Учёба — основа обороны. Советский задел — не только разработки, но и методы

44
Не уверен, что научно-технический задел, оставленный нам от советской эпохи, вполне исчерпан. Там, на мой взгляд, было гораздо больше, чем в состоянии вообразить себе любой нынешний замминистра — даже хорошо образованный. Но, к сожалению, и исключить такую версию не могу.

Могу только вслед за многими исследователями отметить, что советские времена начинались с несравненно меньшего задела. Хотя там тоже что-то было, и в интернет-спорах многие указывают на некоторых выдающихся досоветских учёных, ставших советскими. Но понятно: отдельные учёные — даже выдающиеся — это ещё не школа, не система регулярного совершения научных и технических подвигов.

Тогда страна вышла из положения комбинацией многих способов. Прежде всего стали закупать за рубежом — вместо готовых изделий — промышленное оборудование, лицензии, технологические тонкости. Одновременно в страну пригласили многих талантливых зарубежных инженеров и учёных, чтобы они личным примером учили наших специалистов (так, выдающийся конструктор артиллерии Василий Гаврилович Грабин, окончив в 1930-м Артиллерийскую академию, год проработал в конструкторском бюро Путиловского завода, а за-тем попал в конструкторское бюро №2 орудийного объединения народного комиссариата тяжёлой промышленности, где работала большая группа немецких инженеров, причём руководитель этой группы Фохт фактически установил свои порядки не только для соотечественников, но и для советских конструкторов, а Грабин, невзирая на высокомерие немцев, многому у них научился). Даже немецким военным предоставили полигоны для отработки применения видов вооружений, запрещённых Германии по Версальскому мирному договору (яды, танки, самолёты), получив в уплату бесценный боевой опыт.

Но главным средством развития собственной науки и техники стало массированное обучение. Не только среднее, но и высшее. Учили фактически всех подряд (хотя и с политическими ограничениями: выходцам из классов, привилегированных при старом режиме, до конца Новой Экономической Политики ограничивали доступ в ВУЗы, ибо трудно было отличить у них природные способности от натасканности на основные стандартные задачи) и довольно долго не заморачивались такими нужными на наш современный взгляд вещами, как экзамены. Более того, даже употребляли формы коллективного обучения, по нынешним временам воспринимаемые, как совершеннейшая профанация — когда, например, знания всей группы оценивают по одному её представителю на выбор самой группы. Понятно, особо высокого качества образования таким путём не добиться. Но такое массовое обучение всех подряд позволяло, по крайней мере, предоставить тем, у кого обучение хорошо получается, возможность проявиться. Даже если из сотни человек один становился хорошим инженером и из тысячи человек один становился хорошим исследователем — это уже окупало затраты на обучение всех: ведь в науке и технике даже одиночка способен дать основу для колоссальных прорывов многих сотен.

Причём обучали сразу по всему спектру точных наук и инженерных дисциплин, не ограничиваясь бесспорно важными направлениями. Ведь для осуществления любой крупной разработки нужны бесчисленные дополнительные усовершенствования — порою мелкие, но необходимые. Именно поэтому от идеи до её воплощения порою проходят многие годы. И невозможно заранее предсказать, какие именно дополнения и в каких отраслях понадобятся. Кто, например, предвидел, что для автоматизации электросварки (а без неё мы не могли бы выпускать легендарные Т-34 многими тысячами ежемесячно) понадобятся керамики со строго определённой температурой плавления (в качестве обмазки для электродов), а затем и порошкообразные флюсы, чтобы использовать бухты проволочных электродов! В науке и технике не меньше, чем в военном деле, прорывы должны поддерживаться наступлением по всему фронту.

Впрочем, рабочих тоже приходилось обучать — и с немалыми затратами. Так, Иосиф Виссарионович Джугашвили на приёме передовых сотрудников металлургической промышленности в Кремле 1934.12.26 рассказал: «У нас было слишком мало технически грамотных людей. Перед нами стала дилемма: либо начать с обучения людей в школах технической грамотности и отложить на 10 лет производство и массовую эксплуатацию машин, пока в школах не выработаются технически грамотные кадры, либо приступить немедленно к созданию машин и развить массовую их эксплуатацию в народном хозяйстве, чтобы в самом процессе производства и эксплуатации машин обучать людей технике, выработать кадры. Мы выбрали второй путь. Мы пошли открыто и сознательно на неизбежные при этом издержки и перерасходы, связанные с недостатком технически подготовленных людей, умеющих обращаться с машинами. Правда, у нас наломали за это время немало машин. Но зато мы выиграли самое дорогое — время — и создали самое ценное в хозяйстве — кадры. За 3–4 года мы создали кадры технически грамотных людей как в области производства машин всякого рода (тракторы, автомобили, танки, самолёты и так далее), так и в области их массовой эксплуатации. То, что было проделано в Европе в продолжение десятков лет, мы сумели проделать вчерне и в основном в течение 3–4 лет. Издержки и перерасходы, поломка машин и другие убытки окупились с лихвой. В этом основа быстрой индустриализации нашей страны» (полагаю, из этого видно, до какой степени справедливы нынешние рассказы о тогдашнем техническом варварстве советского руководства, давшего сложнейшую технику в руки дикарям и тем самым растратившего громадные средства на неработоспособные производства; я же отмечу хорошо знакомый мне по программированию приём распараллеливания сложных операций) и далее отметил: «Многие неправильно поняли лозунг партии: «Техника в период реконструкции решает всё». Многие поняли этот лозунг механически, то есть поняли в том смысле, что ежели нагромоздить побольше машин, то этим будто бы будет сделано всё, что требуется этим лозунгом. Это неверно. Нельзя технику отрывать от людей, приводящих технику в движение. Техника без людей мертва. Лозунг «Техника в период реконструкции решает всё» имеет в виду не голую технику, а технику во главе с людьми, овладевшими техникой. Только такое понимание этого лозунга является правильным. И поскольку мы уже научились ценить технику, пора заявить прямо, что главное теперь — в людях, овладевших техникой. Но из этого следует, что если раньше однобоко делали ударение на технику, на машины, то теперь ударение надо делать на людях, овладевших техникой. Этого требует наш лозунг о технике. Надо беречь каждого способного и понимающего работника, беречь и выращивать его. Людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево. Воспитывать, помогать расти, дать перспективу, вовремя выдвигать, вовремя переводить на другую работу, ежели человек не справляется со своим делом, не дожидаясь того, когда он окончательно провалится. Заботливо выращивать и квалифицировать людей, правильно расставить и организовать их на производстве, организовать зарплату так, чтобы она укрепляла решающие звенья производства и двигала людей на высшую квалификацию, — вот что нам нужно для того, чтобы создать многочисленную армию производственно-технических кадров» (из чего, в частности, видно, в какой мере кррррровавый тиррррран поощрял истребление специалистов за малейшую ошибку в работе и выдвижение взамен безграмотных, но политически преданных).

Думаю, если у нас опять начинается заметная нехватка кадров, то и сейчас придётся действовать примерно тем же путём — наплевать (с самого высокого дерева, какое только удастся найти в окрестностях) на все заклинания об эффективности и эффективных ВУЗах и снова допускать к обучению всех подряд в надежде на то, что среди этих всех найдётся хоть немного людей, способных и желающих учиться, а среди этих способных и желающих найдётся хоть немного тех, кто действительно хоть чему-то научится.

Конечно, можно пойти и по противоположному пути — максимально ужесто-чать фильтры на входе, дабы допускать к обучению минимум людей, но сосредоточивать на обучении каждого человека из этого минимума такие силы, чтобы, в конце концов, этот единственный отобранный не имел никаких возможностей, кроме как стать гением. Но, насколько я могу судить, лучше неэффективное массовое обучение, чем эффективное штучное.

Пример из несколько другой оперы. Известно, что в Германии во время Второй Мировой войны было налажено обучение лётчиков на сверхвысоком уровне. Их вообще подпускали к фронту только с учебным налётом в несколько сот часов, и каждый такой ас мог драться с добрым десятком мало обученных советских или американских пилотов и с двумя–тремя английскими (поскольку английских тоже обучали очень подолгу — и английских пилотов тоже было мало). Но даже самый крутой ас не застрахован ни от случайного попадания, ни от выхода в одиночку против десятка, ни от встречи с другим асом (даже если у противника таких немного). И когда асы кончились от таких случайных попаданий и встреч с безоговорочно превосходящими силами, оказалось, что Германия не располагает кадрами на замену этих асов — вообще не располагает, поскольку вся её система обучения не заточена под массовое производство лётчиков. В результате их давили и советские лётчики, и американские — сперва числом, а потом и умением, поскольку немцы тоже попытались учить много лётчиков, но не умели учить их быстро.

Конечно, учёные не гибнут в массовых количествах — их просто начинает не хватать на исследования, ведущиеся на многих направлениях сразу. И оказывается, что десяток средне выученных учёных или инженеров, в любом случае, сделают гораздо больше, чем один выдающийся.

Так что я бы воспринял слова заместителя министра, прежде всего, как сигнал необходимости резкого пересмотра стратегии обучения российских граждан. Ну, а если кто-то продолжит настаивать на борьбе за только безоговорочно эффективные ВУЗы (да ещё и выпускающие в товарных количествах юристов, бухгалтеров, деятелей сферы обслуживания искусств и прочих представителей креативного класса) — значит, такого человека можно сразу же снимать с работы и отправлять под суд за подрыв обороноспособности страны.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    25 марта 2013 17:23
    Жаль что многие реформы делаются ради реформы, а не ради результатов...Вассерману очередной +
    1. +2
      25 марта 2013 17:45
      Цитата: ShturmKGB
      Жаль что многие реформы делаются ради реформы, а не ради результатов.


      А точнее, мы просто можем не знать цели и задачи реформ. А результаты, к сожалению тоже не всегда бывают положительными. Просто иногда благими намерениями выстлана дорога в ад.
    2. +2
      25 марта 2013 17:54
      Цитата: ShturmKGB
      многие реформы делаются ради реформы, а не ради результатов.

      Смотря на какой результат рассчитываешь-если немедленный и краткосрочный это одно Если на долгую перспективу другое А у нас текущий момент меняется по три раза за день Когда определят окончательно кому и что нужно тогда и реформы будут нормальными
      1. с1н7т
        0
        26 марта 2013 02:11
        Цитата: Ruslan67
        Когда определят окончательно кому и что нужно тогда и реформы будут нормальными

        Только "реформировать" уже нечего будет.
      2. +1
        26 марта 2013 06:04
        Цитата: Ruslan67
        Когда определят окончательно кому и что нужно тогда и реформы будут нормальными
        Прямо в глаз... hi Вся котовасия сегодняшняя появилась просто потому,что текущий момент изменился ...Прошлый год -год загрузки оборонки заказами.А оказалось то-некому работать по большому счету...Нет инженеров ,нет рабочих,нет ученых...все ушли хоть куда,только потому что кушать хочется...
        Но думается,если ситуация сохранится,кадры вырастим,науку поднимем..Только бы времени хватило...
    3. opkozak
      +7
      25 марта 2013 18:29
      К сожалению знания советских ученых и конструкторов в таком состоянии.
      Заводская научно-техническая библиотека.

      1. 0
        26 марта 2013 12:25
        Тут в расчёт надо брать и человеческий фактор...,помню когда я был совсем малой,отец постоянно ругал мать за то что она вечьно тащила из дома на работу мел ...краску и прочии атрибуты ремонтных работ,если по чесному то и отец этим грешил...,и вот сейчас подумалось...а в наше время такие действия скорее редкость чем норма...
  2. +7
    25 марта 2013 17:24
    А автор-то в целом прав. Об одном умолчал - кто виноват в развале советской школы и советской систему обучения от детского сада до ВУЗа? И почему этот развал так бережно холят до сих пор? Превращая школу, техникум. институт в профанацию?
    1. +7
      25 марта 2013 17:53
      Сами и виноваты, особенно те, кто бюллетени в урны бросал желая демократии и либерализма (читай колбасы и зрелищ)!!! Развели нас на колбасу и джинсы!
      1. +1
        26 марта 2013 05:44
        Цитата: neri73-r
        Сами и виноваты, особенно те, кто бюллетени в урны бросал желая демократии и либерализма
        Люди тут совершенно не причем.Они голосовали потому что не могли элементарно купить ту же колбасу.И сейчас точно потому так голосуют.Вы думаете бардак на Украине от политического выбора зависит?Нет,просто каждый человек хочет вырастить детей,дать им образование и вывозить на лето семью куда нибудь...Как это было в СССР.
        А по статье..Автор во многом прав.Наша теперешняя система образования уже не копия западной (которую почему то посчитали лучше советской),у нас пародия..
        И началось всё с момента введения платных услуг в школах и ВУЗах.Когда изначально парень из села уже поставлен в условия невозможности учиться в институте.Потом система ЕГЭ.Кавказские и некоторые другие региональные выаускники стали вдруг суперобразованными...И следующее-узкая специализация образования...Вспомните первую классическую фразу ,которую слышал выпускник ВУЗа на советском предприятии-Всё чему учили в институте-наплевать и забыть...Тут всё по другоиу...Так,в принципе и было.Только вот уровень образования был таков,что инженер через -3 месяца уже ориентировался спокойно на предприятии,а через год уже прекрасно решал производственные вопросы..
        Сейчас же найти инженера проблема проблем...Дипломов море,а специалистов нет как таковых..
        1. DeerIvanovich
          -1
          26 марта 2013 16:01
          еще не все вузы развалили, есть которые и держатся и при том на людях честных и я рад тому и в большинстве своем они взяток не берут. сразу скажу не в Москве они сохранились, в провинции
          1. DeerIvanovich
            0
            26 марта 2013 18:13
            хы, глядя на минус к предыдущему комменту, можно сказать, что видимо кому-то не нравится что еще живы некоторые вузы
    2. nakaz
      +2
      25 марта 2013 18:11
      В развале Советского Союза виноваты Горбачев и Ельцин. Сколько зла они причинили.
      1. +3
        25 марта 2013 20:18
        neri73-r абсолютно правильно сказал. А ну, вспоминайте, как истерили за Бореньку! Почём "джины" покупали? Оч-чень "крутизны" хотелось! "Бачылы очи, шо купувалы. Йижте покы не повылазять!" Горбатый и Ебен, конечно, "оч-чень нехорошие люди". Но и самим "мзсх" тренировать надо! hi
        1. 0
          26 марта 2013 05:56
          Цитата: sergius60
          Горбатый и Ебен, конечно, "оч-чень нехорошие люди". Но и самим "мзсх" тренировать надо! hi
          В отличие от теперешней ситуации,в 91-м люди искренне верили,что будет лучше..Потому и вышли на улицы...Сейчас народ ,благодаря некоторым подвижкам в экономике оброс жирком,купили машины (мечта советского чела),дачи (участок от отца достался или получен послесорока..для СССР, и т.д.
          А нам тогда просто надоели Хмели сумели в магазинах...Хотелось купить что то ещё..Организм кушать хотел...
      2. 0
        26 марта 2013 05:49
        [quote=nakaz]В развале Советского Союза виноваты Горбачев и Ельцин.[/quoteНу почему же?Я тоже приложил руку наверное...В 91 защищал Белый дом в составе толпы таких же как я...Мы были готовы драться за свободу и искренне орали от счастья на площади за Белым домом,когда ГКЧП был арестован и Ельцын провозглашал свободную Россию..
        Наверное ,в России произошло то,что всегда происходит в революцию-одни делают ,другие пользуются результатами]
        1. DeerIvanovich
          0
          26 марта 2013 16:06
          вот, что за дурная привычка говорит за весь народ. ну не был я никогда за либрализм!!! изначально у меня отторжение вызывало все буржуйское.
          Хватило мне в детстве книг, в которых ярко и красочно описано уродство западного мира: Джек Лондон, Марк Твен, Вальтер Скотт и многие другие...
          Думающий и понимающий разум всегда отсеет зерна от плевел. хотя люди и там и тут бывают разные, но система, однозначно, уродская!
      3. plis
        +2
        26 марта 2013 12:33
        Не соглашусь. В развале виноваты Хрущёв и вся партийная верхушка, после смерти Сталина сменившие курс развития страны, задушившие индустриализацию и кооперацию (артельное производство продуктов и товаров народного потребления). Этим и созданы предпосылки к тому, что независимость и единство СССР обменяли на джинсы и колбасу. Я Горбачёва с Ельциным не оправдываю, их действия очень явно подпадают под измену Родине - но если бы не Хрущёв - не было бы у них возможности Союз развалить.
    3. +1
      25 марта 2013 19:52
      Если-бы собирались "бережно холить", Вы об этой теме ещё лет 20-ть ничего, официально, не услышали-бы. Слишком много и других признаков. КУРС МЕНЯЕТСЯ! Не верю в такое большое количество "совпадений".
      1. с1н7т
        -2
        26 марта 2013 02:16
        Цитата: sergius60
        КУРС МЕНЯЕТСЯ

        Что, приватизацию отменят? laughing
  3. +1
    25 марта 2013 17:50
    Мне вот кажется что здесь что-то другое.. И учебники те-же, и программа, и преподы дают так-же и в тех-же объемах, и поступают отличники и хорошисты - а результат не тот. Все подсознанием чувствуют снижение ЗНАЧИМОСТИ учебного процесса и преподы, и ученики. Вэтом я вижу главную беду.
    А вообще Вассерман - умница. ++++++
    1. +5
      25 марта 2013 21:36
      Вы очень ошибаетесь или невнимательно смотрели современные учебники, они в основном полный отстой. В одном из таких учебников по истории самой главной битвой Великой Отечественной войны была оказывается "битва под Эль-Аламейном", а Курская дуга, Сталинград, операция "Багратион" записаны просто в одно предложение. А Советский период - одна сплошная чернуха. Учебники по математике и химии таковы, что создаётся впечатление, что их писали те, кто задался целью получить приз самый непонятный учебник. hi
  4. +2
    25 марта 2013 17:50
    Брутальная статья. Особенно вот это

    Надо беречь каждого способного и понимающего работника, беречь и выращивать его. Людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево. Воспитывать, помогать расти, дать перспективу, вовремя выдвигать, вовремя переводить на другую работу, ежели человек не справляется со своим делом, не дожидаясь того, когда он окончательно провалится. Заботливо выращивать и квалифицировать людей, правильно расставить и организовать их на производстве, организовать зарплату так, чтобы она укрепляла решающие звенья производства и двигала людей на высшую квалификацию, — вот что нам нужно для того, чтобы создать многочисленную армию производственно-технических кадров»


    впечатлило.
    1. с1н7т
      -1
      26 марта 2013 02:18
      Ну дык "Кадры решают всё" - кто сказал? laughing
  5. +2
    25 марта 2013 17:58
    Вот и приплыли.Спасибо партии за запас разработок.но как говорится все подъели!Лафа кончилась.Спасибо Медведеву за иновации в образовании!Спасибо рукоодству страны что у нас много юристов ,банкиров,ментов и прочей шушеры Кто производить будет ,кто проектировать???Кто там лаял на коммунистов???Сталина на вас надо!!
    1. с1н7т
      -2
      26 марта 2013 02:22
      Цитата: krasin
      Сталина на вас надо!!

      Оставьте Виссарионыча в покое, думайте своей головой, когда на выборы идёте. Другое время, другие механизмы. Но ведь кто-то упорно голосует за ЕР и её "лидера".
  6. +4
    25 марта 2013 18:00
    Образование у нас переродилось в продажу дипломов!Часто приходиться общаться с такими "специалистами",после бесед плакать хочется!Анатолию плюс! hi
  7. +1
    25 марта 2013 18:18
    Анатолий Вассерман гениально трезвый мужик. Вот почему таких нет в правительстве, а то незнаю что быстрее тупеет правительство или их реформами образования. laughing
    1. -1
      25 марта 2013 20:31
      За Анатоля не переживай. Мужик работает в группе экспертов. И в одной передаче выдал как-то, типа что его радует , что действия ВВП всё чаще совпадают с его взглядами на проблемы. Может как-бэ намекает feel
      1. +1
        25 марта 2013 22:52
        Цитата: sergius60
        И в одной передаче выдал как-то, типа что его радует , что действия ВВП всё чаще совпадают с его взглядами на проблемы. Может как-бэ намекает

        Это сейчас модно называть «мягкой силой», это типа когда жена в постели условия ставит. Для категории тщеславных и упрямых людей, которым в лоб скажешь, они или не поймут или один хрен наоборот сделают.
        А вообще как говорил наш вождь и учитель В.И. Ленин "Учиться, учиться и еще раз учиться", как будто знал, что помощи ждать не от кого!
  8. +3
    25 марта 2013 18:27
    "Кто, например, предвидел, что для автоматизации электросварки (а без неё мы не могли бы выпускать легендарные Т-34 многими тысячами ежемесячно) понадобятся керамики со строго определённой температурой плавления (в качестве обмазки для электродов), а затем и порошкообразные флюсы, чтобы использовать бухты проволочных электродов! "
    А знаете, что в этой истории самое смешное? В то же время и самое печальное, и самое горькое. Ничего этого разрабатывать было не нужно. Все уже было - флюсы, керамика, электроды... Все это разрабатывалось, совершенствовалось и было доведено до уровня искусства уже давно. Все это делали для... дуговых фонарей. Которые в последние годы их использования были очень совершенны...
    Важнейшее из умений настоящего творца - умение устанавливать связи между известными ему фактами. Поэтому у него в голове, а не на внешних носителях, должны быть сосредоточены мириады фактов, теорий и методов. И еще, самое основное - его мозг должен обладать высокоразвитой способностью к работе обьединения этих знаний в системы.
    Почему стремительно упал научно технический прогресс во всем мире? Почему даже матрасники мечутся везде, будто вшивые в поисках бани, лихорадочно собирая хоть кого то, в ком еще теплится огонек творчества? Потому что внешние системы поиска и обьединения данных убили мозг миллионам ученых и инженеров. Заменив творчество поиском гугля...
    1. +4
      25 марта 2013 22:35
      Цитата: михаил3
      Поэтому у него в голове, а не на внешних носителях, должны быть сосредоточены мириады фактов, теорий и методов.

      А чуток посмеяться?
      Дело было в .....-х годах прошлого века. Группа физиков-ядерщиков из закрытого НИИ поехала на Чёрное море.
      Все как один - доктора наук. Пошли на бережок, по пути купив несколько бутылок винца с такой пластмассовой крышкой, которую надо срезать ножом. Приходят на пляж, приготовились уже, и - опаньки! А бутылки открывать нечем... Видят невдалеке дремлющего мужичка бомжеватого вида, спрашивают:
      - Уважаемый, а у вас бутылочку открыть не найдётся чего-нибудь?
      - Откроем, как не открыть! Спички есть?
      Ему недоуменно протягивают коробок. Мужик зажигает спичку, нагревает пробку и срывает её, уже размякшую, со словами:
      - Физику надо знать!
      С группой отдыхающих была форменная истерика, а мужичку за науку вручили одну из бутылок.
      laughing laughing laughing
      1. DeerIvanovich
        0
        26 марта 2013 16:11
        плюс за хороший анекдот smile
  9. +2
    25 марта 2013 18:28
    Здравствуйте всем.
    Мне вот это понравилось :
    Но главным средством развития собственной науки и техники стало массированное обучение. Не только среднее, но и высшее. Учили фактически всех подряд (хотя и с политическими ограничениями: выходцам из классов, привилегированных при старом режиме, до конца Новой Экономической Политики ограничивали доступ в ВУЗы, ибо трудно было отличить у них природные способности от натасканности на основные стандартные задачи) и довольно долго не заморачивались такими нужными на наш современный взгляд вещами, как экзамены. Более того, даже употребляли формы коллективного обучения, по нынешним временам воспринимаемые, как совершеннейшая профанация — когда, например, знания всей группы оценивают по одному её представителю на выбор самой группы. Понятно, особо высокого качества образования таким путём не добиться. Но такое массовое обучение всех подряд позволяло, по крайней мере, предоставить тем, у кого обучение хорошо получается, возможность проявиться. Даже если из сотни человек один становился хорошим инженером и из тысячи человек один становился хорошим исследователем — это уже окупало затраты на обучение всех: ведь в науке и технике даже одиночка способен дать основу для колоссальных прорывов многих сотен.
    Оригинальный подход. И мы ещё чему - то учимся у запада.Всё под носом.
    1. Gari
      +2
      25 марта 2013 22:19
      Добрый вечер а мне и это понравилось
      Так, Иосиф Виссарионович Джугашвили на приёме передовых сотрудников металлургической промышленности в Кремле 1934.12.26 рассказал: «У нас было слишком мало технически грамотных людей. Перед нами стала дилемма: либо начать с обучения людей в школах технической грамотности и отложить на 10 лет производство и массовую эксплуатацию машин, пока в школах не выработаются технически грамотные кадры, либо приступить немедленно к созданию машин и развить массовую их эксплуатацию в народном хозяйстве, чтобы в самом процессе производства и эксплуатации машин обучать людей технике, выработать кадры. Мы выбрали второй путь. Мы пошли открыто и сознательно на неизбежные при этом издержки и перерасходы, связанные с недостатком технически подготовленных людей, умеющих обращаться с машинами. Правда, у нас наломали за это время немало машин. Но зато мы выиграли самое дорогое — время — и создали самое ценное в хозяйстве — кадры. За 3–4 года мы создали кадры технически грамотных людей как в области производства машин всякого рода (тракторы, автомобили, танки, самолёты и так далее), так и в области их массовой эксплуатации. То, что было проделано в Европе в продолжение десятков лет, мы сумели проделать вчерне и в основном в течение 3–4 лет. Издержки и перерасходы, поломка машин и другие убытки окупились с лихвой. В этом основа быстрой индустриализации нашей страны» (полагаю, из этого видно, до какой степени справедливы нынешние рассказы о тогдашнем техническом варварстве советского руководства, давшего сложнейшую технику в руки дикарям и тем самым растратившего громадные средства на неработоспособные производства
      Настоящий Вождь Сталин понимал что главное для Державы не перерасходы и издержки неизбежные ,а Время
  10. +4
    25 марта 2013 18:32
    Мне тут вспомнилось...в 30-х годах прошлого столетия,после гражданской войны при общей разрухе и нехватке специалистов...практически с нуля,практически за десяток лет в Союзе обучили милоины инженеров..токарей слесарей и прочих-прочих-прочих спецов всех уровней,В глобальном...мне кажется тока у нас умудрились за десяток лет зделать такой рывок, другим странам для этого кажется сильно больше времени надо было. Это я к тому....бывало и хуже,так что если что то прорвёмся,невпервой.
  11. +1
    25 марта 2013 18:32
    Школьная система не умерла, а за эти годы весьма окрепла. И по методам, и по материалам, и по техническому оснащению. Есть определенные вопросы к наполнению материала по литературе, обществознанию( но это не принципиальные упущения, это скорее проблемы роста).
    Но, то что сделали с высшей школой, это беда.
    То, что сталось с наукой, - восстановить крайне трудно, необходимы колоссальные деньги. Впрочем, это не вопрос денег, они есть, вон их сколько пропадет даром в кипрских банках, это вопрос государственности тех, кто может.
    Пока ни о какой государственности в вопросах развития российской науки нет и в помине.
    1. +2
      25 марта 2013 19:12
      Цитата: Чёный
      Школьная система не умерла, а за эти годы весьма окрепла.

      Вы бы аргументировали свой вывод. Я вижу обратное. И по методам , и по материалам. Внучка в школу ходит. Да и общаюсь с непосредственными носителями знаний.
    2. Cheloveck
      +1
      25 марта 2013 23:55
      Цитата: Чёный
      Школьная система не умерла, а за эти годы весьма окрепла. И по методам, и по материалам, и по техническому оснащению. Есть определенные вопросы к наполнению материала по литературе, обществознанию( но это не принципиальные упущения, это скорее проблемы роста).

      Ну да, окрепла до того, что грамотно пишущих и разговаривающих совсем мало стало.
  12. +4
    25 марта 2013 18:51
    Средний возраст инженера в промышленности и в науке перевалил за 40 лет,раньше каждый перед уходом готовил себе достойную смену,т.е. обучал натаскивал и мотивировал.Безразмерные промышленные и научные холдинги не позволяют такой роскоши современным специалистам,кадровая политика идет строго сверху,то есть из Москвы. negative
    Если это холдинг государственный - пиши пропало,поставят бездаря,но лояльного.У отца на заводе оценщик одной и той же детали,но на разных электровозах ставил стоимость детали на порядок больше,только потому,что чертеж новой детали выполнен в большем масштабе! laughing
  13. +1
    25 марта 2013 20:44
    Противоречия однако. Комплексы Т-50, "Армата", "Калибр" на технологиях типа "дрова, керосин и нитки" не катят. С другой стороны, вокруг "бардак" неимоверный.
  14. +1
    25 марта 2013 20:59
    + А. Вассерман не только напомнил мне, с чего мы начинали свою индустриализацию и к чему пришли, но и фактически натолкнул на мысль, о том, что именно по этому пути идет Китай - минимизация затрат, на этапе создания собственной базы, как в области технологий вообще, так и в создании вооружений.
  15. +2
    25 марта 2013 21:14
    Просто сейчас другие ориентиры в образовании. Не овладевать знаниями, навыками, а представить "отчёт". Это и ЕГЭ в школе и липовые диссертации "учёных" и масса подобных "рапортов" о "достижениях." И сегодня этого достаточно для успеха. Как добиться, чтобы делать дело, а не делать вид?
    1. +4
      25 марта 2013 21:24
      Цитата: treskoed
      Как добиться, чтобы делать дело, а не делать вид?


      На это Онотоле в конце статьи чёткий ответ дал.

      Ну, а если кто-то продолжит настаивать на борьбе за только безоговорочно эффективные ВУЗы (да ещё и выпускающие в товарных количествах юристов, бухгалтеров, деятелей сферы обслуживания искусств и прочих представителей креативного класса) — значит, такого человека можно сразу же снимать с работы и отправлять под суд за подрыв обороноспособности страны.


      И здесь я с ним полностью согласен
  16. +1
    25 марта 2013 22:13
    Честно говря я одного не пойму - правительство если бы захотело - могло бы решить очень просто проблему кадров !!! Как ? Очень просто - платить этим самым специалистам зарплаты на уровне мировых стандартов - но и требовать от них полной выкладки !!! На самые перспективные должности конструкторов, ученых и высококолассных специалистов - устроить жесткий конкурсный отбор среди молодежи и отобрать самых лучших из лучших !!! За кумовство и продвижение "своих" строго и публично карать... А молодых людей прошедших через отбор и занявших престижные места в реальном секторе экономики ставить в пример и всячески пропагандировать их образ жизни... Такая система через несколько лет как в России так и Украине создаст основу будущей технической элиты !!!

    Но наверно и у вас в Москве и у нас Киеве люди недалекие сидят хоть и со званиями академиков и бизнесменов !!! Все надеятся на авось...
    1. 0
      25 марта 2013 22:41
      Цитата: Selevc
      За кумовство и продвижение "своих" строго и публично карать...

      Цитата: Selevc
      и у вас в Москве и у нас Киеве люди недалекие сидят хоть и со званиями академиков и бизнесменов

      У них у всех свои кумы, дети, внуки, и прочие родичи! Так что - "не пойдеть"! Особенно, если действительно талантливые найдутся!!! И куда этим престарелым деваться? На пенсию? У-у-у-у! crying
      1. 0
        25 марта 2013 23:18
        Нет ну почему бы не создать организацию контролирующую этот самый конкурсный отбор которая состояла бы из людей публичных и уважаемых всенародно - типа того же Вассермана !!!
    2. Cheloveck
      0
      25 марта 2013 23:57
      Цитата: Selevc
      Честно говря я одного не пойму - правительство если бы захотело - могло бы решить очень просто проблему кадров !!!

      Ключевой момент: если бы захотело .
      Комментарии излишни.
  17. Gari
    +2
    25 марта 2013 22:23
    Если Анатолий Вассерман стал убежденным Сталинистом,значить все верно
    как сам Сталин говорил-,, Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметет его,,
    Поднялся ветер времени
  18. +2
    25 марта 2013 22:27
    [b]Причём обучали сразу по всему спектру точных наук и инженерных дисциплин, не ограничиваясь бесспорно важными направлениями. Ведь для осуществления любой крупной разработки нужны бесчисленные дополнительные усовершенствования — порою мелкие, но необходимые. [/b]

    Хорошо подготовленный специалист должен хорошо знать свою специальность и осознавать ее взаимосвязанность с другими научными дисциплинами. В свое время не осознавал для чего врачу физика, но учил. Потом дошло - все в мире взаимосвязано!!!
    1. 0
      26 марта 2013 01:28
      Жаль, что физику -прикладнику очень тяжко даётся эскулапия. Подобный симбионт был бы ещё полезнее в обеих сферах. Кстати - учите программирование.
  19. 0
    26 марта 2013 01:17
    В случае пожизненного найма частник-капиталист платит за обучение и повышение квалификции. работника из своего кармана. У него есть отдел кадров, который этим и занимается. В этом отделе работают не отставники-силовики, а вполне конкретные специалисты в этой области.
    Капиталист не Сталин и, даже, не Вассерман и не может себе позволить штамповать сотню спецов, чтобы выпестовать одного ему нужного.
    Но капиталист наукой не занимается - только в этой сфере могут пройти методы, предлагаемые Васерманом.
    Непосредственно в МО я признаю только две науки - Тактику и Стратегию, а во всём остальном МО, как тот капиталист нуждается лишь в молодых, здоровых юношах с достаточным (теперь средним) образованием.
    Их, абсолютно всех, почти по Вассермановски , я бы забирал в училища и, по мере обучения, отсеивал бы сначала в рядовые, затем в унтера, а уже оставшихся доводил до офицеров.
    Проблема не в этом, а в том, что Армия не получает в должной мере оружие и первоначальные кадры, не говоря уже о том, что военнослужащий вообще не должен думать о том, где он будет жить и где будет жить и как питаться его семья.