная клюшка сделанная из постновогодней ёлки!
          Перекуем елки на клюшки!
          1. +1
            15 июня 2024 19:57
            Перекуем елки на клюшки!

            Антон,не поверишь,но это было в Москве! Трудно было с клюшками
            1. +2
              15 июня 2024 20:01
              Сергей, верю, почему бы нет? Спустя десять лет в Мурманской области(!) было трудно с номадьными лыжами, я так всю школу и пробегал на сотавалльских "дровах".
          2. +1
            15 июня 2024 20:01
            елки

            А шлем???Были ведь только *salvo *.Прибалты.Всегда выручала шапка-ушанка.Краги?Батины рабочие перчатки!
            1. +2
              15 июня 2024 20:07
              У тебя на аватарке Эспозито, зачем тебе шлем?!
              1. +2
                15 июня 2024 20:14
                Эспозито

                Это дружище навсегда!Это из детства,из уличного хоккея.
                *Шайбу забил Фил Эспозито*Прозвище такое было.
                1. +2
                  15 июня 2024 20:23
                  *Шайбу забил Фил Эспозито*Прозвище такое было.
                  У тебя это прозвище с детсва??? Фигасе!!!
                  1. +1
                    15 июня 2024 20:26
                    Фигасе!!!

                    Да.Есть такое.
              2. +1
                15 июня 2024 20:23
                [quote][/quote]
                Ох,как же я любил этого канадского парня!!!!Кумир,право!Да чего греха таить?Люблю до сих пор!
                1. +2
                  15 июня 2024 20:39
                  Ты меня достаточно хорошо знаешь, я никогда не был спортивным болельщиком... Но вот, на рубеже "полтинника" обнаружил спорт за который мне интересно болеть!
                  1. +1
                    16 июня 2024 19:30
                    Но вот, на рубеже "полтинника" обнаружил спорт за который мне интересно болеть

                    Заинтриговал.Хоккей?
                    Привет Антон! hi
                2. +1
                  15 июня 2024 21:08
                  . Ох,как же я любил этого канадского парня!!!!Кумир

                  А мне очень нравился Хикки (или Хики?).
                  Очень эффектно забивал!
                  1. +1
                    16 июня 2024 19:32
                    А мне очень нравился Хикки (или Хики?).

                    Людмила Яковлевна, вечер добрый!
                    А это кто? request Не знаком, извините.
                    1. +1
                      16 июня 2024 19:37
                      . А это кто?

                      Да был такой игрок в канадской сборной. В каком году -- не помню.
                      Добрый вечер, Сергей Владимирович! )))
                    2. +2
                      16 июня 2024 21:17
                      В 70-х- начале 80-х за Канаду (Торонто Торос) и НХЛ играли два брательника Пэт Хики и Грег Хики. Оба полузащитники. Пэт, емнип, был более обласкан болельщиками и славой.
                  2. +1
                    16 июня 2024 19:37
                    Очень эффектно забивал!
                    Ответить
                    Цитата

                    Погуглил.Отнюдь не звезда.
                    1. +1
                      16 июня 2024 19:43
                      . Погуглил.Отнюдь не звезда.


                      Это правда. Но забивал крайне эффектно. Помню, умильный рёв нашего комментатора: "Хиииииики!"
                      Мне даже странно, что не звезда. Появился в нескольких матчах и исчез.
                      Как настроение? )))
                      У меня не очень. Беспокоит будущее.
                      1. +1
                        16 июня 2024 19:48
                        Беспокоит будущее.

                        Тоже не ахти . Будущее не беспокоит,беспокоит похмелье,увы и ах.Вот такой я разгильдяй и разбойник. bully
                      2. 0
                        16 июня 2024 19:58
                        . Будущее не беспокоит,беспокоит похмелье,увы и ах.

                        Да Вам беспокоиться особо не о чем. Но множество людей в ближайшем будущем останется без работы в связи с внедрением искусственного интеллекта. Он делает всё! Вы же строитель? На ваш век работы хватит. Плохо программистам и прочим офисным. Если молодые, переквалифицируется в обслугу. А если человеку 50 лет и, кроме как программировать он ничего не умеет, да ещё и гражданство не дали -- вот об этом у меня и болит голова. Я занята тем, что непрерывно мужаюсь. Если дело так дальше пойдет, то у меня, наверное, скоро отрастает мужской половой орган. Что за страна, что за жизнь! И какое подлючее время.
                      3. +2
                        16 июня 2024 20:00
                        Что за страна, что за жизнь! И какое подлючее время.Ах,оставьте,плиз.Когда было по другому?
                      4. 0
                        16 июня 2024 20:05
                        В 90-е было по-другому. Да, тогда погибло много людей. Но была надежда. Было улучшение. Были силы (это было 30 лет назад!!!). Сейчас, кроме деградации, ничего не вижу. За 20 лет моего пребывания в поселке не открылось ни одного производства. Только магазины. И дорожки проложили. Это всё!
                      5. +1
                        16 июня 2024 20:12
                        Это всё!

                        Людмила Яковлевна! Оставьте пессимизм,лады? Завтра Вы увидите жизнь по другому,Райт?И в конце концов сейчас же ЕВРО проходит!Пусть наших нет,но?Красивый футбол даже ВВП не запретит,а?Хотя?Матчи Украины под запретом.А?Вот вдруг они в финале сыграют? laughing
                      6. +1
                        16 июня 2024 20:06
                        ой орган. Что за страна, что за жизнь! И какое подлючее время.

                        Больше оптимизму!*Время выбрало нас!* laughing
                      7. +2
                        16 июня 2024 20:12
                        Да какой оптимизм, Сергей Владимирович! Я могу оптимизм лишь изображать. Время людей с коротким мышлением. Взять хотя бы обсуждение политики в разделах мнения и аналитика. Слушайте, люди не связывают одно с другим. Ставер злорадствует, мол, мигранты в Европе станут партизанами. Захотелось сказать: "Оглянитесь! Поведите взглядом окрест!" И ведь никто такое ему не написал! Я промолчала.
                      8. +1
                        16 июня 2024 20:14
                        Да какой оптимизм

                        Мы живы!И это главное .Вам привет от кота Фили.
                      9. +1
                        16 июня 2024 20:17
                        Намек понят! Вы у телевизора, с энтузиазмом ждёте начало матча. Котика за меня погладьте! А я пойду в телегу -- читать нытьё, а в Ютуб -- слушать нытьё.
                      10. +2
                        16 июня 2024 20:23
                        в телегу

                        А это что?Пардон за мой французский.За ,что и люблю статьи Шпаковского.За демократизм!
                      11. +1
                        16 июня 2024 20:46
                        Телега -- это ресурс Телеграм. Я там на всех подписана. И на Ютубе --на всех...
                        Вы что, и вправду не знаете, что такое Телеграм?!? Я там подписана даже на котиков и собачек, они получше обозревателей будут. И на ресурсы о старой Москве. И на космос. А на Ютубе помимо опостылевших Соловья, Осечкина, прочих ещё и на математику. Но последнее время больше смотрю короткие ролики Шорт. Там нравы животных и народов мира )))
  4. +5
    15 июня 2024 15:57
    Хорошая статья, хотя бы как повод вспомнить своё детское творчество. И да - по факту очень многое зависит от родителей . Они могут своё видение развития ребёнка продавливать, а могут внимательно выявить то, к чему его тянет, и помочь именно в этом. Мама автора, похоже, попробовала и то, и другое.
    Мне до семи лет повезло - жил в доме, на первом этаже которого был клуб технического творчества "Интеграл". Чего там только не было ! И для самых маленьких тоже - делали машинки из деревянных катушек от ниток, клеили самолёты из ватмана по таким выкройкам, что ЛА-5 , вписывающийся в формат А4 - реально летал. Делали соревнования - чья модель дальше спланирует, чья машинка дальше скатится с горки. А в соседнем квартале, в доме пионеров - был кружок художественного творчества, и там учили видеть в корешках и коряжках диковенных животных и существ. Делали лесовичков из шишек, желудей. Это для самых маленьких, а их надо вести туда за руку, хотя бы в первый раз. Тут всё зависит от родителей.
  5. +2
    15 июня 2024 20:05
    Цитата: АрхиФил
    Круто это купить клюшку*/KOHO/* не под твой хват(мой-левый!),греть её в кипятке весь вечер,загнуть в конце концов под свой и держать под загибом в батарее(помните те радиаторы отопления?)всю ночь.

    Один в один...я также делал. Только с горьковской клюшкой Темп, которую надо было сначала обстругать, шрам на указательном пальце до сих пор. Постарше уже имел клюшку ЭФСИ, но до финской KOHO не дотянул по деньгам.
    1. +3
      15 июня 2024 20:28
      KOHO не дотянул по деньгам.

      Отец так решил.А так да.ЭФСИ всегда выручала.Помню,на Ленинский за ней ездил.
    2. +2
      15 июня 2024 20:30
      шрам на указательном пальце до[quote][/quote]У меня на лбу.Слева.
      1. +3
        16 июня 2024 18:45
        У меня на лбу.Слева.
        Мне одноклассник Витька Мишучков (ныне п/пк в отставке) в 1965 году свернул носовую перегородку клюшкой. Не специально. До сих пор кривая.
        1. +3
          16 июня 2024 19:21
          Не специально

          Шайбой прилетело .Шлемы тогда без виниров были. bully
          1. +2
            16 июня 2024 19:37
            Шайбой прилетело .Шлемы тогда без виниров были.
            Не шайбой. Клюшкой - после его удара по шайбе я оказался в опасной близости от клюшки, отчего и огрёб. Шлемов у нас тогда вообще не было, были ушанки.
            1. +2
              16 июня 2024 19:39
              Не шайбой.
              мне шайбой!Было больно.А шлемы тогда были редкостью,как и краги.
  6. BAI
    +2
    15 июня 2024 20:37
    1.
    Но, как это часто бывает (и бывало в жизни), кружки подчас были в одном месте, а те дети, которые могли бы в них ходить совершенно бесплатно… в другом. И выходит, что они ими не пользовались. А раз так, то пользование оказывается важнее наличия.

    И тут без плевка в СССР не обошлось.
    Я ходил в радиокружок в школе - не далеко, и фотокружок в Доме пионеров - другой гордской район, пешком, несколько улиц и железнодорожный переезд - один, и ничего. Кто хочет - дойдет, безопасность тогда была выше, чем сейчас.
    2.
    с наковальней из бампера железнодорожного вагона

    У жд вагонов не бампера, а буфера. Бампер - у автомобиля.
    3.
    Попытался я как-то сделать бронекатер. Опять-таки, из набора ДОСААФ. Но деревянные чурочки из сосны трескались у меня в руках, точно так же, как и нервюры,

    Если это деревянная модель бронекатера, где деревяшки надо обработать самому (корпус был уже готовый), двигатель - накрученная резиновая нить, то делал я его (и морского малого охотника) - вроде все нормально. И внешний вид и плавают.
    Вроде еще была подводная лодка - ныряла на ходу, всплывала, когда теряла ход
    1. +3
      16 июня 2024 10:43
      Коллега, про квоты вы забываете. Судя, авиа, автомодельные и радиотехнические кружки были на расхват. И далеко не каждому "аборигену" удавалось туда записаться. А уж если работа родителей завязаны со сменой места жительства - пиши пропало.
      Впрочем в разных местах ситуации разные.
      1. +1
        16 июня 2024 20:44
        Ну оплевал слегка Шпаковский свое собственное детство из соображений высокой политики, ну и что? Его проблемы.

        Можно подумать, что сейчас с организацией детского творчества дела обстоят лучше, чем через 15 лет после войны? У нас в 1991 произошло нечто похуже, чем Война..... После войн бывает время восстановления, а сейчас?
        1. +1
          17 июня 2024 07:20
          Цитата: иван2022
          а сейчас?

          А сейчас загляните в раздел ВО "экономика". Могу выложить и выкладывал плакаты с улиц Пензы "...требуются...зарплата 75 тыс.". Фрукты в магазинах и овощи любые вне сезона... Авто в продаже без записи и очереди любые... А то, что Вы на все это не можете заработать, то это Ваши проблемы.
    2. +2
      16 июня 2024 13:33
      Цитата: BAI
      то делал я его (и морского малого охотника) - вроде все нормально. И внешний вид и плавают.

      Могу Вас поздравить. У меня, значит, в работе с деревом были "руки-крюки". Так тоже бывает.
    3. +4
      16 июня 2024 18:51
      Вроде еще была подводная лодка - ныряла на ходу, всплывала, когда теряла ход
      Была. На резиномоторе.
      1. +3
        16 июня 2024 19:57
        На резиномоторе

        Точно!У меня такая же была.Почти.
    4. +2
      16 июня 2024 20:33
      А что Вы возмущаетесь.? ... Ну не может автор без плевка, не может......... Надо принять как данность, что его патриотизм начинается с 1991 года.

      Если "просто патриот" гордится тем, что асфальтирование улиц Пензы началось в 1948 г, а в 1950 в городе ходили троллейбусы, то Шпаковский этого не может знать по определению.

      Он может знать то, что "у нас асфальт проложили только к 1960". И так во всем... laughing
      1. Комментарий был удален.
  7. +2
    15 июня 2024 21:19
    [quote=депрессант]Хикки[/quote]
    [quote=депрессант]Хикки[/quote]
    [quote][quote][quote]это [/quote][/quote][/quotне знаю такого!
    1. +1
      15 июня 2024 21:39
      [quote]. quote][/quote][/quotне знаю такого! [/quote]
      Сергей Владимирович!!!
      Текст между скобок вставляйте!!!
      А не в скобках.
  8. +3
    16 июня 2024 10:39
    Думал не согласиться с уважаемым автором но не получается.
  9. +1
    16 июня 2024 13:26
    Цитата: BAI
    И тут без плевка в СССР не обошлось.

    И в чем Вы увидели плевок, если так было именно в СССР! Вам враки надо писать для личного спокойствия?
    1. BAI
      0
      17 июня 2024 00:05
      Ваши личные проблемы - это не система. Так не было в СССР. Единичные случаи - не показатель. А Вы, ваше личное нехотение идти в отдаленный Дом (Дворец) пионеров возводите в системную проблему общественно-политического строя
      1. +2
        17 июня 2024 07:32
        Цитата: BAI
        А Вы, ваше личное нехотение идти в отдаленный Дом (Дворец) пионеров возводите в системную проблему общественно-политического строя

        На улице Пролетарской нас мальчишек из разных семей - рабочих и одна интеллигенстская было 10 человек, считая 2-ух с Мирской. И у всех было "личное нехотение"? Да? Так что это не личная проблема, а проблема довольно большого количества людей. О чем я и пишу... Но были ведь еще и деревенские дети. Покрово-Березовка, Новопавловка, .... в Кондольском районе, где про кружки и не слыхали. Так что я имею полное право сказать: кружки были в одном месте, но много детей в другом. А еще были чукчи, эвенки... много кого было. Хотя и был шикарный Дворец пионеров на Чукотке. Но всех вместить не мог. Так что это была проблема строя, как бы Вы не утверждали иное.
        1. Комментарий был удален.
        2. -1
          17 июня 2024 09:36
          На улице Пролетарской нас мальчишек из разных семей - рабочих и одна интеллигенстская было 10 человек, считая 2-ух с Мирской. И у всех было "личное нехотение"? Да? Так что это не личная проблема, а проблема довольно большого количества людей.

          Это именно личная проблема. Я одно время работал в клубе, который был на первом этаже обычного жилого дома - то есть жильцам этого дома даже ездить никуда не надо было - куда уж ближе. Но из этого дома записывались в кружки примерно 10% живших там детей, несколько детей ездили в кружки на другой конец города по разным причинам, несколько занимались спортом или музыкой, несколько были хулиганами - в обще всё как везде. Так что не надо всё валить на строй.
          1. +2
            17 июня 2024 10:53
            Цитата: ИванИванычИванов
            Так что не надо всё валить на строй.

            А ВСЕ никто и не валит. Но человек это продукт окружающей его среды, его социума. Откройте любой учебник социологии и прочитайте. "Нельзя жить в обществе и быть свободным от него!" -это кто сказал? Не я. Так что не надо писать про личные проблемы. Все личные проблемы - общественные! Не знали? Ну так узнайте!
            1. -2
              17 июня 2024 12:11
              Все личные проблемы - общественные! Не знали? Ну так узнайте!

              Ну при каком строе было по другому - на западе при капитализме? Там были бесплатные кружки в каждом доме и ВСЕМ было ВСЁ удобно? В проклинаемом Вами "Совке" была единственная в мире система бесплатного детского дополнительного образования. Именно СИСТЕМА, которая как раз и боролась с ЛИЧНЫМИ проблемами детей и родителей. И те кто этой системой не пользовались - это был их личный выбор, так же как и у алкашей, тунеядцев, уголовников - это тоже в любом учебнике по социологии написано "свинья везде грязь найдет".
              1. 0
                17 июня 2024 18:16
                Иван, не надо мне ничего доказывать. Вы не тот человек которому это по силам. Я с 1982 по 991 год преподавал историю партии и защитил по этой теме диссертацию. С 1995 по 2017 преподавал культурологию и много чего еще. А Вы что преподавали и по какой дисциплине диссертацию защитили? И кто Вам сказал, что я проклинаю "совок"? Напротив, постоянно пишу, что там было много хорошего, что нам следовало сохранить. Но плохого больше, иначе мы и сегодня бы нем жили. Доступно объяснил?
                1. +1
                  17 июня 2024 20:13
                  Иван, не надо мне ничего доказывать.

                  И не пытаюсь, зачем? Человек не никогда не перелает собаку, она по умолчанию лает лучше. А уж доказать что-то пропагандисту вообще невозможно.
                  А преподавал и преподаю, кроме прочего, то самое детское техническое творчество уже к четвертому десятку лет и в отличие от Вас ЗНАЮ ситуацию со всех сторон профессионально. И чем диссертация по истории партии может помочь в данной теме - мы же не про партию говорим? Или это просто попытка давить "авторитетом"?
                  1. 0
                    18 июня 2024 07:00
                    Цитата: ИванИванычИванов
                    уже к четвертому десятку лет и в отличие от Вас ЗНАЮ ситуацию со всех сторон профессионально.

                    Замечательно, Иван! Вот тут Вы авторитет безусловно, не в социологии. Но было бы куда лучше, если бы Вы не тратили силы на мои обличения, а НАПИСАЛИ БЫ СЕРИЮ СТАТЕЙ НА ВО, о Вашей работе в течении этих 40 лет. Потому, что я тоже и на ОблСЮТ работал в 1980-83, и кружки вел в 4,6, 47 школах г.Пензы, и вот сравнили бы... что и как. Очень на Вас надеюсь в этом плане!А уж доказать что-то пропагандисту вообще невозможно. Кстати, хорошо, что хотя бы это Вы поняли. Приятно видеть, что мне удается хотя бы чему-то научить самых упертых читателей. Но статьи... статьи пишите. Не тратьте свой пыл на комменты!
              2. 0
                17 июня 2024 18:17
                Цитата: ИванИванычИванов
                Там были бесплатные кружки в каждом оме

                Не надо в жару пить алкоголь!
  10. +2
    16 июня 2024 13:31
    Цитата: депрессант
    Ах, что с нами делает время!...

    Да, Людмила Яковлевна! Память начинает подводить. И руки... думаешь написать одно. А они пишут другое -ха-ха. Аккордеон только пообещали. Если пойду в музыкалку. Да. А вот мандолину купили, это верно. Надо почаще "вспоминать" и записывать, а то рано или поздно вообще все забудешь.
    1. +1
      16 июня 2024 20:56
      . Надо почаще "вспоминать" и записывать, а то рано или поздно вообще все забудешь.

      Дорогой Вячеслав Олегович, как же Вы правы!
      Но если записывать, то у меня получится только на бумаге. А память -- точно подводит! Давно заметила такую вещь. Помню что-то, долго помню, но вот, изложила в каком-нибудь комментарии и будто книгу с полки памяти сняла и ту книгу потеряла -- просто провал! Как и не было того, что изложено в комментарии. Будто память решает -- изложила? Всё, уже не нужно, убираю в корзину. Вот поэтому люди раньше вели дневники, и правильно! Всегда можно вернуться и почитать.
      1. +2
        17 июня 2024 07:11
        Цитата: депрессант
        Вот поэтому люди раньше вели дневники, и правильно! Всегда можно вернуться и почитать.

        Я забываю текст своей книги, как только она выходит в печатном варианте. Потом её листаю и думаю - "как хорошо написано, неужели это я?". Текст статьи в ВО забываю уже на следующий день. Не могу вспомнить о чем писал вчера, особенно название. Хорошо, что у меня все написано и сохраняется по дням. Но события, когда мне было 3-4 года, 5, 7,8, 10 лет помню так, как если бы они были вчера. Все хочу написать книгу "Детство в стране Советов". Но... нет времени совсем. На даче полно ягоды, пошли первые огурцы, зреют помидорки... Надо подсаживать зелень к столу. И еще... впереди опять же моря, где я ничего не пишу.
  11. +2
    17 июня 2024 08:09
    Цитата: АрхиФил
    Шайбой прилетело .Шлемы тогда без виниров были.

    Синяк был на оба глаза, от рикошета шайба попала в нос. Мужики это случайно уцелевшие мальчики...хоккей...велосипед...по наклонному тросу(теперь называют зиплайн) -какие шлемы, какая страховка wassat
  12. 0
    20 июня 2024 01:40
    «Техническое творчество не игра, не забава, а дело большой государственной важности», – эта сказанная академиком М. А. Лаврентьевым фраза в советское время украшала парадный вход во многие внешкольные учреждения. И хотя этому лозунгу надлежаще следовали далеко не все руководители детских клубов, станций юных техников, дворцов пионеров и прочих подобных заведений, тем не менее для советских детишек были созданы очень обширные и разнообразные возможности для своего творческого самовыражения. Теперь это, увы, осталось во все более отдаляющемся по времени прошлом. sad
  13. 0
    21 июня 2024 15:50
    Подборка книг в основном по детскому техническому творчеству, однако есть отдельные книги, которые несовершеннолетним читать крайне нежелательно. _https://sheba.spb.ru/za/#tehnik