Выбран разработчик ПАК-ДА

Выбран разработчик ПАК-ДА


Командование Военно-Воздушных Сил России утвердило предэскизный проект перспективного бомбардировщика пятого поколения ПАК-ДА. Проект был выбран в результате конкурса, в котором участвовало несколько конструкторских бюро с разными концепциями, в числе которых были сверхзвуковые и даже один гиперзвуковой ЛА.


Победителем оказалось АНТК им. А.Н. Туполева с проектом дозвукового бомбардировщика с малой радиолокационной заметностью, сообщает газета "Известия". Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил о том, что ПАК-ДА должен быть гиперзвуковым и оценивал его скорость примерно в 6000 км/ч, но военные все-таки выбрали другую концепцию.

Связано это, по-видимому, с тем, что современные ЗРК, способные бороться со скоростными аэродинамическими и даже баллистическими целями, делают крайне маловероятным прорыв системы ПВО гиперзвуковыми ЛА, а также с тем, что гиперзвуковой самолет заведомо будет иметь меньшую дальность или же меньшую бомбовую нагрузку. Реализовать же обе концепции в рамках одного проекта не представляется возможным из-за противоречивых требований в части как аэродинамики, так и силовой установки. В частности, гиперзвуковые ЛА должны иметь прямой воздухозаборник большого сечения, используемый для адиабатного торможения воздушного потока, что является как бы первой ступенью компрессора. Но это требование делает практически невозможной малозаметность, поскольку лопатки компрессора такого двигателя будут находиться в «прямой видимости» для РЛС. На малозаметных ЛА, наоборот, стараются придавать воздухозаборникам S-образную форму, что хотя и чревато дополнительными гидравлическими потерями, но надежно экранирует лопатки компрессора при облучении с любых ракурсов.

Обеспечение тепловой малозаметности гиперзвукового ЛА и вовсе практически недостижимо благодаря как интенсивному нагреву конструкции (даже на МиГ-25 отдельные участки на максимальной скорости подвергались аэродинамическому нагреву до 800°C), так и невозможности экранировать сопла двигателя конструкцией самолета.

Но основным фактором при выборе дозвукового проекта оказалась дальность. Большая экономичность дозвукового ЛА на крейсерских режимах позволяет ему иметь большой радиус действия. Здесь необходимо пояснить, что исторически в советских ВВС большая часть стратегических бомбардировщиков должна была работать не по наземным целям, а по АУГ (авианосным ударным группировкам) с использованием противокорабельных ракет. При отсутствии собственных авианосных соединений стратегический бомбардировщий с большой дальностью действия и малой радиолокационной заметностью способен до известной степени решать задачи противокорабельной борьбы и служить ключевым элементом контроля морского ТВД в ключевых для безопасности России акваториях.

Вооружение нового самолета должно включать перспективные высокоточные крылатые ракеты с ядерными и неядерными боевыми частиями, а также управляемые и свободнопадающие авиабомбы.

Очень радует то, что споры о нужности или ненужности нового стратегического бомбардировщика для наших ВВС закончены, и сроки выполнения программы утверждены. Решено, что «длинной руке» наших ВВС - быть, и будущий облик ее определен.

АНТК им. А.Н. Туполева должно закончить определение облика ПАК-ДА и в конце 2014 года представить на согласование бюджет по НИР. Серийное производство новых бомбардировщиков планируется начать в 2020 г. Потребность в новом самолете ВВС РФ оценивается в несколько десятков машин, экспорт ПАК-ДА не планируется.
Автор:
Дядя Сережа
Использованы фотографии:
фотоколлаж на основе нескольких рисунков и фото подготовил Дядя Сережа
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

182 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти