Military Review

Alexander Sergeevich Kudashev - a pioneer of the Russian aircraft industry

0
History aviation saturated with bright personalities. Many of them have gone down in history forever, the names of others have almost disappeared from memory. Among the latter can be attributed to Prince Alexander Sergeyevich Kudashev, who is a pioneer of domestic aircraft construction. The first success of Russian aviation on May 23, 1910 is connected with his name. On this day, a professor at the Kiev Polytechnic Institute, Prince Alexander Kudashev flew several tens of meters on a plane of his own design. It was a Kudashev-1 biplane. Up to this point, flights in Russia were carried out only on foreign aircraft.


Alexander Kudashev was born 28 in January 1872 of the year in St. Petersburg, he belonged to the old princely family of the Kudashevs. In 1895, he graduated with honors from the Petersburg Institute of the Corps of Railway Engineers, after which his first job was the construction of the Tiflis-Kars railway line. I applied my knowledge to a young engineer when building a bridge across the Kur river. For his successful work in various engineering positions, the highest order for the number 62 of 8 August 1900, the prince was promoted to titular advisers.

Already working as an engineer, Alexander Kudashev begins to get involved in scientific research on construction issues. Feeling that he has a vocation for science, the prince decides to elect a professorship for himself and writes an appeal to the leadership of the Ministry of Communications to send him to teach in the newly opened Kiev Polytechnic Institute (KPI). His request was accepted and in September 1900 of the year in the fate of A. S. Kudashev there was a coup, he was hired to work at the Kiev Polytechnic Institute. However, work in this institution breaks almost 4 year. The prince, due to personal circumstances, is leaving for 4 for the year, returning to the institute only in 1906. Then he was appointed a teacher of the course of building art. It is possible that it was during his stay abroad that the prince began to be interested in aviation.
Alexander Sergeevich Kudashev - a pioneer of the Russian aircraft industry
Alexander Sergeevich Kudashev

Another possible push in this direction can be called a lecture that 4 of December 1908 of the year was conducted at the KPI by the professor of mechanics N. B. Delone. In the Big Physical Auditorium of the Institute, he gave the audience a lecture on “Aeronautics”, which was accompanied by a demonstration of motion pictures and slides. This lecture was a great success at the institute, and after a few days 10 a student aeronautic circle was created here. Part of the KPI teachers read special lectures for its members.

In 1909, the student aeronautic circle was transformed into the Kiev Society of Aeronautics. At the same time, Kudashev joined the aviators, who for several years of enthusiastic work managed to acquire solid knowledge in a new field, and also gained practical experience in order to design his own aircraft.

In February, 1910 of the year, while in France at the aviation week in Reims, Kudashev first flew on an airplane, he did this together with the famous Russian aviator M. N. Efimov. Returning back to Kiev, Kudashev decides to build with his own money the first airplane in Russia, called Kudashev-1. 1 March 1910, he wrote a statement addressed to the Director of the Institute with a request for permission to build a temporary wooden shed near the chemical building. Here he will assemble an airplane of his own design.
“Kudashev-1” at the Syretsk Hippodrome

In the second half of May 1910, Kudashev finished work on his brainchild. "Kudashev-1" was a shaped biplane with a pulling screw, its weight was 320 kg. The biplane was equipped with an Anzani engine with an 35 horsepower. The aircraft had a front elevator, a rudder and tail stabilizer. The area of ​​the bearing surfaces was 32 square. meter, the frame of the aircraft was made of wooden slats, which were covered with rubberized canvas. 23 May 1910, the aircraft was transported from the chemical corps to the Syretsky Hippodrome. It was here that in the presence of a large number of reporters from Kiev newspapers, as well as numerous members of the Kiev Society of Aeronautics, Alexander Kudashev made the first flight on an aircraft of his own design.

Although this flight was short and lasted only a few tens of meters, it was he who was the first Russian flight on an aircraft of his own design. All Kiev newspapers wrote about this event, and Aeronautical Bulletin presented a detailed report of this event, which makes it possible to speak of Prince Kudashev as the first national aviator. It is worth noting that right after Kudashev’s plane two more took off. So 3 of June 1910 of the year in the same Kiev I. I. Sikorsky performs a flight on a BiS-2 plane, and 6 of June near St. Petersburg, in Gatchina, on a biplane of the structure Ya. M. Gakkel takes off VF Bulgakov. In terms of their duration, these flights differed little from Kudashev's achievement. Based on this, modern researchers believe that the date of birth of Russian aviation is 23 of May 1910 of the year (5 of June in the new style).

According to the available information, "Kudashev-1" was lifted into the air just 4 times. Unfortunately, when making the next flight, the device flew onto the fence and was seriously damaged. In the fall of 1910, the prince completed the construction of his new Kudashev-2 aircraft. The new truss biplane was equipped with a more powerful “Gnome” engine that had 50 horsepower. The aircraft had the usual horizontal tail, the front elevator was absent. The length of this aircraft was 8,75 m., And the area of ​​its wings - 41 square. m., the weight of the airplane was 300 kg. A characteristic feature of this development was the chassis design. Ash poles were used as racks in this chassis; a through axle with wheels was attached to the bends of which on special rubber shock absorbers. According to the well-known aviation history researcher and aircraft designer V. B. Shavrov, this scheme became routine in the future, while it was almost immediately borrowed by the French, who used it on their Dederdussen aircraft. Unfortunately, Kudashev’s second biplane did not last long. In the autumn of the same year, during the night flight, the plane crashed in an accident.
"Kudashev-1" near the barn in which it was built

Another setback did not stop the aeronaut’s creative enthusiasm. By the winter of 1910-11, he had conceived the next, third plane. "Kudashev-3" also had a truss fuselage, but did not have plating. The designer again used the Anzani 35-strong engine and arc chassis. The design of the aircraft was extremely simple, easy and cheap. There is no reliable information about the flight of this aircraft, but it can be stated with complete confidence that the prince built an 3 aircraft with his own money.

The major Russian industrialist Shidlovsky, who in 1911 invited Prince to the Russian-Baltic Carriage Works (RBVZ), learns about the aviation achievements of Alexander Kudashev. At this time, the aviation workshop begins to work here. It was in Riga that the prince built his 4 aircraft, which is a development of the previous monoplane. The aircraft designer uses the Gnom engine with the power of 50 hp. and provides for the use of 2-x sets of interchangeable wings: one designed for flight speeds up to 60 km / h, the second - a smaller area - for flights at speeds up to 80 km / h. Kudashev applies a rubberized fabric, produced at a local plant, to the wing skin. His first flight, "Kudashev-4" (RBVZ-1) makes 2 April 1911. 10 days later, the plane takes part in the first Russian International Aeronautical Exhibition, which took place in the Mikhailovsky Manege of St. Petersburg. April 28 aircraft was appreciated, having received a large silver medal from the Imperial Russian Technical Society.

Although in Riga, Alexander Kudashev is able to create his own aircraft, his main task at the plant was to adjust the production of Sommer type biplanes. In 1911, 7 made such biplanes at the request of the military at RBWZ. However, this aircraft did not have high performance, for example, its ground speed was only 60-65 km / h. Sommer-RBVZ could also be produced as a training aircraft, but its production was fairly quickly completed. The reason for this decision was the crash that occurred 28 May 1911 of the year. On this day in St. Petersburg, during a demonstration flight, the factory pilot V.V. Smith died.
Kudashev-4 (RBVZ-1)

In fact, "Kudashev-4" becomes the last independent aircraft of the designer. In 1912, the aviation production of the Russian-Baltic Carriage Works was transferred to the capital of the Russian Empire. Then Shidlovsky offers the prince to go to the design office of his former student Sikorsky. 38-year-old Alexander Sergeevich accepts this invitation, unable to compete with the new talented generation of aviators.

In the subsequent 3 of the year, this design bureau, led by Igor Sikorsky, was the first in the world to produce large multi-engined airplanes under the names Russian Knight and Ilya Muromets. At the same time, according to one of the versions, the individualism and love of freedom of Prince Kudashev are in conflict with the command style of work at the RBWD, and in 1914, he decides to leave aviation. According to another version, the prince quite fruitfully worked and collaborated with Sikorsky. Anyway, the designer understands that he has already fulfilled his mission in Russia and is unlikely to be the first one again. In the same year, Kudashev leaves his homeland, having gone to France.

His further story is also unclear. According to one version, he returns to teaching in France. But neither the date of his death, nor the place of burial remain unknown. According to another version, after the outbreak of the First World War, the prince returned to Russia and volunteered for the front line, dying in the 1917 year. So it was hard to say or not. But his grandson, after nearly a decade 3, did just that. In 1941, he arrives in the USSR from France, graduates from artillery courses and dies in the battles near Moscow in the autumn of the same year.

Information sources:
-http: //www.libma.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2010_03/p8.php
-http: //gazeta.zn.ua/SOCIETY/pervoprohodets_vozduhoplavaniya_v_rossii__k_100-letiyu_poleta_pervogo_rossiyskogo_samoleta.html
-http: //ru.wikipedia.org
Author:
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Александр Сергеевич Кудашев – пионер российского авиастроения

История авиации насыщена яркими личностями. Многие из них навсегда вошли в историю, имена других практически исчезли из памяти. К числу последних можно отнести и князя Александра Сергеевича Кудашева, который является пионером отечественного самолетостроения. Первый успех русской авиации 23 мая 1910 года связан именно с его именем. В этот день профессор Киевского политехнического института, князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолете собственной конструкции. Это был самолет-биплан «Кудашев-1». До этого момента полеты в России выполнялись только на иностранных самолетах.

Александр Кудашев родился 28 января 1872 года в Санкт-Петербурге, он принадлежал к старинному княжескому роду Кудашевых. В 1895 году он с отличием закончил петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения, после чего его первым местом работы стало строительство железнодорожной ветки Тифлис-Карс. Приложил свои знания молодой инженер и при постройке моста через реку Куру. За свою успешную работу на разных инженерных должностях высочайшим приказом за №62 от 8 августа 1900 года князь был произведен в титулярные советники.

Уже работая инженером, Александр Кудашев начинает увлекаться научными исследованиями проблем строительства. Почувствовав, что у него есть призвание к науке, князь решает избрать для себя профессорскую работу и пишет обращение к руководству Министерства путей сообщения с просьбой откомандировать его для ведения преподавательской деятельности в недавно открытый Киевский политехнический институт (КПИ). Просьба его была принята и в сентябре 1900 года в судьбе А. С. Кудашева происходит переворот, его принимают на работу в киевский политех. Однако работа в этом заведении перерывается практически на 4 года. Князь по личным обстоятельствам на 4 года отбывает за границу, вернувшись в институт лишь в 1906 году. Тогда же он был назначен преподавателем курса строительного искусства. Вполне возможно, что именно во время своего пребывания за границей князь начинает интересоваться авиацией.
Александр Сергеевич Кудашев – пионер российского авиастроения
Александр Сергеевич Кудашев


Еще одним возможным толчком в данном направлении можно назвать лекцию, которую 4 декабря 1908 года провел в КПИ профессор механики Н. Б. Делоне. В Большой Физической аудитории института он прочитал слушателям лекцию «О воздухоплавании», которая сопровождалась демонстрацией кинокадров и диапозитивов. Данная лекция имела в институте огромный успех, и уже через 10 дней здесь был создан студенческий воздухоплавательный кружок. Часть преподавателей КПИ читала для его членов специальные лекции.

В 1909 году студенческий воздухоплавательный кружок трансформировался в Киевское общество воздухоплавания. В это же время к авиаторам присоединяется и Кудашев, который за несколько лет увлеченной работы сумел приобрести основательные знания в новой для себя области, а также получил практический опыт, для того чтобы спроектировать собственный самолет.

В феврале 1910 года, находясь во Франции на авиационной неделе в Реймсе, Кудашев впервые поднялся в воздух на самолете, сделал он это вместе с известным российским авиатором М. Н. Ефимовым. Вернувшись назад в Киев, Кудашев решает на собственные средства построить первый в России аэроплан, получивший название «Кудашев-1». 1 марта 1910 года он пишет заявление на имя директора института с просьбой о разрешении постройки временного деревянного сарая возле химического корпуса. Здесь он будет собирать аэроплан собственной конструкции.
Александр Сергеевич Кудашев – пионер российского авиастроения
«Кудашев-1» на Сырецком ипподроме

Во второй половине мая 1910 года Кудашев закончил работу над своим детищем. «Кудашев-1» представлял собой форменный биплан с тянущим винтом, его вес составлял 320 кг. Биплан оснащался двигателем «Анзани» мощностью 35 л.с. Самолет обладал передним рулем высоты, рулем управления и хвостовым оперением-стабилизатором. Площадь несущих поверхностей составляла 32 кв. метра, каркас самолета был сделан из деревянных реек, которые были обтянуты прорезиненным полотном. 23 мая 1910 года самолет был транспортирован от химического корпуса на Сырецкий ипподром. Именно здесь в присутствии большого количества репортеров киевских газет, а также многочисленных членов Киевского общества воздухоплавания, Александр Кудашев совершил первый полет на самолете собственной конструкции.

Хотя данный полет был недолгим и продолжался всего несколько десятков метров именно он был первым в России полетом на самолете собственной конструкции. О данном событии написали все киевские газеты, а «Вестник воздухоплавания» представил детальный отчет данного события, что позволяет говорить о князе Кудашеве, как о первом отечественном авиаторе. Стоит отметить, что сразу за самолетом Кудашева в воздух поднялось еще два. Так 3 июня 1910 года в том же Киеве И. И. Сикорский выполняет полет на самолете БиС-2, а 6 июня под Санкт-Петербургом, в Гатчине на биплане конструкции Я. М. Гаккеля взлетает В. Ф. Булгаков. По своей продолжительности данные полеты мало чем отличались от достижения Кудашева. Исходя из этого, современные исследователи считают датой рождения российской авиации именно 23 мая 1910 года (5 июня по новому стилю).

По имеющимся сведениям «Кудашев-1» поднимался в воздух всего 4 раза. К сожалению, при совершении очередного полета аппарат налетел на забор и был серьезно поврежден. Осенью 1910 года князь закончил строительство своего нового самолета «Кудашев-2». Новый ферменный биплан оснащался более мощным двигателем «Гном», имевшим мощность в 50 л.с. Самолет имел обычное горизонтальное оперение, передний руль высоты на нем отсутствовал. Длина данного самолета составляла 8,75 м., а площадь его крыльев – 41 кв. м., масса аэроплана составляла 300 кг. Характерной чертой данной разработки являлась конструкция шасси. В качестве стоек в данном шасси применялись ясеневые дуги, к изгибам которых на специальных резиновых амортизаторах прикреплялась сквозная ось с колесами. По утверждению известного исследователя авиационной истории и авиаконструктора В. Б. Шаврова, данная схема в будущем стала обычной, при этом она практически сразу же была заимствована французами, которые использовали ее на своих самолетах «Депердюссен». К сожалению, и второй биплан Кудашева просуществовал недолго. Осенью того же года во время совершения ночного полета самолет разбился в аварии.
Александр Сергеевич Кудашев – пионер российского авиастроения
«Кудашев-1» возле сарая, в котором был построен

Еще одна неудача не остановила творческого энтузиазма воздухоплавателя. К зиме 1910-11 годов он задумал очередной, третий по счету самолет. «Кудашев-3» также обладал ферменным фюзеляжем, но не имел обшивки. Конструктор вновь использовал 35-сильный двигатель «Анзани» и дуговое шасси. Конструкция данного самолета отличалась исключительной простотой, легкостью и дешевизной. Достоверных сведений о полете данного самолета нет, но с полной уверенностью можно утверждать, что на свои собственные денежные средства князь построил 3 самолета.

Об авиационных достижениях Александра Кудашева узнает крупный российский промышленник Шидловский, который в 1911 году приглашает князя на Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). В это время здесь начинает работать авиационная мастерская. Именно в Риге князь строит свой 4-й самолет, который является развитием предыдущего моноплана. Авиаконструктор использует двигатель «Гном» мощностью 50 л.с. и предусматривает использование 2-х комплектов сменных крыльев: один рассчитан на скорости полета до 60 км/ч, второй – меньшей площади – для полетов на скорости до 80 км/ч. Для обшивки крыла Кудашев применяет прорезиненную ткань, производящуюся на местном заводе. Свой первый полет «Кудашев-4» (РБВЗ-1) совершает 2 апреля 1911 года. Через 10 дней после этого самолет принимает участие в первой российской Международной воздухоплавательной выставке, которая состоялась в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. 28 апреля самолет был оценен по достоинству, получив большую серебряную медаль от Императорского Русского технического общества.

Хотя в Риге Александр Кудашев получает возможность создавать собственные самолеты, его основной задачей на заводе была наладка выпуска бипланов типа «Соммер». В 1911 году по заказу военных на РБВЗ изготовили 7 таких бипланов. Однако данный самолет не отличался высокими характеристиками, к примеру, его скорость у земли составляла лишь 60-65 км/ч. «Соммер-РБВЗ» мог производиться и в качестве учебного самолета, но его производство было достаточно быстро окончено. Поводом для такого решения стала авиакатастрофа, которая произошла 28 мая 1911 года. В этот день в Санкт-Петербурге во время совершения демонстрационного полета погиб заводской летчик В. Ф. Смит.
Александр Сергеевич Кудашев – пионер российского авиастроения
«Кудашев-4» (РБВЗ-1)

Фактически «Кудашев-4» становится последним самостоятельным самолетом конструктора. В 1912 году авиационное производство Русско-Балтийского вагонного завода переносится в столицу Российской империи. Тогда же Шидловский предлагает князю перейти в конструкторское бюро своего бывшего студента Сикорского. 38-летний Александр Сергеевич принимает данного приглашение, не в силах состязаться с новым талантливым поколением авиаторов.

В последующие 3 года данное КБ, которым руководит Игорь Сикорский, первым в мире выпускает большие многомоторные самолеты под именами «Русский витязь» и «Илья Муромец». При этом, по одной из версий, индивидуализм и свободолюбие князя Кудашева входят в конфликт с командным стилем работы на РБВЗ, и в 1914 году он принимает решение уйти из авиации. Согласно другой версии князь вполне плодотворно работал и сотрудничал с Сикорским. Так или иначе, конструктор понимает, что уже выполнил в России свою миссию и вряд ли еще раз сможет стать первым. В том же году Кудашев покидает родину, отправившись во Францию.

Дальнейшая его история также неясная. По одной из версий он возвращается во Франции к преподавательской деятельности. Но вот ни дата его смерти, ни место захоронения остаются неизвестными. По другой версии после начала Первой мировой войны князь возвращается в Россию и идет на фронт добровольцем, погибая в 1917 году. Так это было или нет сказать трудно. Но вот его внук, спустя почти 3 десятка лет, поступил именно таким образом. В 1941 году он приезжает в СССР из Франции, оканчивает артиллерийские курсы и погибает в боях под Москвой осенью того же года.

Источники информации:
-http://www.libma.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2010_03/p8.php
-http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/pervoprohodets_vozduhoplavaniya_v_rossii__k_100-letiyu_poleta_pervogo_rossiyskogo_samoleta.html
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. greenx 15 марта 2013 11:33
    проверка комментарияasdasdasdasdsafasfasfasf
  2. greenx 15 марта 2013 11:36
    проветка комментария
  3. biglow 15 марта 2013 16:39
    как много еще неизвесных имен в нашей истории.Автор спасибо
    biglow
  4. elmi 15 марта 2013 17:05
    И как недооценили значение авиации, ведь мы были первопроходцами. Сложись всё по другому за счёт монопольного использования авиации исход Русско-Японской войны был бы в нашу пользу, аналогично и 1 мировую выиграли бы. Глядишь, за счёт побед не было бы революций и последующих поражений.
  5. Громобой 15 марта 2013 20:22
    его внук, спустя почти 3 десятка лет, поступил именно таким образом. В 1941 году он приезжает в СССР из Франции, оканчивает артиллерийские курсы и погибает в боях под Москвой осенью того же года. *******************************спасибо ,Кудашевы.
  6. RoTTor 15 марта 2013 22:47
    В Киеве НИКАК И НИГДЕ не увековечена память пионеров отечественной авиации и первых героев- авиаторов воевавших на Первой Мировой.
    В начале ХХ века именно Киев был авиационной столицей Российской империи.
    У нас есть 4 аэродрома и музей авиации, КИИГА, ныне НАУ, тот же КПИ.
    Вот что стоит делать, вместо того, чтобы ставить в центре у Золотых ворот памятники неизвестным котам, или переименовывать уилицы так, чтобы множить конфликты.
  7. greenx 16 марта 2013 16:05
    asdasdasdasd

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня